Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Положение о ведении воинского учета в военкоматах. Как организовать воинский учет на предприятии

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2017-2018 годов по его ведению будет описана в этой статье - должен вести каждый работодатель, если в его штате работают военнообязанные граждане. Это требование п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». Также из статьи вы узнаете, кто этим занимается и какие категории граждан подлежат учету.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.04.2008.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета . Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Не знаете свои права?

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 1 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • , утв. 11.07.2017.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании предоставляют отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Образец

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Минобороны России специально для специалистов по кадрам и руководителей организаций всех форм собственности выпустило новые методические рекомендации рекомендации по организации и ведению воинского учета трудоустроенных граждан РФ.

Что случилось?

Министерство обороны РФ утвердило и направило руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обновленные Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Минобороны России 11.07.2017). Этот документ должен помочь кадровикам соблюдать требования по ведению воинского учета работников.

В соответствии с требованиями положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 а также ряда Федеральных законов все работодатели, за исключением индивидуальных предпринимателей, обязаны вести воинский учет своих работников. Этот процесс является достаточно трудоемким и вызывает много вопросов даже у опытных кадровиков. Именно для того, чтобы сократить такие вопросы Минобороны и выпускает свои методички.

Предыдущие Методические рекомендации , утвержденные еще в 2008 году, с момента появления новых утратили силу. В документе подробно изложен порядок и документы, которые должны вестись при воинском учете. Также предусмотрено обучение, специальный учет профессий и должностей, которые являются приоритетными в военное время (медицина, связь, картография). Определены требования об отражении в карточках работников их трудоустройства, взысканий или поощрений, переводов на другую работу, а также увольнения. Документ довольно объемный, он насчитывает 6 разделов и 20 приложений. Однако всем кадровикам желательно с ним ознакомиться, поскольку за нарушение порядка воинского учета работодателем предусмотрена ответственность.

Например, несвоевременная передача сотруднику адресованного ему извещения из военкоматов, грозит наложением штрафпо статье 21.2 КоАП РФ в размере от 500 до 1 000 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено за отсутствие инструктажа новых работников о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Прямой обязанностью каждого работодателя в соответствии с требованиями российского законодательства является задача вести воинский учет в организации – пошаговая инструкция на 2019 год может хорошо помочь работникам кадрового отдела или самим предпринимателям. При этом необходимо помнить, что ведение воинского учета на предприятии имеет множество отдельных особенностей и нюансов, несоблюдение которых может повлечь за собой привлечение работодателя к ответственности.

Воинский учет в организации в 2019 году – основные требования и законодательное регулирование

Действующее законодательство РФ предполагает, что работодатель обязан обеспечивать ведение в своей организации воинского учета на предприятии в отношении сотрудников – и эта функция чаще всего возлагается именно на кадровый отдел организации. При этом законодательное регулирование данного вопроса является достаточно простым и однозначным. В частности, работодателю и самим сотрудникам стоит обратить внимание на положение следующих федеральных нормативов, которые посвящены правовому регулированию воинского учета в организациях:

  • Статья 65 ТК РФ. В Трудовом кодексе документы воинского учета являются обязательными к предъявлению при трудоустройстве для военнообязанных лиц. Без их наличия работодатель не вправе заключать трудовой договор.
  • ФЗ №53 от 28.03.1998. Этим Федеральным законом регламентируются общие принципы военной обязанности, воинского учета и военной либо альтернативной гражданской службы. Кроме этого, данный закон также вменяет в обязанность организаций ведение воинского учета – это касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций, и как бюджетных так и внебюджетных учреждений.
  • ФЗ №31 от 26.02.1997. Данным законом на федеральном уровне рассматриваются вопросы, связанные непосредственно с мобилизационными процедурами. При этом требования означенного закона касаются не только сотрудников предприятий, но и транспортных средств, находящихся на их балансе и подлежащих мобилизации в случае необходимости.
  • Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006. Данное правительственное постановление регламентирует непосредственно порядок ведения воинского учета в организациях и устанавливает в своих нормативах соответствующее Положение о воинском учете, обязательное для исполнения субъектами хозяйствования.

Помимо вышеозначенных основополагающих нормативных актов, также воинский учет и альтернативная гражданская служба рассматриваются и в положениях отдельных распоряжений соответствующих органов, в первую очередь – Минобороны РФ. При этом работодателям в первую очередь будет полезно ознакомиться с методическими рекомендациями по ведению воинского учета, составленными Генштабом ВС РФ от 11.04.2008.

Кто подлежит воинскому учету на предприятии

Воинскому учету на предприятии подлежат не все сотрудники, соответственно и осуществлять проведение кадровых мероприятий данного характера необходимо лишь в отношении ограниченного перечня лиц. Согласно действующему законодательству, военный учет в организациях касается именно их военнообязанных сотрудников, к которым относятся:

Согласно вышеозначенному перечню требований, военному учету подлежат практически все лица мужского пола, однако женщины к ним относятся только в исключительных случаях. Соответственно, за нарушение требований по ведению воинского учета в отношении женщин, не предоставивших при трудоустройстве документы о наличии у них военно-учетной специальности, работодателя нельзя привлечь к ответственности – однако таковые сотрудницы могут быть уволены за нарушение порядка трудоустройства.

Законодательство определяет лишь одну категорию лиц мужского пола, в отношении которых нет необходимости ведения воинского учета без каких-либо дополнительных особенностей. К ней относятся лица, не имеющие российского гражданства. Таким образом, в отношении иностранцев и лиц без гражданства проводить мероприятия по воинскому учету нет необходимости.

Неопределенным в данном вопросе является статус несовершеннолетних работников – с одной стороны первичные документы военного учета такие граждане РФ мужского пола получают в 16 лет и обязаны предъявлять их работодателю при трудоустройстве, однако прямого требования вести относительно этих сотрудников мероприятия по военному учету в основных нормативных документах не предусматривается. Тем не менее, методические рекомендации предписывают работодателям подавать документацию в военкоматы обо всех работающих сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет, а также проверять оформление данными работниками всех необходимых документов воинского учета и уведомлять военкомат об их отсутствии.

Также следует помнить, что мужчины в зависимости от звания, снимаются с военного учета на предприятии и в целом по достижении ими предельного возраста для их звания. Он составляет 50 лет для рядового состава, 55 лет для младших офицеров, 60 лет для имеющих звание от майора до полковника и 65 лет для высшего офицерского состава. В отношении женщин предельный возраст воинского учета составляет 45 лет для рядового состава и 50 лет – для офицерского.

Не подлежат воинскому учету также ряд работников при наличии специализированных оснований. К ним относится – постоянное проживание за пределами РФ и наличие вида на жительство в ином государстве, наличие офицерского звания и нахождение в запасе разведки и ФСБ. Так как отбывание наказания в местах лишения свободы тоже часто предполагает возможность быть трудоустроенным сотрудником, в отношении данной категории граждан, если они работают, военный учет также не ведется.

Кто должен вести воинский учет в организациях – определение и количество ответственных лиц

Законодательство строго регламентирует порядок ведения воинского учета на предприятиях. Так, регламентируется количество ответственных за данную процедуру лиц в зависимости от общего размера штата организации. Предполагается использование следующих ограничений в данном вопросе и регламентирование применяемых процедур:

  • При штате до 500 сотрудников . В данной ситуации законодатель требует наличия как минимум одного работника, трудящегося на условиях и обеспечивающего ведение воинского учета в организации. При этом следует отметить, что привлечение специалистов по принципу не допускается – заниматься военным учетом на предприятии должен именно находящийся в штате специалист, однако он может быть и совместителем.
  • При штате от 500 до 2000 работников. Таковая ситуация предполагает наличие работника, который был бы занят именно деятельностью по ведению военного учета в организации на условиях полного рабочего дня в качестве своей основной занятости.
  • При штате от 2000 до 4000 сотрудников . В данном случае необходимо предусмотреть наличие двух сотрудников, занятых в режиме полного рабочего дня ведением воинского учета в качестве своего основного трудового занятия.
  • Если штат превышает 4000 сотрудников , то за каждые 3000 человек необходимо выделять еще одного работника кадрового отдела, ведущего военный учет.

Необходимо понимать, что данные цифры являются минимальными – работодатель вправе устанавливать и большее количество работников, на которых возлагались бы обязанности по ведению военного учета работников в 2019 году. При этом следует также отметить, что законодательство имеет и ряд дополнительных требований по отношению к занимающимся воинским учетом сотрудникам. Так, если военным учетом занимается более одного работника, работодатель обязан оформить в организации военно-учетный стол в качестве отдельного обособленного подразделения.

Вышеопределенное количество сотрудников в штате затрагивает общий штат предприятия, а не количество лиц, подлежащих военному учету, с чем следует считаться работодателям и сотрудникам кадровых отделов.

Следует также помнить, что работники, ведущие воинский учет на предприятии, относятся к особой категории трудящихся, в отношении которых действуют дополнительные нормативы правового регулирования. В частности, работодатель в обязательном порядке должен согласовывать кандидатуру каждого из таковых работников с местным военным комиссариатом. При отсутствии военкомата на территории населенного пункта, данное согласование проводится с местными органами исполнительной власти. Увольнение ведущих воинский учет в организации сотрудников в 2019 году также в обязательном порядке должно быть согласовано с военкоматом или местными властями, равно как их перевод в другие подразделения и иные кадровые действия.

Работодателю следует заблаговременно позаботиться о наличии заместителей для работников, которые осуществляют на предприятии военный учет, так как регламентированное количество лиц, ведущих воинский учет всегда должно быть не ниже установленного законодательно в любой промежуток времени. При этом передача всех дел и обязанностей заместителям должна сопровождаться также достаточно сложными процессуальными процедурами. Поэтому актуальным мероприятием будет заблаговременное установление большего количества лиц, ответственных за ведение воинского учета работников.

Должен ли ИП вести воинский учет

Вопросы того, обязательно ли ведение воинского учета для ИП, являются актуальными для многих индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. Это связано с тем, что часто они становятся целью проверок контролирующих органов и их иногда могут пытаться привлечь к ответственности за несоблюдение требований военного учета. Однако данная практика опровергается как непосредственно нормативами о воинском учета на предприятиях, так и отдельно была рассмотрена Президиумом ВАС РФ в Постановлении №13798/08 от 28.04.2009, который постановил, что индивидуальный предприниматель не должен вести в организации воинский учет в принципе.

Таковые нормативы связаны с тем, что законодательство предписывает ведение воинского учета организациям и учреждениям. В то же самое время, индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, хоть и работодателями. И, так как их нельзя отнести к организациям, они не должны производить означенные кадровые процедуры. Однако требовать документы воинского учета при трудоустройстве сотрудников они всё же обязаны.

Следует также отметить, что во избежание излишних конфликтов с проверяющими органами, у индивидуальных предпринимателей есть право вести воинский учет работников – это не является нарушением действующего законодательства. При этом следует также отметить, что к административной ответственности за нарушение требований и правил воинского учета на предприятии, индивидуального предпринимателя нельзя привлечь вовсе.

Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2019 году

Проще всего обеспечить ведение воинского учета в организации в 2019 году может помочь пошаговая инструкция для работодателей. Следует отметить, что порядок действий по данному вопросу является достаточно простым, однако может изменяться в зависимости от специфики отдельного предприятия. В общих случаях для ведения воинского учета в 2019 году можно использовать следующую пошаговую инструкцию:

Это – основной порядок действий по ведению воинского учета в организации. Однако также законодатель в отношении данной процедуры возлагает на работодателя дополнительные обязанности к которым можно отнести:

  • Ведение архивной документации. Работодатель должен проводить архивирование всех связанных с военным учетом документов работников, в том числе их личных карточек.
  • В случае обнаружения поддельных документов или недостоверной информации о работнике в вопросах воинского учета – работодатель обязан проинформировать о данном обстоятельстве военкомат.
  • Работодатель, если организация относится к категории имеющих значение для обороноспособности страны, должен также проводить бронирование работников на случай мобилизации – данная процедура позволит оставить необходимых для деятельности предприятия сотрудников на их рабочих местах.
  • По требованию сотрудника работодатель обязан предоставлять документы о проводимых в отношении него мероприятиях воинского учета.
  • О предстоящих военных сборах или мобилизационных процедурах, а также призыве, работодатель должен заблаговременно уведомлять подлежащих данным мероприятиям сотрудников.

Ответственность за нарушение требований воинского учета

Действующее российское законодательство предполагает возможность привлечения работодателя к ответственности за нарушение требований по ведению воинского учета. При этом сотрудники военкоматов или местной администрации вправе проводить проверки ведения воинского учета ежегодно для предприятий со штатом свыше 500 человек, и один раз в три года – для предприятий с меньшим количеством работников.

Проверке и возможному привлечению к ответственности подлежат все организации, в которых должен проводиться воинский учет, вне зависимости от числа работников. Исключение составляют организации, не имеющие трудовых взаимоотношений вовсе.

Непосредственно вопросы административной ответственности, связанные с воинским учетом в организации, рассматриваются положениями статей 21.1-21.7 КоАП РФ и предусматривают наложение штрафов, в зависимости от конкретного проступка в размере от 300 до 1000 рублей. Однако следует помнить, что данный штраф может применяться по отношению к каждому отдельному работнику и отдельному факту нарушения, поэтому в случае обнаружения нарушений требований законодательства, при большой численности сотрудников размер материальных потерь предприятия из-за неправильного ведения воинского учета может быть значительным.

Л юбая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом - в статье.

Какие документы проверяет военкомат

Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Методические рекомендации).

К документам, подлежащим проверке, относятся:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу - как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.

Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.

К сведению

Свернуть Показать

С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

Кроме того, необходимо составить план ведения воинского учета в организации (его форма есть в Методических рекомендациях, см. Пример 2).

Отметим, что проверке подлежит не только воинский учет, но и его организация в компании.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Фрагмент плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования

Свернуть Показать

Проверка организации воинского учета

Ответственный сотрудник, осуществляющий воинский учет, должен выполнять следующие обязанности:

  • а) проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний;
  • б) заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в) разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Лица, подлежащие воинскому учету

Свернуть Показать

После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.

Компания должна подавать:

  1. сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  2. списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре - списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

К сведению

Свернуть Показать

Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Как оценивают качество ведения воинского учета

Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее - Приказ № 500).

Так, проверяющие оценивают:

  • организацию осуществления воинского учета в компаниях;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.

В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.