Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Сравнение российского и американского флота. Боевая мощь вмф рф не дотянула и до половины американской

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2020 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2020 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» – 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» – 1;
  • миноносцы эскадры УРО – 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» – 22;
  • патрульные и иные суда – 31;
  • подводные лодки – 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск – более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года – 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет – еще более 100. Приоритетное направление – подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка “Дмитрий Донской” – крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ – нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа “Ширануи”

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск – обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец – 1;
  • дизельные подводные лодки – 13;
  • фрегаты – 14;
  • легкий авианосец – 1;
  • эсминцы – 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск – 58350 человек.

Новый индийский корвет “Килтан”

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ – адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу – Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

“Петр Великий” на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы – торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ – «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача – защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Флагманский корабль “Москва” в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность – 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача – обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Ракетный крейсер “Варяг” в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий – адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец “Настойчивый”

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние – это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман – миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия – одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре – удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

Выводы

  1. Самый большой флот мира принадлежит США. Он оснащен 289 единицами морской техники, а также авиационными группами. В пятерке лучших также корабельные силы Китая, России, Японии и Индии.
  2. Крупнейшее объединение военно-морских сил РФ – Северный флот.
  3. Самый большой торговый флот в мире имеют Панама, Либерия и Китай.

Способность проникать в морские глубины и незаметно вклиниваться в оборону противника. Выбирать наилучшее место и время для атаки. Выживать без значительных затрат на оборону, используя неопределенность и неоднозначность водной среды. Уникальные свойства подводных лодок позволяют обеспечить беспрецедентный эффект присутствия и сдерживания, далеко не пропорциональный размерам и количеству самих субмарин.

На сегодняшний день ВМФ России и ВМС США являются крупнейшими в мире операторами подводных лодок. На вооружении каждого из флотов находятся лучшие образцы подводного вооружения, представленные многочисленными типами подводных кораблей.

Подводная компонента ВМФ России

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Носители межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования, основа "ядерной триады" России.

Проект 955 и 955А "Борей"

В строю - 3, строятся - 3, планируемый состав серии - 8...10 подлодок.

Самый новый и современный проект подводного стратегического ракетоносца во всем мире. Конструктивные особенности и шумовые характеристики РПКСН пр. 955 позволяют отнести их к новому, четвертому поколению подводных атомоходов. Вооружение: ракетный комплекс Д-30 с 16-ю баллистическими ракетами подводного базирования Р-30 "Булава". Новые лодки "Борей" и твердотопливные ракеты открывают новую эпоху в отечественного подводного .

Проект 667БДРМ "Дельфин"

В строю - 7 единиц (1981-90 гг.).

Боевое ядро морских стратегических ядерных сил. Носители трехступенчатых баллистических ракет подводного базирования Р-29РМУ2 "Синева". Главным козырем "Синевы" по сравнению с твердотопливными "Трайдентом" и "Булавой" являются их выдающиеся энергомассовые характеристики (стартовая масса/дальность стрельбы/забрасываемый вес), обусловленные фундаментальными свойствами жидкого топлива.


К-407 "Новомосковск" (пр. 667БДРМ) после прохождения ремонта и модернизации

Проект 667БДР "Кальмар"

Три лодки, вступившие в строй в 1980-82 гг., вооруженные комплексом Д-9Р (16 пусковых установок шахтного типа с жидко-топливными ракетами Р-29Р). Ожидается, что устаревшие "Кальмары" будут постепенно выведены из боевого состава и заменены новейшими "Бореями".

Проект 941УМ

ТК-208 "Дмитрий Донской" - последний из тяжелых РПКСН типа "Акула", переоборудованный в пусковой стенд для испытаний БРПЛ "Булава".

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) - 8 единиц, все принадлежат к проекту 949А "Антей" (1986-96 гг.). Знаменитые "убийцы авианосцев", каждый из которых несет по 24 противокорабельные ракеты "Гранит".

Многоцелевые атомные подводные лодки - 21 единица. Разношерстое семейство, представленное представителями пяти проектов:

Пр. 671РТМ(К) - четыре подлодки. Запланирован вывод из состава флота;

Пр. 945 и 945А - четыре подлодки с корпусами из титана. Ведется глубокая модернизация с установкой современных систем и . Все "Кондоры" и "Барракуды" вернутся в строй к началу следующего десятилетия;

Пр. 971 "Щука-Б" - двенадцать кораблей. Девять в боевом составе, три в резерве и в затянувшемся на десятилетие ремонте. Еще одна подлодка (К-152 "Нерпа") передана в лизинг Индии. На момент постройки (80-90 гг.) "Щуки-Б" были самыми грозными и совершенными субмаринами в своем классе. Таковыми остаются и сегодня, с поправкой на возраст. Имеется несколько модификаций ("Улучшенная Щука"), некоторые представители проекта в настоящий момент проходят модернизацию по различным программам;

Пр. 885 "Ясень". Многоцелевая АПЛ четвертого поколения, оснащенная ракетным комплексом "Калибр". Лодка "Ясень" претендует на звание лучшей в своем классе среди всех зарубежных аналогов. В настоящий момент в строю находится один корабль этого типа (К-560 "Северодвинск"). На верфях - еще три корпуса, строящиеся по обновленному проекту 885М "Ясень-М". Планируемый состав серии - 8 субмарин;


К-560 "Северодвинск"

Атомные подводные лодки специального назначения - 2 единицы:

Носитель глубоководных станций БС-136 "Оренбург" (переоборудована из ракетоносца пр. 667БДР);

Атомная глубоководная станция АС-12 "Лошарик" (пр. 10831), предельная глубина погружения 6000 м, вооружение отсутствует.


Лодка-носитель БС-136 "Оренбург"

В настоящий момент по специальному проекту переоборудуют еще один недостроенный атомный ракетоносец К-139 "Белгород" (пр. 09852).

20 единиц, среди которых:

18 "Варшавянок" (пр. 877 и 636.3);

1 Б-585 "Санкт-Петербург" (пр. 677 "Лада") - в опытной эксплуатации на СФ;

1 Б-90 "Саров" (пр. 20120) - экспериментальная ДЭПЛ для испытания новых образцов вооружений.

В ближайшие годы отечественный ВМФ должен пополниться еще шестью ДЭПЛ, среди которых будут две "Лады"и четыре "Варшавянки".

Щука, Борей, Варшавянка!

Подводная компонента ВМС США

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ - соответствуют отечественным РПКСН). На вооружении единственный тип - "Огайо" . В строю 14 лодок, построенных в период с 1981 по 1997 г.

Связка "Огайо" - "Трайдент-2" может считаться эталоном морских ядерных вооружений. Носитель - уникальная лодка, до недавнего времени считавшаяся самой скрытной из существующих АПЛ. И твердотопливная ракета с непревзойденными массогабаритами и ТТХ (неслучайно, на борту не самой крупной "Огайо" поместились 24 БРПЛ).

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN) - 4 единицы. Были переоборудованы из ПЛАРБ типа "Огайо". На борту каждой 154 "Томагавка".

Многоцелевые атомные подводные лодки (или, по оригинальной классификации, fast attack submarine - скоростные подводные охотники). В настоящий момент на вооружении ВМС США находятся три основных типа многоцелевых АПЛ, среди которых:

41 лодка типа "Лос-Анджелес" (1981-96 гг.). Небольшие по размерам, скрытные и надежные подводные охотники уже 30 лет составляющие основу подводных сил США. Большая часть из сохранившихся "Лос-Анджелесов" принадлежит к подсерии "Улучшенный ЛА". Оснащены вертикальными пусковыми установками для хранения и запуска КР "Томагавк";

11 лодок типа "Вирджиния" трех разных подсерий (1997-2014 гг.). Новые американские лодки специализируются на боевых действиях в прибрежной зоне: разведка, проведение диверсионных операций и нанесение ударов по берегу. Как у их предшественников, "Лос-Анджелесов", в носовой части "Вирджиний" установлено 12 ракетных шахт для "Томагавков". Всего запланировано построить 30+ АПЛ данного типа, последние лодки (подсерия 5) получат возможность нести до 40 крылатых ракет;

Три "Морских волка" . Белые слоны американского флота, формально считающиеся самыми совершенными подводными охотниками и первыми в мире многоцелевыми АПЛ 4-го поколения. Фактически же представляют собой предельно дорогие, штучные конструкции, страдающие от множества "детских болезней". Последний корабль типа "СиВулф", "Джимми Картер", был введен в строй в 2003 г. в виде лодки для специальных операций.

Дизель-электрические подводные лодки

В связи c ярко выраженной наступательной направленностью американский флот полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ "Гроулер" была построена в 1958 году.


Экстренное всплытие АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Несмотря на некоторый рост в военном судостроении, обозначившемся после 2015 г., Россия пока так и не достигла уровня 2007-го, когда боевые возможности ВМФ РФ составляли 65% от американских. По данным военно-морского портала Mil.Press FLOT, за прошедший год эта цифра составила лишь 47%. Это больше, чем в 2016 и 2015 гг. (45 и 44% соответственно), но все равно статистика оставляет желать лучшего.

Этот показатель не отвечает на вопрос, кто победит в войне, так как с появлением ядерного оружия все стало намного сложнее. Однако цифры позволяют сравнить флоты двух сверхдержав и динамику роста.

В 2017 г. российские моряки получили только два больших боевых корабля – фрегат "Адмирал Макаров" проекта 11356 и корвет "Совершенный".

Корвет "Совершенный". Фото: mil.ru

По идее, на подходе фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков", который проходит государственные испытания. Но эксперты не берутся прогнозировать, когда корабль передадут ВМФ РФ. Слишком часто переносились сроки.

С кораблем той же серии "Адмиралом Головко" проблема еще серьезнее. Фрегат так и не получил двигатели, которые ранее поставлял украинский "Зоря-Машпроект".

Аналогичная ситуация сложилась с тремя фрегатами проекта 11356. Альтернативное производство турбин в Рыбинске еще не налажено. И корабли введут в строй в лучшем случае в 2020-2021 годах. Также неясна судьба большого десантного корабля "Иван Грен" – его тоже планировали передать флоту в прошлом году, но этого не произошло.

Десантный корабль "Иван Грен". Фото: mil.ru

Общую ситуацию немного поправили вернувшиеся из ремонтных доков атомные ракетоносцы "Рязань" и "Тула". Но эти хорошие подводные лодки 1980-х гг. не могут дублировать новые субмарины "Борей", которые должны составить основу стратегического флота.


В то же самое время американские моряки за прошедший год получили новый авианосец "Джеральд Форд", два ракетных эсминца класса "Арли Берк", две многоцелевые подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Кроме того, испытания проходит второй эсминец-невидимка класса "Замволт" "Майкл Монсур", правда, дата его передачи ВМС США пока неизвестна.

Эсминец "Арли Берк". Фото: wikipedia.org

Зато абсолютно точно в этом году американцы получат три эсминца "Арли Берк", две подлодки класса "Вирджиния", десантный корабль класса "Сан-Антонио" и три LCS.


Россия могла бы существенно поправить ситуацию теми самыми "Мистралями", которые из-за санкций так и не достались ВМФ РФ. Теперь корабли придется либо закупать, например, у Китая, либо строить с нуля, что очень непросто.

Корабль прибрежной зоны LCS 2. Фото: GLOBAL LOOK press/Deven Leigh Ellis

Тем не менее Минобороны РФ медленно, но верно обновляет флот. От строительства нового авианосца пока решено отказаться по финансовым причинам. А все силы и средства сейчас брошены на новые подлодки и фрегаты, которые необходимо достроить любой ценой. Кроме того, не стоит забывать про модернизацию тяжелых атомных крейсеров "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", на которые планируется поставить самое современное вооружение.


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.