Рассказ "Великан на поляне"
Наша планета Земля
очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении
с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу,
превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах
и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки
и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие,
многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли,
например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще
всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном
на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо,
если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве
муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке,
не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как
печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким
к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней
делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только
от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся
в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие
люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко
вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда
они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие
дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать
и по-другому: "Первые уроки экологической этики".
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как
доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно
поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а
что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться
к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что
значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные
уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что
они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному
в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы
она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных
уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано
"Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как
ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные,
туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано,
а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа.
Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно
таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
В чем же достоинства книги и чем она может быть полезна ученику?
Как вести себя на природе?
Это, пожалуй, главный вопрос, на который дают ответ авторы. «Великан на поляне» (краткое содержание это покажет) в большей мере научно-популярное издание, которое содержит немало интересных сообщений о растениях, животных, насекомых. Уже во вступлении дается определение «экологической этики» (сочетание вынесено в подзаголовок), поясняется значение слова «великан» (это человек по отношению к тем, для кого природа - родной дом). Обращение к реалиям жизни, описание событий, произошедших с обычными детьми, делают книгу очень познавательной и интересной для маленьких читателей.
Рассмотрим, к примеру, как строится рассказ о бронзовке золотистой.
Краткое содержание первого рассказа из книги «Великан на поляне»
Главный герой истории - грибник Петр Петрович. Часто этот человек возвращается из лесу с пустой корзинкой. И дело не в том, что он не умеет находить грибы. Петр Петрович идет в лес с другой целью - понаблюдать за тем, как живут его обитатели. И вот он как зачарованный наблюдает за бабочкой-медведицей или жуком-скакуном. А однажды с ним произошло удивительное событие. Грибник заметил, что рядом летает зеленый жук, названный за свой вид бронзовкой золотистой. Петр Петрович вытянул руку и поднял И тут случилось то, что редко бывает в дикой природе. Бронзовка приземлилась на палец, какое-то время посидела, шевеля усиками, и полетела дальше.
Что могло привлечь насекомое? Почему оно не побоялось человека? Авторы считают, что доброта и тепло, исходящие от Петра Петровича, по-настоящему любящего окружающий мир. Только такие люди могут в полной мере постичь истинную красоту природы - делается вывод в книге «Великан на поляне».
Дальше героями произведения становятся самые мелкие жители земли. Беседующие майские жуки: один из них рассказывает жуткую историю о том, как оказался в руках мальчишек и случайно вырвался на свободу. Жук-грибник, попавший в дом Тани вместе с грибами и отнесенный назад в лес девочкой и ее умным папой. Две гусеницы-путешественницы, одной из которых посчастливилось перебраться через дорогу, а вот другая погибла, так как мальчик решил помочь насекомому, но сделал это неумело. Медведка, едва не ставшая жертвой мальчишек, которых она напугала своим внешним видом. Благо рядом оказался ученый-энтомолог, освободивший ее из стеклянного плена (бутылки).
Включает книга «Великан на поляне», краткое содержание которой вы читаете, и удивительные истории о превращении рогатой гусеницы в прекрасного махаона, о школьном учителе, на нос которого приземлилась пролетавшая мимо оса, о трудолюбивых муравьях. Для многих станет открытием жизнь пчелы-каменщицы.
Обитатели водоемов и животные
Раки, пиявки, ракушки, головастики, слизни, жабы, лягушки, ящерицы, тритон… О каждом из них авторы рассказывают интересные истории, из которых становится понятно, что все в природе закономерно. Коль родилось существо на свет, значит, оно необходимо. Авторы призывают ребят относиться к каждому жителю планеты с уважением и лишний раз не вмешиваться в среду его обитания. Ведь человек для них и в самом деле «великан на поляне».
Краткое содержание истории о Наде показывает, как может измениться мнение человека о существе, которое он считал мерзким и противным. Как-то девочке приснилась мудрая царевна-лягушка. Они долго беседовали. Проснувшись, Надя решила непременно с ней повстречаться. Утром она отправилась к пруду. На берегу сидела большая и важная лягушка. Она вдоволь наплавалась и теперь, наверное, решила отдохнуть. Девочка подошла поближе - лягушка сидела на своем месте и смотрела на Надю своими удивительными глазками. Она показалась очень необычной: блестящая, зеленая, с небольшими пятнышками. Дома Надя с восторгом рассказывала маме: «Настоящая красавица! Нужно только повнимательнее разглядеть ее».
Беззащитные животные и птицы
В довершение авторы приводят истории о животных и птицах, становящихся жертвами человека. Это может происходить намеренно, например, когда мальчишки разрушают чью-то нору, или из благих побуждений. Кто-то решил на лето взять в дом ежа, а осенью выпустил его в лес. Однозначно, животное погибнет, так как не подготовилось к спячке.
Значение произведения
Непререкаемым является воспитательное значение книги «Великан на поляне». Краткое содержание каждой истории завершается анализом поступков героев, советами по поводу того, как следовало поступить в каждом конкретном случае. Будут полезны и Как убрать за собой мусор. Как разжечь костер, чтобы не навредить природе. Почему не следует брать с собой на прогулку собаку. и многие другие.
Надеемся, что наша статья, описывающая книгу «Великан на поляне» (краткое содержание), главные строчки которой напечатаны в конце книги, поможет вам правильно вести себя за городом и вызовет желание прочитать произведение полностью. А правило: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», - станет и вашим девизом в жизни.
ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,
ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
«Просвещение»
ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ
Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для использования на уроках по программе "Окружающий мир", на факультативах, для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.
Великан на поляне 1
Забавная история с бронзовкой золотистой 2
О чём рассказал майский жук 2
Случай с жуком-грибником 2
Гусеница на лесной тропинке 3
Несчастная толстушка 3
Гусеница показывает рожки 4
Гриллотальпа гриллотальпа 4
Оса на носу и муха в доме 5
Случай на чердаке 5
Пусть живут на свете удивительные пчёлы 6
Муравьиная поляна 6
Не ловите насекомых для коллекций 7
Берегите раков 7
История с пиявкой 8
Уважайте жизнь дождевого червя 8
Зачем нужны в реке ракушки 8
Не обижайте паука 9
Кто там прячется под камнем? 9
Кто-кто в теремочке живёт? 10
О маленькой Наде и лягушке 10
"Изучили" 11
История с головастиком 11
Буфо буфо 11
В воде тихой речки показался тритон 12
Звериные норы и птичьи гнёзда 12
Про дикого ежа и домашние неприятности 13
Белый сказочный двoрец 13
На прогулке с собакой 13
Шум в лесу 14
Лесные тропинки 14
Въезд запрещён! 14
Кукушкины слёзки 15
Как одолели "одолень-траву" 15
Венерин башмачок 15
Еще немного о редких растениях 15
Разговор в лесу 16
Пожалейте берёзы 16
Большой старый дуб 16
В лес по ягоды 17
Если тебе нужны лекарственные растения 17
Собирая грибы 17
Кому нужен мухомор? 18
Горит костёр 18
Горит трава 19
Свой мусор - всегда с собой 20
"Бутылочная почта" 20
Невидимое сокровище 21
Дороже жемчуга и злата - под ногами 21
В пещере 21
И камень достоин уважения 22
Золотое правило 22
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Великан на поляне
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.
Хорошо или плохо поступают взрослые, когда сжигают траву? Что будет, если сжечь траву — молодая быстрее вырастет? Примерно такие вопросы заставили двух друзей Петю и Юру, проживающих в деревеньке Холмы, поспорить и даже поссориться. Петя верил взрослым, которые считали, что прошлогоднюю траву нужно сжигать. Он ее поджег на одном из холмов.
Однако Юра загасил пламя и сказал, что огонь погубит насекомых. Поссорившись, друзья отправились к ученому-биологу Ивану Петровичу. И он очень образно объяснил, что в огне погибают разные букашки и червячки, молодая трава, семена. И это грозит тем, что будет расти только та трава, у которой корни глубоко в земле. Значит, поменяется растительность. А на месте кострища со временем начнет разрушаться почва, и может даже овраг появиться.
ГОРИТ ТРАВА
Деревня Холмы потому так и называлась, что раскинулась на высоких холмах, у подножий которых
текла речка Быстрая Хороша была речка, много родников питало ее Вода в ней была чиста и
прозрачна А с берега можно было видеть, как на глубине ходит рыба.
Неподалеку от деревни стоял большой сосновый лес. Сосны в нем были все как на подбор, стройные,
красивые. Высоко к синему небу возносили они свои вечнозелёные кроны. А сколько в этом лесу
было грибов! Му а воздух, пропитанный ароматным запахом хвои и смолы, казалось, можно было
просто «пить».
На краю деревни жили два друга. Петя и Юра. Они уже были совсем большими (так они сами
считали) и учились в пятом классе. Друзья были верные, друг другу всегда и во всём помогали и
почти никогда не ссорились
Но однажды они сначала сильно поспорили, затем поссорились, а дальше и того хуже - чуть не
подрались, чего с ними никогда не бывало А произошло все из-за самой обычной травы, густым
ковром покрывавшей склоны холмов у деревни
Кто-то из взрослых сказал Пете, что хорошо бы поджечь на холмах старую сухую прошлогоднюю
траву Её станет меньше, и тогда быстрее пробьется к свету молодая зелёная травка И делать это
надо в конце апреля. Мальчишка, недолго думая, решил заняться этим в сухой солнечный денек. Он
поджёг старую траву на одном из холмов и стал наблюдать, как она горит
Но вдруг откуда ни возьмись рядом с Петей появился Юра Ничего не говоря своему другу, он
большой сухой веткой начал гасить разгорающееся пламя. Петя сильно возмутился поведением Юры
и стал отпихивать его от огненной полосы, приговаривая «Ты почему не даешь мне жечь старую
траву, ведь она мешает расти молодой!» «Ты хоть понимаешь, что делаешь? - не отступал Юра, -
ведь старую траву жечь нельзя. 8 ней сгорит вся мелкая живность!» «Ну и пусть сгорит, зато лучше
будет расти молодая трава1» - отвечал Петя
Не на шутку рассердившиеся друзья долго кричали и чуть было не пустили в ход кулаки. Но вовремя
остановились Ведь они были настоящими друзьями и всерьёз поссориться никак не могли Они
вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу.
Иван Петрович был старым профессором ботаники Всё своё время он отдавал изучению растений В
деревне он жил с весны и до осени. Ребята любили старого ученого и нередко приходили к нему в
гости А тот искренне радовался своим юным любознательным друзьям. Именно так он их называл.
Профессор писал книгу о растениях и постоянно ходил в ближние леса изучать их в природе.
Бывало, что и ребята ходили вместе с ним Найдя какую-нибудь совсем неприметную травинку, Иван
Петрович мог очень много и долго рассказывать о ней. Любовь к маленькому зеленому созданию
светилась в глазах учёного А Юра с Петей, слушая его рассказ, удивлялись тому, как интересно
может- быть самое обыкновенное растение. Но ещё больше их удивляло то. что можно так много о
нём знать и так сильно его любить
Уж кто-кто. а Иван Петрович наверняка знает, как правильно поступить, подумали мальчишки и
направились к его дому.
Старый ученый вышел к друзьям и. узнав, зачем они к нему пожаловали, улыбнулся.
- Ну что ж, сядем вот здесь, на крылечке, и поговорим А кто из вас прав, сами и увидите
- Когда Петя поджег сухую, старую прошлогоднюю траву. - начал Иван Петрович. - он. наверное
и не заметил, что с нею вместе загорелись и зелёненькие ростки свежей молодой травы А ведь он
вроде бы из-за нее и старался
Мальчик смутился Он вспомнил, что среди сухой травы действительно уже показалась кое-где
живая зеленая травка, но он тогда не обратил на это внимания. А ведь огонь не пощадил ни старую,
ни молодую траву
- Кроме того. - продолжал Иван Петрович. - луга и опушки, где ежегодно поджигают траву, со
временем становятся очень бедными - там остаётся гораздо меньше разных видов растений Ведь
сохраняются лишь те растения, у которых корни в почве расположены глубоко и от огня не страдаю
Другие растения погибают Сгорают и семена, сохраняющиеся на почве с прошлого лета
А теперь скажите, кто ещё сгорает или может сгореть?
Юра сразу ответил, что сгорают маленькие животные, населяющие траву насекомые, пауки, улитки
и другие.
- Правильно, молодец - сказал старый ученый и продолжил свои рассуждения - В самом
верхнем слое почвы живут и совсем маленькие растения и животные. Они так малы, что их можно
увидеть только в микроскоп Что же происходит с ними, когда горит трава?
- Наверное, они тоже гибнут, ведь самые верхние комочки почвы могут сильно нагреться и там буде
очень горячо. - ответил Петя
- Верно« А хорошо это или плохо для почвы? - спросил Иван Петрович.
- Наверное, плохо, - догадались мальчишки
- Не просто плохо, а очень плохо! Ведь всё. что в почве живёт, ей очень нужно« - воскликнул стары
ботаник.
Профессор помолчал, а затем продолжил
- Но это ещё не всё. Земля, то есть почва, нуждается в природном удобрении Травы, растущие на
ней. все нужные им вещества берут из почвы. А когда они умирают, то эти вещества обратно в почву
и возвращаются Что же получится, если траву сжигать?
Иван Петрович внимательно посмотрел на друзей. А те молчали. Несколько минут они напряженно
демали
Вдруг Петя воскликнул. «Понял, понял! Все эти вещества превратятся в дым, а в почву не вернутся!*
«Значит, в почве станет меньше нужных ей веществ», - добавил Юра
Профессор кивнул в ответ и продолжал;
- А ведь ещё частенько сгорают остатки уже отмерших растений, из которых со временем мог бы
образоваться перегной И в результате там. где траву постоянно жгут, почва истощается, то есть
становится бедной питательными веществами На ней с течением времени появляются небольшие
участки, совсем не покрытые, незащищённые травой. Во время сильных дождей или таяния снегов
потоки воды разрушают такую почву, особенно на крутых склонах
- И может появиться овраг? - спросили ребята в один голос.
Да. со временем вполне может появиться, - с горечью ответил профессор
- Иван Петрович! А ведь от горящей травы может загореться и наш красивый сосновый лес. Да и в
нашей деревне может начаться пожар. - сказали мальчишки
- Ну. надеюсь, до этого не дойдет. Хотя разных бед от огня может быть немало. В местах, где
полыхают подожжённые травы, очень плохо бывает птицам и зверькам Попав в кольцо огня, мелкие
животные нередко гибнут. Дышать им трудно, ведь в воздухе столько дыма. Загораются от искры и
пламени такого пожара стога соломы и даже иногда, вы правы, жилые дома и другие постройки А
ещё нарушается красота земли. Ведь у весны цвет должен быть зелёный, а не чёрный.
- Ну. вот и всё. - заключил профессор - А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую,
сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других
местах? птица
- Ни в коем случае нельзя! - хором воскликнули друзья, очень довольные тем. что получили такое
подробное объяснение Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого И
только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав
- Иван Петрович. - спросили мальчишки. - но почему же тогда некоторые взрослые да и дети
считают, что нужно каждую весну поджигать траву?
Мудрый старик с печальной улыбкой ответил
- Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над
своим поведением в природе От этого страдают и природа, и они сами
- Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, - сказал Иван
Петрович и пригласил ребят в дом