Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Что такое форсайт сессия в образовании. Думать о будущем с помощью “foresight”

Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.

Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

Форсайт — технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.


Открытой проектной мастерской для осознания студентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных» форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.

Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.

При проведении сессии ВАЖНО:

Использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

Эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

Модель проведения форсайт-сессии

Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Задачи:

Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего. Составление участниками сессии «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей. Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей. Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий (фасилитатор): педагог-психолог, социальный педагог, куратор, тьютор.

Целевая аудитория: 15–25 человек.

Время проведения сессии: 2–4 часа

Введение

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности; объявляет регламент работы; устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда1, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видят через пять лет.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего». Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.


Упражнение «Карта будущего».2

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?

Какие препятствия вам предстоит преодолеть?

На какую помощь вы можете рассчитывать?

Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).






В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.

Заключение

На последнем этапе группа при поддержке ведущего:

    обозначает результаты («Чего же мы все-таки достигли?»); принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий; дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Теория и методика » http://lit. lib. ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml «Генерация Прорывных изнесе». — М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.

1 Тренд — тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

2 http://trenerskaya. ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi

Форсайт-сессия

«Лагерь будущего»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.

Задачи:

    Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.

    Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.

    Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.

    Формирование дорожной карты «Лагерь будущего".

Необходимые материалы : доска или флипчарт(магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий: фасилитатор- обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры,регламента

Целевая аудитория: участники –дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).

Время проведения сессии: 3 дня

Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.

Проектная сессия поводится в течение трех дней. Проектная сессия включает 3 этапа работы:

проектирование образа «Лагерь будущего»;

формирование проектных идей;

разработка параметров проектов и дорожных карт.

Введение

Ведущий:

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;

    объявляет регламент работы;

    устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта» ), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Основной этап

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:

каким они видят свой город через 15–20 лет;

где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут. Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов: - что такое ДОЛ;

Каковы его основные характеристики; - как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие; - что важно для подростков в современном ДОЛ; - какими станут ДОЛ в будущем.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.

На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды

технологии,форматы

оздоровление

- психоло г

Методы ТРИЗ-педагогики

- Ярнбомбинг

- Wi - Fi

- комната релаксации

- бассейн

- кафе на открытом воздухе

- индивидуальное меню

- Bookcrossing

- буфет

- WorkOut

- тропа здоровья

- организация лесных зон отдыха

- строительство Фока

- стадион на крыше корпуса

- велотреки

- разнообразие спортивных секций

- модернизация тренажеров

- компьютерный зал

- кружок робототехники

- квесты

- школа лидера

- планетарий

- новые формы пространства для творчества (коворкинги,хакспейсы,фаблабы )

- интерактивная библиотека

Цифровая галерея

- демонстрационные,

иммитационные, лабороторные, моделирующие технологии,тренажеры

- автоматика

- ежедневная диагностика здоровья, с рекомендациями по его профилактике

- создание трампов

- когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха )

- геймификация

- корпуса в формате «Умный дом»

- энергия будущего

- мобильный лагерь(меняющий свое пространственное расположение)

- программы-симмулянты

досуг

спорт

Социализация

Творчество

Культуру

образование

инновация

ближний 2019-2021

средний

2022-2025

дальний

2026-2036

горизонты

В завершении сессии участники презентуют свои проекты.

Заключение

Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:

    обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;

    принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;

    дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся.

Приложение. Основные единицы форсайта: Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего, это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами.
Авторы и участники не просто оценивают вероятности и риски, а проектируют свою деятельность. Результатом форсайта становится «Карта будущего».
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений Тренд – базовая единица форсайта. Это внешние устойчивые тенденции, важное, заметное направление в развитии чего-либо. Примеры трендов: Доля социального проектирования в образовании увеличилась. Происходит отток активности детей в социальные сети. Технологии - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. Пример технологии: социальное проектирование Формат- способ построения и подачи, форма проведения какого-либо события, мероприятия Пример формата: Семинар по социальному проектированию Тренинг по развитию ораторского искусства События То, что имеет место, происходит, наступает точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни.

Пример события: фестиваль социального проектирования,конкурс «Вожатый и его команда»

Угроза- возможная опасность . Пример угрозы:отсутствие финансирования социального проектирования

Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии отправляются в поле «черные лебеди».

Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга» ">

Степан Овчинников,
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга»

Стратегическую сессию я заказал с целью сформировать у команды единое понимание горизонта, видение целей и приоритетов, сгенерировать пул идей для конкретных шагов в 2018 году.

Общее понимание движения компании у меня было, но – только у меня и только общее. Требовалось погружение людей и проработка деталей, расстановка приоритетов.

Ведущего сессии выбирал по отзывам знакомых компаний, по сайтам. Разговаривал с каждым «потенциальным» организатором.

Дмитрий понравился хорошим пониманием ИТ-специфики, высоким интеллектом, практическим опытом, «иным» кругозором. Важно чтобы консультант был «примерно в теме», но «читал другие книги».

Работа началась с предварительной подготовки: серия скайп-сессий и «нулевой день». Отлично зашла идея со «стратегическими проектами» и сформировала суть годового плана.

Как я и предполагал, сессия — это серьезный стресс для команды, это не развлечение, это работа. Она дала и краткосрочный, и отложенный эффекты.

Лично я получил много новых идей, прямо не связанных со стратегией. Получил ряд советов и контактов. Задумался о реформах на следующие несколько лет.

Команда получила опыт осмысления работы компании в целом, диалога, формирования проектов. Мы сгенерировали 8 идей проектов, отобрали 4 приоритетных проекта, а работать начали над 6-ю. Это отлично.

Важно, что без команды Дмитрия стратегия была бы иной – до многих вещей я бы сам не дошел. Уже рекомендовал Дмитрия — дважды в FB и минимум дважды в личных беседах.

Светлана Берегулина
Директор по маркетингу в 1С-Битрикс

«1С-Битрикс» дважды приглашали компанию «Системный подход» для организации и проведения сессий по разработке стратегии продуктов.

Процесс креатива получился более структурированным, на выходе мы получили не только новые идеи для развития продуктов, но оценку их жизнеспособности, смогли правильно расставить приоритеты.

Большая часть предложенных на стратегической сессии возможностей реализована в течение двух лет. За это время наши продукты и сервисы стали на рынке еще популярнее, в том числе, это следствие правильной продуктовой стратегии.

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них

В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Форсайт - это инновационный инструмент моделирования будущего. Основа технологии - совместная работа участников на карте времени. Авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы увеличить вероятность желаемых событий и погасить нежелательные тренды. Сама структура Форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом результатом форсайт-сессии является карта будущего - визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Форсайт-технология была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. В 2008 г. в рамках движения “Метавер - образование будущего” была разработана и апробирована методика Rapid Foresight. Основа методики - совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология Форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды, увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды.

В чем практическая ценность проведения форсайт-сессии для организаций социального обслуживания?

Новые социальные реалии заставляют нас быть постоянно готовыми к выбору, к принятию решений. Есть два способа принятия решений:

  • Классический - из прошлого в настоящее. Решения принимаются на основе прошлого опыта. Модели, которые сработали с прошлом, мы автоматически повторяем, а то, что не сработало, отсеиваем. Недостаток этого подхода состоит в том, что сейчас дизайн социальной среды меняется так быстро и настолько радикально, что успешные в прошлом модели в новых обстоятельствах совершенно бесполезны.
  • Инновационный - из будущего в настоящее. Решения принимаются на основе видения будущего, которое учитывает текущие тренды и потенциал их развертывания. Этот способ особенно эффективен для организаций социальной сферы, которые заботятся об эффективном использовании своих ресурсов, для которых жизненно необходимы правильные решения как в отношении определения потенциально интересных социальных партнеров, привлечения и удержания новых клиентов, так и привлечения достойного персонала, который обеспечит рост клиентской базы.

Форсайт-сессия позволяет участникам увидеть направление вектора развития социальной среды в целом и своей отрасли в частности. Это позволяет встроиться в общее движение и получить дополнительные преимущества за счет определения необходимого места и оптимального времени.

Цель социальной форсайт-сессии - создание привлекательного образа будущего для клиентов на стыке государственного сектора, НКО и бизнеса.

В социальном форсайте могут участвовать руководители ЧГП, заинтересованные в создании общего видения и эффективной системы принятия решений (оптимальная группа - до 20 человек).

Основные методы:

  • - анализ трендов и разработка сценариев;
  • - брейнсторминг и геймсторминг;
  • - интегральная дорожная карта.

Дополнительные методы подбираются индивидуально, учитывая задачи организаций социальной сферы и особенности отрасли, в которой она работает.

Дорожная карта - взуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий, нанесенные на временную шкалу.

Минимальная продолжительность форсайт-сессии - 4 ч. Данные форсайта являются хорошей основой для проведения стратегической сессии, бренд-сессии, расстановки приоритетов в реализации проектов.

Результаты сессии позволят представителям территорий уточнить свои социальные стратегии, четко заявить о своих требованиях к компетенциям работников в секторе, определить стандарты подготовки специалистов, востребованных в будущем и т.д.

Дополнительно возможна организация общественного аудита законов, стратегических и проектно-организационных сессий, проектов по технологии краудсорсинга.

Необходимо ориентироваться на потребности клиента, активизировать его позицию и работать на опережение.

Т.В. Шинина

Лит.: Ицхак Адизес Калдерон. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015; Интерактивная карта “Будущее глобального образования 2015-2035” http://map. edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap; Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015.