Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Клубная деятельность определение. Историческое развитие клубной деятельности

Клубная деятельность, как одно из средств группового сопровождения воспитанников

Подготовил инструктор по физической культуре

Клубное объединение – это разновозрастной детский коллектив (объединенный под разные виды деятельности имеющий общую идеологию).

Одной из особенностей подросткового возраста является стремление к независимости и в то же время к зависимости от мнения группы.

Именно в подростковых группах общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, поэтому и возникла идея через привлечения подростков к клубной деятельности привлечь их социально значимой деятельности и к организации и проведению своей жизнедеятельности.

Клубная деятельность может проявляться в разных формах от традиционной взаимной помощи до целенаправленных усилий в решении мировых проблем (мобилизации общественности, защите прав граждан, профилактике и предотвращению кризисных ситуаций и социального неблагополучия). И предоставляет возможность подросткам самим принимать решения и искать выход из жизненных проблем.

Это позволит решать сразу несколько задач:

Позволяет охватить достаточно большую подростковую аудиторию

Формирует устойчивые установки, как у самих подростков входящих в клуб, так и у окружающих ребят.

Развивает у сверстников чувство самоуважения и ответственности.

Расширяет возможности подростков для самостоятельного решения тех или иных жизненных проблем.


Помогает сформировать навыки, необходимые во взрослой жизни и для будущей профессиональной деятельности .

Для привлечения огромного подросткового потенциала нужно, придерживается следующих подходов к организации добровольных инициатив:

Очень важно, чтобы это была инициатива самих подростков, а не инициатива спущенная сверху, которая может превратить добровольную деятельность в «добровольно –принудительную».

Задачи своей деятельности должны вырабатывать сами подростки (тогда любая работа будет, проводится не для подростков, а вместе с ними).

Начинать деятельность клуба лучше всего с определения миссии, что собой представляет клуб и к какой цели стремится. При этом миссия выступает как дополнительный стимул или мотиватор для членов клуба и как визитная карточка команды.

При определении миссии клуба подростки должны ответить на следующие вопросы:

Кто мы? (статус организации)

Во имя чего? (высшие цель и ценности организации, а также качественные изменения, на которые направлена деятельность и ее потребности)

Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность организации)

Где? (географический район, на который распространяется деятельность организации)

Что мы делаем? (тип деятельности направленный на удовлетворение потребности целевой группы)

Формулировка миссии должна быть краткой, понятной для целевой группы и позитивной.

Затем определяются стратегические цели – основные направления деятельности по реализации миссии клуба.

Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

Как? (расширяют и поясняют вопросы миссии «Что мы делаем»)

Каких качественных результатов (изменений) мы собираемся добиться?

Какова наша целевая группа (на кого направлена деятельность организации) и каковы ее потребности?

Работа по определению миссии позволяет подросткам:

Прояснить их собственные представления об организации

Вдохновляет и побуждает к деятельности на основе «общей философии»

Помогает предупредить и разрешить различные конфликтные ситуации

Момент осознания каждым собственной ответственности в осуществлении намеченных планов

Клуб как место встреч . Это предполагает наличие особой внутренней атмосферы, основанной на доверии и безопасности. Чтобы создать такую атмосферу, совершенно необходимо иметь особое место, куда ребята могли бы приходить для того, чтобы общаться друг с другом в комфортной обстановке. Сама по себе возможность быть открытым, не опасаться за свою психологическую безопасность, обмениваться новостями очень привлекательна для подростка. Поэтому и нужно им такую возможность предоставить. На практике она реализуется, во-первых, при проведении клубных дней, во-вторых, в процессе подготовки совместных творческих дел, а, в-третьих, ребятам можно предложить приходить в клуб в то время, когда им это необходимо: они могут, например, отметить вместе какой-то праздник или событие. Однако привлекательность клуба как места для встреч таит в себе и опасность: со временем содержательный аспект деятельности может быть подменен «тусовкой», и тогда исчезнет системообразующий компонент проекта. Для того, чтобы этого не произошло, каждая встреча с подростками, каждый их приход в клуб должен быть на что-то нацелен. Если это клубный день, то у него должна быть и тема, и программа; если это подготовка творческого дела, то оно должно быть действительно подготовлено, а не отложено «до завтра». Ребята обязательно должны понимать, что если они собирались сделать что-то и для этого пришли в клуб, то от них ждут результата, и они отвечают за качество этого результата.


Клуб как средство самоидентификации в позитивном контексте.

Любое движение предполагает принадлежность к нему.

В подростковом возрасте причастность и принадлежность к некоему сообществу как проявление стремления к группированию играет важную роль в развитии личности, приобретении эмоционального и социального опыта Каждый подросток обязательно находит для себя референтное окружение, то есть «ближний круг», в котором существует «один из таких же, как я».(Клубное объединение прекрасно выполняет роль такой референтной группы . В ней ребенок осознает себя частью коллектива, в котором есть собственные ценности, правила, иерархия, порядок и цели существования. Если подросток однозначно определяет себя как часть группы - «клубного объединения», - то он принимает ее ценности и правила и затем переносит их в другие сферы своей жизни. Как видим, клуб выполняет крайне важную воспитательную роль - создает для подростка окружение, в котором принято социально-приемлемое поведение, активность, уважение, поддержка, где приветствуется и ценится развитие и внутренний рост. Для того, чтобы клубное объединение служило средством самоидентификации, нужно уделять внимание процессу роста группового потенциала. Групповая динамика, определение лидеров, навыки самостоятельного распределения ролей и ответственности, способность к объективной оценке проделанного являются обязательными условиями для формирования отношения к окружающей действительности. Хорошим инструментом для этого служат ролевые игры, различные ситуационные игры на местности. В ходе таких игр подросток приобретает опыт взаимоотношений , уступок и компромиссов, у него появляется возможность испытать себя, проверить свои интеллектуальные и коммуникативные способности. Для подростка ролевые игры - самый простой способ примерить на себя те роли, которые уже завтра, возможно, станут профессией, социальным положением, жизненной позицией.

Клуб как средство решения личных проблем под­ростка. Клубное объединение может служить для подростка средством решения личных проблем в трех плоскостях: во-первых, безопасная среда и наличие разновозрастной группы помогают избавиться от желания противопоставлять себя взрослым; во-вторых, подросток учится общаться с взрослыми, а те, в свою очередь, постепенно начинают ориентироваться на субъектные отношения с ребенком; в-третьих, само по себе клубное объединение как подростковая группа дает прекрасную возможность обсуждать возникшие проблемы в атмосфере доверия и безопасности. Все наиболее часто встречающиеся «проблемы подросткового возраста», такие как нарушение контакта с родителями, проблемы лидерства, самооценка, проблема выбора жизненного пути, любовь и дружба, так или иначе, могут разрешаться путем участия подростка в жизни клубного объединения.

Клуб как средство саморазвития. Деятельность клубного объединения подталкивает подростка получать новые знания и умения, которые нужны ему для осуществления добрых начинаний. Среди ребят могут быть художники, фотографы, техники, прикладники, актеры. Поэтому необходимо предусмотреть такие виды творческой деятельности, которые помогли бы ребятам проявить свои способности, умения и навыки. Удачной представляется организация клубных творческих мастерских.

Клуб как средство получения знаний и умений в орга­низации собственного жизненного пространства.

Любая самостоятельная деятельность подразумевает под собой ответственность, умение планировать и организовывать, распоряжаться собственным временем и правильно определять свои возможности и границы. Поскольку клуб основывается на конкретной и предметной деятельности, то у ребят появляется прекрасная возможность приобрести и закрепить навыки организации собственной жизни как в плане «техническом», так и в плане эмоциональном, Основу деятельности клубного объединения составляет организация досуга людей и деятельность, направленная на развитие социальной активности

Один из наиболее эффективных способов в этом деле - использование системы коллективных творческих дел (КТД)

Основные этапы организации досуговой деятельности в коллективе:

1. Планирование. Осуществляется с учетом тематики и задач клубного объединения. По итогам предварительной организационной работы создается содержательная основа работы клуба.

2. Определение лидеров, создание творческих групп. Здесь должен соблюдаться определенный баланс, иначе есть опасность, что педагог полностью возьмет инициативу в свои руки и лишит детей самостоятельности.

Сама подготовка творческого дела и работа с лидерами групп поначалу ложится на плечи координатора. К примеру, одна из творческих групп занимается составлением сценария, другая - оформляет место, где будет проводиться КТД, третья - готовит призы. При распределении ролей важно учитывать интересы и способности ребят. По уверенности подростков, их активности, увлеченности можно определить тот момент, когда инициатива полностью переходит в руки ребят. Если «устраниться отдел» раньше времени, то творческое дело может быть брошено на полдороге, если же не уйти в тень вовремя, то велик риск подавления творческой инициативы группы. Потерпев неудачу, ребята в дальнейшем могут воспринимать предложение взять инициативу в свои руки как «наказание». От того, как дети будут подготовлены, настроены на работу, зависит успех. Нужно отметить, что в одних делах ребята могут выступать как организаторы, в других - как участники. Таким образом происходит чередование творческих поручений.

3. Проведение дела. Роль взрослого в том или ином деле зависит от того, является ли оно «авторским» (тогда «автор» выступает в роли ведущего) или взрослый может быть рядовым
участником, членом жюри или экспертом. В любом случае взрослый должен постараться не вмешиваться в проведение дела, если оно действительно хорошо подготовлено, давая возможность группе проявить свою самостоятельность.

4. Анализ дела. Существуют различные методики анализа дел: экспресс-опрос, обратная связь. Отзывы участников и организаторов послужат основой для итоговой оценки дела, проведенного творческими группами.

Важно подчеркнуть, что при такой системе организации досуга подростки выступают не столько как потребители, «объекты», а как его организаторы.

Развитие социальной активности на базе клуба

Работа клуба позволяет не только отдыхать и интересно проводить время, но и заниматься серьезной социальной работой. Предлагаем использовать эту возможность таким образом: наладить контакт с одним из детских домов или приютов в вашем городе и проводить там творческие дела для ребят силами подростков, найти молодежные издания и редакции молодежных газет и предложить им помощь в подготовке сюжетов, поиске материалов для их изданий; помогать организациям, работающим с беспризорными детьми, участвовать в рейдах, акциях, кампаниях; обратиться в администрацию города с предложением помочь в подготовке информационных материалов (буклетов , плакатов) для молодежи.

Эта работа дает ребятам ощущение собственной значимости, учит их более терпимо относиться к людям, другими глазами смотреть на тех, кто в чем-то не похож на других.

Организация работы клуба

Для того, чтобы клуб действительно был клубом, надо постараться выполнить несколько условий. Понятно, что ваши возможности могут быть ограниченны, но можно постараться обойтись «малой кровью». В первую очередь.

У клуба обязательно должно быть собственное помещение. Пусть маленькое, но свое. Оформлять его, наводить порядок в нем - обязанность ребят. Нежелательно, чтобы клубу пришлось «делить» это помещение с кем-то еще. В этом случае ребята не смогут чувствовать себя хозяевами и относиться к клубу как к «дому».

Чем больше фантазии, труда и усилий приложат ребята к оформлению и «строительству» клуба, тем с большим удовольствием они будут приходить туда.

Обязательно нужно выработать четкие правила, что можно, а чего нельзя делать в клубе. Это касается курения, правил обращения друг к другу, порядка, времени прихода в клуб и т. д. Правила обязательно нужно составлять вместе с ребятами и принимать их только после того, как все согласятся с тем или иным положением.

Желательно, чтобы в клубе было четкое «расписание» работы: клубные дни, работы творческих групп, день для «свободных встреч».

Необходимо предоставить ребятам возможность собирать­ся и отмечать дни рождения и другие праздники вместе.

Важно определить, как и когда можно приводить в клуб друзей, которые хотят присоединиться к движению.

Несколько советов:

Клубный день лучше всего проводить раз в неделю. В этот день собираются все ребята, проводятся творческие дела, приходят «новенькие», организовываются дискуссии ит. д?

Для подготовки творческих дел стоит выбирать другие дни, когда будут приходить только те, кто занят конкретным делом: составлением сценария, разработкой мероприятия, оформлением

или подготовкой статьи. Если позволяет помещение, можно одновременно собирать несколько творческих групп.

Чем быстрее в клубе возникнет реально действующая система самоуправления, тем лучше. Не бойтесь передавать ребятам ответственность за соблюдение порядка в клубе, за то, чтобы все запланированное выполнялось вовремя. Постарайтесь, чтобы в клубе не возникало иерархической структуры - «главные» и «остальные». Безусловно, кто-то из ребят обладает лидерскими качествами в большей степени, но это не повод для установления диктатуры или «дедовщины».

Примеры форм работы в клубе

Обучающий курс - программа по подготовке молодежных групп.

«Кино не для всех». Подросткам предлагается посмотреть фильм, где стоят глубокие философские и социальные проблемы, на которые нельзя ответить однозначно. Такие формы работы позволяют влиять на формирование нравственных ценностей и смысловых ориентиров, таких как сострадание и милосердие, терпимость, добро, взаимопомощь , порядочность. Здесь важно, чтобы подростки увидели, что такое настоящее художественное произведение. Все это способствует развитию художественного вкуса.

Загородный выезд. Эта форма одновременно позволяет и учиться, и отдыхать. Загородную прогулку можно рассматривать как способ активизации повседневной работы и просто как поощрение Обычно выезд планируется на 3 - 5 дней. Он строится на принципах коллективной творческой деятельности и разделения ответственности за все, что происходит на выезде. Готовясь к этому мероприятию, нужно четко определить его цель и степень участия каждого.

Акция - активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение в движение новых членов. Роль волонтеров в акциях зависит от ее целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом - проведение в школе тематического дня, в третьем - участие в телевизионной передаче.

Дискотека. Почти все подростки с удовольствием посещают дискотеки. Любую из них можно наполнить различным содержанием, Здесь можно рассказывать о том, как организовать «чистый», «трезвый» и интересный досуг. Такая дискотека, вне зависимости от того, готовят ее подростки или же вы обратились к помощи профессионалов, должна быть тщательно подготовлена. Иначе может получиться так, что ее результаты будут прямо противоположны ожидаемым.

встреч. Проект и движение «Моло

Клуб создается с целью повышения социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают и развлекаются. Для членов клуба характерны инициативность, самостоятельность, общественное мнение и сознание. В клубе устанавливаются и развиваются межличностные контакты, различные по целям, степени регламентации, глубине, устойчивости, продолжительности и другим признакам. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями или специалистами, ориентирующимися в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой организации досуговой деятельности, используя способы и приемы организации взаимодействия людей.

Клубная деятельность носит многоцелевой характер. Различают комплексные и специализированные клубы. Комплексные клубы предназначены для организации общения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей. Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов.

При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно-просветительных, клубов отдыха, общения, молодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных клубов. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения (выпечка, приготовление национальных блюд).

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Клубный комплекс помещений образуют помещения для работы кружков и студий.

Зрительный зал клуба должен быть предназначен для многоцелевого использования. Он должен быстро трансформироваться. Пол помещения должен быть плоским и на одном уровне. Мебель должна быть мобильной или легко демонтируемой. Целесообразно предусмотреть естественное освещение зала. Внутреннее пространство зала должно быть комфортным, уютным, располагать к общению. Интерьер должен создавать уютную клубную атмосферу.

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и помещений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональное использование.

При анализе клубной деятельности изучаются число участников, состав и количество групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство.

Социально-демографическая структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации и модели поведения, которые говорят о социально-психологической структуре участников.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий – становление, развитие и разрушение. Характерными чертами последней стадии являются снижение посещаемости проводимых мероприятий и уменьшение тесноты контактов. Каждая стадия клубного развития требует особых принципов организации и методов управления.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью повышения социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают и развлекаются. Для членов клуба характерны инициативность, самостоятельность, общественное мнение и сознание. В клубе устанавливаются и развиваются межличностные контакты, различные по целям, степени регламентации, глубине, устойчивости, продолжительности и другим признакам. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями или специалистами, ориентирующимися в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой организации досуговой деятельности, используя способы и приемы организации взаимодействия людей.

Клубная деятельность носит многоцелевой характер. Различают комплексные и специализированные клубы. Комплексные клубы предназначены для организации общения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей. Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов.

При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно_просветительных, клубов отдыха, общения, молодежных, экологических, физкультурно_оздоровительных клубов. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения (выпечка, приготовление национальных блюд).

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Клубный комплекс помещений образуют помещения для работы кружков и студий.

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и помещений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности создавать отдельную материально - техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональное использование.

При анализе клубной деятельности изучаются число участников, состав и количество групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство.

Социально-демографическая структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации и модели поведения, которые говорят о социально-психологической структуре участников.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий - становление, развитие и разрушение. Характерными чертами последней стадии являются снижение посещаемости проводимых мероприятий и уменьшение тесноты контактов. Каждая стадия клубного развития требует особых принципов организации и методов управления..

ТЕМА 7. ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

7.4. Клубная деятельность

Клубы выполняют социально-психологическую, познавательную, организационную, развлекательную, рекреационную функции. Цели клубной деятельности – развитие социальной активности и творческих начал личности, повышение культурного уровня, общение по интересам, отдых. Различаются комплексные и специализированные клубы. В комплексных клубах удовлетворяется широкий круг интересов, в специализированных – однотипные интересы: культурно-просветительские, физкультурно-оздоровительные, экологические, технического творчества, отдыха, общения и т.д. Как правило, чем меньше населенный пункт, тем выше комплексность клуба.

Клубные сообщества организуются как на коммерческой, так и некоммерческой основе. В мировой практике получили широкое распространение частные клубы коммерческого характера, где члены клуба могут собираться для светского, профессионального и дружеского общения. Членство в клубе платное. Оно предполагает вступительный взнос и ежегодные членские взносы. Чем более элитен клуб, тем выше взносы. Элитные клубы устанавливают очередь желающих получить членство в клубе, выясняют родословную и т.п. Неэлитные клубы построены на демократической основе. Знаменитые элитарные лондонские клубы – Boodle’s, St.Jamess, White’s. Старейший элитарный клуб США – Fish House.

Различаются загородные и городские коммерческие клубы. Загородные клубы , как правило, оборудованы для занятий спортом: гольф, теннис, плавание, верховая езда, аэробика. Членство в загородном клубе бывает нескольких видов: полное (позволяет пользоваться всеми помещениями и оборудованием), социальное (позволяет пользоваться только помещениями социальной инфраструктуры – комнатами отдыха, баром, иногда бассейном, теннисным кортом), членство выходного дня, членство только по будням.

Среди городских клубов – профессиональные, элитарные, спортивные, обеденные, университетские, военные, товарищеские, корпоративные, яхт-клубы. Клубы имеют все необходимое для того, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься. Большое внимание уделяется хорошей кухне, напиткам.

Среди стран с развитой сетью частных клубов – США. Здесь около 14000 частных клубов. В некоторых из них взимается высокий вступительный взнос, чтобы сохранить эксклюзивность заведения, – до 250 тыс. долларов. Выборы в правление клуба осуществляются в соответствии с его уставом. Президент, вице-президент, секретарь и правление избираются на год на общем собрании членов клуба. Президент отвечает за общую политику клуба. Казначей ведает финансами. Секретарь ведет протоколы собраний и отвечает за переписку. Менеджеры занимаются прогнозированием, перспективным планированием, составлением финансовой сметы, работой с кадрами, руководят пищеблоком, хозяйственной частью. Существует американская ассоциация менеджеров клубов.

В советской России клубы организовывались главным образом на принципах самодеятельности и инициативности. В настоящее время идет коммерциализация, использование западного опыта организации клубного дела. Появилось множество элитных клубов, закрытых для случайных людей. Это бизнес-клубы (предпринимателей, директоров и т.д.), закрытые семейные, мужские и женские клубы. Члены таких клубов пользуются предоставляемыми услугами на основании клубных карточек, стоимость которых варьируется. Так, элитный «Дамский клуб» г. Томска предлагает два вида членских карточек. Первая, стоимостью 2 тысячи рублей, позволяет в течение месяца посещать клуб без права пользования услугами спортивных залов. Вторая, стоимостью 3,5 тысячи рублей, включает в себя стоимость фитнеса. Помимо элитарных клубов распространены клубы товарищеские (афганцев, ветеранов и т.п.), спортивные, этнокультурные, образовательно-языковые (английский, французский, немецкий), клубы знакомств.

В 1998 г. в России насчитывалось 56138 учреждений клубного типа (в динамике их число незначительно сокращается) и 357328 клубных формирований (число незначительно увеличивается). В Томской области в 1999 г. насчитывалось 337 клубов. В удовлетворительном материальном состоянии находятся только около 60%.

Эффективность работы клуба зависит от умения управлять циклическим характером развития клубного движения – менять устаревающие идеи и направления работы.

Сегодня невозможно представить воспитательный процесс без включения школьников в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития их творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Государственные стандарты второго поколения, важнейшей идеей которых является реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, предполагают такую его организацию, которая позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Клубная деятельность как раз и направлена на это. Именно она в первую очередь поможет решить задачи, поставленные новым стандартом в организации внеурочной работы обучающихся.

Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.

Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам. Тем не менее, каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и они отражаются в их определениях.

Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.

Кружок – это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.

Студия – определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная).

Секция – это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.

Общество – это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранное общество и др.).

Наиболее распространенными типы клубных объединений в школах - кружки и клубы . Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления.

Каждое клубное объединение характеризуется общими признаками , которые в совокупности отражают их внутреннюю сущность.

Первый признак – добровольность вхождения в объединение . Именно этот признак прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.

Второй признак клубного объединения - его общедоступность для любого члена школьного коллектива . Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Третий признак клубного объединения относительная стабильность его состава . При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

Однако стабильность состава клубного объединения относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности уход из него, переход в другие объединения следует рассматривать как нормальное явление. Чаще всего это связано с поиском школьниками наиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.

В то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе (кружке) коллектива возможно при каком-то номинально постоянном составе участников. Опыт показывает, что он должен быть не менее 75 % от общего числа членов объединения.

Четвертый признак клубного объединения – единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности . В клуб школьники приходят для удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организации работы клубного объединения, отличие ее от логики познавательного процесса, в котором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении коллектива, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Действительно, коллектив в клубном объединении складывается быстрее (чем, скажем коллектив класса) и менее болезненно. Это происходит еще потому, что разделение труда в клубе обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Кроме того, в клубные объединения школьники нередко приходят не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с одинаковыми интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место.

Придать деятельности в клубе общественно полезный характер обычно несложно. Для этого надо поставить ее на службу школьному коллективу. Самый целесообразный и естественный путь для этого – включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.

Пятый признак клубного объединения - организация его деятельности как коллективной , что, конечно же, не означает, что в нем не может быть деятельности индивидуальной. Мало того, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения (деятельность хореографической студии, драматического кружка невозможна без основательной работы каждого участника).

В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер . Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение.

Творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Уровень его будет определяться социальной значимостью результатов. Повышение общественной роли клубных объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива.

Творчество в клубе – не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

Привлечь участников клубного объединения к управлению жизнью своего коллектива легче, чем в первичных коллективах других типов. Это связано с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам и тем, что достижение индивидуальных целей в нем возможно только при условии активного включения в реализацию цели коллективной.

Определение признаков объединений по интересам позволяет сформулировать их функции :

Создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;

Предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;

Организация общения учащихся по интересам;

Предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;

Организация отдыха детей во внеучебное время;

Реализация гедонистических потребностей детей;

Систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Специфика функций клубного объединения определяет своеобразие положения школьника в нем . Оно заключается в том, что ребенку не надо мириться с положением, не удовлетворяющим его (как это часто бывает в классе), потому что объединения по интересам организуются на основе добровольности вхождения в них участников. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных, что необходимо каждому молодому человеку в процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности. В клубном объединении школьник обычно не стремится к положению «примы»; его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны.

Клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные функции, если их деятельность станет органичным элементом школы . При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы.

Процесс становления клубного объединения органичным компонентом образовательного учреждения проходит три этапа : этап становления системы его деятельности; этап активного взаимодействия с общешкольным коллективом; этап активного взаимодействия с внешкольной средой.