Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства
Термины, характеризующие работу транспорта
Грузооборот
Каботаж
Фрахт
Пассажирооборот
Динамика мировой транспортной сети
Виды транспорта
Длина сети, тыс. км
1950 г.
Железные дороги,
в т. ч. электрифицированные
1995 г.
2012 г.
Автомобильные дороги,
в т. ч. усовершенствованные
Судоходные реки и каналы
Нефтепроводы
Газопроводы
Воздушные пути
Структура Мирового грузо- и пассажирооборта
ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ
ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ
Транспорт и научно-технический
прогресс
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мировая транспортная система
М ИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!
По уровню развития мировую транспортную систему можно разделить на две части:
Транспорт в экономически развитых странах:
Транспорт в развивающихся странах – отстающая отрасль экономики, характерны черты:
а) высокий технический уровень;
а) несформированность транспортных систем;
б) взаимодействие подотраслей;
б) преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина;
в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), подвижность населения самые высокие;
речного - страны тропической Африки;
в)транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой;
г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети
г) для перемещения грузов еще широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.
Воздушный (самолетный, вертолетный)
Водный (морской, речной)
Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный)
Структура мирового грузо- и пассажирооборота
Виды транспорта
Грузооборот, %
Железнодорожный
Пассажирооборот, %
Автомобильный
Трубопроводный
Внутренний водный
Воздушный
Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 700 млн. автомобилей, 80 тыс. морских судов, 15 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
ТРУБОПРОВОДНЫЙ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
Страны лидеры по протяженности
автомобильных дорог:
- США; Япония;
- Индия; Китай.
- Бразилия;
Удельный вес железнодорожной системы
СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ
Самые скоростные поезда-экспрессы ходят на линиях:
- Париж - Бордо (Франция) экспресс «Мистраль» (длина линии 540 км) перевозит пассажиров за 2 час 10 мин.
Париж - Лондон экспресс перевозит пассажиров под проливом Па-де-Кале со скоростью 250 км/ч
- Токио - Осака (Япония) экспресс «Хикари» (длина линии 515 км) перевозит пассажиров за 2 часа 15 мин.
Поезд-экспресс
«Лондон - Париж»
Железнодорожный туннель под
проливом Па-де-Кале (Франция -
Великобритания)
СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ
Начата подготовка к строительству Азиатско-Тихоокеанской ж/д
магистрали: Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под
Беринговым проливом - Ванкувер - Сан-Франциско.
Трубопроводный транспорт
ТРУБОПРОВОДНЫЙ
Получил развитие благодаря росту
добычи нефти и газа и территориальному
разрыву между районами добычи и пот-
ребления.
(Первый нефтепровод был построен в
США в 1865 г. длиною 6 км.)
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ
НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:
1. США (760 тыс. км)
2. Россия (230 тыс. км)
3. Канада (150 тыс. км)
4. Страны Ближнего Востока
5. ФРГ
6. Франция
Самые мощные в мире магистральные
нефте- и газопроводы находятся в СНГ:
- «Дружба»
- «Сияние Севера»
- «Союз»
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ
ПО МОРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ:
- Панама
- Либерия
- Япония
- Греция
- Норвегия
- Великобритания
- Италия
- Швеция
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Дунай
Рейн
Эльба
Одра
Дунай
Обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран
РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ
Крупные международные речные артерии Европы:
Но осуществляет и международные перевозки
Система Великих американских озёр и
глубоководный путь реки Святого Лав-
рентия (США, Канада)
Морские корабли проходят несколько шлюзов, когда поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным ка-
налам. Океанические лайнеры могут доплыть из Атлантики до всех промышленных центров в райо-не Великих озер.
- каботаж
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
ДОЛЯ РЕГИОНОВ МИРА В
АВИА ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКЕ
Страны-лидеры по
воздушным перевозкам:
2. Великобритания
5. Франция
Крупнейшие аэропорты мира:
1. О, Хэйр (Чикаго)
2. Лос-Анджелес
3. Нью-Йорк
4. Хитроу (Лондон)
5. Фракфурт-на-Майне
Количество пользователей Интернета
Россия на 43 месте в мире по количеству пользователей
Воздействие НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.
- Увеличение пропускной способности транспортных путей. Появление новых транспортных средств.
- Увеличение вместимости и скорости передвижения.
- Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.
- Контейнеризация (от англ. contain - вмещать) - перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.
Раскрыть следующие вопросы :
- Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?
- По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите размещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните различные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перевозит морской транспорт? Чем это объяснить?
Темой видеоурока является «География мирового транспорта». Благодаря этому уроку вы получите большое количество интересных сведений о видах транспорта, его работе, характеристиках и географических особенностях. В уроке подробно охарактеризованы основные параметры мировой транспортной системы, ее проблемы и перспективы развития.
Тема: География отраслей мирового хозяйства
Урок: География мирового транспорта
Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на , географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию.
Мировая транспортная система - совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог - 24 млн км, железнодорожных путей - 1,25 млн км, трубопроводов - 1,9 млн км, воздушных путей - 9,5 млн км, речных - 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.
В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.
Виды транспорта по географическим сферам применения:
1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).
2. Водный (морской, речной).
3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт - самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.
Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.
Автомобилизация населения стран мира
(по данным аналитического агентства Автостат)
Место |
Страна |
Авто/1000 чел. |
|
Лихтенштейн |
|||
Исландия |
|||
Люксембург |
|||
Австралия |
|||
Новая Зеландия |
|||
Рис. 1. Карта уровня автомобилизации
Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.
В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.
Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.
Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.
Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.
Рекорды скорости на рельсах
Тайвань: Тайбэй - Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) - до 300 км/ч.
Китай: Ухань - Гуанчжоу - до 350 км/ч.
Япония: Токио - Осака - до 276 км/ч (план Токио - Нагоя - до 500 км/ч).
Южная Корея: Сеул - Тэджон (Daejon) - до 430 км/ч.
Франция: Париж - Страсбург - до 350 км/ч.
Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) - Кельн, Мюнхен - Нюрнберг - до 320 км/ч.
Италия: Рим - Неаполь - до 300 км/ч.
Испания: Мадрид - Барселона - до 350 км/ч.
Великобритания - Бельгия: Лондон - Брюссель - до 300 км/ч.
Рис. 2. Скоростной поезд «Сапсан»
В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул - Ташкент - Пекин, Сингапур - Бангкок - Пекин, Пекин - Якутск, Ванкувер - Сан-Франциско.
Трубопроводный транспорт получил свое развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа. Самый длинный трубопровод - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» длиной 4700 км.
Страны-лидеры по протяженности трубопроводного транспорта: США, Россия, Канада.
Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.
Грузовместимость - общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.
Грузоподъемность - масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.
Страны-лидеры по тоннажу флота: Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.
Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира: Шанхай, Сингапур, Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь, Дубай, Роттердам.
Рис. 3. Порт Шанхая
Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.
Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.
Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
Страны-лидеры по количеству перевезенных пассажиров воздушными видами транспорта: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Россия.
Крупнейшие аэропорты мира по пассажирообороту
(по данным aci.aero, guardian.co.uk)
Место |
Страна |
Аэропорт |
Местоположение |
Пассажирооборот тыс. пассажиров |
Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта |
||||
Международный аэропорт Пекин Столичный |
||||
Лондонский аэропорт Хитроу |
||||
Международный аэропорт О"Хара |
||||
Международный аэропорт Токио |
||||
Международный аэропорт Лос-Анджелеса |
Лос-Анджелес |
|||
Международный аэропорт имени Шарля де Голля |
||||
Международный аэропорт Даллас-Форт Уорт |
||||
Аэропорт Франкфурт |
Франкфурт-на-Майне |
|||
Международный аэропорт Гонконга |
Крупнейшие авиакомпании мира
(по
данным
WATS Scheduled Passengers Carried)
Место |
Авиакомпания |
2010 (тыс. человек) |
Delta Air Lines |
||
United Airlines |
||
Southwest Airlines |
||
American Airlines |
||
China Southern Airlines |
||
China Eastern Airlines |
||
2. Федеральный портал Российское Образование (). 5. Министерство транспорта Российской Федерации (). |
Цель: Продолжить формировать навыки использования информационных технологий на уроках географии Задачи: 1. Познакомить с особенностями транспорта мира в эпоху научно – технической революции; 2. Развивать умение систематизировать информацию, анализировать, выделять существенное в изучаемом материале; 3. Содействовать экономическому, экологическому воспитанию.
Содержание I. Введение. II. Транспорт мира в эпоху НТР. 1. Показатели работы транспорта. 2. Виды транспорта. 3. Транспортные узлы. III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР.
Введение НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества. Транспорт – одна из ведущих отраслей экономики любой страны.
Значение транспорта: является основой географического разделения труда; география транспорта влияет на размещение отраслей промышленности; является связующим звеном между потребителем и производителем.
II. 1. Показатели работы транспорта Грузооборот. Фрахт (плата за перевозку). Каботаж (судоходство между портами одной страны). Грузоподъемность. Воздушная трасса (авиалиния)
Влияние НТР на транспорт увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости.
Изменение структуры грузооборота Виды транспорта 1980 1990 2008 Автомобильный 7, 5 8 8, 3 Нефтяной трубопроводный 3, 1 5 7, 2 Газопроводный 1, 1 2, 3 3, 6 Морской 51, 9 62, 7 62, 8
Влияние НТР на железнодорожный транспорт - электрификация железных дорог; появление поездов на воздушной подушке; магнитной подвеске; рост протяженности электрифицированных ж/д; увеличение пассажирооборота.
Скоростной железнодорожный транспорт (примеры) Великобритания: линия Лондон-Глазго – 300 км/ч; 2. Франция: линия Париж-Леон – 380 км/ч; 3. Япония: линия Токио-Осако – 250 км/ч. 1.
Влияние НТР на автомобильный транспорт появление электромобилей; изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле); рост протяженности автодорог с твердым покрытием; увеличение грузооборота на 8%;
увеличение пассажирооборота на 80%; увеличение автопарка (США – 210 млн. , Япония 45 млн. , Россия 18 млн.); создание газотурбинных и роторнопоршневых двигателей. увеличение скоростных характеристик; повышение грузоподъемности грузовых автомобилей.
Влияние НТР на водный транспорт Суда на подводных крыльях; Суда на воздушной подушке; Балкеры; Ролкеры; Лихтеровозы; Увеличение грузооборота в 8 раз; Контейнеризация.
Воздушный транспорт Занимает III место в пассажирообороте мира. Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Даллас, Атланта, Хитроу. Основное назначение – перевозка пассажиров.
Влияние НТР на воздушный транспорт Сверхзвуковые пассажирские самолеты; 2. Повышение грузоподъемности; 3. Увеличение пассажирооборота в 74 раза. 1.
II. 3. Транспортные узлы – это пересечение сети путей сообщения. Назначение транспортных узлов: регулировка транспортных потоков регионов, в которых они находятся; - сортировка грузов; - Предоставление пассажирам возможности пересадки и отъезда в нужном направлении. -
Мировое значение транспортных узлов Они располагаются на берегах (Роттердам в Нидерландах). Могут специализироваться на одном виде транспорта (город-аэропорт Шенков в Ирландии). Могут служить для пересадки пассажиров – курортников (Минеральные воды в России). Используются для перевалки определенного вида груза (лесопромышленные пристани на реках севера европейской части России).
III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР. Во многих странах применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами: - уменьшение доли свинца в автомобильном бензине; - использование электромобилей, водородного топлива; - газового топлива; - поездов на воздушной подушке.
Слайд 2
Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.
Слайд 3
Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров. По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ, автомобильный парк России к началу 2000 года составил 27,06 млн транспортных средств.
Слайд 4
Преимущества и недостатки Преимущества: Быстрое передвижение из одной точки окрестности в другую. Недостатки: Автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд долларов США, или примерно 1,5 % валового национального продукта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств составили 12 190,7 тыс. тонн. Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.
Слайд 5
В структуре объема коммерческих перевозок грузов преобладает доля автомобильного транспорта – это порядка 53%.
Слайд 6
Транспортные магистрали - основные транспортные пути в составе транспортной сети какой-либо территории. имеют большое значение в системе производственно-территориальных связей. Транспортные магистрали подразделяются на: международные магистрали: Панамериканская автомагистраль. общегосударственные магистрали: Трансамазонское шоссе. межрайонные магистрали: Москва – Санкт-Петербург.
Cлайд 1
География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классеCлайд 2
1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг Уровень и структуру экономики Размещение производительных силCлайд 3
Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средстваCлайд 4
Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн челCлайд 5
ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.*Cлайд 6
Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х ггCлайд 7
Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)Cлайд 8
Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные - 7,5% внутренние водные пути - 5,5% морские - 52% трубопроводы 4%.Cлайд 9
a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/28/27929/389/img9.jpg" alt="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич..." title="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич...">Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 миро вого грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35%.Cлайд 11
2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.Cлайд 12
Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная АзияCлайд 13
Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.