Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Заголовки книжных выставок в библиотеке для детей. Названия библиотечных выставок

Преподаватель. Он был человеком незаурядного ума, жизнелюбом, профессионалом, примером трудолюбия.

Детство. Семья Перельмана Михаила Израилевича

Михаил Израилевич родился в семье советских врачей. Основная деятельность отца - хирургия, на этом поприще он завоевал авторитет коллег, уважение и благодарность пациентов. Родители для Михаила и его младшей сестры были примером во всем. Именно они заложили в детях фундамент общечеловеческих ценностей, привили правильное отношение к профессии. В дальнейшей жизни их отпрысков это сыграло значимую роль.

Все детство Михаил Израилевич Перельман провел в Белоруссии. В Витебске окончил школу с хорошим аттестатом. Он любил учиться. Также активно занимался спортом. Его заветная юношеская мечта - стать летчиком. Но, к сожалению, из-за проблем со зрением его не приняли в летное училище. Авиаконструктором Михаилу Перельману тоже не пришлось стать, так как началась Велика Отечественная война. Их семью эвакуировали в г. Орджоникидзе, где его отец стал главой местной хирургической клиники.

Студенчество

В г. Орджоникидзе Перельман Михаил Израилевич определился с профессией и принял решение стать врачом, но вскоре из-за активных военных действий на Кавказе семья Перельман направлена в г. Новосибирск. Здесь Михаил Израилевич продолжил свое обучение. Особенный интерес среди всех медицинских наук он проявлял к хирургии. Для получения более глубоких знаний в этой области медицины он стал участником кружка при кафедре общей хирургии, который возглавлял профессор С. М. Рубашов.

В 1943 году семья снова переезжает в г. Ярославль. В тяжелые военные годы не хватало специалистов, поэтому студенту Перельману приходилось учиться и дежурить в госпитале. Будучи четверокурсником, он самостоятельно проводил операции.

После окончания Ярославского мединститута Перельман продолжил обучение в стенах этого университета, где защитил кандидатскую диссертацию.

После окончания войны Перельман направлен со студентами в г. Кологрив, где им приходилось оперировать и лечить людей в тяжелых условиях без света и централизованного водоснабжения. За это время сделано 154 операции.

Профессиональная деятельность

Работая в Ярославском медицинском институте, Перельман трижды писал исследовательские работы на соискание докторской степени по медицине:

  1. Первая тема была посвящена хирургическому вмешательству при лечении пороков сердца. Впервые в СССР Перельман Михаил Израилевич изучил, составил методику и внедрил на практике способ оперативного вмешательства на сердце - перевязка открытого боталлового протока. Исследовательская работа была оформлена и направлена для отзыва в Москву, но отклика не последовало. Судьба научного труда осталась неизвестной.
  2. Вторым научным исследованием стала ваготомия при язвенной болезни. К сожалению, из-за идеологических предрассудков запрещено заниматься изучением и применением на практике оперативных вмешательств по пресечению нервов. Поэтому защитить диссертацию снова не удалось.
  3. Третьей попыткой получить докторскую степень стала работа, посвященная изучению рака поджелудочной железы. Но трагические обстоятельства, а именно арест научного руководителя, не позволили продолжить исследование.

Вскоре Михаилу Перельману пришлось покинуть кафедру и переехать в г. Рыбинск. Там он занял должность заместителя главного врача городской больницы. Именно здесь он прошел закалку как руководитель и организатор. Но Михаил Израилевич никогда не прекращал оперировать. Как отличный врач и хирург он стал известен всему городу. В этот период Перельман увлекся анатомией, изучением болезней грудной клетки и их лечением оперативными методами.

В 1954 Перельмана приглашают в столицу, где он начинает работу сначала в 1-м МГМУ, затем - в ЦИУВ, где он проработает до 1957-го. В 1958 году по приглашению Е. Н. Мишалкина работает в только что организованном Сибирском отделении АН СССР. Современное оборудование, высококвалифицированные коллеги и наставники позволили Перельману совершить множество операций по реконструкции органов дыхательной системы, разработать новые способы хирургических вмешательств. Именно в это время ему присваивают докторскую степень по медицине.

В 1963 году Перельман вновь переезжает в столицу, где работает под началом профессора Петровского Б. В. Вместе с командой единомышленников Михаил Израилевич исследует и применяет на практике новаторские методы в оперативном лечении органов дыхательной системы. Вскоре ему присваивают звание профессора.

С 1981 года руководил отделением, занимающимся изучением и лечением туберкулеза легких, 1-го МГМУ им. Сеченова. Спустя 17 лет возглавил где и проработал до последних дней жизни.

Награды

За время профессиональной деятельности академик Михаил Израилевич Перельман удостаивался десятки раз всевозможных наград. Орден «Знак Почета», орден «За заслуги перед Отечеством», 5 медалей, орден Николая Пирогова (2005), (Императорский двор).

Личная жизнь

Личная жизнь Михаила Израилевича Перельмана не сравнится по яркости и насыщенности с событиями профессиональными. Первой его женой была врач-патологоанатом Татьяна Богуславская. В браке у них родились двое сыновей, которые посвятили свою жизнь медицине. Михаил Израилевич был замечательным отцом. Дети его очень любили. Второй женой стала народная артистка СССР Инна Владимировна Макарова, с которой они прожили более 40 лет вместе.

Первая встреча Инны Владимировны и Михаила Израилевича состоялась еще в годы войны, когда молодая актриса выступала с концертами в военных госпиталях. Второй раз они встретились уже спустя 30 лет, когда Макарова искала врача для мамы, которая страдала тяжелой формой астмы. Перельман смог помочь женщине. Но на этом их отношения не прекратись. После трехкратных предложений выйти замуж Инна Владимировна согласилась.

Уход из жизни

Как и многие врачи, Михаил Израилевич не уделял особого внимания своему здоровью. Для него главное была его работа, студенты. За несколько дней до смерти он выступал на конференции, где блестяще ораторствовал. 29 марта 2013 года внезапно не стало главного фтизиатра России Михаила Израилевича Перельмана. Причина смерти - сердечная тромбоэмболия. Это невосполнимая потеря и для семьи академика, и для его коллег, последователей, для всей российской медицины.

Родился 20 декабря 1924 г. в г.Минске. Отец - Перельман Израиль Моисеевич (1892-1954), хирург. Мать - Гита Владимировна (1898-1989 гг.), врач.

М.И.Перельман был женат дважды. Первая его супруга - Богуславская Татьяна Борисовна. От этого брака имеет двоих сыновей - Бориса и Владимира (1958 г.рожд.). Вторая супруга - Макарова Инна Владимировна, Народная артистка СССР.

Окончил Ярославский медицинский институт в 1945 г. По специальности - хирург. С 1945 по 1951 г. работал ассистентом на кафедрах анатомии и хирургии Ярославского медицинского института. В 1951 - 1954 гг. - главный хирург г.Рыбинска, в 1954 - 1955 гг. - ассистент кафедры оперативной хирургии I Московского медицинского института, а с 1955 по 1958 г. - доцент по курсу легочной хирургии в Центральном институте усовершенствования врачей. В 1958 - 1962 г. - заведующий легочным хирургическим отделением Института экспериментальной биологии и медицины Сибирского отделения Академии наук СССР. С 1963 по 1981 г. - руководитель отделения торакальной хирургии Всесоюзного научно-исследовательского института хирургии Министерства здравоохранения СССР. С 1981 г. заведует кафедрой фтизиопульмонологии Московской медицинской академии им.Сеченова, является консультантом отделения хирургии легких и средостения Российского научного центра хирургии Российской академии медицинских наук, а также Медицинского центра при Президенте РФ. С 1998 г. - директор научно-исследовательского института фтизиопульмонологии ММА им.Сеченова.

В деятельности М.И.Перельмана гармонично сочетаются качества уникального хирурга и большого ученого. Им проведено более 3 500 операций на органах грудной клетки, в основном на легких (при раке легких, туберкулезе легких и гнойно-воспалительных заболеваниях легких). До сих пор он делает по 120 операций в год. М.И.Перельман - автор 12 монографий, учебника, 14 глав в международных руководствах, 160 статей в центральных отечественных и иностранных журналах. Основные работы посвящены хирургическому лечению повреждений и заболеваний трахеи и бронхов, диагностике и лечению опухолей легких, хирургии легочного туберкулеза, применению различных технических средств в хирургии. Им подготовлено 61 кандидат медицинских наук, при его консультациях 29 человек защитило докторские диссертации.

М.И.Перельман - доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук (1986 г.), академик Российской академии медико-технических наук (1988 г.), Заслуженный деятель науки РФ (1975 г.), Лауреат Государственной премии СССР(1974 г.), Государственной премии России (1997 г.), премии Совета Министров СССР (1985 г.), премии Правительства СССР (1991 г.), премии Министерства здравоохранения СССР по онкологии (1976 г.) и Министерства высшего образования СССР (1979 г.), премии Академии медицинских наук СССР имени Бакулева (1977 г.), премии имени Пирогова (1978 г.) и премии имени Спасокукоцкого (1989 г.), премии им.Герцена Академии творчества (1995 г.). Он - почетный член Международного общества хирургов и 13 других отечественных и иностранных хирургических обществ, Генеральный секретарь Ассоциации хирургов им.Пирогова.

Увлекается автомобилями, имеет продолжительный водительский стаж. Особая страсть - профессиональная фотография.

Живет и работает в г.Москве.

Главная > Документ

Названия книжных выставок

В помощь школьной программе

«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Живой как жизнь» (о русском языке)

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Добрая лира» (новинки современной литературы для детей)

«Книга, о которой я хочу рассказать»

«Эти книги читали бабушки и дедушки»

«Добрая мудрая книга»

К юбилеям писателей и поэтов

«В этом мире я только прохожий» (С.Есенину)

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»

«Мой край, задумчивый и нежный»

«Закружилась листва золотая»

«Благословляю всё, что было» (А.Блоку)

«Растревоженная душа» (В.Шукшину)

«Всё выше музыка любви» (Б.Окуджаве)

«Он правду людям под гитару говорил» (В.Высоцкому)

«Двойник своего времени»

«Откровенно говоря» (Л.Рубальской)

«А любить мы всё-таки будем» (Э.Асадову)

«Поэт, писатель, иллюстратор» (Е.Чарушину)

«Весёлый писатель» (Н.Носову)

«Мне дали имя при крещенье - Анна» (А.Ахматовой)

«Страницы мятежной жизни» (М.Лермонтову)

«Мне памятником будут эти строки» (Н.Гумилёву)

«Красною кистью рябина зажглась» (М.Цветаевой)

Об этикете

«Времена и нравы»

«Этикет на каждый день»

«Вежливость на каждый день»

«Будем вежливы»

«Уроки хороших манер»

«Уроки вежливости»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Его величество этикет»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки

«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье

«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология

«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Чтобы охранять природу, её надо знать»

«Воздух, вода, почва: их сохранность»

«Животные – герои книг»

«Птицы наших лесов»

«Природа не прощает ошибок»

«Безбрежна к малой родине любовь»

«Наша малая родина – село родное»

«В интересах настоящих и будущих поколений»

«История всего живого»

«Оглянись вокруг»

«Когда по родимому краю идёшь»

«Будь другом цветку, дереву, зверю, человеку»

«Семь страниц про зверей и птиц»

История

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«Поэзия мифа»

«Нам жить и помнить»

«История России»

«Героев наших имена»

«Тем, кто увлекается историей»

«Страницы истории»

«Русь. Россия. Российская империя»

Семья

«Мир моей семьи»

«Моя семья»

«Дела семейные»

«Тепло и свет домашнего очага»

«Наш дом»

«У зелёной лампы»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Любимые книги семей»

«Домашнее рукоделие»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

«Твоё свободное время»

О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика

«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»

Искусство

«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Искусство Удмуртии»

«Прекрасное вокруг нас»

Выбор профессий

«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное

«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование

«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«В помощь классному руководителю»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие

«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД

«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

  • Название цбс (точно по Уставу) (3)

    Документ

    Проанализировав сложившуюся демографическую ситуацию в селах района, статистические сведения по всем библиотекам ЦБС, ярко прослеживается отток молодежи в город.

  • Название цбс (точно по Уставу) (4)

    Документ

    В структуре ЦБС, и в детских библиотеках в частности, в отчётном году никаких изменений не произошло. В ЦБС разработана программа реструктуризации, но пока не утверждена вышестоящими инстанциями.

  • Филотаймисты – хранители времени

    Любой человек ежедневно пользуется календарями. Мы свыклись с его существованием, что не задумываемся о том, какой долгий путь развития прошел современный карманный календарь – объект мечты коллекционера и в то же время привычный и необходимый предмет в любом офисе или доме.

    История появления первых русских календарей связана с удивительным человеком – Яковом Брюсом. Яков Брюс – один из первых потешных Петра I, артиллерист, математик, астроном, выдающийся военный деятель. Под его наблюдением издатель В. Киприянов в 1709 году выпустил первый в России печатный календарь. Постепенно в России был налажен ежегодный выпуск календарей.

    Удивительно, но история маленького календарика оказалась тесно связана с историей большой страны. На протяжении сотен лет быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отразились в обычном карманном календаре.

    «Хранители времени», или филотаймисты – так называют коллекционеров карманных календарей.

    В читальном зале иностранной литературы оформлена необычная выставка – коллекция календарей Ирины Андриевских (Поршневой), выпускницы юридического факультета ЧелГУ.

    Наша выставка уникальна и интересна. Вы познакомитесь с разнообразием карманных календарей второй половины XX века.

    Раритетом являются самые ранние из коллекции календари 1967 и 1974 года:

    • карманный календарь к 50-летию Октября из аллюминия. На нем изображен памятник «Орленку» на Алом поле г.Челябинск, 1967 г.
    • Ленинградская графика – «Летний дворец Петра I» – 1974 г.

    В 60-е-70-е годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда. Для этих выпусков были использованы графические рисунки известных художников, таких как Остроумова-Лебедева, Бучина. На нашей выставке вы можете увидеть один из календарей «Ленинградской графики» – «Летний дворец Петра I» – 1974 года, художник Дмитрий Бучин.

    Для удобства восприятия материала мы разделили календари на следующие тематические группы: «Набор «На 25 лет», «Автомобили», «Реклама периодических изданий СССР», «Цирк», «Кошечки», «Стерео и переливные календари».

    Хочется обратить внимание на календарики из набора «На 25 лет». Календари издавались в Ленинграде. Интересна была его оборотная сторона, представляющая собой диск, по которому рассчитывается число и день на любой год на 25 лет. Календари многократно допечатывались: последняя допечатка была в 1988 году. Тиражи колебались от 25000 до 1000000 экземпляров в зависимости от года и изображения. Но одно оставалось неизменным – художник Дмитрий Бучин. Это очень известный ленинградский живописец и график.

    На выставке представлены следующие календари из этого набора:

    • Ленинград – «Летний дворец Петра I» – 1974 год.
    • Советская автомобильная иллюстрация – «Паккард» – 1984 год.
    • Цирк – «Никулин, Попов, Карандаш, Тюлень, Наездница» – 1985 год.

    Еще одна подборка заслуживает особого внимания – это стерео и переливные календари. В нашей стране эти удивительные календарики с объемным рисунком появились в середине 1970-х годов. На них можно увидеть стереоскопические (объемные) или вариоскопические (меняющиеся в зависимости от угла зрения) рисунки. Сейчас такие календари практически не выпускаются.

    На выставке вы найдете материал об истории карманных календарей в России. Можете полюбоваться ёлочкой, украшенной календариками-гороскопами.

    Желаем Вам приятного просмотра! Спасибо за проявленный интерес!

    Выставка размещена в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд. 211)

    Рассказ о коллекции календарей Ирины Андриевских на сайте «Хорошие новости».

    Выставки

    Всем – привет!

    Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

    Дж. X. Шира, американский библиотековед

    Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

    Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

    Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

    Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

    Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

    Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

    Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

    Книжная выставка состояла из следующих разделов:

    «Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

    «Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

    «Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

    Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

    Разделы выставки:

    «Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

    «Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

    «Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

    При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

    Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

    2. Дом без книги подобен телу без (души).

    3. Книги — корабли (мысли).

    4. Не красна книга письмом, красна (умом).

    5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

    6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

    8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

    10. Коллекция книг — тот же (университет).

    11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

    12. Книга — лучший (товарищ).

    13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

    14. Испокон веков книга растит (человека).

    15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

    16. Худая грамота — человеку (пагуба).

    17. Кто много читает, тот много (знает).

    18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

    19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

    20. Дом без книги — день без (солнца).

    21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

    22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

    23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

    24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

    25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

    26. С книгой жить — век не (тужить).

    27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

    На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

    (Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

    Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

    ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

    Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

    Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

    Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

    Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

    ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

    книжная серия «Жизнь замечательных людей»

    (опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

    Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

    Целевое назначение выставки:

    —пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

    нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

    — раскрытие фонда библиотеки.

    Разделы выставки:

    История серии «Жизнь замечательных людей»;

    Исторические деятели;
    Учёные;

    Деятели искусства и литературы.

    Цитаты:
    «Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

    «Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

    «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

    Библиографическое обеспечение выставки:

    — буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

    Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

    Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

    На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

    Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

    Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

    Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

    Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

    Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

    Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

    Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

    Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

    В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

    Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

    Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

    Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

    В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.