Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Уроки школьного фотографа. Где и как снимать портреты для выпускного альбома, чтобы потратить минимум усилий, а получить качественный результат

Если вы давно работаете детским фотографом, то вас ждет увеличение заказов на школьную съемку, потому что дети растут, а родители предпочитают работать с проверенным специалистом.

С одной стороны это хорошо, потому что не нужно тратиться на рекламу, а заработать на школьных съемках можно даже больше, чем в детском саду - классы сейчас достаточно многочисленные. Но в школе перед фотографом встает ряд серьезных проблем , которые никогда не возникают при съемке дошкольников.
Во-первых, в школе вам, скорее всего, не разрешат мешать учебному процессу и отвлекать детей.
Во-вторых, осветить класс сложнее, чем небольшие игровые зоны в детском саду.
В-третьих, чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их процессом съемки.
Старшеклассники могут демонстративно отворачиваться от камеры, мешать фотосъемке или напрямую отказаться от участия в ней.
Но, пожалуй, самая главная проблема съемки - это однообразие школьного процесса обучения. Практически все время дети находятся за партами, занятые однотипной деятельностью.

Уроки физкультуры тоже мало предсказуемы. В больших залах одновременно могут заниматься несколько классов, сложные условия по свету, полная зависимость результата от настроя и планов учителя физкультуры, а так же сами дети в подростковом возрасте становятся угловатыми, хуже контролируют свое тело и не всегда фото в движении получаются такими же эстетичными, как при фотосъемке дошкольников.

Еще одним большим минусом является то, что в определенных возрастах из-за перестройки организма детские лица требуют такое количество ретуши, которое сопоставимо разве что со свадебными съемками, соответственно рентабельность будет очень низкой, так как много денег уйдет на оплату работы ретушера.

Давайте начнем решать эти проблемы по порядку.

Во-первых, нужно определиться с предпочитаемыми возрастами и попробовать снимать именно их.

Например, для нас предпочтительной является съемка 1-2 классов , которые заказывают очень редко. Для того чтобы получить такие заказы, активно заявите о том, что вы снимаете школьников на 1 сентября. По таким ключевым запросам вас точно будут искать родители и будет много обращений.
Понятно что на этот день вы уже будете заняты, но в ходе телефонных переговоров можно убедить родителей в том, что съемка 1 сентября - это напрасная трата денег, а вот съемка одного дня в школе - очень интересная и ценная история о том, как ребенок уже начал учиться в школе, как он осваивает новую территорию, нашел новых друзей.
Такие съемки лучше организовывать в конце сентября - начале октября, когда дети уже успеют полностью адаптироваться к школе, успеют подружиться, а главное - что ведущим видом деятельности у детей в этом возрасте является обучение, поэтому они так ярко и эмоционально реагируют на уроках, им интересно и нравится учиться.

Родители, которые заказывали вам съемку первоклассников, обязательно обратятся к вам в конце 4-го класса , чтобы провести фотосъемку для выпускных альбомов в начальной школе. Заранее подскажите им, что такие съемки лучше проводить в начале 4-го класса - пока есть хороший свет и есть интересные задние планы для съемки детей на улице. В конце года, как правило, дети уже устают, у них проходит много контрольных работ, а все хорошие детские фотографы в этом периоде перегружены заказами. Следующий поток обращений к вам будет уже в старших выпускных классах.
Запросам родителей лично я отказываю и советую вынести вопрос фотосъемки и выбора фотографа на обсуждение самих детей. Хотя 11-ый класс уже сложно назвать детьми:) Вот уже три года мне звонят старшеклассники, которые сами согласовывают время фотосессий, собирают деньги, выбирают фото для фотокниг, делают иллюстрации для их оформления и даже ассистируют на съемках.
Вот пример разворотов школьной книжки, которую я делала 3 года назад. Школа на обложке - рисунок одной из учениц этого класса.
Так как съемка проводилась не в Москве и территориальный фактор, который так значим для столицы, отсутствовал (большие расстояния), мы решили сделать съемку в несколько заходов, буквально по часу каждый.







Теперь немного об освещении.

В классах в идеале лучше снимать без верхнего света и дополнительно подсвечивать вспышками. Это еще один повод организовывать съемки осенью или весной. К сожалению лампы, дающие ужасные желто-зеленые оттенки, встречаются в школах достаточно часто.
Неплохое решение - выделить какую-то съемочную зону (возможно, попросить отдельный кабинет, на задних партах или даже в коридоре), подсветить ее и провести съемку в конвейерном режиме, разделив детей на группы по принципу - кто с кем дружит. В подготовленную по свету зону хорошо поместить типовые учебные пособия (книги, карты, глобусы, можно поискать и более сложное оборудование типа микроскопов и скелетов).
Суть конвейерного подхода в том, что забирая детей группами, за короткий промежуток времени можно отснять сразу несколько разноплановых сюжетов - как индивидуальные портреты, так и портреты в деятельности, групповые взаимодействия, которые можно активизировать соревновательными моментами. Например, кто первый найдет Африку на глобусе?

Такие фотографии разбавят однообразный школьный репортаж и являются очень хорошим поводом для создания комбинированных фотокниг.
Школа, в отличие от детского сада - это место, в котором формируются прочные дружеские узы, порой и на всю жизнь. Дети и родители хотят видеть в книжках не только своих детей, но и их друзей, и жизнь класса, общие фотографии, какую-то фотоисторию о школе в целом. В итоге они хотят большую книжку за небольшие деньги.

Идеальное решение - это создание комбинированной книги, где 3 разворота будут индивидуальными, а остальные - одинаковыми для всего класса (то есть работа по верстке книг минимизируется, а значит, эти книги стоят намного дешевле полностью персональных книг на 10 разворотов). При этом индивидуальное начало фотокниги (3 персональных разворота) делает эту книгу уникальной и неповторимой, плюс эффект первого впечатления - при просмотре книги родители видят сначала своего ребенка, а потом дополняют это впечатление общей картиной.




Вам впервые предложили отснять выпускной класс для школьного альбома или вы только пытаетесь заняться школьной фотографией? Тогда эта статья для вас. В ней мы расскажем, как организовать и быстро провести фотосъемку портретов учеников для школьного выпускного альбома.

Итак, самая главная фотосъемка школьного фотографа – это отснять отдельные портреты каждого выпускника. В данном случае, у вас пока нет собственной фотостудии, а аренда не вписывается в бюджет, поэтому будем исходить из того, что имеем под рукой.

1. Если позволяет погода – выходим из помещения чтобы получить более качественный естественный свет.

2. Если вы знаете, что вам лень потом вырезать (изолировать) каждый потрет, значит, ищем подходящий задний план. Для этого, в свою очередь, нужно учесть несколько вещей:

2.1. Чтобы задний план был по максимуму отдален от места проведения фотосъемки, таким образом удастся его максимально «размыть» не открывая диафрагму до максимума;

2.2. Чтобы задний план представлял собой более-менее однородную фактуру без четких горизонтальных и вертикальных линий, чтобы потом не заморачиваться с выравниванием каждого снимка;

2.3. Чтобы место, на котором будет проводиться съемка, было в тени. Так вы избежите пересветов и сможете качественно отснять портреты в полностью ручном режиме, что даст вам возможность получить на выходе уже готовую картинку, которая не отнимет у вас много сил и времени для коррекции и обработки в редакторе. Максимум, что вам придется сделать – это немножко поднять кривую, чтобы повысить контраст и усилить резкость. Все, портрет готов для выпускного альбома!

2.4. Для придания такому портрету более художественного эффекта, желательно включить в композицию игру света, но сделать это нужно правильно. Самый простой способ, это найти такое место, чтобы солнце освещало место между моделью и задним планом – это придаст художественный объем вашей фотографии, и тогда никто не упрекнет вас в том, что вы не захотели вырезать портреты выпускников и искусственно помещать их на «красивый» фон.

Где найти такое идеальное место? Да сплошь и рядом. Самый доступный - это школьный двор: место съемки выпускников в тени здания школы, задний план – зеленое ограждение в тени деревьев, а между ними освещенное солнцем пространство.

Такое можно найти и организовать в большинстве школ. Оптимальное время это или до 11 часов утра, или уже после 15-ти и дальше в зависимости от времени года. Городской парк или аллейка возле стадиона также неплохой вариант для фотосъемки школьных выпускных.

56212 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!

Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок выглядел на фото как можно лучше. Красивые прически и наряды приветствуются, однако не забывайте о естественности. Реальные воспоминания со временем будут гораздо ценнее красивой картинки. Поэтому, если речь не идет о школьном концерте или, скажем, новогоднем празднике, где без костюмов не обойтись, остановитесь на одежде и прическе, максимально приближенной к естественному образу вашего школьника.

В чём уникальность нашего подхода в школьной фотосессии

В стремлении набрать больше заказов, многие фотографы и компании, предлагают быстро и недорого провести школьную фотосессию. При этом используются декорации, искусственные фоны и импульсное освещение (вспышки и другое). На первый взгляд всё кажется профессионально.
На наш взгляд это профессиональная оптимизация бюджета родителей!
В нашей студии цена на втором плане. На первом сохранение родителям и детям красивой памяти школьных дней.
Для решения этой задачи, мы фотографируем каждого ребенка как тот сидит за партой, как задумался, как общается с одноклассником, как тянет руку, за какой партой сидит, как зевает за партой! Всё это очень важно для истории класса. Далее мы фотографируем несколько портретов, пока не получим нужного разнопланового результата (Простой портрет, С учителем, с азбукой, с игрушкой). В качестве фона мы выбираем однотонные цвета в классе. Обыкновенной школьной доски или стены достаточно, они всё равно будут размыты и в фокусе будет ребенок.

Стандартные виньетки, общая фотография класса— многое ли они могут рассказать о жизни учеников? Школьная фотография — это в первую очередь живой репортаж, фотоочерк о времени, проведенном в школе. Это отношения детей между собой, их победы и радости, а иногда поражения и неудачи, их озорство на переменках. Не во всех школах бывают открытые уроки для родителей. Поэтому кроме сохранения воспоминаний такая репортажная фотография — это еще и возможность для пап и мам заглянуть в мир школьной жизни своего ребенка. О тонкостях школьной фотографии рассказывает участник Russian Photo club Ольга Кузьмина .

— Ольга, здравствуйте. Вы занимаетесь школьной фотографий довольно долго. Поэтому сегодня мы попросим вас выступить в роли эксперта. Очень часто у тех, кто только начинает осваивать этот жанр, возникает вопрос: класс большой, как успеть снять всех детей? Как запомнить, кого снял, а кого нет?

— Если это репортажная съемка, то я выделяю время, чтобы отснять все парты подряд. Могу сфотографировать один ряд, потом поснимать вразнобой, затем другой ряд, снова съемка вразнобой и т. д.

Если это портретная съемка, то я обязательно прошу список класса и в нем отмечаю тех, кого уже сфотографировала. Начиная с 4-го класса стараюсь вместе с каждым ребенком просмотреть сделанные кадры и выбрать тот, на котором он себе нравится. Со старшеклассниками отбор фото делаю обязательно. Номер выбранного снимка записываю.

— Ребенок явно не хочет фотографироваться. Что делать?

— Чем младше дети, тем более они раскрепощены и тем их легче снимать. Чем ближе к старшей школе, тем больше у них комплексов и недовольства собой,отсюда зачастую и нежелание фотографироваться. Дети могут демонстративно отворачиваться от камеры, закрываться руками во время репортажа. Съемку заказывают родители, это они решили, что ребенку нужен фотоальбом. У подростков же есть свое собственное мнение, и тут важно наладить контакт. Показав ребенку несколько удачных снимков на экране монитора, зачастую можно устранить его зажатость и нежелание фотографироваться. Если же он все еще не хочет попасть в кадр, то большие фокусные расстояния позволят снять его с другого конца класса. Также можно сфокусировать резкость на ребенке и потом перевести камеру на соседние парты. Буквально 20-30 секунд — и не желающий фотографироваться вовлекается в процесс урока, тут-то и можно сделать снимок с ним. В общем, школьная съемка может стать настоящей фото-охотой.

— Много ли приходится руководить, то есть создавать постановочные снимки?

— Во время урока руководит учитель, я же не создаю ситуации, а лишь ловлю моменты. Постановочные снимки чаще всего делаю, если удается освободить под съемку урок, часть урока, или на переменах. Люблю придумывать какие-то интересные сюжеты, чтобы разнообразить репортаж. На улице можно предложить детям попрыгать группами, зимой — поиграть в снежки, в мае — пораскидывать тетради; поверьте, равнодушных останется мало. Можно заранее сложить бумажные самолетики и позапускать их. Зачастую в классах есть глобус, и можно предложить поискать что-либо на нем: «Сможешь найти Москву? А где ты был летом? В какую страну хочешь съездить?» Конечно, для каждой возрастной категории есть свои сюжеты. Если контакт с учителем налажен, то можно попросить его задать ребятам простые вопросы, тогда вам будет обеспечен лес рук. Часто дети, особенно старшеклассники, сами с удовольствием предлагают идеи съемок.

В этом году я делала альбомы для 9-го класса, который снимаю уже не первый год. Хочешь не хочешь, а пришлось придумывать что-то новое. Идея родилась легко: 9-й класс — это ГИА (теперь уже ОГЭ). Ребята сдавали два общих экзамена, русский и математику, плюс дополнительные по выбору. Поэтому я разрисовывала доску в соответствии с профильными предметами: биологией, химией, литературой, немецким, английским, обществознанием и физикой.

— Какие точки съемки, ракурсы используются чаще всего?

— Конечно, на уровне глаз ребенка. А ведь он сидит за партой, иногда еще и сутулится, поэтому, чтобы «достать» глаза, большую часть съемки я провожу на корточках между рядами. После этого, несмотря на тренировки, всегда болят ноги. Если есть свободные стулья за партами, можно сесть на них и две-три минуты поработать с комфортом. Сейчас в начальной и средней школе часто практикуется работа в группах по 4-6 человек, и тут хорошо работают верхние ракурсы, тогда я встаю на стулья, парты.

— Как снимать так, чтобы не отвлекать от учебного процесса?

— Можно перед уроком сказать детям, что это репортаж и самые лучшие фотографии — на которых они не позируют, а просто занимаются своим делом, то есть учатся. А вот на перемене мы сможем сфотографироваться группами, подурачиться и попозировать.

Часто ли дети позируют? Смущаются ли?

— Если идет урок, то, как правило, ребята перестают обращать внимание на фотографа через пять-семь минут, но бывает и иначе. Некоторые дети начинают строить рожицы, лезть в кадр. Такому ребенку бывает достаточно шепнуть, чтобы он продолжал заниматься своим делом, или взглядом показать на учителя/доску. Если это не действует, то я, не делая кадра, перевожу объектив на других детей и снимаю их. Это хорошо отвлекает, и в следующий раз ребенок реагирует на фотоаппарат спокойно. Бывает и наоборот: увидев направленную на него камеру, ребенок садится «как надо», руку, которую он тянул чуть ли не до потолка, ставит на парту «правильно», придает лицу серьезный вид, и от непосредственности и живости уже ничего не остается. Опять же или тихонько прошу не позировать, или снимаю такого «правильного» ребенка с другого конца класса, когда он не видит.

— Что тебе нравится в школьной фотографии?

— Нравится то, что это настоящая жизнь! Любимейшие съемки — 1-ые классы 1-ого сентября! Самые разные эмоции у детей: у кого-то радость и восторг на пороге новой «взрослой» жизни, у кого-то переживания и страхи. Счастливые и гордые мамы-папы, бабушки-дедушки. Море цветов. «Первый раз в первый класс» — событие и праздник всей семьи первоклассника. Очень рада, что воспоминания об этом празднике помогаю сохранить многим семьям. А еще я любила свои школьные годы. Съемка в школе позволяет вернуться в то время (улыбается).

— Какие объективы предпочитаешь ?

— Для съемки в небольшом помещении лучше всего подходят объективы с переменным фокусным расстоянием. Мой любимый — Canon 24-70 f/2,8. Небольшое фокусное расстояние позволяет снимать и общие планы, и отдельных детей, расположившись буквально в полуметре от них. Объектив 70-200 f/2,8 позволяет фотографировать ребят крупным планом с другого конца класса, последнее время только на него и снимаю. Если день солнечный, могу надеть светосильный «полтинник» и снимать без вспышки.

Как использовать свет и что делать, если приходится снимать против окна?

— Так как света из окон часто катастрофически мало, то я почти всегда использую вспышку, направленную в потолок, а иногда вторую, для подсветки заднего плана. Ее можно положить на подоконник или шкаф, также направив в потолок. Против солнечного контрового света спасает накамерная вспышка.

— Какие снимки чаще всего хотят видеть родители?

— Тут работает старое правило: чем большую часть фотографии занимает ребенок, тем больше она нравится его родителям (улыбается). И конечно же, папы и мамы хотят видеть на снимках эмоции и интересные ситуации.

Играют ли роль детали?

— Разбросанные по партам учебники, классный уголок, поделки детей — неотъемлемая составляющая школьного процесса. Я обязательно снимаю их.

— С кем проще работать: с мальчиками или девочками?

— В репортажной фотографии это абсолютно все равно. В портретной же с девочками проще в плане желания сниматься.

Какие сюжеты можно поймать на перемене, где дети больше раскрываются?

— Перемена — это неформальная обстановка, а значит новые интересные сюжеты. Ребята бегают, общаются с друзьями, играют, списывают домашние задания. Это необходимо снимать! К сожалению, в коридорах школ достаточно темно, а интенсивность перемещения детей бывает огромной, спасают высокие значения ISO.

— Какую роль в школьной съемке играет учитель? Как фотографу нужно взаимодействовать с ним?

— Учитель — это тот человек, который может вам очень помочь, поэтому стоит поговорить о нем отдельно.

Если вам будет психологически комфортно во время съемки, то и кадры выйдут хорошими. А чтобы добиться комфорта, изначально надо расположить к себе педагога, наладить контакт с ним.

Придите чуть раньше оговоренного времени, чтобы успеть познакомиться с учителем. Отметьте, как замечательно оформлен класс; какие в нем красивые растения (многим классным комнатам позавидует любой зимний сад); как аккуратно выглядят дети и как это здорово для фотографии; какие интересные стенгазеты; как много вспомогательных материалов и прочее, прочее, прочее. Все вышеперечисленное — результат труда педагога, и такие косвенные комплименты уместны всегда. Только, безусловно, делать это надо искренне. Найдите то, что действительно вас восхитит, и ваша похвала никого не оставит равнодушным.

На перемене можно снова подойти к учителю. Вовлеките его в процесс, заинтересуйте. Можно показать несколько удачных кадров из отснятого материала. Поинтересоваться тем, как будет проходить следующий урок, и попросить включить в него некоторые моменты, интересные для съемки: работу в группах (это практикуется сейчас во многих школах), вызов к доске (если этого не было) и прочее. И опять же, не забывайте о комплиментах: как хорошо работали ребята на уроке; какой был сложный материал и как просто и умело он подавался; какая дисциплина или, наоборот, легкая и доверительная обстановка... В конце концов, уже одно то, что педагог умудряется справиться с 25-30 детьми, в каждом из которых «есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило», заслуживает искреннего восхищения! Не бойтесь говорить об этом!

— Большое спасибо за полезные советы! Удачи вам!