Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Целеполагание тренинг для младших подростков. Тренинг по психологии на тему «Целеполагание

В основе любой деятельности лежит цель! Верные цели в бизнесе определяют результат, задают правильное направление, и позволяют получить максимальную прибыль. Тренинг целеполагания является фундаментом для достижения результата, и дает возможность научиться фокусировать все ресурсы на достижении главной цели!

Для кого? Тренинг целеполагания одинаково важен как для специалистов, так и для руководителей, потому что, к сожалению, целеполагание, как самостоятельная дисциплина не преподается ни в одном учебном заведении. А уроки по целеполаганию можно получить либо на тренинге, либо в реальной жизни. Жизнь - строгий учитель и безжалостный тренер, который часто дает уроки постфактум, когда уже слишком поздно! Шанс упущен, конкурент достиг эту цель раньше Вас, план продаж провален - и в эти моменты наступает прозрение относительно того, насколько верны или качественны были поставленные Вами цели.

Целеполагание - это процесс осознанного управления будущей реальностью , которая либо будет выстроена в соответствии с Вашими целями, либо Вы увидите реализацию чьих-то целей! Вы всегда достигаете свои или чужие - вопрос в том, какой результат Вы хотите получить! Тренинг целеполагания позволяет и штатному работнику, и его бизнеса взять достижение целей под свой контроль, для того, чтобы довести уровень достижения поставленных целей до 100%! Кроме того, процесс достижения значимой и амбициозной цели позволит Вам стать тем, кем бы Вы никогда не смогли стать, если бы не осмелились на такое!

Правильное целеполагание определяет будущее - и разрабатывая материал для корпоративного тренинга по целеполаганию в Вашей компании, мы ориентируемся прежде всего на то, какое будущее Вы хотите построить! Вы узнаете, что лежит в основе целеполагания, откуда берутся цели, и как встроить процесс целеполагания в свою работу с максимальной эффективностью.

Виды тренингов по целеполаганию:

1) Базовым тренингом для тех, кто не сталкивался с изучением инструментов целеполагания является (смотрите программу здесь!), который позволяет получить представление о том, что такое цели, как правильно их ставить, и как гарантированно достигать того, что Вы запланировали!

2) Тренинг целеполагания для персонала представляет собой уникальный арсенал методов, позволяющих сотрудникам проанализировать свою работу, определить индивидуальные показатели своей эффективности, и сосредоточиться на достижении главных результатов, которых ждет от них руководство. После тренинга целеполагания на то, в чем на самом деле заключается их работа! Возникает понимание того, что такое работа на результат! Разница между «Я делал» и «Я сделал!» навсегда останется в памяти у сотрудников. После такого тренинга многие ставят себе достойные цели в области профессионального развития и начинают делать для своей организации гораздо больше!

3) Тренинг целеполагание для менеджеров по продажам открывает «второе дыхание», как для новых специалистов, так и для сотрудников с большим опытом. Его можно рекомендовать менеджерам в качестве первого тренинга, либо провести его в более продвинутой версии для тех сотрудников, которые уже проходили . Одним из главных открытий данного тренинга для участников является то, что у известных многим этапов продаж также есть конкретные цели.

Но лишь 10% менеджеров по продажам умеют правильно ставить себе цели на каждом из этапов продаж, совершать нужные действия и гарантированно достигать ее. Это и есть декомпозиция целей в продажах, т.е. умение ставить себе цели и подцели в работе с клиентами. В таком случае каждое действие имеет определенную цель, каждый звонок приносит результат, каждая встреча с клиентом приближает к продаже!

И, кроме того, те менеджеры, которые проходят обучение на тренинге целеполагания в продажах, навсегда избавляют себя от такой ситуации как нерегулярные заработки и нестабильные продажи . Обычный менеджер по продажам первый месяц ищет клиентов, второй месяц их обрабатывает, в третьем месяце получает за них бонусы, и далее получает спад продаж, потому что делал паузы в поиске новых клиентов. Целеполагание в продажах позволяет научиться планировать и прогнозировать продажи, и делать денежный поток от клиентов стабильным, а свои доходы регулярными и высокими.

4) Тренинг целеполагания для руководителей - это азбука успешного управления собой и своими сотрудниками. Результат работы - верно выбранные и достигнутые им цели, с помощью компетенций и рабочего времени его подчиненных. В связи с этим, от того, какие цели поставил руководитель своим подчиненным, какими способами и как он следил за их достижением, будет зависеть его управленческая эффективность и результаты вверенного ему или ей подразделения.

Следует помнить, что руководители высшего звена являются первоисточниками главных целей для всех остальных сотрудников компании. Одна ошибка в постановке целей на верхнем уровне, может увести не в ту сторону деятельность десятков и сотен людей (например, когда ошибка касалась загрузки основных производственных мощностей крупного завода, и привела к заполнению склада некачественной либо невострабованной продукцией). Для руководителей такого уровня необходимо в обязательном порядке виртуозно владеть инструментами целеполагания, уметь работать с деревом целей, правильно декомпозировать цели и уметь синхронизировать своевременное достижение целей между всеми подразделениями организации.

Не менее важная ответственность за качественное целеполагание лежит на руководителях среднего звена, которые являются своего рода ретрансляторами целей высшего руководства, и отвечают за точность передачи этих целей нижестоящим подразделениям. Специальные упражнения тренинга целеполагания позволяют таким руководителям научиться делать это качественно и эффективно.


5) Тренинг стратегического целеполагания является обязательным для организации любого масштаба, начиная от небольшой компании в 3-5 человек и заканчивая организацией, объединяющей сотни и тысячи людей. Данный тренинг закладывает , и обеспечивает возможность внедрения инструментов стратегического планирования.


Также как у корабля должен быть маршрут, показатели для ориентации во внешней среде и параметры диагностики собственного движения, так и у организации должна быть четкая, выверенная стратегия, мониторинг ситуации на рынке и инструменты анализа собственной продуктивности в любой момент времени. Данный тренинг позволяет руководителям выстроить эффективную систему целеполагания для своей компании, и сделать процесс целеполагания понятным и общепринятым. Управление по целям позволяет организации прийти в «нужную гавань» также, как нашим предкам удавалось вывести свой корабль к нужному берегу, ориентируясь по картам звездного неба.

А для чего вообще существует организация и каков ее главный смысл? Например главным смыслом Walt Disney Company была мечта ее основателя о том, чтобы родители и дети могли проводить больше времени вместе, и радоваться незабываемым мгновениям, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Нет таких людей, которые перед тем, как покинуть этот мир сожалеют о том, что мало времени проводили на работе, обделяя вниманем свою семью.

И для того чтобы у кого-то в жизни стало хотя бы одним ценным мгновением больше, Дисней и создал свою великую компанию, которая в дальнейшем стала известной на весь мир. Компании без Миссии и Видения тоже могут успешно работать какое-то время. Но они живут гораздо меньше, не приносят радости своим основателям и их сотрудникам, а когда они исчезают, то их потом практически никто не помнит. Хотите привнести смысл в существование Вашей компании , который бы выходил за рамки зарабатывания денег?

Таким образом обучение сотрудников всех уровней эффективному целеполаганию деятельности в формате дает весомый экономический эффект уже в краткосрочной перспективе. А также делает организацию более устойчивой и конкурентоспособной даже в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Наличие цели и целеполагания, как инструмента управления будущим дают возможность ощущать уверенность в завтрашнем дне, и делают жизнь более яркой и насыщенной. Любой человек является генеральным директором большой корпорации собственной личности. Глядя на судьбы разных людей можно увидеть эффективность технологий целеполагания, которые они использовали (или не использовали вообще). Дрейф по течению относится к целеполаганию только если направление течения Вас устраивает.

Тренинг целеполагания

Целевая аудитория: подростки, юноши, взрослые.

Цель: научить основам продуктивного целеполагания.

Задачи:

    Определение понятий цель и целеполагание.

    Обучение правильной постановке целей.

    Визуализация и осознание цели посредством методики «Лестница достижений».

    Определение основных жизненных целей и ценностей, расстановка приоритетов.

Оборудование: стикеры, листы формата А4 по количеству участников, маркеры, фломастеры.

Этапы

Время

Примечание

    Орг.

момент

Добрый день. Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?

Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.

Предупреждаю, что тренинг скорее направлен на осознание, погружение, нежели имеет развлекательный характер.

1 мин

2. Выделение основных понятий

Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».

    1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»

    2 группа: «Что такое мечта».

    И 3 группа: «Что такое цель?»

(обсуждение)

Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.

Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?

Их можно разделить на внешние . Какие причины могут помешать достижению цели:

И внутренние . Какие причины могут лежать в самом человеке?

Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?

10 мин

Разбиение участников на группы

Ответы групп

3. Упражнение – разминка, диагностика

У каждого их вас есть стикеры. Напишите на стикере свое имя и приклейте на пол в любое место.

Теперь возьмитесь встаньте и возьмитесь за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение 2х минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Один раз – это минимум.

    Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?

    Итак, есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше 2х раз?

    Какими способами вы добились таких результатов?

    А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми? Кому было легче следовать?

Это простое и незамысловатое упражнение имеет диагностический эффект, т.е. вы сейчас прекрасно продемонстрировали свое поведение при достижении каких-либо целей. Наступить на стикер – это была своего рода небольшая цель. Кто-то приклеил стикер около своего места, кто-то решил рискнуть и приклеил далеко. Тем самым мы можем видеть, что одни люди ставят передл собой маленькие цели, это происходит либо от неуверенности в себе, неготовности на продолжительную и интенсивную работу, либо таким людям проще ставить маленькие цели и потихоньку приходить к нужному результату. А люди, которые не приклеили стикеры далеко, не боятся ставить глобальных, долгосрочных целей. Я не думаю, что один из вариантов лучше.а другой хуже, лучше тогда, когда вы выбирает стратегию. Которая вам подходит. Задумайтесь над тем, может зря вы ставите столь отдаленные цели или же наоборот, столь маленькие, вдруг вы можете гораздо больше?

9 мин

Раздача стикеров

Деление на 2 группы

Постановка цели

А сейчас мы с вами постараемся сформулировать одну цель, над которой будем работать на протяжении всего тренинга. Подумайте, какую цель вы бы хотели достичь, желательно, чтобы ее реализация была выполнена в течение одного года.

Перед тем как ее записать, пройдемся по основным правилам постановки цели.

Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.

Кирпич № 1. Позитивная утвердительная формулировка. Например, вместо «не хочу жить с родителями» надо «хочу жить отдельно от родителей». Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Психологи давно заметили, что наш мозг не воспринимает частицу «Не».

Кирпич № 2. Цель должна быть конкретной, измеримой. Конкретизируйте свою цель, чтобы желаемый результат был четким, понятным не только вам, но и окружающим. Как вы узнаете, что цель достигнута? Какой конкретно результат? Как он выглядит?

Кирпич № 3. Цель должна иметь конкретный срок завершения. Мы склонны получать все и сразу. Цели с такими нереальными сроками обычно не выполняются. Срок должен быть конкретный, т.е. не «через 5 лет», а «1 января 2016 года».

Кирпич № 4. Необходимо учесть экологичность и последствия. Какие могут быть негативные последствия для вас, если вы достигнете эту цель? Допустим, вы поставили себе цель накопить 10 тысяч к сенятбрю 2014 на планшет. Для этого вам необходимо устроиться на работу. Но достижение этой цели может помешать другим вашим целям н-р, хорошо учиться или больше помогать маме. Расставьте приоритеты. Стоит ли планшет вашей плохой учебы?

Кирпич № 5. Цель согласована с ценностями и убеждениями. Цели, которые согласованы с ценностями, выполняются гораздо легче и быстрее. Можно внести изменения только в формулировку цели, и это уже будет совсем другая цель, которая выполнится гораздо эффективнее.

Кирпич № 6. Цель должна быть достижимой. Убедитесь в достижимости цели хотя бы теоретически. Если чувствуется, что цель слишком сложна, но все-таки вы ее хотите - просто поставьте срок достижения чуть больше. Либо ищите другие, реальные ресурсы, которые можно использовать для достижения цели в тот срок, который вы поставили.

А теперь, следуя этим правилам сформулируйте свою цель и запишите на листочке.

5 мин

На стену вывешиваются «кирпичики» с надписями.

Визуализация и осознание цели

«Лестница достижений»

А теперь перейдем к визуализации нашей цели. Визуализировать – это представить в рисуночном, графическом варианте нашу цель на листе.

    Нарисуйте лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда ваша цель абсолютно не достигнута. Верхняя – когда она осуществлена полностью.

    Запишите 2-3 признака на первой ступеньке, обозначающих особенности ситуации, когда ваша цель не достигнута. А теперь, напишите на верхней ступеньке, 2-3 признака, по которым вы можете определить, судить, что цель достигнута полностью.

    Подумайте, на какой ступеньке достижений вы находитесь сейчас. Обозначьте эту позицию и запишите 2-3 ее главных характеристики. Важно записывать, не то, что вы делаете для достижения цели, а что уже конкретно сделали.

    А теперь главный вопрос: что конкретно вам нужно сделать, чтобы подняться на ступеньку выше и выше? Запишите. Это будут ваши задачи для достижения цели.

    Когда конкретно каждый из вас сделает то, чтобы приблизиться к цели на одну ступеньку.

Помогли ли данная методика прояснить вашу цель? Увидели ли вы цель новыми глазами?

А есть те, кто посмотрел на то, что нужно сделать, что вам для этого потребуется, и решил, что цель не стоит таких затрат?

Есть ли желающие, кто бы хотел рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения?

10 мин

Психолог рисует лестницу

Рассказ участников тренинга

Упражнение «До черты»

Итак, я кладу это предмет на пол. Ваша цель – отойти от этого предмета на 5 метров и с закрытыми глазами двигаться по направлению к этому предмету и остановиться тогда, когда с вашей точки зрения, вы будете максимально близко находится к предмету, но ни в коем случае не переступите его. Предлагаю выполнять задание по 2 человека.

Обсуждение: Чем вы руководствовались при принятии решения, в какой именно момент остановиться?

Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть». В каких ситуациях целесообразно использовать один из двух принципов?

10 мин

Психолог кладет предмет на пол

Упражнение

«Вам осталось жить»

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

    Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «Что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

    И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

Обсуждение: В процессе этого упражнения вы сможете четче определить свои цели и сроки их выполнения, особенно в долгосрочном периоде.

10 мин

Раздаются листочки

Упражнение «Через три года»

У каждого из нас есть в жизни проблемы, какие-то требуют немедленного решения, какие-то мы откладываем и лишь усугубляем. Я вам предлагаю одно упражнение, которое позволит взглянуть на нерешенные дела по-другому, шире. А также определить, что вам действительно важно.

Итак, составьте список наиболее важных дел в данный период жизни, над решение которых вы сейчас работаете (3-5 пунктов).

А теперь я вас прошу разделиться на пары. Лучше, если вашей парой будет мало знакомы для вас человек.

А теперь представьте, что вы стали старше на 3 года. Подумайте об этих проблемах «задним числом», будто уже прошло 3 года.

    Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

    Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии 3 лет?

    Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Обсуждение: По-другому ли вы стили смотреть на проблемы, перенесясь на 3 года вперед? Какой вывод вы сделали после упражнение и беседы с напарником?

Итак, психологами установлено, что мы достигаем 80 % успеха, затрачивая на все это 20% усилий, а оставшиеся 80% усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.

10 мин

Участникам раздаются листочки

Рефлексия

Чем помогают такие упражнения в целеполагании? Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо. Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

Посмотрите на рисунок, здесь изображены круги Эйлера. Подумайте и оцените прошедший тренинг по 3 критериям, которые написаны внутри круга. Критерий «Интерес» означает, что вам на тренинге было интересно. Нескучно. Критерий «Осознание» означает, что у вас появилось новое видение своих целей, своей жизни и того, что вы вообще хотите реализовать. Критерий «Результат» означает насколько полезной стал тренинг для вас, считаете ли вы подобные упражнения действенными и нужными, помогут ли они вам в дальнейшей жизни.

Поставьте плюс на пересечении тех критериев, которые, как вы считаете, были достигнуты лично вами. Если же тренинг не дал ни одного из результатов, то поставьте плюс за границами кругов.

Спасибо за работу и оценку!

5 мин

Вывешивается наглядность, на котором изображены круги Эйлера с надписью «Интерес», «Осознание», «Результат».

Продолжительность: 5 – 6 часов.

Целевая аудитория тренинга: управленческий, педагогический, проектный персонал, чья деятельность связана с планированием, анализом и принятием ответственных решений.

План тренинга:

Блок 1. «РАБОТА С ЦЕЛЯМИ»

4. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

5. Работа с опасениями по Декартовой схеме.

6. Решётка Келли.

7. Процесс «Кто Я?»

8. Процесс «Личный герб и девиз».

Блок 2. «контур управления. Планирование и контроль».

9. Контур управления.

10. Контур управления. Этап 1. Постановка целей.

11. Контур управления. Этап 2. Планирование. Инструменты планирования. Установка параметров.

12. Контур управления. Этап 3. Мониторинг. Методы контроля.

13. Контур управления. Этап 4. Анализ и корректировка.

14. Подведение итогов. Завершение тренинга.

15. Сбор письменных отзывов о тренинге.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Планшеты.

2. Бумага для письма (формат А4).

3. Ватман (2 – 3 листа).

4. Маркеры цветные (по возможности +фломастеры).

5. Позитивный настрой и инициатива.

Ход тренинга.

1. Приветствие, установление контакта и внимания.

2. Постановка целей на тренинг. Договорённости.

Рассказываем о том, что, как показывает практика, в мире только 5% людей умеют правильно ставить себе цели и добиваться их. Правильно поставленная цель – это 90% успеха задуманного. далее обозначаем содержание тренинга. После этого оговариваем правила поведения и взаимодействия на тренинге.

Предлагаем каждому участнику записать в листе целеполагания свою цель на этот тренинг. Затем, по желанию озвучить.

3. Упражнение «жизненные цели».

Шаг 1. уделите 15 минут времени поиску ответа на вопрос «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте всё что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше, тем лучше. После этого в течение 2х минут решите, что бы вы хотели добавить в свой список.

Шаг 2. Сейчас вам две минуты на то, чтобы выбрать из вашего списка

то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после ещё две минуты – чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев – две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над своими целями. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно, даже меняете направление, но главное, знаете, куда идёте.

Отвечайте на первый вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Но, составляя списки средне- и краткосрочных целей, пишите так, как если бы это были ваши последние годы, дни и месяцы. Первая рамка поможет вспомнить всё, к чему стремитесь. Вторая рамка позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

4,5. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

Цели должны быть SMART

Для придания целям ясности и конкретности необходимо ответить на ряд вопросов (Декартова схема):

Теперь, чётко обозначив и осознав свои цели, давайте поговорим о плате за их достижение. Попробуем ответить на следующие вопросы:

· С какими трудностями я могу столкнуться на пути к своей цели?

· На что я готов ради достижения своей цели?

· Чем я готов пожертвовать во имя своей цели?

Записав ответы на эти вопросы на бумаге, попробуем обозначить свои самые серьёзные страхи и опасения на пути к цели. Затем пропустить через декартовую схему, оценить их объективную значимость.

6. Решётка Келли.

После проведения описанных выше действий с целями, попытаемся определить, что нас больше всего привлекает и отталкивает в людях.

Возьмите чистый лист бумаги, разрежьте пополам. Одну половину разрежьте на шесть равных частей. На трёх из них напишите имена трёх ваших знакомых, которым вы симпатизируете. На трёх других – имена знакомых, к которым вы испытываете нейтральные чувства. Теперь переверните эти карточки именами вниз и перемешайте. Неразрезанную половинку листа расчертите пополам. Теперь возьмите три из шести бумажек с именами и откройте. Найдите одно положительное качество, которыми обладают двое из троих ваших знакомых, чьи имена окажутся на бумажках. Запишите это качество в правый столбец половинки. В левом столбце запишите противоположное качество. Процедуру повторить 15 раз, затем проранжировать качества, записанные в правом столбце.

Примечание: качества лучше выражать именами прилагательными, так проще будет подбирать противоположные по значению.

Полученный список – рейтинг ценностей конкретного человека. Он отражает систему ценностей данного человека. И в какой-то мере является критерием оценки поступков других людей. Следует показать, что у каждого человека система ценностей своя, она уникальна. Это следует учитывать при общении и уважать взгляды других людей.

7,8. Процесс «Кто я?», Процесс «Личный герб».

Процесс «Кто я?»

Каждый отвечает на вопрос не более чем десятью словами и пишет ответ на карточке. 5 мин. Ходят, смотрят, знакомятся с ответами друг друга.

Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот ёмкий вопрос «Кто я?». Кто–то считает наиболее важным одно, кто–то другое. Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я – образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я – образ в первом приближении.

Итак, подчеркните первые три ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов отображает какую – то сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны. Каким мог быть ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте? В качестве девиза может выступать всё что угодно: известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе. Теперь обратитесь ко второму, третьему пункту, придумайте девизы к ним и запишите на отдельных листах. Следующее задание – к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.

Есть ли среди нас люди, в жилах которых течёт дворянская кровь?

Процесс «Личный герб».

Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золочёных каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было легче – кто-нибудь из их предков совершил благородное деяние, которое прославляло его и отображалось на гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придётся потрудиться над созданием собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для разработки у вас уже есть. Но, может быть, вы сможете придумать нечто ещё более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений и позиций в познании себя? В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы чётко понять, с кем он имеет дело.

Вот примерная форма герба: герб разделён по горизонтали на две части, верхняя разделена по вертикали на три. 10 мин.

Левая часть – мои главные достижения в жизни.

Средняя часть – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни.

Нижняя часть – мой главный девиз в жизни.

А теперь, дамы и господа, у вас есть у каждого по минуте, чтобы представить свой герб и девиз. Вариант: разбиться на пары и после пятиминутной подготовки каждый должен представить своего напарника.

9. Контур управления.

Подумайте о важном задании или проекте, который вы планировали и выполнили, но который вызвал у вас проблемы. Каковы были главные причины проблем, которые вы испытали?

Многие менеджеры сказали бы, что большинство проблем в выполнении планов связаны с людьми и с неожиданными событиями. Поэтому далее мы обсудим эти вопросы, но сначала рассмотрим теоретические основы нашей практики планирования и контроля.

Сущность рациональной теории планирования и контроля проиллюстрирована на рисунке, который известен как «контур управления». Мы можем дать определение «планированию» и «контролю». Планирование – это процесс разработки того, что делать и как это делать, чтобы достичь некоторой цели (этапы 1и2). Контроль – процесс обеспечения успешного выполнения запланированных задач (этапы 3и4).

Контур управления.

Этап 1: установите цели

Если вы собираетесь взять на себя какую-нибудь инициативу, большую или маленькую, то сначала ясно представьте себе, чего вы хотите достичь. Полезно также установить определённые критерии успешного достижения поставленной цели, чтобы знать, достигли вы её или нет.

Цели должны быть SMART

При постановке целей в интересах всех участников сделать так, чтобы они были ясными и однозначными. Это значит, что они должны обладать определёнными характеристиками. Эти характеристики можно запомнить по первым буквам английской аббревиатуры SMART , т.е. цели должны быть:

· Конкретными (specific – S ) – ясными и чёткими в отношении того, что должно быть достигнуто.

· Измеримыми (measurable – M ) – т.е. указывать, как и чем будет измеряться успех.

· Согласованными (agreed – A ) – с целями и миссией организации, а в идеале с человеком, который будет работать ради достижения поставленных целей, и с любым, на кого может повлиять результат их достижения.

· Реалистичными (realistic – R ) – достижимыми с учётом имеющихся ограничений и необходимости согласования с другими целями.

· Определёнными во времени (timed – T ) – для достижения цели устанавливается необходимое время.

И всё же, если мы имеем цели соответствующие принципу SMART , нам всё равно нужно что-то ещё, что поможет удостовериться в достижении этих целей. Мы не можем себе позволить ждать окончания проекта, чтобы узнать о своём успехе или неудаче. Нам необходимо знать по мере продвижения вперёд, как идут дела, а для этого нужен план и параметры, по которым мы можем контролировать движение к цели.

Этап 2: составьте план, определите параметры и выполняйте задачи

Выяснив, что вы хотите сделать, важно далее спланировать действия, а затем начать выполнять запланированное. На этом этапе необходимо определить параметры – промежуточные контрольные показатели, которые можно рассматривать как критерии для оценки продвижения в направлении ваших целей. Из составленного плана можно получить показатели, определяющие величину планируемого продвижения к указанной дате.

Рассматривая создание планов на данном этапе, мы умышленно упростим некоторые вопросы. По своей сути процесс планирования представляет собой:

· Планирование:

Ø Установка ясных целей;

Ø Определение задач, которые следует выполнить;

Ø Распределение ресурсов, необходимых для выполнения задач;

Ø Составление рабочего плана, отвечающего вашим потребностям как менеджера.

· Контроль:

Ø Мониторинг продвижения к цели (контроль);

Ø Пересмотр планов согласно контуру управления. (корректировка).

Таким образом, при допущении, что цели, поставленные ранее, являются разумными, мы должны определить, какие задачи надо выполнить для достижения этих целей. Для этого мы рассмотрим два различных метода.

· Первый метод – это карты памяти. На простой карте памяти – иногда их называют «паукообразными» схемами – можно увидеть основную проблему (или идею) в середине страницы, от которой вы рисуете ответвления к каждой составляющей вашего понимания проблемы. Каждая из таких составляющих, в свою очередь, делится на более детальные части. Таким образом, карты памяти могут помочь раскрыть и зафиксировать ваше понимание проблемы в целом.

· Второй метод – это «дерево задач». Такая схема является более логичной и структурированной по сравнению с картами памяти. Планируемый проект подразделяется на составные части. Вы начинаете с предполагаемой работы в целом, а затем задаёте себе вопрос» какие два или три (четыре, пять) основных элемента составляют этот объём работ?» Затем каждый из этих элементов последовательно рассматривается и дробится до такой степени детализации, которая вам необходима. Составление такой схемы является хорошим способом обеспечить определённый уровень логической согласованности, исчисляемый количеством сформулированных подзадач на каждом уровне схемы.

Определив перечень задач, можно заняться графическим представлением их последовательности в формате плана. Наиболее часто используемым в этих целях инструментом является диаграмма Ганта, которая представляет собой форму полосовой диаграммы. Диаграмма Ганта – это просто координатная сетка, на которой слева страницы перечислены все задачи, а в верхней части страницы находится временная шкала. Сетка заполнена полосками, обозначающими продолжительность каждой задачи

Люди приспосабливают подобную диаграмму к своим целям, поэтому её внешний вид может быть различным. Например, некоторые люди показывают пунктирной линией продолжение полосы, чтобы обозначить, сколько ещё может длиться выполнение задачи сверх положенной даты, не вызывая сложностей. Другой вариант – оставить достаточное место под каждой полоской, чтобы потом другим цветом обозначить здесь реальные результаты продвижения к цели на интересующую дату.

Этап 3: проводите мониторинг движения к цели

Недостаточно просто определить соответствующие показатели: должен обязательно происходить процесс сравнения текущих реальных результатов с плановыми показателями.

Вы поставили цели, определили задачи, которые следует выполнить, составили план и обозначили различные контрольные точки, которые будут служить индикаторами. Теперь необходимо проверять, что происходит, и формировать некое суждение на основе полученной информации. Перечислим диапазон методов мониторинга, как формальных, так и неформальных:

· Наблюдение и личное участие: важно просто наблюдать, что происходит и быть доступным как для персонала, так и для коллег;

· Регулярная отчётность: например подготовка письменных отчётов для руководства;

· Отчёт об исключительных ситуациях: подготовка отчёта только в случае отклонения от плана;

· Опросы и обсуждения: возможно, во время встреч по проекту или визитов;

· Учётные записи и типовая статистика: например, составление бюджетных распечаток.

Этап 4: действуйте в соответствии с результатами мониторинга

Контроль достигнутых результатов может показать, что всё хорошо, но скорее всего он зафиксирует. Что реальное продвижение не соответствует плану или даже изменило первоначальные цели. Таким образом, мы могли бы продолжить без изменений, пересмотреть задачи или, если это в нашей компетенции, пересмотреть первоначальные цели. Затем мы продолжаем процесс мониторинга, проверки текущего состояния дел на предмет возможных отклонений от намеченного плана, принятия решений и перепланирования, в случае необходимости проходя и ещё раз по контуру управления, пока задача не будет выполнена.

После проведения мониторинга вы можете выбрать одно из трёх действий:

· Пересмотреть цели. Это радикальная мера, но иногда случается, что по мере выполнения плана истинный характер первоначально заявленных целей становится очевидным, и весьма разумным является внесение в них изменений.

· Внести изменения в задачи, которые всё равно следует выполнить, чтобы избежать отклонения от плана (или компенсировать их). Это самый распространённый способ действий. Обычно, если мониторинг показывает возникновение некоторой задержки, то в предстоящие недели должно быть выполнено больше задач, либо намеченные задачи должны быть выполнены быстрее, чтобы компенсировать такую потерю времени. При этом может понадобиться перераспределение ресурсов.

· Продолжить без изменений. Это может оказаться разумным в том случае, если отклонения незначительны.

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия Леванова Елена Александровна

Игры, упражнения для тренингов по целеполаганию и планированию

Прорвись к своей цели

Абсолютная ценность – это глобальная цель. Мы стремимся к ней. Но этот путь не прост.

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

2.2. Упражнения-игры и особенности их применения Известно, что процесс обучения затрудняют: недостаточное владение мыслительными навыками (операциями анализа, синтеза, обобщения, установления логических отношений и т. д.); отсутствие знаний смысла и значений

Из книги Энергия паузы. Психологические игры и упражнения автора Фопель Клаус

Упражнения-игры, направленные на развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности Сформировав у учащегося необходимые предпосылки учебной деятельности, переходим к той части коррекционной программы, которая направлена на формирование собственного навыка

Из книги Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия автора Леванова Елена Александровна

Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Клаус В. Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения М.: Генезис, 2011 г. - 240 стр.ISBN 978-5098563-245-3, 3-89403-156-5Учебный процесс не может обходиться без перерывов. Однако для того чтобы перерывы в полной мере способствовали восстановлению сил учащихся, необходимо их

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Игры, упражнения для проработки коммуникативных навыков СтопДля выполнения данного упражнения группа выходит в коридор. Выбирается один доброволец. Тренер предлагает участникам чуть внимательное отнестись к ощущению себя и окружающих, сосредоточиться, и дает

Из книги Где взять силы для успеха в любых делах и личной жизни автора Раков Павел

Упражнения, игры для тренингов креативности Удивительный

Из книги Вся правда о личной силе. Как стать хозяином своей жизни автора Масленников Роман Михайлович

Игры, упражнения для тренингов различной направленности Как

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Разнообразие психологических тренингов Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно разделить на

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. Большое количество

Из книги Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге автора Телегина Ирина Олеговна

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Анонсы тренингов Где взять силы для успеха в любви, здоровье, бизнесе Вот бы найти тренинг, где дается один инструмент на все случаи жизни, чтобы приобрести не знания, а навыки, которые гарантированно приводят к желаемым результатам! Где взять волшебный ключ, способный

Из книги автора

8. Результаты моих тренингов «Иногда настоящую правду говорят только чужие люди». В книге не передашь всей атмосферы тренинга, не покажешь упражнений. Изначально хотел это сделать, но решил поступить по-другому.Далее, в отзывах разных людей, вы услышите о неизвестных Вам

Из книги автора

Из книги автора

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения,

Из книги автора

Игровые оболочки для тренингов Если мы как специалисты работаем с группой в форме активного обучения, то в нашем арсенале есть достаточное количество сценариев занятий, тренингов. Любой из них при желании можно превратить в игру, заключив в игровую оболочку. Это поможет

Из книги автора

«Игры» и «упражнения» В калифорнийскую эпоху расцвета Гештальта (1964–1974) было придуманы различные невербальные упражнения, направленные на то, чтобы способствовать контакту, такие, например, как: переместиться по комнате, поддерживая в бодрствующем состоянии все свои

Прорвись к своей цели

Абсолютная ценность – это глобальная цель. Мы стремимся к ней. Но этот путь не прост.

Участники пишут крупными буквами на листах формата А4 свои ценности. Их развешивают на чем-либо в углу комнаты.

Группа делится на две части. Первая часть становится в противоположном от расположенных ценностей-целей углу комнаты. Сейчас они будут по очереди символически двигаться к своей цели. Задача – идти к ней и не упускать ее из виду на протяжении всего пути. Двигаться надо медленно, бежать нельзя.

Задача второй части группы – мешать этому движению: отвлекать, закрывать глаза, разворачивать.

Некоторые из мешающих во главе с тренером создают ближе к концу пути живую преграду, крепко берясь за руки, через которую нельзя пройти. Задача идущего к цели – прорваться через преграду, разными способами доказывая, что это нужно. Преграда держится до последнего! Если идущий не очень настойчив и убедителен, то его не пропускают, и он остается на середине пути.

Так, по возможности, каждый совершает этот символический путь. Затем группы меняются местами.

Линия жизни

Каждый участник ставит стул там, где он находится сейчас и откуда начнет движение к цели. Второй стул или какой-то еще предмет он ставит там, где его цель достигнута, примерно определив для себя время этого события. Затем, встав в точку «сейчас», он начинает медленно идти к достигнутой цели, отслеживая свои чувства и мысли. Каждый движется в своем темпе, можно по желанию возвращаться назад, останавливаться, оборачиваться. Когда участник достиг финальной точки, он садясь на тот стул или вставая на то место, которое обозначил, должен прочувствовать свое состояние там и сформулировать совет себе, начинающему движение.

Шеринг: каждый озвучивает чувства и, по желанию, тот совет, который он сформулировал, находясь в точке достигнутых целей.