Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Педагогическая профессия работа или призвание. Эссе на тему: "Учитель - профессия или призвание?"

ЭССЕ

Мое призвание – Учитель!

Детей надо любить всем сердцем…

Ш. А. Амонашвили

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель – это работа, профессия, должность, философия или призвание?

Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

Последнее время много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Все больше иностранные педагоги завоевывают признание в современном обществе, а я считаю, что наше наследие самое богатое! Наша страна всегда славилась своими педагогами. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт.

Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской педагогики.

К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Самым главным для В.А. Сухомлинского было вырастить Человека. С первых дней жизни «Школы радости» великий педагог стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Сухомлинский утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

Ш. А. Амонашвили: “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

Я считаю, что современный российский учитель должен брать истины из опыта этих педагогов, потому что они - настоящие учителя, и они действительно отдавали сердце детям. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». В классе я была успешна и активна на уроках, а после - представляла себя в роли учителя: возилась с малышами из подшефного класса, «подтягивала» отстающих. Как же хорошо и весело было тогда! Это было незабываемое время! Школа для меня стала вторым домом. Мне очень нравилось придумывать сценарии, выступать на смотрах художественной самодеятельности и принимать участие в классных и школьных делах. Словом, активность моя была настолько бурной, что школьные учителя нисколько не сомневались - окончив учебу, я вернусь в школу. И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем.

С большим уважением я вспоминаю Кораблеву Татьяну Николаевну, учителя математики Шацкой средней школы, которая много лет посвятила себя любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – были ее отличительными особенностями. Добрая и серьезная, внимательная и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая, она в каждом ученике видела личность и уважала ее. На уроках всегда царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, ученики отвечали ей тем же, делились с ней своими радостями, огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла она учебный материал! Заслушаешься! Она передавала детям не только знания, но и свою доброту, оптимизм. Могу смело сказать, что ее ученики получали в дар частичку души своего учителя. Мы были для нее родными детьми. А она была для нас настоящим учителем.

Наверно, с того времени я уже по-настоящему влюбилась в свою профессию, которая стала смыслом моей жизни. С уважением вспоминая всех своих учителей, теперь понимаю, что настоящим профессионалом быть непросто, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных вырастить вдумчивых, стремящихся к своей цели молодых людей.

Дорогие мои учителя, всем вам я бесконечно благодарна. Бог дал мне дар и талант, а вы своим примером научили меня быть учителем.


С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности, я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя.

Дети входят в класс с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы… Дорогие мои ученики! Вы самые лучшие дети на свете. Вы активны, открыты, приветливы, верите в добро, справедливость, счастье. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. И в классе устанавливается тишина. Дети сидят, сложив послушно ручки, готовые в любую минуту поднять их и ответить на мой вопрос.

Стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. И вижу их сияющие глаза. Теперь можно начинать урок. Приятно видеть поднятые руки. Как они стараются порадовать меня своими ответами. Милые мои ученики! Каждый из вас неповторим, каждый – личность. В вас столько искренности, наивности. Ваша душа еще так чиста и свежа.
Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание. Настоящая, искренняя любовь к детям подчас способна на настоящие чудеса. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети младшего школьного возраста эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я люблю всех одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь. Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать

любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.

Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.


Эссе на тему: «Учитель – профессия или призвание?»

Тело человеку дают родители, душу дает Бог,

а цель и смысл жизни – Учитель.

(Восточная мудрость)

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь - «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью. Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель. Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Педагог - это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти.

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь школа - это живой целостный организм, который обладает уникальной особенностью – возможностью вытеснять лишних, оставляя тех, кто умеет искренне любить и душевно сопереживать, преданно дружить и по-настоящему чувствовать другого человека.

Что такое профессия для меня? Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу.

Что такое для меня профессия учителя? Это дело моей души. Необходимость и потребность, как пища и воздух. Нет ни капли сомнений в том, что это дело моей жизни. Возможно, выбери другую профессию, она тоже стала бы для меня любимым делом. В настоящем же это трудно представить.

Кем только не мечтают люди стать: знаменитыми космонавтами, как Ю. Гагарин, отважными пожарниками, врачами, чтобы спасать сотни жизней, певцами, чтобы блистать на сцене, учителями, чтобы давать знания… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своем выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь. Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала осознавать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Это дело моей семьи. Жизненный девиз: «Буду, как мама».

Всё в нашей жизни начинается с детства. Учитель в моей жизни появился с первых дней. В этом нет ничего удивительного, ведь учитель – моя мама, проработавшая в школе 38лет. Однажды я спросила у неё: «Мама, тебе нравится твоя работа?» И услышала: «Я учительница и горжусь этим. Именно эта работа даёт мне радость, ощущение полноты жизни, чувство молодости. Нет работы на свете более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям. Она самая благородная и увлекательная»
Вот так ответила мне мама. Ведь я видела, как мама «горит» на работе. Существует выражение «сердце отдаю детям» - это о моей маме и о многих учителях.
Вот и я с детства «загорелась» стать педагогом. Я пошла в первый класс. Учиться мне нравилось. На уроках следила за учителем, его жестами. Не успела оглянуться, как быстро промчались школьные годы. Передо мной не стоял выбор: куда пойти учиться? Многие мне говорили, что быть педагогом в наше время не престижно, лучше быть бухгалтером или экономистом. Я все равно стала учиться на педагога. Получив высшее педагогическое образование, сразу пришла в школу: мне не терпелось поскорее приступить к работе.

Пару строк я вам напишу

О себе всем друзьям расскажу!

Зовут Натальей, родилась в июне

Свою работу и детей люблю я!

В 1999 году учёбу в Ставропольском

Университете закончила свою

И педагогом стала в третьей школе нашей,

Которой в целом мире нет милей и краше!

С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности. Я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя. И теперь я – учитель! И не просто учитель, а первый учитель, который входит в жизнь маленького ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Каждого родителя волнует, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем и сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ученика. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. В школах используют новые : компьютеры, интерактивные доски, . Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. И каждый раз, когда, казалось бы, уже не остается сил, наступает перерыв – долгожданное лето… Первое время ощущаешь чувство блаженства, знакомое каждому педагогу. Школа без школьников… Тишина и покой… Можно заняться своими разработками, планами, сдать все отчеты и документацию. Но странная вещь…. Вскоре начинаешь скучать по гвалту и несущимся вихрем по школьным коридорам детям. В голову начинают приходить мысли, что же интересненького придумать для класса, куда поехать с детьми в следующем учебном году, или идеи, как же обуздать хулигана. И чем ближе 1 сентября, тем чаще появляются подобные мысли, зачастую они приходят даже во сне…
Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны.

Я – Учитель! И пусть в наше время

Педагогом быть вовсе не модно,

Я – Учитель! И это не бремя,

Пусть иное твердят, сколь угодно.

И профессию буквой заглавной

Выделяю я не из тщеславья,

Я считаю её самой славной.

Почему я учитель? Просто люблю свою работу. Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. У каждого есть свои интересы, свои любимые занятия, у кого-то есть талант, а кто-то способен быстро и легко всему научиться. В одном я твердо убеждена, что учитель – человек, способный на невозможное ради ребенка. Доброта должна быть положена в основу педагогической деятельности. И я точно могу сказать, что если бы мне предложили начать все сначала, я бы выбрала ту жизнь, которой живу уже 17 лет, потому что жить без школы, без этих бесконечных хлопот, без моих учеников я бы не смогла.

Почему я учитель? Сейчас я уже уверенно могу сказать, что это именно то, что мне нужно. Я уверена, что каждый человек найдет свое призвание и будет любить свою работу, посвятит ей всю свою жизнь, важно лишь сделать правильный выбор, выбор своей профессии!

Многие считают, что учитель - это профессия от Бога. Даже не профессия - призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, который хочет стать учителем: твердость характера, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное - любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель - это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Всё должно начинаться с любви. Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не любознательный, активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого учителя?

Поэтому для меня любовь в профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников.

Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране.

Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик - это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

Учитель! Как трудно пронести достойно это звание через всю жизнь. Каким должен быть учитель? Во-первых, учитель обязан быть хорошим психологом, умеющим заглянуть в души своих учеников. Очень важно стать для детей тем человеком, перед которым они смогут раскрыться. Во-вторых, учитель должен быть профессионалом, всегда отлично подготовленным к уроку, быть эрудированным, знать все (и не только по своему предмету), быть готовым ответить на любой детский вопрос. Но в том-то и дело, что очень часто нам задают вопросы, не совсем, а иногда и совсем не связанные с предметом. И в этом тоже своеобразие нашей профессии. Ведь не спрашивают, например, у врача о том, когда ставится запятая перед «И». А учитель часто занимается разнообразными вопросами.

Учитель! Он всегда в дороге –

В заботах, поисках, тревоге –

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, но рвётся ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись.

Часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель, как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. А еще учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: все должно быть безупречно и прекрасно – «…и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Особенно душа.

Качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но, прежде всего, он должен быть добрым и великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Ёщё одно важное качество – это вежливость и тактичность в отношении к детям.

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко. Но может быть, именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание - быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем. Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему? На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое личное время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все мысли, всего себя он посвящает школе. И только тот, кто отдаёт себя без остатка, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью и гордостью за свой труд . Учитель - это профессия души. Она дает возможность жить в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и так хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Именно поэтому «учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это вся моя жизнь.

Суть учительской работы

Многогранна, но проста:

Строить нам доверил кто-то

Душу с чистого листа.

Если медик лечит тело,

Вскоре виден результат,

А учительское дело -

Годы оценить сулят.

Жизнь учителя, как книга –

Что страничка, то сюжет.

Не должно быть здесь загибов,

Самый главный наш предмет –

Это маленькие дети,

Жизнь вручила нам билет,

Самый важный на планете,

И его дороже нет!

Смысл учительской работы -

Научить и воспитать,

Проявляя такт, заботу,

Всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо,

Если твой же ученик,

Говоря: «Вас не забуду»,

Ставит «пять» тебе в дневник.

Конкурс «Педагогическое вдохновение »

Просто так написать о работе с детьми не возможно, нужно поработать, почувствовать их душу, жить и быть с ними. Мое эссе как раз об этом.

Многому я научился у своих наставников,
еще большему - у своих товарищей,
но больше всего - у своих учеников.
Талмуд

Ежедневно, изо дня в день, из года в год, мы спешим на работу, по разным дорогам, разным направлениям, и редко задумываемся: «С чего всё началось? Что повлияло на выбор нашего жизненного пути?»

Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Еще с детства я мечтала учить детей, играть с ними, воспитывать их. В детстве я собирала вокруг себя подруг, и мы играли то в школу, то в детский сад. Не трудно догадаться, но педагогом, конечно же, была я. Кроме того, моя бабушка была 34 года учителем младших классов и оказала на мое воспитание существенное влияние, можно сказать предопределила мое будущее. И вот сейчас, имея уже образование и небольшой опыт, я могу сказать, что горжусь этой профессией.

Педагог - это даже не профессия, это образ жизни, хобби, увлечение. Наверное, это и есть моя дорога длиною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.

Для понимания некоторых вещей я прибегаю к народной мудрости, и вот одна из этих мудростей гласит: «Плохой врач может забрать жизнь, а плохой педагог - искалечить душу». Не могу не согласиться с этими словами. Я осознаю огромную ответственность перед обществом и государством, а прежде всего перед детьми, их родителями, которые доверили мне самое дорогое, что у них есть.

Дети, приходящие в школу малы, доверчивы, беззащитны, и нам надо подняться до их детской философии, дотянуться до нее и прожить эту жизнь вместе с ними, ведь они уже личности, имеющие право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Но как тяжело, а порою и невозможно это понять и принять взрослому человеку, который считает, что во всём прав он - взрослый.

Значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя «работе» с детьми, заключается в том, чтобы снова стать ребёнком, большим ребёнком. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Взрослые тоже когда-то были детьми, но забыли об этом». Педагог должен смотреть на мир детскими глазами мудреца, раскрывать потенциал воспитанников, вводить их в окружающий мир, помогать каждому из них найти свой путь, учить преодолевать трудности и препятствия.

Я считаю, что профессия педагога призывает «сеять разумное, доброе, вечное», и я бы добавила - «совместное». А как и что прорастёт из посеянного?

В одной восточной мудрости говорится о том, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое - прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».

Педагог должен найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого из его воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».

Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Для этого в своей деятельности я руководствуюсь принципом «как можно больше сделать в школе вместе». Я стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

Я получаю удовольствие от совместного времяпрепровождения. На занятиях открывать им новые знания, ведь, проведение урока для меня - это некое волшебство. Чтобы оно захватило и увлекло ребёнка, заставило его быть активным, я должна наполнить его не только познавательным содержанием, но и занимательным смыслом.

Ведущие виды деятельности сменяют другу друга по мере взросления, но неизменно приходятся по душе игра и внеклассная деятельность. Готовя детей к какому-то празднику, мы проводим много времени вместе, разрабатываем сценарии, разыгрываем их, готовим роли, костюмы. Огромное удовольствие мы получаем от подготовки к КВН, викторинам, муниципальным и республиканским конкурсам и соревнованиям.

У детей разного возраста, я заметила интересную особенность: в совместной деятельности дети бессознательно раскрывают себя, и нашему взору сразу видны семейные проблемы, проблемы в общении, или, наоборот, мы раскрываем таланты детей: кто-то прекрасно поет, а кто-то прекрасно танцует. Чаще всего дети раскрываются во внеклассной деятельности.

На первый взгляд может показаться, что эта работа забирает много времени и усилий, но, поверьте мне, все возвращается с избытком. Когда ты видишь, что ребенок, который еще вчера боялся сцены, сегодня превосходно декламирует стихи или ведет школьное мероприятие, а, наоборот, раскованный произвольно контролирует свое поведение, соблюдает нормы поведения, помнит правила этики, - чувствуешь себя вознагражденным самыми высокими наградами.

Радуюсь, когда вижу, что ребенок «расправляет крылья» своих способностей, умений и делает шаг к успеху в освоении знаний. Я уже дважды классный руководитель. Мои первые воспитанники, мой первый класс, мне отплатили 5 медалями: 3 золотые и 2 серебряные. 17 учеников получают высшее образование в России и в Приднестровье на бюджетной основе.

Нынешние мои ученики так же приносят мне радость и восхищение. Горжусь, когда они участвуют и побеждают в соревнованиях, конкурсах, когда учителя хвалят моих воспитанников. И я понимаю, что я справилась, что у меня получилось, что я действительно хороший педагог.

Для того, чтобы достичь успеха, нужно не материальное, а совсем иное. На первом плане выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными.

Находить в этом радость и удовлетворение.

Думать о них.

Сопереживать успехам и неудачам.

Нести ответственность.

Любить, потому что нельзя воспитать ребенка, не любя его.

Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности, прежде всего именно потому, что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак - эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви.

Я стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь педагог должен так много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

Для этого я должна быть другом, партнёром, заботливой мамой, мудрым наставником, могу понять детские заботы и проблемы. Так же я должна побеспокоиться об условиях для развития творческих и умственных способностей, человеческих качеств, ведь я - Педагог.

Конечно же, меня ценят родители моих воспитанников. Ценят как партнёра в воспитании детей. Уважают и ценят за то, что я люблю и принимаю их детей такими, какие они есть, за то, что отношусь к их детям так, как хотела бы, чтобы относились к моим трем сыновьям, за то, что могу им профессионально помочь и дать совет в воспитании ребенка.

Я без сомнения убеждена, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не совершат новых открытий и не откроют новых законов физики, они будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни - это уже счастье.

Я буду знать, что в каждом из них есть плоды моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

Новый год для меня - не январь,
Новый год для меня - сентябрь!
Этот личный мой календарь
Много лет для меня составлен!
Я надежды свои и мечты
Загадаю на этот день, без украшений, без мишуры,
Лишь от листьев кленовых тень!
И уже в десятый раз
Я войду в свой любимый класс!
Этот день в жизни очень важный,
Он волнующий и прекрасный!
И от детских глаз - светло,
От улыбок детских - тепло!
Я счастливее в сентябре,
И красивее, чем в январе!

Завтур Анна Валентиновна, учитель английского языка, педагог-психолог, МОУ ДР СОШ № 5, г. Дубоссары, Приднестровская Молдавская Республика.

Размышления сельского учителя о своей профессии и о себе

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание : Эссе написано специально для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». В нем я попытался осмыслить дилемму "профессия или призвание", а также сформулировал собственное понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

С юношеских лет я бережно храню в своей домашней библиотеке одну из самых ценных и любимых мной книг – сборник афористических высказываний «Разум сердца». Названный в предисловии «самоучителем нравственности», он в школьные годы здорово помог мне при написании сочинений по литературе: собранные в нем изречения великих людей прошлого и современности охватывали весь круг моральных проблем, так что подобрать нужную цитату для меня никогда не составляло большого труда. Самые интересные высказывания я выписывал в черновик, помещал на обложки тетрадей и даже украшал ими свой дневник. Эту школьную традицию я сохранил до настоящего времени, оставляя размашистые надписи уже не только в своих собственных тетрадях, но и в тетрадях своих учеников: пусть лишний раз задумаются над книжной мудростью!

И вот, размышляя над темой эссе, я вновь беру в руки потрепанный сборник темно-красного цвета. Неторопливо перелистывая страницы, задерживаю внимание на отдельных высказываниях, которые я, еще будучи школьником, отмечал для себя галочками и подчеркивал линиями. Так, в небольшом подразделе «Учитель и ученик» мной некогда были отмечены три афоризма. Один из них принадлежал Ж. Ж. Руссо, другой – А. Дистервегу, а третий – более всего меня заинтересовавший – Л. Н. Толстому:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С волнением перечитываю высказывание классика еще несколько раз. Да ведь это и есть ответ на вопрос, поставленный в названии эссе! Как будто уже осознавая свой будущий жизненный выбор, я, тогда учащийся старших классов, специально подчеркнул слова великого русского писателя и теперь спустя десять лет возвращаюсь к ним вновь.

Прочитав цитату классика, первой моей мыслью было использовать ее в качестве эпиграфа к эссе, но после некоторых размышлений я от этой идеи отказался: могло сложиться неверное впечатление, будто слова писателя я отношу к самому себе, что, может быть, очень лестно, но в еще большей степени самоуверенно, а это качество совершенно точно не красит настоящего учителя. Сам Лев Николаевич любил повторять, что «для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». Последую и я этому умному совету и попробую осмыслить дилемму эссе на основе афоризма русского писателя, а заодно сформулирую свое понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?

Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная. Хорошо сказал Демокрит: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». А вот слова нашего соотечественника В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело, им решается судьба человека».

Судьба человека… Помнится, Ю. К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя могут с полным правом разделить с писателями это почетное звание, а если взять выражение Олеши и соединить его с процитированной фразой Белинского, то получится, что воспитатели (учителя) это еще и инженеры человеческих судеб! Конечно, не в совсем буквальном смысле, а только в определенной степени: все-таки каждый человек прежде всего сам творит свою судьбу. И, тем не менее, даже частичная причастность к судьбе будущего совершеннолетнего гражданина – это огромная честь. И опять же огромная ответственность.

Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позицию.

Сопричастность к нравственному развитию детей, особая ответственность перед обществом, эмоциональная напряженность труда – какими же моральными качествами должен обладать человек, способный принять все вышеперечисленное как норму?

Мне представляется, что первое качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но прежде всего он должен быть добрым великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Второе важное качество – это вежливость и тактичность в отношении ребят. Недавно Госдума отклонила законопроект, обязывающий учителей обращаться к своим учеником только на «Вы». Инициатива, может быть, действительно излишняя, но вот сама необходимость хороших манер со стороны всех участников учебного процесса сомнений не вызывает. Третье качество – личная скромность. Не может тщеславный и самодовольный человек быть нравственными примером для детей, скромность же украшает как учителя, так и учеников. Еще одно качество обязательное для настоящего учителя – интеллигентность. Под этим словом я понимаю целый набор признаков противоположных понятию мещанства: уважение и интерес к высокой культуре, критическое мышление, постоянное самообразование, принципиальность, первичность общественных интересов, совестливость, альтруизм. Наконец, в виде пятого качества, тесно связанного с четвертым, я бы выделил то, что шотландский писатель С. Смайлс назвал особым «мужеством совести». Вот как сам автор определил это понятие: «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». Эта цитата одна из моих самых любимых. Считаю ее очень актуальной не только для нашего педагогического сообщества, но и для всего российского общества в целом.

Мне кажется, что именно здесь – в пространстве нравственных качеств личности – можно провести своеобразную границу между двумя смежными понятиями – профессией и призванием. Эта граница и есть то особое неуловимое чувство, которое Лев Николаевич назвал абсолютной «внутренней уверенностью» в невозможности быть никем иным. Кто может иметь такую уверенность? Если оставить за скобками известную склонность женщин к работе с детьми, такую уверенность могут иметь по-настоящему великодушные, скромные, интеллигентные, совестливые и самоотверженные люди. Только они могут приносить сегодня жертвы своему призванию. Только они и являются настоящими Учителями с большой буквы.

Для учителей по призванию профессия – это средство осуществления того, что они считают главным в своей жизни – воспитания сильных, духовно развитых, самостоятельных личностей. Такие педагоги – подвижники своего дела, творцы. Те, кто себе высоких целей не ставит, кто работает в школе преимущественно ради денег – это ремесленники. Можно ли осуждать их за такое утилитарное отношение к своей работе? Мне трудно об этом говорить. Уверенно могу сказать другое: осуждения, причем самого решительного достойны современные реалии нашей жизни, в которых учителя, несмотря на окружающий их ложный пафос, остаются бесправными «пролетариями умственного труда», а узаконенная деидеологизация общественной жизни порой не только разрушает все то, что с таким трудом воспитывают учителя в своих учениках, но и травмирует нравственный облик самих воспитателей (не в этом ли причина того, что соотношение «творцов» и «ремесленников» в педагогической среде оказывается в пользу последних?).

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Недавно мне довелось принимать участие в областном педагогическом форуме, проводившемся среди молодых учителей. Обсуждались различные вопросы, в том числе и социального характера. Когда речь зашла об условиях труда и заработной плате учителей одна из кураторов мероприятия, подводя итог неформальному обсуждению, заявила следующее: «Вы еще молоды и талантливы и в том случае, если вас что-то не устраивает, всегда можете легко поменять свою школу, переехать в другое место, сменить работу, наконец». Тогда из зала раздался вопрос: «Я сельский учитель. Если я брошу школу, кто тогда будет учить детей?» Ответа на вопрос так и не последовало: девушка-куратор, рассуждавшая до этого в категориях успешности и карьерных перспектив, просто не знала, что ответить…

Небольшой поселок Батьки – центр одноименного сельского поселения, славившегося в советское время большими урожаями сельхозпродукции, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Батьках нет. Есть красивая сосновая роща, расположенный рядом с ней пруд и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости поселка.

С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – городского жителя – устроиться именно в сельскую школу? Почему я вообще выбрал профессию учителя? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответил выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы мог повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование... Так я оказался в Батьках.

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в сельских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов – самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В сельских школах многие дети особенные: кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников. Разумеется, все вышеперечисленное происходит в самом тесном сотрудничестве учителя и учащихся, но при решающей роли первого из них: теорию о «модераторской» роли учителя на уроках я не только не признаю, но и считаю прямо оскорбительной для любого уважающего себя педагога.

Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на муниципальном и всероссийском уровнях, не только в пробуждаемом творческим напряжением искреннем детском энтузиазме. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.