Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Как открыть дилерский автосалон с нуля

Сразу отметим, что финансовые вложения в данный бизнес значительные и зависят от множества факторов, в том числе и от конкретно взятой автомобильной марки. При должной экономии первоначальные расходы могут составить порядка пятнадцати – двадцати миллионов рублей.

Для начала нужно принять взвешенное решение о том, дилером какой торговой марки вы будете. Для этого необходимо изучить автомобильный рынок своего города, чтобы понять, какие автосалоны уже открыты и успешно функционируют. При этом нужно учесть, что вне зависимости от выбранной марки можно столкнуться с необходимостью продаж менее востребованных моделей. Естественно, это может сказаться на прибыли и далеко не в положительную сторону.

Как показывает практика, обычно концентрация дилеров составляет примерно один салон на один миллион населения. При таких условиях выполнить план продаж можно выполнить довольно легко и быстро (как правило, за год один представитель должен продавать по сто автомобилей определенной марки). В результате можно будет успешно завоевать рынок и получать клиентов по рекомендации. Естественно, такой подход позволит со временем заметно увеличить оборот.

Если же продажи меньше шестидесяти машин в год (примерно), то это считается плохим результатом. Хорошо, если это автомобили самой высокой ценовой категории, но при сотрудничестве в сфере бюджетных машин это просто невыгодно. Выводы об этом может сделать не только владелец салона, но и основная компания и, возможно, прекращение сотрудничества будет достаточно болезненным в финансовом плане. Так что следует очень взвешенно подумать обо всех нюансах, с которыми может столкнуться владелец автосалона в дальнейшем.

Анализ рынка

Если есть желание открыть автосалон, торгующий автомобилями, которые в вашем городе уже предлагает другая компания, нужно внимательно изучить, насколько хорошо она справляется с покупательским спросом. Если конкурент полностью удовлетворяет спрос, то идея будет изначально провальной. Правда, иногда возможны исключения и, быть может, еще один салон придется весьма кстати. Все-таки многие автомобильные марки пользуются очень большой популярностью, поэтому в некоторых случаях одного автосалона конкретной компании будет недостаточно.

В любом случае, нужно тщательно проанализировать свой город, понять покупательную способность населения и уже в зависимости от этого предлагать городу марку автомобиля. К примеру, если у большинства местного населения доход ниже среднего, то вряд ли новые автомобили будут пользоваться большим спросом. Как правило, такие компании открываются исключительно в мегаполисах и это вполне закономерно. В крупном городе обычно наблюдается стабильный прирост населения, да и в целом доходы тут не могут быть низкими у большинства местных жителей. Еще правильнее учитывать и финансовую статистику по региону в целом, так как не стоит забывать и о том, что салон может оказаться, как единственным, так и одним из нескольких в своем регионе – это, опять же, тоже может весьма существенно повлиять на объемы продаж.

Организационно-правовая форма

Большое значению следует уделять и организационно-правовой форме, на основе которой, собственно, и будет вестись соответствующая деятельность. Регистрировать подобное предприятие лучше в форме ООО – это позволит работать на наиболее приемлемых условиях. Не забываем и про регистрацию кассового аппарата. Далее, согласно ОКВЭД, лучше выбрать следующие коды:

  • 50.10. (здесь подразумевается «Торговля транспортными средствами»);
  • 65.23. (этот код означает «Дилерскую деятельность»).

Открывая автосалон, сообщаем о своем бизнесе также и в следующие организации:

  • пенсионный фонда и непосредственно фонд социального страхования;
  • контролирующий орган, занимающийся защитой прав потребителей;
  • орган пожарной охраны;
  • управление потребительского рынка.

Естественно, в обязательном порядке открывается расчетный счет компании. Опять же, все эти моменты лучше доверить профессиональным юристам и бухгалтерам, которых, к слову, потом можно будет нанять на постоянной основе. В результате после оформления всех необходимых документов можно будет говорить о полностью законной деятельности. Надо заметить, что обычно требования со стороны законодательства к салонам автомобилей минимальные, поэтому особых проблем тут при дальнейшей работе обычно не возникает.

Доставка и оплата

Еще одним важным моментом является процесс доставки автомашин. Ранее многие дилеры завозили автомобили в Россию самостоятельно, забирая при этом их прямо со склада на заводе-изготовителе. Сегодня же большинство представительств автопроизводителей сами занимаются дистрибьюцией или же работают только с одним поставщиком, который и берет на себя все вопросы, связанные с прохождением таможни и доставкой.

Оплата может осуществляться по разным съемам. Как правило, за популярные машины оплата берется во время их отгрузки с центрального склада – это объясняется тем, что у дилеров подобные автомобили не задерживаются и довольно часто за ними выстраиваются очереди на долгое время вперед. Что касается более дорогих марок, то дилер может перечислять оплату за них только после продажи. Некоторые компании выставляют оплату после того, как автомобили доставлены. В том случае, если вы продаете машины, изготавливаемые в России, то возможен и товарный займ. В ряде случаев условия могут меняться, поэтому все здесь строго индивидуально.

Общий принцип сотрудничества предполагает, что продавец может взять у производителя столько автомобилей, сколько он способен продать. На продажу выделяется конкретный срок, который следует соблюсти. Если не удается уложиться в указанное время, то партнеру могут начислить штрафы. Еще одним из условий может такой вариант, что по истечении определенного времени и в случае, если автомашина так и не продана дилером, то она должна быть выкуплена. В результате этого импортер оберегает себя от убытков.

Когда говорится о наиболее дешевой марке, то требуется продажа не менее тысячи автомобилей в год и, надо заметить, это требование может быть даже более выполнимым, нежели продажа машин, которые стоят десятки миллионов рублей. Так что нужно смотреть не только на условия, но и на ценовой сегмент.

Предполагаемый доход

Рассмотрим теперь примерные заработки, которые обычно бывают в большинстве подобных компаний. Как правило, с каждой продажи владелец автосалона получает от семи до двадцати процентов. Также дилером может назначаться дополнительная прибыль в случае выполнения плана продаж – это своеобразное поощрение, которое также может выражаться и в предоставлении скидок, рассрочек. Кроме того, для продажи могут предлагаться модели, не пользующиеся спросом. Заработок возможен и на продаже различных аксессуаров, например, автомобильных ковриков, дисков и покрышек.

Предположим, что средняя стоимость одного автомобиля в салоне составляет полутора миллиона рублей. Если партнеру достается семь процентов от продажи, то в таком случае он получает по сто тысяч рублей с одного автомобиля. При этом всего за год в салоне удается продать сто машин. Выходит, что предполагаемая прибыль салона может составлять около десяти миллионов рублей за год или одного миллиона рублей в месяц общего дохода. Если вычесть из этих денег расходы на аренду, рекламу и зарплату продавцам, то минимум владелец салона может получать порядка пятисот тысяч рублей в месяц – для такого бизнеса, хоть и не самый высокий, но все же вполне достойный показатель.

Приведенные данные лишь условны, поэтому говорить о какой-то конкретной цифре тут практически невозможны. Тем более автосалон – это бизнес весьма масштабный, в связи с чем и разброс доходов тут может быть очень широким. В одном салоне прибыль может быть в разы меньше, чем в другом и многое тут зависит от внешних факторов. Так что при расчете заработка нужно учитывать буквально стоимость каждого автомобиля и вероятный спрос на ту или иную модель. Тут нужно проводить очень тонкий и подробный анализ, который позволит просчитать потенциальный заработок. Важно учитывать спрос на автомобиль в других регионах и по России в целом – это позволит сформировать уже точные статистические данные в целом. Естественно, со временем запросы клиентов могут изменяться, отсюда и закономерное падение прибыль на ту или иную модель.

Заключение договора

Выбрав место, заручившись данными исследования и подготовив бизнес-план, партнер уже обычно переходит к заключению договора. Очевидно, что представители компании очень детально изучают возможности партнера и предполагаемое сотрудничество в их глазах должно быть целесообразным. В идеале, если потенциальный владелец бизнеса будет располагать солидным капиталом для успешного продолжения деятельности – это позволит головной компании не бояться того, что бизнес прекратить через короткий промежуток времени. Все-таки не стоит забывать, что подобное сотрудничество планируется не на один год, поэтому бизнесмен должен быть и к дополнительным инвестициям. Также вероятны и пожелания компании по поводу совместной работы. Возможно, предпринимателю предложат открыть салон в другом районе, а то и в другом городе – эта идея тоже может быть правильной во многих случаях. После того, как договоренность достигнута, можно будет говорить о начале полноценной работы над проектом.

Строительство салона

Мы не зря говорим о строительстве, так как арендовать оптимальное помещение тут практически невозможно – все должно соответствовать фирменному стилю и другим стандартам, связанным с традиционной продажей современных автомашин. Таким образом, сегодня практически у всех крупных производителей автомобилей есть свои требования к строительству салонов. Это обязательное условие, ведь им важно, чтобы их бренд был представлен красиво и ярко. Это может повлиять на продажи не только в конкретном городе, но и по всей стране в целом. Вероятно, что при строительстве салона за партнером будут закреплены несколько сотрудников, которые будут курировать весь рабочий процесс. Тем более у основной компании уже наверняка есть готовые проекты строений.

Естественно, нужно рассматривать и несколько мест, подходящих под ведение данного бизнеса. Как показывает практика других фирм, территориально салон по продаже авто лучше открывать рядом с оживленной трассой и с выходом витрин на проезжую часть – это позволит лучше продвигать бизнес. Если подобрать такое здание не удастся, то лучше построить его самостоятельно, тем более что за городом найти подобный участок не составит проблемы. Только стоит учесть, что много времени уйдет и на сам процесс реализации проекта. То есть, даже при наличии финансирования в достаточном объеме, возведение здания может занять от полугода до двух лет. Когда здание будет готово, предстоит обучить персонал, завезти автомобили и решить последние организационные моменты.

Как было замечено в самом начале этого пункта, очень большое внимание уделяется соблюдению фирменного стиля и другим составляющим имиджа конкретной марки. Здесь возможны довольно строгие требования к стройматериалам и непосредственно к декору. Так что партнер должен обращать внимание на этот фактор, учитывая свои личные предпочтения и планы по дальнейшему сотрудничеству.

Персонал

Конечно, этот вопрос прорабатывается уже на стадии открытия, но и тут нужно подходить особенно внимательно. Солидное время придется уделить всему нанимаемому персоналу. Например, менеджеры салона будут для клиента лицом компании и, конечно же, они будут обеспечивать и повышать доход предпринимателя при последующей работе. Не секрет, что здесь должна использоваться хорошая мотивационная программа, чтобы результаты работы сотрудников были на должном уровне и помогали всячески повышать продажи. Естественно, все сотрудники магазина должны быть предельно вежливы, коммуникабельны, уважительны, стрессоустойчивы и обладать грамотной речью. Как правило, и в этих вопросах представители головного офиса оказывают хорошую поддержку и здесь особых поводов для беспокойства нет. Впрочем, лучше всего будет, если вы подберете опытного управляющего, который сможет хорошо контролировать и мотивировать персонал к качественной работе. Естественно, трудоустройство сотрудников должно быть официальным и желательно долгосрочным – это, вероятно, также позволит удержать продажи на стабильном уровне в течение большого количества времени. К слову, персонал может быть и временным, либо работающим на аутсорсинге. Возможно, правильнее всего заключить договоры с несколькими компаниями, например, в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета и клининга – это позволит сэкономить на тратах своей фирмы. Также, вероятнее всего, потребуются услуги надежного рекламного агентства, которое поможет в разработке стратегии привлечения клиентов и/или сделает все необходимые рекламные материалы. Благодаря такому подходу будет намного удобнее прогнозировать прибыль, которая за счет экономии может и вовсе увеличиться в дальнейшем.

Реклама

Закономерно, что партнеру будет предоставлена вся необходимая рекламная продукция и маркетинговые материалы. Естественно, при желании он сам может прорабатывать рекламные каналы для привлечения новых клиентов. Рекламная политика тут оплачивается дилером самостоятельно, поэтому стоит использовать все возможности. В предыдущем пункте мы уже сказали о выборе услуг профессионалов в области рекламы, поэтому тут можно довериться и таким специалистам. Важно лишь учитывать их опыт и обращать внимание на портфолио. Это позволит уже просчитать точный бюджет и получить максимальную отдачу от вложенных в рекламу денег.

Конечно же, многое зависит и от того, с какой конкретно маркой планируется работа. Выбирая заранее раскрученный и известный бренд, можно будет практически не беспокоиться о привлечении клиентов – многие люди наверняка сами будут искать нужную марку в своем или ближайших регионах. Исходя из этого, нужно очень хорошо поработать над рекламной кампанией в интернете, тем более сегодня доступ к этому средству связи есть уже абсолютно у всех.

Не стоит забывать и об обратной связи с клиентами. То есть, необходимо организовать почтовую рассылку – причем, она должна осуществляться, как через обычную, так и через электронную почту. В результате можно будет лишний раз напомнить о себе потенциальным покупателям и, быть может, привлечь в салон их знакомых.

Опять же, пиару должно уделяться достаточное внимание. Возможно, придется поработать и с мнениями клиентов, либо в завуалированной форме рассказать о своем автосалоне. Негатив здесь бывает крайне редко, однако его вероятность тоже не стоит полностью исключать. Грамотная пиар-стратегия – это гарантия того, что о новом салоне узнает максимальное количество потенциальных клиентов.