Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Наука: создание новой картины мира презентация к уроку по истории (8 класс) на тему. История науки Структура научного познания

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» при ФКУ ИК-8 г. Благовещенск Лисенко Ю.В. Наука в XIX веке. Создание научной картины мира

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке; Познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями; Определить значимость научных открытий 19 века для современности.

3 слайд

Описание слайда:

XIX век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце XIX века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

4 слайд

Описание слайда:

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий. Итальянский физик Алессандро Вольта создал в 1800 г. источник постоянного тока, способный постоянно производить электроэнергию. Эта первая электрическая батарея, получившая название вольтова столба, была гораздо эффективнее и удобнее, чем обычные тогда конденсаторы, которые требовалось долго заряжать перед каждым использованием.

5 слайд

Описание слайда:

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно. Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - «Скиталец» (или "Бродяга"). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года.

6 слайд

Описание слайда:

1826 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей. Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра».

7 слайд

Описание слайда:

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать. Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника.

8 слайд

Описание слайда:

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен. Открыт в 1836 году Э. Дэви, синтезирован из угля и водорода.

9 слайд

Описание слайда:

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты. Впервые алюминий был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году действием амальгамы калия на хлорид алюминия с последующей отгонкой ртути. Название элемента образовано от лат. alumen - квасцы. До открытия промышленного способа получения алюминия этот металл был дороже золота. В 1889 г. британцы, желая почтить богатым подарком великого русского химика Д. И. Менделеева, подарили ему весы из золота и алюминия

10 слайд

Описание слайда:

1805 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель, ассистент профессора Тенара. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой 1855 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее. В 1855 году британский металлург Александр Паркс (англ. Alexander Parkes) открыл новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле. Для массового производства нового вещества, которому Паркс дал название «паркезин». Применяется для изготовления кино- и фотоплёнки, планшетов, линеек, корпусов музыкальных инструментов - гармоник, различных галантерейных товаров, игрушек и др. Практически незаменимый материал для изготовления мячей для настольного тенниса.

11 слайд

Описание слайда:

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Иску́сственная пи́ща - пищевой продукт, который получают из различных веществ (аминокислоты, белки, липиды, углеводы), предварительно выделенных из вторичного сырья мясной и молочной промышленности, семян масличных и бобовых растений, злаков, микроорганизмов и др., а также пищевых добавок. 1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку. Как и большинство других технических устройств и изобретений, разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю ещё в 1714 году.

12 слайд

Описание слайда:

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие. Зингер не изобретал швейной машины и никогда не утверждал, что сделал это. К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, уже существовал ряд моделей. Зингер потратил на преодоление имевшихся у этих моделей конструктивных недостатков 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. 1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе». Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии.

13 слайд

Описание слайда:

В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток. Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники. Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

14 слайд

Описание слайда:

Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60 х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

15 слайд

Описание слайда:

Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что: в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий. 19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

16 слайд

Описание слайда:

Презентация по истории на тему: «Образование и наука» . Выполнил ученик 8 класса «Б» Борисов Сергей Учитель Горячева И. В.

Образование. В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. 1803 г. – была проведена реформа в области образования, которая привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища.

В 1811 году был открыт Александровский(Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества(в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Типы школ при Николае I. 1. Приходские одноклассные училища (обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике) 2. Уездные трёхклассные училища (обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии; принимали детей купцов, ремесленников, мещан) 3. Семиклассные гимназии (учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии)

Рос объём выпуска литературы для всех слоев населения. В 40 е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей.

В 1806 г. - И. А. Двигубский утверждал, что земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. В 1816 г. - И. Е. Дядьковский выдвинул и доказал идею и о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. В 1834 г. - К. М. Бэр создал работу, которая стала серьёзным шагом вперёд в обосновании представлений о развитии живых организмов. «Всеобщий закон развития природы»

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медикохирургической академии Н. И. Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии.

ГЕОЛОГИЯ. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами» и «плутонистами» . Большинство геологов стояло на позициях плутонизма. Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Астрономия. В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 г. - была открыта Пулковская обсерватория.

Математика. М. В. Остроградскийсделал великий вклад в развитие математической физики. В 1826 г. - создание неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским.

ФИЗИКА. В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока. В 1802 г. - В. В. Петров разработал гальваническую батарею. В 1833 г. –Э. Х. Ленц установил правило направления движущей силы индукции. В 1840 г. - Б. С. Якоби изобрёл гальванопластику. В 1832 г. - П. Л. Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф. В 1850 г. - Якоби изобрёл буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Химия. К. С. Кирхгоф- разработал способ получения глюкозы К. И. Гротгус- открыл основной закон фотохимии. В 1840 г. - Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии. В 1826 -1827 гг. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский положили начало порошковой металлургии. А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше и Н. Н. Зинин стояли у истоков органической химии.

Наука и производство! В 1817 г. На Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. В 1843 г. Началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой. Началось развитие машиностроения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

ПРИЧИНЫ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ НАУК Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

ЗАДАНИЯ: 1 вариант: физики 2 вариант: биологи 3 вариант: эксперты

« ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. 07.10.18 Майкл Фарадей

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. 07.10.18 Джеймс Карл Максвелл

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний. 07.10.18 Максвелл с цветовым волчком в руке

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению 07.10.18 Генрих Рудольф Герц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. 07.10.18 Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества 07.10.18 Хендрик Антон Лоренц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. 07.10.18 Рентгеновские снимки

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» 07.10.18 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». 07.10.18 Пьер и Мария Кюри В лаборатории

« РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» 07.10.18 Чарлз Дарвин

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию 07.10.18 Луи Пастер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. 07.10.18

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. 07.10.18 Эдуард Дженнер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача 07.10.18 Первые стетоскопы

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. 07.10.18 Генрих Герман Роберт Кох

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

« РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» «Как в разных государствах происходило развитие образования?»


«Социально-гуманитарные науки» - Дискуссия. Разделение наук по предмету. Объект существует независимо от теории. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Схемы неклассической и постнеклассической научности. Ответственность субъекта. Науки о природе. Нравственное сознание. Эмпирический субъект. Природа ценностей.

«Эстетика в науке» - Эстетические минутки. Учащиеся. Академик А. И. Китайгородский. Учитель. Необычность вопроса. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Красота. Гончаров. Формирование эстетического отношения к науке.

«Наука в современном обществе» - Андрей Дмитриевич Сахаров. Функции науки. Вывод. Наука в современном обществе. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. Рассел Бертран. Алфёров Жорес Иванович. В современном мире создана научная инфраструктура. Стокгольм. Научные факты. Научными исследованиями в мире заняты более 5 млн человек.

«Философия науки и техники» - Наука все более опирается на технический эксперимент. Техника - это совокупность артефактов. Эволюция образов техники. Техника - это то, чему можно учить и научиться. Необходимость систематического научного образования инженеров. Техника сделала из животного человека. Философскo-методологические проблемы техники и технических наук.

«Научные загадки» - Основные свойства живых организмов. Мировые загадки, сформулированные в конце 19 века Э.Геккелем. Главное свойство живой материи. Адаптация к среде обитания. Что такое жизнь с точки зрения физика. Раздражимость или активная реакция на окружающую среду. Можно ли блокировать реакции иммунной системы. Основные свойства живых организмов.

«Предмет науки» - Функции науки. Этика науки. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки. Теоретическое проникновение в сущность реальных явлений. План изучения новой темы. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией.

Всего в теме 27 презентаций

Слайд 2

План

  • Слайд 3

    1 Предмет истории как науки

    История (от греч. Historia– рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

    Слайд 4

    В.О. Ключевский: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как

    движение во времени, процесс и 2) как познание процесса».

    Что такое история (греч. historia – рассказ опрошедшем, об узнанном)

    Процесс развития природы и общества

    Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразности

    Слайд 5

    • Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем.
    • Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

    Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

    Слайд 6

    История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

    Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот

    (V век до н.э.), написавший книгу, которая так и называется «История».

    Слайд 7

    История – свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон)

    Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка называли «translator temporis» (передатчик времени). Одна из девяти муз – Клио была покровительницей искусств и наук (муза героической песни, провозвестница славы), в эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) покровительница истории. Дочь Зевса и Мнемосины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

    Слайд 8

    2. Сущность, формы и функции исторического сознания.

    • Историческое сознание - свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
    • Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
    • Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное.
    • Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
  • Слайд 9

    Функции исторического сознания

    • Функция интеграции
    • Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения
    • Национально-историческое сознание – фактор оборонный
    • Познавательная функция
    • Практически-рекомендательная функция
    • Воспитательная функция
  • Слайд 10

    3. Методология исторической науки. Методы и источники изучения истории.

    • Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией.
    • Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
    • Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология.
    • Концепция материалистического объяснения истории
    • (К. Маркс). Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе.

    Методология цивилизационного подхода.

    Слайд 11

    Методологические принципы исторического познания

    • Принцип историзма
    • Принцип объективности
    • Принцип социального подхода
    • Принцип альтернативности
  • Слайд 12

    Методы исследования

    • Метод- это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний.
    • Общенаучные методы
    • Собственно исторические методы
    • Специальные методы
  • Слайд 13

    Исторические источники

    Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

    Классификация

    • Письменные источники (юридич. договоры, летописи…)
    • Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие…)
    • Устные источники – фольклор (былины…)
    • Лингвистические источники (данные языка)
    • Этнографические источники (нравы и обычаи)
    • Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)
  • Слайд 14

    4. Отечественная историография

    • Историография рассматривается как описание истории, исторического процесса, так и как история развития самой исторической науки.
    • Первый научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву (1686-1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его труд - «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.
  • Слайд 15

    Василий Никитич Татищев

    История Российская (полное название первого издания: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») - крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

    Слайд 16

    Михаил Васильевич Ломоносов

    В Российской Академии наук в этот период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М.В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа.

    Слайд 17

    Николай Михайлович Карамзин

    В начале XIX века появился фундаментальный труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал толчок дальнейшему развитию исторических исследований. Впечатления современников в интерпретации А.С. Пушкина: «Русская история найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М. Карамзин обосновал свой вариант периодизации русской истории. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России.

    Слайд 18

    Буржуазная историография

    Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – заведующий кафедрой русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного труда «История России с древнейших времен» (29 томов). Принцип его исследования – историзм. Закономерность развития страны Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий».

    Слайд 19

    Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии - 12 мая 1911 года, Москва) - видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

    Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). Его главный труд – «Курс русской истории» (5 томов).

    Слайд 20

    В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход. Особенно успешно историки изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Советские историки: М.П. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, С.Д.Бахрушев, М.Н. Тихомиров, А.Н. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев и др.

    Посмотреть все слайды