Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Санитарная характеристика условий труда. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда

«Почему единое налоговое уведомление пришло на ребенка, ведь он не работает и не может самостоятельно уплатить налоги?» - с подобными вопросами граждане обращаются в налоговые органы Московской области как по телефонам справочных служб, так и через Интернет.

Налоговики поясняют: «Плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога являются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста. Единые налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов направлены всем собственникам имущества».

Если на ребенка оформлены в собственность жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, земельный участок, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество, он считается налогоплательщиком.

Статьей 27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Законными представителями несовершеннолетних детей являются родители (усыновители, опекуны, попечители). Именно они осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Напоминаем, что самостоятельно сформировать квитанции на уплату налога и оплатить его можно с помощью электронного сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Для получения регистрационной карты и доступа к сервису налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую налоговую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН) или уведомления о постановке на учет.

Получение доступа к сервису для несовершеннолетних лиц, также осуществляется их законными представителями при условии предъявления свидетельства о рождении ребенка, документа, подтверждающего полномочия представителя, и документа, удостоверяющего личность представителя.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить , если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.

За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).

Обоснование позиции:

Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе - недвижимого.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.

Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).

Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе - к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право (а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.

В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов... Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.

Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).

В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).

Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.

Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).

После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).

Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).

Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.

Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;

Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;

Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц - несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

- Налоговая инспекция требует, чтобы наша дочь, которой принадлежит
часть квартиры, платила налог на имущество. Но девочке всего 4 года. Как
можно брать налог с ребенка?

Заставляя ребенка платить налог на имущество, налоговики ссылаются на Налоговый кодекс и на Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц". И там, и там для детей нет льгот, так что формально инспектора правы. Хотя требования абсурдны, таковы наши законы - оправдываются чиновники. Однако они предпочитают не замечать, что в Налоговом кодексе есть доводы и в защиту детей. К сожалению, эти аргументы часто не замечают и судьи в гражданских судах, действующие по принципу: "Раз есть налог - значит его кому-нибудь надо платить".

Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что по статье 45 НК РФ налог обязан заплатить сам налогоплательщик, то есть ребенок, а он этого сделать не может. Из правила, приведенного в статье 45, могут быть исключения, но они должны быть определены в НК РФ, а там ничего не сказано о расплате за детей. Правда, есть статья 27 НК РФ, из которой следует, что законными представителями несовершеннолетних являются их родители и поэтому они должны всячески представлять сына либо дочь, в том числе и платить налог - так утверждают инспектора. Но напомним, что по статье 8 НК РФ налогом считается "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности... денежных средств". Проще говоря, налог надо платить "из своего кошелька", которого у четырехлетнего ребенка нет. Следовательно, фактически налог можно не вносить.

Инспекторам, конечно, такая логика не нравится, и они могут начислить штраф по статье 122 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога". Там сказано, что с неплательщика возьмут 20 процентов от суммы налога, а то и 40 процентов, если инспектор докажет, что ребенок осознавал "противоправный характер своих действий" (п. 2 ст. 110 НК РФ). Да вот вопрос: кого они будут штрафовать? Четырехлетнюю девочку? Не получится, поскольку по статье 107 НК РФ санкции законны, если нарушителю исполнилось 16 лет. Потребовать штраф с родителей вроде бы можно, им уже больше 16. Но вспомним, что чиновники называют отца и мать "законным представителем налогоплательщика-физического лица". А в НК РФ предусмотрена ответственность только за действие или бездействие законных представителей организации (ст. 28 НК РФ), к которым четырехлетняя девочка опять-таки не относится. Налоговики не могут воспользоваться и статьей 51 Кодекса, где идет речь об "исполнении обязанностей по уплате налогов... недееспособного физического лица". В этой статье определено, что налог может заплатить опекун, но только за человека, которого суд признал недееспособным. То есть и эта норма к детям не относится. Еще одна "зацепка" для чиновников - статья 80 Семейного кодекса, где сказано, что родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Но относится ли уплата налога к такому содержанию? Сомневаемся. Да и, кроме того, в налоговых правоотношениях важнее все-таки Налоговый кодекс, а не Семейный (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Справедливости ради заметим, что за злостное уклонение от содержания детей в статье 157 УК РФ предусмотрена и уголовная ответственность (трехмесячный арест). Но не думаем, что судьи потребуют арестовать человека за неуплату 30 с небольшим рублей (именно столько требуют от злостного четырехлетнего неплательщика).

И, наконец, последнее, чем могут угрожать инспектора, - пени. Их сумма небольшая (1/300 от суммы долга за каждый день просрочки, помноженная на ставку Банка России). Эта ставка сейчас составляет 16 процентов, а годовые пени примерно 19,5 процента (16 процентов: 300 дн. Х 365 дн.), или около 6 рублей. Но, на наш взгляд, и эту сумму не надо платить, так как пени начисляются, если налог был перечислен позже, чем нужно (ст. 75 НК РФ). А мы уже говорили, что в нашем случае его никто перечислять не должен. И в заключение заметим, что налог может быть взыскан только за три года (п. 10 и 11 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц").

Артем РОДИОНОВ, налоговый эксперт, заместитель главного редактора журнала "Двойная запись" - специально для "Российской бизнес-газеты".

Отчуждение собственности в пользу детей – привычная и частая процедура, но больше всего вопросов у родителей возникает касательно аспекта, должен ли несовершеннолетний ребенок, имеющий в личной собственности материальные блага, платить налог на имущество. Споры идут уже долго, с одной стороны которых выступают налоговые органы. Законодатель определяет, что налогообложение исключено только для тех категорий граждан, которые имеют соответствующие льготы. Конкретной отсылки к тому, что это касается и несовершеннолетних, нет.

Основы

Основа всех споров – мнение граждан, что несовершеннолетние дети в силу своей ограниченной дееспособности, отсутствия стабильного и регулярного дохода, а также возможности трудоустроиться должны относиться к льготной категории собственников. На другой чаше весов – норма федерального Закона, которая определяет, что все владельцы объектов собственности, которые законодателем относятся к налогооблагаемым, должны платить отчисления в пользу государства независимо от финансового благополучия и возраста . Закон прямо отвечает на вопрос, платят ли лица, не достигшие 18-ти лет, налог на недвижимость.

Но права и обязанности несовершеннолетнего ребенка ограничиваются опекой и уходом родителей, которые должны содержать детей и гарантировать им возможность обучения и саморазвития. На практике налог на личное имущество, назначенный для несовершеннолетних детей, оплачивается трудоспособными родителями или теми, кто их заменяет (опекуны, усыновители). Вместе с необходимостью выплаты отчислений вместо ребенка родители получают возможность пользования объектами, пока он не достигнет совершеннолетия и не получит возможность распоряжаться личными благами.

Принципы

К числу физических лиц, чьи доходы облагаются налогами, можно отнести всех граждан РФ и тех, кто временно или постоянно пребывают на территории государства, в том числе и малолетних. Предусматриваются такие виды обязательных отчислений, которые касаются и подростков:

  • имущественные;
  • транспортные;
  • подоходные.

Важно! Чтобы назначить сумму выплаты, необходимо официальное подтверждение того, что в личной собственности ребенка находятся объекты или финансовые доходы, которые подлежат налогообложению.

Но детьми получаются те виды денежного обеспечения, которые не уменьшаются за счет налогообложения (алименты, государственная помощь, пенсия, приобретение наследства после гибели родственника). Остается только владение собственностью.

Суммы, которые взыскиваются с физических лиц, для всех разные. Это обусловлено финансовым благосостоянием супругов. Прежде чем произвести расчеты, налоговая служба делает официальные запросы в службы федерального реестра, чтобы узнать доход семьи. На основе полученных данных формируется стабильный размер налога.

Не все объекты подлежат обязательному налогообложению. К ним можно отнести:

  • объекты жилой недвижимости;
  • нежилая недвижимая собственность;
  • дачные постройки;
  • гаражи;
  • объекты недвижимости, которые находятся на стадии возведения.

Исключения

Единственной возможностью избежать выплат является назначение льгот в отношении владельца имущества, то есть подростка. Законом определено, что назначение льгот и применение льготных категорий к несовершеннолетним гражданам такое же, что и для физических лиц, достигших 18 лет. Кроме федеральных причин, допускаются основания, сформированные для конкретного региона.

Не все из утвержденных бонусов могут быть получены подростком. К одной из самых распространенных возможностей освобождения от выплат является воспитание малыша в семье, потерявшей кормильца, если погибший находился на военной службе.

Также законодатель предусматривает, что отчисления не будут взиматься, когда в собственности гражданина любого возраста находится недвижимость общей площадью менее 50 м 2 , построенная на земельном участке, предназначенном для огородных работ, а не застройки.

Получение

Если взрослым установлено, что ребенок претендует на оформление льгот, нужно обратиться в налоговые органы. Если есть сомнения касательно возникших оснований, можно обратиться с онлайн-запросом в службу, где сообщат, имеются ли основания для назначения ребенку бонусов.

Необходимость осуществления процедуры ложится на плечи родителя или другого совершеннолетнего лица, чей статус приравнивается к биологическому родству (опекун или усыновитель). Такие участники автоматически получают полномочия на представительство ребенка в споре. Родитель должен отправиться в локальное отделение налоговой службы и предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность ходатайствующего;
  • подтверждение возможности представлять интересы ребенка;
  • личный документ подростка (свидетельство о рождении или паспорт);
  • документ, который подтверждает основания для назначения льгот.

В исключительных случаях работники ФНС могут потребовать дополнительные бумаги. Также нужно написать заявление, где указан объект собственности, который заявитель хочет освободить от налогообложения. Независимо от обстоятельств присвоения льгот, каждый гражданин имеет право и возможность отменить налог только на один объект из каждого вида имущества (недвижимость, транспорт и т. д.). Если в заявлении не отображается желаемый объект, работники налоговой могут самостоятельно выбрать ту собственность, которая будет исключена.

Несовершеннолетние граждане, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество вне зависимости от их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество (ст. 400 НК РФ). Таким имуществом признаются: жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, иные строения, здания, помещения и сооружения (ст. 401 НК РФ). Сведения об имуществе и его владельце налоговые органы получают от Росреестра и его территориальных органов (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457; п. 4 ст. 85 НК РФ).

Примечание. По общему правилу совершеннолетие наступает по достижении 18 лет (ст. 21 ГК РФ).

Кто исполняет обязанность по уплате налога

Родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе исполняют обязанности по уплате налогов (ст. 26, п. 2 ст. 27 НК РФ; ст. ст. 26, 28, 32, 33 ГК РФ).

Когда платить налог

Налоговая инспекция рассчитывает налог на имущество по каждому объекту налогообложения, формирует уведомление и не позднее 31 августа направляет его гражданину (абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ; п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ). Гражданин уплачивает налог на основании полученного уведомления. Срок уплаты налога – не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Например, налог за 2014 г. необходимо будет уплатить до 01.10.2015.

Обратите внимание!

Законный представитель не должен уплачивать налог до получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

С 01.01.2015 законный представитель до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязан представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому налоговое уведомление не было получено, с приложением копий правоустанавливающих документов. Эти сведения направляются однократно. В таком случае начисление налога начнется только с 2015 г. независимо от того, как долго несовершеннолетний владел имуществом.

Сообщение представлять не нужно, если налоговое уведомление в отношении объекта налогообложения было получено ранее либо не было получено в связи с предоставлением налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ; абз. 3 , 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

Неуплата или несвоевременная уплата налога на имущество может повлечь:

– начисление пеней (п. 1 ст. 75 НК РФ);

– наложение штрафа (ст. 122 НК РФ);

– взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд (п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ).

Льготы по налогу

Например, не уплачивают налог дети из семей военнослужащих, потерявших кормильца (пп. 9 п. 1 ст. 407 НК РФ).

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Обратите внимание!

Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору законного представителя (п. п. 3 , 4 ст. 407 НК РФ).

Порядок оформления льготы по налогу

Для получения льготы законный представитель несовершеннолетнего гражданина должен представить документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК РФ). Если ребенку уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом от 09.12.1991 N 2003-1, законный представитель вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Примечание. Если несовершеннолетний, имеющий право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), то его законный представитель должен представить в налоговый орган уведомление, где указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. Срок представления уведомления – до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота. При отсутствии такого уведомления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Возврат переплаты налога за прошлые периоды

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога сумма налога перерассчитывается не более чем за три года, предшествующих году обращения, но не ранее даты возникновения права на налоговую льготу по письменному заявлению законного представителя несовершеннолетнего ребенка (п. 6 ст. 408 НК РФ).