Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Понятие, виды и каналы профессиональной мобильности молодых специалистов. Мобильность в контексте профессиональной деятельности Социально профессиональная мобильность

Рабочая сила в России - одна из самых образованных в мире, особенно если сравнивать ее со странами, имеющими сопоставимый уровень дохода на душу населения. Однако для того, чтобы нам в полной мере использовать этот потенциал, нужно повысить профессиональную мобильность рабочей силы. В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям. Профессиональная мобильность является, пожалуй, даже большей проблемой для России, чем географическая. В нашей стране достаточно хорошо развита система школьного и высшего образования, но не система повышения квалификации и переквалификации. В результате наш рынок труда достаточно инертен и не способствует быстрой реструктуризации экономики. Единственное исключение - это переход на работы, не требующие серьезной профессиональной подготовки, скажем, в челночную торговлю.

Повышение профессиональной мобильности необходимо России не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. Как мы уже отмечали выше, современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникает очень часто, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. В результате, даже на протяжении жизни одного поколения, могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно, и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро. Те страны, в которых профессиональная мобильность рабочей силы высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов, тогда как в более инертных странах возможны серьезные задержки и отставания в развитии в случае недостаточной мобильности трудовых ресурсов.

В качестве примера можно привести опыт штата Массачусеттс США и опыт Валонии - французской части Бельгии. В конце 60х годов, Массачусеттс столкнулся с проблемой необходимости серьезной структурной перестройки своей экономики, поскольку традиционная для этого штата отрасль - обувная, перестала быть конкурентоспособной. Эта проблема была успешно решена за счет использования научного потенциала штата, в котором находятся два ведущих американских университета - Гарвард и Массачусеттский Технологический Институт. В результате, в 90е годы Массачусеттс стал одним из наиболее успешных американских штатов, второй Силиконовой долиной, с очень высоким уровнем жизни и рекордно низким уровнем безработицы - чуть больше 1%. С подобными же проблемами в послевоенные годы столкнулась и Валония, где неконкурентоспособными стали традиционные металлургические отрасли. Однако, из-за невысокой профессиональной мобильности населения, Валония не смогла быстро перестроиться, сталкивается сейчас с серьезными экономическими проблемами и даже отстала от традиционно менее развитой голландской части Бельгии - Фландрии.

Существенный вклад в рост профессиональной мобильности внесет реализуемая в настоящее время реформа образования. Стратегия правительства вполне адекватна, Единственный недостаток стратегии реформы - ее изолированность. Необходимо увязать профессиональную мобильность с географической, например, выдавать ваучеры (ГИФО) на образование, которые работники, покидающие депрессивные регионы, могут использовать для оплаты своего переобучения. нужно только ускорить ее выполнение. В данном вопросе промедление смерти подобно - Россия может оказаться по ту сторону расширяющегося цифрового водораздела. Главное - это изменить восприятие образования как отрасли социальной сферы и рассматривать ее как отрасль производства знаний . Конечно, образование - необычная отрасль, в ней существенна экономия от масштаба и специализации, ее продукт характеризуется внешними эффектами, в ней крайне важна сертификация качества. Поэтому образование необходимо регулировать, но именно как производственную отрасль: налогами, мониторингом качества, контролем над консолидацией и обеспечением разумной конкуренции, обеспечением равных прав всех образовательных предприятий независимо от источника финансирования и формы собственности, введением современных структур корпоративного управления в государственных учебных заведениях.

Профессиональная мобильность должна иметь серьезную информационную поддержку, а значит, опираться на информационную мобильность. Обеспечение широкого доступа к интернету существенно изменит спрос на образовательные услуги: люди будут более полно представлять себе свои возможности и потребности. Развитие географической мобильности сделает профессиональную мобильность более эффективной (так как промышленность географически концентрированна, получение образования и смена специальности очень часто сопряжены с переездом). Именно недостатком информационной и профессиональной мобильности объясняется в первую очередь то, что, несмотря на сильную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок. В развитых странах, каждый дополнительный год образования дает при прочих равных увеличение зарплаты на 10% (США), в успешных переходных экономиках (Чехия) этот показатель после падения в начале реформ уже увеличился до 7% и продолжает расти. В России он по-прежнему остается на уровне 4%. Однако, одной только мобильности трудовых ресурсов недостаточно - трудовая мобильность должна опираться на корпоративную мобильность и мобильность капитала.

  1. Профессиональное и психологическое развитие личности студентов

    Дипломная работа >> Психология

    Этой деятельности. Профессиональная мобильность . Мы различаем горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность . Под горизонтальной профессиональной мобильностью мы понимаем...

  2. Профессиональная ориентация как социальная технология на рынке труда

    Курсовая работа >> Социология

    Рынка труда понимают сочетание территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. Под действием исторических... труда молодежи отличается большой мобильностью , сравнительно невысоким профессионально квалификационным уровнем, довольно частой...

  3. Профессиональное ориентация и профессиональное обучение безработных в службе занятости

    Дипломная работа >> Государство и право

    2006гг. Эта программа предполагала восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности высвобождаемых работников, безработных... ресурсов, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности . В социальном аспекте – повышение...

  4. Профессиональное развитие

    Реферат >> Менеджмент

    13 14 Образцы карьеры и профессиональная мобильность . 15 Профессиональное обучение. 17 Заключение. 21 Введение... личностной активности и оживлению профессиональных интересов. Образцы карьеры и профессиональная мобильность . Нет оснований утверждать, что...

  5. Педагогические науки/4

    Нужнова С. В.

    Троицкий филиал Челябинского государственного университета

    Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

    Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

    Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

    Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Д. В. Чернилевский, указывая на необходимость замены, при определении профессиональной мобильности, понятий о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, предлагает заменить их более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

    Возникает закономерный вопрос, что же лежит в основе этого многогранного понятия? Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии .

    По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс , А. Шелтон ) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

    В настоящее время Российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив её понятием ключевых компетенций. Э. Ф. Зеер в своих работах обосновал профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста. На основе этих исследований определил структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста и ключевых компетенций характеризующих межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

    Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного . Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко ) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

    Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность – это интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию , установки на оптимистическое восприятие действительности, смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность , дивиргентность , критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний.

    При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебно – профессиональной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими , умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

    Название

    Адрес получателя

    e -mail

    Дата платежа и платежное поручение

    Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

    Педагогические

    н ауки / 4.

    Проблема подготовки специалистов

    Legneva _nv @mail .ru

    4.04. 2005 г. п п 0090

    Нужнова С. В.

    ул.Р азина 33 кв.21

    г.Т роицк

    Конспект урока: «Социально-профессиональная мобильность »

    Тип урока : изучения нового материала

    Вид урока : лекция с элементами беседы

    . Цели урока:

    Личностные:

      Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

      Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

      Формировать ценностные ориентиры учащихся.

    Метапредметные:

      Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

      Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

      Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

      Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

      Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

    Предметные:

      Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.

    Методы и приёмы:

      элементы проблемного обучения,

      беседа с элементами дискуссии,

      исследовательская работа с документами, анализ документов,

      использование информационной технологии.

    Основные понятия, изучаемые на уроке:

      социальная и профессиональная мобильность

    • сословия,

      каналы социальной и профессиональной мобильности,

      маргиналы.

    Оборудование урока:

    План урока:

    1.Организационый момент(10 мин).

      Актуализация знаний

      Постановка проблемы

      Сообщение новой темы, цели и плана урока

    2. Изучение нового материала - (15 мин), (беседа, проблемный метод, исследовательская работа, анализ документов)

    3. Закрепление нового материала - (12 мин), (информационные технологии)

    Выполнение заданий:

      Разминка,

      « Встречают по одёжке…»,

      Задание на определение титулов,

      Просмотр фрагмента мультфильма «Чиполлино»,

      « Старые песни о главном…»,

      Решение задачи.

    4. Подведение итогов работы на урока. Рефлексия (5мин).

    9. Домашнее задание(3 мин).

    Ход урока

      Организационный момент.

    На прошлом занятии мы с вами изучили п рофессиональное разделение труда, многообразие и непрерывность процесса разделения труда, термины профессия, специальность, квалификация. А сегодняшний урок я хочу начать с просмотра фрагмента мультфильма.

      Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

      О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

      Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

      Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

      Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

      Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

    Сегодня нам предстоит познакомиться с такими понятиями, как социально-профессиональная мобильность, способность к перемене труда, социально-профессиональные перемещения

    2.Изучение нового материала.

    На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием.

    Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

    В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

    Само слово стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere . Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

    Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

      Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

      Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

      Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

      Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

      Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

      Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

      Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

      Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

      Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

    Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

    Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

      Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

    Обращение к учащимся.

      Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2026 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

      А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

      А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

    Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Статус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

    Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.

    Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.

    Рабочий классразвитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.

    Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.

    Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo - край.

    Сущность социальной мобильности

    Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

    Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

    Социальная мобильность - это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

    1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

    Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак

    2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

    Исторические типы стратификации

    Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

    Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей. В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко. Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.

    На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает род, “чистый род” – т. е. наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств, но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырех сословий - варн - в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Для 2-й касты в научной литературе принято индийское название кшатрии, для 3-й – вайшии.

    Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился. Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст. В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.

    Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, "заступаться перед богом" за грешников. Все феодалы, кроме церковных, составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, т.е. прав, которые принадлежали только им. К так называемому "третьему сословию" относились слуги, свободные крестьяне, богатые горожане, торговцы, ремесленники, художники.

    Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие?

    Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.

    Класс, классификация - группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Классы - «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

    Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.

    Анализ документов № 1 и №2.

    1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

    “…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г /

    2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

    “Классы – это большие группы людей, которые различаются:

      по месту в исторически определенной системе общественного производства;

      по отношению к средствам производства;

      по роли в общественной организации труда;

      а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/

    Вопросы к документам:

      Что объединяет эти документы?

      Выделите понятия, содержащиеся в документах.

      На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

    Работа над определением “страта” и анализ документа № 3

    Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

      Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

      Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

      Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

      Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

      Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

      Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

    Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

    Закрепление нового материала:

    Слайды презентации

    1.Разминка:

      Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?

      Браки между представителями разных классов возможны?

      А переход из одного класса в другой?

      Назовите высшие сословия феодального общества?

      Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?

    Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»

      Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.

      Стабильность обществу придает средний или высший класс?

      Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?

      Что появилось раньше сословия или касты?

      Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

    2.« Встречают по одёжке…»

    У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

    Слайды презентации

    3.Определите титул следующих известных в России политических фигур.

    А. Суворов _______________ А. Невский _______________

    Александр I _______________ М. Кутузов _______________

    И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________

    Л. Толстой _______________

    4.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.

      Как в сказке показана стратификация общества?

    Слайды презентации

    5.Старые песни” о социальном.

    Знаю милый, знаю, что с тобой.
    Потерял себя ты, потерял.
    Ты покинул берег свой родной,
    А к другому, так и не пристал.

    Я начал жизнь в трущобах городских,
    И добрых слов я не слыхал.
    Когда ласкали вы детей своих,
    Я есть просил, я замерзал.
    О, увидав меня, не прячьте взгляд,
    Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

      Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?

    По диким степям Забайкалья,
    Где золото моют в горах,
    Бродяга, судьбу проклиная,
    Плетется с сумой на плечах.

      Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.

    6.Решение задачи Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть, и верхушка (элита).

    Задание . Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс, 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

    Подведение итогов урока.

    Самооценка студентами своей работы на уроке.

    Рефлексия:

    Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

    Какой этап урока понравился и почему?

    На каком этапе было труднее всего работать и почему?

    Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

      Домашнее задание. Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

      Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».

    Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

    Форма социальной мобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии.

    В понятии «Профессиональная мобильность» различают объективную, субъективную и характерологическую стороны.

    Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.

    Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.

    С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность.

    Профессиональная мобильность - изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую. Различают: - вертикальную профессиональную мобильность - перемещения вверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре; и - горизонтальную профессиональную мобильность - перемещения без качественного изменения профессии и квалификации.

    13. Профессионально-квалификационная мобильность кадров

    Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков.

    Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

    Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик:

      способности,

      мотивации

      свойства персонала.

    Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

    СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

    Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность работников явились работы П. Сорокина, Э.Дюркгейма, М. Вебера в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А. Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.

    Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность как предмет социальной стратификации советского общества. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда. В работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова были освещены такие проблемы как профессиональное самоопределение выпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации. Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельности детально проработаны в исследованиях Е.А. Климова. Последние десятилетия ознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальных явлений в том числе и к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, этому посвящены работы В.М. Розина, Н.Г. Багдосарьян. В работах О.А. Иконникова, А.Г. Здравомыслова проведен анализ основных проблем высшего профессионального образования в контексте социологической парадигмы.

    Социальная мобильность как перемещение индивидов, социальных групп определяется в работах С.Э. Крапивенского, С.С. Фролова, Ю.А. Карповой, А.А. Гераськовой, Л.В. Кансузян. "Культурная мобильность", "социокультурная мобильность" стали предметом исследований П.К. Анохина, И.В. Василенко, Г.Б. Кораблева. Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О.М. Дудиной, П.М. Ратниковой, Ю.И. Калиновского, Н.И. Томина, О.В. Амосовой. Изучены и описаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека в исследованиях Н.Ф. Хорошко. А.Т.Коньков разделяет профессиональную мобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амирова и З. Багишев рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования.

    Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер. Дуальность такой категории как "мобильность" характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, проявлятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

    Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как "социальная мобильность", "социокультурная мобильность", "академическая и образовательная мобильность", отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности. Мы считаем, что такое понятие как "профессиональная мобильность специалиста" определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а так же способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

    Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, необходимо отметить тот факт, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус. Профессиональный статус индивида представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Сформировать в адаптационной вузовской среде социальную компетентность и помочь выпускнику в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса возможно при условии включения в образовательный процесс информационных, коммуникационных, организационных компонентов. В связи с этим можно выделить основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов способных легко обучатся, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения. Во вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

    Одним из направлений развития современной науки выступает изучение возможностей компетентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения. Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь на компетентностный подход, мы можем подставить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развития определенных компетенций.

    Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.

    Образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.

    Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

    Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.

    Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.

    Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний, движение в направление единства понимания всех сторон жизни на Земле) А. Кочеткова выделила два мегатренда в условиях действия которых, и происходит данное развитие. Первый связан с перемещением мировых процессов в сторону хаоса, что детерминирует становление новых семантических основ жизнедеятельности человека. Второй характеризуется отказом от технократического восприятия протекающих перемен, стремлением к гармоничному постижению происходящего. Именно эти тенденции и привели к тому, что устоявшиеся требования к качеству специалиста не соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности. Творчество становится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е. способности, знания и навыки, залаженные в человеке приобретают иное более важное значение, определяющее место современного специалиста в развитии страны, общества. Соответственно изменяются требования к качеству образования, среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка должна быть изоморфна среде, в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Таким образом, происходит смена модели образования основанной на трансляции знаний на модель образования "ориентированную на трансляцию принципов работы в условиях ученого незнания" , что в наибольшей степени связано со становлением личности современного специалиста. Современный человек живет и действует в среде с высокой степенью "турбулентности", что определяет уровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно в таких условиях специалист, эффективно действующий должен обладать рядом качестве, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренний среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в "турбулентной среде" характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

    Непрерывность и скачкообразность характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, именно они и оказывают сильное влияние на людей. Это обусловливает процесс разделения людей на тех: кто обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации; кто не способен к адаптации и не может противостоять переменам; кто способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее; кто способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению. Поэтому мы можем сделать вывод, что современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и быть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Таким образом, мы видим, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам. Именно от степени готовности специалиста к переменам он принимает решения о смене места работы, профессии, образования и т.д. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение о его изменении или об отказе от какой-то его части. "Желание измениться" означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова , активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели.

    Проблема активности личности рассматривается как проблема биологическая и социальная. Интерес к человеку как активно действующему субъекту исторического процесса возрастает по мере того, как под влиянием общественных отношений формируется понятие личность. Проблема активности в русской психологии рассматривается в трудах Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, А.И. Введенского, И.И. Лапшина. Они определяют активность как внутренне замкнутое свойство духа.

    Представители "эмпирической психологии" пытались отойти от всякой философии, но при этом не смогли уйти от дуалистических, а порой и идеалистических философских концепций. Г.И. Челпанов связывал активность с внутренним строением сознания. У В.Я. Нечаева активность это умение сохранить свою личность. Для нашего исследования важным является то, что ученые рассматривали активность как меру устойчивости личности к влиянию среды и ее воздействия на эту среду, хотя эта мера сводилась к потенциям индивида биологического характера.

    В 20-30-ые годы ХХ века В.М. Бехтерев создает социально-психологическую концепцию активности. Изучая активность в социальном плане, он признавал ее направленность на изменение жизни общества, однако при этом произошел перенос биологических понятий в социологию, была сделана попытка, рассмотреть общество как совокупность "физиологических энергетических машин". П.П. Блонский наряду с физиологическим обоснованием активности трактовал ее и в аспекте решения задач воспитания личности. "Воспитать человека, который бы действовал не как "безупречный автомат", но активное существо, действия которого исходят из него самого".

    В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную. Она определяется, по мнению ученого не созреванием тех или иных функций, а усвоением в ходе онтогенетического развития определенных форм социального опыта, созданной человечеством культуры. Понятие установки как состояния готовности к определенной активности ввел Д.И. Узнадзе. По отношению к процессам осознания и поведения установка первична и она определяет протекание процессов сознания. Установка выражает готовность к совершенствованию процесса, направленного на удовлетворение потребности. Она отражает окружающую действительность и при изменении этой действительности способна пластически меняться. В связи с этим установка способна обеспечить выполнение действий в связи с изменяющимися условиями. Наличие потребности и ситуации выступают необходимым условием для функционирования установки. Особой формой психической активности, присущей человеку как социальному существу, по мнению Д.И. Узнадзе выступает уровень объективизации. Человек как социальное существо живет и действует не только для себя, но и для другого, т.е. его бытие переходит за границы собственного существования и становится действительностью для другого. А установка есть связующее звено между сознанием и деятельностью .

    Считая, что деятельность может быть активной и пассивной, Н.Ф. Добрынин разделил понятие "активность" и "деятельность" и выдвигает принцип активности как методологический принцип психологии. Активные действия, по мнению ученого, направлены на изменение действительности, а жизнь и активность начинается с возникновения потребностей и интересов, которые связаны с убеждениями. "Убеждения, опирающиеся на мировоззрение, отражаются на всей деятельности личности и являются самой большой силой вызывающей активность сознания". Таким образом, активность возникает как результат проявления потребностей, интересов, убеждений и выражает значимость для личности тех или иных объектов, а одним из механизмов ее возникновения выступает переход общественной значимости в личную. Деятельность как специфическую форму активности рассматривает в своих трудах С.Л. Рубинштейн. "Человек – не пассивное, лишь созерцательное существо, а существо действенное, поэтому изучать его нужно в действии, в свойственной ему активности". "Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности - пишет С.Л. Рубинштейн, - заключается в утверждение их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее активного выполнения" .

    Проявлением социальной активности не всегда можно считать активную деятельность. В основе социальной активности как качестве личности лежат общественные интересы, а ее признаками как считают В.А. Якуба и А.И. Андрющенко, является многообразие связей субъекта социальных отношений и творческий характер действия, направленного на реализацию общественных интересов. Общественная активность включает в себя отношение человека к миру социальных ценностей, выражающееся в конкретной деятельности, критерий ее уровня представляет собой комплекс объективных и субъективных моменты, характеризует особенности деятельности (направленность, результативность) и внутренне показатели деятельности.

    Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности. Активность личности закладывается в "фундамент" личности на ранних этапа жизни и корректируется, направляется на протяжении всей сознательной деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются "внутренние условия". А.Н. Леонтьев пишет, что "активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека" . Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку "обстоятельств и самого себя". Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим "переправление" внешних требований во внутренние.

    Человек выступает, как субъект исторического процесса утверждают Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. "Всякое проявление жизни" есть проявление и утверждение общественной жизни – это утверждение конечный вывод и ведущая посылка в анализе подходов к изучению человеческой активности (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев).

    Для нашего исследования значительный интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что "Социальная активность – высшая форма человеческой активности. Она проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее". Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о самодеятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только сознательно и это есть акт его самодеятельности, то активность личности есть основа проявления мобильности. В.В. Водзинская считает, что не всякая деятельность есть проявление активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. А профессиональная мобильность реализуется личностью только по ее собственному стремлению и интересам, то соответственно проявление мобильности личности есть всегда проявление ее активности.

    И.Н. Пашковская исследуя предпосылки формирования активного типа личности педагога считает, что социально-профессиональная активность, являясь прерогативой только сознательной личности, поскольку является мерой сознательности личности и ее ответственности перед обществом. Профессиональная активность – социальная по своей сущности и к этому еще и протекает в рамках социальной системы, следовательно, формы ее проявления, цели, особенности порождены обществом, социальной средой в которой формируется личность.