Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Сценарий рождественской театрализованной постановки. Театрализованное представление «Рождественская сказка» для старшего возраста Театрализованное представление рождественская сказка

В русских традициях.

Сценарий на тему рождественских посиделок.

Цели:

Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;

Формировать представление о русских народных обычаях, традициях;

Знакомить детей с особенностями белгородского фольклора (песни, частушки, загадки, пословицы, …);

Развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Цель:

усиление патриотического и эстетического воспитания;

Задачи:

расширение кругозора и изучение русских обычаев;

приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;

привлечение к коллективному творчеству.

Действующие лица: скоморохи, хозяйка, ряженые, девушки, пастушок, колядовщики (участники танцевального коллектива «Фантазия»).

Оформление: на сцене деревенская изба, украшенная к празднику рушниками и домоткаными ковриками.

Ход праздника

Звучит русская народная песня. (Трек 1)

На сцену выходит хозяйка горницы.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?

Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)

Трек 2

Скоморох:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Гость на порог – хозяину радость.

Кого почитают, того и величают.

Хозяйка:

Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать.

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Скоморох 1:

Что за диво: посиделки на Руси!

Вечерком, зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном,

Да совета у сердечка попросить!

Скоморох 2:

Песня русская - это просторы,

По которым всю жизнь нам идти,

Это батюшка -Дон у Ростова.

Это матушка - Волга в пути.

Песня русская - это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок,

Только сядь на минутку, послушай –

Ты заслушаешься, дружок.

Выходят девушки, поют народную песню «Разбросала косы русские береза».

Скоморох 1:

На веселой вечеринке разгуляться в самый раз! На рождественский сочельник приглашаем нынче вас! (Трек 3)

В доме идет приготовление к ужину: натирается пол, накрывается стол, на окно ставятся фигурки животных.

Хозяйка: (подняв занавеску на окне) . Девки, уж звезды на небе зажглись, пора и за стол.

Девки прихорашиваются. Ставится кутья, зажигается свеча, хозяйка набирает ложку кутьи и бросает за окно.

Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, и не морозь нашего хлеба на поле.

Крестится.
Все берут ложки и пробуют кутью.

Девушки: Хороша кутья! С медом да с изюмом!

Хозяйка: А ну-ка, цыкните-ка под столом цыпленком, чтоб птица водилась.

Все цыкают. Входит пастух с мешком.

Пастух: Мир вам, люди добрые! С рождеством Христовым!

Хозяйка: Милости просим, пастушок.

Пастух: Сею, посею ярой пшеницей, овсом, гречихой, на телят, на ягнят и не всех крестьян.

Хозяйка: Угощайся, добрый человек.

Подают печенье в форме фигурок животных.

Пастух: Премного благодарен за угощеньице.

Девки убирают со стола, ставят красное блюдо, накрытое большой салфеткой, на салфетке кусок хлеба и угля.

Хозяйка: Хлебу долгий век, слава! Ну, а теперь самое время погадать. Хотите узнать, кто раньше всех из вас замуж пойдет?

Девушки: Хотим!

Хозяйка: Тогда кладите свои колечки под салфетку.

(Девушки кладут колечки)

Хозяйка: (водит руками над блюдом) . Гадай, гадай девица, чья в руке былица?

(Вытаскивает кольцо).

Девушка: Мое!

Хозяйка: Былица в золоте – с молодцем повяжешься. Поживешь, изведаешь, с горя не наплачешься.

Девушки поздравляют счастливицу.

Хозяйка: А хочешь ли увидеть жениха?

Девушка: Хочу!

Хозяйка: Тогда гляди, не отрываясь, в зеркало. Там и увидишь. А слова такие приговаривай: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный».

(Трек 4)

Девушка повторяет слова. Входят ряженые с Козой.

Ряженые: Здравствуй, народ честной и божий, крытый рогожей! За медный пятак покажем все эдак и так! Козонька, поклонись хозяйке да ручку поцелуи!

Коза целует руку хозяйке.

ВСЕ (поют) . Ой коза, коза – ты, обойди-ка хату,
Жили чтоб богато, поскачи, коза – ты.
Урожай чтоб весь собрать,
Придется козочке сплясать.

Коза пляшет, все приплясывают и играют на различных музыкальных инструментах. (Трек 5)

Жили чтоб неплохо – насыпьте нам гороха.
Чтоб не болели тяжко – налейте меда фляжку.
Чтоб не был двор пустой –
Подай, хозяйка, золотой.

Хозяйка дает все, что просят.

Ряженый: Гляньте, у вас под ногами грязь! Не кланяйтесь, я вам не князь! А вот вам и наши подарочки! (Подает пук соломы, битую посуду)

Хозяйка: Да ну вас проказники!

Девушка: А вон колядовщики идут!

Танец «Коляда» (Трек 6)

Скоморох 1:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Игровой блок

Игра «Коршун», игра «Малечена-калечена» (приложение)

Хозяйка.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет...

Разве за праздник кто нас осудит?

Раз нету праздников – и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Скоморох:

Русская пословица гласит:

«Делу – время, потехе – час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке, по совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем тебе мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше, коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

«Малечина – калечина»

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечина – калечина, сколько часов

Осталось до вечера, до зимнего?

После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки – православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Уместно вспомнить один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. В православном календаре по значимости это второй праздник после Пасхи. Его называют «матерью всех праздников». Действительно, с рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира, – начинается его земная жизнь, страдание, смерть и воскресение. Значение этой Святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.

Праздник Рождества естественно сливался со встречей Нового года. Этот праздник – нововведение Петра 1, издавшего указ: Новый год в России считать не с 1 сентября, как раньше, а с 1 января. И повелел он отмечать этот праздник украшенной ёлкой.

До 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. А что мы знаем о нём сейчас? Что такое рождественская ёлка? Как она организовывалась? Почему в рождественские дни украшали именно ель? Ответить ребёнку на эти вопросы поможет «Предание о рождественской ёлке» неизвестного автора, из которого мы узнаём, что в рождественскую ночь ангел украсил не пальму, давшую младенцу прохладу в жаркий день, не маслину, наполнившую благоуханием пещеру, а скромную добрую ель: «…тёмное небо усеяно было сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней руки…»

С тех пор каждый год в это время ёлка красуется сиянием множества огней и маленькие дети радуются и веселятся, глядя на неё. Так скромная зелёная ёлка сделалась знамением весёлого рождественского праздника. Вечнозелёные ветки ели были символом обновления жизни, а звезда на её макушке – предвестница Рождества, рождения Божественного Младенца.

В праздничные дни в домах зажиточных хозяев (помещиков, купцов) в самой большой зале устанавливали высокую до потолка ель с зажжёнными свечами. Ёлку украшали бусами, самодельными игрушками, пряниками и конфетами, звёздочками разной формы, различной конфигурации, и дети обязательно соревновались, чья звезда красивее и оригинальней. Моя бабушка передала мне в детстве секрет изготовления 8-конечной объёмной рождественской звезды из полосок разноцветной бумаги. Он передавался в нашем роду из поколения в поколение. До сих пор я украшаю ёлку такими необычными оригинальными звёздочками. Кроме того, в детском саду мы украшаем ёлку цветными бантиками, что придаёт ей особую нарядность и торжественность.

Помимо хозяйских детей на ёлку приглашались ребятишки из соседских бедных семей. Дети любовались величавой красавицей, рассматривали её убранство, пели песни, водили хороводы, играли, читали стихи, разыгрывали сценки. В детских праздниках принимали участие взрослые. В конце торжества хозяева обязательно одаривали всех приглашённых гостинцами.

День, предшествующий празднику Рождества Христова, именуется церковью Рождественским сочельником. По давней русской традиции, в этот день не едят до появления на небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Таким образом. Воспитывалось в ребёнке уважение к Священной истории.

С сочельником связано множество разнообразных народных примет и поверий. По вечернему небу, звёздам, погоде определяли, какой будет урожай. К примеру, если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода скота. Если иней на деревьях – к обильным хлебам, метель на дворе – пчёлы будут роиться.

Поутру пастухи, обходя дворы и дома, обсеивали овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривали при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке – ребяток» или «Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, и поросятки по всей избе».

Дни после Рождества Христова до Крещения, или Богоявления, назывались святками, т.е. святыми днями. Они тоже праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, устраивать катания на санях, на корзинах с горы, плясать.

Ряженье имеет древнее происхождение, оно ведёт своё начало от славян-язычников и служит символом обновления природы. Ряженые – это традиционно козёл (или коза), медведь, дед, баба, солдат, скоморохи и т.д. Одеты ряженые как угодно. Так, козёл в меховой жилетке, на лице полумаска с прикреплёнными к ней длинными рогами, у скоморохов шапки с бубенчиками и ярко размалёванные лица.

Не обходились рождественские праздники и без «страшных» персонажей. В народе существовало поверье, что всю рождественскую неделю скатается по улицам, выйдя из своих убежищ, нечистая сила, пугающая прохожих. Отсюда в сценарии моего праздника «страшные» герои – Чёрт и Леший. У Чёрта длинный хвост и чёрная шапочка с рожками на голове, у Лешего борода из мочала или льна.

Чтобы не возиться с переодеваниями, лучше всем прийти на праздник ряжеными. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение сопричастности к живому действу.

Накануне Рождества ряженые с шутками и прибаутками обходили дома своей деревни, неся на палке самодельную звезду из фольги или цветной бумаги (она олицетворяла звезду Христа), за исполнение колядок получали угощения и дары. Колядующие водили Козу по домам. Это была забавная игра, в основе которой лежало древнее поверье наших предков: Коза (Козёл) была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы, его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу (Козла) обычно изображал кто-нибудь из парней. При этом Коза плясала, а её свита пела песню, в которой у Коляды просили для хозяина вещи, необходимые в крестьянском хозяйстве. При этом колядующие поясняли: «Где Коза ходит, там жито родит…» и т.д. Козу заставляли кланяться хозяевам, а когда она, как бы нечаянно, падала, просили у хозяев угощения.

Колядные песни, называемые «овсенями», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство (даже если семья была бедной), славился их труд на земле, пелись поздравления с праздником и пожелания здоровья, богатого урожая, приплода, счастья. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. На празднике в детском саду мы обычно используем этот момент как сюрпризный.

Едва ли можно назвать другие столь весёлые празднества на Руси, как дни Рождества и святок. Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками, гадания молодых девушек… Самые любимые и широко известные из них – гадания под подблюдные песни. Происходило оно так: на большое блюдо под полотенце девушки клали различные мелкие вещи – гребёнки, напёрстки, ленты, но чаще всего колечки.. Одна из собравшихся на гадание девушек,не глядя, нащупывала и вынимала вещи одну за другой. Подруги её в это время пели песни с различными предсказаниями: были тут и счастье, и горе, и удача, и дорога, и свадьба. По этому принципу построена в нашем празднике игра с козлом в «фанты».

В ряде мест в России (в частности, в Калужской губернии) элементом святочных развлечений является народный кукольный театр – вертеп. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильшики двигали фигурки и разыгрывали сценки рождения Христа. Со временем, расширив свой репертуар, вертепные представления превратились в настоящий народный театр.

На протяжении ряда лет я встречалась и беседовала о старинных праздниках, традициях, приметах и обрядах, связанных с ними, с пожилыми людьми, которые делились воспоминаниями своего детства или рассказами старших. Собранный материал помог мне воссоздать картину Рождественских праздников на нашей Калужской земле и разработать сценарий театрализованного праздника Рождества с элементами фольклора. Цель его – привлечь внимание педагогов к христианской традиции, сложившейся на Руси на протяжении многих столетий, познакомить с духовно-нравственными истоками и дать необходимый практический материал для проведения рождественской ёлки.

Хочется надеяться, что предложенный мной праздник Рождественской ёлки (который, кстати сказать, можно использовать как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе) хоть в какой-то мере поможет педагогам приобщить детей к миру русской народной культуры, познакомит их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором. В процессе работы сценарий можно сократить или, наоборот, дополнить своими материалами по усмотрению педагога.

Театрализованное представление

Программное содержание: Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов. Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской Библии»).
  • Консультации по проведению праздника у служителя церкви.
  • Украшение Рождественской ёлки .
  • Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, инсценировок, колядных песен.
  • Собирание фольклорного материала о проведении Рождественских праздников (потешки, прибаутки, календарные и колядные песни, приговорки и т.д.
  • Индивидуальная работа с ведущими персонажами.
  • Подготовка музыкальных инструментов, фонограмм.

Материал и оборудование: Занавес. Украшенная ель. В углу заснеженный домик Деда Мороза. Бутафорские заснеженные деревья. Рождественская звезда из фольги или цветной бумаги. Ширма для кукольного театра. Детские музыкальные инструменты. Блюдо. Шаль. Костюмы Деда Мороза, Метелицы, Лешего, Чёрта, звёздочек, Лисицы, Козла, Зайца, Волка, Месяца, Медведя, скоморохов, Фомы и Ерёмы.

Ход праздника

В центре зала за занавесом стоит украшенная ель. На переднем плане заснеженный лес из бутафорских деревьев (дуб, пни, берёзка)

Звучит музыка, дети в карнавальных костюмах выбегают на передний край сцены и поют песню «Новый год» (Приложение 1 ), затем садятся на стулья возле сцены.

Лес дремучий, Тишина.
Светит на небе луна.
Звери спят, уснули птицы –
Сладкий сон давно им снится…
Вдруг меж ёлок и берёз
Появился Дед Мороз.

Звучит музыка, появляется Дед Мороз.

Дед Мороз:

Разыграйтеся, метели,
Гнитесь, сосны, гнитесь, ели!
Всё, что есть в моём лесу, –
Всё засыплю, занесу!

Осыпает деревья снегом. Сзади появляются Чёрт и Леший.

Чёрт: Пусть засыплет, занесёт.

Леший: Пусть замёрзнет весь народ!

Дед Мороз уходит, музыка стихает.

Ушёл Мороз, всё стихло снова.
Мерцают звёзды в вышине…
И в этой сказке Дуб с Берёзой
Заговорили в тишине.

Дуб: Эй, Берёзка-соседушка, не спишь?

Берёза: Что за песенка сейчас пролетела? Она меня разбудила.

Дуб: Как, ты не знаешь песенку о Рождественской ёлочке? Тогда я расскажу тебе старинное предание. Слушай!

Давным-давно во Вифлееме
Спаситель мира родился.
И в честь Его у той пещеры
Обряд священный начался.
И, Рождество Христово славя,
Туда шли люди чередой…
И даже травы и деревья
Заговорили меж собой.
Сказала пальма: «Я листвою
Младенца в жаркий день укрою».
«А я своим благоуханьем, –
Маслина говорит в ответ, –
Я освежу его дыханье, –
Ведь дерева нежнее нет!»
А ель без зависти, но с грустью
Смотрела на своих подруг…
Как бедной ей и недостойной
Явиться ко Христу? Но вдруг
Спустился ангел и сказал ей:
«Не унижай сама себя.
Скромна ты очень и прекрасна,
И возвеличу я тебя».
И вот Божественный Младенец,
Проснувшись, видит пред собой
Сиянье звёзд из поднебесья
На ветках ели скромной той».
(В. Савинский)

Под музыку медленно открывается занавес. В центре стоит украшенная ель, на верхушке которой горит звезда.

Ведущая (В русском костюме).

А вот и первая звёздочка зажглась!
Пора село будить!
Просыпайся, народ –
Выходи из ворот!
(Дети становятся вокруг ёлки)
Как в морозный день
Гости съехались,
В день Рождественский,
Самый праздничный.
Сколько песен здесь,
Сколько смеха здесь,
Сколько радости
Самой красочной!

Дети идут хороводом вокруг ёлки, поют песню «Русская зима» (муз. и сл. Л. Олифировой « В стране весёлых песен» (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание», 2002).

Дед Мороз: Здравствуйте, мои маленькие друзья! За чем пожаловали вы сюда – за весельем или за сказкой?

Дети: За сказкой!

Дед Мороз: Ну что ж, садитесь поудобнее. Слушайте!

Ёлка наша нарядилась,
Снегом белым заискрилась,
Огоньками вся зажглась –
Это сказка началась.
Бушевали тут метели,
Спят теперь берёзы, ели…
Все уснули, Тишина.
Появляется луна.

Месяц (мальчик) .

Только ночью я гуляю –
Сверху землю освещаю.
Лишь на небо я взойду –
Звёзды за собой веду.

Звёздочки (девочки).

Мы звёздочки частые,
Золотые, глазастые.
– Мы пляшем, не плачемся,
За тучками прячемся.
– И в Рождественскую ночь
Посветить мы вам не прочь!

Исполняется «Танец звёздочек» под песню А. Рыбникова из кинофильма «Красная шапочка»

Наша ёлочка зажглась,
Заблестев огнями.
Приглашаю всех-всех-всех
Веселиться с нами!

Дети танцуют около ёлки.

Звёзды зажигаются –
Веселье начинается!

Леший (из-за ёлки ) И ничего не получается!

Чёрт: Гаси ёлку! (Дуют, ёлка гаснет) Вот так!

Садятся под ёлкой.
Звучит музыка. Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте, детушки-малолетушки, красны девицы и добры молодцы!

Я пришёл Христа прославить,
И вас с праздником поздравить!
С Новым годом ваших гостей
Со всех сёл, со всех волостей!

Всё ли у вас на празднике ладно? Всё ли хорошо?

Ведущая: Да не всё ладно, не всё хорошо.

Дед Мороз: Что так?

Ведущая: Прогневались на нас Чёрт с Лешим – ёлку погасили. И не поются теперь на празднике песни звонкие, не играются игры весёлые.

Дед Мороз: Здорово, Леший-дед!

Леший: Что? Как лунь я сед? Это я и сам знаю.

Дед Мороз: Во, толкуй тут с глухим! Тебя, Леший, надо лечить!

Леший: Для чего ж меня мочить? Я сухой..

Чёрт: Он сухой, как лист.

Дед Мороз: Я говорю: «Не мочить, а лечить!»

Леший: Что-что, по деревне водить? Не, я домой в лес хочу.

Чёрт: Ага, мы в лес хотим!

Дед Мороз: Постойте, постойте. Сначала ёлку детям зажгите. Не портите нам праздник.

Дети пели и плясали,
Был весёлый перепляс.
Ваши песни разбудили,
Потревожили всех нас.

Леший: Не зажжём ёлку! Не дадим веселиться!

Дед Мороз: Ах, так?

Есть у меня дудка,
Дудка-самогудка.
Сама поёт, играет,
Плясать всех заставляет.

Играет на дудке. Леший и чёрт сначала как бы нехотя, против своей воли переставляют ноги, затем пляшут всё веселее и зажигательнее, и, наконец, устав, просят Деда Мороза прекратить музыку.

Дед Мороз: Зажигайте ёлку – тогда помилую. Правильно, дети7

Чёрт и Лешиё трижды дуют на ёлку, трижды хлопают в ладоши, произносят волшебные слова. Ёлка вновь блестит огнями. Чёрт и Леший убегают.

Дед Мороз: Пусть уходят. И следы их белым снегом занесём, чтоб дороги назад не нашли!

Хлопья белые летят,
Снег по лесу стелется.
Это к нам идёт на праздник
Белая метелица.

Звучит музыка «Метель» из оперы «Ёлочкин сон» А. Гречанинова.

Ведущая: Я знаю, что в царстве у Метелицы много перин и подушек, из которых она выбивает снег. А выбивает она его часто, потому что любит чистоту.

Метелица:

У меня перина есть –
Перьев в ней не перечесть.
Перья эти не от птицы,
Не от гуся иль синицы.
Есть в периночке снежинки,
Непоседы и смешинки.
По подушке хлопну я,
И снежинок вся семья
Дружно в танце закружит,
Заметелит, завьюжит.
Ну-ка, милые снежинки,
Вылетайте из перинки!

Исполняется «Танец снежинок» под «Вальс» А.Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля»

Метелица:

Летайте, снежинки, летайте!
Ребятам привет передайте
От бабушки Вьюги-старушки.
Люблю выбивать я подушки!

Дед Мороз:

А на Вьюгиной перине
Потанцуют нам пингвины.

Дети исполняют «Танец пингвинов» (Приложение 2 )

Из-за ёлки, навстречу друг другу, выходят два мальчика – Фома и Ерёма.

Фома и Ерема: А вот и мы оба – Фома и Ерёма!

Низко поклонились (кланяются ),
Ой, колпаки свалились!
Колпаки надеваем –
Снова начинаем!
Мы пришли к вам оба –
Фома и Ерёма
На людей посмотреть,
Да себя показать.
Да всему честному миру
Небылицу рассказать!

Как у бабушки козёл,
У Варварушки седой,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и печку топил,

Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.

Сам и кашу варил,
Деда с бабкой кормил.
Попросился козелок
У бабушки во лесок.

Козёл (взрослый )

Уж ты, бабушка, ты, Варварушка!
Отпусти меня, козла,
Во лесок на часок.
Я там волка убью –
Тебе шубу сошью.
А лисицу убью –
Воротник принесу!

Она, старая старушка, обрадовалась.
Отворяла ворота широко-широко,
Отпускала козла в поле далеко-далеко.
Как пошёл наш козёл да по ельничку,

А навстречу козлу бежит заинька.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Ведь я заинька
Ведь я маленький
Я всё по лесу хожу,
Корешки в лесу ищу.

Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.

Вот идёт наш козёл да по ельничку,
Да по частому по березничку.
А навстречу козлу бежит лисонька,
Бежит рыжая.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Я не смерть твоя.
Я не съем тебя.
Ведь я лисонька,
Ведь я рыжая.
Я всё по лесу хожу,
И зайчатинку ищу.

Исполняется «Песенка лисы» (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Ерёма: Вновь пошёл наш козёл да по ельничку, да по частому по березничку. А навстречу козлу серый волк идёт.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Уж я смерть твоя.
Уж я съем тебя!

Дед Мороз:

Испугался козёл.
Испугался седой.
Что есть духу – домой
К своей бабушке,
Да к Варварушке.

Ой ты, бабушка,
Ты Варварушка,
Отворяй ворота –
Принимай козла!

Прибежал козёл домой – замаялся.
Ну, а в лес ходить с тех пор он закаялся!

Что, тепло ли тебе, Козёл?
Студёно ль тебе?

Козёл: Ой студёно!

Сейчас мы с тобой поиграем – погреем тебя.
А ну, кому делать нечего –
Играйте хоть до вечера!

Проводится «Игра с козлом».
Дети ходят вокруг козла, приговаривая:

Вышел Козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать!
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит: «Ме-е-е!»
Козёл догоняет детей.

Ведущая: А теперь погреем Козла. Надевайте на него у кого что есть!

Дети надевают на Козла лисий воротник, кушачки, платки, безрукавки, бусы и т. д.

Ведущая: Тепло ли тебе, Козлик, студёно ли?

Козёл: Тепло!

С Козла снимают вещи, складывают их на большое блюдо и накрывают шалью. Проводится игра в «Фанты»

Ведущая (доставая за спиной Козла два кушачка) .А скажи нам, Козлик, что этим фантам сделать?

Козёл: Всяк молодец на свой образец. Пусть пробегут гусиным шагом из конца в конец!

Два ребёнка обегают ёлку гусиным шагом наперегонки.

Ведущая (держа за спиной Козла волчью безрукавку и лисий воротник). А этим фантам что сделать?

Пусть они нам стих расскажут.
И расскажут, и покажут!

Волк и Лиса инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису…»

Ведущая (держа в руках большую шаль) Погадаем и этому фанту!

Было всё: стихотворенье
И весёлая игра…
Скоморошье представленье
Посмотреть теперь пора!

Фома и Ерёма (держа шаль, как ширму).

Собирайся, народ!
Не толпись у ворот!
Без толчеи, без спешки!
Вас сегодня ожидают
Русские потешки!
Не короткие, не длинные,
А такие, что как раз:
Как от меня до вас!

Можно показать скоморошье представление – сценку кукольного театра.

Ведущая (держа за спиной Козла свои бусы).

Фант последний остаётся
Что ж ему-то достаётся?

Тут и нечего гадать,
А с Морозом поплясать!

Дед Мороз:

Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу – на людей погляжу!
Эх, ма, берегись! Не зевай, посторонись!

Пляска Деда Мороза и ведущей.

Козёл (выносит ящик с детскими музыкальными инструментами). Издавна так повелось на Руси, что в ночь перед Рождеством ходят ряженые от избы к избе, развлекают народ шутками, прибаутками, песнями колядными.

Красны девицы и добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь –
На колядки отправляйтесь!

Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом ходить –
Коляду заводить!

Коляда, Коляда
Всех зовёт за ворота!

Ряженые ходят вокруг ёлки, приговаривая:

Овсень, овсень,
Ты гулял по всем –
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём –тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин!
Принимай гостей из всех сёл, волостей!

(Останавливаются перед зрителями)

– Здравствуйте, хозяева и хозяюшки-молодушки!
– Здравствуйте, гости и гостьюшки!
– Эй, боярышни красивые!
Эй, девчата неспесивые!!
Двери шире распахните-ка,
Да гостей к себе впустите-ка!
– К вам соседи ваши близкие,
Не высокие, не низкие,
Не широкие, не узкие –
Всё бояре чисто русские!
– А пришли к вам не с помехою,
А с весельем, да с потехою!
– Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
– Редкий гость никогда не в тягость!
– Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять –
С Рождеством всех поздравлять!
– Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
– Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
– Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко!

Под ёлку садятся два мальчика-скомороха

Скоморохи:

Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.

Прошка: Я – скоморох Прошка.

Федул: А я – Федул-скоморошка

Прошка: Дядь, скажи моей лошади:»Тпр-р-р!»:

Федул: А сам что?

Прошка: Губы замёрзли!

Ведущая: А что ваши девчата делают?

Федул: Шьют да поют, шьют да поют.

Ведущая: А матушки?

Прошка: Порют да плачут, порют да плачут…

Девочка: Тит, иди зерно молотить!

Тит: Ну вот! Только сел, только сел!

Девочка: Да что ж ты делал?

Тит: Лежал!

Ведущая: Сынок, сходи за водицей!

Мальчик: Живот болит (корчится)

Ведущая: Сынок, иди кашу есть!

Мальчик: Ну, что ж, раз матушка велит – надо идти!

Козёл: А вот и Федя ведёт медведя

Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.
Покажи-ка нам, как красны девки на работу идут.

Медведь идёт медленно, согнувшись, покрёхтывая.

Федя: А как с работы на гулянье спешат?

Медведь распрямляется, идёт бодро.

Федя: А покажи нам, Мишенька, как летом маленькие детки горошек воровали: где сухо – там брюхом, где мокро. , там на коленочках.

Медведь показывает

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора
Песни петь, да плясать –
Всех вокруг забавлять.

Мальчики:

Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили –
Молочком умылися!

Как известно всем, девчушки –
Мастерицы петь частушки.
А вы, парни, не зевайте –
Девчатам тоже помогайте!

Мы частушки запоём,
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши –
Лопнут перепонки!

Мальчики:

По деревне я иду –
Собаки лают на беду.
Ну, чего ж вы лаете –
Ведь вы меня не знаете!

Дети поют частушки

Дед Мороз:

А теперь будем кругом ходить –
Коляду заводить!

Ряженые (идут вокруг ёлки, останавливаются перед гостями)

– Выходи, хозяин,
Выходи, боярин!
Принимай гостей
Из всех волостей!
– Тётенька, добренька,
Подай что-то сдобненько:
Пышку да лепёшку,
Да свиную ножку!

Сеем, веем, посеваем –
С Новым годом поздравляем!

Вот вам угощенье –
Вафли да печенье,
Пряники, конфетки –
Кушайте, детки!

Козёл (принимая гостинцы) .

Самому ли съесть,
Ай ребятам снесть?
Я и сам откушу,
И ребятам отнесу!

Отдаёт корзину с гостинцами детям

Спасибо вам, щедрые хозяева!
Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста,
Вам и плюшки с творогом,
И детишек полный дом!
– Живите без бед
Много лет!
– А будет мимо садика дорога –
Не обходите нашего порога!

Все кланяются

Что вы, гости, тут сидите,
Ай, гулять вы не хотите?
Засиделись, чай, с утра –
Уж на улицу пора!

Праздник продолжается на улице: катание с горок, игра в снежки и т.д.

Рождественская сказка (сценарий театрального представления)

Ч а с т ь 1. «И было чудо на земле».

Звучит музыка («Щелкунчик»).

Ведущая . Катят и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, ослепляет. И ветер-ветренник, вставая вихрем , играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не отворяй, не отворяй дверь на мороз! И как раз на это холодное, морозное, неласковое время приходится один из самых древних, самых ярких, красивых и веселых праздников – Рождество Христово. А называется этот праздник так потому, что именно в это время родился младенец – сын Божий, и его мать дева Мария дала ему имя Иисус, что означает Спаситель.

Святая, торжественная ночь тихо опускалась на землю, принося с собой великую радость людям. Это случилось в далекой южной стране Иудее.

1-й чтец . По воле кесаря в тот год

В пределах тесных Иудеи

Шла всюду перепись. Народ,

Властям противиться не смея,

Стремился тесною толпой

С мест жительств дальним переходом

На запись в город свой родной,

Откуда был с отцами родом.

И не заметные никем –

В толпе шумящей, как стихия,

За тем же в город Вифлеем

Пошли Иосиф и Мария.

Повелевающий указ

Взывал слепым повиновеньем,

И даже был на этот раз

Небесной воли исполненьем,

Хотя убогий Вифлеем

Считался бедным, но оттуда

Евреи ждали, между тем,

Вождя Израиля, как чуда.

Уже из тьмы седых времен

Оттуда ж был отцам с сынами

Приход Христа предвозвещен

Пророков вещими устами.

2-й чтец . Уж было поздно. Мглу набросив,

Спускался вечер глух и нем,

Когда Мария и Иосиф

Пришли в дремавший Вифлеем.

Средь переполненных гостиниц

Они, приюта не сыскав,

В пещере гор остановились,

Где веял пряный запах трав

И на ночлег стада сходились.

Ведущая . Эта таинственная великая ночь, в которую родился спаситель мира, была необыкновенно тиха. Во всей Вселенной совершались чудеса…

Звучит «Аве Мария».

1-й чтец . В тот же час в пещере, где родился Младенец, брызнул из камня источник воды.

2-й чтец . В Испании ночью на небе появилось облако, казавшееся светлее солнца.

1-й чтец . В Риме рухнул идольский храм.

2-й чтец . Во святой земле Палестине в эту зимнюю пору расцвел виноградник .

Ведущая . В ту святую ночь, когда в Вифлееме родился Христос, этому событию радовались не только люди: Ликовала вся природа, величава и светла, и к ногам Христа Младенца все дары свои несла.

Появляются елка, пальма, маслина, ангел.

Ведущий . У самого входа в пещеру, где лежал Младенец, стояли три дерева: стройная пальма, прекрасная пахучая маслина, скромная зеленая ель. Шелест их ветвей становился все радостней, оживленней, и вдруг в нем явственно послышались слова.

Пальма (обращается к маслине). Пойдем и мы поклонимся божественному Младенцу и поднесем наши дары.

Маслина . Пойдем.

Елка . Возьмите меня с собой.

Пальма (гордо). Куда тебе с нами!

Маслина (насмешливо). И какие дары можешь принести ты? Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола.

Елка низко опускает голову и отходит.

Ведущая . Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру. А пальма и маслина, низко поклонившись, подошли к Младенцу.

Звучит музыка.

Пальма (снимает с себя лист и кладет к вертепу).

Коль злобой гонимый жестоких врагов

В безбрежной равнине зыбучих песков

Ты, Господи, будешь приюта искать,

Бездонным скитальцем в пустыне блуждать,

Тебе я открою зеленый шатер,

Тебе я раскину цветочный ковер,

Приди ты на отдых под мирную сень:

Там сумрак отрадный, там свежая тень.

Маслина (выпускает из своих веток благовонное масло).

Коль, Господи, будешь ты злыми людьми

Покинут без пищи – мой дар ты прими,

Я ветки радушно тебе протяну

И плод золотистый на землю стряхну.

Елка (зрителям). Они правы, я слишком бедна, ничтожна и недостойна, чтобы показаться прекрасному Младенцу (плачет).

Ведущий: Слезы капают обильно

От стыда и тайных мук,

Между тем как все ликует,

улыбается вокруг.

Но один из ангелов все видел и слышал. Ему стало жаль бедную елку. Он захотел помочь ей.

Ангел . Милая елочка, ты возрадовалась, а не возгордилась, и своим сиянием стараешься осветить пристыженных своих сестер, пальму и маслину. За их зло ты платишь добром.

Ты доброе деревце, милая елочка, и за это будешь награждена (ангел начинает вешать на елку блестящие звездочки). С этих пор, когда люди будут праздновать Рождество, и ты не будешь забыта. Каждый год ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться.

Будут радоваться и взрослые, вспоминая при виде тебя золотые дни детства.

2-й чтец . Вдруг посыпались – о, чудо!

Звезды огненным дождем,

Елку темную покрыли,

Всю усеяли кругом.

А она затрепетала,

Ветки гордо подняла,

Миру в первый раз явилась

Ослепительна, светла.

Ангел: пойдём, скромная елочка, ты всегда будешь символом веселого рождественского праздника.

Ведущий . Много есть прекрасных легенд, связанных с Рождеством Христовым. А как празднуют Рождество и Новый год люди всех земных широт?

Ч а с т ь 2. «Новый год на планете». Презентация

1-й ведущий . С прилетом белых январей

Мы все становимся мудрей –

Предновогодние приметы

берем со всех концов планеты;

Что есть, что пить, надеть по моде…

Седой порой предновогодья

По-итальянски в окна хлам

Швыряем – с горем пополам,

переставляем мебель в доме

И вычисляем без конца

Кто – мышь, кто – тигр, а кто – овца.

Все человечье естество

Глядит с надеждой в Рождество.

От Дед Морозов разной масти

Подарков ждем и кучу счастья,

И верим в то, что небеса

Нам всем готовят чудеса…

Уходит. Звучит итальянская музыка.

Ведущий 1: В Италии новый год начинается 6 января . Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле, открывает двери маленьким ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки.

Ведущий 2: В новогоднюю ночь из окон квартир в самую последнюю минуту старого года итальянцы выбрасывают старую одежду, и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Принято считать, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступившем году купишь новую.

Ведущий 1: А подарки маленьким итальянцам дарит не только Бефану, но и итальянский Дед Мороз. Его зовут Баббо Натале. У него даже есть свой настоящий почтовый адрес, по которому можно отправить письмо.

1-й ведущий . Рождество для англичан – желанный и любимый праздник. За несколько дней до первого января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие народные песни.

В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи. В Англии же возник обычай обмениваться на Рождество поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.

Английские дети в новогоднюю ночь по традиции играют в прятки.

2-й ведущий . Новый год в Монголии называется «Праздником Белого месяца» и совпадает с праздником скотоводов. По всей стране проводятся состязания в силе, ловкости, смелости. Непременное угощение в этот день – вареная баранина и молочные продукты.

И сразу звучит африканская музыка.

Ведущий . В Южной Африке празднуют одновременно Новый год и День урожая. Все население племени собирается на поляне. В середине танца вождь племени бросает на землю созревшую тыкву. Она разбивается на куски – значит, начался Новый год.

Ведущий 1: В Бразилии Новый год отмечается пушечным выстрелом. Услышав звук пушки, бразильцы начинают обниматься, как говорится, не взирая на лица. Многие верят, что если в эту минуту успеешь поцеловать дорогого для тебя человека, то весь год будет счастливым.

Ведущий 2: Новогоднюю ночь в Индии встречают не в полночь, а с восходом солнца. В этот день запрещается ссориться, сердиться. В некоторых районах Индии в день Нового года молодые люди обливают друг друга водой, сопровождая это поздравлениями и новогодними пожеланиями.

Ведущий 1: На венгерском новогоднем столе тоже обязательно должен быть поросенок – любой (жареный, шоколадный). Зато ни в коем случае не подаются блюда из кур, уток, гусей. Старое предание говорит о том, что на птичьих крыльях в новом году может улететь счастье.

Ведущий 2: В Германии обязательная принадлежность новогоднего стола – или поросенок, или свиная голова, или сделанная из теста свинья.

Ведущий 1: Французский Дед Мороз Пер Ноэль приходит ночью, оставляя подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на праздничном столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его смешным приказам.

Ч а с т ь 3. «Рождество в России».

Звучит русская народная мелодия. В зал идут ряженые с песней.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Хозяюшка, родна матушка, не ленись, подымись.

Ты подай пирога. Как подашь пирога – целый двор живота.

Не подашь пирога – одна куричья нога.

Хозяюшка в дому как оладенька в меду.

По очереди начинают говорить хозяйке, которая появилась на сцене.

1. Что вы нам, хозяюшка, подарите?

2. Денег мешок или каши горшок?

3. Кувшин молока или кусок пирога?

4. Копеечки или конфеточки?

5. Или гривеннички на прянички?

Хором . Открывайте сундучок, подавайте пятачок!

Хоть блина, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья

Нам на угощенье!

Хозяин (обращается к хозяйке). Никак ряженые к нам пожаловали. По старому обычаю не пускай их в дом, пока они не отгадают наши загадки.

Ряженые поют.

Коляда, коляда, накануне Рождества,

Тетенька добренька, пирожка бы сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Двоим, троим, давно стоим.

Печка-то топится, пирожка-то хочется.

С Рождеством вас!

Хозяйка . С Рождеством и вас! Отгадайте наши загадки, тогда получите от нас гостинцы. (Хозяин и хозяйка загадывают загадки.)

1. Днем разбита – ночью вставлена. (Прорубь.)

2. Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки.)

3. Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами окно,

Но солнце встало – все стекло. (Мороз.)

1-й ряженый . А ведь мы, хозяйка, не одни пришли к вам. Мы с собой козу привели.

Хозяин . Козу? Да зачем нам коза ваша?

2-й ряженый . Так у нас коза непростая. Есть древнее поверье, что она – символ жизненной силы Земли и урожая.

3-й ряженый . Где коза проходит, там пшеница всходит.

Где коза махнет хвостом – там и рожь взойдет кустом.

Где коза шагнет ногою – там хлеба взойдут копною.

А где заденет рогом – там взметнется стогом.

4-й ряженый . Давайте позовем нашу козу: Коза, коза, иди сюда. (Все зовут козу. Входит девочка, ряженная козой:

Идет в гости коза, к вам коза-дереза,

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Вдруг коза спотыкается и падает:

Ой, ой, ой! Помогите! Одарите!

Хозяин . А что случилось?

Хозяйка . Может, ей помочь подняться?

5-й ряженый . Нет, она поднимется только тогда, когда вы ей подарите что-нибудь или угостите на славу.

Хозяйка . А что она любит?

6-й ряженый . Нашей козе немного надо: ведерочко гречки из печки да горшок овса на конец хвоста.

7-й ряженый . Решето овса, поверх него – колбаса, да три куска сала, чтобы коза встала! (Хозяева одаривают козу, та встает и, весело танцуя, уходит. Ряженые начинают колядовать.)

Мальчики . Как пошла коляда вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять, с Новым годом поздравлять.

Коляда, коляда, где ты раньше была?

Девочки . Я во поле ночевала, а теперь и к вам пришла.

1. Я маленький мальчик, на дудке играю,

На дудке играю, вас всех забавляю.

А вы, люди, знайте, копеечку подайте.

2. Коляд-колядин, я у батюшки один,

Коротенький кожушок, дай, хозяйка, пирожок.

3. Вот пришла коляда впереди Рождества,

И что ты, коляда, хозяевам принесла?

4. Добрым хозяевам – корову с теленком,

Лошадь с жеребенком, свинью с поросенком.

Хором . Жита вам, гречихи, гороха сто мер.

Родись, рожь-пшеница, на счастье, на здоровье.

Хозяйка . Вот вам каждому по копеечке да по пряничку.

2-й ряженый . А сейчас, ребята, айда с горки кататься.

Снова звучит веселая музыка, дети, танцуя, уходят со сцены.

Программные задачи :

Приобщать детей к основам православной культуры,

Обобщать и закреплять знания дошкольников о празднике Рождества Христова,

Прививать уважение детям к православным традициям русского народа,

Активизировать творческие способности, воображение, память и внимание детей,

Закреплять умение детей ритмично двигаться под характерную музыку, а также умение использовать полученные на музыкальных занятиях навыки правильного пения,

Совершенствовать исполнительское мастерство в кукловождении,

Воспитывать чувство товарищества,

На конкретных примерах раскрыть детям такие нравственные категории, как доброта, скромность, забота.

Предварительная работа :

Разъяснение таких понятий, как «Христос», «Рождество», «Ангел», «вертеп», «волхвы», «ясли», «приветливость», «неприязнь»,

Рассматривание репродукций икон «Рождество Христово» и беседы по ним,

Разучивание песен о Рождестве и рождественской ёлочке, тематических танцев, этюдов с театральными игрушками,

Чтение «Святочных рассказов»,

Изготовление рождественских подарков-сюрпризов для зрителей.

Материалы и оборудование :

Рождественское оформление зала,

Два мультимедийных экрана по краям сцены,

Крутящийся, разделённый на три сегмента вертеп,

Прожектор,

Центральная ширма, изображающая зимнюю ночь и звёздное небо с одной восьмиконечной звездой,

Куклы-марионетки по сюжету сказки,

Двусторонние куклы-перевёртыши,

Детские костюмы,

Фонограмма представления,

Подарки-сюрпризы для детей старшей группы.

Действующие лица:

Даша и Маша – девочки – выпускницы детского сада (они же Ангел в розовом и Ангел в голубом),

Кукловоды-марионеточники,

Цветы (Роза, Лилия, Мимоза) – девочки подготовительной к школе группы,

Звёзды – кукловоды,

- Ёлочка – девочка средней группы.

Ход праздника :

Дети старшей группы приглашены в качестве зрителей.

Свет приглушён. На экранах – звёздная ночь с мерцающими звёздами. Звучит вступление к песне «Маленькой ёлочке холодно зимой». В зал, держась за руки, входят две кучерявые девочки в голубом и розовом платьях, стилизованных под ночные рубашки, с мишурой в руках.

Поют песню, украшая сегмент вертепа, изображающего ёлочку. Заключительный куплет песни звучит так, как пели его наши прабабушки:

Нравится ёлочке наше торжество,

Весело, весело встретим Рождество,

Весело, весело встретим Рождество!

Девочки подходят к окошку.

Маша

Дашенька, вот и дождались мы Рождества. Жалко только, что на улице снега нет. А какое же Рождество без снега? Почему Зима забыла о нём?

Даша

Зима лишь то творит, что Бог велит. Ничего случайного не бывает. А даётся нам лишь то, чего мы сами заслужили. Вот ты, Маша, весь год маму слушала?

Маша

Всего один разочек не послушалась.

Даша

Вот поэтому и снега нет!

Маша

А что же теперь делать-то?

Даша

Дела добрые нужно делать. Давай историю малышам расскажем… Рождественскую…

Маша

Давай!

Под волшебный звон колокольчиков в зал забегают дети-кукловоды.

1 ребёнок

Приходите, проходите

И на нас вы посмотрите.

2 ребёнок

Весь мир:

И большие, и малые дети

Счастливым считают

Сей день на планете!

3 ребёнок

Сейчас мы вам всё-всё расскажем

И даже немножко покажем.

Дети-кукловоды занимают свои места возле вертепа. Звучит музыка «Ночь» - инструментальная зарисовка.

1 ребёнок (поворачивая вертеп сегментом, оформленным под ночь с «горящим костром», опускает марионетку-пастуха)

Ветер гуляет,

Мерцает костёр,

Небо красиво,

Как звёздный шатёр.

2 ребёнок (опускает вторую куклу-пастуха)

Возле костра

Пастухи говорят

Всё про стада,

Про овец и ягнят.

1 ребёнок (поворачивает куклу)

Вдруг они слышат

В лесу за селеньем

Тихое, мягкое,

Славное пенье.

2 ребёнок (покачивая куклу)

Что это? Звёзды

Поют нам с небес?

1 ребёнок (покачивая куклу)

Или играет

Листочками лес?

Маша (выходит с крылышками ангела: далее она - Ангел в голубом)

Слушайте, люди!

Я весть вам принёс:

Ночью родился

Спаситель Христос!

2 ребёнок (кукловоды выводят своих кукол из сегмента)

Чтоб на Христа

Краем глаза взглянуть,

Все пастухи

Отправляются в путь…

Ангел в голубом поворачивает вертеп сегментом, где изображена пещера с сидящей фигуркой матери с младенцем в яслях.

1 ребёнок

Вот подошли

Все к пещере они,

Мёду и трав

В дар Христу принесли.

1 и 2 дети

Стояли, молились,

Христу поклонились.

С Рождеством!

3 ребёнок (опускает марионеток- волхвов, покачивает их в такт речи)

Мудрецы с Востока

Ко Христу пришли,

И подарков много

Разных привезли.

Стояли, молились,

Христу поклонились.

С Рождеством!

Куклы-марионетки закрепляются на ширме, дети-кукловоды садятся возле вертепа. Выходит Даша – она теперь Ангел в розовом.

Ангел в розовом

Ах, наш маленький Христос спит в пещере в простых яслях! Нет, так нельзя. Нужно украсить пещеру, пусть она будет как можно красивее и наряднее.

Ангел в голубом

Я знаю, что нужно делать! Ты лети на юг, а я полечу на север и мы принесём то, чем можно будет украсить пещеру.

Ангелы убегают в разные стороны. На экранах появляются заставки: цветущее многоцветье на одном и белое безмолвье – на другом.

Да, на юге всегда тепло, всегда растут цветы, поэтому Ангелу в розовом не составило труда набрать много алых роз, голубых лилий, ярко-жёлтых мимоз и принести всё это в пещеру. Вы только посмотрите, какая красота!

Девочки-цветы танцуют «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Затем садятся возле вертепа.

А на севере в это время была зима, и Ангел в голубом, не найдя никаких цветов, хотел было лететь обратно, как вдруг он увидел зеленевшую среди снега ёлочку. Так скромная северная красавица оказалась в священной пещере среди расхваливающих себя цветов.

Песня «Куплеты цветов» (муз.Юдиной, сл.авторские)

1. Роза:

Я – пышная красавица,

Я всем должна понравиться.

Я гордая и яркая,

Христу буду подарком я!

2. Лилия:

А я такая нежная,

Приятная и свежая!

И мой весёлый, звонкий смех

Младенец любит больше всех!

3. Мимоза :

Сказать по правде вам, друзья,

Красивей всех, конечно, я!

Тут даже нечего гадать –

Я буду ясли украшать!

На проигрыш Ёлочка говорит: А мне нечем и самой украситься и пещеру украсить. Лучше я в сторонку отойду.

Грустная ёлочка отходит в сторону, девочки-цветочки тихонько смеются.

Ангел в голубом

Как же вам не стыдно?

Девочки- цветочки опускают головки.

Ангел в розовом

Подожди, Ёлочка, мы сейчас позовём сюда самых красивых звёздочек и они помогут тебе принарядиться.

Под волшебную музыку Ангелы взмахивают руками, рассыпая блестящие конфетти. В зал выбегают Звёзды - двусторонние куклы-перевёртыши, у которых на одной стороне пиктограмма положительной эмоции, а на другой – с отрицательной.

«Танец звёздочек» П.Мориа.

Ангел в голубом

Здравствуйте, дорогие звёздочки, представьтесь, пожалуйста.

1 звёздочка

Доброта! (реверанс)

2 звёздочка

Радость! (реверанс)

3 звёздочка

Приветливость! (реверанс)

Ангел в розовом

Милые звёздочки, не могли бы вы украсить нашу ёлочку?

Звёздочки

С удовольствием!

Ангел в голубом

Ну что же, приведите себя в порядок, самая достойная из вас будет сиять на макушке Ёлочки.

Ангелы уходят за ширму.

1 звёздочка (достаёт бутафорское зеркало)

Ну что ж, самой достойной буду я!

2 звёздочка

Нет я, у тебя платье некрасивое!

3 звёздочка

Отдайте зеркальце мне - я самая достойная!

Звучит музыка «Порыв» Шумана. Звёздочки толкаются и переворачивают свои пиктограммы на противоположные. В зал вбегают Ангелы.

Ангел в розовом

Что случилось? На кого вы стали похожи?

Ангел в голубом

Где Доброта, Радость, Приветливость? Я вижу только Злость, Презрение и Неприязнь. Такие вы на Рождество не нужны.

Звёздочки просят прощения друг у друга, переворачивая свою куклу положительной стороной.

1 звёздочка

Простите меня, сестрички, такую ледяную и колючую.

2 звёздочка

Не держите на меня зла, я так виновата перед вами!

3 звёздочка

Никогда-никогда я больше не обижу вас ни словом, ни ни делом!

Ёлочка

Ой, смотрите, звёздочки опять стали красивыми!

Ангел в розовом

Вот видите, стоило вам только попросить друг у друга прощения, как вы стали краше прежнего.

Ангел в голубом

Давайте же скорее украсим нашу ёлочку!

Под музыку «Вальс на льду» Петрова Цветы и Звёздочки окружают ёлочку, надевают ей корону, блестящую сетку со стразами.

Роза

Посмотрите, Младенец в колыбели проснулся и тянется к ёлочке!

Лилия

Конечно, всем детям понравится такое хорошенькое нарядное деревце.

Мимоза

И такой замечательный праздник – Рождество!

Песня «Рождество» Т.Шорыгиной.

1. Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Завтра будет торжество –

Рождество! Рождество!

2. Ёлочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Завтра будет торжество –

Рождество! Рождество!

3. Будем петь и веселиться,

Возле ёлочки кружиться.

Завтра будет торжество-

Рождество! Рождество!

Время Рождества Христова – время чудес и рождественских подарков.

Вертеп поворачивается стороной, украшенной под ёлочку, там лежат подарки. Дети- участники представления разносят младшим друзьям сюрпризы, сделанные своими рукам, садятся рядом с ними. На время раздачи подарков Ангелы уходят за ширму и возвращаются оттуда уже Машей и

Дашей. Приглушается свет, на экранах появляется ролик падающего снега.

Маша

Смотри, Дашенька, снег пошёл!

Даша

Значит мы сделали доброе дело…

Общий поклон на фоне колокольного звона.

Любовь Ерохина

Подготовили и провели музыкальные руководители : Ерохина Л. И., Вдовиченко И. В., инструктор по физической культуре Катунина Г. А., учитель- логопед Луцева О. Н.

Ведущий :

Ночью, по пыльной дороге шли путники молодая женщина Мария и её пожилой муж Иосиф. Долгий путь они проделали под мерцанием звёзд, пока не пришли в город Вифлеем. Они очень устали и хотели отдохнуть, поэтому постучались в дверь постоялого двора. (Стучат)

Хозяин :

Кто тут ко мне стучится? Не видите - гостиница полна! С таким числом постояльцев я скоро сойду с ума! Пойдите прочь добрые люди! Ищите в другом месте ночлег. Для вас здесь места нет!

Иосиф : Не возвращаться же нам в Назарет. Мария совсем устала. Впустите нас скорее в дом. Неужели не осталось свободной кровати в нём?

Хозяин : Куда же мне вас устроить? Ну, разве в пещеру к скоту?

Мария : Не будем Иосиф спорить, давай заночуем там!

Ведущий : И в эту ночь случилось чудо - родился Господь. Мария его запеленала и положила в ясли.

Ведущий :

В Святую ночь на тучном поле

Не зная, отдыха и снов.

Стада, гулявшие на воле

Пасло семейство пастухов

1 Пастух : Ночь темна, не растерять бы нам наши стада

2 Пастух : Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с небес!

Ангел :

Послан Богом я принесть

Людям радостную весть!

На земле и в небесах торжество

Христа Бога нашего Рождество !

1 Пастух :

Мы пойдём, пастухи

Чуду подивиться

Чуду подивиться

Богу поклониться.

Ангел :

Я же, Ангел, покажу вам дорогу

Покажу вам дорогу, к Христу Богу!

2 Пастух :

Спасибо, что хочешь нас проводить,

Но только, что Ему нам подарить?

1 Пастух :

Мы люди простые

Вот хлеб, сыр и мёд…

Ангел :

И веру пусть каждый в дорогу возьмёт!

2 Пастух :

А я сена свежего из травы пахучей

Ему в ясли положу

Он в мире самый лучший!

Музыка (подходят к пещере, заглядывают)

1 Пастух :

Всё сбылось по Ангельскому слову!

Мы в хлев зашли и увидали там :

Младенец царственный в соломе

Лежал и улыбался нам (пастухи кланяются, оставляют подарки и уходят)

Ведущий :

В небе звёздочка зажглась золотая

Эта звёздочки была не простая

Сам Всевышний Бог ту звезду зажёг

Горит звезда, сияет

Нам к спасенью путь озаряет! (появляются Волхвы)

1-Волхв :

Ты видел яркую звезду?

Что предвещали древние писанья ?

2-Волхв :

Да! Видел, Вас я только жду.

Чтоб разделить святое ликованье!

3-Волхв :

Давайте собираться в путь

Пусть каждый Малышу святому

Возьмёт в подарок что- нибудь!

1-Волхв :

Он Царь - царей, и значит надо

Нести ему в подарок злато!

1-Волхв :

В сосуде я несу иное -

Тут смирна и алоэ.

1-Волхв :

Он Божество, и от того

Несу я ладан для него!

Ведущий :

По гласу Божьего веленья

Вела их яркая звезда

Через пустыни и селенья

Через леса и города

И в Вифлеем дары свои волхвы несли за ней.

И на соломе там нашли Царя царей!

(волхвы кланяются, оставляют дары и уходят)

Ведущий :

Цыплёнок, ты понял, конечно, давно,

День скорби далеко, а радость в окно

Стучится к нам веткой еловой.

И вестью, на каждый год новой…

Христос наш родился на свет!

Ангел :

А для тебя цыпленок

Подарок в Рождество

Нашёл твою я маму

Встречай её…

Курица :

Ко- ко –ко! Любимый мой цыплёнок

О! Как же ты подрос!

Мы вместе, Слава Богу!

Спаси вас всех Христос!

Ведущий :

Сияй звезда, сияй восьмью лучами

Расти для всех родившийся Христос

Мы молимся с зажжёнными свечами

Чтоб послужить тебе нам довелось!

Песня «Мы маленькие свечи» муз. неизвестного автора

1-2-3 Рождественская ёлочка –гори !

Музыка (дети идут калядовать

Публикации по теме:

Театрализованное представление «Сказка для мам» в подготовительной к школе группе СКАЗКА ДЛЯ МАМ подготовительная к школе группа Музыкальный руководитель: С. Ю. Миронова (г. Железногорск, Курской области) Вед. : Мы очень.

АННОТАЦИЯ Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. Часто это происходит по неосторожности.

Театрализованное представление по сказке Н. Юсупова «Правдивая сказка» Обработка воспитателя МБДОУ № 63: Хониной Э. И. г. Махачкала Декорации.