Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Подводные лодки проекта 636 варшавянка. Бесшумная подлодка для черноморского флота

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 24 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" состоялась передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России дизель-электрической подводной лодки Б-271 "Колпино" проекта 06363.

История проекта

Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО - Improved Kilo) является развитием проекта 877 "Палтус" (или "Варшавянка"). Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).

ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 "Лада". Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи".

Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" в августе 2010 г.

В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота .

16 января 2016 г. начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщил в эфире "Русской службы новостей" о том, что еще шесть подводных лодок проекта 06363 будут построены для Тихоокеанского флота . Соответствующий контракт был подписан 7 сентября 2016 г. в рамках форума "Армия-2016" . Закладка первого корабля планируется осенью 2017 г. Завершение строительства этой партии ожидается в 2021 г.

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 - двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина - 9,9 м, осадка - 6,2 м;
  • надводное водоизмещение - 2 тыс. 350 т, подводное - 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения - до 300 м;
  • надводная скорость - 17 узлов, подводная - до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка - дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания - 45 суток;
  • экипаж - 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ". Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Корабли серии

  • Головная подлодка серии, Б-261 "Новороссийск" (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г. , передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
  • Вторая субмарина проекта, Б-237 "Ростов-на-Дону" (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
  • Третья - Б-262 "Старый Оскол" (заводской 01672) - заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
  • Четвертая ДПЛ - Б-265 "Краснодар" (заводской 01673) - заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г.,

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся оперативный сбор командования российского военно-морского флота. Помимо задач, если так можно выразиться, рутинного характера на нем обсуждались планы, касающиеся новой техники. Из всех заявлений по поводу перевооружения флота отдельно стоит отметить планы Черноморского флота, ведь заявление его командующего касается не только простого поступления новой материальной части.

Командующий ЧФ России контр-адмирал А.Н. Федотенков на оперативном сборе пояснил, для чего во вверенный ему флот в ближайшие годы поступят шесть подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». По его словам, уже все готово для воссоздания на Черноморском флоте бригады подводных лодок. Именно в состав этого подразделения войдут первые шесть «Варшавянок», а затем и следующие лодки этого и других проектов. В то же время, следует обратить внимание на тот факт, что командование флота предпочло заказать дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», а не проекта 677 «Лада», которые всего несколько лет назад считались наиболее перспективными: в середине двухтысячных планировалось построить два десятка таких кораблей.

Очевидно, выбор «Варшавянок» в качестве основной ДЭПЛ ближайшего будущего был вызван неудачами субмарин проекта 677. Дело в том, что у головной лодки этого проекта – Б-585 «Санкт-Петербург» – с самого начала испытаний начались серьезные проблемы в ряде систем. Из-за всех недостатков испытания «Санкт-Петербурга» очень сильно затянулись и почти не давали надежды на успешное завершение. Осенью 2011 года в Главном штабе ВМФ России пришли к выводу, что игра свеч не стоит, а Б-585 будет доводиться до ума исключительно в качестве опытного экземпляра. В строй эта лодка не войдет, но будет использоваться для испытания различных систем. Две другие лодки проекта 677 с именами «Кронштадт» и «Севастополь» в настоящее время находятся, что называется, в подвешенном состоянии. С одной стороны, на их судьбе обязательно скажутся неудачи «Санкт-Петербурга», но с другой, проект будет обновлен, а оставшиеся лодки достроены. Тем не менее, на сегодня есть некоторые основания сомневаться в успешном исходе эпопеи с проектом 677.

На фоне нелегкой судьбы субмарины «Санкт-Петербург» ДЭПЛ проекта «Варшавянка» выглядят вполне удачными. Как и проект «Лада», «Варшавянка» является логическим продолжением проекта дизель-электрических подводных лодок 877 «Палтус». Однако, несмотря на общие корни, проект 636 оказался успешнее 677-го. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по десяти лодкам, находящимся в составе ВМС Китая (первая вошла в строй в 1997, последняя – в 2005 году) особых нареканий пока не было. Не жаловались и алжирские моряки, которые служат на таких подлодках с 2009-го. В настоящее время на петербуржских «Адмиралтейских верфях» строятся две ДЭПЛ нового проекта 636.3 (последняя на данный момент версия проекта) – «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». В строй они должны будут войти в 2013-14 годах.

В заявлениях командующего Черноморским флотом чувствуется некая срочность: такое впечатление, что стратегия развития этого подразделения требует не затягивать с перевооружением. Возможно, это только впечатление, но любое ускорение в темпах обновления флота, армии или ВВС достойно похвалы. В то же время, планы по «Варшавянкам» можно рассматривать в качестве очень прозрачного намека на возвращение кораблей ЧФ России в Средиземноморье. Подводные лодки, надо сказать, полезны почти в любых морях и океанах, а в условиях Средиземного или даже Черного они могут оказаться незаменимыми. Для примера рассмотрим вопрос «закрытия» Черного моря. Если из-за каких-то военно-политических причин наш Черноморский флот не сможет выйти далеко за пределы «родного» Черного моря, то именно подлодки окажутся основной ударной силой. К примеру, они смогут успешно противостоять турецким военно-морским силам или даже перекрыть путь в Черное море кораблям НАТО. Не секрет, что в акваториях подобным Черному или Мраморному морю самыми эффективными будут сравнительно небольшие, хорошо вооруженные и тихие подлодки. Именно последним двум характеристикам лодки «Варшавянка» отвечают, как ни один другой проект. В западных источниках порой приходится видеть весьма похвальные оценки характеристикам отечественного проекта 636, а ведь там не склонны захваливать нашу технику. Как недостаток «Варшавянок» можно расценивать отсутствие анаэробной энергетической установки. Однако в черноморской акватории ее можно считать в некоторой мере излишеством, ведь размеры моря позволяют свободно работать и с имеющейся техникой.

Похоже, программа перевооружения дошла и до Черноморского флота. Хорошая . Главное, чтобы все шло в соответствии с планами командования и в процессе эксплуатации новой техники не возникали неожиданные проблемы.

21 января 1954 года произошло по-настоящему знаменательное событие: в США с верфи Гротона была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Началась новая эпоха развития подводного флота. Субмарины получили силовую установку, которая позволяла им месяцами не показываться на поверхности, развивать под водой немыслимую скорость и погружаться на недостижимые глубины. Казалось, что век дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) завершился.

Дизельные подводные лодки используются и сегодня, более того, во многих странах идет активная разработка подобных кораблей.

Дело в том, что атомные подлодки имеют свои существенные недостатки. Во-первых, такие субмарины более шумные. Работающий атомный реактор невозможно полностью заглушить, он издает непрерывный шум. Во-вторых, для его охлаждения используется забортная вода, которая после этого становится в незначительной степени радиоактивной, но это позволяет позволяет выследить корабль. Кроме того, атомоходы обычно имеют значительные размеры, что значительно ограничивает возможность их использования на мелководье. Кроме того, подобные АПЛ очень дорого стоят, и производить их могут лишь несколько стран в мире.

Основным неатомным подводным кораблем российского флота является подлодка типа «Варшавянка» - это название, которое объединяет корабли сразу двух проектов: 877 и 636, а также их многочисленные модификации, созданные в разные годы.

История создания «Варшавянки»

В конце 60-х годов командование ВМФ СССР инициировало создание дизельной подводной лодки нового поколения с пониженным уровнем шумности и мощным вооружением. Основными задачами новой подлодки должны были стать противодействие надводным и подводным кораблям неприятеля, разведка, защита собственных военно-морских баз и коммуникаций.

Конструкторам было дано задание создать такую ДЭПЛ, которая бы превосходила любой аналогичный корабль вероятного противника в дуэльном противостоянии. Добиться этого следовало за счет снижения шумности, увеличения дальности обнаружения противника, более мощного вооружения.

Примерно в это же время необычный подводный корабль появился у вероятного противника – в США на воду спустили атомную ПЛ «Альбакор». Эта лодка имела обтекаемую форму корпуса, очень напоминавшую кита. Советские конструкторы при проектировании новой субмарины решили повторить ее.

В 1974 году появилось техническое задание на разработку нового корабля, работы проводились в ЦКБ «Рубин» под руководством Кормилицына. Подводную лодку разрабатывали не только для ВМФ СССР, ею планировали вооружить все военные флоты стран-участниц Варшавского договора. Именно поэтому подлодки проектов 877 и 636 получили название «Варшавянка».

По сравнению с кораблями проекта 641, новая подлодка должна была развивать более высокую подводную скорость, быть более мореходной, иметь хороший модернизационный ресурс. Военные требовали, чтобы «Варшавянка» была более автоматизированной, с меньшим количеством экипажа и лучшими условиями его обитания.

Все советские ДЭПЛ, сконструированные ранее, были узкими и длинными, а новые подлодки получили легкий корпус веретенообразной формы, с соотношением длины к ширине 7,3. Форма корпуса была тщательно просчитана и многократно испытана на стендах, поэтому лодки проектов 877 и 636 имеют минимальное гидродинамическое сопротивление.

Головная ПЛ проекта 877 была заложена в 1979 году, в строй лодка вступила в 1982 году.

Несколько слов следует сказать об обозначениях. Для военно-морских сил Советского Союза строились лодки проекта 877, а на экспорт изготавливали корабли сразу двух проектов: 877Э и 636. Подлодки обоих проектов имеют название «Варшавянка», а сам проект 877 носит имя «Палтус».

Корабли проекта 636 – это одна из последних и самых совершенных модификаций «Варшавянки», их строительство началось в середине 90-х годов. Подводные лодки проектов 877 и 636 строились на верфях Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Петербурга.

ПЛ проекта 636 имеет более совершенные характеристики по сравнению с ранними версиями. Она имеет лучшее сочетание бесшумности и дальности обнаружения надводных и подводных целей, более совершенную автоматизированную управляющую систему, навигационное оборудование, более мощное и современное вооружение.

В настоящее время ПЛ «Варшавянка» стоят на вооружении не только военно-морских сил России, но и ВМФ Китая, Индии, Алжира, Румынии и Польши.

Для ВМФ СССР построили 24 субмарины, 15 из которых были списаны еще до начала этого столетия. В 2010 году был заложен первый корабль усовершенствованной серии 636.6. На сегодняшний день четыре субмарины уже спущены на воду и приняты флотом. Планируется построить еще восемь подобных кораблей.

Стоимость одной ПЛ «Варшавянка» проекта 636 составляет примерно 300 млн долларов (на 2009 год).

Устройство ПЛ проектов 636 и 877 «Варшавянка»

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, она состоит из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней находится центральный пост лодки, под ним размещена штурманская рубка и радиорубка.

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке расположены электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой, ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

Экономичный ход обеспечивает специальный электродвигатель мощностью 190 л. с. Есть еще два резервных электродвигателя, которые используются при маневрировании.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию, они установлены на амортизаторах. Это в сочетании с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности: прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — яркое тому подтверждение.

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

На субмарине установлена навигационная система «Андога», которая прокладывает курс и выдает координаты корабля на пульт управления. Имеются также пассивная и активная РЛС, они могут работать в перископном и надводном положениях.

Технические характеристики «Варшавянки»

Ниже указаны ТТХ подводной лодки «Варшавянка» проекта 877.

Водоизмещение, т:
надводное 2300
подводное 3040
Скорость хода, узл.:
надводная 10
подводная 17
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), миль:
в подводном положении 400 (3)
в режиме РДП 6000 (7)
Глубина погружения, м:
предельная 350
рабочая 240
Длина, м 72,6
Длина прочного корпуса, м 51,8
Ширина, м 9,9
Осадка средняя, м 6,2
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8

Видео о подводной лодке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Середина двадцатого века вошла в историю как время революционных технологических прорывов во всех областях техники, науки и даже культуры. Как только не называют этот период: веком кибернетики, эрой космонавтики и даже эпохой рок-н-ролла. В СССР еще в конце сороковых годов была введена в строй первая в мире это случилось через четыре года после Хиросимы. Ледокол с ядерной силовой установкой тоже был построен в СССР (1957). А тремя годами раньше в США была торжественно спущена на воду АПЛ «Наутилус». Началась эпоха атомного подводного флота. Думалось, что дизельные субмарины навсегда ушли в прошлое. Но оказалось, что в некоторых случаях замены им нет. Примером может служить самая тихая в мире подводная лодка проекта 877 «Варшавянка».

АПЛ - достоинства и недостатки

Преимущества подводных кораблей с атомной энергетической установкой очевидны. Им не нужно регулярно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей, радиус оперативного применения практически неограничен, как и время нахождения на глубине. Требуется лишь загружать в трюмы продовольствие и закачивать в цистерны питьевую воду (впрочем, есть и опреснительные установки). Внутри отсеков просторно, бытовые условия экипажа вполне комфортные, а боевые возможности таковы, что одной единицы довольно, чтобы устроить десятки Хиросим. Но есть и некоторые проблемные моменты. Заглушить реактор можно только в случае аварии, поэтому лодка постоянно шумит. Практически «лечь на дно» и тихо пересидеть невозможно.

Какой бы ни была безопасной энергоустановка, но охлаждение тепловых контуров требует прокачки забортной воды, которая потом хоть и слабо, но «фонит», и по этому следу корабль можно с помощью чувствительных приборов «вычислить». Кроме того, любая АПЛ (атомная подводная лодка) имеет немалые размеры, а потому есть ограничения по хождению в мелководных зонах Мирового океана.

Зачем была нужна дизельная подлодка

После появления на вооружении флотов вероятных противников этих невидимых на поверхности крейсеров, аналогичные корабли начали строить и для ВМФ СССР. Вскоре выяснилось, что образцы отечественных АПЛ отличаются от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Акустические средства обнаружения их довольно быстро засекали по шуму винтов и двигателей. Эту проблему решили позже, а в конце шестидесятых - начале семидесятых внешним угрозам решили дать асимметричный ответ. В 1974 году КБ «Рубин» получило от главкома ВМФ С. Г. Горшкова ТЗ, в котором перечислялись главные требования к новому кораблю: малая заметность, широкий функциональный спектр и уменьшенное число членов экипажа. Через четыре года со стапелей в Комсомольске-на-Амуре сошла первая «Варшавянка». Подводная лодка соответствовала всем пунктам технического задания, а по многим показателям даже превзошла указанные в нем параметры.

Устройство подводной лодки

Состоят обычно из двух корпусов, находящихся один в другом (по «матрешечному» принципу).

Легкая оболочка служит обтекателем, под которым скрыты так называемые ЦГБ (цистерны главного балласта) и ЦВБ (вспомогательные). Главный балласт предназначен для создания положительной или отрицательной плавучести, то есть обеспечивает всплытие и погружение корабля. Вспомогательные цистерны создают дифферент (то есть продольный горизонтальный наклон корпуса) на нос или корму, а также служат для выравнивания крена.

Экипаж, вооружение, все необходимые машины, включая электродвигатель, аккумуляторные батареи, оборудование ГКП (главного командного поста), камбуз и многое другое заключены в прочном корпусе, разделенном на отсеки. Не составляет исключения и «Варшавянка». Подводная лодка разделена на шесть отсеков. Обычно первый и последний из них называют торпедными, но у кораблей проекта 877 это оружие находится только в носовом, вместе с постом гидроакустика, оснащенным специальной выдвижной (вниз) шахтой. Но на этом особенности конструкции не исчерпываются.

Конструктивные необычности

Генеральный конструктор КБ «Рубин» Юрий Кормилицин придал форме корабля очертания, характерные для атомного ракетоносца. В поперечном сечении она практически круглая, в отличие от других дизельных собратьев, приплюснутых по бортам. Шпангоуты, которые, согласно классической схеме, располагались внутри прочного корпуса, вынесены в межкорпусное пространство, за счет этого оригинального решения высвободилось много места, что позволило значительно улучшить бытовые условия для экипажа и поместить оборудование самым рациональным образом. Подводная лодка проекта «Варшавянка» стала самым современным кораблем ВМФ СССР в аспекте автоматизации, механизации и кибернетики, что снизило нагрузку на экипаж - при его меньшей численности - и нивелировало во многих ситуациях пресловутый человеческий фактор.

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, - вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Ходовая часть

Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.

Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.

Бытовые условия

Условия службы на дизельной лодке всегда считались тяжелыми. Помимо психологической нагрузки, экипаж испытывал большое количество неудобств, связанных с дефицитом пространства и ограниченной автономностью. Подводные лодки типа «Варшавянка» отличаются от других кораблей этого класса намного лучшими условиями. Спать на торпедах членам команды не приходится, для этого есть удобные каюты. Имеются также душевые, кинозал и амбулатория.

«Варшавянка» сегодня, 636-й проект

Несмотря на немалый возраст проекта, потребность в лодках класса «Варшавянка» остается насущной, к тому же у корабля есть немалый экспортный потенциал. ВМС Индии имеют на вооружении десяток единиц этих ПЛ, два ходят под алжирским флагом, есть они и у польского флота. Закупает их и Китай для своих ВМС. После разрушения мировой социалистической системы перестал действовать Варшавский договор коллективной безопасности (в честь которого и был назван проект), многие образцы советской техники, в том числе и самые современные, оказались в арсеналах стран НАТО. Для того чтобы сохранить потенциал подводных сил на должном уровне, потребовалась срочная модернизация материальной части флота. Так как общая схема и концепция корабля представляются удачными, существенных изменений в общую конструкцию внесено не было. Подводная лодка «Новороссийск» проекта «Варшавянка» нового образца заложена в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях в августе 2010 года, знаменуя начало серии усовершенствованного проекта, получившего индекс 636. В ближайшие годы планируется спустить на воду еще пять подобных кораблей. Следующими станут «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол», остальные подлодки также будут названы в честь городов воинской славы. Новые единицы предназначены для усиления Черноморского Флота Российской Федерации. В их конструкции учтен весь опыт судостроения и применены последние достижения навигационной, акустической и вычислительной техники. Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» на вооружении будут иметь крылатые ракеты «Калибр» с боевым радиусом до 2 500 км.

Технические данные и вооружение

Полное водоизмещение «Варшавянки» в погруженном состоянии составляет 3036 тонн, в надводном положении - 2300 т. Как и атомные лодки, под водой она идет быстрее, до 17 узлов (против 10 под дизелем). Предельно подложки проекта 636 могут погружаться на 300 метров. Длина корабля - почти 73 метра, ширина - 10. В надводном положении осадка, в зависимости от загрузки, - от 6,2 до 6,6 метров. Экипаж состоит из 52 человек, автономное плавание поддерживается в течение 45 суток. Лодка вооружена шестью торпедами калибра 533 и четырьмя крылатыми ракетами.

Идея массово строить подводные лодки с обычной силовой установкой для нужд российского военно-морского флота появилась не случайно. Еще в Советском Союзе военно-морская стратегия развития флота предполагала, помимо создания океанского флота в противовес ВМС США и кораблям НАТО создание малых кораблей для обороны экономической зоны и прибрежных акваторий. Дизельная подлодка в этом аспекте очень удачно вписывалась в рамки оборонительной стратегии. Небольшие размеры, хорошая скрытность и мощное вооружение позволяли кораблям подобного класса прекрасно справляться с поставленными задачами.

Небольшая и юркая подводная лодка проекта 636.3 яркое подтверждение того, что малые корабли также в состоянии держать противника на море в напряжении. К тому же стоимость и сроки строительства дизель-электрических подлодок не сравнить с постройкой атомных кораблей.

Место дизель-электрических подлодок в российском ВМФ

Несмотря на то, что атомный подводный флот России является одним из факторов сдерживания в современном мире, не стоит сбрасывать со счетов и возможность решения тактических задач на море. Подводные ракетоносцы и многоцелевые ударные подлодки с ядерной энергетической установкой действуют на большом удалении от родных берегов, занимая боевые позиции в мировом океане. Дизельная субмарина наоборот, занимает боевые позиции в пределах морской экономической зоны и охраняет внутренние морские коммуникации.

Атомоходы, как правило, имеют значительные размеры и большое водоизмещение. Соответственно на постройку таких судов тратятся колоссальные средства. Содержание подводного флота, состоящего из дпл на порядок дешевле. Тем более что новые субмарины по своей огневой мощи не намного уступают подводным левиафанам. Российский флот в отличие от американского ВМС имеет в своем составе, как ядерные субмарины, так и дизельные подлодки. И те, и другие решают свои задачи.

Со времен окончания Второй Мировой войны с советских верфей сошла не одна сотня судов. Советские подлодки обладают высокими боевыми характеристиками и имеют славную историю. Эти традиции сумели сохранить и российские подводники, которые уверенно несут боевую службу по охране морских рубежей нашей страны на Балтике и на Черном море.

На сегодняшний день отечественные судостроительные заводы уже спустили на воду не одну сотню кораблей, оснастив боевыми судами не только собственные ВМС, но и обеспечили выполнение экспортного заказа. Субмарины проекта 636.3 можно назвать золотым стандартом отечественного подводного кораблестроения. По всем своим характеристикам и параметрам этот корабль является самым современным в нынешних флотах. Вместе с подлодками предыдущих проектов 877 и 636 новые субмарины подтвердили свое высокое реноме, став самыми скрытными подводными кораблями этого класса.

Новый корабль стал продолжением одной большой славной серии советских дизель-электрических подлодок, которые массово выпускались сразу по двум проектам. В Советском Союзе корабли получили название «Варшавянка», так как строились в основном для нужд флотов стран, входящих в организацию Стран Варшавского Договора. На Западе этим подлодкам присвоили шифр «Kilo». Спустя некоторое время западные эксперты, оценив тактико-технические параметры новых кораблей, дали субмаринам негласное прозвище — «черные дыры мирового океана». Спроектированные еще при СССР «варшавянки» передали эстафету более новым кораблям пл проекта 636.3, которые строились уже на российских верфях.

Высокие боевые характеристики, низкая шумность и скрытность российских субмарин в доработанном варианте привлекли внимание потенциальных покупателей. На советских верфях корабли строились для ВМС Индии и Китая. Российские субмарины получили ВМС Вьетнама, Алжира и Ирана. Некоторое количество кораблей этого класса стоит на вооружении польских и румынских ВМС.

Появление субмарин проекта 636.3 в отечественном флоте

Массовая постройка дизель-электрических подлодок типа «Варшавянка» в начале 90-х годов подходила к концу. Всего планировалось постройка 53 кораблей подобного класса, среди которых львиная доля приходилась на зарубежные контракты. Попытка заменить действующий и хорошо проработанный проект 636 новыми субмаринами проекта 667 типа «Лада» не увенчалась успехом. Заложенные в Санкт-Петербурге две подлодки — одна для российского флота, а другой корабль в качестве экспортного варианта, так и остались на стапелях. Сошедшая на воду подлодка «Санкт-Петербург» до си пор находится в ограниченной эксплуатации, поэтому было принято решение для оснащения отечественного флота взять в работу усовершенствованный проект 636 и начинать строить модернизированные лодки типа «Варшавянка».

Новые лодки дэпл проекта 636.3 должны были довооружить крылатыми ракетами «Калибр» значительно увеличив боевую мощь кораблей этого класса.

Корни проекта 636.3 уходят в 1974 год, когда появилось техническое задание на создание подводного корабля с обычной силовой установкой, у которого должны быть низкая шумность хода и мощное вооружение. Решение технической задачи доверили ЦКБ «Рубин», которое являлось основным поставщиком проектов для Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге.

Проект получил индекс 636, а лодки получили шифр «Варшавянка». Планировалось строить корабли для нужд Советского ВМФ и для оснащения флотов стран-союзников по организации Варшавского Договора.

Для справки: следует сделать отступление и сказать об обозначениях проектов. Для Советского ВМФ все подлодки строились по двум проектам, с индексом 636 и 877. Экспортный вариант кораблей строился по проекту 877Э. Проекты 636 и 636.3 относятся к подлодкам типа «Варшавянка». Корабли, строившиеся по проекту 877, носят шифр «Палтус».

Субмарины проекта 636 наиболее современная модернизация лодок типа «Варшавянка», строительство которых начато в 90-е годы XX века. Если лодки первых серий строились на трех заводах, в Комсомольске на Амуре, в Нижнем Новгороде и на верфях Санкт-Петербурга, то корабли проекта 636.3 «Варшавянка» относятся уже к творениям невских корабелов.

Конструктивные особенности подлодок проекта 636.3

Решение принять за основу для строительства российских дизель-электрических подводных лодок проект 636.3 возникло потому, что все лучшие наработки по проекту 636 прошли обкатку на экспортных вариантах. В соответствии с Гособоронзаказом отечественные корабли должны были стать подводными лодками четвертого поколения, обладающие уникальными ТТХ.

Первый корабль, подводная лодка «Новороссийск» была заложена в 2010 году. Наработанные в результате строительства ранней серии кораблей типа «Варшавянка» и «Палтус» мощности, позволили достаточно быстро построить корабль и передать его флоту. В 2013 году корабль под номером 261 вошел в строй Черноморского флота.

На подводных кораблях новой серии был установлен новый ракетный комплекс «Калибр», дальность которого составила 1000-1500 км. Для обеспечения управления огнем ракетный комплекс на подлодках оснащался новой информационной системой БИУС, которые стали камнем преткновения для субмарин типа «Лада». Несмотря на очевидные сложности с реализацией проекта, военные моряки все равно считают «Варшавянки» лучше аналогичных судов, стоящих на вооружении иностранных флотов. Второй и третий корабль серии закладывались с разницей в один год. ДЭПЛ Б-237 «Ростов на Дону» вошла в строй ЧФ в декабре 2014 года, а дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» начала боевую службу летом 2015 года. Всего на оснащение Черноморского флота планировалось передать все шесть кораблей новой серии.

Для сравнения можно привести тактико-технические характеристики четвертого корабля серии подводного лодки Б-265 «Краснодар», спущенной на воду в 2014 году.

Корабль имеет водоизмещение чуть больше 2 тыс. тонн и может непрерывно находиться в море до 45 суток. Ни немецкие, ни французские, ни корейские подлодки аналогичного класса не могут опускаться на глубину до 300 метров. По мощности вооружений российский корабль не имеет равных. Вместе с торпедным вооружением на субмарине стоит ударный ракетный комплекс «Калибр». Все последующие новые корабли проекта 636.3 «Варшавянка» должны стать на вооружение соединений Тихоокеанского флота.

По замыслу конструкторов проект 636.3 может стать отправной точкой для последующего перехода на создание принципиально новых неатомных субмарин. Об этом на церемонии спуска подводного корабля «Старый Оскол» сказал главный конструктор новой субмарины И. Молчанов. Последний корабль серии, переданный Черноморскому флоту, дизель-электрическая подлодка «Колпино» стала вершиной совершенства, которого удалось достичь российским корабелам. Новая субмарина была построена в рекордные сроки. Отлаженная сборка судов и отработанные схемы установки оборудования позволили вывести постройку подводных лодок на совершенно новые для отечественного судостроения временные параметры.

Конструкция лодки

Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» проекта 636.3 стала одним из последних боевых кораблей, спущенных на воду и введенными в строй в рамках кораблестроительной программы на 2010-1018 год.

Лодка представляет собой боевой корабль, в котором внедрены усовершенствования по всем узлам и системам. Судно имеет размеры, схожие с кораблями проектов 636 и 877, однако носовая часть корпуса имеет лучшую конфигурацию и обтекаемые формы. Субмарина получилась еще более скрытной. Этому способствовала установка изоляции на основные узлы и механизмы, и их размещение в изолированных отсеках. Основные гидроакустические системы корабля получили более совершенное оборудование, позволяющее вести лодке активный поиск и разведку, находясь в подводном положении.

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет веретенообразную форму. В легком корпусе лодки снаружи не имеется ни одного лишнего отверстия, в которые могла бы попадать забортная вода во время движения. Конструкторы сумели добиться отсутствия гидродинамических завихрений во время движения лодки в подводном положении. Горизонтальные рули, обеспечивающие маневренность корабля под водой, складываются в надводном положении. Конфигурация корпуса и зализанные борта существенно отразились на увеличении скорости подводного хода, которая на субмарине этого класса составляет 20 узлов. Однако мореходные качества корабля, идущего в надводном положении, немного ухудшились.

Ход кораблю в надводном и в подводном положении обеспечивают электродвигатели. ПЭДЛ «Варшавянки» являются кораблями с полной схемой электродвижения. Основная силовая установка представлена электродвигателем мощностью 5500 кВт и двумя дизель-генераторами 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт каждый.

Для движения на перископной глубине лодка оснащена системой РПД. Подводный ход на большей глубине обеспечивается двумя группами аккумуляторов большой емкости.

Снаружи корпус субмарины имеет отражающее защитное покрытие, улучшающее гидроакустические параметры корабля. Цистерны главного балласта спрятаны в пространстве между легким и прочным корпусом.

Боевое оснащение корабля

В носовой верхней части корпуса установлены торпедные аппараты. Нижняя палуба в носовой части — место установки гидроакустической станции и другого гидролокационного оборудования. Торпедное оружие корабля представлено 6 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 636.3 отличаются от предыдущих версии «Варшавянок» наличием ударного оружия. Ракетный комплекс «Калибр» сделал дизель-электрические лодки не просто оружием обороны ближних рубежей, но современным ударным средством борьбы на больших расстояниях.

Реальным подтверждением боевых возможностей новых кораблей стали пуски ракет «Калибр» с борта дизель-электрической подводной лодки Б-238 «Ростов на Дону» по позициям исламских террористов в Сирии. Все корабли серии оснащены стационарными ПЗРК «Стрела-3» и переносными зенитными комплексами «Игла». Все системы подводного корабля полностью автоматизированы, что стало причиной существенного уменьшения численности экипажа. Экипаж субмарины согласно боевому расписанию составляет 52 человека.

Нынешнее состояние проекта 636.3

Последняя лодка серии ДЭПЛ «Колпино» вошла в состав Черноморского флота. Усиление южного морского фланга связано с необходимостью держать под постоянным ударом территории Исламского государства «ИГИЛ». Все шесть кораблей получили прописку в военно-морской базе Новороссийск. После спуска Б-271 «Колпино» на Адмиралтейской верфи заложили три корабля для Тихоокеанского флота. Корабли планируется ввести в строй в 2019 в 2020 годах. Постройка еще трех оставшихся судов для оснащения ТОФ стоит под вопросом. В данный момент Россия располагает на Черном море группировкой подводных лодок, состоящей из 6 судов. По своей огневой мощи российские субмарины не имеют равных в Черноморском регионе.

Дальнейшая судьба подводных лодок этого проекта пока неясна. Высшее военно-морское командование планирует вместо реализации проекта 636.3 довести до рабочего состояния проект 677 типа «Лада».

До сегодняшнего дня основным покупателем подводных лодок проекта 636.3 являлись ВМС Китайской Народной Республики. Китайцы закупили в 90-х года 10 субмарин этого класса. Шесть субмарин получили ВМС Вьетнама, которые пытаются создать противовес военно-морскому могуществу Китая в Южно-Китайском море.

Для усиления своей группировки подлодок в Средиземном море две «Варшавянки» проекта 636.3 купил Алжир, начав модернизацию собственных ВМС. Большой интерес к российским субмаринам испытывают Венесуэла, Нигерия, Индия и Иран. Исламская Республика Иран очень заинтересована в передаче лицензии на изготовление лодок класса «Kilo» на собственных верфях.

Оценивая спрос на подводные боевые корабли подобного класса со стороны иностранных судов, принято решение на освободившихся мощностях вести строительство субмарин по иностранным контрактам. Высшее Военно-Морское руководство России на данный момент не рассматривает увеличение количества судов этого класса в составе Балтийского и Северного флота.