Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Методика определения интегральной удовлетворенности трудом. Исследование мотивационной направленности сотрудников и удовлетворенности трудом и результаты Взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом

Шкалы: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом

Назначение теста

Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Тест

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
1. да;
2. отчасти;
3. нет.
2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
1. да;
2. отчасти;
3. нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
1. да;
2. не со всеми;
3. нет.
4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
1. да;
2. не всегда;
3. нет.
5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
1. да;
2. отчасти;
3. нет.
6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
1. да;
2. время от времени;
3. нет.
7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
1. да;
2. не уверен;
3. нет.
8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
1. да;
2. что-то среднее;
3. нет.
9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
1. да;
2. среднее;
3. нет.
10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
1. да;
2. редко;
3. нет.
11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
1. да;
2. среднее;
3. нет.
12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
1. да;
2. время от времени;
3. нет.
13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
1. да;
2. не совсем;
3. нет.
14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
1. да;
2. иногда;
3. нет.
15. Меня редко поощряют за работу:
1. да;
2. иногда;
3. нет.
16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
1. да;
2. может быть;
3. нет.
17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
1. да;
2. иногда;
3. нет.
18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
1. да;
2. не совсем;
3. нет.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Составляющие удовлетворенности трудом Утверждения Максимальный балл
Интерес к работе 1, 6, 12 6
Удовлетворенность достижениями в работе 2, 7 4
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками 3, 8, 14 6
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством 10, 15, 17 6
Уровень притязаний в профессиональной деятельности 5, 11 4
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку 4, 16 4
Удовлетворенность условиями труда 13, 18 4
Профессиональная ответственность 9 2
Общая удовлетворенность трудом 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 28

Дешифратор к ключу

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения Варианты ответов
а b c а b c
1 2 1 0 10 2 1 0
2 2 1 0 11 2 1 0
3 2 1 0 12 0 1 2
4 2 1 0 13 0 1 2
5 2 1 0 14 0 1 2
6 2 1 0 15 0 1 2
7 2 1 0 16 2 1 0
8 2 1 0 17 0 1 2
9 0 1 2 18 2 1 0

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов.
. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%,
. Высокий - выше 56%.

Источники

Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.470-473.

Инструкция к тесту : «Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа».

1.То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует

в) отчасти;

2.За последние годы я добился успехов в своей профессии

в) отчасти;

3.У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива

в) не со всеми;

4.Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок

в) не всегда;

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям

в) отчасти;

6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое

в) время от времени;

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания

в) не уверен;

8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня

в) что-то среднее;

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу

в) среднее;

10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией

в) среднее;

12. Процесс работы доставляет мне удовольствие

в) время от времени;

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе

в) не совсем;

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе

в) иногда;

15. Меня редко поощряют за работу

в) иногда;

16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы

в) может быть;

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня

в) иногда;

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда

в) не совсем;


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ключ к опроснику «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева)


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Дешифратор к ключу опросника «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева)

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы

Утверждения Варианты ответов Утверждения Варианты ответов
а в с а в с

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов.

Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%,

Высокий – выше 56%.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Опросник мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в адаптации А. Реан)

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале».

1 – в очень незначительной мере;

2 – в незначительной мере;

3 – в небольшой, но и не малой мере;

4 – в большой мере;

5 – в очень большой мере

Обработка результатов

После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

ВМ = (6 + 7) / 2

ВПМ = (1 + 2 +5) / 3

ВОМ = (3 + 4) / 2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом - это одна из важных социально-психологических проблем, которая лежит в социально-экономической плоскости. Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является одним из важных факторов повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность труда работника, приводят к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшения трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения, высокой степени внутреннего дискомфорта человека в профессиональной среде, что мешает способности трудиться с максимальной отдачей.

База исследования: Республиканское Унитарное Предприятие "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси. РУП "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси занимается изготовлением нестандартного оборудования для отраслей народного хозяйства Республики Беларусь. РУП "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси изготавливает контейнеры для ТБО, различные емкости, бункера, загрузчики зерна, удобрений для автомобилей ГАЗ, МАЗ разных модификаций, металлоконструкции бетонно-растворного узла БРУ.00.000,шнековые и ленточные транспортеры, выполняет механическую обработку металла, выполняет разовые работы по заказам населения и юридических лиц.

Выборочную совокупность составили 70 работников Республиканского Унитарного Предприятия "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси, возраст которых составил от 28 до 34 лет, в подавляющем большинстве - мужского пола, состоящих в браке, стаж работы от 10 до 15 лет.

Испытуемые были условно разделены на две группы. Первую группу составили работники инженерно-технического состава (ИТР): инженеры-проектировщики 1-й, 2-ой категории; ведущие инженеры-проектировщики, главные специалисты, инженеры пусконаладочных работ. Вторую группу 35 лиц рабочих профессий: токари, фрезеровщики, слесари, столяры, сварщики, механики.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, нами были выбраны следующие методы исследования:

Опросник "Интегральная удовлетворенность трудом" (А. В. Батаршева) представлен в приложениях А, Б, В .

? "Мотивация профессиональной деятельности" (методика К. Замфир в адаптации А. Реан) представлена в приложении Г ;

? "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) представлена в приложении Д .

Опросник "Интегральная удовлетворенность трудом" (А. В. Батаршева)

Интегративным показателем, который отражает благополучие/ неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Шкалы: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом.

Текст опросника, а также ключ и дешифратор к ключу представлены в приложении А, Б, В .

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в адаптации А. Реан)

Методика применяется для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Текст методики представлен в приложении Г .

"Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентациц в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)

"Якоря карьеры", ? это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Текст методики представлен в приложении Д .

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1 этап (констатирующий этап исследования).

На данном этапе была проведена первичная диагностика общего уровня удовлетворенности трудом, и ее составляющих, а также показатели личностной удовлетворенности работой, а также мотивационный комплекс личности.

Затем была проведена количественная и качественная обработка первичных баллов, полученных в ходе проведения исследования. Для выявления статистически значимых различий величин средних значений удовлетворенности трудом между группой рабочих и инженерно-технических работников был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта был использован критерий ц* ? углового преобразования Фишера.

2 этап - проведение формирующего этапа исследования. На данном этапе исследования нами была разработана и проведена коррекционная социально-психологическая работа на предприятии по повышению уровня удовлетворенности трудом.

3 этап (заключительный) - это контрольный этап исследования, в ходе которого проводится повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования с целью анализа эффективности проделанной работы. Полученные данные на контрольном этапе исследования были сопоставлены с результатами констатирующего исследования с помощью критерий ц* ? углового преобразования Фишера.

Цель работы: изучение и оценка общей удовлетворенности своим трудом, его составляющими.

Основные понятия.

Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа максимальной деятельностной эффективности . Самым общим образом под мерой деятельностной эффективности можно понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Достижение какой-либо цели само по себе не свидетельствует об эффективной деятельности. Необходимо всегда учитывать, какова ее возможная «цена», которая может из­меряться временными, материальными, трудовыми, финан­совыми и другими затратами.

Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило, результативность той или иной легальной является составляющей результативности общества в целом. Исходя из этого, деятельностная эффективность может определяться через следующие критерии: стратегия достижения цели; субъективное благополучие, комфорт; привлекательность труда; интегральная деятельностная эффективность.

Интегральным показателем, отражающим эффективность трудовой деятельности, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Инструкция: Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Опросник:

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а)да
б)отчасти
в) нет

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а)да
б)отчасти
в) нет

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а)да
б)не со всеми
в) нет

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а)да
б)не всегда
в) нет

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да
б) отчасти
в) нет

6. В работе меня, прежде всего, привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да
б) время от времени
в) нет

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да
б) не уверен
в) нет

8.Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да
б) что-то среднее
в) нет

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
а) да
б) среднее
в) нет



10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да
б) редко
в) нет

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да
б) среднее
в) нет

12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да
б) время от времени
в) нет

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да
б) не совсем
в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
а) да
б) иногда
в) нет

15. Меня редко поощряют за работу:

а)да
б) иногда
в) нет

16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
а) да
б) может быть
в) нет

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а) да
б) иногда
в) нет

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да
б) не совсем
в) нет

Обработка и интерпретация результатов



Дешифратор к ключу

Для получения как общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения Варианты ответов Утверждения Варианты ответов
а б в а б в

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%, а высокий – выше 56%.

Задание:

* Исследовать уровень удовлетворенности испытуемого трудовой деятельностью.

* Проанализировать полученные результаты.

Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом , которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Тестовый материал
  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
    1. отчасти;
  2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
    1. отчасти;
  3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
    1. не со всеми;
  4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
    1. не всегда;
  5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
    1. отчасти;
  6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
    1. время от времени;
  7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
    1. не уверен;
  8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
    1. что-то среднее;
  9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
    1. среднее;
  10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
    1. редко;
  11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
    1. среднее;
  12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
    1. время от времени;
  13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
    1. не совсем;
  14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
    1. иногда;
  15. Меня редко поощряют за работу:
    1. иногда;
  16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
    1. может быть;
  17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
    1. иногда;
  18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
    1. не совсем;
Ключ к тесту

Дешифратор к ключу

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения Варианты ответов Утверждения Варианты ответов
а b c а b c
1 2 1 0 10 2 1 0
2 2 1 0 11 2 1 0
3 2 1 0 12 0 1 2
4 2 1 0 13 0 1 2
5 2 1 0 14 0 1 2
6 2 1 0 15 0 1 2
7 2 1 0 16 2 1 0
8 2 1 0 17 0 1 2
9 0 1 2 18 2 1 0

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

  • Средний уровень УТ определяется в 45-55% -ном диапазоне от общей суммы баллов.
  • Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44% ,
  • Высокий – выше 56% .
Источники
  • Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.470-473.