Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

 Военный Обозреватель. «Рабочие лошадки» флота обновили вооружение История разработки проекта

Наличие мощного военно-морского флота – это один из главных признаков сильной военной державы. Причем, кроме соответствующего количественного и качественного состава, современный флот должен иметь еще одну способность – возможность решать боевые задачи в значительном отдалении от собственных баз. Говоря другими словами, военно-морские силы обязаны уметь защищать геополитические интересы своей страны в любой точке Мирового океана.

Одной из основных задач боевых кораблей дальней морской зоны является борьба с подводными лодками противника, в первую очередь с его стратегическими атомными ракетоносцами. В составе российского флота подобные задачи способны решать большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 «Фрегат». По классификации НАТО они относятся к эскадренным миноносцам ПЛО.

Разработка проекта 1155 началась еще в первой половине 70-х годов в Северном проектно-техническом бюро, головной корабль серии – БПК «Удалой» – был спущен со стапелей судостроительного завода «Янтарь» в 1980 году. Всего же было построено 12 БПЛ этой серии, последний из них – корабль «Адмирал Пантелеев» был принят в состав Тихоокеанского флота в декабре 1991 года, то есть уже после распада Советского Союза.

В 1990 и 1991 году по модернизированному проекту 1155.1 были заложены два корабля – «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый». Позже планировали построить еще два БПК проекта 1155.1, однако эти планы так и не были реализованы. Из заложенных кораблей достроен был только «Адмирал Чабаненко».

Резкое уменьшение численности корабельного состава, которое последовало вслед за распадом СССР, превратило корабли проекта 1155 в настоящие «рабочие лошадки» российского ВМФ . Так, например, большой противолодочный корабль «Североморск» на протяжении длительного времени проводил патрулирование в Аденском заливе, защищая торговые суда от пиратов. Привлекался к выполнению аналогичных задач и другой корабль проекта – «Адмирал Виноградов». А «Адмирал Пантелеев» совершил несколько дальних походов в Тихом и Индийском океане.

Корабли проекта 1155 — самые совершенные охотники за подводными лодками

По своим основным характеристикам БПК проекта 1155 считаются одними из самых совершенных кораблей ПЛО в мире. Эти корабли вобрали в себя все достижения советского военно-промышленного комплекса. Еще более удачным получился проект 1151.1 – сохранив противолодочные возможности базовой серии, он дополнительно получил мощное противокорабельное вооружение. Единственным слабым местом БПК проекта 1151 можно назвать отсутствие систем противовоздушной обороны дальнего действия, что не позволяет кораблям бороться с самолетами – основными носителями противокорабельного вооружения.

История создания кораблей проекта 1155

Бурное развитие подводного флота уже в конце 60-х годов заставило руководство советского ВМФ задуматься над созданием противолодочных кораблей нового поколения с большей дальностью обнаружения и уничтожения противника. Кроме того, требовалось усилить защиту БПК от ракетного вооружения и увеличить мощь артиллерийского вооружения. В начале 70-х годов Северное ПКБ получило задание на разработку проекта нового противолодочного корабля. Работы над ним начались в 1972 году.

Первоначально конструкторы хотели взять за основу проект 1135, что позволило бы строить новый БПК на уже готовых стапелях. Однако военные требовали оснастить корабль гидроакустическим комплексом нового поколения и разместить на палубе противолодочные вертолеты, поэтому от ограничений, заданных небольшими размерами 1135, пришлось отказаться. Новый ГАК «Полином» по своим характеристикам значительно превосходил комплексы предыдущего поколения «Титан-2» и «Титан-2Т», но при этом он весил почти 800 тонн и имел длину 30 метров. Неудивительно, что проект в конце концов преодолел рубеж в 7 тыс. тонн полного водоизмещения.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков»

Форма кормовых обводов корабля была продиктована необходимостью размещения двух вертолетов и взлетно-посадочной палубы для них. Из артиллерийского вооружения БПК получил установки АК-100 и АК-630, а в качестве основного средства ПВО – многоканальную ЗРК «Кинжал».

Корабль решили оснастить газотурбинной силовой установкой, отличавшейся по сравнению с паротурбинной большей удельной емкостью при сравнительно небольших размерах.

В июле 1977 года на стапелях завода «Янтарь» был заложен головной корабль проекта – «Удалой». Буквально через несколько месяцев в Ленинграде на заводе им. Жданова начались работы над вторым кораблем серии – БПК «Вице-адмирал Кулаков». «Удалой» был принят в состав КСФ в конце 1980 года, а через двенадцать месяцев вслед за ним на север отправился и «Вице-адмирал Кулаков».

Всего же было построено 12 кораблей проекта 1155, они вошли в состав Тихоокеанского и Северного флота. Последним в серии стал корабль «Адмирал Пантелеев», который был заложен в 1988 году и спущен на воду в 1990 году. На данный момент четыре корабля этой серии уже списаны и утилизированы (в том числе и «Удалой»), а еще восемь – продолжают нести боевую службу.

В настоящее время состав Северного флота входят: «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Левченко», большой противолодочный корабль «Североморск» и БПК «Адмирал Харламов». Причем последний сейчас находится в резерве. К ТОФ приписаны следующие БПК проекта 1155: «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников» и корабль «Адмирал Виноградов». В настоящий момент «Маршал Шапошников» находится в ремонте, который начался в 2016 году.

Улучшенный проект 1155.1 «Фрегат»

В конце 80-х началась модернизация проекта 1155. Улучшенная версия получила обозначение 1155.1. Разработчики ставили перед собой задачу создать корабль с большей степенью универсальности, который бы более гармонично сочетал в себе противолодочные, противокорабельные и противовоздушные функции.

В модернизированном варианте две 100-мм артиллерийские установки были заменены одной 130-мм спаренной, также корабль получил противолодочный комплекс «Водопад», благодаря чему появилось место для размещения восьми ПКР «Москит». Кроме того, зенитные орудия АК-630М заменили комплексом (ЗРАК) «Кортик», что серьезно усилило противовоздушные возможности БПК. Также корабли модернизированного проекта получили новый, еще более совершенный гидроакустический комплекс.

Благодаря всем вышеперечисленным доработкам, противолодочный корабль практически превратился в универсальный эсминец, который способен решать значительный спектр боевых задач.

Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»

Первоначально планировалось построить десять кораблей проекта 1155.1, первый из них – «Адмирал Чабаненко» – был заложен в 1990 году. В следующем году началась постройка второго корабля серии, а также был сделан предварительный заказ на еще два корабля. Однако вскоре СССР приказал долго жить, и все эти планы остались нереализованными. Достроить сумели только головной корабль – «Адмирал Чабаненко», второй БПК этого проекта был разобран на стапеле.

В целом, проект 1155.1 получился весьма удачным. Его можно назвать дальнейшим развитием концепции ракетных крейсеров проекта 1134, которые, кроме мощного противолодочного вооружения, имели на борту и противокорабельные ракеты. Единственным его слабым местом можно назвать отсутствие на борту системы ПВО дальнего действия.

В настоящее время БПК «Адмирал Чабаненко» входит в состав Северного флота.

Описание конструкции и основные ее особенности

Корпус корабля проекта стальной с удлиненным полубаком (2/3 длины), значительным развалом шпангоутов в носовой части и двойным дном по всей его длине. Торпедообразный антенный обтекатель гидроакустического комплекса расположен в носовой оконечности. Корабли данного проекта оснащены системой успокоения бортовой качки, которая уменьшает ее в три раза.

Корпус разделен на отсеки огнеупорными перегородками, в отделке внутренних помещений используются негорючие материалы. Корабли данного проекта имеют систему пенотушения.

В кормовой и средней части корабля имеются три группы надстроек, в конструкции которых широко использованы алюминиевые и магниевые сплавы. Ангары для двух вертолетов Ка-27 размещены в кормовой надстройке.

Также следует добавить, что конструкторы большое внимание уделили обитаемости корабля с учетом его использования в различных климатических условиях. Офицеры размещены в комфортабельных одно- и двухместных каютах, мичманы – в помещениях на два и четыре человека, а матросы занимают кубрики, вместимостью в 12-14 человек. На борту есть специальные помещения для занятия спортом, отдыха, лазарет для приема больных или раненых.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух газотурбинных агрегатов М9. В состав каждого из них входит маршевый (9 тыс. л. с.) и форсажный (22 тыс. л. с.) двигатель. Подобная конструкция позволяет рационально использовать топливо. Еще одним важным достоинством газотурбинной энергетической установки является возможность быстрого выхода на максимальные обороты – 10-15 минут. У паротурбинной установки это процесс может занять больше часа.

Для энергообеспечения корабельных систем используются четыре газотурбогенератора, мощностью по 1250 кВт каждый.

Основой противолодочного вооружения кораблей данного проекта является гидроакустический комплекс «Полином», который по своим характеристикам в несколько раз превосходит ГАК предыдущего поколения. Он способен обнаружить подводную лодку противника на дистанции в 40-50 км. Кроме субмарин, «Полином» может засекать торпеды и якорные мины. Также можно добавить, что БПК проекта 1155 самые маленькие, из всех, оснащенных этим комплексом. В кормовой части корабля находится буксируемая антенна.

Вооружение: артиллерийское, ракетное, противолодочное

В состав противолодочного вооружения кораблей проекта 1155 входит:

  • Ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». С его помощью можно поражать не только субмарины противника, но и его надводные корабли. Пусковые установки комплекса расположены под ходовым мостиком корабля;
  • Два торпедных аппарата калибра 533 мм. Они располагаются на вращающейся платформе с электрическим приводом;
  • Две бомбометные реактивные установки РБУ-6000, каждая из которых имеет 12 стволов калибром 213 мм. Они расположены в кормовой части корабля.

В состав артиллерийского вооружения входит:

  • Две 100-мм автоматические пушки АК-100 калибра. Они предназначены для поражения воздушных, надводных и береговых целей. Скорострельность АК-100 достигает 60 выстрелов в минуту, а дальность его стрельбы – 21,5 км. Охлаждение осуществляется за счет забортной воды;
  • Четыре шестиствольные автоматические установки АК-630. Они способны поражать разные цели, как надводные, так и воздушные. АК-630 – это основное средство ПВО корабля на малых дистанциях. Скорострельность составляет 5000 выстрелов в минуту, а дальность поражения – 5 тыс. метров;
  • Одно 45-мм салютное оружие 21-КМ.

Комплекс противовоздушного вооружения кораблей серии состоит из двух ЗРК «Кинжал». Они размещаются в подпалубных контейнерах на корме и полубаке. Ракеты стартуют вертикально. Комплекс способен обстреливать четыре цели, на которые для увеличения вероятности поражения наводится сразу до 8 ракет.

Схема размещения комплексов вооружения на БПК 1155

В состав радиолокационного оборудования БПК проекта 1155 входит трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА». Она способна обнаруживать надводные и воздушные цели на дистанции в 300 км. Для обнаружения низколетящих целей используется двухкоординатная РЛС «Подкат» с дальностью обнаружения в 30 км. Также корабли серии оснащены РЛС сопровождения целей для комплекса «Кинжал», радаром управления артиллерийским огнем и РЛС управления ракетными стрельбами.

Модернизация БПК проекта 1155

В настоящее время принято решение о масштабной модернизации кораблей проекта 1155. Ее основным направлением станет повышение противокорабельных возможностей БПК.

Корабли получат новые 130-мм артиллерийские установки, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками и, самое главное, крылатые ракеты «Калибр» . Также будет рассмотрена возможность вооружения кораблей ПКР «Оникс». Работы уже начались, их планируют завершить до 2022 года. Стоимость модернизации одного корабля будет составлять примерно 3 млрд рублей. Это гораздо дешевле, чем постройка новых эсминцев или противолодочных кораблей.

После модернизации корабли получат новые возможности, они станут более универсальными и смогут оставаться в строю еще десять или пятнадцать лет.

Когда-то их было 13 (планировалось 50). Первым был списан 10-летний "Адмирал Захаров" (05.07.1994), серьёзно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной "Удалой" (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем - "Адмирал Спиридонов" (20.07.2001) и "Маршал Василевский" (10.02.2007). Каким-то чудом уцелел второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданова (СВ) - "Вице-адмирал Кулаков", находившийся в ремонте без малого 20 лет (1991-2010). Удалось сберечь и все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти - демонстрировать флаг в дальних водах без них было бы практически некому).


12.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)



"Адмирала Харламова" флот принял 30.12.1989 (традиционно "под ёлочку"), военно-морской флаг был поднят 25.02.1990 (день рождения корабля). Моложе него в серии чисто 1155-х только "Адмирал Пантелеев" (в более широком смысле - ещё и "Адмирал Чабаненко" пр. 11551). Первые 10 лет служба "Харламова" носила весьма активный характер. "Он был визитным кораблём, ходил не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду" (1993 - Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 - Роттердам, Нидерланды ).

"В 2000 году, когда погиб "Курск", в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля - "Чабаненко" и "Харламов". После той вахты корабль и стал к причалу". Другой причиной выхода БПК из строя стало то, что "в силу экономических проблем на флоте не всегда соблюдаются циклы технического обслуживания кораблей, которые... заложены при постройке. А ведь каждые два с половиной года корабль должен осматриваться в доке, каждые пять лет проходить ремонт. Причём ремонт соответствующего уровня. "Харламову" 17 лет (на 02.2007 - А.Ш.), но ремонта он не имел ни одного" . "Корабль не выходил в море с июля 2001 года " .


"Адмирал Харламов", Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)

Ещё несколько цитат (с небольшими стилистическими правками) из интервью действующего (на тот момент) и бывшего командиров корабля капитана 2-го ранга А. Сперанского и капитана 1-го ранга В. Кондратова от 14.02.2007 :

"Период ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооруженных сил у командования появилась мысль включить "Адмирала Харламова", который ещё не выслужил установленные сроки службы, в перечень кораблей, подлежащих списанию. Узнав об этом, я (В.К.) созвонился с сыном адмирала Харламова... Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала... Николай Николаевич встретился со своими бывшими выпускниками, которые занимают достаточно высокие, ключевые посты в военном ведомстве. Было подготовлено и направлено в правительство Москвы письмо с предложением... о возможном шефстве московской мэрии над "Адмиралом Харламовым"...

Вот уже два года (с тех пор, как у нас есть шефы) мы, например, не испытываем нужды в лакокрасочных материалах. Скажу по секрету, в краске на флоте нужда есть у всех. На флоте краску получают на великий праздник в июле (в День ВМФ - А.Ш.). Благодаря шефам у нас есть финансирование, и мы можем покупать нормальную, качественную краску у оптовых поставщиков и поддерживать подобающий боевому кораблю внешний вид...

Сейчас наша работа вышла на новый этап... заключён договор с судоремонтным предприятием, имеющим право работать на кораблях Военно-морского флота по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащён новым технологическим оборудованием... В помещениях установлены кондиционеры..." .

С 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально - в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнётся в 2014 г. на Северной верфи) . . Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), . корабль ухожен, при флаге, гюйсе и, надо полагать, частично (за вычетом ГЭУ) технически исправен. Фактически "Харламов" уже давно является и. о. стационарного учебного корабля , на котором готовят специалистов для более удачливых 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 г. на нём прошёл стажировку действующий командир машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Адмирал Ушаков" ).

Надежда на то, что БПК б/н 678 вернётся в строй, ещё есть. При этом вряд ли стоит принимать в расчёт сообщение двухгодичной давности о запланированной главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей пр. 1155, начиная с "Харламова" - уж слишком фантастичной выглядит идея заменить чуть ли не всё вооружение на А-192, "Калибр" и "Редут". А вот окончание в 2016 г. среднего ремонта БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ вполне может сыграть в биографии 678-го судьбоносную роль, т. к. не исключено, что именно он станет следующим кораблём, которому в мурманском филиале "Звёздочки" дадут вторую жизнь.


БПК "Адмирал Харламов", Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru). На снимке, сделанном спустя месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении) можно видеть одну интересную новость - государственный герб РФ на корме вместо закрашенного шаровой краской герба Советского Союза .

Источники

.
Благодаря удачной находке коллеги gorjatschew (ссылка 1 , о которой мне любезно сообщили сразу несколько читателей) у нас появилась возможность узнать кое-какие подробности о модернизации БПК ТОФ "Маршал Шапошников", который ориентировочно с 11.02.2016 находится в Дальзаводе. Забавно и грустно одновременно, что подробности эти стали известны из плана закупок ЦСД на 2017 г., размещённом не на официальном сайте предприятия, где его нет (ссылка 2 ), а в закупках Роснефти (!), интерес которой к владивостокскому СРЗ вызван тем, что, с 02.2016 по заказу нефтяного гиганта там достраиваются два танкера ледового класса. Другими словами, информация о "Шапошникове" досталась нам чисто случайно, волею судеб. Ниже сделана попытка представить, как можно разместить на корабле некоторые изделия, заявленные в названном плане, и добавлены факты, которые отсутствуют в записи по ссылке 1.



Ревизия закупок

Для начала перечислю в более полной форме и с авторскими дополнениями (в квадратных скобках) все закупки, планируемые в 2017 г. ЦС "Дальзавод", касающиеся БПК "Маршал Шапошников" (зав. № 114, а также заказы 04326 и 06326) :

№111 (593-ЗЦ) − прокат толстолистовой для судостроения (для БПК "Маршал Шапошников"), количество − 67,9 тонны, начальная (максимальная) цена договора − 6 143 035 руб., срок исполнения − до выполнения сторонами всех обязательств по договору;

№171 (230-ЗП) − поставка прутков бронзовых на БПК "Маршал Шапошников", 21 700 кг, 14 682 125 руб., срок исполнения договора − 01.06.2017;

№406 (147-ЗЦ), №617 (395-ЕП) − выполнение работ по восстановлению стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 ["Полином"], 1 комплект, 10 000 000 руб., 01.12.2017;

№493 (229-ЗЦ) − выполнение работ по изготовлению отливок спецоснастки с предварительной механической обработкой для выполнения работ на БПК "Маршал Шапошников" (заказ 04326), 7 шт., 2 000 000 руб., 01.07.2017;

№631 (418-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [маршевых] газотурбинных двигателей ДО63, 2 шт., 107 298 197 руб., 30.11.2018;

№632 (417-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [форсажных] газотурбинных двигателей ДТ59, 2 шт., 142 916 425 руб., 30.11.2018;

№638 (432-ЗЦ) − поставка АПК ИПЭ-1155 [аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации], 1 компл., [поставщик − "Неотек Марин" (СПб)?], 15 812 000 руб., 30.06.2017;

№673 (431-ЗЦ) − поставка СИП БЖ 1155-114 [система информационной поддержки борьбы за живучесть]; 1 компл., 31 506 000 руб., 30.05.2019 ;

№723 (522-ЕП) - выполнение работ по зачистке цистерн БПК "Маршал Шапошников", 835 650 руб., 30.07.2017;

№737 (570-ЕП) − изделие 3Р14Н-1155 [универсальная корабельная система управления стрельбой (УКСУС) комплекса "Калибр"] для заказа зав. № 114, 1 компл., "Моринформсистема-Агат" (Москва), 439 849 626,76 руб., 11.07.2019 ;

№765 (596-ЕП) − КАСУ 3Р60У [корабельная аппаратура системы управления ПКРК "Уран" (по аналогии с 3Р60 берегового ракетного комплекса 3К60 "Бал" с ПКР Х-35)], для БПК "Маршал Шапошников" (заказ 06326), 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 128 896 514,39 руб., 30.12.2018;

№770 (576-ЕП) − изделие "Пурга-115" [система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия], 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 315 034 915,44 руб, 30.11.2018;

№771 (601-ЕП) − изделия УВПУ [универсальные вертикальные пусковые установки] 3С-14-1155 для заказа 06326 ["Маршал Шапошников"], 2 шт, КБСМ (СПб), 649 370 933 руб., 01.09.2018;

№776 (611-ЗП) − поставка электронасоса НЦВ 25/20Б для заказа 06326 ("Маршал Шапошников"), 1 шт., [завод "ЭНА" (ЭлектроНасосные Агрегаты, Щёлково)] 730 656 руб., 01.11.2017;

781 (614-ЕП) − аппаратура МГИ [для измерения скорости звука в морской воде?] ("Маршал Шапошников"), 1 компл., "Дальприбор" (Владивосток), 4 804 650 руб., 2018.

Что имеем?

Судя по фото 6-9, по состоянию на 18.07.2017 с корабля были демонтированы :

1) вторая (возвышенная) АУ АК-100;
2) обе ПУ КТ-100М-1155 универсального ракетного комплекса УРК-5 "Раструб" ("Раструб-Б");
3) грузовой кран, расположенный между кормовой трубой и кормовой батареей ЗРК "Кинжал" − характерное "украшение", свойственное проектам 1155 и 1164;
4) антенный пост РЛС общего обнаружения и целеуказания "Фрегат-МА" (МР-750), располагавшийся на вершине грот-мачты;
5) антенный пост СУАО "Лев" (МР-184);
6) форсажные и маршевые газовые турбины (ДТ59 и ДО63).

Считать, что перечисленные изделия демонтировали для ремонта с последующим монтажом на прежних местах (кроме ГТД), наверное, было бы наивным. Другим очевидным фактом стал перенос окончания среднего ремонта с модернизацией с 2018 г. (ссылка 3 ) по крайней мере на 2019 г., т. к. срок исполнения договоров по пунктам 673 и 723 в плане закупок датируется 30.05 и 11.07.2019.

Оптимальный вариант

С учётом зафиксированного демонтажа наиболее оптимальным для БПК пр. 1155М представляется следующий состав нового вооружения с соответствующими системами управления:

1) 2х8 УВП ЗРК "Редут" или 2х12 УВП ЗРК "Ураган-1" ("Штиль-1") на месте второй АУ АК-100;
2) 2х8 наклонных ПУ комплекса "Калибр" на месте ПУ УРК "Раструб";
3) 2х4 ПУ ПКРК "Ураган" на месте грузового крана (за кормовой трубой, перед кормовой батареей ЗРК "Кинжал").

1. Есть информация, что размер пускового модуля ЗРК "Редут" на 8 ракетомест (для ЗУР 9М96) для корабля класса "корвет" − ДхШхВ = 3250х2250х4735 мм (ссылка 4 ), хотя по другим данным стартовая длина ракеты 9М96 4750 мм (ссылка 5 ). В то же время, на схеме Т. Гротника (NTW 2015-06, стр. 99 − ссылка 6 ) в пересчёте по ширине 22350 (16,0 м) размеры подобного модуля в плане значительно больше − 4330х2570 мм (при длине ракеты 9М96Д 5650 мм), но там и габариты УКСК получаются больше заявленных разработчиком (ДхШ 4200х2350 вместо 3760х1970 мм). Как бы то ни было 2х8 ячеек УВП ЗРК "Редут" легко помещаются в объёме, который занимала АК-100 − судя по продольному разрезу 1155 Ю. Апалькова ДхВ подбашенного отделения составляют около 6500х9500 мм, а его ширина, скорее всего близка к длине.

Однако, в случае с "Редутом" не всё так просто. Во-первых, он ещё не прошёл госиспытания, и неизвестно точно, когда пройдёт (хотя все надеются на конец 2017 г.). Во вторых, для его нормального функционирования надо основательно обновить радиотехническое вооружение, что непозволительно с точки зрения сроков пребывания "Шапошникова" в заводе. Поэтому гораздо более приемлемым вариантом является ЗРК "Ураган-1", который ещё тоже не прошёл "госы", но там дело упирается в частный вопрос включения в боекомплект дополнительной ЗУР с активной РГСН (9М317МА).

"Ураган-1" работает под старыми-добрыми РЛС "Фрегат" ("Фрегат-М2"?) и СУО 3Р91 ("Орех-1"?), с размещением которых на корабле особых проблем быть не должно. 3Р91 (радиопрожекторы, пульты и пр.), разумеется, будет доработана по результатам испытаний "Адмирала Макарова". УВП ЗРК (3С90.1?) имеет весьма оригинальную конструкцию (илл. 9) − это не "этажерка" по типу 3С14, простирающаяся на всю глубину погреба, а плоская панель высотой менее метра (ДхШхВ 7150х1750х950 мм − ссылка 7 ), к которой снизу подвешиваются ТПС с ракетами. Несмотря на превышение лимита по длине, легко заметить, что по краям пусковой установки расположены отсеки с гидро- и электрооборудованием суммарной длиной около 1800 мм, и в случае расположения УВП на палубе надстройки оставшиеся длина (5350 мм) и высота (при потребной глубине погреба 7 400 мм) без особых проблем впишутся в подбашенное отделение АК-100.

Таким образом, "Маршал Шапошников" и другие БПК пр. 1155, ожидающие модернизации, могли бы получить пусть и не полноценный комплекс зональной (коллективной) обороны, но по крайней мере ещё один эшелон ПВО, который позволил бы сбивать, если не носители, то высокоточные авиационные средства поражения (АСП) на дальности до 50 км от ордера и высоте 25 км с перспективой их увеличения до 70 и 35 км (по аналогии с ЗРК "Бук-М3") (ссылка 8 , ссылка 9 ). А это совсем не то, что ЗРК "Кинжал" (12 и 6 км), позволяющий самолётам противника свободно летать над БПК пр. 1155 на высоте, скажем, 6500 м и бомбить их КАБами с лазерным наведением, и даже не новейший "Тор-М2КМ" (15 и 10 км − ссылка 10 ).

Цитата : "Несмотря на то, что комплекс "Ураган" в отличие от "Кинжала" не предназначался специально для поражения крылатых ракет и других видов высокоточного оружия [ВТО], испытания [на СКР проекта 61 "Проворный" в 1978-1981 г.г.] подтвердили высокую эффективность его применения по подобным целям. Была успешно поражена реактивная глубинная бомба РГБ-60 с ЭПР, гораздо меньшей, нежели у типовых образцов ВТО" (Р. Ангельский, В. Коровин "ЗРК М-22 "Ураган", Техника и вооружение №1/2014). Напомню, что М-22 начинал с дальности 25 км и высоты 15 км.

2. Насколько известно автору блога, никаких изображений наклонных ПУ УКСК в открытой печати до сих пор не публиковалось. Однако идея таких ПУ витает в воздухе, и, судя по всему, в виде проектных проработок они есть в природе. Известно о них очень мало: индекс − 3С14П (где "П", надо полагать, означает палубная ), габаритные размеры − ДхШхВ 9520х2600х4600 мм, количество ракетомест − 8 (ссылка 11 ). Тот факт, что высота установки почти вдвое превышает её ширину, говорит о расположении ТПС (ТПК) по два в четыре яруса. Прорисовки "на салфетке" показали, что ПУ в подобной конфигурации очень плохо вписывается в архитектуру "Шапошникова" и его систершипов, т. к. КТ-100М-1155 имеет ДхВ(Ш) приблизительно 7000х3000 мм. Для данного проекта гораздо больше подошли бы пусковые установки в формате 3х2, 3х3, либо (если главкомату ВМФ так дорога цифра 8) − с тремя ТПС в каждом из двух нижних ярусов и двумя в третьем верхнем. С точки зрения аэродинамики, для крылатых ракет 3М14 и 3М54 препятствий для наклонного старта, на первый взгляд, нет никаких. Что касается баллистической 91Р, которая входит в состав не только "Калибра-НК", но и "Калибра-ПЛ", в случае невозможности обеспечить ей при пуске необходимый угол наклона траектории она может стартовать по-лодочному − по образу и подобию "Водопада-НК" ( ).

3. Судя по всему, грузовой кран на БПК пр. 1155 оказался "лишней деталью", иначе с ним не расстались бы с лёгким сердцем. При большом желании компактные ПУ "Урана" можно было бы разместить и между носовой трубой и грот-мачтой − расстояние между ними составляет примерно 6,5 м (на СКР пр. 11540 для установки двух 3С24 потребовалось на метр больше, но, я думаю, эту маленькую проблему удалось бы как-то решить). При размещении ПУ необходимо помнить о раскалённой реактивной струе ракеты 3М24 (Х-35), выходящей из контейнера с работающим стартовым ускорителем (фото 13). Если на 11540 для этого нет никаких преград, то на 1155 в случае размещения 3С24 тыльной стороной к борту в зону риска попадают торпедные аппараты с боекомплектом. Без газоотбойных щитов здесь не обойтись.

Реальный вариант

К сожалению, о реальном варианте говорить пока рано. Для того, чтобы мозаика сложилась не хватает ещё одного элемента, поскольку на три посадочных места, которые ранее были заняты второй АК-100, ПУ КТ-100М УРК "Раструб" и грузовым краном, приходится два оружейных комплекта − две УВП (УВПУ) 3С14-1155 комплекса "Калибр" и две ПУ 3С24 (1х4 КТ-184) комплекса "Уран". Если бы демонтировали "Раструб", но оставили кран, всё было бы убого, но понятно (убого − потому что худосочные КТ-184 разместили бы в нишах, предназначенных для массивных КТ-100М). Если бы убрали только кран, из драгоценного боекомплекта 3С14 (всего 16 ракетомест) можно было бы исключить 91Р. Демонтаж того и другого спутал все карты.

С большой вероятностью (95%) УВП УКСК расположатся на месте второй башни АК-100 (скорее всего − в продольном направлении), а ПУ "Урана" − между кормовой трубой и ближайшей к ней батарее "Кинжала". О том, что планируют установить вместо "Раструба", можно лишь догадываться. Возможно, это будут палубные ПУ ПКРК "Оникс" в виде облагороженных "этажерок" МРК "Накат" в формате 2х6 − ясность в этом вопросе может внести план закупок "Дальзавода" на будущий год. Не исключено, что в конечном итоге облик теперь уже многоцелевого корабля океанской зоны (эсминца) пр. 1155М приблизится к казавшейся некогда фантастической (если не сказать, утопической) проработке "Моринформсистемы-Агат" (илл. 14).

Примечание . У "Шапошникова" был один врождённый дефект, по которому он безошибочно определялся среди однотипных кораблей − отсутствие антенного поста РЛС обнаружения и целеуказания низколетящих воздушных целей МР-350 "Подкат" на вершине фок-мачты (к слову, среди 1155 есть ещё один "калека" − БПК "Вице-адмирал Кулаков" без АП носовой батареи ЗРК "Кинжал"). РЛС ОНЦ является важнейшим компонентом корабельной ПВО/ПРО, поэтому вместо устаревшего "Подката" на заказе зав. № 114 планируется установить новую станцию 5П-30Н2 "Фрегат-Н2" (надеюсь, с тем же функционалом), разработанную НПП "Салют" в рамках ОКР "Рыбец" и уже опробованную на том же "Кулакове" (ссылка 3 , ссылка 12 ).


2. Последнее фото "Маршала Шапошникова" до ремонта, известное автору блога, 24.08.2015 ( VAS63 с forums.airbase.ru)


3. Первое фото "Шапошникова" в ремонте, известное автору блога, Дальзавод, 11.02.2016 ( PSV_Sport с forums.airbase.ru, фрагмент;

Как заявил представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, к 2022 году пройдут ремонт и модернизацию 5 больших противолодочных кораблей проекта 1155.

Большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 являются одними из основных "рабочих лошадок" российского флота. 4 БПК данного проекта - "Адмирал Трибуц", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Маршал Шапошников" вместе с ракетным крейсером "Варяг" составляют "ядро" Тихоокеанского флота. Ещё 4 БПК - "Адмирал Харламов", "Адмирал Левченко", "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", а также БПК "Адмирал Чабаненко", построенный по усовершенствованному проекту 1155.1 входят в состав Северного флота.

Корабли проекта 1155 строились параллельно с эсминцами проекта 956 "Сарыч" в 1980-х годах. "Сарычи" предназначались для нанесения ударов по надводным целям и обеспечения ПВО соединений кораблей. Корабли 1155 проекта же строились как противолодочные эсминцы (называемые в российском флоте "большими противолодочными кораблями"). БПК проекта 1155, в отличии от строящихся параллельно с ними "Сарычей" получились превосходными кораблями. Крайне неудачная конструкция силовых установок, ненадёжность и требовательность к условиям эксплуатации эсминцев проекта 956 в виду тотального недофинансирования в 1990-х годах, привела к их повальному "выпадению" из состава российского флота. В то же время, БПК проекта 1155, благодаря своей надёжности и совершенной конструкции по большей части сумели пережить "тёмные времена" и в настоящий момент именно они фактически составляют основную часть российских эсминцев.

БПК проекта 1155 обладают огромными противолодочными возможностями - их "главным калибром" является 8 пусковых установок с противолодочными ракетами "Раструб" (на "Адмирале Чабаненко" они заменены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Москит", а противолодочное вооружение заменено на противолодочные ракеты "Водопад", выстреливаемые через торпедные аппараты). При этом корабли оснащены мощнейшей низкочастотной гидроакустической станцией (ГАС) "Полином", способной даже частично "заглянуть" под слой т.н. термоклина - границу раздела слоёв воды разной температуры, слабопроницаемой для звуковых волн, и уверенно обнаруживать подводные лодки противника на большом расстоянии. БПК также имеют и мощное торпедное вооружение и глубинные бомбомёты, позволяющие с высокой вероятностью уничтожать даже атакующие торпеды противника за счёт специальных "дрейфующих" мин, выстреливаемых на пути торпеды с взрывателями, реагирующими на шум винтов торпеды при её приближении. Имеют данные БПК и мощное авиационное вооружение - в ангарах корабля размещается сразу 2 противолодочных вертолёта Ка-27. Единственным минусом БПК проекта 1155 является отсутствие ЗРК средней или большой дальности - имеющийся на корабле ЗРК "Кинжал" способен обеспечить только ПВО корабля в ближней зоне. Однако его возможности по перехвату ПКР противника высочайшие. Корабли также оснащены мощным радиотехническим вооружением, в частности РЛС с фазированными антенными решётками "Фрегат" и специализированными двухкоординатной РЛС "Подкат" с предельно узкой диаграммой направленности, предназначенные специально для обнаружения низколетящих целей.

В условиях очень низких темпов пополнения российского флота новыми кораблями, БПК проекта 1155 будут, по всей видимости, служить ещё очень долго, тем более, что они имеют огромный модернизационный потенциал. Как заявил Игорь Дыгало, в ходе ремонта и модернизации на данных кораблях будет проведён огромный объём работ по замене систем жизнеобеспечения и радиотехнического вооружения. С высокой долей вероятности можно предположить, что корабли получат последние модификации РЛС "Фрегат", а зенитные автоматы АК-630 заменят на перспективные зенитные пушечно-ракетные комплексы "Панцирь-М" - создание данного комплекса, представляющего собой "морской" вариант известного ЗРК "Панцирь-С" идёт полным ходом и поступить на вооружение он может уже в 2018 году, причём вполне вероятно, что и с новыми перспективными ракетами, имеющими практически вдвое большую дальность поражения, по сравнению с существующими ракетами 9М335 данного комплекса.

Вполне вероятна и замена ЗРК "Кинжал" на новейший ЗРК "Редут" или на морской вариант новейшего ЗРК "Тор-М2У", принятие которого на вооружение также ожидается к 2018-19 году. Существуют и проекты крупномасштабной модернизации БПК проекта 1155 с заменой противолодочных ракет "Раструб" на пусковые установки, обеспечивающих применение крылатых ракет семейства "Калибо" и сверхзвуковых ПКР "Оникс". По некоторым данным, подобную модернизацию уже проходит БПК "Адмирал Харламов". После подобной моденизации корабли получат многократно большие боевые возможности и станут отличными эсминцами, способными не только эффективно вести борьбу с подводными лодками противника, но и наносить мощные удары по вражеским корабельным группировкам, поражать ракетами "Калибр" цели, находящиеся на глубине в сотни километров от вражеского побережья и будут способны с высочайшей эффективностью обеспечивать коллективную ПВО корабельного соединения. При этом стоимость подобной модернизации оценивается в 2 млрд. рублей, в то время как стоимость нового эсминца - не менее чем в 30 миллиардов.

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Udaloy). На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут» . Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями », — пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия».

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль . При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у . Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами — на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше 40 универсальных эсминцев , способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ — «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»). В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками АК-100 калибра 100 мм, полуавтоматическими пушками 21-КМ калибра 45 мм, зенитными артиллерийскими установками калибра 30 мм, зенитными ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», реактивно-бомбовыми установками , а также двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят по два вертолета Ка-27ПЛ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года : разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось 8 таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном . С 2008 года для борьбы с пиратами в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно, именно он будет головным кораблем модернизации всего проекта.