Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Почему у ребенка нет мотивации к учебе. Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям

Мотивация – это внутренняя сила, которая заставляет человека выполнять какие-либо действия над собой, иди к намеченным целям и достигать хороших результатов в работе, учебе, спорте и т.д. Такое воздействие на психологическое состояние человека может давать отличные результаты, и человек начинает жить и работать более уверенно.

Сейчас огромное количество статей, книг и видеофильмов, способных оказывать как положительное, так и отрицательное действие на человека. Для ребенка мотивация имеет не меньшее значение в жизни, чем для взрослых. Именно поэтому очень важно начать ее применять гораздо раньше. Правильно построенная мотивация поможет воспитать малыша, дать ему уверенность в себе и в своих действиях.

В данном случае нельзя путать мотивацию и приказную систему. Очень важно, чтобы дети не испытывали дискомфорта от полученных указаний. Малыш должен получать удовольствие от процесса, в дальнейшем, он сам захочет выполнять ту или иную работу без принуждения. Как же мотивировать ребенка?

Мотивация для дошкольников

Мотивацию малыша нужно начинать с первых лет жизни. Все это, конечно, должно происходить в игровой форме.

Игра в помощь игрушкам

В данном случае малыш выступает как помощник и защитник для своих игрушек. Как вариант, можно от имени куклы или любого другого любимого существа попросить ребенка о помощи. Он, выполняя ее, будет чувствовать семя взрослым и самостоятельным.

Помощь взрослому

В данном случае взрослый просит от своего имени помочь ему в каких-либо несложных делах. Например, собрать игрушки перед сном или сложить свои вещи в шкаф.

Знания малыша

Очень важно выступать в роли не только учителя, но и в качестве ученика. Нужно задавать несложные вопросы малышу и получать на них ответы. Учиться у него и изучать что-то с ним вместе.

Своими руками

Это этап развития малыша, когда он начинает делать что-то своими руками. Здесь стоит обратить внимание, насколько ребенок усидчив и терпелив. Если малыш отрывается от дела или вовсе бросает его, когда что-то не получается – в процесс создания нужно включиться взрослому и помочь достичь ожидаемого результата. Не нужно резко отвечать ему, что он должен это выполнить во что бы то не встало – в этом случае это воспринимается как приказ.

Мотивируя детей, ни в коем случае нельзя навязывать им свое мнение. Перед началом совместных действий нужно спросить разрешение у малыша, совместная работа позволит ему почувствовать себя взрослым и посвященным в планы родителей, детского сада или школы. По окончании выполненных работ следует оценить ее и дать оценку действиям.

Мотивация для школьников

В начальной школе мотивация зависит от квалификации педагога. Очень важно, чтобы учитель контролировал усвоение детьми учебных материалов, помогал, если кто-то из них отстает по программе. Рекомендовано включать в программу различные игры, пазлы, загадки, кроссворды и т.д. Это поможет заинтересовать ребенка и снять напряжение и беспокойство от каких-либо неудач. Мотивированный школьник будет с большим удовольствием посещать различные секции и кружки, ходить на любого рода дополнительные занятия. Родителям малыша на всем протяжении учебы стоит прислушаться к следующим советам:

Дисциплина

Очень важно приучать ребенка к ней с раннего детства. Малыш должен понимать, что есть время для учебы или труда, а есть время для отдыха и развлечений. Лучше будет составить распорядок дня, который поможет ему приучиться к порядку и эффективно проводить свое время.

Тренировка памяти и мышления

Начинать это нужно тоже с самого раннего возраста. Читать больше сказок, учить стихотворения.

Наказание

Этот пункт самый важный. Здесь важно проявить твердость, но не переборщить, иначе ребенку можно отбить любое желание учиться и трудиться. Не стоит ругать ученика за плохие оценки. Очень важно разобраться в причине допущенной ошибки. И наоборот, если школьник получает положительные оценки, необходимо его похвалить.

Поощрение

Это еще одна очень важная ступень в мотивации для детей. Хвалить малыша нужно не только за хорошие оценки, но и за любые другие действия, которые ребенок выполнил правильно.

Самостоятельность

Это именно то, что поможет детям воспитать в себе характер. Не стоит запрещать им делать что-то без вашего участия, даже, если вам кажется, что они могут с этим не справиться. Ведь именно возможность самостоятельно выполнять какие-либо действия дает возможность ребенку почувствовать себя взрослым и научиться нести ответственность за свои поступки.

Положительный пример

Дети – это копии взрослых. Они копируют полностью поведение своих родителей. Если ни папа, ни мама ничем не интересуются, не читают книги и не занимаются своим развитием – ребенку будет очень сложно жить по-другому и, скорее всего, малыш будет вести так же, как и взрослые.

Мотивация для одаренных детей

Способы мотивации одаренных детей имеют свои особенности. Бывают ситуации, когда умные мальчики и девочки, вдруг, неожиданно, начинают плохо учиться, теряют интерес к занятиям спортом и начинают грустить. В этом случае нужно подумать о недостатке мотивации.

Интерес ребенка

Если у него есть какое-то любимое занятие или малыш интересуется каким-либо направлением в истории, биологии или еще в чем-нибудь – нужно помочь ему в этом развиться. Новые книги, документальные фильмы и экскурсии помогут в этом.

Новшества

Так как ребенок одаренный очень быстро изучает и усваивает информацию – важно открывать ему что-то новое в жизни. Расширять его кругозор и давать ему возможность развиваться как в технике, так и, например, в танцах.

Цели и награда за них

Малышам нужно ставить цели, для одаренных детей лучше, если одно большое задание будет разделено на несколько, и за выполнение каждого будет определена награда.

Контроль времени

Немаловажным будет научить ребенка ценить свое время и правильно его распределять. Это необходимо для баланса работы и отдыха. Иначе, однажды, школьник может ощутить себя перегруженным и уставшим.

Школа и внешкольные занятия

Одаренным детям нужно видеть, что образование – неотъемлемая часть жизни, и что его родители ценят школу и обучение. Поэтому, ребенку нужно сразу пояснять, что многие науки, преподаваемые в школе, будут необходимы для его развития в любимом деле. Но не стоит наказывать ребенка, ровно, как и хвалить, только за провинности или успехи в школе. Малыш должен понимать, что школа – это важная часть его жизни, но не единственная.

Проблемы с детьми — школьниками встречаются довольно часто. Многие из родителей считают, что это трудность характера и отправляются с малышом к психологу. Посещением специалиста они пытаются убрать все проблемы в общении и учебе. На самом деле ни один врач не сможет помочь в этой ситуации. Для того, чтобы избежать проблем в школе и общении со сверстниками и семьей нужно правильно построить систему мотивации ребенка. Она должна включить в себя все пункты воспитания малыша. Это и задания, и награда за их выполнение, и наказание, и ответственность, и многое другое. Важным в воспитании детей будет отношение его родителей к нему. Ребенок должен знать, что любим, даже несмотря на не всегда положительные оценки и действия.

С проблемой, как мотивировать ребенка , то есть способствовать его внутреннему развитию, желанию действовать и достигать высот в учебе, спорте, творчестве, сталкиваются многие родители.

Дело в том, что мотивации – внутренней силы на позитивные изменения в жизни – и у взрослых хватает не всегда, а дети часто теряют интерес к важным и полезным делам, которыми заняты. Давайте вместе поразмышляем, как можно изменить ситуацию.

Почему пропадает мотивация?

Наверняка каждый хоть однажды наблюдал, как по-разному проявляют себя дети в школе и в детском саду. Одни энергично принимаются за что-то новое, стремятся помочь воспитателям, тянут руку на уроках, охотно поддерживают различные конкурсы и внеклассные мероприятия. Другие же пассивны, словно через силу, отвечают на попытки ребят и взрослых расшевелить их, от них часто можно услышать: «А почему я?», «Да ну, что-то не хочется…»

Почему же так бывает: все дети примерно в три года проявляют жажду познания окружающего мира, смело пробуют все новое, а потом кто-то из них сохраняет этот интерес и желание постичь разные области знаний, а кто-то «плывет по течению», не утруждая себя умственным и физическим напряжением?

Педагоги и психологи в один голос убеждают: мотивировать ребенка должны взрослые! Именно они изначально управляют его поведением, познавательным процессом и достижениями (потом это будет происходить во многом за счет самомотивации). Если была избрана правильная тактика воспитания, то ребенок получит мощную поддержку со стороны родителей, испытает вдохновение, получит первые положительные результаты, познает вкус победы.

Если же взрослые не придают этому значения, не выказывают заинтересованности в успехах сына или дочки, равнодушны к их достижениям, то мотивация пропадает, ведь малыши многое делают ради одобрения, похвалы. Если моральное удовлетворение отсутствует, то для чего стараться?

Как сформировать мотивацию победителя?

У Р. Гандапаса есть отличный тренинг про людей, которые «сами себя сделали». Это хороший материал для размышления, особенно для родителей, потому что автор приводит к пониманию, как важно мотивировать ребенка в детстве, чтобы у него с раннего возраста проявлялись лидерские качества: ответственность и желание получить наилучший результат.

Конечно, важен пример взрослых, которые являются для ребенка авторитетом. А еще доверие, похвала, вызов. Но как реализовать успешную стратегию мотивации?

  • Поощряйте ребенка на задавание вопросов. В его сознании должна выстроиться логическая цепочка: любопытство – хорошее качество, взрослые это понимают и ценят, потому что интерес к жизни – признак умного человека. Не смейтесь и не раздражайтесь. Если вести себя некорректно по отношению к спрашивающему малышу, вскоре он сделает другие выводы и больше не обратится к вам
  • Поддерживайте исследовательский пыл своего ребенка, только направляйте в правильное русло. Наборы юного химика, физика, биолога – чудесный подарок для маленьких естествоиспытателей
  • Узнавайте, чем сейчас увлечен малыш, спрашивайте его мнение, задавайте вопросы, показывайте, что вам очень важно, чтобы он получал знания и опыт по интересующей тематике
  • К сожалению, демотивации детей часто способствует школа: наряду с хорошими, добросовестными учителями в ней существуют настоящие «монстры», отбивающие у ребенка охоту учиться. Интересуйтесь, как дела в классе, что интересного узнали на занятиях. Если видите, что ребенок подвергается травле, переводите его в другую школу: не тратьте время на разбирательство, вы сможете заняться этим позже, а сначала – поддержка нормального
  • Поощряйте общение подростка с увлеченными ребятами, ведь во многом успешного человека «делает» его окружение, но не навязывайте собственных суждений, не сравнивайте его с друзьями
  • Не используйте в качестве мотиватора угрозы, наказания, унижения: этот порочный путь ведет к деформации личности маленького человека
  • Помните, что оценка – не показатель способностей и интеллекта, не стоит придавать ей решающего значения

Мотивировать ребенка на достижения нужно не от случая к случаю, а постоянно. Этот процесс невозможен без хорошего личного контакта и доверия, так что об их сохранении взрослые должны заботиться в первую очередь.

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.


Самые распространенные из них – следующие:

Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога! Сегодня я хочу затронуть тему: как мотивировать ребёнка на учёбу. Ведь не секрет, что многие дети без особого желания посещают школу и выполняют домашние задания.

Любому родителю хочется, чтобы его ребёнок с удовольствием ходил в школу, получал только хорошие отметки и без напоминания, правильно выполнял дома уроки.

Многие взрослые пытаются этого добиться, прибегая к угрозам, нравоучениям и наказаниям. Но это только даёт обратный эффект. Есть более эффективный и простой способ добиться желаемого-мотивировать на хорошую учёбу. Это значит создать такие условия, при которых ему самому захочется получать новые знания. Конечно это потребует мудрости и большого терпения.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

1.Поддерживайте интерес к познанию нового.

Конечно мотивировать ребёнка нужно начинать ещё задолго до его поступления в школу, в более раннем возрасте, когда он начинает задавать кучу вопросов-"почему?" Главное не упустить тот момент, когда его многое интересует и увлекает. Не отталкивайте своего малыша, даже если вы очень заняты, поощряйте его попытки к познанию нового. Покупайте красочные энциклопедии и интересные книги. Смотрите вместе познавательные фильмы на тему, которая его привлекает.

Не забывайте применять игры на развитие памяти, логического мышления,
После школы интересуйтесь, как прошли занятия, что нового он узнал, какие темы изучали.

2. Научите ребёнка с первого класса соблюдать правильный режим дня.

Обговорите с ним, когда лучше делать домашние задания, когда играть и гулять, кушать. Приучайте его вовремя ложиться спать. Главное-соблюдать правильный баланс между учёбой и отдыхом.

3. Приучайте к самостоятельности.

Старайтесь, чтобы ребёнок сам выполнял домашние задания. Помогайте только в том случае, если он попросит об этом. Но ни в коем случае не делайте что-то за него, а просто объясните, в каком направлении нужно двигаться.

4. Индивидуальный подход

Некоторые родители предъявляют завышенные требования без учёта индивидуальных особенностей своего ребёнка.

Все дети разные, у каждого свой характер, темперамент, способности и наклонности. Одним учёба даётся легко, другим тяжело. Не каждый может учиться на отличные и хорошие отметки. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Не пытайтесь подогнать его под какие-то общепринятые стандарты и рамки.

5. Меньше критикуйте

Не ругайте за плохие отметки, а лучше выясните, какие ошибки малыш допустил, какую тему не понял, чем вы можете помочь. Постоянная критика и нравоучения только усугубит ситуацию. Лучше поговорите со своим сыном или дочкой по душам, ненавязчиво выясните причины неудачи, и вместе найдите выход из сложившейся ситуации.

6. Уважайте интересы и увлечения ребёнка

Не навязывайте своё мнение, каким видом деятельности заниматься во внеурочное время, в какой кружок или секцию записаться. Вы можете порекомендовать, а решать он должен сам, что больше нравиться.

7. Хвалите за успехи

Почаще хвалите ребёнка, не только за отличные отметки, а за любые, даже самые незначительные достижения, за те вещи, которые получаются у него лучше всего. Вселяйте веру, что у него обязательно получится, нужно только приложить некоторые усилия.

8. Поддерживайте связь с учителем.

Периодически посещайте школу и интересуйтесь как обстоят дела у вашего ребёнка с учёбой и поведением. Если существуют какие-то проблемы, спрашивайте совета и рекомендаций.

9. Интересуйтесь окружением своего чада. С кем он дружит, общается.

10. Личный пример.

Рассказывайте ребёнку об интересных событиях из вашей школьной жизни. Чем вы в детстве интересовались, как добивались поставленных целей.

Детский и семейный психолог Екатерина Кес рекомендует родителям обращать внимание на свою речь в разговорах с детьми.

♦Некоторые фразы могут сформировать у малыша огромную неприязнь к учебной деятельности. Например "Ты никогда не стараешься", "У тебя вечно в тетрадях грязь", "У тебя никогда ничего не получается", "Ты всегда всё забываешь", Ты всегда невнимательно слушаешь".

Сами того не ведая, взрослые подобными фразами программируют ребёнка на неудачу. Эти фразы действуют как негативные внушения.

♦ Особенно обороты "ты всегда", "ты постоянно", "ты никогда" создают ощущение безысходности, невозможности что-либо изменить.

То, что мы постоянно говорим ребёнку о нём самом, постепенно становится его мнением о себе.

♦ Если вы использовали такие фразы, срочно заменяйте их на положительные, вселяющие веру и надежду: "У тебя всё получится", "Тебе нужно сейчас постараться", "У тебя получается всё лучше и лучше", "Я знаю, ты сможешь это выучить", "Даже если не получилось с первого раза, не надо сдаваться".

Надеюсь, советы как мотивировать ребёнка на учёбу будут вам полезны.

Главное, чтобы сын или дочь чувствовали вашу любовь, поддержку и желание в трудную минуту прийти на помощь.

А какие способы для мотивации применяете вы, делитесь в комментариях.