Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Миоо вопросы аттестации обучение охране труда руководитель. Приложение

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2019 года подразумевает некоторые мероприятия, направленные на оценку квалификации сотрудника, его умений, знаний и опыта. Для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Минобразования и науки, она проводится не менее, чем один раз за период действия трудового договора. Что касается оценки на соответствие занимаемой должности, то она должна проходить в течение года после вступления руководителя в должность.

Правила проведения аттестации, список лиц, освобожденных от ее прохождения, и другие детали этого мероприятия оговариваются в нескольких нормативных актах. Например, в законе об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказе Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 и других.

Порядок проведения аттестации

Оценивание состоит из двух последовательных этапов: изучение предоставленных документов и собеседование. Для этого соответствующее ведомство создает аттестационную комиссию, подготавливает список кандидатов, а также необходимые бумаги. Затем запрашиваются документы у кандидатов. Порядок работы комиссия определяет самостоятельно.

За семь рабочих дней до начала кандидат уведомляется о проверке телефонограммой или почтой. В уведомлении указывается дата, время и место проведения проверки знаний. Если аттестуемый не явился в указанное время без уважительной причины или предварительного отказа, ему сулит дисциплинарная ответственность, а мероприятие переносится.

Увидеть, как на практике проходит процесс проверки можно на официальном сайте Департамента образования города Москвы: аттестация руководителей, видео .

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

На официальном сайте Московского Института Открытого Образования (МИОО) можно ознакомиться с порядком проведения проверки знаний, а также подать заявку для ее прохождения. Для этого на специальной странице необходимо заполнить анкету. В ней указываются основные сведения, контактные данные испытуемого и прикрепляются сканы требуемых документов.

Что нужно для аттестации

Кандидат или действующий глава учреждения должен предоставить определенный в Приказе комплект документов. Все они должны быть на русском языке. Среди них:

  • отчет о деятельности на руководящей должности — результаты выполнения программы развития;
  • справка о соответствии руководителя требованиям ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;
  • согласие на проведение оценки — включает контактные данные, перечень предоставленных бумаг и др.;
  • согласие на рассмотрение и исследование предоставленных документов;
  • мнение коллегиального органа управления образовательным учреждением по результатам изучения предоставленного отчета.

Также могут быть предоставлены и другие документы, несущие полезную для комиссии информацию. Кроме этого, кандидаты на должность руководителя должны предоставлять справку об отсутствии судимости. Список варьируется в зависимости от подведомственности учебного учреждения. В представленной таблице приведен перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в ведомственных учебных учреждениях.

Если какие-либо документы не были представлены в полном объеме либо не поданы, испытуемый отстраняется от оценивания.

Кто освобожден от прохождения

Согласно Приказу и закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от прохождения проверки освобождаются:

  • руководители, назначенные на должность Президентом или Правительством РФ;
  • проработавшие на занимаемой должности менее одного года;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Что касается двух последних категорий работников, то оценивание их знаний производится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

В зависимости о того, какому ведомству подчиняется учреждение, варьируется частота проверок. Например, проверка знаний руководства образовательных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, Минюста, ФАНО, ФТС, проходит раз в пять лет.

Результаты аттестации

Если по результатам проверки будет выявлено, что глава учреждения не отвечает существующим требованиям, он сможет пройти ее еще раз. Повторное оценивание проводится на основании заявления экзаменуемого. При этом комиссия может разрешить или отказать в проверке. В случае отказа руководитель отстраняется от выполнения своих обязанностей до успешного прохождения аттестации.

Если комиссия приняла решение о несоответствии главы организации занимаемой должности, он может быть уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не проводится, поскольку ее должны проходить только специалисты, трудящиеся на промышленных и строительных объектах, а также опасных производствах. Такое оценивание также должны проходить работники организаций, подведомственных Ростехнадзору.

Возросшие в последнее время полномочия руководителей, возглавляющих крупные образовательные комплексы, определяют требования, предъявляемые к уровню их компетентности, опыту профессионального осуществления функций управления. Формирование профессионального корпуса руководителей образовательных организаций определяет комплекс мероприятий, среди которых аттестация на соответствие должности стала базовым компонентом.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации на соответствие должности руководителя образовательной организации. Согласно ст. 51 п. 4 порядок и сроки проведения аттестации устанавливают учредители образовательных организаций.
В Москве применение статьи 51 ФЗ-273 регулирует Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, утвержденное приказом Департамента образования от 30 апреля 2015 г. №201 (в редакции приказов от 26 мая 2015 г. №241, от 9 июня 2015 г. №293). Этот документ определяет порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
Аттестация - одна из наиболее действенных кадровых технологий, позволяющих установить уровень соответствия действующего руководителя или кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к данной должности. Основные принципы аттестации - гласность, открытость, коллегиальность.
Аттестацию руководителей и кандидатов проводит аттестационная комиссия, создаваемая Департаментом образования. Персональный состав аттестационных комиссий и их количество утверждают приказом департамента. Сопровождение процедуры аттестации с мая 2015 года осуществляет Московский институт открытого образования. Аттестацию руководителей и кандидатов проводят в два этапа: квалификационные испытания в форме тестирования и собеседование с аттестационной комиссией.
Новый Порядок предполагает оптимизацию процедуры аттестации, сокращение временных затрат и регламентацию действий всех участников этого процесса, начиная с подачи заявления на аттестацию и заканчивая собеседованием с аттестационной комиссией. Аттестацию и кандидатов, и руководителей проводят на основании личного заявления в форме электронного документа, направленного в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, - МИОО. Процедура, определяемая новым Порядком, призвана целенаправленно повышать ответственность руководителя за свою аттестацию и соответственно за ее итоги.
В Москве Департамент образования осуществляет планомерное формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций, которое в свою очередь предполагает проведение обязательной аттестации кандидатов на должность руководителя.
Согласно Порядку кандидату может быть отказано в проведении процедуры аттестации в случае выявления:
- оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
- расторжения трудового договора по статье 81 п. 3, 5, 8, 9-11; по статье 278 п. 2 Трудового кодекса РФ - в течение двух лет с момента расторжения;
- отсутствия специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС, и стажа работы на педагогических должностях.
Однако к аттестации может быть допущен кандидат, не имеющий специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональными стандартами, но обладающий достаточным практическим опытом педагогической деятельности в системе образования Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидат должен представить отзыв работодателя, содержащий оценку профессиональной деятельности кандидата с учетом ее эффективности и значимости для развития образовательной организации.
Для действующих руководителей образовательных организаций в процессе их трудовой деятельности возможна как очередная, так и внеочередная аттестация.
Внеочередную аттестацию проводят в межаттестационный период:
- либо по решению Департамента образования вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения;
- либо по личному решению самого руководителя образовательной организации.
По итогам внеочередной аттестации устанавливают новый срок действия ее результатов. Действие ранее установленного срока аттестации прекращается.
Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в аттестационную комиссию не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления об аттестации. В заявлении на внеочередную аттестацию руководитель указывает дату прохождения квалификационных испытаний, которая не должна превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления об аттестации.
На сегодняшний день для руководителей образовательных организаций сняты ограничения сроков подачи заявлений на очередную аттестацию, однако руководителю следует быть внимательным, чтобы не опоздать с подачей заявления, так как продолжительность проведения процедуры аттестации составляет не менее одного и не более четырех месяцев со дня получения заявления организацией, сопровождающей процедуру аттестации, до принятия решения аттестационной комиссией.
Изменения коснулись и этапа проведения квалификационных испытаний. Квалификационные испытания проводят в форме компьютерного тестирования. Новый Порядок предусматривает возможность двух попыток тестирования как для руководителей, так и для кандидатов, по ранее действовавшему Порядку руководитель мог проходить тестирование лишь единожды.
Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, процедуру аттестации в отношении кандидата прекращают, аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.
А вот для руководителя такой результат приводит к более жестким последствиям. В случае непрохождения первого этапа аттестации (тестирование) руководителя не допускают ко второму этапу аттестации (собеседование с аттестационной комиссией) и его признают приказом департамента не соответствующим занимаемой должности.
Изменились подходы к формированию теста. Согласно новому Порядку тест состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. То есть каждый тестируемый проходит аттестацию по двум обязательным модулям и трем модулям, которые может выбрать из предложенного списка.
К инвариантной части отнесены модули «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления».
Вариативная часть представлена модулями «Финансово-экономические основы управления», «Деловое администрирование», «Образовательные технологии», «Функциональные обязанности в административной команде образовательной организации», «Обеспечение безопасности образовательного процесса», «Организация образовательного процесса», «Использование информационных систем в управлении образовательной организацией», «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации».
Количество вариативных модулей не постоянно. Выбор вариативной части тестирования осуществляет аттестуемый при подаче заявления на аттестацию. Пункт Порядка аттестации, определяющий возможность выбора модулей тестирования, начинает действовать с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября 2015 года.
Несколько изменились и преференции для руководителей школ, входящих в рейтинг. В новом учебном году во внимание берут образовательные организации, занявшие первые 300 мест в рейтинге по результатам образовательной деятельности. Руководителей первой двадцатки рейтинга при прохождении аттестации освобождают от квалификационных испытаний.
Руководителей школ, занявших с 21-й по 70-ю позицию рейтинга, тестируют лишь по одному модулю - «Государственная политика в сфере образования»; с 71-го по 170-е место - по модулям «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления»; с 171-го по 300-е - по модулям «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей.
При внеочередной аттестации по инициативе работодателя руководитель проходит квалификационные испытания по всем модулям, в случае аттестации по личной инициативе - тестирование по модулям в соответствии с позицией образовательной организации в рейтинге.
В соответствии с новым Порядком каждый аттестуемый должен лично присутствовать на заседании комиссии. При этом на каждого аттестуемого для работы аттестационной комиссии готовят аттестационную справку на основе сведений, полученных из информационно-аналитических систем Департамента образования, и информации, предоставленной самим аттестуемым. В аттестационную справку также вносят результаты тестирования, а в отношении аттестуемого руководителя дополнительно - предложения Департамента образования и председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель.
Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с аттестуемым и принимает одно из решений:
- «соответствует должности руководителя образовательной организации»;
- «соответствует должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций»;
- «не соответствует должности руководителя образовательной организации».
Руководителя образовательной организации аттестуют на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет 2 года.
Срок аттестации кандидата на должность руководителя составляет 2 года независимо от наличия рекомендаций аттестационной комиссии.
Изменения в процедуре аттестации закономерны и заданы вектором развития всей системы московского образования. Современный руководитель столичной школы - лидер, задающий и реализующий все изменения, направленные на совершенствование и самой системы, и управленческого корпуса.

Марина БОРОВИК, начальник управления аттестации руководящих кадров образовательных организаций МИОО

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов . - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина . - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим -обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов . - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова . - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1.1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, (далее - Порядок) определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и сроки её проведения (далее соответственно - аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).

1.2. Целями аттестации являются:

а) повышение эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций;

б) оценка знаний и квалификации кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

в) оценка знаний и квалификации руководителей образовательных организаций и подтверждение их соответствия занимаемой должности;

г) стимулирование профессионального роста руководителей образовательных организаций.

1.3. Аттестации подлежат:

а) кандидаты (кандидат) на должность руководителя образовательной организации;

б) руководители образовательных организаций.

1.4. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:

назначенные на должность Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

беременные женщины;

женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

1.5. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. Аттестация руководителя с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в течение года после назначения на должность.

1.6. Аттестация осуществляется на русском языке и состоит из следующих последовательных этапов: анализа представленных документов и материалов о кандидате на должность руководителя (руководителя) и собеседования.

1.7. Для проведения аттестации Министерство:

а) создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее - Аттестационная комиссия);

б) формирует списки подлежащих аттестации кандидатов на должности руководителей образовательных организаций на основании поступивших в установленном порядке предложений, в том числе от постоянно действующего совещательного органа Министерства, рассматривающего вопросы по кадровому обеспечению образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства (далее - совещательный орган);

в) составляет списки руководителей образовательных организаций, подлежащих аттестации;

г) определяет график проведения аттестации;

д) готовит необходимые документы для работы Аттестационной комиссии;

ж) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для обеспечения деятельности Аттестационной комиссии документы, материалы и информацию;

з) осуществляет иные полномочия в целях обеспечения деятельности Аттестационной комиссии.

1.8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

1.9. Основными принципами Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

1.10. Методическое, аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии

2.1. Аттестационная комиссия:

проводит аттестацию кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

проводит аттестацию руководителей образовательных организаций;

осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннее и объективное изучение кандидатов для назначения на должности руководителя образовательной организации.

2.2. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

б) устанавливать сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации;

в) проводить необходимые консультации;

г) создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов, составы которых утверждаются Аттестационной комиссией;

2.3. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители федеральных органов государственной власти, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена организация*(1) , а также члены наблюдательных советов автономных организаций и члены совещательного органа *(2) .

Председателем Аттестационной комиссии является Министр образования и науки Российской Федерации.

Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

Заместителями председателя являются заместитель Министра образования и науки Российской Федерации и представитель общественной организации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет один из его заместителей, на которого возложены такие обязанности председателем Аттестационной комиссии.

Заместитель председателя Аттестационной комиссии в случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии исполняет функции председателя Комиссии в полном объеме.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, направляет от имени Аттестационной комиссии запросы и уведомления, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации.

2.4. Аттестационная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.

Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания. О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии её члены уведомляются письмом или телефонограммой.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от общего числа ее членов.

Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение семи рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также, соответственно, кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.

IV. Проведение аттестации

4.1. Предложения по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации и материалы по ним представляются в Аттестационную комиссию:

б) структурным подразделением Министерства, осуществляющим кадровую политику, по согласованию со структурным подразделением Министерства, осуществляющим координацию деятельности образовательной организации.

Предложения по кандидатам (кандидату) и материалы должны быть представлены в Аттестационную комиссию не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий действующего руководителя образовательной организации (при досрочном прекращении его полномочий - в течение 15 рабочих дней) и/или в сроки, установленные Министерством.

4.2. Материалы для аттестации руководителя образовательной организации представляются в Аттестационную комиссию непосредственно руководителем или уполномоченным им лицом в сроки, установленные Министерством.

4.3. Комплект материалов по кандидату на должность руководителя образовательной организации оформляется на русском языке и должен включать:

заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, места жительства и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов);

заявление кандидата о согласии на проверку и обработку представленных сведений о кандидате;

сведения о кандидате согласно приложению к Порядку;

программу развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц);

выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организации о включении кандидата в список кандидатов на должность руководителя образовательной организации (в случае представления образовательной организацией предложений по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации);

представление наблюдательного совета автономной организации о кандидате на должность руководителя в случае, предусмотренном уставом организации;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;*(4)

согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;*(5)

заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании;

дополнительные документы по усмотрению кандидата.

4.4. Комплект материалов по руководителю образовательной организации, подлежащему аттестации, оформляется на русском языке и должен включать:

заявление руководителя образовательной организации о согласии на проведение его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса проживания и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов);

заявление руководителя о согласии на проверку и обработку представленных сведений о руководителе;

отчет о результатах выполнения программы развития образовательной организации и отчет руководителя за соответствующий календарный год (далее - отчет);

выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организацией о результатах рассмотрения отчета;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям*(6) ;

дополнительные документы по усмотрению руководителя.

4.5. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, документы и материалы по которым не поступили, поступили не в полном объеме, позднее установленных сроков или замечания по документам и материалам которых не были устранены в установленный срок, решением Аттестационной комиссии к аттестации не допускаются.

4.6. О месте, дате и времени проведения аттестации кандидаты (кандидат) на должность руководителя образовательной организации и руководитель, подлежащий аттестации, уведомляются по почте или телефонограммой не позднее чем за 7 рабочих дней до аттестации.

4.7. Аттестация проводится с приглашением руководителя на заседание Аттестационной комиссии. В случае неявки руководителя на заседание Аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а аттестация переносится на более поздний срок.

4.8. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, в отношении которых на любом из этапов аттестации выявились их несоответствие установленным квалификационным требованиям или профессиональным стандартам, или наличие у них ограничений на занятие педагогической деятельностью, или ограничений для работы в сфере образования, или нарушение установленного в соответствии с уставом образовательной организации порядка выдвижения кандидата на должность руководителя, или подлог представленных документов, решением Аттестационной комиссии признаются не прошедшими аттестацию и к иным её этапам не допускаются.

4.10. В случае неучастия в собеседования кандидат на должность руководителя, а также руководитель образовательной организации признается Аттестационной комиссией не прошедшим аттестацию.

4.12. В случае получения отрицательного результата при прохождении собеседования кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации Аттестационная комиссия принимает соответствующее решение:

о признании кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации не прошедшим аттестацию;

о признании руководителя образовательной организации не прошедшим аттестацию и его несоответствии занимаемой должности.

4.13. В случае положительного результата при прохождении собеседования кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации Аттестационная комиссия принимает соответствующее решение:

об аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации и о рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации назначить кандидата на должность руководителя образовательной организации;

об аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации и его включении в кадровый резерв Министерства образования и науки Российской Федерации для замещения должностей руководителей образовательных организаций (далее - кадровый резерв);

об аттестации руководителя образовательной организации и его соответствии занимаемой должности.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 4.13.1 с 2 декабря 2017 г. - Приказ

4.13.1. Включение и исключение из кадрового резерва оформляется протоколом в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 4.13.2 с 2 декабря 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2017 г. N 1052

4.13.2. Основаниями исключения из кадрового резерва являются:

а) личное заявление;

б) назначение на должность руководителя образовательной организации;

в) непрерывное пребывание в кадровом резерве в течение пяти лет;

г) смерть (гибель) гражданина либо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

д) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ж) наличие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;

з) признание гражданина полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.14. На основании заявления руководителя образовательной организации, не прошедшего аттестацию, Аттестационная комиссия вправе принять решение о его повторной аттестации. О месте, дате и времени проведения аттестации руководитель образовательной организации извещается в соответствии с настоящим Порядком.

4.15. Руководитель образовательной организации, не прошедший в установленные сроки аттестацию и в отношении которого не принято решение о повторной аттестации, отстраняется от работы приказом Министерства на весь период времени до успешного прохождения аттестации с определением Министерством при этом исполняющего обязанности руководителя образовательной организации.

4.16. Руководитель образовательной организации, в отношении которого Аттестационной комиссией принято решение о его несоответствии занимаемой должности, может быть освобожден от занимаемой должности (уволен) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

______________________________

*(1) Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

*(2) Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя автономной образовательной организации.

*(3) Предложения по кандидатам (кандидату) и материалы представляются образовательной организацией в случае, если уставом образовательной организации установлено замещение должности ее руководителя по результатам избрания. Указанные предложения должны быть сформированы из кандидатов, соответствующих требованиям по должности руководителя образовательной организации и прошедших выдвижение в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации.

*(4) В соответствии с частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590; ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50 (часть 4), ст. 6954; N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959; N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30 (Часть I), ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52 (часть I), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26 (часть I), ст. 3405; N 30 (Часть I), ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49 (часть VI), ст. 6918; N 52 (часть I), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (часть I), ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022.

*(5) Подлежит представлению кандидатом, замещающим или замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы, если отдельные функции государственного управления соответствующей образовательной организацией входят (входили) в его должностные (служебные) обязанности.

*(6) В соответствии с частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590; ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50 (часть 4), ст. 6954; N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959; N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30 (Часть I), ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52 (часть I), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26 (часть I), ст. 3405; N 30 (часть I), ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49 (часть VI), ст. 6918; N 52 (часть I), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (часть I), ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей федеральных университетов и руководителей образовательных организаций, в случаях, установленных федеральными законами) проходят обязательную аттестацию.

Это значит, что проведение аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации является законодательно обусловленной необходимостью, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой образовательной организации.

А вот что касается действующих руководителей, то в Законе, в отличие от аттестации педагогических работников, не содержится никаких указаний на периодичность проведения их аттестации, а лишь фиксируется сам факт проведения аттестации, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В соответствии с законом учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя, но и любую ее периодичность.

В том числе учредитель вправе вообще исключить периодическое проведение очередной аттестации, сохранив обязательность проведения внеочередной.

Основаниями для ее проведения могут быть:

— неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденные документально;

— неоднократные нарушения руководителем своей должностной инструкции, подтвержденные документально;

На практике, как показывает анализ нормативных актов регионального и муниципального уровней, в подавляющем большинстве случаев учредители устанавливают для руководителей периодичность прохождения очередной аттестации на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет (есть и такие, которые сокращают этот период до трех лет). Давайте попытаемся выяснить, насколько целесообразно проводить периодическую (очередную) аттестацию действующих руководителей.

В настоящее время имеет место тенденция заключения с руководителями срочных трудовых договоров сроком до пяти лет. Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.

При этом сам факт перезаключения с руководителем договора на следующий срок означает, что деятельность такого руководителя полностью устраивает учредителя. Иначе говоря, руководитель, с которым перезаключен договор, с точки зрения учредителя соответствует занимаемой должности.

Но тогда для чего нужна периодическая аттестации руководителей? Ведь если у учредителя возникают обоснованные сомнения в соответствии руководителя занимаемой должности, то он инициирует проведение внеочередной аттестации в порядке и в сроки им же установленные.

При таком подходе к организации процедуры аттестации учредителю придется организовывать и проводить аттестацию, только кандидатов на должность руководителя и внеплановую аттестацию действующих руководителей (п ример Положения об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций приведен в Приложении 1 к статье).

Что касается использования мотивационного потенциала аттестационной процедуры с целью стимулирования профессионального роста руководителей, его можно реализовать в форме добровольной аттестации на соответствие региональным (муниципальным) квалификационным уровням.

Такие уровни могут быть сформулированы на основании критериев эффективности деятельности в контексте перехода на эффективный контракт, но это, как говорится, другая история.

Приложение 1. Положение об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций.

К должностям руководителей образовательных организаций в целях применения настоящего Положения относятся должности, отнесенные к категории «Руководители» Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства Р. Ф. от 8 августа 2013 г. № 678).

1.3. Аттестация проводится на основе объективной оценки профессиональной деятельности руководителей и претендентов на должность с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации».

1.4. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, объективность, недопустимость дискриминации.

1.5. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации подлежат обязательной аттестации перед назначением на должность.

1.6. Руководители образовательных организаций проходят обязательную (внеочередную) аттестацию при:

— неоднократных нарушениях ими действующего законодательства, подтвержденных документально;

— неоднократных нарушениях ими своей должностной инструкции, подтвержденных документально;

— отрицательной динамике результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами, подтвержденной документально;

— обоснованных, подтвердившихся жалобах обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

2. Аттестационная комиссия

2.1. Аттестация кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций осуществляется аттестационной комиссией в составе: председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируемой органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

2.2. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (уполномоченное им лицо) муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования.

2.3. В состав аттестационной комиссии включаются работники муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель муниципальной (региональной) организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководители образовательных организаций, а также представители научных, образовательных и иных организаций, приглашаемые председателем аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов. Персональный состав комиссии ежегодно утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению председателя комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

2.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения.

2.5. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности любого члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при аттестации конкретного аттестуемого, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в принятии решения по конкретному аттестуемому.

2.6. Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью. В период его временного отсутствия руководство деятельностью комиссии осуществляет его заместитель.

2.7. Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается ее секретарь.

2.8. График заседаний аттестационной комиссии на каждый квартал утверждается председателем аттестационной комиссии.

2.9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от ее списочного состава.

2.10. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение вступает в силу со дня его вынесения.

2.11. Продолжительность аттестации конкретного аттестуемого не может превышать 30 календарных дней.

2.12. В случае признания аттестуемого не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ на предусмотренных трудовым договором основаниях.

Расторжение трудового договора с руководителем организации по данному основанию возможно в том случае, если такое основание расторжения трудового договора в нем предусмотрено, если же нет, то расторгать трудовой договор следует в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

3. Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации

3.1. Основанием для проведения аттестации кандидатов с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» может быть:

— представление руководителя муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования;

— представление коллегиального органа управления образовательной организации;

— заявление кандидата.

3.2. В представлении в аттестационную комиссию должны содержаться следующие сведения о кандидате:

— фамилия, имя, отчество;

— информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов);

— мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

3.3. Заявление кандидата должно содержать следующие сведения о нем:

— фамилия, имя, отчество;

— место работы и занимаемая должность;

— наличие квалификационной категории по занимаемой должности;

— дата заключения трудового договора по занимаемой должности;

— уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов);

— информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов).

К заявлению кандидат прилагает либо программу выхода из кризисной ситуации в конкретной образовательной организации, либо программу развития образовательной организации с учетом особенностей ее образовательной деятельности (гимназия, школа с углубленным изучением конкретного предмета, школа, реализующая конкретную дополнительную предпрофессиональную программу, школа, реализующая инклюзивное образование и т. п.).

3.4. В процессе аттестации кандидат обязательно проходит квалификационные испытания по знанию действующего законодательства об образовании.

3.5. С датой, временем и местом проведения аттестации кандидат на должность руководителя должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позднее чем за месяц до дня ее проведения.

3.6. Кандидат на должность руководителя должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся необходимые изменения.

3.7. Непосредственно в процессе аттестации комиссия рассматривает сведения о кандидате на должность руководителя, содержащиеся в представлении (его заявлении), а также дает оценку соответствия кандидата должности «Руководитель образовательной организации».

Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением обязанностей руководителя образовательной организации.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющем управление в сфере образования.

3.8. По результатам аттестации кандидата аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

3.9. При неявке кандидата на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или в случае признания его не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» он может повторно пройти аттестацию на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» не ранее чем через год после дня заседания аттестационной комиссии.

3.10. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

3.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.

3.12. Кандидат, признанный по итогам аттестации соответствующим должности «Руководитель образовательной организации», может быть:

— назначен на должность руководителя;

— включен в резерв руководителей.

4. Аттестация руководителя образовательной организации

4.1. Решение о проведении аттестации руководителя образовательной организации принимается учредителем при наличии следующих оснований:

— неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденных документально;

— отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально;

— обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

4.2. Проведение аттестации руководителя образовательной организации осуществляется на основании представления в аттестационную комиссию его непосредственного руководителя.

4.3. Аттестации не подлежат следующие руководители:

— проработавшие в должности менее одного года;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

— отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация руководителей, перечисленных подпунктами «в», «г» и «д» возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

4.4. В представлении должны содержаться следующие сведения о руководителе:

— фамилия, имя, отчество;

— место работы;

— дата заключения трудового договора и срок его действия (для срочного трудового договора);

— уровень образования и квалификация;

— информация о повышении квалификации (переподготовке);

— мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации»;

— причина, послужившая основанием для проведения аттестации.

4.5. С представлением руководитель образовательной организации должен быть ознакомлен непосредственным руководителем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением руководитель образовательной организации имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за последние три года, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении непосредственного руководителя.

При отказе руководителя образовательной организации от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается непосредственным руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт.

4.6. Руководитель образовательной организации должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

В случае невозможности присутствия руководителя на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения.

При неявке руководителя на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

4.7. Аттестационная комиссия рассматривает сведения об аттестуемом, содержащиеся в представлении, его заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением, а также дает оценку его соответствия требованиям профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющим управление в сфере образования.

4.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует должности «Руководитель образовательной организации»;

— не соответствует должности «Руководитель образовательной организации».

4.9. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

4.10. Результаты аттестации аттестуемый вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством РФ.

4.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.