Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы». Конспект НОД «Перелётные птицы Логопедические занятия по теме перелетные птицы

В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает . Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Проведение НОД:

1. Мотивация.

Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

2. Сообщение темы:

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Опустилось на землю тихое: ″Ау!″
На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″
Застучало по стволам: ″Тук-тук!″
Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″

Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

3. Работа по теме:

Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).

Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Старшая группа

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: Октябрь.

Воспитатель : А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка»

Перелетная птичка

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель : Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Воспитатель:

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети : Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель : Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель : Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова?

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети : Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

подготовила учитель - логопед Солдатенко И.В.

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза. Развитие лексико-грамматических представлений, совершенствование мелкой моторики и дыхательной гимнастики.

Речевые задачи:

  • — расширять и активизировать словарь существительных.
  • -закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.п. и Р.п.

Познавательные задачи:

  • — закреплять знания детей по теме «Осень».
  • — расширять представления детей по теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

  • — воспитывать интерес к поведению птиц, бережное отношение к ним.

Ход занятия

​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям рассказать, что происходит с природой осенью.

— Опадают листья.

— Ветер качает ветви деревьев.

— Люди убирают урожай на полях.

— Птицы улетают на юг.

Воспитатель:

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (Ответы). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые покидают нас, отправляясь в тёплые страны. Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (ответы детей)?

Давайте вспомним, чем питаются птицы. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червей, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозд — саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

А чем питаются птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы. Почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать, это снегири, клёсты

Клесты и снегири не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Для того чтобы яйцам и птенцам было тепло зимой, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

  1. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят..

Видно тоже в Африку хотят.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один - много»:

Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей – соловьи – много соловьёв

Зяблик – зяблики – много зябликов

Скворец – скворцы – много скворцов

Грач – грачи – много грачей

Журавль – журавли – много журавлей.

  1. Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

  1. Игра “У кого кто”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля — журавленок, журавлята.

У скворца — скворчонок, скворчата.

У лебедя — лебеденок, лебедята.

У грача — грачонок, грачата.

У утки — утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

6.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

Послушайте внимательно и отгадайте:

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

(Скворец).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Кто эта птица?

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Конспект занятия

по формированию лексико- грамматических средств языка

в старшей группе «АБВГДейка»

по теме «Перелётные птицы»

Учитель- логопед

Архипова О.И.

Тема: «Перелётные птицы».

Задачи

    Активизировать словарь по теме;

    Упражнять в продолжительном речевом выдохе;

    Продолжать формировать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Закрепить навык образования И.п. существительных мн.ч.;

    Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, игрушечный попугай.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Назовите весенние месяцы.

Кто прилетает к нам весной из тёплых краёв?

Каких перелётных птиц вы знаете?

2. Знакомство с темой.

К нам в гости прилетел попугайчик и ничего не знает о перелётных птицах. Расскажем ему?

Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

3.Упражнения на дыхание.

Перелётные птицы, вернувшись из тёплых краёв, оглашают округу о своём прилёте.

«Пение птиц » - сделайте вдох, на выдохе пропойте гласный звук: а – а – а, о – о – о, и – и – и, э – э – э, у – у – у, ы – ы – ы.

« Кукушки » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ку – у – ку – у.

Вороны и совы радостно приветствуют прилетевших птиц.

«Вороны » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ка-а-ар.

«Совы » - сделайте вдох, на выдохе произнесите: у – у – ух.

4. Беседа по теме.

    Рассмотрите картинки с изображением птиц. Скажите, что общего у всех птиц?

    Чем покрыто тело птицы?

    Для чего нужны крылья?

    Для чего нужен пух?

    Для чего птицам клюв, когти?

5. Д/у «Назовите ласково ».

Помогите попугаю, расскажите, как мы называем птиц ласково:

соловей – соловушка цапля – цапелька

лебедь – лебёдушка журавль – журавушка, журавлик

кукушка – кукушечка

скворец – скворушка

6. Д/у «Один – много».

Из тёплых краёв птицы летят большими стаями. Я назову одну птицу, а вы – их множество:

ласточка – ласточки соловей – соловьи

грач - стриж –

жаворонок - лебедь –

журавль - кукушка –

скворец - утка –

гусь - аист –

цапля - трясогузка –

7. Физминутка «Лебеди».

Лебеди летят, /взмахи руками/

Крыльями машут,

Прогнулись над водой, /наклон вперёд прогнувшись/

Качают головой. /повороты головы из стороны в сторону/

Плавно и гордо /выпрямиться, свести лопатки вместе/

Умеют держаться,

Очень бесшумно /сесть на корточки/

На воду садятся.

8. Д/у «Весёлый счёт».

Много прилетело птиц, посчитаем их:

ласточка ласточки ласточек

соловей соловья соловьёв

грач грача грачей

кукушка кукушки кукушек

лебедь лебедя лебедей

журавль журавля журавлей

9. Д/и «Четвёртый лишний».

Рассмотрите картинки и назовите «лишнюю»:

ласточка – ворона – грач – жаворонок;

снегирь – скворец – соловей – журавль;

трясогузка – цапля – синичка – аист.

Итог:

На какую тему беседовали?

Каких перелётных птиц запомнили?

Для детей старшей группы.

Лексическая тема : «Перелетные птицы »

Тема НОД : «»

Подготовила :

Учитель-логопед Татаринцева Н . Г.

Цель : - расширить и активизировать словарь у детей по данной теме.

Задачи : - систематизировать и расширить имеющиеся знания о перелетных птицах ;

Закрепить в памяти детей названия птенцов различных птиц ;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных;

Учить согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных и глаголов в числе;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Развивать внимание мышление, память;

Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть.

3.1 Игра «Один – много»

3.2 Игра «Кого не стало?»

4. Физ. минутка.

5. Игра «Закончи предложение»

6. Составление описательного рассказа.

7. Игра «4-ый лишний»

8. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надежда Татаринцева
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.

Лексическая тема : « Перелетные птицы »

Тема НОД : « Путешествие маленьких орнитологов »

Подготовила :

Учитель- логопед Татаринцева Н . Г.

Цель : - расширить и активизировать словарь у детей по данной теме.

Задачи : - систематизировать и расширить имеющиеся знания о перелетных птицах ;

Закрепить в памяти детей названия птенцов различных птиц ;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных;

Учить согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных и глаголов в числе;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Развивать внимание мышление, память;

Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть.

3.1 Игра «Один – много»

3.2 Игра «Кого не стало?»

4. Физ. минутка.

5. Игра «Закончи предложение»

7. Игра «4-ый лишний»

8. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : - Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну и посмотрите, напомните мне, какое сейчас время года?

Дети : Весна!

Логопед : - Как вы догадались, что весна? Подумайте, а пока подойдите к своим стульчикам, кто правильно ответит, тот присаживается на свое место.

Дети : Стало тепло.

Солнышко греет.

Растаял снег.

Легко стали одеваться.

На деревьях листики появились.

Травка.

Цветы.

Птицы прилетели и т . д.

Логопед : - Спасибо! Теперь я тоже знаю, что к нам пришла весна.

1. Введение в тему.

Логопед : - Ребятки, Егор сказал что в наши края прилетели птицы . Назовите, какие именно?

Дети : Ласточки, скворцы, журавли и т. д.

Логопед : - Сколько вы знаете прилетающих птиц , посмотрите, пожалуйста, на картинки, остались ли тут еще те, про которых вы забыли?

Кто же из вас самый внимательный и уже догадался, про кого мы с вами сегодня будем говорить?

Дети : Про птиц ! Перелетных птиц !

Логопед : - Умницы! Кто-нибудь из вас знает, как называют людей, занимающихся изучением птиц !

Дети : Нет.

Логопед : - Ребята, это ОРНИТОЛОГИ . Повторите все вместе - орнитологи .

И сейчас, чтобы точно ничего не пропустить интересного и важного, мы превращаемся в орнитологов !

3. Основная часть.

И так, мои маленькие ученые :

1) Почему эти птицы называются – перелетные ?

2) Когда они улетают и прилетают?

3) Птицы улетают по одной или группой? (Группой.)

4) Ребята, когда у перелётных птиц появляются птенцы ? (Летом.)

Ребята, какие вы молодцы, все знаете и на все мои вопросы правильно ответили.

3.1 Игра «Один – много»

Логопед , показывая картинки с изображением птиц , предлагает детям изменить слово по образцу : Аист – аисты.

Соловей – соловьи;

жаворонок – жаворонки;

утки – утки;

гусь – гуси;

скворец – скворцы;

ласточка – ласточки;

журавль – журавли;

цапля – цапли и т. д.

3.2 Игра «Кого не стало?»

Логопед : - Ребята сейчас, вы, закрываете глазки, я прячу одну картинку птицами , а вы, открыв глаза, постараетесь вспомнить, кто пропал.

Н – р : Гуси – не стало гусей.

4. Физ. минутка.

Логопед : - Что-то мы с вами совсем засиделись. Сейчас потихоньку встаем и делаем круг.

Цапля ходит по болоту, Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги

Будто ищет там кого-то. Делают вид, что что-то ищут

Ой, боюсь, что эта цапля Подошли все к логопеду

Лягушонка хочет сцапать. Пытаются поймать заводную игрушку-Лягушонка.

(А. Ганиев)

5. Игра «Закончи предложение»

Учитель- логопед , в любом порядке, каждому ребенку бросает мяч и говорит :

У аиста…. (аистенок)

У утки…. (утенок)

У журавля…. (журавленок)

У кукушки… (кукушонок)

У журавля…. (журавленок) и т. д.

Логопед : - И с этим заданием вы тоже справились!

6. Составление описательного рассказа.

А сейчас я проверю, настоящие ли вы орнитологи ?

Посмотрите внимательно на перелетных птиц . Чем они отличаются?

Дети : Эта большая, а соловей маленький . Длинный клюв. И т. д.

Логопед : - Сравните и назовите отличия между Кукушкой и Соловьем; между Аистом и Грачом и т. п. (Чтобы дети не путались при сравнении и описании птиц , им было предложено рассказывать по порядку – начиная либо с головы, либо, наоборот, - с лапок)

Игра «4-ый лишний» :

Логопед : Я диктую по 4 слова, а вы попробуйте догадаться, кто лишний (если на слух не справляются с заданием, можно предложить эту игру в картинках).

Лебедь, скворец, сорока, грач;

Кукушка, зяблик, соловей, снегирь;

Страус, цапля, журавель, аист;

Сова, соловей, ворона, сорока.

Правильно! Ответьте на вопрос : Кто больше зяблика, но меньше утки?

7. Подведение итогов.

(Играет медленная музыка)

Ребята, вот и подошла наша экспедиция к концу, пора превращаться нам в ребят. Для этого нам нужно хлопнуть три раза в ладошки, крепко зажмурить глазки и на счет 1, 2, 3 их открыть.

Напомните мне, кем мы сегодня были?

Чем занимаются орнитологи ?

Про кого мы сегодня разговаривали?

Сейчас каждый вспомните по одной перелетной птичке , назовите и подойдите ко мне.

Чтобы вы не забыли про нашу экспедицию, у меня для вас приготовлены интересные загадки, а какие именно вы узнаете уже дома.

Дети по очереди подходят к учителю логопеду , из коробка вытаскивают небольшой свиток, где написана загадка.

Загадки, раздаваемые в конце занятия (домой) :

Подумай, о ком можно так сказать :

Пёстрая, хищная, большеглазая -

Шустрая, белобокая, длиннохвостая -

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый -

Маленький , красногрудый, черноголовый -

Маленькие , шумные, коричневые -

Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом -