Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Понятие электронного издания. Виды электронных изданий

Для научного сотрудника публикация является своего рода отчетом о выполненной работе и полученных результатах. Через публикации ученые узнают о работах и достижениях своих коллег . Сформировались и достаточно эффективно работают механизмы, стимулирующие научных сотрудников публиковаться в печатных изданиях. В институтах при выдвижении сотрудников на новые должности и аттестации смотрят на список печатных научных трудов. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при рассмотрении и утверждении диссертационных работ обращает внимание на имеющиеся у автора публикации в изданиях из утвержденного списка, в котором сейчас представлены только печатные журналы.

Научные сотрудники все чаще используют интернет для публикации и презентации результатов своей работы. В то же время некоторые ученые, воспитанные в традициях "бумажных" изданий, до сих пор сомневаются в том, что размещенная в интернете статья является полноценной публикацией. В чем причина недооценки статуса интернет-публикации? Каково отношение ГОСТов к публикациям в интернете?

Понятия "публикация" и "электронное издание" в ГОСТах

Обратимся к действующему ГОСТ 7.0-99 . Согласно этому ГОСТу, публикацией является "документ, доступный для массового использования". Таким образом, статья, находящаяся в свободном доступе в интернете, публикацией является.

Можно зайти с другой стороны и задать вопрос, может ли статья в интернете стать полноправным научным изданием? По этому поводу другой действующий ГОСТ 7.60-2003 утверждает следующее:

"3.1.1 издание : документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

3.1.1.1 печатное издание : издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.

3.1.1.2 электронное издание : издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники".

В ориентированном на электронные издания ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения" дается следующее определение:

"3.2 электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения".

По-видимому, можно считать, что появившаяся на официальном сайте организации статья "редакционно-издательскую обработку" проходила: в организации обычно существуют регламенты размещения информации на сайте, предполагающие рассмотрение ответственными лицами представленного для публикации материала.

В издании должны присутствовать выходные сведения . Для электронных изданий ГОСТ 7.83-2001 предусматривает следующие элементы выходных сведений:

"4.2.1 Основными элементами выходных сведений являются:

Заглавие электронного издания;

Надзаголовочные данные;

Подзаголовочные данные;

Выходные данные;

Выпускные данные;

Минимальные системные требования;

Классификационные индексы;

Номер государственной регистрации;

Международные стандартные номера;

Штрих-коды;

Аннотация".

Большинство перечисленных элементов допускают факультативное использование. В обязательном порядке нужно указывать авторов (других физических и юридических лиц, участвовавших в создании электронного издания) и название изданного материала , что совершенно естественно и привычно для научного работника , публикующего статью. Кроме того, обязательно указываются выходные данные издания. ГОСТ Р 7.0.3-2006 определяет следующий состав выходных данных:

"3.1.5.16 выходные данные: составная часть выходных сведений, включающая данные о месте выпуска издания, имени издателя и годе выпуска издания".

Теперь мы знаем, как нужно оформлять материал (например, статью) для публикации в интернете, чтобы он в полной мере соответствовал определению "издание".

Вновь обратимся к ГОСТ 7.60-2003, который классифицирует издания по целевому назначению и определяет, в частности:

"3.2.4.1.2 научное издание: издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, …"

Если научный сотрудник подготовил статью о своих научных исследованиях, то статья приобретет статус научного издания в силу своего содержания без каких-либо дополнительных усилий со стороны автора.

В качестве небольшого упражнения можно зайти на сайт http://www. /gorbunov/duty. htm и посмотреть, как оформлена типичная электронная публикация (рис. 1):

Рис. 1. Оформление электронной публикации на сайте http://www. /gorbunov/duty. htm.

В соответствии с требованиями ГОСТов на сайте указаны: название (Интернет-активность как обязанность ученого), автор (-Посадов), дата публикации (Размещено 27 июня 2007 г.), издатель (ИПМ им. РАН).

Но есть и некоторые несоответствия ГОСТу. Например, не все очевидно с издателем. По-видимому, и сам автор статьи не вполне представляет, кто является издателем в данном случае. Автор, прежде всего, хотел обеспечить связь публикации с сайтом института, и поэтому поместил на странице гиперссылку на институтский сайт (ИПМ им. РАН). Место публикации (Москва) не указано, что противоречит ГОСТу. Но у автора есть свои объяснения: в интернете не принято указывать такой элемент выходных данных как "место издания".

Вероятно, где-то в глубинах сложной системы ГОСТов из области библиотечного и издательского дела существует подходящая рекомендация для данного случая. Но возможно, что ГОСТы не успевают перестроиться, чтобы соответствовать требованиям времени и складывающейся практике.

Развивающиеся во времени интернет-публикации

Когда говорят о публикации, то чаще всего имеют в виду некий законченный текст, зафиксированный на бумаге. В силу естественного отторжения полиграфического продукта от автора, такое отношение к публикации вполне объяснимо. Печатная публикация существует в неизменном виде до тех пор, пока автор не подготовит и не издаст новую редакцию своего произведения. В зависимости от типа и объема редакционных изменений, новое издание получает статус "исправленное", "дополненное", "переработанное" и пр. (так действующий ГОСТ 7.60-2003 в разделе 3.2.4.8 определяет виды изданий по повторности выпуска). Повторные выпуски печатного издания могут появляться через несколько месяцев или несколько лет после выхода очередной редакции издания.

Если публикация размещена в интернете, и автор не потерял с ней связь, то редактирующие изменения автор может вносить с произвольной периодичностью. Тем самым у автора появляется возможность в течение длительного периода времени оперативно развивать свой научный материал, обогащать его новыми аргументами, удалять устаревшие факты, исправлять неточности, находить новые повороты темы и т. д.

Интернет породил новый жанр научной публикации , который раньше практически отсутствовал в "бумажном" мире - развивающуюся во времени публикацию.

Вновь обратимся к рассмотренной ранее статье "Интернет-активность как обязанность ученого", размещенной на сайте http://www. /gorbunov/duty. htm. На самом деле данная публикация является развивающимся во времени произведением: автор постоянно изменяет ее по разным причинам. Но на сайте статьи есть единственный намек на это обстоятельство: в начале статьи указывается дата последнего обновления. В то же время читателям статьи было бы небезынтересно узнать, в каком направлении развивалась статья, что нового добавилось за период, прошедший с момента опубликования очередной версии текста. И автору наверняка пригодился бы аппарат описания причин изменения статьи, описания внесенных изменений.

В интернете материал статьи чаще представляется в виде гипертекстовой структуры. Популярность гипертекста объясняется не только предложенным пользователю новым техническим приемом перехода по гиперссылке. По-видимому, гипертекст отражает стиль человеческого мышления, которое естественным образом организуется в виде семантической сети.

Вспомним, что ссылки в гипертекстовой структуре могут активизировать и элементы мультимедиа: графику, звук, видео, анимацию, интерактивные модели и т. д. Все эти элементы могут с успехом использоваться в подаче материала научной статью. Вообще говоря, электронная публикация становится сайтом или мини-порталом, посвященным определенной теме.

Научный интернет - это не только среда для чтения информации, но и механизм общения. В "бумажном" мире коммуникация автора с читателями осуществлялась (такое случалась, но не как массовое явление) с помощью почтовой связи. Технологии электронной коммуникации делают общение автора с читателями более активным.

Популярной формой общения в интернете стала электронная почта. При наличии на сайте адреса электронной почты автора заинтересованный посетитель сможет завязать с автором переписку. Другая форма взаимодействия с посетителями сайта - электронный форум, где происходит организованное общение групп по интересам, и где каждый участник вправе разместить для общего сведения любые соображения, возникшие у него при знакомстве с работой автора.

Еще одна важная форма взаимодействия - подписка на новости или события, происходящие на сайте. Любой посетитель сайта публикации может оставить там свой электронный адрес, в результате чего он начинает автоматически получать электронные извещения о событиях, происходящих на сайте. Подписка выводит интернет-публикацию на совершенно новый, недостижимый для печатного издания уровень оперативного оповещения о выходе "исправленных", "дополненных", "переработанных" изданий.

Развивающиеся во времени интернет-публикации, разумеется, не укладываются в ГОСТы, которые ориентируются на печатную продукцию . Но и в упоминавшемся ранее ГОСТ 7.83-2001, описывающем электронные издания, подчеркивается "неизменный вид" издания:

"3.2 электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде , имеющий выходные сведения".

Возможно, что развивающимся интернет-публикациям более близки положения ГОСТа 7.82-2001 , регламентирующего библиографическое описание электронных ресурсов:

"4.1.1 …Электронные ресурсы представляют собой электронные данные (информацию в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе. ….".

Таким образом, в обиход ученого входит понятие "научный электронный ресурс". Это понятие наследует и расширяет понятие "научная публикация". Возможно, что именно развивающиеся электронные ресурсы, размещенные в интернете, вскоре станут основными видами научных публикаций.

Заключение

Интернет-публикации стали фактом научной жизни, но пока не приобрели соответствующего нормативного статуса. Технологии интернета способствовали появлению новой формы научной публикации - развивающейся во времени публикации. Предоставляемая автору возможность оперативно вносить изменения в опубликованную в интернете работу позволило существенно ускорить появление "исправленных", "дополненных", "переработанных" версий электронных изданий и превратить электронное издание в эволюционирующий, "живой" электронный ресурс. Благодаря новым технологиям интернет-издание естественно превращается в развивающийся электронный ресурс, включающий в себя помимо текста разнообразные элементы мультимедиа и элементы интерактивного взаимодействия с пользователем.

К сожалению, до сих пор активность ученого в создании научных интернет-ресурсов не получает должной оценки. Более того, пока не видно действенных механизмов, стимулирующих появление научных электронных ресурсов. Требуются существенные изменения в нормативной базе науки и системе аттестации научных кадров, которые позволят повысить статус электронных ресурсов и считать публикации в интернете (развивающиеся интернет-ресурсы) полноправными научными трудами.

Используемые ссылки

1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. Минск: 19Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

2. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

3. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

4. ГОСТ Р 7.0.3-2006. Издания. Основные элементы. Термины и определения. М.: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

5. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Минск: 20Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

Интернет в последние годы стал одной из основных тем публикаций в самых разнообразных средствах массовой информации - от специальных "компьютерных" изданий до журналов для домохозяек. Эта тема становится близка всем, т. к. за это время стало ясно, что Интернет не просто игрушка для небольшого количества посвященных, а явление, существенно изменившее нашу жизнь. Совсем не далеки те времена, когда отсутствие доступа к Интернету у частного лица будет восприниматься как отсутствие телефона или телевизора сейчас. Уже становится очевидным то, что еще лет десять назад только угадывалось наиболее прозорливыми специалистами: Интернет стал самым популярным средством доставки всех информационных услуг. Под информационными услугами понимаются в первую очередь средства массовой информации (телевидение, радио, печать), телекоммуникации (почта, телефония) и доступ к базам данных и знаний (библиотеки, гуманитарная, техническая и финансовая информация). Интернет объединяет эти разобщенные источники, позволяя легко находить и быстро получать доступ к интересующей вас информации. Связь со средствами телекоммуникации обеспечивает наиболее быстрое, надежное и удобное общение. Более того, присущая Интернету интерактивность придает информационным услугам новое качество (интерактивное телевидение, интернет-телефония, IRC и т. п.). Растет и объем финансовых операций в Интернете. Подавляющее большинство крупных банков поддерживают оплату услуг и операции со счетами через Интернет.

Интернет никому не принадлежит, поскольку является объединением огромного числа независимых глобальных и корпоративных сетей. Он не имеет ни политических, ни территориальных границ. Интернет делает информацию доступной вне зависимости от того, где вы находитесь, где живете, какова ваша национальность и каких взглядов вы придерживаетесь. Разумеется, первыми оценили перспективы этой области те, кто так или иначе связан с информационными технологиями - производители компьютеров, программного обеспечения, телекоммуникационные компании. Они непременно включают в свою продукцию поддержку Интернета. Особенно очевидным проявлением этого является включение поддержки Интернета во все современные операционные системы. Не являются исключением и операционные системы корпораций Microsoft и Apple: Windows и MacOS. Для этих систем существует множество программ, позволяющих не только получать информацию из Интернета, но и публиковать ее там. Основной язык публикаций в Интернете - HTML (Hypertext Markup Language, язык разметки гипертекста). Он используется наиболее популярным сервисом Интернета - WWW (World Wide Web).

Для просмотра публикаций в WWW применяют специальные программы просмотра - браузеры (от английского browse - "просматривать"). Поддержка "перевода" электронной публикации на язык HTML стала серьезным критерием выбора при покупке программ. Существует почти неисчерпаемое, количество специализированных программ для верстки WWW-страниц - от простейших текстовых редакторов, адаптированных для удобного ввода управляющих кодов HTML, до сложнейших систем поддержки огромных сайтов со специальными средствами верстки, программирования, доступа к локальным и глобальным базам данных. Их чаще всего используют для создания публикаций, которые изначально предназначены для распространения в Интернете. Кроме того, существует большое количество публикаций, которые должны присутствовать в обеих формах - бумажной и электронной. Очень часто уже после выхода издания, отпечатанного типографским способом, появляется необходимость подготовить его для электронного распространения как через Интернет, так и на дискетах, компакт-дисках и т. п. Эта необходимость заставляет разработчиков издательских систем включать в свои продукты инструменты, позволяющие преобразовывать сверстанную публикацию в электронную форму. Последняя предполагает возможность просмотра публикации на компьютере, где не установлена издательская система, в которой она сверстана. Это требование может быть реализовано дву - мя принципиально разными способами.

Первый способ состоит в переводе макета публикации в формат HTML. В этом случае любой пользователь, располагающий программой просмотра WWW-страниц (т. е. практически любой пользователь Интернета), имеет возможность познакомиться с публикацией. Главный недостаток такого способа заключается в ограниченных возможностях описания макета средствами HTML, т. е. при преобразовании макет неминуемо будет "упрощен". Это упрощение может полностью разрушить дизайн публикации, сделав его унылым и непривлекательным. Таким образом, данный способ предполагает либо перевод достаточно простых публикаций, либо ручную "доводку" полученного макета.

Второй способ предполагает перевод публикации в специальный формат, который, позволяя использовать "электронные возможности" (гипертекст, мультимедиа и т. п.), полностью сохраняет вид макета, но требует специального средства его просмотра. В электронных публикациях данного вида также используется гипертекстовое представление материала. Недостаток такого метода очевиден - для просмотра публикации вам надо предварительно найти и установить программу просмотра. Далеко не все пользователи настолько упорны, чтобы только ради просмотра вашей публикации размером в десяток килобайтов искать и перекачивать трехмегабайтовую программу просмотра. Поэтому при представлении публикации в таком виде вы должны быть уверены, что большинство читателей, на которых вы рассчитываете, уже имеют эту программу, или при распространении прилагать ее к публикации на CD-ROM. Таких форматов существует несколько, но наиболее популярен разработанный Adobe Systems формат PDF (Portable Document Format). Пользователям PageMaker названный формат наиболее близок еще и потому, что он непосредственно им поддерживается. Кроме того, в комплект PageMaker 7.0 входят программы создания таких файлов и их просмотра, что избавляет от необходимости их покупки.

Оба эти способа можно реализовать, используя PageMaker 7.O. Более того, разработчики обратили пристальное внимание на возможность создания электронных публикаций именно в данной версии. Это заставляет и нас обсудить создание электронных публикаций средствами PageMaker самым подробным образом.

В настоящей главе рассматриваются вопросы, связанные с электронным распространением сверстанных в PageMaker публикаций:

  • Гипертекст и гипертекстовые ссылки
  • Организация гипертекста в PageMaker
  • Ссылки на ресурсы Интернета
  • Подготовка к переводу верстки в формат HTML и соответствующий фильтр экспорта
  • Отличия дизайна Web-страниц от полиграфического дизайна
  • Формат переносимых документов PDF
  • Экспорт публикации в формат PDF с помощью Adobe Acrobat
  • Особые возможности и ограничения электронных публикаций

В последнее время в условиях широкого и всепроникающего развития компьютерных технологий, электронных баз данных, Интернет все большее значение приобретают электронные научные публикации.

Электронная научная публикация

Электронная научная публикация - это способ ознакомления целевой аудитории с результатами научной деятельности путем их опубликования в электронном варианте. Любая научная работа авторского коллектива, докторантов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, соискателей, студентов и просто всех заинтересованных может быть размещена в специальных изданиях или даже за их пределами во всемирной сети Интернет, обеспечивает максимально широкий доступ к ее содержанию в всем мире, без каких-либо препятствий и ограничений во времени и пространстве.

Опубликована в электронном варианте научная работа (публикация) позволяет довести до максимально широкого круга заинтересованных пользователей последние результаты научных исследований автора, быстро популяризировать определенные научные знания и информировать максимально широкую целевую аудиторию - от специалистов и ученых к студентам и учеников. Существуют два основных способа публикации электронных научных трудов.

По первому способу в электронном варианте печатается научный труд, предварительно размещена в печатном профессиональном издании. Такие публикации в большинстве случаев осуществляют либо сами профессиональные издания (журналы, вестники, организаторы конференций), или центральные библиотеки стран. Автор научной работы в этом процессе не участвует. Например, большинство печатных специализированных изданий в области бухгалтерского учета параллельно размещают электронные варианты изданных научных статей на сайте библиотеки им. В. Вернадского. Такой вид, например имеет научная статья, размещенная на сайте библиотеки Вернадского.

Чтобы электронный вариант научной работы не влиял на распространение печатных версий журналов обычно поступают так:

1. Полнотекстовые варианты новых научных работ не публикуют в электронном варианте, а дают информацию о возможности и условиях приобретения печатного варианта.

2. Публикуют электронные варианты научных работ с опозданием, для журналов в 2-3 года.

3. Во многих случаях предоставляется адрес для связи с авторами, и тогда сам автор решает вопрос о возможности передачи электронного варианта статьи или иной научной работы.

По второму варианту научный труд (преимущественно статьи или тезисы доклада) сразу публикуются на определенном интернет-ресурсе без дублирования в печатном варианте. Такой вид, например имеют Тезисы доклада И Всеукраинской научно-практической Интернет-конференции "Проблемы и перспективы развития учета, анализа и контроля в условиях мировых интеграционных процессов".

В обоих вариантах электронные научные работы значительно повышают рейтинг автора при определении индекса цитирования по одному из описанных выше систем Интернет-наукометрии. Чтобы опубликовать научную работу в Интернет, нужно подготовить документ и выбрать место публикации.

Подготовка документа для публикации в сети Интернет

Научную работу можно опубликовать в Интернет различными способами. Можно разместить ссылку на документ на своем сайте, опубликовать в электронном журнале или в электронной библиотеке. Основные требования для публикации научной работы на определенном интернет-ресурсе всегда публикуются организаторами научных мероприятий, Интернет-конференций, интернет-симпозиумов, электронных профессиональных журналов и тому подобное. их соблюдение является обязательным, иначе научный труд, даже самой "научного качества", может быть отклонена по формальным признакам.

Однако для индексирования научной работы, повышения научного рейтинга ее автора, необходимо учитывать, что в библиографической и реферативной базе данных Scopus все научные работы хранят в формате PDF. Хотя база данных Google Scholar индексирует работы и в других, кроме PDF, форматах - HTML, PostScript, уплотненном формате PostScript (ps. Gz) и уплотненном формате PDF (pdf.gz) - рекомендуется для повышения надежности и скорости индексации также сохранять научную работу в формате PDF.

Преимуществами публикации научных работ в Интернет в формате PDF являются:

1. Совместимость. Благодаря широкому бесплатном распространению программы Adobe Acrobat Reader научные материалы, опубликованные в формате Adobe PDF, будут доступны для просмотра и печати с любого компьютера или ноутбука.

2. Целостность документа. Растровый формат PDF сохраняет документы в виде целостного изображения. Это означает, что для их отображения не нужно устанавливать дополнительные шрифты. Вы можете быть уверены, что документы на любом компьютере иметь такой же вид, как и у вас.

3. Защита данных. Выделение содержания документа курсором и копирования в буфер обмена невозможны, за некоторыми исключениями. Поэтому вы можете не бояться плагиата, даже если опубликованные документы попадут не в те руки.

Оформление метаданных

Любая поисковая система Интернет в первую очередь пытается проиндексировать работу, используя метаданные. То для упрощения рекомендовано хранить библиографические данные о научной работе в метаданных.

Метаданные - это структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей с целью их идентификации, поиска, оценки, управления ими. Например, если поисковая система «знает» о том, что "Лука Пачоли" является "изобретателем двойной записи", то она может выдать в ответ на запрос об изобретателях двойной записи веб-страницу о Луке Пачоли, даже если слова "изобретатель двойной записи" НЕ случаются на этой странице.

Для того чтобы указать метаданные, достаточно при создании PDF файла заполнить соответствующие поля в настройках документа.

Наведение правильных метаданных по научной работе может облегчить процесс индексации и повысит вероятность определения всех ссылок на эту работу.

Чтобы проверить, индексируется научная Интернет-публикация, достаточно ввести ее название в Google Академия. С индексацией в Scopus ситуация сложнее. Чтобы научная работа индексировалась в Scopus, она должна быть опубликована в одном из журналов, относящихся к их базы. База охватывает около 25048 изданий, но среди них есть только 41 украинское издание, то есть 0,16%. При этом из 41 издание активных, то есть таких, которые постоянно обновляют информацию, только 18.

Традиционный цикл информационного обмена, существовавший в течение столетий (см. рис. 1), заключается в последовательности процессов концентрации и рассеяния. Основной поток идёт по цепочке автор – издательство – библиотека – читатель .

Создание БД 10 иonline-служб добавило участников в число поставщиков информации. К авторам добавились издательства, библиотеки, организации. Распространение информации, помимо традиционного способа, стало возможно через информационные сети. Так появился уровень электронных публикаций (70-е годыXXвека). Информационные сети входили в состав издательств или распространителей БД.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века появился Internet. Удешевление и повсеместное внедрение информационного оборудования, услуг связи, а также высокая степень стандартизации форматов, протоколов передачи данных и программных средств – всё это привело к интеграции информационных сетей разной физической организации и пропускной способности в однородную среду. В этой среде взаимодействуют все «персонажи», перечисленные выше, и с течением времени «прозрачность» среды быстро растет.

Таким образом, в настоящее время наблюдается трёхслойная инфраструктура ИР 11 , в которой

    каждый последующий уровень поглощает (инкапсулирует) предшествующий в качестве потребителя-источника информации и добавляет новых участников коммуникации;

    характер коммуникации варьируется: от структурированной, но замедленной (уровень 1), до «бурного потока» (уровень 3);

    со временем происходит постепенный переход основной активности от нижних слоев к верхним 12 .

Данная картина представлена на рис. 2.

Рис. 2 Взаимодействие уровней

Библиотечная сеть РФ в рамках указанного взаимодействия выступает следующим структурным образованием.

(см. Приложение 1). Здесь взаимодействие основано на работе межбиблиотечного абонемента (МБА).

Реализованы также проекты электронного взаимодействия между библиотеками (см. Приложение 2 и Приложение 3). Создание телекоммуникационных сетей, связывающих электронные каталоги библиотек, опирается на корпоративные технологии (то, что используется в Internet&Extranet). В качестве примера такой сети может также служить Ярославская корпоративная библиотечная сеть, в которую включены ведущие библиотеки Ярославской области, Ивановской области, Костромской области.

Под электронными библиотеками понимают а) собрание электронных книг; б) электронную библиотечную систему с удобным интерфейсом для библиотекарей и читателей.

Библиотечная сеть РФ позволяет осуществлять информационный обмен между трёмя уровнями (см. рис. 2).

Европейская сеть библиотек –(europeano.net).

Портал публичных библиотек Санкт-Петербурга.

Электронная библиотека СПбГПУ (ЭБ СПбГПУ) насчитывает 12000 экземпляров.

Что касается электронных библиотек по менеджменту, то здесь интересны следующие ссылки:

    национальная электронная библиотека (http :// www . nns . ru );

    электронная библиотека для руководителей, менеджеров (http :// www . aup . ru );

    http:// www . grebennikov . ru (научно-практические статьи);

    электронная библиотека ВШМ СПбГУ http:// www . gsom . spbu . ru ;

    электронная библиотека по менеджменту http://www. menegerbook . ru ;

    электронная библиотека Самарского института управления http://www. samiu . ru ;

Вуль В.А. Электронные издания: Учебник М.-СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. 308 с. 1000 экз.

В учебном пособии «Электронные издания» рассмотрены совокупность проблем, связанных с созданием, распространением и чтением таких изданий. В частности, предложена их классификация и определено место в современной медиа-индустрии, описаны основные элементы языка HTML и его применение при создании таких изданий. Рассмотрено использование различных HTML-редакторов и специализированных программных средств создания электронных и мультимедийных изданий (MS FrontPage, Macromedia Director, DreamWeaver и Flash, а также 3D Studio MAX)

Дополнительно в учебное пособие включены разделы, связанные с публикацией и хранением электронных изданий с помощью баз данных, а также семантическим анализом, индексацией и организацией поиска и долговременного хранения электронных документов. Описаны электронные библиотеки как одно из сетевых средств распространения изданий, а также новейшие аппаратные и программные средства E-Book. Анализируются возможности использования электронных изданий в учебном процессе, включая самостоятельную работу студентов, в том числе - при дистанционном обучении.

ISBN 5-93422-015-2 © В.А. Вуль, 2001 © Н.А. Аксиненко, оформление, 2001 © Московский государственный университет, 2001 © Издательство «Петербургский институт печати», 2001

Предисловие

1. Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

1.1. Что такое «электронное издание»

1.2. Составные элементы электронного издания

1.2.1. Тексты

1.2.2. Иллюстративный материал

1.2.3. Звуковое сопровождение

1.2.4. Анимация и видео

1.3. Форматы электронных изданий

1.4. Классификация электронных изданий

1.5. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

2. Глава II. Структура и элементы гипертекстовых документов

2.1. Общая характеристика и структура HTML-документа

2.2. Тело документа и оформление его основных фрагментов

2.2.1. Тело документа

2.2.2. Теги логического форматирования текста

2.2.3. Теги физического форматирования текста

2.3. Оформление списков терминов и определений

2.3.1. Маркированные списки

2.3.2. Создание нумерованных списков

2.3.3. Списки определений

2.3.4. Многоуровневые списковые структуры

2.4. Использование графики при оформлении электронного издания

2.5. Включение в издание ссылок и комментариев

2.6. Оформление таблиц

2.7. Фреймовая структура электронного издания

2.8. HTML-формы

2.9. Понятие о динамическом HTML и его компонентах

3. глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов

3.1. Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях

3.2. Форматы представления текстовых блоков электронного издания

3.3. Форматы представления графической информации

3.4. Форматы представления аудиофайлов

3.5. Форматы представления анимации и цифрового видео

3.5.1. Анимационные GIF-файлы

3.5.2. Принципы представления цифрового видео

3.5.3. Форматы цифрового видео

4. глава IV. Средства подготовки электронных изданий

4.1. Издательские технологии и электронные издания

4.2. Подготовка гипертекстовых электронных изданий в DOC-формате

4.2.1. Подготовка изданий в редакторе MS Word 97

4.2.2. Подготовка изданий в редакторе MS Word 2000

4.3. Редактирование HTML-изданий в редакторе MS Word 97

4.3.1. Команды секции меню «Формат»

4.3.2. Команды секции меню «Вставка»

4.4. Общая характеристика типовых HTML-редакторов первой группы

4.5. Общая характеристика WYSIWYG-редактора Netscape Composer

4.6. Подготовка документов в PDF-формате

4.7. Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов

5. глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя

5.1.1. Требования к центральной части или ядру ПК

5.1.2. Мониторы и требования к ним

5.1.3. CD-ROM-накопители для работы с переносимыми изданиями

5.1.4. Другие виды оптических накопителей

5.2. Назначение и общая характеристика браузеров

5.3. Браузер MS Internet Explorer

5.3.1. Экранный интерфейс

5.3.2. Организация просмотра загруженного документа

5.3.3. Основные команды меню браузера

5.3.4. Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню

5.4. Программные средства для работы с электронными изданиями в PDF-формате

5.5. Программные средства для воспроизведения аудиофайлов

6. глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах

6.1. Общая характеристика пакета MS FrontPage 2000

6.1.1. Интерфейс пакета

6.1.2. Технология подготовки новых Web-сайтов

6.2. Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver

6.2.1. Интерфейс пакета DreamWeaver

6.2.2. Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver

6.3. Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director

6.3.1. Интерфейс пакета Macromedia Director

6.3.2. Основные окна и инспекторы пакета

6.3.3. Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием

6.4. Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash

6.4.1. Общая характеристика и интерфейс пакета

6.4.2. Основные понятия и элементы Flash-технологии

6.5. Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна

6.5.1. Другие средства проектирования Web-сайтов

6.5.2. Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3D Studio Max

7. глава VII. Организация хранения электронных изданий

7.1. Организация хранения и поиска электронных изданий

7.2. Информационное хранилище издательства

7.2.1. Требования к информационному хранилищу издательства

7.2.2. Проектирование структуры хранилища электронных изданий

7.3. Информационная структура современного издательства

7.4. Автоматизация выделения метаданных

7.4.1. Метаинформация и ее роль

7.4.2. Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий

7.4.3. Применение программ-экстракторов

7.5. Публикация содержимого баз данных на Web-страницах

7.5.1. Публикация статических Web-страниц

7.5.2. Публикация динамических Web-страниц

8. глава VIII. Распространение электронных изданий

8.1. Виртуальный мир книги и его особенности

8.1.1. Некоммерческие электронные библиотеки

8.1.2. Представительство крупных библиотек в Интернете

8.2. Электронные книжные магазины

8.3. Технология E-book и развитие электронного книгораспространения

8.3.1. Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями

8.3.2. Современное аппаратное средство E-book

8.3.3. Программные средства E-book

8.3.4. Стандарт Open E-book

8.3.5. Достоинства и недостатки технологии E-book

9. глава IX. Электронные учебники

9.1. Достоинства и недостатки электронных учебников

9.2. Структура электронного учебника

9.3. Основные принципы подготовки электронных учебников

9.3.1. Размещение информации на поверхности экрана

9.3.2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов

9.5. Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента

Библиография

Предисловие

В настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. С одной стороны, практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. С другой - тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и DVD-диски с электронными изданиями, а также музыкой и видео. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации по интра- и экстрасетям, в глобальной сети Интернет.

Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов (леса) и загрязнением окружающей среды. Электронные издания зачастую оказываются даже более функциональными. Так, справочное или учебное электронное издание позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить его мотивацию, что в конечном счете позволяет ускорить процесс восприятия и запоминания информации.

Если художественная литература преимущественно распространяется в привычной нам форме типографских изданий, то детские электронные издания уже существенно потеснили книги, так как последние не обладают многими возможностями электронных компьютерных технологий. Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего образования.

Важнейшим преимуществом электронных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Это относится не только к детским игровым изданиям, но и к любым изданиям сценарного типа. Такое издание может быть учебным, научно-популярным и даже художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, но активная роль участника. Все фрагменты электронных изданий, моделирующие процессы, могут быть построены по этому типу, т. е. читатель сам становится участником событий и в определенных рамках может влиять на их исход, что сближает процесс работы над таким изданием с деловыми играми. Естественно, что в традиционной книжной форме невозможно достигнуть такого эффекта.

Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных явлений, таких как ток и напряжение в электронных цепях, квантовое состояние атомов, их ядер и электронов, прохождение световых лучей в различных средах, включая анизотропные. Работая с соответствующими фрагментами электронного издания и самостоятельно определяя величины входных сигналов или углы падения световых лучей, пользователь чувствует себя участником происходящего компьютерного эксперимента, исследователем происходящих процессов и явлений. По нашему мнению, если такие операции выполняет студент, то они вполне могут быть названы виртуальными лабораторными работами.

В последние годы роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера непрерывно воз растает вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, т. е. достигается чрезвычайно высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно при работе с изданиями, распространяемыми по сетям. Если прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования с использованием сети Интернет и определения и оценки уровня знаний, то можно прийти к выводу, что электронный учебник преобразуется в конечном счете в постоянно развивающуюся обучающую, справочную и контролирующую уровень знаний специализированную информационную среду.

Электронные издания не только публикуются в базах данных, но и могут применяется также в виде баз данных - реферативных и библиографических. Эти два вида изданий объединяет то обстоятельство, что они предназначены для квалифицированных пользователей, среди которых присутствуют как библиографы - работники крупных библиотек, так и научные работники, скрупулезно следящие за изданиями в своей предметной области. Неудивительно, что первые электронные издания были связаны именно с этой отраслью.

База данных, в которой хранятся (или публикуются) электронные издания, поддерживает каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших - доступ читателей в публичный каталог, причем никаких специальных знаний, помимо своей предметной области, от читателей не требуется. База данных позволяет преодолеть основное ограничение в обслуживании читателей в библиотеках - она дает возможность многим пользователям использовать один и тот же материал одновременно за счет сетевой информационной структуры.

Наконец, здесь проявилось и другое очень существенное преимущество электронного издания в сравнении с любым изданием на бумаге: качество хранимого материала (текста, иллюстраций и пр.) никак не зависит от интенсивности его использования - этот материал не изнашивается и не стирается. Еще один фактор - электронное издание занимает значительно меньшие площадь и объем, что также является немаловажным экономическим фактором.

Электронные издания занимают все более заметное место в составе издательской продукции. По прогнозам к 2010 г. мировое производство печатной продукции в стоимостном отношении снизится с 60-70% до 35-50% от общего производства продукции медиа-индустрии, а производство электронных изданий в стоимостном выражении достигнет 25-30%.

Естественно, что тенденции развития издательского дела нашли свое отражение в учебном плане и Государственном обучающем стандарте по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование».

В частности, в ГОСе перечислены основные темы, которые должны быть освещены в курсе «Электронные издания», а именно:

    гипертекстовые документы, их структура и основные компоненты, языки гипертекста: HTML, Java, JavaScript;

    представление информации, форматы для текстовой, графической и звуковой информации;

    средства просмотра и подготовки электронных документов: программы-браузеры Netscape Navigator, MS Explorer, СУБД;

    подготовка электронных документов в пакете FrontPage 2000, Macromedia DreamWeaver;

    пакеты создания анимационной графики и мультимедиа Macromedia Director, Flash, Adobe Premier;

    использование современных СУБД для публикации электронных изданий.

Хотя в периодических изданиях множество материалов посвящены производству и распространению электронных изданий, в том числе и с мультимедийными компонентами, пока отсутствуют как учебные пособия, так и монографии, в которых были бы рассмотрены соответствующие проблемы. В результате в настоящее время возникла настоятельная потребность в издании учебника по дисциплине «Электронные издания».

Нами накоплен определенный опыт в чтении этого курса студентам специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Курс полностью или отдельные его разделы были прочитаны и студентам некоторых других специальностей. Опыт чтения курса «Электронные издания», длительный опыт преподавания студентам специальности 021500 различных дисциплин, основанных на компьютерных и сетевых технологиях, а также опыт научно-исследовательской и методической работы и многочисленные доклады и публикации в этой области позволили нам осветить все темы, перечисленные в ГОСе по данной специальности. Кроме того, автор счел целесообразным включить в состав учебника некоторые дополнительные разделы, такие как распространение электронных изданий и электронные учебники, а также затронуть вопросы, связанные с HTML-формами, CGI-технологиями, метаинформацией и ее использованием при поиске электронных изданий в локальных и сетевых базах данных.

Автор надеется, что учебник будет полезен не только студентам специальности 021500 в процессе изучения курса «Электронные издания», но и студентам других специальностей, изучающим гипертекстовые системы, мультимедийные базы данных, Web-дизайн, стратегии поиска и индексации электронных документов.

В первой главе будут рассмотрены в самой общей форме особенности и место электронных изданий в современной медиа-индустрии, составные элементы и форматы электронных изданий. Предпринята попытка классификации электронных изданий и показаны пути и перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

      Что такое «электронное издание»

Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гутенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Большую часть этого периода основой изготовления печатной продукции служил оригинальный металлический набор, а металлическая матрица (в заключительной части периода - стереотип) являлась информационной основой для тиражирования.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель»,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко. В большинстве отечественных издательств процесс подготовки изданий основывался на использовании «бумажных» технологий. Автор сдавал рукопись, напечатанную на пишущей машинке. В издательстве она редактировалась и в окончательном виде также перепечатывалась машинистками издательства, и этот издательский машинописный оригинал использовался в качестве основы для типографского набора.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».

Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Далее понятие «электронные издания» стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.

Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.

В последние несколько лет появились сетевые электронные издания. Большинство студентов уже знакомы с глобальной сетью Интернет и встречались с понятиями Web-сайт и Web-страница. Последняя определяется как электронная страница в соответствующем формате, а Web-сайт - это набор связанных Web-страниц, объединенных общими признаками или назначением. В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении. В качестве примера можно сослаться на сайт «Электронные каталоги Российских библиотек», верхняя часть главной страницы которого представлена на рис. 1.1.

Размер этой страницы достаточно велик, так как содержит перечень в несколько десятков библиотек с указанием тематики изданий, представленных в данной библиотеке, и особенностей поиска и извлечения информации из каталога каждой библиотеки. Если подвести указатель мыши к названию библиотеки, то он приобретет форму указателя (кисть руки с вытянутым указательным пальцем). Таким образом, название служит указателем перехода к другой странице, на которой организован поиск издания в соответствующей библиотеке. Для осуществления перехода следует щелкнуть левой кнопкой мыши по этому указателю перехода. Как создаются такие указатели и осуществляются переходы, мы рассмотрим во 2-й главе данной книги.

В описании каталога Государственной публичной научно-технической библиотеки есть ссылка на сводный каталог по научно-технической литературе, который также служит указателем перехода. Щелкнув мышью по соответствующему фрагменту текста, мы переместимся на страницы этого сводного каталога. Таким образом, с помощью электронных страниц и гиперссылок в сети Интернет создан мощный электронный справочник, заменяющий много толстых книг, содержащих соответствующие библиотечные каталоги. Причем поиск в этом справочнике производит не человек, а специальная поисковая система, которая работает во много тысяч раз быстрее и эффективней любого из нас.