Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Кто учитель адаптивной физической культуры. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Требования к профессиональной подготовленности и личности специалиста всегда обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Ниже представлены некоторые психологопедагогические различия в деятельности профессионала в области физической культуры (ФК) и адаптивной физической культуры (АФК).

1. Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а предметом же деятельности специалиста в области АФК – человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.

Профессиональная деятельность в сфере АФК в большей степени связана с оказанием помощи данной категории людей в формировании положительной самооценки на основе создания для них ситуации успеха в двигательной деятельности.

В структуре деятельности педагога АФК особую роль приобретает коммуникативный компонент: преимущество речевого (вербального) общения над невербальным при взаимодействии с людьми с депривацией зрения, необходимость владения языком жестов при работе с людьми с депривацией слуха и т.д., а также гностический (познавательный) компонент в связи с обязательным контролем изменений в состоянии здоровья занимающихся.

Для деятельности специалиста АФК характерна более высокая степень психической напряженности по сравнению с деятельностью профессионала ФК.

Подбор и использование педагогом АФК подготовительных и подводящих упражнений в процессе обучения технике двигательных действий, приемов физической помощи и страховки с учетом реальных возможностей участников группы в зависимости от степени выраженности дефекта (физического, сенсорного, психического) является более сложной, чем в ФК, задачей.

Профессионал АФК имеет больше шансов для реализации индивидуального подхода в связи, как правило, с небольшим количественным составом группы.

Необходимо преобладание личностного критерия оценки («сегодня лучше, чем вчера») над нормативным и сравнительным в деятельности педагога АФК по сравнению с деятельностью педагога ФК.

Поощрение усилий и стараний людей с ограниченными физическими и психическими возможностями не в меньшей, а даже в большей мере, чем их реальных успехов, обусловлено тем, что положительной динамики в течение долгого времени может и не быть.

Отношения в системе «педагог – врач» более важны для АФК, при этом медицинские знания являются профессионально важными для специалиста в данной области.

Вышеназванные психологопедагогические особенности деятельности специалиста АФК носят общий характер. Вместе с этим, каждый вид АФК – адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, физическая реабилитация, креативные (художественномузыкальные) телесноориентированные практики и экстремальные виды двигательной активности – предъявляет особенные требования к деятельности профессионала.

Например, тренеру важно помочь спортсменаминвалидам в формировании идентификации с ролью спортсмена, т.е. помочь принять социальную роль спортсмена. Отношение к себе как к спортсмену означает отношение к себе как к уверенному, сильному, несущему ответственность за свои успехи и неудачи и т.п., способствует ряду положительных перестроек в личности инвалида (А.Д. Черемных, 1998). К одной из особенностей его деятельности также относится прерывистый характер занятий спортом людьми с ограниченными возможностями в связи с необходимостью продолжения лечения, выполнения профилактических мероприятий, протезирования и т.д.

Общие и особенные психологопедагогические черты деятельности специалиста АФК определяют систему профессионально важных знаний и умений, т.е. профессиональную подготовленность. Первые попытки описания модели специалиста по АФК предприняты Т.В. Федоровой (1998), однако на сегодняшний день эта проблема находится в стадии решения.

Профессионально важные качества личности – это специфические способности профессионала, устойчивые характеристики специалиста, отвечающие его основной деятельности.

Говоря о личности педагога, в том числе и в сфере АФК, необходимо отметить, что «учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог... – это личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя» 3 .

Общими профессионально важными качествами личности (независимо от специфики труда) являются добросовестность и эмоциональная стабильность, обеспечивающие успешность деятельности по любым критериям (Salgado, 1997), а также интегральное качество психологическая устойчивость (hardiness) (S. Kobassa, 1979, 1982).

Добросовестность как проявление целеустремленности, обязательности и настойчивости считается надежным прогностическим признаком профессионализма (Barrick&Mount, 1991).

Эмоциональная стабильность как уравновешенность, склонность к спокойствию, самоконтролю связана с продуктивностью и удовлетворенностью работой. Чем выше уровень стабильности, тем лучше продуктивность и выше удовлетворенность. Профессионалы с низким уровнем стабильности (т.е. высоким уровнем нестабильности или нейротизма), как правило, испытывают значительно меньшую удовлетворенность объемом работы, отношениями с коллегами и зарплатой, а также переживают гораздо более сильный эмоциональный стресс (Organ, 1975; А. Фернхейм, 2001).

Повышенная нестабильность и неоптимальный мотивационный комплекс педагога взаимосвязаны между собой.

Эмоциональная нестабильность может обусловить снижение удовлетворенности профессией в целом ряде случаев. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» в связи с низкой удовлетворенностью (неудачи, внутриличностный конфликт и т.п.), тем выше уровень эмоциональной нестабильности (А.А. Реан, 1990).

Профессиональная деятельность, в том числе и специалиста АФК, сопряжена с профессиональными стрессами. Высокий уровень психологической устойчивости определяет интегративное личностное качество «харди» (hardiness), т.е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий, обладающий силой противостояния. Данное качество, включающее три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitment), контроль (control) и вызов (challenge), помогает человеку успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье (рис. 2).

Контроль как способность противостоять неудачам связан с интернальным локусконтролем, т.е. любая трудная ситуация контролируема, а не является ударом судьбы, следовательно, ее можно в чемто преобразовать в свою пользу. Третий компонент – вызов – предусматривает отношение к любому сложному и неблагоприятному событию в профессиональной и жизненной карьере как к стимулу для развития собственных возможностей, как возможность проявить себя.

Независимо от специфики педагогической деятельности (значит, и в сфере АФК) влияние характера на состояние профессионала возрастает при увеличении сложности деятельности: а) на начальном этапе урока (занятия); б) у молодых специалистов по сравнению с более старшими и опытными; в) в ситуации конфликта (А.О. Прохоров, Т.Н. Васильева, 2001).

Основными чертами характера, обеспечивающими возникновение и поддержание благоприятных состояний педагога (эмоциональный подъем, увлеченность и др.), являются: дисциплинированность, добросовестность, аккуратность, организованность, активность, ответственность, исполнительность. К чертам характера, позволяющим педагогу оптимально чувствовать себя в ситуации конфликта, относятся: толерантность, нежность, заботливость, внимательность, доброта, привязанность, ласковость и др.

Профессионально личностные качества специалиста АФК рассматривались, прежде всего, в рамках мотивации будущих профессионалов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ХАРДИ»

Успешное разрешение стрессовых ситуаций и сохранение здоровья

Рис. 2. Интегративное качество «Харди» (по Kobassa, 1979, 1982)

Основными мотивами, стимулирующими профессиональное самоопределение студентов по данной специальности, являются мотивы личностного престижа, профессионализма, прагматические и познавательные мотивы. Высокая выраженность данных групп мотивов (за исключением прагматических) способствует формированию у большинства студентов на первом курсе общей смысловой установки на работу с людьми с ограниченными физическими и психическими возможностями. Прагматические мотивы (желание родителей, уклонение от службы в армии и др.) оказывают негативное влияние на успешность обучения студентов, что обуславливает необходимость формирования адекватной профессиональной мотивации (Т.В. Федорова, 1999).

Можно говорить о некоторых профессионально важных качествах личности специалиста АФК.

Личностные качества, необходимые для работы с детьмиинвалидами, изучались путем опроса 26 студентов 2 курса специализации АФК СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, имеющих небольшой опыт педагогической практики («студенты»), и 10 сотрудников Детского благотворительного фонда Р. Макдональдс, имеющих опыт работы в проведении занятий рекреационного характера («сотрудники»), которые ранжировали десять личностных качеств с точки зрения их важности для собственной профессиональной деятельности (см. таблицу). При этом перечень качеств можно было увеличить или уменьшить, заменить одну черту на другую. Так, «сотрудники» заменили «сочувствие» на «уважение», посчитав это более подходящим определением отношения к «особенным» детям.

В группу наиболее значимых качеств личности вошли терпение, доброжелательность и сочувствие / уважение. При этом терпение более важное качество, по мнению «студентов», а доброжелательность – по мнению «сотрудников» (1 ранг).

Профессионально важные качества личности специалиста АФК

Степень значимости

Качества личности

«Студенты»

«Сотрудники»

Наиболее важные качества (1–3 ранги)

· терпение · доброжелательность · сочувствие

· доброжелательность · терпение · уважение

Важные качества (4–7 ранги)

· эмпатия · уверенность · гибкость · требовательность к себе и другим

· гибкость · уверенность · требовательность к себе и другим · тактичность

Наименее важные качества (8–10 ранги)

· общительность · тактичность · стремление к самосовершенствованию

· стремление к самосовершенствованию · эмпатия · общительность

Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого посредством сопереживания вошла в группу важных личность качеств у «студентов», а «сотрудники» считают ее наименее значимым (9 ранг). Повидимому, это обусловлено спецификой их деятельности, прежде всего, непостоянством детского контингента.

Тактичность, гибкость как способность действовать в зависимости от ситуации, стремление к самосовершенствованию более важны для «сотрудников», чем для «студентов», хотя в целом они составили группу важных качеств.

Общительность, по мнению и «студентов», и «сотрудников», является наименее важной чертой характера.

Уверенность, связанная с положительной самооценкой, в иерархии профессиональных личностных особенностей относится к группе важных качеств (5 ранг), что, скорее всего, связано с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности участников исследования.

Таким образом, личность профессионала оказывает определенное влияние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с формированием индивидуального стиля деятельности, а негативное – с профессиональной дезадаптацией, а конкретно – с профессиональной деформацией (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, 1994) и развитием синдрома «психического выгорания» (burnout) (Н.Е. Водопьянова, 2001; Г. Крайг, 2001).

Особого внимания заслуживает синдром «психического выгорания», что обусловлено спецификой деятельности специалиста АФК.

Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» («сгорание») понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение – это главная составляющая, которая проявляется как в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии к людям (эмоциональная адаптация), так и в эмоциональной несдержанности (эмоциональное пресыщение). Деперсонализация проявляется в изменении отношений с другими людьми (зависимость или, наоборот, неприемлемые установки в работе с людьми, стремление унизить и т.п.). Редукция личных достижений связана с негативным оцениванием собственных результатов, себя как профессионала либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, т.е. со снижением самооценки (Н.Е. Водопьянова, 2001).

Опасность возникновения данного синдрома у профессионала в сфере АФК достаточно высока, что требует специальных исследований в отношении его развития и путей профилактики и коррекции.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику таким качествам личности, как добросовестность и эмоциональная стабильность.

2. Как вы понимаете интегративное личностное качество «харди»?

Какие черты характера важны для педагога по адаптивной физической культуре?

Раскройте различие в ранжировании профессионально важных личностных качеств специалиста АФК «студентами» и «сотрудниками».

5. Что такое синдром «психического выгорания»?

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптивная_физическая_культура

Сейчас утверждены законами РФ только врачи ЛФК (с медицинским образованием), или специалисты АФК (педагогическое образование), и выпускники после окончания профильных ВУЗов, выходя в практику, как правило, сталкиваются с так называемым усредненным «стандартом инвалидности», которые имеют легкую, или среднюю степень нарушений в одной из нозологических форм, а если у ребенка множественные нарушения, осложненная патология, или редкое генетическое заболевание, то получив необходимую медицинскую помощь, и не сумев вылечить до состояния «нормы», его отправляют домой. И тут возникает проблема, когда медицина, как отдельная система не связанная с педагогикой, не может оказать весь перечень необходимых услуг ребенку. Получается, что ЛФК многим не подходит по медицинским показаниям, а для АФК ещё нужно получить медицинские рекомендации, которых нет у детей со множественными нарушениями, редкими заболеваниями. А помощь получить от кого, и где? Вот тут и образовалась «социальная дыра». И эти специалисты АФК/ЛФК, чтобы выполнить свою работку, вынуждены обучаться заново - «европейским методикам», узнавать как проходят реабилитацию в других странах, и перенимать международный опыт. Почему?! Просто потому, что во всем мире реабилитация - это комплекс «медицинско-педагогических» мер, и все специалисты работают тесно с друг другом, имея единую цель - реабилитацию ребенка. Поэтому, все чаще под этими скромными сокращениями АФК, ЛФК скрываются хорошие эрготерапевты, физические терапевты, бобат-терапевты, дельфинотерапевты, специалисты по сенсорной интеграции и кинезотерапии.. список можно продолжить, суть в том, что ни одна из них не занесена в Государственный реестр профессий РФ, и не может официально работать по своей специальности на территории РФ, но в это же время Россия очень нуждается в таких специалистах, именно поэтому сейчас начинает развиваться социальное предпринимательство https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_предпринимательство_в_России (частным образом, некоммерческие предприятия, или автономные организации, ИП). Многие, кто пользовался их услугами, подтвердил качественное отличие от бюджетных структур.

«Почему мы должны платить за реабилитацию? Как долго нам терпеть это безобразие? Детям с инвалидностью должны предоставляться качественные услуги за государственный счет!», и прочие лозунги мамочек справедливы, но как правило ничего не меняют в качестве жизни их детей.

А тем временем, ведется огромная научная работа, и все не стоит на месте. Например, Германия великодушно делится всем своим опытом в этой сфере, и очень изменила наши взгляды на медицину, заложив фундамент современной реабилитации в 90-х годах. Но этого не достаточно. И мы внедряем европейский опыт работая с детьми со множественными нарушениями в развитии, адаптируем методики под нужды детей с тяжелыми пороками, и редкими генетическими заболеваниями, с которыми отказываются работать государственные учреждения, и доказываем, что необучаемых детей нет.

Ведь меняют мир не государство, или отдельные институты, они лишь утверждают, а сами люди, которые понимают, что им необходимы изменения сейчас.

Мы проживаем время в нашей стране - становление реабилитации и абилитации, а пока мы будем просто называть себя АФКэксперт, так как хорошие специалисты знают друг друга в лицо, знают и любят свое дело, встречаются на семинарах, обсуждают новые тенденции, и методики - настоящие фанаты своего дела! И в этом новом времени, у каждого есть свой выбор, начинать жить здесь и сейчас, или ждать когда государство решит все наши проблемы.

Предлагаем интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

Средняя заработная плата: 20100 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: , или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, мы представляем интервью с Михаилом Дмитриевичем Рипой.

- Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?

Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, адаптивная физическая культура - это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух - и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.

Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.

При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч - значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах - они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по адаптивной физической культуре в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики - и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

- Таким образом, специалист по АФК - это физкультуры для людей с дефектами здоровья?

Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это - постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп - и он сразу всё понял и всё ощутил.

И вот мне кажется, что специалист по адаптивной физической культуре - это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по адаптивной физической культуре обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.

Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, - учителя, тренеры, режиссеры - должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по адаптивной физической культуре подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по адаптивной физической культуре должен быть хорошим тренером, а значит - педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по адаптивной физической культуре не , но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6-8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.

Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

- Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?

Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося - и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом - потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.

Кстати, показательный пример социализации инвалида - Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия адаптивная физическая культура не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное - убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

- А где и как можно получить такую профессию?

В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа - 3 года.

Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

- На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?

- Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.

Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов - например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

- Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...

Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

- Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?

Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

- А где вообще работают специалисты по АФК?

Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.

Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях - речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по адаптивной физической культуре найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом - федерального, республиканского или регионального уровней.

Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.

И вообще, возможность применить себя у специалиста по адаптивной физической культуре большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Адаптивная физическая культура (АФК) по сути является физкультурой для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей, имеющих различные проблемы со здоровьем, или тех, кто в силу сидячей работы нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Люди с инвалидностью, занимающиеся АФК могут иметь разнообразные патологии – от ампутаций и ДЦП до плохого зрения.

Именно специалист по адаптивной физической культуре, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов и дефектологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Например, он может сделать акцент на развитии моторики рук, или общеукрепляющих упражнениях. Таким образом, специалист по АФК – это не просто преподаватель физкультуры для людей имеющих проблемы со здоровьем, это человек, в чьи обязанности входит помощь в адаптации таких людей, улучшение их психологического состояния.

Специалист по АФК обязан быть неплохим психологом , должен уметь грамотно повлиять на подопечных, подобрать подход к каждому. В первую очередь он не тренер, а учитель, не просто подбирающий физическую нагрузку с учетом особенностей организма, но и помогающий направить подопечного к саморазвитию.

Конечно, он не является врачом, хоть и связан с медициной, ведь он должен разбираться в заболеваниях, чтобы грамотно выбрать нагрузку и не навредить при этом. Прежде всего, в его задачи входит корректирование состояния занимающегося, улучшение физического и психологического состояния.

Тренер АФК должен быть корректным по отношению к своим подопечным , терпеливым и уметь высказывать уважение, ведь только сильные духом готовы заниматься через боль и стремиться к успеху. Взять хотя бы паралимпийцев, доказывающих, что при помощи такой физкультуры человек становится способным на многое, причем не только в спорте, ведь физкультура может стать толчком к свершениям во всех сферах жизни.

Где обучают на специалиста АФК?

В вузах физической культуры, медицинских университетах и некоторых педагогических институтах, как правило, есть факультеты, занимающиеся подготовкой таких специалистов. Срок обучения составляет четыре года, а спектр дисциплин достаточно широк.

Это связано с потребностью получить базу знаний, включающую технику безопасности, лечебный массаж, возможность провести экспертизу работоспособности, психологическое взаимодействие, построение индивидуального подхода к ученику на занятиях АФК.

Конечно, изучаются и общие дисциплины , такие как теория физкультуры, психология развития, физиология, частная патология, педагогика, различные методики и прочие. Естественно, не оставляются без внимания и гуманитарные науки, социально-экономические предметы.

Кому стоит пойти в эту профессию?

Для молодых людей, решивших связать себя с деятельностью в сфере АФК, вовсе нет нужды иметь спортивные достижения, просто нужно верить, что физкультура может быть одним из источников здоровья организма, позволяет самосовершенствоваться человеку. Для того чтобы стать специалистом необходимо иметь приличную физическую форму, хорошие знания биологии и обществознания. И, конечно, быть стрессоустойчивым и терпеливым.

Во время обучения студенты практикуются в ведущих реабилитационных и коррекционных учреждениях различного типа. Таким образом, происходит совмещение теоретических знаний и практики, нарабатывается опыт. Часто, те кто хорошо себя показал, впоследствии будут приглашены работать в эти заведения.

Где работают специалисты по АФК?

Как правило, запросы на таких специалистов учреждения отправляют в территориальные госорганы образования и здравоохранения, а также в сами вузы, занимающиеся обучением этих специалистов.

В специалистах по АФК нуждаются многие учреждения образования , в частности, образовательные учреждения для детей с особенностями развития. Их навыки необходимы в психоневрологических , детских садах, в спортивных школах. Конечно же, они востребованы в различных учреждениях, занимающихся оздоровлением и реабилитацией, санаториях и домах отдыха.

Специалист по АФК может работать как тренером со спецгруппой или индивидуально, так и методистом, преподавателем.

Выпускники часто находят работу в фитнес-центрах, профессиональных спортивных клубах, госпиталях и больницах, лечебно-физкультурных кабинетах. Некоторые уходят в частную практику, оказывая услуги в качестве массажиста или подготавливая туристов к туристическим походам с повышенной физической нагрузкой. Также одна из сфер деятельности, доступной им – органы управления физкультуры и спорта.

Так что специалист найдет применение своим знаниям, ведь в наше время физически ослабленные люди желают поправить здоровье и выглядеть наравне с окружающими, приобрести новые навыки и быть полезными обществу.