Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Расторжения договора перевозки груза автомобильным транспортом. Транспортное право

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Соблюдение установленного порядка и соответствующее оформление выдачи-приемки груза имеют решающее значение для выявления обстоятельств, при которых возникли недостача, порча или повреждение груза. Нарушение перевозчиком или грузополучателем установленных правил выдачи-приемки груза порой приводит к невозможности установить, по чьей вине груз поврежден или утрачен. Выдача груза является конечным моментом, до которого простирается ответственность перевозчика.

В связи с этим немаловажное значение имеет момент, в который выдача груза считается совершенной. Момент выдачи груза определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.

При перевозках грузов в контейнерах на отдельных видах транспорта при транспортно-экспедиционном обслуживании, которое производится на основании договоров предприятий (организаций) грузополучателей с органами автотранспорта, выдача перевозчиком контейнера (на железнодорожном, морском и речном транспорте) завершается в момент передачи груза шоферу автотранспортного предприятия.

На автомобильном транспорте выдача груза в контейнере завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. При централизованном вывозе грузов в контейнерах (на железнодорожном, речном и морском транспорте) выдача груза получателю завершается в момент передачи контейнера шоферу автотранспортного предприятия на складе грузополучателя.

При поступлении грузов в вагонах на подъездной путь грузополучателя выдача груза завершается в момент передачи этого вагона приемосдатчиком грузополучателю и его росписи в приемке. При поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования - в момент передачи груза представителю получателя и его росписи в транспортных документах.

Грузополучатель обязан принять поступивший в его адрес груз (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТ и ГЭТ, п. 44 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, ст. 111 BК). Учитывая большую важность для перевозчиков своевременного принятия грузополучателями прибывающих в их адрес грузов, уставы и кодексы признают эту обязанность безусловной, за исключением случая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТ и ГЭТ, ст. 111 BК). На морском транспорте это исключение не применяется.

Невозможность использования груза должна быть установлена экспертом в порядке, предусмотренном законом. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик - возместить затраты, связанные с ремонтом. Правомерность отказа грузополучателя от принятия груза в спорных случаях должна решаться арбитражным судом на основании тщательного изучения обстоятельств дела, заключения экспертизы.

В зависимости от места выдачи груза и от того, прибыл ли груз в транспортном средстве без внешних признаков повреждения, а также в зависимости от некоторых других признаков установлен различный порядок выдачи грузов.

Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества мест, состояния и веса груза.

Если транспортное средство прибыло в пункт назначения с техническими неисправностями, в результате которых возникла возможность доступа к грузу или его повреждения, или с какими-либо неисправностями запорно-пломбировочных устройств, перевозчик по требованию получателя и с его участием или по своей инициативе обязан вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и состояния груза и при необходимости составить коммерческий акт либо акт установленной формы.

Все транспортные уставы и кодексы устанавливают, что обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности транспортной организации, грузоотправителей и грузополучателей, удостоверяются составляемыми перевозчиками коммерческими актами или актами общей формы (ст. 119 УЖТ, ст. 160 КВBT, ст. 402 КТМ, ст. 38 УАТ и ГЭТ, ст. 124 ВК).

Коммерческим актом удостоверяются, как правило, такие обстоятельства, которые в дальнейшем могут явиться основанием возложения на перевозчика ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов.

К ним относятся: а) несоответствие между наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; б) повреждение и порча груза; в) обнаружение груза без документов или документов без груза; г) возвращение перевозчику похищенного груза из транспортного средства.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю;

при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов;

в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

На железнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

Коммерческий акт, как правило, составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте либо ином акте должны содержаться:

точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах этой несохранности либо виновности грузоотправителя или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе либо на палубе судов. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из этих нарушений допущено.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и работники транспортной организации, перечень которых устанавливается правилами составления актов на соответствующем виде транспорта. По требованию получателя коммерческий акт должен быть выдан в течение трех дней.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления его с нарушением грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции (порта, пристани) подать об этом письменное заявление перевозчику на железнодорожном транспорте, руководителю речного и морского портов о неправомерности такого отказа или об иных нарушениях. Перевозчик (порт, пристань) на заявление об отказе в составлении коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных требований обязан дать грузополучателю мотивированный ответ по существу заявления в отношении скоропортящихся грузов в течение одного дня, в отношении других грузов - в течение трех дней со дня получения заявления.

Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не вправе отказаться от его подписания. В случае несогласия с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.

Обжалование действий перевозчиков при отказе в составлении коммерческого акта имеет немаловажное значение при предъявлении претензии к перевозчику при отсутствии коммерческого акта. В этом случае помимо документов, представление которых необходимо при предъявлении претензии, грузополучателем вместо коммерческого акта представляется документ, которым отказ в составлении коммерческого акта был обжалован (ст. 119 УЖТ, ст. 160 КBBT, ст. 405 КТМ). Наличие акта приемки продукции и доказательств об обжаловании отказа перевозчика составить коммерческий акт дает основание для предъявления претензии и иска к перевозчику и грузоотправителю

В тех случаях, когда груз поступил в пункт назначения испорченным или поврежденным, должен быть составлен акт экспертизы.

Экспертиза должна проводиться по инициативе перевозчика либо по требованию грузополучателя с обязательным участием представителя перевозчика, так как экспертиза, проведенная без участия представителя перевозчика или грузополучателя, в случае поступления груза в пункт назначения в поврежденном состоянии считается недействительной. О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте.

Для удостоверения иных обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты в порядке, установленном правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. При этом следует иметь в виду, что акт общей формы также служит основанием для ответственности участников договора перевозки грузов. Им удостоверяются такие обстоятельства, которые не требуют составления коммерческого акта. В отличие от коммерческого акта, оформляемого только в определенных случаях (их перечень является исчерпывающим), акт общей формы составляется как в случаях, предусмотренных правилами составления актов, так и во всех иных случаях, когда того требуют обстоятельства дела. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или грузополучатель вправе обжаловать в установленном порядке.

Помимо коммерческого акта и акта общей формы, которые составляются как при выдаче грузов, так и при иных обстоятельствах, в случаях обнаружения порчи или подмочки груза в транспортном средстве вследствие неисправного технического состояния на всех видах транспорта (кроме воздушного) составляется акт о техническом состоянии транспортного средства.

Акт о техническом состоянии должен составляться в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта.

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Анализ этих норм позволяет выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и грузоотправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Они касаются: 1) условий ответственности; 2) характера, размера и форм ответственности. Рассмотрим каждую из этих групп.

Ответственность за неподачу транспортных средств и за неиспользование поданных транспортных средств носит взаимный характер: грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз для перевозки, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти. Нарушение обязанностей перевозчиком выражается в описанных далее формах.

Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Восполнение недогруза транспортных средств может быть предусмотрено только в договорах об организации перевозок грузов. Перевозочные средства, не поданные в течение месяца либо квартала (например, на железнодорожном транспорте), могут быть выделены в течение первых дней следующего месяца либо в первом месяце следующего квартала.

На речном и морском транспорте восполнение недогруза может производиться в пределах навигационного периода. При этом стороны долгосрочного договора об организации перевозок грузов вправе включить в него положение о том, что недогруз может быть восполнен лишь при условии предъявления соответствующего требования со стороны грузоотправителя. Грузоотправитель, не востребовавший от перевозчика восполнения недогруза, снимает тем самым с последнего обязанности по выделению соответствующего количества транспортных средств.

Второе необходимое условие, при наличии которого перевозчик исполняет обязанности по восполнению недогруза и которое может быть включено в долгосрочный договор, - это согласование между перевозчиком и отправителем порядка выделения транспортных средств для восполнения недогруза: в каком порядке должны подаваться транспортные средства, сгущение подачи и т.п. Если соглашением сторон порядок выделения транспортных средств не установлен, ответственность перевозчика за их неподачу исключается.

Эти условия при установлении ответственности перевозчиков за невосполнение недогруза следует признать обоснованными, так как грузоотправитель может утратить заинтересованность в получении транспортных средств за прошлый период. При отсутствии такой заинтересованности грузоотправитель, естественно, не потребует подачи транспортных средств, а у перевозчика не возникнет соответствующей обязанности. В случае же, когда грузоотправитель испытывает потребность в транспортных средствах, не поданных ему в прошлый период, он должен оговорить условия подачи недогруза с перевозчиком, так как у последнего может не оказаться свободных транспортных средств.

Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации, в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случаях грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки груза.

Обязанность перевозчиков по подаче грузоотправителям транспортных средств, пригодных для перевозки конкретного груза, прямо предусмотрена уставами и кодексами. При нарушении перевозчиком этой обязанности грузоотправитель вправе не принять транспортные средства под погрузку, и тогда они не включаются в счет выполнения обязательства по перевозке груза.

Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом:

  • а) поданные транспортные средства не используются;
  • б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза);
  • в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком.

В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК РФ), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

Транспортное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, когда имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки (заказа) на перевозку грузов не наступает.

Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК РФ).

Транспортное законодательство устанавливает различные основания ответственности за невыполнение заявки (заказа) при перевозке в прямом сообщении и невыполнение нормы перевалки, хотя по своему содержанию эти отношения как в прямом, так и в прямом смешанном сообщении равноценны.

Представляется, что вопросы ответственности за невыполнение обязательства на всех видах транспорта должны разрешаться одинаково. Причем эта ответственность, согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ, должна быть основана на принципе вины. Исходя из принципа вины и должно быть изменено содержание статей транспортных уставов, устанавливающих ответственность за невыполнение принятой заявки (заказа).

Согласно ст. 393 ГК РФ основной формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является возмещение причиненных убытков. Причиненный неисправным должником ущерб является не только основанием, но и мерой гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков.

В отличие от этих общих положений гражданского законодательства транспортное законодательство исключает ответственность в форме возмещения убытков за невыполнение заявки (заказа) на перевозку с причинением этим невыполнением какого-либо ущерба грузоотправителю.

Эта ответственность установлена в форме штрафа.

Транспортные уставы и кодексы (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ, ст. 166, 176 КТМ, ст. 35 УАТ и ГЭТ) по размеру санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставят обе стороны - грузоотправителя и перевозчика - в равное положение. Как к грузоотправителю, так и к перевозчику за совершенное правонарушение применяются равные санкции. В отличие от санкций, устанавливаемых в договорном порядке, размер и обязанность уплаты денежных сумм при невыполнении заявок (заказов) на перевозку грузов предусматриваются в нормативных актах - уставах и кодексах, что дает основание отнести это к числу законных санкций.

Статья 793 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

В развитие этого положения ст. 123 Воздушного кодекса РФ допускает, что перевозчик имеет право заключить соглашение с грузоотправителем или грузополучателем о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами.

Санкции за невыполнение заявок (заказов) при перевозках грузов, предусмотренные уставами и кодексами, являются единственной формой имущественного воздействия, применяемого к нарушителю. В соответствии с этим они могут быть причислены к категории исключительных неустоек. Главная их цель - не компенсировать убытки перевозчиков или грузоотправителя, а воздействовать на нарушителя.

Хотя санкции, предусмотренные указанными статьями уставов и кодексов, направлены преимущественно на осуществление штрафной функции гражданско-правовой ответственности, это отнюдь не означает, что они лишены компенсационного значения.

Имущественно воздействуя на организацию-нарушителя, санкции вместе с тем направлены на то, чтобы возместить исправной стороне за счет неисправной убытки, понесенные ею в результате нарушения заявки (заказа) на перевозку. Однако для перевозчиков компенсационное значение штрафа чрезвычайно мало: большая часть сумм идет на покрытие санкций, уплачиваемых клиентуре.

Невелико компенсационное значение штрафа и для клиентуры. Такой штраф фактически не возмещает того ущерба, который ей наносится в результате невыполнения заявки (заказа) перевозчиками.

Требование об убытках может быть предъявлено, только когда это прямо предусмотрено в транспортных кодексах и уставах.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотренные в транспортных уставах и кодексах, различны. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:

  • 1) действие непреодолимой силы и военные действия;
  • 2) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • 3) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Перечень этих обстоятельств установлен ст. 794 Гражданского кодекса РФ и является обязательным для всех перевозчиков и их клиентуры.

Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя.

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.

Обстоятельства третьей группы возникают в случаях, предусмотренных конкретно в каждом уставе, кодексе.

Принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

Указанное Постановление было принято в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Пункты 3 и 4 новых Правил устанавливают тот факт, что перевозка опасных грузов транспортными средствами должна осуществляться только в соответствии с требованиями, которые установлены приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее ДОПОГ) и новыми Правилами. Отдельно отмечено, что скоропортящиеся грузы необходимо перевозить в соответствии с требованиями, указанными в Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктах и о специальных средствах передвижения, которые предназначены для этого (далее СПС). Соглашение было подписано в Женеве 01.09.1970. Кроме того, в отношении скоропортящихся продуктов применяются также положения новых Правил.

Кроме того, стало известно о прекращении действия Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" с 25.04.2012 года. Уже 25.07.2011 года вступят в силу другие положения Новых Правил.

Договор перевозки груза

Новые Правила устанавливают, что заключение договора перевозки грузов может быть заключен при принятии перевозчиком заказа к исполнению. Если же в отношениях фигурирует договор об организации перевозки груза, то перевозчику просто необходимо принять соответствующую заявку от грузоотправителя, что подтверждается положениями пункта 6 новых Правил. Заключение договора можно подтвердить оформлением транспортной накладной. Она составляется грузоотправителем.

В новых Правилах такие договора получили название договоров об организации перевозки грузов, что соответствует положениям статьи 791 ГК РФ. В процессе сотрудничества с грузоотправителем перевозчик рассматривает заявку (или заказ) в течение трех дней. После этого он принимает решение о принятии или непринятии ее к исполнению. Если перевозчик отвечает на заявку отказом, то это его решение должно быть обосновано в письменном виде. Если же перевозчик отвечает на заявку своим согласием, то перед заключением договора перевозки груза по просьбе грузоотправителя он должен ознакомить его с прейскурантом определения стоимости перевозки. Что касается условий перевозки, то по умолчанию для их определения используются положения новых Правил и Устава. В результате, общая объявленная ценность груза, подлежащего перевозке, не должна превысить его действительную стоимость.

Договор фрахтования транспортного средства

Одним из видов договора перевозки груза выступает договор фрахтования средства передвижения для перевозки грузов. Его оформление производится в соответствии с заказом-нарядом, полученным от фрахтователя (грузоотправителя). В статье 18 Устава указано, что заключение договора фрахтования происходит в следующих случаях:
- перевозка груза осуществляется в сопровождении представителя грузовладельца;
- осуществляется перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения ценностей материально-товарного типа.

В пункте 14 новых Правил указано, что фрахтовщику необходимо рассмотреть заказ-наряд в течение трех дней точно так же, как и заявку на перевозку груза. В случае непринятия заказа-наряда, об этом необходимо письменно уведомить грузоотправителя.

Составление заказа-наряда осуществляется в трех экземплярах, каждый из которых должен представлять собой только оригинал. Их подписание осуществляется со стороны фрахтовщика и фрахтователя. Если они выступают в статусе юридических лиц, то заказ-наряд заверяется печатями. После этого один экземпляр заказа-наряда находится у фрахтователя, а два других получает фрахтовщик, поскольку один из документов будет вручен водителю, осуществляющему перевозку. Впоследствии один из заказов-нарядов прикладывают к счету за фрахтование средства передвижения для перевозки грузов и направляют фрахтователю. Как и для транспортной накладной, в отношении заказа-наряда также устанавливается правило, в соответствии с которым количество экземпляров документов должно соответствовать количеству средств передвижения, при помощи которых осуществляется перевозка груза (в соответствии с пунктом 20 новых Правил).

Таким образом, можно сказать, что перевозка груза, в отношении которого не производится учет движения товарно-материальных ценностей (например, мусор, снег, шлак, грунт) в рамках заказа-наряда является новым законодательным положением, применяемым в сфере транспортного законодательства.

Транспортная накладная

В соответствии с новыми Правилами, транспортная накладная может быть составлена в отношении одной или нескольких партий груза. Что касается количества таких накладных, то оно должно соответствовать числу транспортных средств, которые будут перевозить груз. Составляется данный документ в трех экземплярах-оригиналах. Они предоставляются грузоотправителю, перевозчику и грузополучателю. Следовательно, водитель, который осуществляет перевозку, обязательно должен иметь при себе два экземпляра накладной - для грузополучателя и перевозчика.

Также в пункте 9 новых Правил были установлены особые требования, предъявляемые к форме транспортной накладной. Она должна составляться только в письменном виде, подписываться перевозчиком и грузоотправителем, а также заверяться печатями указанных сторон, если они являются юридическими лицами.

Отказ от договора перевозки груза (договора фрахтования)

Новые Правила устанавливают основания, по которым фрахтователь (грузоотправитель) имеет право на отказ от исполнения договора фрахтования (договора перевозки груза). Это может произойти по следующим причинам:
- перевозчик предоставляет транспортное средство и контейнер, которые не пригодны для перевозки груза соответствующего типа;
- транспортные средства и контейнеры подаются в пункт погрузки с опозданием;
- в пункте погрузки водитель транспортного средства не предъявляет фрахтователю (грузоотправителю) документ, который удостоверяет его личность, а также путевой лист.

Помимо этого, в форме указано, что у грузоотправителя есть право на взыскание штрафа с перевозчика за невывоз груза. Это предусмотрено частью 1 статьи 34 Устава. Размер данного штрафа составляет 20% платы за перевозку груза в том случае, если в соглашении не установлен другой размер компенсации. Отдельно также происходит взыскание суммы причиненных убытков.

Предоставление транспортных средств, погрузка и разгрузка

Новые Правила устанавливают, что перевозчик обязан предоставить грузоотправителю транспортное средство, которое находится в исправленном состоянии и пригодно для перевозки соответствующих грузов, в установленный срок. Определение пригодности транспортного средства производится на основании условий договора фрахтования транспортного средства (или договора перевозки груза). В нем необходимо указать тип, назначение, грузоподъемности средства передвижения. Также транспортное средство должно быть оснащено оборудованием, которое понадобится в процессе осуществления перевозки. В соответствии с положениями пункта 24 новых Правил, подача контейнера или транспортного средства, которые непригодны для перевозки грузов, приравнивается к факту неподачи его.
Также в Правилах предусмотрена ответственность перевозчика за опоздание. Такое название получила задержка транспортного средства на срок более двух часов от времени, которое заранее было оговорено сторонами договора перевозки, если иные условия для этого случая не предусмотрены заключенным соглашением. Также по новым Правилам грузоотправитель обязуется предоставить перевозчику соответствующий груз в установленный срок и без опозданий. Он же и должен обеспечить установку и предоставление приспособлений для транспортного средства, которые необходимы для погрузки, перевозки и выгрузки груза. Что касается грузополучателя, то, в соответствии с пунктом 48 Правил, он должен обеспечить снятие этих средств с транспортного учета, если иное не устанавливается в соглашении, подписанном сторонами.

Новые Правила определяют, что погрузка груза осуществляется грузоотправителем, а выгрузка его из контейнера или транспортного средства - грузополучателем. Другое распределение обязанностей может устанавливаться только в договоре перевозки грузов. Погрузка должна производиться таким образом, чтобы обеспечить сохранность и безопасность груза, не допуская повреждения контейнера и транспортного средства, предоставленного для перевозки.

Претензии и акты

В пункте 79 новых Правил указывается, что акт, который закрепляет ответственность перевозчика и основания для этого, должен быть составлен в следующих случаях:

Перевозчик не вывез груз, предусмотренный договором перевозки, по своей вине;
- не были предоставлены контейнер и транспортное средство для погрузки;
- груз был утрачен, были зафиксированы порча, недостача или повреждение груза;
- груз, предусмотренный договором перевозки, не был предъявлен;
- была произведена просрочка доставки груза;
- зафиксирован простой (задержка) транспортных средств, которые предоставлены под выгрузку и погрузку;
- перевозчик отказался использовать транспортное средство, которое было предоставлено по договору фрахтования;
- зафиксирован простой (задержка) контейнеров, которые принадлежат перевозчику и отводятся для погрузки.

Во всех вышеперечисленных случаях заинтересованной стороне необходимо составить акт в тот день, когда указанные обстоятельства были обнаружены. Если это невозможно, акт составляется в течение следующих суток.

Пункт 80 новых Правил закрепляет тот факт, что при уклонении фрахтовщиков, перевозчиков, грузополучателей, грузоотправителей и фрахтователей от составления акта вторая сторона имеет право составить его без участия уклоняющегося участника правоотношений. Но о составлении акта последнего необходимо уведомить в письменном виде, если другая форма уведомления не будет предусмотрена договором фрахтования или перевозки груза.

В акте должны содержаться следующие сведения:
- место и дату составления акта;
- имена, фамилии, отчества, должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
- краткое описание обстоятельств, которые послужили основаниями для составления данного документа;
- при утрате или недостаче груза, порче и повреждении его необходимо описать сам груз, фактический его размер, результаты проведения экспертизы для определения истинного размера фактической пори или недостачи;
- подписи сторон, которые участвуют в составлении акта.

В соответствии с пунктом 84 новых Правил, лицо, которое участвует в составлении акта, имеет право отказаться от его подписания, указав в самом акте причину своего отказа. Акт составляется в количестве экземпляров, которое соответствует числу участников (как минимум, в двух экземплярах). Запрещено вносить исправления в уже составленные акты.

Установлено, что в заказе-наряде, транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости необходимо сделать отметку о составлении акта с содержанием краткого описания обстоятельств, которые послужили основанием для ее проставления. Согласно пункту 86 новых Правил, там же необходимо проставить и размер штрафа.

В части 2 статьи 39 Устава указывается, что претензионный порядок урегулирования споров по договорам перевозки должен быть проведен в обязательном порядке. Также в пункте 87 новых Правил говорится о том, что все претензии предъявляются к перевозчикам в письменной форме по месту их нахождения в течение 1 года - именно столько составляет срок исковой давности, согласно статье 42 Устава.

В претензии должны содержаться следующие данные:
- место и дата составления документа;
- полное наименование лица, подавшего претензию (фамилия, имя, отчество), а также адрес места его нахождения (места жительства);
- полное наименование лица, к которому предъявляется претензия (фамилия, имя, отчество), а также адрес места его нахождения (места жительства);
- краткое описание обстоятельств, которые считаются основаниями для подачи претензии;
- расчет суммы претензии по каждому из требований и обоснование данных расчетов;
- перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в составленной претензии (транспортная накладная, акт, заказ-наряд и т.д.);
- фамилия, имя, должность лица, которое подписало претензию, его подпись и печать.

В пункте 89 новых Правил также указано, что претензия составляется в двух экземплярах. Один из них должен быть направлен перевозчику, а другой лицо, подавшее претензию, оставляет у себя.

Оформление договора транспортировки грузов требует присутствия установленных организационных предпосылок.

При осуществлении перевозки всяких видов грузов, значимую роль играет заявка.

В заявке прописывается задание и назначаются показатели, обеспечивающие одноразовую услугу. «Грузоотправитель должен подавать заявки перевозчику не ранее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, отправленных на экспорт и в прямом смешанном сообщении, - не менее чем за 15 дней до транспортирования грузов».

Транспортировочная заявка оформляется отправителем груза в надлежащие подразделения, перечень их места нахождения вводится перевозчиком и доводиться до отправителей с указанием объема перевозки в тоннах в корреспонденции с установленной терминологией, с разделом по типам грузов, станциям предназначения и времени погрузки.

Признак заявки на железнодорожном транспорте - это принятие в ст. 11 УЖД явлений, «когда перевозчик обладает правом отказать в заявке на перевозку грузов, в этих видах транспорта не предусмотрены транспортные кодексы и уставы)».

Согласно статье 11 УЖД «собственник инфраструктуры анализирует переданные перевозчиком заявки на транспортировку грузов. На транспортировках грузов в прямом железнодорожном сообщении срок не более 5 дней». И не больше 10 дней в прямом и непрямом международном сообщения, возвращает заявку на транспортировку грузов перевозчику с пометкой о итоге согласования.

По Уставу обладатель инфраструктуры обладает правом отказать перевозчику в заявке на транспортировку грузов: - «заявка на транспортировку грузов может быть обжалована в судебном порядке в случае отказа в принятии и согласовании заявки».

Похожий распорядок введён на речном транспорте; различается лишь в сроках подаваемой заявки декадной: за 5 дней она составляется до начала декады.

«В автотранспорте договор транспортировки груза (ст. 8 Устава) можно, заключать средством установления перевозчиком к исполнению заказа, а при присутствии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. В Уставе не устанавливаются сроки исполнения заказа и заявки. Реквизиты заказа, заявки и режим их оформления вводятся Правилами перевозок грузов, которые утверждаются Правительством РФ.

Сейчас система заявок отсутствует в морском виде транспорта, которая работала до 1982г» Постановление Совмина СССР от 20.05.1982 N 428 "Об утверждении Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок грузов в каботаже" // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства..

«Если грузоотправитель не отправил заявку в срок, предусмотренную транспортным уставом, это будет расцениваться, как отказ от транспортных средств» Инструктивное письмо Госарбитража СССР от 29.03.1968 N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге" // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства..

Грузоотправитель, обычно, руководствуется таким отказом, если у него нет груза, предназначенного для транспортировки и если нет возможности отправить груз по факторам, касающимся грузополучателя, и т.д.

Подачей заявки отправитель груза оказывает содействие выполнению перевозочного движения. Заявка в таком случае является причиной для начала грузоперевозочного движения и решительно уточняет и конкретизирует ход выполнения перевозки грузов в указанное время.

В транспортном законодательстве нет сроков оформления заявки для реализации соглашения по транспортировке грузов в прямом смешанном сообщении.

Статьей 11 УЖТ РФ предусмотрено, что «за 15 дней подаются заявки на транспортировку в прямом и смешанном сообщении. В этой норме не устанавливается, какими сроками грузоперевозчик оформляет заявку другому перевозчику по перевалке грузов. В главе 5 УЖТ регулируются транспортировки грузов в прямом смешанном сообщении, и сроки не определены. В транспортных уставах и кодексах нет указаний на это».

«Правила транспортировки грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении и водно-автомобильном сообщении подчеркивают, что сдающая сторона должна заранее (время вводится узловым условием), до прихода отчетных суток, известить принимающую сторону о численности груза, предназначенного для передачи в будущие сутки» Сборник законодательства по автомобильному транспорту. М., 1964. С. 157, 167..

Заявка-уведомление заполняется при осуществлении действий по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении, предусматривает передачу предназначенного груза на следующие сутки.

Что представляет собой заявка, применяемая при грузопередаче в прямом смешанном сообщении, и ее юридический смысл?

В юридической литературе детально рассмотрен вопрос, относящийся заявки, которая дается грузоотправителем грузоперевозчику, а сравнительно заявок, даваемых перевозчиками и употребляемых при транспортировках грузов в прямом смешанном сообщении, обследований почти не проводилось.

Стоит распознавать заявку-уведомление от заявки, адресуемой перевозчиками при транспортированиях грузов в прямом смешанном сообщении.

· «Как при перевозке в прямом сообщении, эта заявка выражает поддержку завязке грузоперевозочного движения. Перевозчик дает транспортные средства вместе с поданной грузоотправителем заявкой, далее заключается договор перевозки грузов сторонами, т.е. подача заявки способствует оформлению договора транспортировки грузов».

Ежедневное уведомление с заявкой, употребляемое при перегрузке грузов, влияет на продолжение процесса транспортировки и реализации договора перевозки, основная ее задача - активизировать этот процесс.

  • · заявку-уведомление есть возможность подавать у обоих перевозчиков в назначенное время.
  • · Ежесуточную заявку-уведомление нужно подавать в течение суток.
  • · Перевозчик может поменять транспортные средства между грузоотправителями, если не дана заявка грузоотправителем.
  • · Если суточная заявка не подана в ходе перевалки груза, с разных видов транспорта начинается простой транспортных средств, что несет немалый убыток участникам транспортного движения. Поэтому влияние заявки - уведомления при перегрузке груза на транспорте очень значительна.

Юридическая роль суточной заявки состоит в том, что она содействует дальнейшему грузоперевозочному процессу, главной задачей этой заявки является - ускорение данного движения и не допускать задержки транспортных средств.

Прочие формы, регулирующие порядок перевалки грузов, это календарный план на неделю и месячный график погрузки судов.

В правилах предусмотрено, « в случаях массовой транспортировки грузов и перевалкой их с железнодорожного на речной транспорт, речные пароходства вместе с железными дорогами координируют календарный план подачи судов и предоставления грузов к транспортировке в местах перевалки в прямом и смешанном сообщении».

План транспортировки составляется еженедельно за 5 дней до начала недели и докладывается пароходствами с помощью телеграфа. Такая форма осуществления плана перевалки обычно используется перевозчиками.

Согласно 18 параграфу правил: «Когда осуществляется массовая транспортировка грузов и перевалка их на морской транспорт, морские пароходства каждый месяц составляют календарный план грузовых судов в портах перевалки, для загрузки представляемых с железных дорог грузов. Не позже 20-го числа предпланового месяца календарный план сообщается морскими пароходствами грузоотправителям и путям перевалки и отправления. В месячном графике прописываются: название судна, его грузоподъемность, момент подачи и какой груз подается».

Но, в транспортном законодательстве нет никакой ответственности за отклонение от оформления графиков и планов для перевалки грузов с одного на другой вид транспорта, и, исходя из практики, перевозчики, которые обязаны их оформлять, нередко уходят от их оформления.

Доставлением и передачей груза, доставленного грузополучателю, оканчивается реализация транспортировочного соглашения. В зависимости от того, как выполнена перевозка она либо прекращается (исполнением), либо меняется его содержание, в таком случае перевозчик обязан возместить убыток. Поэтому система выдачи и утверждения груза, доставленного грузополучателю, играет большую юридическую роль и детально прописывается в транспортных уставах, кодексах и правилах транспортировки грузов на всевозможных типах транспорта.

Следование порядку и оформление выдачи-приемки груза осуществляют функции для обнаружения причин, недостачи, порчи или повреждения груза. Нарушение грузоперевозчиком или получателем определенных правил выдачи-приемки груза повергает к нереальности установить, кто ответит за повреждение или утрату груза. Отпуск груза является концевым моментом, до которого перевозчик отвечает за груз.

Так же важное значение имеет то, когда передача груза будет считать завершенной. Факт выдачи груза назначается в локализации от места, там где это действие осуществляется, и от того, кто осуществляет выгрузку.

Поступивший груз должен принять тот, кому он адресован (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТиГЭТ, п. 44 Общие правила морской транспортировки грузов, людей и багажа, ст. 111 ВК). Благодаря высокой значимости для перевозчиков своевременного получения грузополучателями грузов, адресованных им, уставы и кодексы считают этот долг бесспорным, не учитывая случая, порчи груза и если нет возможности использовать его полностью или частично (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 15 УАТиГЭТ, ст. 111 ВК). В морском транспорте нет таких предписаний.

В случае если нет возможности использовать груз, этот факт должен быть установлен экспертом согласно соответствующему закону. Если специалист установит, что может быть осуществлен ремонт груза, грузополучатель должен будет его принять, а грузоперевозчик - покрыть расходы, по ремонту. В случаях отказа грузополучателя от принятия груза спорные случи, разбирает арбитражный суд, ссылаясь на изучение условий дела и решения экспертизы.

Так на морском и воздушном виде транспорта получатель груза должен получить доставленный груз, а на железнодорожном и водном транспорте может его принять, вернув полученную в виде компенсации сумму за его утрату. В автомобильном транспорте нет такой практики.

Так же нужно отметить, то, что нельзя отождествлять нормы, благодаря чему грузополучатель должен забрать прибывший к нему груз, с нормами, которые обязывают получателя принять груз, если тот являлся утраченным, а впоследствии был найден.

Согласно заключённому договору грузополучатель должен получить зачислившийся в его адрес груз.

На счет груза, считавшимся утраченным, но который далее был найден, формируется совсем иная ситуация.

Грузополучатель ожидал предназначенный ему груз, который был нужен в определенное время. По пришествию определенного времени, когда потребность в доставленном грузе отпала, и перевозчик заплатил за его, груз нашелся, и перевозчик требует принятия его получателем. В таком случае получатель, получив груз, который теперь ему не нужен, не может взыскать причиненные им убытки (исключением является штраф за просрочку в доставке груза, это обычно не большая сумма).

Грузополучатель несет убытки в случае отсутствия подобающего порядка у перевозчика. Поэтому следует отметить, что ст. 45 Устава железнодорожного транспорта и ст. 117 Кодекса водного транспорта очень правильно устанавливают положение получателя.

В зависимости от того где выдается груз и доставлен ли груз транспортным средством без наружных повреждений, и в зависимости от кое-каких других признаков установлена разная выдача грузов.

Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества мест, состояния и веса груза.

В случае прибытия транспортного средства в пункт назначения с тех неисправностями, вследствие чего, появилась вероятность доступа к грузу или его повреждения. Так же с какими-либо повреждениями запорно- пломбировочных механизмов, перевозчик должен вскрыть транспортное средство, по просьбе получателя и в его присутствии и сделать проверку состояния груза и при надобности составить коммерческий или установленной формы акт.

Транспортные кодексы и уставы определяют, что условия, служащие основой для материальной составляющей транспортной компании, отправителей и получателей груза, заверяются подписанными перевозчиками коммерческими или общей формы актами (ст 119 УЖТ, ст 160 КВВТ, ст 402 КТМ, ст 38 УАТиГЭТ, ст 124 ВК).

Актом коммерции заверяются, обычно, такие условия, которые в будущем смогут быть причиной возложения на перевозчика ответственности за порчу груза и так же требуют детальной и точной регистрации фактов. К ним причисляются:

  • 1. Расхождение между наименованием, количеством груза или массой указанной в перевозочном документе;
  • 2. Повреждение или порча груза;
  • 3. Выявление груза без оформления или груза без оформленных документов;
  • 4. Возврат перевозчику украденного груза из транспортного средства. Коммерческий акт оформляется:
  • 1. При разгрузке в местах общественного пользования - день, когда происходит выгрузка,
  • 2. В должных случаях - в день отпуска груза грузополучателю;
  • 3. В местах частного пользования - в день разгрузки грузов, при этом проверяется груз в процессе его разгрузки и сразу после окончания разгрузки грузов;
  • 4. На пути следования - в день раскрытия обстоятельств, нуждающихся оформления коммерческим актом.

Если не было возможности оформить коммерческий акт в показанные выше сроки он обязан быть оформлен на следующие сутки.

На железнодорожном транспорте недостатки или избытки грузов, транспортируемых навалом, насыпью или наливом с перегрузкой, отгруженных только грузоотправителем одному грузополучателю и пришедших в хороших вагонах без признаков утраты в пути следования, коммерческий акт, обычно, составляют в трех экземплярах, и оформляется без исправлений и помарок.

Меткое и детальное описание состояния грузов и обстоятельства если раскрыта не сохранность грузов. Нельзя вносить в коммерческий акт различные догадки обусловливаться по итогам проверки всей партии единовременно отпущенных грузов и оформляется только коммерческим актом.

  • 1. и выводы о причинах такой не сохранности или вины отправителя груза или перевозчика. На проблемы выделенные в бланке коммерческого акта, есть конкретные ответы;
  • 2. Свидетельства о том, как загружены, помещены и расположены грузы, и имеется ли секретная маркировка для грузов, транспортируемых в открытом и подвижном составе или на судовой палубе. Если груз транспортировался не правильно, это указывается в коммерческом акте, какое допущено нарушение.

Граждане, подписавшие коммерческий акт с ложной информацией, несут ответственность, согласно законам Российской Федерации.

Коммерческий акт подписывается грузополучателем, в случае проверки им грузов, и так же служащие транспортной компании, список которых вводится правилами оформления актов на подобающем виде транспорта. По заявке получателя коммерческий акт может быть выдан в течение трех дней.

В случае составления акта с нарушениями или отказа от его оформления грузоперевозчиком, получатель груза может до момента вывоза груза со станции (порта, пристани) составить письменное заявление перевозчику о противозаконности такого отказа или об иных нарушениях. Грузоперевозчик на заявление об отклонении о отмене коммерческого акта или об составлении его с нарушением определенных заявок должен дать грузополучателю обоснованный ответ на заявление в отношении быстро портящихся грузов в течение одного дня, а насчет других грузов -не более трех дней от заявления.

Стороны, которые участвуют в составлении коммерческого акта, не могут отказаться от его оформления. Если стороны не согласны с содержанием акта, они могут предоставить свое мнение.

Обжалование и претензии к действиям перевозчиков имеет большое значение при выдвижении к грузоперевозчику, если нет коммерческого акта. В этом случае, нужны документы, для претензии, грузополучателем взамен коммерческого акта показывается документ, которым был обжалован отказ в его составлении (ст. 119 УЖТ, ст. 160 КВВТ, ст. 405 КТМ). Если есть акт получения продукции и свидетельств об обжаловании отказа грузоперевозчика оформить коммерческий акт, появляется вероятность для претензии и иска к грузоперевозчику и отправителю (см. п. 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 6 октября 2005г. № 30 Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Хозяйство и право.- № 12.- 2005.).

Гражданский кодекс статьей 796 определяет, что оформленный грузоперевозчиком в ограниченном порядке коммерческий акт оценивается арбитражным судом с документами, свидетельствующими факты, которые будут являться основой для ответственности грузоперевозчика, грузоотправителя или получателя груза.

С коммерческим актом отправителю или грузополучателю, нужно хорошо ознакомиться, потому что коммерческие акты часто составляются с нарушением определенных правил, что не всегда обозначается отправителями, грузополучателями. Поэтому нужно иметь в виду, что:

1. По действующему транспортному законодательству. Составление акта с нарушением сроков (т.е. через 3 - 4 дня), что не дает ему юридической силы;

Составляются и подписываются коммерческие акты в сроки, согласно п. 2.10 Правил оформления актов, грузополучателем, участвующим в обследовании грузов.

Акт экспертизы составляется в случае поступления испорченного или поврежденного груза в пункт назначения.

Грузополучатель, обычно требует проведение экспертизы по инициативе грузоперевозчика при участии представителя перевозчика, потому что если экспертиза проведена без перевозчика или грузополучателя, в случае повреждения груза будет считаться недействительной. О состоявшейся экспертизе вносится отметка в коммерческий акт.

Сторона, заказавшая экспертизу, оплачивает все расходы с дальнейшим перенесением затрат на сторону, виновную в повреждении, порче или утрате груза.

Правила перевозки грузов на автотранспорте устанавливают порядок оформления актов и отметок в документах о недостаче, порче или повреждении грузов.

При иных условиях оформляются акты общей формы в порядке, определенном нормами перевозок грузов на надлежащем виде транспорта. Акт общей формы является причиной для ответственности участников договора грузоперевозки. Им заверяются обстоятельства, не требующие заключения коммерческого акта. Акт общей формы оформляются правилами составления актов, как этого требуют обстоятельства дела. Отказ в оформлении акта общей формы может обжаловаться в определенном порядке грузоотправителем или грузополучателем.

Кроме коммерческого и общей формы акта, составляются как при отпуске грузов, так и при других обстоятельствах. В результате выявления порчи груза в транспортном средстве из за неисправного тех состояния на различных видах транспорта (за исключением воздушного) оформляется акт о техническом состоянии транспортного средства.

Когда обнаружена неисправность, оформляется акт технического состояния и не позднее дня оформления коммерческого акта.

Правильно оформленный акт о техническом состоянии транспортного средства несет большое значение при установлении характера повреждений и определении субъекта ответственности.

Функции коммерческого акта.

Он определяет условия, вследствие которых решается вопрос об ответственности грузоотправителя или транспортной компании за не сохранность транспортируемого в вагоне (контейнере) груза. В случае если вины отправителя нет ответственность распределяется между со перевозчиками.

В прямом смешанном сообщении правил грузоперевозок показывается коммерческий акт в виде единственной формы регистрации соответствующих условий, и они не могут указываться иными средствами доказывания. Если в пункте перевалки не был зафиксирован факт нецелостности груза, ответственность ложится на последнего перевозчика.

Грузы, принимаются, обычно, без контроля веса, количества мест, если они пришли в неповрежденных вагонах в адрес грузополучателя в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, с целыми пломбами со станции перевалки. Перевалка грузов с водного транспорта на железнодорожный и обратно имеет свою особенность.

В соответствии с § 55 правил транспортировок грузов в прямом смешанном сообщении снятие пломб с загруженных вагонов, доставленных в порты на разгрузку, и пломбирование вагонов, нагруженных в портах грузами, транспортируемыми в прямом смешанном сообщении, осуществляются железной дорогой. Загруженные вагоны, пломбируются представителями железной дороги, силами порта. В таких случаях, следовало бы проверять вес и состояние груза при выдаче его получателям.

Также нужно внести поправки в УЖТ.

Статью 25 Устава разумно изложить в вытекающей редакции: « для переправки грузов, отправитель обязан показать перевозчику на отправленный груз, транспортную, грузовую или железнодорожную накладную, которая бывает именной, ордерной или, по просьбе отправителя груза, транспортную железнодорожную накладную и прочие предусмотренные нормативными правовыми актами документы. Показанная грузовая накладная (на предъявителя) либо отпущенная на основании накладной транспортировщиком отправителю квитанции о приеме груза свидетельствуют оформление договора транспортировки груза и взаимные ответственности сторон. Наряду с договором перевозки груза транспортировщик обязуется в сроки, закрепленные в законе или в договоре, и с следованием условиям его транспортировки перевезти груз на железнодорожную станцию назначения и передать груз получателю, а отправитель или получатель груза должен оплатить оговоренную стоимость перевозки груза.

Единые формы перевозочных документов на перевозки грузов утверждены федеральными органами исполнительной власти. Такие формы прописаны в сборнике правил транспортировок на железнодорожном транспорте. При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в квитанции или транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза или накладная к транспортной железнодорожной накладной вручается отправителю груза под роспись в накладной или соответственной ячейке корешка дорожной ведомости. Если грузовая накладная повреждена или утрачена, возможна ее амортизация через суд. По решению суда в порядке вызывного производства, берется решение об амортизации и является основным фактором для повторной выдачи показанных товарораспорядительных документов. Отправитель, перевозчик или получатель обеспечивают в определенном порядке сохранность транспортировочных документов, прописанных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и другими правовыми актами».

Показанные изменения будут содействовать унификации нашего транспортного законодательства.

договор груз перевозка юридический

Транспортные компании производят перевозку грузов на основании договоров о транспортно-экспедиционном обслуживании. Такой договор заключается на каждую сделку, и для его расторжения нужны серьезные причины.

Основанием для прекращения договора может служить некачественное оказание услуг перевозки. Получатель имеет право не принимать груз, если в процессе транспортировки тот был поврежден или испорчен настолько, что стал непригодным для использования. Груз может быть не принят и в том случае, если клиент обнаружит недостачу или несоответствие между наименованием представленного груза и того, что было указано в товарно-транспортной накладной.

При отказе получателя принять груз составляется коммерческий акт. В нем фиксируется факт отказа, а также дается подробное описание того, кем и при каких обстоятельствах была обнаружена несохранность груза. Коммерческий акт в дальнейшем послужит основанием для возложения материальной ответственности на перевозчика.

В случае порчи груза, помимо составления коммерческого акта, составляется акт экспертизы. Экспертизу могут инициировать как перевозчик, так и получатель груза. Она должна проводиться в присутствии обеих сторон, чтобы ее данные считались действительными. Расходы по проведению экспертизы несет ее инициатор с последующим возмещением этих расходов виновной стороной.

Если экспертиза установит, что груз может быть восстановлен в своем изначальном качестве, получатель должен будет его принять, а компания-перевозчик должна будет оплатить полную стоимость ремонта.

Может ли быть прекращен договор перевозки в случае пропажи и последующего нахождения вашего груза? Законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос. Согласно Общим правилам морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также Правилам перевозки на воздушном транспорте, грузополучатель вынужден будет принять найденный груз и возвратить перевозчику выплаченную сумму компенсации. Железнодорожные и автомобильные перевозки не регламентируются так строго. Клиент может сам выбрать, заинтересован ли он еще в получении груза.

В рассмотренных выше ситуациях имелись серьезные поводы к расторжению договора. Если же грузоперевозка была осуществлена качественно и своевременно, но получатель по каким-то причинам отказывается принять груз, вся материальная ответственность ложится на отправителя. Он должен будет оплатить стоимость пути в обе стороны и выплатить штраф за простой автомобиля.

Прекращение договора перевозки - болезненный процесс как для перевозчика, так и для клиента. Чтобы не столкнуться с этой неприятностью, советуем вам внимательно подходить к выбору транспортно-экспедиционной компании. Компания «108 тонн» готова предложить вам качественное оказание услуг грузоперевозки , а также дополнительные услуги, направленные на обеспечение сохранности груза и минимизацию рисков -

Введение

Глава 1. Понятие договора перевозки грузов

1.1 Понятие договора перевозки грузов

1.2 Виды договоров перевозки

Глава 2. Проблемы заключение и исполнение договора перевозки грузов автомобильным транспортом

2.1 Основания для заключения договора перевозки

2.2 Исполнение договора перевозки грузов

2.3 Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон

Глава 3. Прекращение договора перевозки и ответственность сторон

3.1 Основания прекращения договора перевозки

3.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов

Заключение

Библиографический список


Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики России.

Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается прежде всего договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.

Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об условиях перевозки. Законодательство, императивно установив круг этих сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях - точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок.

Степень научной разработанности. Наиболее известные работы по данной проблематике принадлежат таким ученым как Абова Т.Е., Адиссонов А., Александров-Дольник М.К., Апполонов Е.В., Артюхов А.А., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Данилина И.Е., Егиазаров В.А., Егоров К.Ф., Лучанский Ф.М., Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П., Морозов С.Ю., Петров И.Н., Рапопорт Л.И., Рубин А.М., Садиков О.Н., Сергеева А.П., Смирнов В.Т., Суханов Е.А., Тарасов М.А., Толстой Ю.К., Тютрина Н.Н., Фалькович М.С., Ходунов М.Е., Шварц Х.И., Язев В.А., Яичков К.К., Яковлева В.Ф.и другие авторы.

Однако проблематика исследования не исчерпана, прежде всего, это объясняется устаревшими нормативно-правовыми актами и отсутствием научной разработки данной проблемы в настоящее время.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу перевозки грузов автомобильным транспортом.

Целью исследования является рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся понятия обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом и выявление проблем при этом возникающих.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

Определение понятия договора перевозки грузов;

Рассмотрение видов договоров перевозки грузов;

Раскрытие основания заключения договора, его исполнения и возникающих при этом проблем;

Анализ элементов обязательства по перевозке, а также прав и обязанностей сторон;

Рассмотрение порядка прекращения договора;

Определение ответственности сторон.

Предмет исследования составляют:

нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов предусматривающие возникновение обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом;

научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования;

материалы судебной практики арбитражного суда применительно теме исследования.

Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.


Договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Известно, что признание отношений по перевозке договорными в советский период пришло не сразу. Начиная с 20-х и до конца 50-х годов прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства при социализме. Юристы, чье профессиональное мировоззрение сформировалось в дореволюционный период, не могли не заметить, что "договор в гражданско-правовом его значении уступает целый ряд принадлежащих ему ранее позиций административно-правовым актам" . Немаловажным основанием для такого вывода было и то, что Уставы железных дорог 1935 и 1954 годов, равно как и Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 года, не содержали определение договора перевозки.

Дореволюционная доктрина российской цивилистики не оставляла сомнений в договорной природе перевозочных отношений. Уже в "Очерке основных понятий торгового права", опубликованном в 1886 году, П.П. Цитович писал, что если "обращение товаров в смысле перехода от одного лица к другому происходит главным образом через договор покупки", то "обращение (циркуляция) товаров в смысле перехода с места на место происходит через договор перевозки (транспорта)" . В третьем томе "Курса гражданского права", увидевшем свет в 1896 году, К.П. Победоносцев указывал, что "при облегченном и усиленном в последнее время передвижении товаров и вещей между отдельными местностями, морским путем и по железным дорогам особенно важное значение получил договор о перевозке, или фрахтовый" . Если П.П. Цитович и К.П. Победоносцев ограничиваются лишь перечислением характерных признаков договорных отношений по перевозке, то Г.Ф. Шершеневич во втором томе своего четырехтомного "Курса торгового права" дает определение договора перевозки как соглашения, "в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю" . Нетрудно заметить, что приведенное определение мало чем отличается от определений, даваемых в современной научной и учебной литературе, основанных на действующем законодательстве.

С переходом к жесткому административно-правовому регулированию общественных отношений в сфере хозяйствования, по мнению некоторых цивилистов, побудительным основанием для вступления в отношения по перевозке грузов стали плановые акты, порождающие соответствующие обязанности. Следствием подобных взглядов явилась так называемая односторонне-сделочная или бездоговорная концепция зарождения перевозочных отношений. Ее сторонники утверждали, что сдача и принятие груза к перевозке совершаются во исполнение обязанностей, установленных для железной дороги и отправителя планом перевозок, и в особом договорном оформлении не нуждаются . При этом они считали, что совершаемые каждым из участников действия имеют характер односторонних сделок.

Наряду с приведенной концепцией получили распространение и воспринятые впоследствии законодателем взгляды на природу перевозочных отношений как договорных. На это обстоятельство, в частности, указывал И.Б. Новицкий в своей монографии "Обязательство заключить договор" . С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, в которых глава 9, посвященная перевозкам, открывалась ст. 72, содержащей определения договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, уже никто более не ставил под сомнение в юридической литературе договорную природу перевозки. В Гражданских кодексах союзных республик, в том числе и в ГК РСФСР (1964 г.), договор перевозки получил окончательную прописку. Соответствующие правила появились и в Уставе железных дорог СССР (1964 г.), и в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР (1968 г.), а затем и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.). Таким образом, формулировка п. 1 ст. 784 ныне действующего Гражданского кодекса, символизируя возврат страны к рыночной экономике, в которой оборот товаров, работ и услуг возможен только на договорной основе в соответствии с провозглашенным принципом свободы договора, одновременно ставит точку в полемике относительно договорной природы перевозочных отношений.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как следует из приведенного определения, договор перевозки груза является реальным. По общему признанию, об этом свидетельствует ссылка на возникновение у перевозчика обязанности по доставке груза в момент его вверения. А это, следовательно, означает, что рассматриваемый договор опосредует лишь процесс перемещения груза в пространстве; отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора. Как правило, они опосредуются договорами на организацию перевозок (ст. 798 ГК РФ), при этом операции, выполняемые на подготовительной стадии, могут выступать и в качестве предмета договора транспортной экспедиции, договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др. В связи с этим в юридической литературе советского периода отношения, складывающиеся в процессе планирования перевозок и организации их выполнения посредством подачи заявок транспортным организациям на потребное количество транспортных средств для перевозки определенного груза, получили название организационных, а принятые перевозчиком к исполнению поданные отправителями заявки - плановыми предпосылками договора перевозки . Процесс формирования плановых предпосылок договора перевозки на некоторых видах транспорта протекал в рамках организационных договоров (годовых, специальных, навигационных).