Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Орнитологическая служба аэропорта. Технологический процесс: Орнитологическая служба аэропорта

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность - большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Средняя опасность - голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Малая опасность - относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) - хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):


В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста - найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters).

В Орнитологическая служба аэропорта

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность — большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Средняя опасность — голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Малая опасность — относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) — хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста — найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters).

Орнитологическая служба в «Пулково» cоздавалась в начале 90-х усилиями нескольких сотрудников аэропорта, в итоге - разрослась до 13 человек. Трое инженеров-зоологов, двое «сокольников» - специалистов по хищным птицам, остальные - мастера и дежурные на взлетных полосах. В петербургском аэропорту обстановка особая: он расположен на одной самых мощных ветвей Беломоро-Балтийского перелетного пути, а поблизости от него простираются многочисленные заболоченные территории, на которых обитают различные виды птиц. Самые опасные из них - серебристые чайки, которых затягивает в сопла самолетов, вызывая тем самым поломку двигателя. Их численность удалось серьезно сократить: городскую свалку, неподалеку от «Пулково», которая кормила птиц долгие годы, ликвидировали в июле 2013-го, и им пришлось искать другое место пропитания.

Сейчас на территории аэропорта можно увидеть до 76 видов пернатых: от мелкой сойки до филинов и зябликов.


Основным оружием по отпугиванию птиц служит газовая пушка. В автоматическом режиме она создает сильные воздушные хлопки, имитируя звуки выстрелов. Предугадать, когда раздастся следующий, невозможно. Эффект внезапности играет тут на руку сотрудникам - непрошеные гости быстро привыкают к любым постоянным шумам и перестают на них реагировать. Другая акустическая система расположена по бокам от взлетно-посадочной полосы, она издает крики потревоженных чаек и оружейные залпы. Управляется с пульта инженера, который может наблюдать за обстановкой на полосе по специальным видеокамерам. В прошлом году систему слегка модернизировали - переписали птичьи голоса - предыдущие оказались родом из Северной Америки и наши абсолютно к ним не прислушивались.

Кроме механический приспособлений, используют и самые, казалось бы, банальные чучела и диско-шары. Последних расположено вдоль поля 10 штук - переливаясь, они могут напугать свечением стрижей и соек. Правда, и притягивают любящих все блестящее ворон. Сотрудники служба уверены, что ни один из методов не может быть идеальным, поэтому используют все в комплексе, комбинируя последовательность приемов, тасуют их и сами изобретают новые.


Кроме постоянных сотрудников в подразделении «служит» еще и птичий патруль: два сокола сапсана и балабан. Несмотря на хищную природу, они лишь имитируют атаку, охотятся на вабило (предмет, с которого их кормят), а пролетающие чайки думают, что преследуют их и стараются быстрее покинуть место. Ночью соколов сменяет филин. «Пулково» - единственный аэропорт в мире, кто использует его для безопасности полетов и пока доволен результатами. Чтобы птицы сами не сталкивались с самолетами, их выпускают по графику, а чтобы не нападали на сородичей - предварительно хорошо откармливают цыплятами, перепелами и мелкими грызунами.


Последний (но не по значимости) комплекс мер - превентивный. Территория аэропорта должна быть максимально непривлекательна для птиц. Для этого сотрудники осушают заболоченные участки, покрывают водоемы специальной сеткой (чтобы отвадить водоплавающих), убирают мусор, опрыскивают канавы и поля веществами, убивающими личинок комаров – чтобы лишний корм не вырастал.

Работа выглядит результативной: за 2014 год зафиксировано всего два случая столкновения птицы и самолета против 13-ти в прошлом. Последний серьезный инцидент произошел в ноябре 2013 года, тогда борт авиакомпании «Россия», отправляющийся из Петербурга в Гамбург, был вынужден сесть сразу же после взлета из-за попавшей в двигатель чайки. Об орнитологической безопасности думают, кстати, и производители самолетов. Именно они ввели в оборот несколько искусственный термин «птицестойкость» и регулярно проводят испытания, обстреливая только что выпущенные с конвеера самолеты или двигатели тушками птиц (в ход идет обычная курица). Повреждения должны быть не больше определенного уровня, иначе воздушное судно просто не допустят до международной эксплуатации.

Приехав в очередной раз для споттинга во Внуково, мы увидели возле забора молодого человека с такой вот птичкой.
Правда, при первой встрече она выглядела все-таки так:

2.

Понятно, что мимо такого зверя нельзя было пройти, предварительно не запечатлев.

Хозяин "пернатой", Дима, не только любезно разрешил сфотографировать свою питомицу (это девочка), но и очень подробно рассказал про орнитологическую службу московских аэропортов вообще и про соколиную охоту в частности.

Орнитологическая служба - отряд хищных птиц: ястребы и беркуты, призван бороться с такой проблемой как бродячие собаки и лисы на летном поле, и лишь в меньшей степени с птицами, которые просто не лезут туда, где есть хищник.
Оказывается, это реально серьезная проблема.
Да, территория аэропортов со всех стороне огорожена и мягко говоря, неплохо охраняется, но при этом есть масса ремонтных заводов, с которых бродяги и попадают на поле, а лисы просто подкапывают забор.
А теперь представим: самолет садится, а тут у него на пути собачка в 15, а то и 30 килограмм - это просто опасно.
Охотничьи птицы работают как во Внуково, так и в Домодедово, лишь Шереметьево отказался от идеи орнитологической службы.
Во Внуково четыре птицы.
Каждый день по нескольку раз орнитологи приезжают на территорию аэропорта и выпускают своих подопечных.
Лисы, как правило, надолго исчезают, а с собаками сложнее. Дело в том, что на место одной стаи всегда придет новая, место не останется пустым.

Рассказав коротко о своей работе, Дима предложил нам поснимать тренировку птицы.

Встретились мы в "чистом поле" рядом с аэропортом.
4.

В качестве доказательства.

5.

Эта девочка еще птенец, ей всего три месяца. Характер, со слов Димы, скверный, поэтому обучение идет не так быстро, как хотелось бы. Дрессура продолжается каждый день.

На самом деле, когда видишь такую красавицу на руке человека, сложно понять,что это не питомец в обычном понимании, он не испытывает любви к своему хозяину, не хочет с ним играть, не чувствует его настроения.
Грубо говоря, это человек подстраивается под птицу, а она будет с ним только до тех пор, пока ей это удобно.

7.

На птицу вешается колокольчик, чтобы слышать куда она улетела, и электронный маяк на случай, если она уж совсем далеко заберется.
8.

При тренировке птицы главное научить ее возвращаться на руку. Начинают с маленького расстояния, постепенно его увеличивая.
9.

Птицу подзывают свистом, а в руке кусочек мяса. Подсвистывают и во время кормления, чтобы этот звук ассоциировался с пищей. Обратите внимание, птица не отводит взгляд от добычи.

10.

11.

12. Есть касание!

Дима - сокольник с приличным стажем, уже 18 лет. Вот так мальчик в 10 лет увидел свою первую птицу, и определился с будущей профессией раз и навсегда.

13.

Кроме возвращения на руку, птице нужна и физическая нагрузка, то есть умение летать, причем летать быстро.
Для этого используют охотничий инстинкт. Хищник должен догнать свою жертву. Для тренировки чаще используют голубей, они очень быстро летают, что дает возможность формировать хорошую мускулатуру у ястребов.
Но сегодня голубя не было.

14.

15.


Для тренировки "подсадная утка" должна быть свободна, маневренна, но при этом оставаться подсадной.
У птиц зрение двухмерное, леску она не видит, для ястреба охота должна быть настоящей.
16.

17.

18. Враг повержен.

19.

20. Мокрая, но довольная.

Вот такие они, пернатые защитники аэродромных полей!

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует около пяти тысяч случаев столкновения самолётов и вертолётов с птицами во всём мире. Для предотвращения аварий при каждом аэропорте работает отряд орнитологов, который ежедневно следит за тем, чтобы птицы не мешали самолётам. The Village побывал в аэропорту Пулково и узнал, как можно использовать диско-шары для отпугивания пернатых, чем отличается лазерная пушка от газовой и почему сокол эффективнее ястреба.

ЧАСТОТА СТОЛКНОВЕНИЙ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
АЭРОПОРТА ПУЛКОВО

В 1983 году в штате аэропорта Пулково впервые появилась должность инженера-орнитолога. Но официально годом создания специальной орнитологической службы считается 1986-й. В этом году на помощь инженеру в аэропорт пригласили двух специалистов по хищным птицам. Сегодня в постоянном штате борьбы с пернатыми 13 человек. Это руководитель группы с говорящей фамилией Соколов, три инженера-орнитолога, мастера, проводящие дежурство на полосах, и два специалиста по хищным птицам.

ЧАСТИ САМОЛЁТА,
В КОТОРЫЕ ПОПАДАЮТ ПТИЦЫ


Главная задача орнитологической службы - сделать территорию аэропорта как можно менее привлекательной для птиц. Для этого сотрудники регулярно вырубают кустарники, осушают заболоченные участки и убирают мусор, чтобы ликвидировать места гнездования и кормёжки. Открытый водоём на территории Пулкова покрывают специальной сеткой - это единственный способ отвадить водоплавающих птиц. С наступлением весны у пулковских орнитологов прибавляется работы: количество птиц в городе и окрестностях увеличивается в связи с весенней миграцией, а значит, растёт потенциальная опасность их столкновения с самолётами при взлёте и посадке.



Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.

ОТПУГИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА

В Пулкове для отпугивания пернатых используют как новейшие технические средства, так и традиционные методы - хищных птиц.

Шумовые
(биоакустические посты, шумовые газовые пушки )
Световые
(светоотражающие шары, лазерные пушки)
Хищные птицы

ШУМ

Биоакустические посты. В аэропорту Пулково установлено по 13 биоакустических постов на каждой полосе. Пост представляет собой специальную конструкцию, способную издавать отпугивающие сигналы: для каждого вида птиц предусмотрен свой особенный звук. Установка оснащена видеокамерой с углом обзора в 360 градусов, чтобы за ситуацией на взлётных площадках можно было наблюдать с экрана ноутбука.


Биоакустический пост.
Биоакустический пост.

Шумовые газовые пушки. Такие пушки чаще всего работают в автоматическом режиме. С помощью датчиков они определяют количество пернатых вокруг и в зависимости от обстановки производит от одного выстрела в 10 минут до двух-трёх в минуту. Также пушки используются для точечных операций. Например, когда нужно прогнать из аэропорта залетевшую стаю.


Шумовая газовая пушка.
Шумовая газовая пушка.

СВЕТ

Портативные лазерные пушки. Пушки действуют по принципу лазерной указки и отпугивают птиц концентрированными пучками света. Правда, в арсенал орнитологической группы пулковского аэропорта новое оснащение поступит только в июне этого года.

Светоотражающие шары. Фактически это большие диско-шары, отражающие солнечный свет. Они воздействуют на зрение птиц, дезориентируют их и отпугивают. Всего на территории аэропорта установлено около 20 таких шаров.



Светоотражающий шар для отпугивания птиц.
Светоотражающий шар для отпугивания птиц.

ХИЩНИКИ

Для борьбы с нежелательными гостями в Пулкове используют специально обученных соколов, сапсанов и балобанов. Пролетая на большой высоте, сокол способен распугать птиц в радиусе одного-двух километров. Ястребы летают невысоко, на высоте примерно 200-300 метров, поэтому их обычно используют для разгона небольших стай. Большой проблемой для пулковских орнитологов является южная городская свалка на Волхонском шоссе, где чайки и вороны ищут корм.



Клобучок - специальный колпак, который птицам надевают на голову во время перевозки, чтобы они чувствовали себя комфортно и не нервничали.

Также в комплект специального снаряжения входит соколиная перчатка и ремешки, которыми птица на время перемещения крепится в руке, - опутенки.
Снаряжение в России не производится, поэтому приходится заказывать его за границей в основном в арабских странах.
В Пулково для отпугивания залётных птиц используют специально натренированных соколов-сапсанов и балобанов
Нервное поведение соколов объяняется тем, что в данный момент они высиживают птенцов.
Еще один обитатель орнитологической базы в Пулкове - чёрный ворон.






НЕЗДАЙМИНОВ
ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Инженер-орнитолог

«Городские свалки - это проблема не только Пулкова, но и многих других аэропортов. Так уж получается, что во многих городах они располагаются неподалёку от аэродромов. Естественно, свалки привлекают огромное количество пернатых. По утрам стаи чаек устремляются с севера на юг в сторону Волхонского шоссе, чтобы поживиться отходами. Мы совершаем точечные удары, направляя хищных птиц в конкретное место, а также выставляем дополнительные препятствия на пути чаек в виде шумовых газовых пушек и акустических установок. Наша цель - сделать всё возможное, чтобы воспрепятствовать их перелёту через территорию аэропорта. Также каждую неделю мы сами организуем профилактические выезды на свалку с газовыми пушками и хищными птицами ».