Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Презентация деревянное зодчество. Русское деревянное зодчество Гладков С.А

«Деревянное зодчество Руси» – презентация, которая познакомит с историей и многообразными типами древнерусских деревянных построек. Эта работа является логическим завершением серии презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству .

Деревянное зодчество Руси

«Деревянная Русь:
колокольни шатровые,
Колыханье лесов,

деревеньки в снегу,
Вой метельных ветров

да закаты багровые,
И дрожанье ракит

на речном берегу».

Любовь Полякова

Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.

Русская деревня

Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.

Но все деревни так умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её продолжением. Русские мастера умели использовать особенности ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.

Русская деревня. Художник Ярцев

Восьмое чудо света

К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.

Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

К концу 18 века по приказу императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция

Деревянная сказка

Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.

«Купола, купола, купола … Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате полыхают торжественным багрянцем … Один ярус, другой, третий, четвёртый … Всё выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду». Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная

Поселение.
Свои поселения древние славяне строили по берегам рек и огораживали их частоколом. Состояли первые поселения из 3-5 домов. На севере поселения были землянки или полуземлянки, на юге избы.

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества. Жилища Древней Руси, при изобилии лесу, были сплошь деревянные, начиная от хижины бедного селянина до палат княжеских.

Землянка и полуземлянка.
Уже в глубокой древности человек стремиться построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды и соорудить очаг. У славян издавна были распространены земляные и полуземляные жилища.

Стены в них были из дерева. Их выкладывали по бокам земляной ямы. Пол делали из глины. Вход с земляными ступенями всегда с южной стороны. Крыша двускатная. Ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли. Толстым слоем земли присыпали стены. Земля сохраняла в доме тепло и оберегала от пожаров. Землянка была без окон, а дым от печи выходил через дверь.

Изба.
Основой русского жилья послужил бревенчатый квадратный сруб, или так называемая "клеть"; а когда эта клеть снабжалась очагом или печью, то называлась "истопка" или "изба".Состояла она из 1 утепленной комнаты и сеней. Изба имела одну дверь и маленькое оконце(20 на 40см), которое закрывалось дощечкой. Оно служило для проветривания. Крыши 1-ых наземных жилищ были крыты соломой.

Очаг.
Главное место в доме занимала печь, потому что она давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки.

Каждый хозяин украшал свое жилище, делал ажурные ставни, наличники, крыльцо, на крыше помещал резного конька. Все эти украшения охраняли жилище от злых духов.

Разумеется, чем зажиточнее был хозяин, тем просторнее его двор и сложнее его хоромы; они заключали по нескольку сеней, клетей и теремов. Отличительной принадлежностью княжих хором служили просторные сени или столовая комната, в которой князья проводили время с своей дружиной в совете и пирах;

были особые клети для пребывания очередных гридей, или дружинников, охранявших князя; такие клети назывались "гридницей".

Княжеский терем.
Терема княжеские украшались резными карнизами, расписывались внутри и снаружи разноцветными красками. Наверху вдоль кнеса, по-видимому, шел гребень, расписанный разными узорами с позолотой; а может быть, позолотой украшался потолок; по крайней мере название терема "златоверхим" встречается и в народных песнях, и в "Слове о полку Игореве".

Терем(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий». В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем. Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками

Горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба. Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. Их улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русское деревянное зодчество Презентация учителя МОУ Милютинской СОШ Хижняк Анны Викторовны 2010год

Цель урока: - изучить особенности русского деревянного зодчества; - понять роль, значение храмов в жизни русского народа.

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием, отсутствие крепостничества, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

В соответствии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большего, центрального – для самой церкви и двух меньших для притвора – сеней на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой тип храма носил название клетского.

Время сохранило лишь несколько древнейших клетских церквей. Одна из них – церковь Лазаря из Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера (ныне – в музее «Кижи»), срубленная в XVI веке. Небольшая по размеру (длина 9 метров, ширина 4 метра, высота 5,5 м), она состоит из двух рубленых клетей (церкви и алтаря) и тесовых сеней. Точность пропорций и пластичность ставят эту небольшую церковь в ряд шедевров деревянного зодчества. Церковь Лазаря из Муромского монастыря.

Церковь Ризположения из села Бородава Вологодской области

К клетскому типу церквей относится также церковь на сваях-столбах из села Спас – Вёжи Костромской области, срубленная в 1628 году (ныне в музее деревянного зодчества на территории Ипатьевского монастыря под Костромой). Церковь из села Спас – Вёжи Костромской области.

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен. Так появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах». Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году.

С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился восьмерик. Такое решение имеет Успенская церковь в селе Варзуга (1674 г.) на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники. Внизу с трех сторон к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами. От нее взгляд бежит по ступеням – ярусам бочек-кокошников, подхватывается вертикалью шатра и устремляется вверх, к Богу. Успенская церковь в селе Варзуга.

Выдающимся архитектурным произведением прионежской школы является Успенская церковь в селе Кондопога Карелии (1774 г.). Этот храм был памятником погибшим во время Кижского восстания (1769-1771 гг.). Высокий четверик на подклети завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала, и перекрыт шатром. Успенская церковь в селе Кондопога Карелии.

С конца XVII века начали строиться многошатровые храмы. Это придало им еще большую живописность и выразительность. Успенский собор, поставленный в честь победы над шведами в 1714-1717 гг., состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой в два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы подхватывают стремление вверх, служат как бы ступенькой на пути к небу, к Богу. Успенский собор (г.Кемь).

В XVII веке появилась еще одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами. Вознесенская церковь из села Кушерека

Троицкая церковь в селе Ненокса

В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга. Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области).

Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии) – одного из древнейших поселений Заонежья. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы. Покровская церковь б. Кижского погоста

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры.

Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры. Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.


Cлайд 1

Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.

Cлайд 2

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.

Cлайд 3

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.

Cлайд 4

Cлайд 5

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.

Cлайд 6

Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.

Слайд 2

В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Слайд 3

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

Слайд 4

Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли.

Слайд 9

Слайд 10

Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

Слайд 11

Посмотреть все слайды