Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Основные направления досуговой деятельности детей и подростков в организации дополнительного образования. Культурно-досуговая деятельность детей Повышение направления в досуговой деятельности на примере

Еремина Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВПО СГПИ в г.Буденновске, г.Буденновск, Россия[email protected]

Досуговая деятельность как направление культурновоспитательной деятельности с подростками

Аннотация.В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурновоспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурновоспитательная деятельности, виды досуговой деятельности, организационными формы досуговой деятельности подростков.Ключевые слова: культурновоспитательная деятельность, культура, досуг, отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, клубы, кружки, секции, студии.

Культурновоспитательная деятельность

социальнокультурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурновоспитательную деятельность можно рассматривать и как социальнопедагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме подвоздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждении культуры.Сущность культурновоспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением

это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.В структуру культурновоспитательной деятельности входит продуктивная и репродуктивная деятельность. Центральное место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, т. е. просвещение и исполнительская деятельность. Однако в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления культурновоспитательной деятельности.Возрастает роль ценностно ориентационной деятельности. Учреждения культуры становятся центрами формирования общественного мнения, ценностной ориентации подростков, возрождения духовности, нравственных идеалов, гуманности, человеческой доброты. Эта деятельность должна быть доступной пониманию подростков, поэтому она осуществляется в яркой эмоциональной форме.Познавательная деятельность является базой репродуктивной и творческой деятельности. В современных условиях сфера этой деятельности расширяется. В культурновоспитательной деятельности среди подростков она составляет основу, так как они познают окружающий мир. В условиях учреждений культуры и в связи с возрастными особенностями детей познавательная деятельность осуществляется в специфических формах: конкурсах, викторинах, состязаниях и др.Культурновоспитательная деятельность включает также эмоциональнокоммуникативную деятельность, т.е. общение детей с использованием занимательных форм, что обусловлено возрастными особенностями детей.В структуру культурновоспитательной деятельности с подростками входит также физически активная деятельность в форме физкультурноспортивных занятий, походов, экскурсии, прогулок.Культурновоспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей, они могут выбрать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в школе.Таким образом, культурновоспитательная деятельность выполняет следующие социальные функции:1.Разносторонняя образовательная деятельность. Ее своеобразие состоит в том, что она осуществляется в форме самообразования, расширения знаний, полученных в школе. Строится она всецело на интересах самих ребят. Образовательная программа не носит обязательного характера. Содержание образовательной деятельности выражается в занимательной, нередко игровой форме с элементами соревнования. 2.Воспитательная функция. Ее специфика в детских внешкольных учреждениях состоит в том, что она осуществляется в сфере досуга, когда подростки раскрепощены и чувствуют себя более свободно, чем в школе. Здесь нет такой жесткой дисциплины и господствует педагогика сотрудничества. Главным средством воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях, которая опять же преподносится в яркой, занимательной форме с учетом свободного выбора.3. Культурнотворческая функция. Ее своеобразие состоит в том, что она носит преобразующий, созидательный характер. Создавая культурные ценности, подростки преобразуют окружающий мир в самих себя.4. Организация отдыха подростков. Особенно возрастает роль детских учреждений в каникулярный период. Повседневный отдых детей организован слабо, и болезненные процессы происходят в организации праздничного отдыха, так как меняется и сама система праздников. Отдых должен быть интересным и непринужденным, чтобы дети могли раскрепоститься и чувствовать себя комфортно. Задача педагога -так организовать отдых детей, чтобы они чувствовали себя как дома. Только тогда они будут ощущать себя защищенными и получат максимум удовольствия. Есть отдых, от которого можно устать и поглупеть. А есть отдых, который возвышает нравственно. Несовершенство организации отдыха подростков объясняется также и слабой разработкой его научных основ, особенно психологических. Четкая организация отдыха подростков на научной основе решает в некоторой степени и финансовую проблему, проблему выживаниядетских учреждений, так как повышается их посещаемость. 5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями. Эта функция не нашла еще должного развития, но уже создается сеть реабилитационных центров, которые призваны приспособить детейинвалидов к труду, закрепить их на производстве, сформировать межличностные отношения, профессиональные навыки и весь духовный облик. Главная цель этой функции социальнопсихологическая адаптация детейинвалидов в труде, быту, детском досуговом коллективе, чтобы они почувствовали себя полноценными членами общества. Хотя возможности детских досуговых учреждений в этом плане ограничены. Нет соответствующих помещений, специального оборудования мастерских, комнат для досуговых занятий, средств передвижения детейинвалидов. Поэтому детские учреждения культуры выполняют эту функцию главным образом по линии шефства над детскими домами, школамиинтернатами, а также оказывают индивидуальную помощь детяминвалидам.Теория культурновоспитательной деятельности с подростками изучает закономерности формирования всесторонне развитой личности в специфических условиях досуга применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия. Опираясь на общую теорию воспитания, культурновоспитательная деятельность решает задачи воспитания посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения их в деятельность по созданию культурных ценностей в коллективах технического и художественного творчества.Ее базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение и другие. Учитывая то, что существует множество определений этих понятий, остановимся кратко на сущности некоторых из них.Под культурой понимается социальнопрогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, т. е. создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.Досуг это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека . Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XVв. Но его значение здесь несколько иное.Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIXв., а его изучение начинается с XXв. Важнейшие функции свободного времени отдых, развитие и реализация способностей и дарований человека. Эти функции осуществляются в различных видах деятельности, которые можно объединить в две основные группы:1) образование и общественная работа;2) досуг (отдых, развлечение, укрепление здоровьяи физическое развитие, межличностное и групповое общение и т. п.).В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы советской власти развернулась просветительная деятельность клубов, библиотек, а также профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.В кон. 20х в 30е гг. произошло обособление учреждений искусств, физкультуры и спорта и культурнопросветительных (клубы, библиотеки). Создавалась сеть здравниц и других учреждений длительного отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностьювсе большее значение приобретали и другие виды досуга, особенно художественная самодеятельность. В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоенные годы сеть учреждений сферы досуга расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоятельные системы кинотеатры, библиотеки, народные музеи, детские внешкольные учреждения. Были созданы народные университеты. Основным типом учреждений досуга стали государственные и профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. Организацией досуга стали заниматься также массовые общественные организации, прежде всего молодежные, творческие союзы и различные добровольные общества, парки культуры и отдыха.Досуговые занятия тесно связаны с образованием, общественной работой и служат не только выполнению своих функций отдыху и восстановлению сил, но и развитию человека. Одновременно чтение книг, журналов, газет, просмотр кинофильмов и телепередач имеют и досуговую функцию, служат отдыху, восстановлению и развитию ума и способностей. Иными словами, чем выше культура досуга, тем более она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. В настоящее время люди, особенно молодые, совмещающие работу с учебой или воспитывающие маленьких детей, ощущают острый недостаток свободного времени. Чувствуя это, они пытаются уплотнить время за счет совмещения нескольких занятий, например: завтракают и слушают радио, едут на работу и читаем. Не случайно говорят, что, чем активнее человек, тем больше он успевает, как бы раздвигая жесткие контуры суток. Благодаря уплотнению день может «растягиваться» на три часа. Однако при совмещении многих дел люди теряются в сосредоточенности, глубине восприятия. Порой именно изза этого ощущают некоторую неудовлетворенность от проведения своего досуга. Повысить качество содержательность досуга возможно, но этому мешает неумение человека распорядиться досуговыми часами. Свидетельство тому преобладание пассивных, чисто развлекательных форм отдыха. Вместе с тем все большее число юношей и девушек хотят повысить свою «досуговую квалификацию»: приобщиться к какомуто виду спорта, научиться играть на одном из музыкальных инструментов, фотографировать, танцевать, водить мотоцикл пли автомобиль... Результаты обследований подтверждают: чем большим числом занятий владеет в свободное время человек, тем более он удовлетворен своим досугом. Из этого легко сделать вывод: чем лучше культурнодосуговые учреждении будут удовлетворять потребности людей в самих разнообразных занятиях, тем выше станет качество их досуга.Для того чтобы повысить качество досуга, необходимы встречные усилия учреждений культуры и человека. Более того, диалектика данного процесса такова, что вместе с дальнейшим увеличением времени досуга, улучшением условий и возможностей его проведения будет повышаться личная ответственность за использование этих возможностей, за культуру досуга.Функциональное назначение досуга состоит в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека. Его структура многогранна. Существуют 500 видов досуга. Однако удовлетворяется всего лишь несколько десятков. Российские ученые сводят все виды досуга к шести видам: отдых и движение, развлечение, творчество, просвещение, созерцание, праздник. Харьковские ученые ограничиваются четырьмя видами: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Как показывает практика, люди сегодня отдают предпочтение домашнему досугу, т. е. идет процесс одомашнивания досуга, досугу на природе, и только третье место занимает отдых в учреждениях культуры. Из форм отдыха особой популярностью у детей пользуются игры и развлечения, у подростков дискотеки и клубы по интересам. Как показывают статистические данные и социологические исследования, учащиеся имеют много свободного времени. Так, 180 дней составляют каникулы, 100 дней свободное время после занятий. Однако используется это время нерационально. Например, 83% свободного времени занимают зрительскослушательские мероприятия. Причем проходят они после уроков, когда учащиеся устали и их внимание рассеивается.Итак, досуг это частьвнерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научнотехническое любительское творчество, художественноэстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.Досуг возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринуждённой беседой. При активном отдыхе не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлении, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном человек в какойто мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открытого выражения своих чувств.Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких либо формальных прав на занятие определённой должности, продолжение образования и т.п. К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно популярных и документальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Свободное время создаёт человеку возможность заниматься непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их создателя.Творчество самый свободный вид деятельности. Оно отличается своей самоцель и самоценностью. Творчество уже не служит подготовкой к чемуто высшему: оно само есть наиболее ценный и вместе с тем наиболее естественный, органичный для человека вид деятельности. Человек лишь тогда в полной мере оправдывает свое звание, когда творит. Потребность в творчестве одна из самых глубоких и стойких. Мы загораемся какойто идеей, вынашиваем ее, ищем способы ее воплощения, наконец, осуществляем свой замысел, стремясь к совершенству и красоте исполнения. В этом и состоит творчество. В нем человек выступает как универсальная сила природы, наделенная всеми способностями, которые сформировались в нем в процессе эволюции, и знаниями, которыми наделила его культура. Будучи творцом, человек на новом, более высоком уровне продолжает созидательную работу природы.Основными организационными формами творчества являются клубы, кружки, секции и студии.Клуб добровольное объединение детей и подростков е определенной целью, функционирует на общественных началах. Возглавляет клуб общественный совет самоуправления.Кружок или секция объединение детей и подростков по интересам, возглавляемое руководителемпрофессионалом. Как правило, кружки и секции функционируют на платной основе, поэтому ответственность за его деятельность несет руководитель. Бюро или староста кружка, секции оказывает помощь руководителю.Студия специфическое учебное заведение, в котором дети и подростки получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. Студии функционируют на платной основе поопределенному учебному плану и программам, которые реализуют педагоги –предметники.Таким образом, досуг –свободное время, оставшееся после выполнения профессиональноролевых обязанностей. Один из важнейших параметров, характеризующий качество жизни. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристскоэкскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.Под досугом как одним из направлений культурно –досуговой деятельности понимается деятельность, организованная в специфических условиях применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия и направленная на формирование всесторонне развитой личности.

Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ –начала ХХ вв. Монография. Ставрополь: СКСИ Пятигорск: РИАКМВ, 2006. 216 c.2.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.3.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. –Л., 1977.4.Культура досуга. М., 1982.5.Там же.6.Поварницына Л.А, Психологический анализ трудностей общения.М., 1987.7.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? –М., 2006.8.Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. –М., 1966.9.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

1

В статье рассмотрено содержание культурно-развлекательной деятельности студентов. Отмечено, что в настоящее время наблюдается многообразие направлений и форм культурно-развлекательной деятельности молодежи. Вместе с тем имеющееся разнообразие культурно-досуговой деятельности не всегда соответствует интересам и потребностям молодежи. С позиции системного подхода проанализировано мнение студентов об их досуге. Рассмотрено отношение молодежи к имеющимся досуговым мероприятиям в мегаполисе. Конкретизировано наличие свободного времени в недельном цикле. Выделены причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий. Впервые определены критерии интересного культурно-развлекательного мероприятия с точки зрения молодежи как потребителя этих услуг: соответствие потребностям молодежи, использование информационных технологий, инновации и разнообразие формата проведения, возможность принимать участие в разработке мероприятия, интерактивная форма проведения, использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий. Конкретизированы наиболее привлекательные для молодежи виды культурно-досуговой деятельности. Рассмотрено мнение молодежи о тех видах и направлениях культурно-развлекательной деятельности, которых не достаточно в городе Омске. Результаты исследования рекомендуется использовать в государственных и частных организациях, занимающихся организацией культурно-досуговой деятельности молодежи, а также при подготовке специалистов по профильным направлениям подготовки в области организации различного вида досуга.

студенческая молодежь

культурно-досуговая деятельность

инновационные формы развлечений.

1. Козин С.В. Досуг современной студенческой молодежи // SCI-ARTICLE. - 2015. - № 28. - С. 1-13.

2. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 195. - С. 56-64.

3. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - С. 45-47.

4. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 220-223.

5. Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи / Т.А. Кравчук, П.И. Флянку // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - № 4 (46). – Ч. 3. – Апрель. - С. 61-66.

6. Макарьева Е.А. Досуг и развлечения студентов / Е.А. Макарьева, М.А. Сердюкова, Л.П. Колупанова, О.В. Дробышева // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. - 2014. - № 3-1 (8-1). - С. 439-442.

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из важнейших особенностей культурного развития молодого поколения является широкое разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности в области свободного времени молодежи . Сфера развлечений является важнейшей составляющей повседневности и необходимой ценностью для молодого поколения, к тому же за годы экономических перемен страна претерпевала в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражалось в существенном расширении у молодежи возможностей заполнения своего досуга, а также в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени .

В связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно-развлекательных учреждений на пути решения задач культурного воспитания молодого поколения . Поэтому разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности для молодежи на сегодняшний день не всегда соответствует ее интересам и потребностям .

Проблема исследования - отсутствие современных данных о предпочтениях в проведении развлечений для молодежи, а также о специфике организации этих развлечений.

Объект исследования - досуг молодежи.

Предмет исследования - содержание досуга молодежи.

Цель исследования - выявить предпочтения молодежи в культурно-развлекательной деятельности.

Для решения поставленной цели использовались следующие задачи исследования.

1. Рассмотреть современные молодежные формы культурно-развлекательной деятельности.

2. Изучить мнение молодежи о предпочтениях в проведении досуга и инновационных форм развлечений.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; опрос (анкетирование), математическая обработка данных.

Организация исследования: исследование выполнялось на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «СибГУФК», а также на базе следующих вузов г. Омска: ФГБОУ ВО «ОмГУПС», ФГБОУ ВО «СибАДИ».

Результаты исследования. Контент-анализ в поисковых системах сети Интернет позволил нам выделить в городе Омске наиболее популярные учреждения досуга и развлечений: досуговые центры (163); рестораны, кафе, пиццерии (787); парки культуры и отдыха, пляжи (7); цирки (1); кинотеатры (31); театры, концертные залы (45); музеи, выставки (102), боулинг, бильярд и развлекательные центры (49).

Как правило, весь спектр государственных форм развития развлечений и досуга молодежи сливается в общий массовый досуг всего населения региона, так как молодежный сегмент развлечений в регионе не столь развит для выделения его как отдельной категории. Тем не менее городские государственные объекты занимаются реализацией отдыха молодежи посредством организации экскурсий, проведением туристских мероприятий, спортивных походов, экспедиций и прочего.

Самыми распространенными в проведении различных форм развлечений для молодежи в г. Омске являются негосударственные учреждения, и, как правило, это горнолыжные базы, спортивные клубы, центры активных развлечений, туристические компании и иные организации, которые занимаются организацией различного рода экскурсий, круизов, культурно-развлекательных мероприятий, осуществляют спортивно-развлекательный отдых, туры выходного дня, а также аренду помещений для отдыха и развлечений потенциальных потребителей. Опять же следует уточнить, что такие формы развлечений применимы как для всего населения, так и для молодежи как отдельной категории с учетом разработки и предоставления продукта, характерного для их досуга и развлечений.

Опрос в виде анкетирования проходил среди студентов 1-5 курсов в возрасте 17-22 лет. Общий объем выборки опроса составил 300 респондентов. Из числа всех респондентов 41% составлял юношей и 59% девушек. Возраст респондентов варьировался следующим образом: 15% - 17-летних, 16% - 18-летних, 23% - 19-летних, 17% - 20-летних, 15% - 21-летних, 14% - 22-летних.

В ходе исследования было выявлено, что большую ценность для молодежи представляют знания (23%), развлечения (22%) и успех (18%). Остальная часть респондентов (12%) предпочитают деньги и получение новых впечатлений. Лишь 6-7% респондентов выделяют ценностью популярность среди сверстников и признание окружающими как специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Жизненные ценности современной молодежи, %

Из вышесказанного следует, что студенты большей ценностью на данный период времени видят поиск и усвоение новых знаний. Также респонденты выделяют развлечения как приятное времяпрепровождение в свободное от учебы время.

Исследование показало, что в среднем большим количеством свободного времени студенты располагают, как правило, в выходные дни. Количество свободного времени здесь варьируется от 2 до 4 часов (32%), и более 5 часов выделили 39% студентов. В будние дни студенты располагают меньшим количеством свободного времени. Таким образом, количество отведенного свободного времени, которым располагают студенты, зависит от времени, которое уходит на занятия в учебных заведениях. Менее 1 часа выделяют 39% студентов и от 1 до 2 часов - 29% респондентов.

В процессе анализа ответов студентов мы выделить тенденцию преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете. Это может говорить о положительной тенденции в пользу «реального» проведения свободного времени молодежью, характеризующегося как оптимальный здоровый досуг.

Также в ходе исследования мы выявили, что вполне удовлетворены проведением своего свободного времени 75% респондентов. Однако имелись и те, кто затруднился с выбором ответа (14%). И самая незначительная часть респондентов была скорее не удовлетворена проведением этого времени либо вовсе не удовлетворена (8 и 3% соответственно).

Согласно частоте посещения развлекательных заведений г. Омска, 29% студентов крайне редко это делают, возможно, это связано с нехваткой времени. Тем не менее 24% посещают 1-2 раза в неделю. Каждую неделю посещает 21% респондентов, остальные 18% посещают развлекательные заведения с частотой в 1-2 раза в месяц. И вовсе не посещают всего лишь 8% студентов. Из этого следует, что основная часть студентов посещает развлекательные заведения г. Омска. Это говорит о том, что молодежь стремится к организованным развлечениям в зависимости от наличия свободного времени.

По всем культурно-развлекательным мероприятиям, которые проводятся в нашем городе, 54% респондентов стараются их посещать и 46% их вовсе не посещают. Далее было выяснено, что 54% респондентов посещают следующие культурно-развлекательные мероприятия: День города, концерты, спартакиады, фестивали, день молодежи, праздничные мероприятия на 1 мая и 9 мая, фестивали красок, различные выставки, марафоны, ярмарки, концерты звезд, спортивные мероприятия.

Те, кто не посещает такие мероприятия (46%), указали в числе причин нехватку времени (30%). Вместе с тем 27% опрошенных выделили отсутствие таких мероприятий, которые были бы им интересны, также 16% не устраивает сам формат проведения. Всего 12% выделили плохую рекламу и отдаленность места проведения. И лишь малая часть респондентов выделили незаинтересованность в таких мероприятиях, отсутствие денег, лень и прочее. Это все говорит о том, что не только время является ограничением в проведении свободного времени, но также и ряд других не менее важных причин. В их числе респонденты отмечали не достаточное количество свободного времени и отсутствие интересующих мероприятий (рис. 2).

Определяя наиболее приемлемую обстановку в проведении развлечений, выяснилось, что оптимальной является небольшая компания (49%). В обществе большого скопления людей предпочитают проводить 24% респондентов. Всего 16% предпочитают одиночество. Наименьшая часть респондентов (11%) не против провести свободное время у компьютера или телевизора, нежели в обществе людей. Все это подчеркивает тот факт, что и современная молодежь в большей массе все же видит приемлемую обстановку в проведении развлечений в обществе людей, что немаловажно на сегодняшний день с наличием интенсивных интернет-коммуникаций в молодежной среде.

Рис. 2. Причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий, %

При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы (24%). Не менее важной является приемлемая стоимость (21%). Также здесь важен контингент посетителей и удобное местоположение. Остальные критерии пользуются меньшей значимостью при выборе места отдыха. Здесь количество респондентов варьируется от 1-10%. В целом основное, на что опираются респонденты при выборе места отдыха, это уют, цена и контингент посетителей (рис. 3).

Рис. 3. Критерии выбора места отдыха, %

Разнообразие культурно-развлекательных заведений, представленных в нашем городе, удовлетворяет 38% респондентов. Основная часть респондентов хотели бы большего разнообразия (45%). И лишь 17% не удовлетворены разнообразием подобных заведений. Это говорит о том, что молодежь в большей степени хотела бы видеть такие культурно-развлекательные заведения, которые бы удовлетворяли их потребности и интересы в развлечениях.

Спортивно-оздоровительные формы в культурно-развлекательной деятельности интересуют 42% респондентов, активные формы и квест-игры привлекают 36% студентов. Анимационные мероприятия актуальны для 15% молодежи. Всего 7% студентов отдают предпочтения пассивным формам досуга.

Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным среди молодежи, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое. Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.

Согласно частоте выбора наиболее высокой оценки по сравнению с самой низкой по балльной системе, были выделены наиболее приемлемые виды культурно-развлекательной деятельности:

1. Оздоровительные мероприятия.

2. Подвижные игры с участием подготовленных и неподготовленных людей.

3. Досуговые церемонии и общение.

4. Логические игры.

5. Аттракционы, развивающие ловкость.

Далее респонденты выделили такие виды культурно-развлекательной деятельности, которых, на их взгляд, не достаточно в нашем городе (таблица). Согласно полученным результатам ответы были распределены по следующим блокам: пассивная деятельность, спортивная деятельность, активные развлечения. Респондентами было внесено большинство предложений по активным развлечениям, которые представляют наибольший интерес для молодежи. В основе всей культурно-развлекательной деятельности студенты выделили как обязательный критерий доступность и приемлемую цену. Также респондентами было отмечено, что в принципе хватает всего, необходимо только изменить методы проведения и тематику мероприятий.

Мнения молодежи по культурно-развлекательной деятельности,

которой не достаточно в г. Омске, %

Пассивная деятельность

Спортивная деятельность

Активные развлечения

«Ботанические» мероприятия (интеллектуальные игры, дебаты), соревнования по компьютерным играм Dota 2, CS.GO.

Велоразвлечения - квесты,

развлечения по силовым видам спорта - воркаут, кросфит, оздоровительные,

по типу «Мама, папа, я - спортивная семья»

Игры на открытом воздухе, активные развлечения для молодежи, парки аттракционов, развлекательные и с юмором, увлекательные, развлекательные спектакли, флешмобы, концерты современных исполнителей, досуговые церемонии, квесты, большие батутные парки, аквапарки, всё на водную тематику, танцевальные, реконструкции исторических сражений, доспешные интерактивные площадки, турниры, тематические вечера, интеллектуальные игры

Недорогостоящие и доступные.

Хватает всего, только изменить методы проведения и тематику

Разработаны практические рекомендации для учреждений сферы физической культуры и спорта, социально-культурного сервиса и туризма по организации инновационных форм развлечений для молодежи, основаны на мнении потенциальных потребителей и обоснованной необходимости процесса организации культурно-развлекательных мероприятий, направлены на совершенствование деятельности данных предприятий, а также увеличение доли предлагаемых услуг для молодежи.

1. Развлечения входят в число наиболее значимых жизненных ценностей для молодежи. Количество свободного времени, которое могут себе позволить студенты на отдых, как правило, зависит от недельной учебной нагрузки. Также была выделена тенденция преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете.

2. Согласно частоте посещения культурно-развлекательных заведений г. Омска большая часть студентов крайне редко это делают из-за не столь большого разнообразия в выборе таких заведений, которые бы полностью удовлетворяли их потребности в развлечениях. Вместе с тем большая часть респондентов посещают культурно-развлекательные мероприятия. Те, кто не посещают их, связывают это в первую очередь с нехваткой времени и отсутствием таких мероприятий, которые были бы им интересны.

3. Наиболее предпочитаемой обстановкой в проведении развлечений, как выяснилось, является небольшая компания. При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы и приемлемой стоимости. Также для студентов в культурно-развлекательной деятельности наиболее привлекательными считаются спортивно-оздоровительные и активные формы, а также квест-игры.

4. По мнению молодежи, культурно-развлекательное мероприятие должно обладать следующими критериями:

Соответствие потребностям молодежи,

Использование информационных технологий,

Инновации и разнообразие формата проведения,

Возможность принимать участие в разработке мероприятия,

Интерактивная форма проведения,

Использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий.

Библиографическая ссылка

Кравчук Т.А., Савчак Д.А., Кравчук А.И., Петкова И.С. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27655 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха - природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки - тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи - тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры - тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга - тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы - комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы - новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

· коммерческий,

· некоммерческий,

· смешанный,

Типы учреждений культуры:

Библиотеки.

Природно-ландшафтные площадки.

Парки культуры и отдыха.

Спортивные площадки.

Игровые площадки.

Разнопрофильные культурные центры.

Учреждения дополнительного профессионального образования: спортивные, музыкальные, художественные школы.

Инфраструктура культуры и досуга - комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.

· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.)

· Развивающие организации, обучающие фирмы.

· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).

· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).

· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)

· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.

· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.

· Рестораны, кафе.

· Модельный бизнес.

2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.

· Интернет.

· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).

· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).

· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т.д.).

· Дороги, связь, транспорт.

· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Индустрия досуга:

1. индустрия товаров культурного назначения,

2. индустрия туризма,

3. индустрия аудио- и видеопродукции,

4. индустрия развлечения:

· газеты, журналы, книги развлекательного содержания,

· киноиндустрия и производство видеопродукции,

· сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,

· музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,

· артбизнес (галереи, выставочные залы),

· организации концертов, туров, шоу-бизнес,

· игровой и игорный бизнес,

· театры, концертные организации, цирки,

· досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки,

· модельный бизнес,

· сеть общественного питания.

Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).