Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства Субъекты малого предпринимательства и их государственная поддержка

Открытие бизнеса с нуля – процесс не только сложный и трудоемкий, но и необычайно затратный. Ввиду этого государство предоставляет финансовую и методическую помощь новичкам в сфере предпринимательской деятельности, помогая им справиться с первыми сложностями, возникающими в период старт-апа.
Сегодня я расскажу об основных направлениях поддержки малого бизнеса, о том, кто может рассчитывать на помощь и как ее получить.

○ Что собой представляет программа поддержки малого предпринимательства?

Программа поддержки предпринимательства – комплекс мер, направленных на развитие и становление малого бизнеса в России.

Нормативное определение понятие выглядит следующим образом:

«Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ».
(п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Государство предоставляет регионам разрабатывать собственные местные программы помощи субъектам предпринимательской деятельности, поэтому виды поддержки могут несколько отличаться, но в целом они схожи.

Основные формы поддержки, гарантированные малому бизнесу, предусмотрены в ч. 1 ст. 16 Закона № 209-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

Субсидиарная помощь.

Субсидии на предпринимательство предоставляются на основании ст. 78 Бюджетного кодекса. Поддержка в виде субсидий предоставляет собой безвозмездную целевую помощь на покрытие издержек бизнеса и возмещение недополученных средств. Выделяется она из бюджетов различных уровней.

Основные претенденты на получение субсидий:

  1. Граждане, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью. Помощь выделяется на открытие бизнеса при условии, что кандидат на получение денежных средств предоставит хороший бизнес-план.
  2. Граждане, нуждающиеся в поддержке. Субсидирование предоставляется и бизнесменам, ведущим деятельность уже длительное время. Помощь является целевой, поэтому претенденту придется доказать свою нуждаемость в средствах и обосновать свою пользу для региона.

Обучение и переобучение специалистов.

Оказание поддержки осуществляется преимущественно через центры занятости населения. В них проводятся бесплатные тренинги, семинары, лекции.

Обучение проводится:

  1. Для самих предпринимателей. Новоиспеченных бизнесменов учат вести налоговую и кадровую документацию, помогают реализовать на практике бизнес-идеи, информируют о государственных и региональных программах поддержки, рассказывают, где лучше получить кредиты на предпринимательство.
  2. Для персонала. Создаются условия для переподготовки и получения профобразования.

Организация ярмарок и выставок.

Муниципалитеты способствуют продвижению малого бизнеса в виде организаций для них тематических ярмарок и выставок. Так, в зависимости от региональных особенностей, местными органами власти собираются ремесленные, промышленные, сельскохозяйственные ярмарки, на которые приглашают представителей малого бизнеса, занимающихся этими видами деятельности. Такая организация способствует как продвижению товаров, так и формированию специализации отдельных регионов на тех или иных видах промысла, а также повышает культуру населения.

Для малого бизнеса это отличная возможность воспользоваться бесплатными торговыми местами, найти деловых партнеров, перенять опыт у конкурентов.

Консультирование по возникающим вопросам.

Статьей 20 Закона № 209-ФЗ предусмотрено бесплатное консультирование по правовым или экономическим вопросам. Зачастую оно проводится в центрах занятости населения. Также органы местного самоуправления могут создавать специальные консультационные пункты для субъектов малого бизнеса.

Льготная аренда.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 209-ФЗ малому бизнесу органы государственной и местной власти могут предоставлять в пользование и владение:

  • Оборудование и инвентарь.
  • Землю.
  • Строения.
  • Здания.
  • Машины, установки и механизмы.

Аренда может осуществляться на льготных условиях за определенную плату или на бесплатной основе. Главное требование при этом – целевое использование переданного имущества.

Срок договора не может быть менее, чем 5 лет. При этом если договор является платным, то предполагается постепенное ежегодное увеличение арендной платы: в первый год – 40%, во второй – 60%, в третий – 80%, далее – 100% (Постановление Правительства РФ № 645).

○ Как получить помощь?

Если вы решили открыть свой бизнес, то для получения помощи следуйте следующему алгоритму.

Регистрация деятельности ИП.

Если у вас еще не зарегистрировано ИП, вы можете претендовать на получение помощи на регистрацию бизнеса. На сегодняшний день нет фиксированной суммы субсидии, субъекты РФ устанавливают размеры поддержки самостоятельно. Например, в Москве это 10 200 рублей.

Чтобы получить данные средства необходимо состоять на учете в ЦЗН.

После того, как вас зарегистрируют в качестве безработного, приступайте к разработке бизнес-плана. Это обязательный документ, который требуется для участия в различных конкурсах на получение грантов. Бизнес-план должен предусматривать осуществление деятельности в качестве ИП как минимум на год.

После этого следует открыть ИП. Осуществляется это в местном отделении ИФНС. Регистрация занимает 3 рабочих дня.

После оформления ИП позаботьтесь о том, чтобы вас добавили в Единый реестр малых и средних предприятий. Данные должны быть внесены в следующем месяце после регистрации ИП 10-числа (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Требующиеся документы.

Чтобы получить компенсацию через ЦЗН за регистрационные действия потребуются:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Бизнес-план.
  • Справка об открытии банковского счета.
  • Квитанции, подтверждающие расходы.
  • Выписка из ЕГРИП.

После предоставления всех документов с ЦЗН заключается договор, гражданину компенсируют затраты на регистрацию.

Чтобы получить более существенную помощь, следует принять участие в местных или государственных конкурсах на получение грантов. Для этого проработайте до мелочей свой бизнес-план, составьте резюме и подайте заявку на участие в программе.

Куда обратиться за помощью?

Обратиться можно в местный муниципалитет, где вам расскажут о программах, которые проводятся в вашем регионе.

Кроме того, можно самостоятельно поискать различные проекты и конкурсы. Они могут проводиться государственными комитетами, банками, частными субъектами.

Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению региональной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы). В этом контексте рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в развитии малого и среднего предпринимательства, а также пути их дальнейшего разрешения.

Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, кредитование малого и среднего предпринимательства, переподготовка кадров, предоставление помещений.

Fesenko YA.S., Chernyshov R.V.,

Law student Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia chernyshov372@mail. ru

Scientific adviser: Romashkova I.I.,

Ph.D., Associate Professor

Regional programme to support small and medium enterprise (on an example of Moscow)

Annotation: the article considers review of the regional program for support small and medium business (on the example of Moscow). In this context, we consider the problematic issues that arise in the development of small and medium businesses, as well as ways to further resolution.

Keywords: support small and medium business, lending to small and medium business, retraining, provide accommodation.

Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет основные начала предпринимательской деятельности, устанавливая право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Федеральное и региональное законодательство дополняет указанное положение и закрепляет, что Российская Федерация и ее субъекты оказывают многостороннюю поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

Основным нормативным актом федерального уровня является Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который дает определения основным понятиям, подробно регламентирует такие формы оказываемой поддержки, как финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, определяет принципы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также затрагивает вопросы поддержки предпринимательства в различных областях.

Данный Федеральный закон является фундаментальным и базовым для развития предпринимательства не только в Российской Федерации в целом, но и в регионах, в частности в г. Москве. В статье 12 закрепляется важнейшее положение о взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов . Так, в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ координирует деятельность органов власти субъектов Федерации по реализации ими политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

В г. Москве как субъекте Российской Федерации оказание поддержки для развития субъектов малого и среднего предпринимательства более подробно регламентируется Законом г. Москвы от 26.11.2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Он основывается на вышеназванном Федеральном законе, однако дополняет его в части основ поддержки и развития, создании общих условий для развития предпринимательства, форм поддержки субъектов предпринимательства.

Считаем необходимым обозначить принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, поскольку на них строится система и программа развития малого и среднего предпринимательства. Итак, к ним относятся принципы:

  • 1) доступности инфраструктуры поддержки для всех субъектов;
  • 2) заявительного порядка обращения за предоставлением поддержки;
  • 3) равного доступ к участию в программах поддержки и развития;
  • 4) открытости процедур предоставления поддержки;
  • 5) интегральности поддержки.

Помимо этого, Закон г. Москвы подробнее раскрывает такие дополнительные формы поддержки, как правовая поддержка и поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров .

Итак, проанализировав основные федеральный и региональный закон в области развития малого и среднего предпринимательства, мы приходим к выводу, что Федеральный закон является фундаментальным, определяющим основные принципы, формы и направления развития, а Закон г. Москвы - дополняющим, более подробно регламентирующим указанную сферу с учетом социальной и экономической направленности региона.

Вообще, малое и среднее предпринимательство играет немаловажную роль в экономике Москвы. Во-первых, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели предоставляют около 2 миллионов рабочих мест. Во-вторых, они обеспечивают около 9-10% налоговых поступлений в бюджет г. Москвы.

Что касаемо предоставления рабочих мест, то по итогам 2013 года в Москве от общей численности работающих на малых и средних предприятиях на малых предприятиях было занято 42%; на микропредприятиях было занято 42%; на средних предприятиях было занято 5%; индивидуальные предприниматели составляли 11% .

Можно сказать, что развитие малого и среднего предпринимательства реализуется лишь частично, так как существуют различные препятствия. К таковым следует относить:

  • 1. Проблема кредитования, а также проблема получения различного рода финансовой поддержки от государства.
  • 2. Проблема доступности площадей (постоянный рост арендной платы).
  • 3. Проблема доступа к иностранным, а также региональным рынкам сбыта.
  • 4. Проблема недостатка высококвалифицированного персонала.

Если говорить об отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, то доминирующей в Москве является сфера услуг, торговли, здравоохранения, оказания социальных и коммунальных услуг, а также строительства. Указанные сферы имеют высокую социальную значимость, но к большому сожалению, развиты еще не в полном объеме.

Постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы» была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 годы».

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.» имеет свои основополагающие цели и задачи .

Так, целью подпрограммы в первую очередь является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы, затем преследуется цель роста благосостояния населения, которая может быть достигнута благодаря созданию подходящих условий для предпринимательской деятельности.

Основными задачами подпрограммы являются:

  • 1. обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
  • 2. увеличение численности занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;
  • 3. улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • 4. стимулирование предпринимателей к повышению прозрачности своей деятельности и создание благоприятных для этого условий.

Москва - столица России, является центром сосредоточения науки, промышленности и финансов страны. Именно благодаря этому, в Москве большая концентрация специалистов различных областей и различных уровней. Ведь именно в Москве развита городская инфраструктура, способствующая развитию инвестиционных проектов.

Как мы уже указывали выше, развитие малого и среднего предпринимательства в Москве происходит лишь частично, так как для его полного развития существуют различные барьеры, создающие достаточно существенные препятствия. Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства предусматривает меры по устранению существующих проблем в полноценном развитии малых и средних предприятий.

Подпрограмма содержит следующие мероприятия:

  • 1. Мероприятия по формированию благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности;
  • 2. Мероприятия по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • 3. Мероприятия по содействию в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки;
  • 4. Мероприятия по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 5. Мероприятия по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства .

Одной из проблем является кредитование малого и среднего предпринимательства, а также получение финансовой поддержки от государства.

Для решения данных проблем Подпрограммой развития малого и среднего предпринимательства предусматривается: предоставление субсидий для различных нужд, таких как уплата лизинговых платежей, процентов по кредитам, обновление основных средств необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Также возможно предоставление субсидий в целях финансовой поддержки проектов начинающих предпринимателей.

Немаловажной проблемой является подготовка или переподготовка кадров, а также повышение их квалификации. Для решения данной проблемы предусматриваются следующие мероприятия: организация и проведение стажировок, организация обучения работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить и мероприятия, которые направлены на формирование благоприятной деловой среды. Здесь выделяют:

  • 1. информирование с использованием СМИ о развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве;
  • 2. формирование положительного отношения населения к предпринимательской деятельности;
  • 3. доведение до населения положительного опыта ведения предпринимательской деятельности;

Состояние малого и среднего предпринимательства охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, которые в первую очередь связанны с производством продуктов питания, оказанием всевозможных услуг населению, транспортом и иными сферами, обслуживающими повседневную жизнь человека.

Однако при всей своей значимости данные субъекты не так финансово и имущественно устойчивы, как субъекты крупного предпринимательства, и без поддержки государства их развитие затруднительно.

Как нам кажется, основной проблемой для малого и среднего предпринимательства, является проблема предоставления помещений для ведения своей деятельности.

Согласно Подпрограмме развития малого и среднего предпринимательства предусматривается развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, которая заключается в создании и развитии центров краткосрочной аренды помещений для групповой или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей.

5 февраля 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы №88-ПП «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

Основной целью данной Концепции является решение имущественных проблем малого и среднего предпринимательства, которые вызваны дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения .

Для разрешения данной проблемы, в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры. Например, на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию такие объекты городского значения для малого предпринимательства как многофункциональный деловой центр «Марьино», «Технологическая деревня», расположенная в Зеленограде, бизнес-центр «Технопарк».

Сегодня в Москве мы можем видеть помещения, которые были построены еще в советское и постсоветское время, но к сожалению, они не приспособлены для ведения даже малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.

Из-за появления новых предприятий появляются и новые требования к нежилым помещениям. Они должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.

Итак, мы считаем, что на данный момент необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков, которые будут ориентированы на создание условий для реализации деятельности не только малого и среднего предпринимательства, но и молодежного предпринимательства.

Таким образом, проанализировав основные положения федерального и регионального законодательства, а также Подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.», мы приходим к выводу, что поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Москве осуществляется в самых разнообразных формах: в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной, а также правовой поддержки. Проводя различные мероприятия по развитию предпринимательства, Москва реализует разнообразные цели и задачи, прежде всего увеличение конкурентоспособности экономики города и рост благосостояния населения. Однако перед Москвой стоит целый комплекс проблем в области развития малого и среднего предпринимательства, который возможно решить только при всестороннем и глубоком подходе. П мы полагаем, что именно Подпрограмма развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2018 гг. является прочным правовым фундаментом, на основе которого Москве по силам достичь поставленных целей.

Литература:

  • 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  • 2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, №31, ст. 4006.
  • 3. Закон г. Москвы от 26.11.2008 №60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Ведомости Московской городской Думы», 02.04.2009, №2, ст. 273.
  • 4. Паспорт подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2018 гг.»
  • 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: монография//Ручкина Г.Ф. и др. Русайнс. 2015. С. 167
  • 6. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я.А., Венгеровский Е.Л. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования. Монография. М. Русайнс. 2015.
  • 7. Постановление Правительства Москвы от 05.02.2008 №88-ПП (ред. от 03.07.2015) «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 11, 27.02.2008.

Тихомирова А.В., Старкова Д.В.,

студенты юридического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Россия allesbony@gmail. сот

Научный руководитель: Васильева О.Н.,

к.ю.н., доцент

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти для средних предприятий; до ста для малых предприятий; до пятнадцати человек для микропредприятия;

3) выручка без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей).

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

Поддержка субъектов малого и среднего - деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований о защите конкуренции;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций . Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов . Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить г осударственную поддержку МСП?

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках. Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка. В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты. Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем ( , рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ. Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости. Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Интересный факт! Несмотря на обширный перечень документации, основной бумагой является бизнес-план. Опираясь на него, сотрудники учреждения будут принимать решение о возможности предоставления помощи в создании своей компании. По этой причине к составлению проекта стоит подойти тщательно.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело. Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Интересный факт! Зарубежный опыт показал, что малый бизнес нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Помощь должна оказываться стабильно. Чтобы малое и среднее предпринимательство чувствовало себя комфортно, политика должна быть направлена в сторону поддержки сферы.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Интересный факт! В США ежегодно регистрируются больше 600 000 предпринимателей. Однако уже через 12 месяцев 500 000 из них закрывают созданные предприятия. Дело в том, что американцы очень мобильны. Почувствовав, что компания не приносит ожидаемую прибыль, они закрывают ее и начинают ведение деятельности в другой сфере.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Специфика субъектов малого предпринимательства заключается в том, что они ограничены в финансовых ресурсах и не в состоянии проводить дорогостоящие маркетинговые исследования и мероприятия. Важным фактором, обеспечивающим развитие данного бизнеса, является формирование общедоступных информационных (коммерческих и некоммерческих) систем коллективного пользования, которые в состоянии на регулярной основе обеспечивать предпринимателей всей необходимой информацией Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. С. 56..

Меры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предусматриваются законодательством субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно отметить Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 30.10.2013) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" // СПС «Консультант Плюс»., а также ряд постановлений правительства г. Москвы в отношении информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства. Обратимся к нормам Закона о малом и среднем предпринимательстве, закрепляющим информационную поддержку данных субъектов.

В соответствии со ст. 19 Закона о малом и среднем предпринимательстве оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования.

Информация о реализуемых мерах поддержки является общедоступной и размещается в сети Интернет.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Москве осуществляется, как уже было отмечено, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

Данный закон предусматривает прежде всего правовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в следующих формах:

  • 1) издание специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 2) создание и (или) поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им юридические услуги на безвозмездной или льготной основе;
  • 3) привлечение на конкурсной основе лиц, имеющих высшее юридическое образование (в том числе адвокатов), организаций, оказывающих юридическую помощь, для осуществления правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) проведение иных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о малом и среднем предпринимательстве в городе Москве данные виды поддержки оказывают соответствующие органы исполнительной власти г. Москвы.

В сентябре 2010г. Состоялось открытие Федерального портала малого и среднего предпринимательства http://smb.gov.ru/.. В настоящее время на Портале можно найти довольно много информации: тексты различных (федеральных и региональных) программ поддержки малого и среднего предпринимательства, новости по заявленной тематике, тексты нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства, различные фото-, видео- и аудиоматериалы. Представляет интерес также раздел «Гид предпринимателя», в котором даются ответы на все интересующие предпринимателя вопросы на каждом этапе ведения бизнеса.

На указанном Портале можно найти ссылки на региональные порталы малого и среднего предпринимательства, раздел экспертных мнений, опросы и иную полезную информацию. Также достаточно важным является раздел «Статистика и аналитика», который представляет собой единственную базу данных в сети, содержащую официальную информацию о расходах бюджета и проводимых мероприятиях в поддержку малого и среднего предпринимательства Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2012. С. 36 - 41..

Однако в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) выявили невысокую заинтересованность потребителей в информации, содержащейся на Портале. Среди причин этого отмечается качество предоставленной на Портале информации: ее актуальность, своевременность, значимость. В итоге в НИСИПП сформулировано резюме о том, что Портал в том виде, в котором он находится сейчас, не может служить площадкой для обсуждения проблем малого и среднего предпринимательства. Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2012. С. 42 - 44.

В соответствии со ст. 21 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется информационная поддержка со стороны органов исполнительной власти г. Москвы.

Информационная поддержка может оказываться, например, в виде: создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных и обеспечения ее функционирования; организации выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов г. Москвы, инструктивных и справочных материалов; информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере межрегионального и международного сотрудничества; проведения иных мероприятий.

В целях реализации указанных мер принимаются подзаконные нормативные правовые акты г.Москвы. К примеру, согласно Концепции правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Москве предусмотрено консультационное, информационное, экспертно-аналитическое, планово-контрольное направление реализации правовой поддержки. В рамках реализации Концепции поддержка может оказываться следующими способами: дистанционно (телефон, Интернет); в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы; с выездом по месту нахождения субъектов малого и среднего предпринимательства; публично (на семинарах, круглых столах) Постановление правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. №104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» // Вестник мэра и правительства Москвы. - 2009. - №12..

В Постановлении правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. №288-ПП «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы» особо отмечено, что Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе составляет порядка двух миллионов документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100 тыс. экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. В целом возможностями электронных информационных ресурсов ежедневно пользуются более 20 тыс. пользователей. Налажена система «обратной связи» структур поддержки малого предпринимательства с предпринимательским сообществом посредством системы «горячих линий», подписки на информационные ресурсы, интерактивных опросов, публикации деловой информации пользователей ресурсов, дистанционного консалтинга.

В рамках направления по информационному обеспечению предпринимательской деятельности запущен портал «Малый бизнес Москвы» www.mbm.ru., который содержит данные о видах поддержки, оказываемой городом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о малом и среднем предпринимательстве Москвы правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может предоставляться организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации федеральных и городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде:

  • 1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства правовой информации;
  • 2) оказания субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса и защите их прав и законных интересов;
  • 3) создания и обеспечения функционирования специализированных информационных ресурсов, в том числе в сети Интернет, непосредственно посвященных правовой поддержке, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти г. Москвы и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) проведения иных мероприятий.

В настоящее время существуют следующие виды правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • 1) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в режиме «неотложной правовой помощи» с выездом к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • 2) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в режиме функционирования общегородской открытой телефонной линии содействия московским предпринимателям и общегородской открытой онлайн-линии содействия московским предпринимателям;
  • 3) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в рамках исполнения договоров об оказании безвозмездной правовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в режиме абонентского обслуживания;
  • 4) представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в судах;
  • 5) подготовка проектов правовых документов (заявления в арбитражные суды, межведомственные комиссии, жалобы на действия государственных органов, письма в адрес государственных органов и контрагентов и др.);
  • 6) подготовка проектов обращений для субъектов малого и среднего предпринимательства в правоохранительные и иные государственные органы по вопросам защиты от противоправных поглощений и завладения имущественными правами;
  • 7) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства прочих юридических услуг;
  • 8) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства услуг правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

Можно сделать вывод, что основная цель данной формы поддержки - защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на примере г. Москвы были рассмотрены виды информационной поддержки, оказываемые малому и среднему предпринимательству. Укрепление и стабилизация развития малого и среднего предпринимательства имеют место не только в Москве, но и на территории всей Российской Федерации. Дальнейшая реализация единой политики информационной, в том числе правовой, поддержки малого и среднего предпринимательства будет способствовать их развитию.