Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Стиль который относится к стилям взаимодействия. Типы и стили взаимодействия

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются исходя из условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.

· Взаимодействия выделяют прежде всœего по субъекту и объект – субъекту :

– личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);

– коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т. д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности исходя из возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.

· Отмечают прямое и косвенное взаимодействие .

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга , косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни , ее микросреду. К примеру, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

· Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

– наличие цели или ее отсутствие – во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно принято называть целœенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;

– степень управляемости – управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое – целœенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полу управляемое - ϶ᴛᴏ также целœенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое - ϶ᴛᴏ стихийное взаимодействие;

– тип взаимосвязи – ʼʼна равныхʼʼ или ʼʼруководствоʼʼ; для взаимодействия ʼʼна равныхʼʼ характерны субъект – субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при ʼʼруководствеʼʼ – активность с одной стороны.

· В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности , эффективности , частоте и устойчивости . Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса.

· Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака:

– отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга,

– наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности,

– субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.

· Различные сочетания этих признаков дают определœенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всœех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, педагог – педагог и т. д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется:

– объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок;

– гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями;

– активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всœех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - ϶ᴛᴏ совместное определœение целœей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределœение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целœей и задач.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают четыре основных стиля действий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

1. Ритуальный стиль действий. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (Петровская, 1983).

2. Императивный стиль - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

3. Манипулятивный стиль - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализует-

ся концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

4. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско- родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название диалогического общения. Диалогическое общение в рамках гуманистического стиля - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.

Критерии выделения стилей: соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение); степень взаимопонимания; результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица 2. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко )

Соотношение позиций

Степень взаимопонимания

Возможности

Диалогический

Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение

Высокий уровень взаимопонимания

Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров

Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым

Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого

Манипулятивный

Неравноправие в отношениях, власть одного над другим

Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера

Развитие за счет другого

Альтруистический

Неравноправие в ущерб себе

Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем

Возможности развития собеседника за свой счет

Конформный

Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы

Стремление к некритическому согласию

Отсутствие возможностей для саморазвития

Индифферентный

Прагматическая позиция

Игнорирование психологических проблем взаимодействия

Отсутствие возможностей для развития другого

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия :

    объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

    последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

    собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:

    Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

    Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.

    Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.

    Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.

Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конструктивные функции конфликта: развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Деструктивные функции конфликта:

    в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

    нарушается система взаимосвязей;

    понижается эффективность совместной деятельности.

Н.В. Гришина выделяет следующие типы конфликтов.

    Социальный (процессы, которые протекают на уровне макроструктур) – это такой социальный процесс или ситуация, в которых одна социальная группа находится в сознательной оппозиции по отношению к одной или более другим группам, поскольку эти группы преследуют несовместимые цели.

    Социально-психологический (на уровне межгруппового и межличностного взаимодействия). Речь идёт о малых группах – находящихся в непосредственном взаимодействии или на уровне взаимодействия личностей, их интересов и т.д.

    Психологический (внутриличностный уровень) Столкновение различных личностных образований (мотивов, целей, интересов), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Основное условие психологического конфликта – это субъективная неразрешимость ситуации.

»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Реферат по психологии общения на тему Стили конфликтного взаимодействия ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА группы 4пс-22 Сапожникова Е. С. Проверил: к. п. н., доцент Хромов В. В. ЧЕРЕПОВЕЦ 2004 СОДЕРЖАНИЕ. Введение 3 Общее понятие о конфликте 4 Стили конфликтного взаимодействия 6 Заключение 12 Список используемой литературы 13 Введение. Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть». Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты. Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой. Общее понятие о конфликте Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса: * Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу возможности распоряжаться ограниченными ресурсами; * Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия; * Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он будет сильным; * Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях: а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют его умениям, интересам, целям или ценностям; б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы; в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп. Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во- первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией. В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами, работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении. Основное различие между определениями конфликта касается в большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме. Стили конфликтного взаимодействия. Далее представлены возможные стили поведения в конфликте. Здесь используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание, приспособление и компромисс. Конфронтация. Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на примирение. Она предполагает: - Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения; - Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного субъекта; - Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости ситуациии взаимодействия; - Общий консерватизм интересов; - Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле; - Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента; - Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность; - Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих предубеждения против них. Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники конфронтации, являются следующие: - Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц, правдоискательство; - Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения; - Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их позиции. Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции. Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются обе стороны. Часто её выбирают подростки. Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья- погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать ботинки. Серёжа же достал пылесос: - Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя! - Отвали, пацан. - Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду! - Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода пылесосить будешь. Без выходных! Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок: - Чао, братик! У меня почище уберись! Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое утро начиналось с крика: - Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в капроночках! - Ну и что. - Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье! - Ну и наплевать! Моё здоровье! - Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо! - Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать! - Не смей мне хамить!!! Вечером мы не разговаривали. Конфронтация приемлема, когда: * необходимы быстрые решительные действия *необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам *есть уверенность в правильности выбранного важного решения *люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции Сотрудничество. Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается большее взаимопонимание, доверие, уважение. Отличительные признаки сотрудничества: - Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их чувства и желания; - Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной; - Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности; - Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия; - Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта; - Готовность принести извинения; - Стремление действовать разумно и осознанно; - Поэтапность, последовательность в достижении целей. Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике. Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним. Давайте послушаем их: - Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно сегодня в десять! - Лев Карлович, позвольте, но… - Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться! - Прошу Вас, выслушайте меня. - …Хорошо. - Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных технологий. - ДА! - И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное обеспечение. - Да. - Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который уничтожил все мои файлы, включая отчет. - М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что за вирус? - «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы. - ХА-ХА-ХА! Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации, заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно извещать его о неполадках. Сотрудничество приемлемо, когда: *необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько важны, что компромисс недопустим *нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников *необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели *нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения Компромисс. Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой. Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими особенностями: - Осмысленностью шагов, предпринимаемых на протяжении исхода конфликта; - Готовностью много раз менять решение, если другая сторона не соглашается с ним; - Заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны; - Призванием посредников; - Применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки единой позиции; - Готовностью выслушать претензии противоположной стороны; - Заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром в дальнейшем. Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных конфликтов. Значительно реже используется в межличностной сфере и практически никогда детьми. Компромисс можно проиллюстрировать на примере знаменитого судебного процесса в США, когда ассоциация инвалидов по зрению (слепые) предъявили иск по поводу того, что их права ущемляются в пользу инвалидов, прикованных к коляске. И ущемляются следующим образом: на тротуарах улиц славной Америки обязательно делают спуски, для того, чтобы не приходилось с инвалидной коляской прыгать с бордюра. А для слепых, между прочим, этот бордюр – главный ориентир при переходе через улицу. А когда слепой двигает палочкой перед собой, палочка о бордюр не ударяется и слепой думает, что там прямая дорожка. (Или яма. Или кому что покажется.) Дело разбирали очень долго, очень долго посредники-адвокаты искали компромисс, чтобы не ущемлять права ни тех, ни других граждан свободной страны. И нашли его – теперь на этих скатах делают специальные насечки, чтобы палочкой можно было об них удариться и понять, что это такое. (Только теперь, говорят, инвалидов на колясках на этих скатах трясти стало…) Компромисс приемлем, когда *цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для их достижения *оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей *придти к временному соглашению по важным вопросам *принят приемлемое решение при недостатке времени *когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не помогают достичь целей Приспособление. Приспособление предполагает, что одна из конфликтующих сторон целиком оказывается зависима от другой. Ради сохранения уже сложившихся отношений человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе». Конфликты с использованием этого стиля могут характеризоваться: - Низкой динамичностью; - Отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы; - Установкой на безоговорочное признание вины; - Страх потерять расположение, любовь, дружбу; - Социальная или экономическая зависимость; - Использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть разоблачённым со стороны другого. Рассмотрим этот стиль на примере молодой пары: Илья (19 лет) и Лика (16 лет.) Они не женаты. Илья очень долго добивался Ликиного расположения и, наконец, достигнув цели, был очень счастлив. Целые четыре дня. Потом Лика начала капризничать, привередничать и посматривать на других молодых людей. Илья: - Лика, давай побудем сегодня вдвоём. - Не хочу. Хочу с ребятами на пикник. - Пожалуйста, перестань капризничать. - Я вообще могу уйти. Меня Славка на пикник отвезёт. - Какой Славка? - Отвали. - Как ты со мной обращаешься? - Как хочу. Не нравится – гуд бай! - Ладно… Едем на твой пикник. Приспособление приемлемо, когда *есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость *предмет разногласий важнее для других *надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее *целесообразно минимизировать потери при слабой позиции *важны гармония и стабильность отношений Избегание, или уход. Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно уклоняется от всякого обострения отношений, споров, меняя при этом обсуждаемую тему или удаляясь из ситуации. Он не поддаётся ни на какие провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений. Таким образом, проблема остаётся неразрешённой, остаётся вероятность возобновления конфликта. Уход предполагает наличие: - Несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный эмоциональный настрой; - Противоположности интересов и целей; - Действий, направленных на быстрое свёртывание конфликта; - Стремление к разрядке напряжённости; - Слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон. Пример. Мать и сын завтракают. Мать: - Алёша, я вот вчера в окно опять видела, что ты с сигаретой шёл… Ну ты же обещал бросить! - Ма, не сейчас, ладно? - Ну а когда я ещё тебя увижу? Всё гуляешь. Ты мне три месяца назад обещал, что бросишь. - Да брошу, брошу. Всё. - Да, наобещаешь опять, а чуть за порог – и задымишь. Сын (тихо): - Блин, что за привычка с утра по ушам ездить? - Что? - Я говорю, пока, мам, я в институт! Избегание приемлемо, когда *предмет разногласий несущественен. и есть другие более важные дела *отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы *вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их *надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний *другие могут решить конфликт более эффективно *перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию Заключение. Итак, мы рассмотрели пять стилей взаимодействия в конфликте. Каждый человек использует различные стили, что не исключает наличия излюбленных, предпочитаемых, доминирующих. Знание особенностей каждого из них позволяет сделать правильный выбор, подняться над ситуацией и управлять ею. Список используемой литературы 1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997. 2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 3. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании. Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора.

Что это такое?

Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте.

Это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

  • личностные особенности;
  • навыки владения техникой деловой коммуникации;
  • конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами).

Классификация стилей

Рассмотрим кратко основные типологии стилей делового общения.

Классификация К. Левина

Типология была создана на основе исследований и экспериментов, проводимых в 30-е годы ХХ века психологом Куртом Левином и его учениками, направленных на выявление стилей управления. Согласно данной типологии выделяют три стиля деловых коммуникаций.

Авторитарный

Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При этом решения эти касаются не только вопросов деятельности данного субъекта, но и общей с другими участниками деятельности. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие).

Этот стиль отличает автократическое общение, когда все действия диктуются только одним человеком, остальные стороны не принимают участия в обсуждении даже касающихся их самих вопросов, инициатива не поощряется. Реализуется авторитарный стиль путем диктата и постоянного контроля. При проявлении со стороны объектов воздействия несогласия возникают длительные конфликты.

Приверженцы данного стиля подавляют в других людях проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельности. Других людей они оценивают только на основе своего собственного субъективного мнения.

Демократический

Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие, стимулирование инициативы и творчества, создание благоприятных для самореализации условий. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Люди, реализующие демократический стиль делового общения, обычно испытывают удовлетворение от своей профессиональной деятельности, положительно настроены к партнерам, адекватно их оценивают и стремятся понять их цели, обладают способностью предвидеть результаты взаимодействия.

Либеральный

Либеральный стиль общения занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Субъект коммуникации в этом случае предельно минимально включается в диалоги и совместную деятельность с другими участниками, но только для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей. Он общается довольно формально, не пытаясь разобраться в сути вопроса. Основа этого стиля – невмешательство, обусловленное отсутствием интереса к общим проблемам.

Люди, реализующие данный стиль делового общения, постоянно колеблются, проявляют нерешительность, стараются переложить принятие решения на других. Нечеткость целей, отсутствие контроля, пассивность и незаинтересованность делают деловое общение при таком стиле неуправляемым.

Социально-психологический климат в коллективе при реализации такого паттерна общения скорее всего будет неустойчивым с периодически возникающими латентными или явными конфликтами.

Классификация стилей по С. Братченко

  • Авторитарный – субъект делового общения стремится к постоянному доминированию, подавлению партнеров. Этому стилю присущи: отсутствие стремления к пониманию партнеров, «коммуникативное нападение», отсутствие уважения к чужому мнению, требование согласия от других участников, стереотипизация общения.
  • Диалогический стиль предполагает коммуникацию на равных, в основе которой лежит доверие, взаимопонимание и взаимоуважение, открытость и сотрудничество, эмоциональное проявление и самовыражение всех участников общения.
  • Альтероцентричный . Он ориентирован на планомерную концентрацию внимания субъектом на других участниках делового взаимодействия, принесение в жертву своих интересов ради удовлетворения стремлений партнеров.
  • Манипулятивный предполагает использование партнеров по коммуникации для получения собственной выгоды, то есть другие участники коммуникации выступают лишь как средства достижения целей субъекта деловых отношений. При таком стиле деловой коммуникации желание понять партнера может иметь под собой конкретную цель – получить информацию о его намерениях и использовать ее в своих интересах.
  • Конформный стиль предполагает ориентированность субъекта общения на подражание, подчинение, подстраивание под партнера, нежелание быть понятым.
  • Индифферентный стиль – это практический полный отказ от делового продуктивного и разнопланового общения и попытка заменить его быстрым решением только деловых проблем.

Классификация по Л. Петровской

Если две предыдущие классификации в качестве ориентира использовали индивидуально-психологические особенности субъекта общения, то у Л. Петровской основным фактором, детерминирующим типы стилей, выступает сама ситуация общения. По данной классификации существуют следующие стили деловых коммуникаций.

  • Ритуальный стиль , в основе которого лежит общая межгрупповая коммуникация. Задача партнеров такой коммуникации – это удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо группе, сфере отношений, поддержание социальных связей. При таком стиле взаимодействия партнер выступает как необходимый элемент для выполнения ритуала, причем его проблемы, интересы и личностные особенности не учитываются. Ритуальное общение более всего распространено в организациях со стабильным коллективом, члены которого знают друг друга уже давно.

Встречаясь на работе, они каждый день обсуждают одни и те же проблемы. Иногда даже можно прогнозировать, кто и что скажет в следующий момент. И такое положение дел всех вполне устраивает, и многие в конце трудового дня испытывают чувство удовлетворения от того, что они являются членами определенной команды.

  • Манипулятивный жанр общения предполагает использование партнерами друг друга в качестве способа решения определенных задач. Партнеры при этом пытаются продемонстрировать друг другу преимущества и привлекательность своих целей, чтобы партнер помог ему их достичь. Победителем в таком взаимодействии выходит тот, кто лучше владеет искусством манипулирования. Манипулятивный стиль не всегда является плохим. Именно таким способом решаются многие задачи.