Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Организация торговых мест на рынке. Как получить разрешение на торговлю: пошаговая инструкция

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

С 11 апреля 2007 года Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ) введены в действие новые правила организации деятельности розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Вместе с тем, Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок на территории Тамбовской области утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 398.

Основные понятия

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Специализированный рынок - розничный рынок, на котором 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 297, тогда как сельскохозяйственным кооперативным рынком является сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 297.

Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

Реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

Организация розничного рынка и торговли

Организация розничного рынка, а также организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления.

Разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет.

Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507 для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынком компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Организация и предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения, не допускаются. При этом максимальный размер торгового места не может превышать пяти квадратных метров (постановление администрации Тамбовской области от 30.07.2007 N 855).

Перечень требований к оборудованию рынка содержится в постановлении администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507.

Так, оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией и на рынке должны быть:

Оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

Доступное для обозрения покупателей место, на котором размещена информация о схеме размещения на рынке торговых мест, о порядке и об условиях их предоставления, в том числе о размере платы за предоставление торгового места, о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест и прочая информация.

В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

1) разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление;

2) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

3) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

4) осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест;

5) осуществляются оформление и выдача карточек продавцов;

6) осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Определение торгового места, деятельность
по передаче в аренду торговых мест

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Требования к размещению и порядку предоставления торговых мест изложены в статье 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на основании договора с управляющей компанией. Срок договора не может превышать пять лет и определяется сроком действия разрешения, выданного управляющей компании.

Типовая форма договора о предоставлении торговых мест, а также Порядок его заключения утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 399, которым также утверждены формы заявления для получения разрешения на право организации розничного рынка, уведомления о выдаче разрешения на право организации рынка и уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации рынка.

Договор заключается на каждое торговое место с указанием размера и условий внесения платы за его пользование. Торговое место, переданное по договору, не может быть передано в субаренду третьим лицам.

Управляющая компания формирует и ведет реестр заключенных договоров о предоставлении торговых мест. В реестр договоров включаются сведения, предоставленные лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в нем указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест.

Кроме того, управляющей рынком компанией формируется и ведется реестр продавцов. Компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр продавцов, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра.

Ведение реестра продавцов осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения.

Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что на сельскохозяйственных рынках отечественным товаропроизводителям должно отводиться не менее 50 процентов торговых мест от общего количества.

Торговые места на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках должны предоставляться с учетом дополнительных требований, установленных ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ и постановлением администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507, а именно:

1. Не менее 50 процентов всех лиц, заключивших договор о предоставлении торговых мест на рынке, должны составлять:

Товаропроизводители - на сельскохозяйственном рынке;

Члены потребительского кооператива - на сельскохозяйственном кооперативном рынке.

2. Должны быть предусмотрены места для торговли сельскохозяйственной продукцией, не прошедшей промышленную переработку, с автотранспортных средств (п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, п.14 постановления администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507).

3. Между управляющей компанией и продавцами должны быть заключены договоры о предоставлении торгового места в соответствии с типовыми формами, утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 399:

На розничном рынке между управляющей рынком компанией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

На розничном рынке между управляющей рынком компанией и гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством;

На сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке между управляющей рынком компанией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.

Налогообложение предпринимательской деятельности
по оказанию услуг по передаче во временное владение
и (или) пользование стационарных торговых мест

С 1 января 2006 года на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) переведена предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей), то есть торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д.).

Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование указанных стационарных торговых мест подлежит переводу на ЕНВД.

Кроме того, ЕНВД облагается предпринимательская деятельность управляющей компании по передаче в аренду:

Стационарных торговых мест, оборудованных прилавками и находящихся как в помещениях рынков, так и на прилегающей территории;

Тентовых модулей, изготовленных из стального сварного каркаса и металлических профлистов;

Торговых мест в здании торгово-офисного назначения под организацию отдельно стоящих прилавков;

Стационарных торговых мест под контейнеры, киоски, бутики, торговые площади, расположенных на территории рынка.

Если организация сдает в субаренду стационарные торговые места, которые выделены в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах на принадлежащее ей на правах аренды здание как отдельные торговые места, то данный вид предпринимательской деятельности может быть переведен на уплату ЕНВД. Если же организация передает в субаренду площади, на которых арендаторы сами оборудуют торговые места, и при этом в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах данные площади не обозначены как отдельные стационарные торговые места, то указанная предпринимательская деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД.

Для целей применения п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ здания и сооружения не признаются стационарными торговыми местами. Поэтому предпринимательская деятельность по передаче в аренду зданий и сооружений не подлежит переводу на ЕНВД.

Кроме того, под применение ЕНВД не подпадает предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование:

Земельных участков и площадок (в т.ч. расположенных на территории открытых колхозных, вещевых и продовольственных рынков) для организации на них торговых мест, мест оказания услуг общественного питания и иных услуг;

Торговых мест в виде перемещаемых прилавков (лотков), размещенных на земельных участках открытых колхозных, вещевых и продовольственных рынков;

Зданий (их частей), строений и сооружений (в том числе автозаправочных станций) для ведения в них деятельности в сфере розничной торговли; а также зданий (их частей), строений и сооружений (палаток, ларьков, киосков, контейнеров и т.п.) для использования в целях, не связанных с розничной торговлей (например, для оказания услуг общественного питания);

Асфальтированных открытых площадок;

Складских помещений;

Частей здания рынка, на которых предприниматели самостоятельно устанавливают холодильные прилавки;

Столов, выставляемых только на период рабочего времени.

Вышеназванные виды деятельности подпадают под применение общепринятой или упрощенной системы налогообложения.

Осуществление контроля
за организацией торговли на розничных рынках

Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке регулируется гл. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ. Так, п. 6 ч. 1 ст. 14 гл. 4 установлено, что управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями.

Согласно ч. 5 ст.15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники.

Кроме того, п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться во всех случаях, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Это правило общее и должно применяться во всех случаях за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в частности, при торговле на рынках, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Следует иметь в виду, что согласно ст.22 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке за исключением случаев, предусмотренных статьями 16 и 17 закона (особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынке) запрещается.

При оценке торгового места предпринимателя в первую очередь оценивается обустроенность места торговли, его приспособленность к показу и сохранности товара для постоянного режима торговли, нахождение на одном специально отведенном месте.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю продовольственными товарами в павильонах, расположенных на рынках, из обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара, торговых мест и при торговле непродовольственными товарами внутри крытых рыночных помещений, обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов с покупателями.

При решении вопроса об определении продовольственных и непродовольственных товаров следует руководствоваться общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (ред. от 01.05.2006), и перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 24.05.2000 N 403, от 29.04.2002 N 287, от 10.02.2004 N 72, от 17.12.2005 N 775).

В случае отсутствия на момент проверки у продавца необходимых документов, позволяющих его идентифицировать, информацию о нем можно получить из карточки продавца.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.

В карточке продавца должны быть указаны:

1) наименование и тип рынка;

2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;

4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.

В карточку продавца, заверенную управляющей рынком компанией, также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Согласно ст. 20 "Основных требований к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений" (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 11 мая 2007 г. N 507) продавец, осуществляющий продажу товаров, должен иметь на торговом месте:

Вывеску с указанием наименования организации, информации о месте ее нахождения;

Книгу отзывов и предложений;

Документы, указывающие источник поступления товаров,

Документы, подтверждающие качество и безопасность товаров;

Медицинскую книжку установленного образца;

Карточку продавца.

Управляющей рынком компанией осуществляются формирование и ведение реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями закона. В реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в этом реестре указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест.

Для выявления случаев незаконного занижения управляющей рынком компанией своей налогооблагаемой базы необходимо в ходе проведения оперативных проверок продавцов на рынке проводить сверку данных реестра договоров с фактическим наличием проверенных продавцов на рынке.

Типовая форма договора о предоставлении торгового места, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 г. N 399, предусматривает цену договора и форму оплаты. Если договор с конкретным продавцом, который не внесен в реестр договоров управляющей компанией, предусматривает безналичную форму оплаты, необходимо провести проверку порядка применения контрольно-кассовой техники управляющей компанией при получении оплаты от продавца.

Ответственность управляющей рынком компании
по организации деятельности на розничных рынках

Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке возложена на управляющую рынком компанию.

В рамках этой деятельности управляющая компания должна ежедневно осуществлять проверку продавцов и занимаемых ими торговых мест. В случае выявления нарушений управляющая компания должна принять меры по их устранению или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы (часть 10 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ).

Неисполнение управляющей компанией обязанностей, возложенных на нее законом, может послужить основанием для привлечения к административной ответственности, как самой компании, так и ее должностных лиц (нарушение градостроительных и строительных норм, несоблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемических требований, непредставление информации контролирующим органам и т.д.) вплоть до административного приостановления деятельности компании.

Кроме того, если ненадлежащее исполнение обязанностей управляющей компанией создало условия (явилось причиной) совершения административного правонарушения продавцом или лицом, заключившим договор о предоставлении торгового места, судья орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, на основании ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вносят представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Непринятие названных мер влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.6 КоАП РФ.

На управляющую рынком компанию статьями 18, 19 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ возложена обязанность по ведению реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест. Информация из названных реестров может быть запрошена налоговой инспекцией и использована в целях налогового контроля.

В случае непредставления (несвоевременного представления) или выявления недостоверности представленной информации должностным лицом налогового органа составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд.

Отдел оперативного контроля и применения ККТ
Управления ФНС России по Тамбовской области

Разрешение на торговлю подразумевает, что деятельность по продаже товаров согласована с органами государственной власти. Но вот получать данное разрешение не всегда обязательно. Когда же оно требуется и куда нужно за ним обращаться - вот о чем пойдет речь в статье.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально. В итоге он выглядит так:

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Скачать форму разрешения

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

Не знаете свои права?

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000-30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Скачать форму разрешения

Нестационарный объект торговли - это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Скачать форму разрешения

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

В соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка (далее - разрешение).

2. Разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет.

В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.

3. Для получения разрешения юридическое лицо (далее - заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в заявлении должны быть указаны:

полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

тип рынка, который предполагается организовать.

К указанному заявлению прилагаются:

копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов.

В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган проводит проверку правильности заполнения заявления и наличия прилагаемых к нему документов, регистрирует их и в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, вручает (направляет) заявителю уведомление о приеме заявления к рассмотрению.

В случае если указанное заявление оформлено не в соответствии с требованиями настоящих Правил, а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют необходимые документы, заявителю вручается (направляется) уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.

4. При рассмотрении заявления о выдаче разрешения уполномоченный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил документах.

5. Уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. Принятое решение оформляется соответствующим актом уполномоченного органа.

В срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.

Формы указанных разрешения и уведомления утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.

Дубликат и копии разрешения предоставляются уполномоченным органом юридическому лицу, получившему разрешение, бесплатно в течение 3 рабочих дней по письменному заявлению юридического лица.

6. В соответствии со статьей 7 Федерального закона заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории субъекта Российской Федерации;

2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, указанному плану;

3) подача заявления о выдаче разрешения с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения.

7. Принятие уполномоченным органом решения о выдаче разрешения (отказе в выдаче разрешения), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия и аннулировании осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

8. Плата за рассмотрение заявления о выдаче разрешения, выдачу разрешения, переоформление и продление срока его действия не взимается.

9. Заявления и прилагаемые к ним документы, акты уполномоченного органа о выдаче разрешения (отказе в выдаче разрешения), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия, копия разрешения и другие документы собираются в деле о предоставлении конкретному юридическому лицу права на организацию розничного рынка и подлежат хранению в уполномоченном органе в установленном им порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган формирует информационные ресурсы, содержащие в соответствии с законодательством Российской Федерации открытые и общедоступные сведения о порядке выдачи разрешений, принятых решениях о выдаче разрешений (отказе в выдаче разрешений), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении сроков их действия и аннулировании.

Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня принятия решения о выдаче разрешения, переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия и аннулировании направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о выданном разрешении и содержащихся в нем сведениях, состав которых установлен статьей 10 Федерального закона.

Информация о принятом решении подлежит опубликованию в официальных изданиях уполномоченного органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка, а также в информационно-телекоммуникационной сети не позднее 15 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

И планируете вести коммерческую деятельность как ИП (индивидуальный предприниматель) в небольшом городке или поселке, изучите перспективность занятия торговлей. Вы можете продавать продукты питания, одежду или обувь, бытовую технику или стройматериалы - главное, узнать, какая ниша еще не переполнена. Реализация некоторых видов товаров при выездной или стационарной торговле требует получения разрешительных документов в СЭС и других органах.

Что такое разрешение на торговлю и нужно ли его получать?

Разрешение на торговлю – это официальный документ, выданный соответствующими органами местной власти и удостоверяющий ваше право на осуществление того или иного вида торговли определенной категорией товаров. Чтобы получить разрешение на торговлю, необходимо предоставить в соответствующие инстанции пакет документов, в том числе и свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Разрешение на торговлю нужно не для всех видов товаров. Перечень товаров, для продажи которых нужно получить разрешение, можно найти в Федеральном Законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 №294-ФЗ. В этом законе прописывается перечень видов коммерческой деятельности ИП и юридических лиц, которые требуют уведомления о начале работы. Развернутый перечень можно найти в постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.06.2009 №584, где перечень видов деятельности конкретизируется.

При осуществлении нижеперечисленных видов деятельности вам не нужно получать разрешение на торговлю:

  • Розничная торговля в неспециализированных магазинах.
  • Розничная торговля продуктами питания в специализированных магазинах.
  • Розничная торговля косметикой, парфюмерной продукцией.
  • Розничная торговля в палатках, на рынках.
  • Оптовая торговля продуктами питания.
  • Оптовая торговля непродовольственными товарами.

Совет: при выборе вида торговли (в магазине, в киоске, с передвижного лотка, в торговом автомате, на улице и т.д.) нужно учесть свои возможности – стартовый капитал, наличие собственных помещений, организационно-правовую форму бизнеса (ИП, юр.лицо). Перед выбором нужно учесть и тот факт, что ИП отвечает перед своими кредиторами всем личным имуществом, а участники ООО только своими вкладами в уставный капитал.

Как и где получить разрешение на торговлю для ИП - пошаговая инструкция

Порядок подачи уведомления о начале торговой деятельности регламентирован постановлением Правительства РФ №584. После регистрации ИП предприниматель подает 2 заявления в администрацию населенного пункта, в котором он зарегистрирован. Такое уведомление можно подать лично, отправить по почте или с помощью электронной почты. В заявлении ИП или представитель юридического лица указывает полное наименование, ИНН, свой юридический адрес (для ИП – адрес регистрации), виды деятельности, фактический адрес торговой точки. Такое же уведомление подается, если вы решили , связанные с розничной или оптовой торговлей.

Совет: к месту продаж необходимо отнестись очень серьезно, так как неудачное место может привести к низким продажам даже самых востребованных товаров. Если вы продаете продукты питания, ориентируйтесь на целевого покупателя, который живет в 100-300 метрах от магазина – люди за продуктами далеко не ходят. Другое дело, если вы продаете компьютеры или мебель – такой вид товаров люди не выбирают эмоционально, сначала они изучают цены и качество и ездят по разным точкам продаж. Также изучите и обучите им свой персонал.

Как получить разрешение на торговлю – основные этапы:

  1. Обращение с заявлением в местный орган Роспотребнадзора.
  2. Обращение в органы местной власти для получения разрешения на торговлю по определенному адресу. Предоставление документов о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, налоговых документов (оригинал и копия), документа, подтверждающего личность (оригинал и копия), выписки из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по обязательным платежам и сборам, другие документы.
  3. Составление планировки контроля по производству.
  4. Обращение в СЭС (санэпидемстанцию), получение заключения СЭС. Перед обращением в санэпидемстанцию для получения разрешения на торговлю продуктами питания нужно организовать в торговом помещении условия, пригодные для хранения и реализации пищевых продуктов, позаботиться об уничтожении грызунов и насекомых (особенно в старых домах).
  5. Получение разрешительных документов, подтверждающих пожарную безопасность объекта розничной торговли. Перед обращением в пожарную инспекцию для проведения осмотра и получения разрешения стоит позаботиться о проверке проводки (она должна соответствовать максимальной мощности подключаемых приборов и оборудования), а также приобрести огнетушитель.
  6. Оформление медицинских книжек торговому персоналу (при продаже продуктов питания и других товаров, продажа которых требует медицинского освидетельствования). При найме иностранных граждан необходимо предоставить разрешения на трудовую деятельность в Российской Федерации.

Разрешение на торговлю на улице

Одним из наиболее популярных сегментов реализации товаров в розницу является уличная выездная торговля продуктами питания. Осуществление такого вида коммерческой деятельности регламентируется российским законодательством и местными нормативными актами, поэтому для разных регионов условия могут немного отличаться.

Для получения разрешения на торговлю на улице необходимо пройти следующие этапы:

  • Регистрация ИП.
  • Выбор формы налогообложения.
  • Определение места будущей торговли на улице.
  • Подача документов в соответствующий отдел местной администрации (в том числе карту местности, на которой должно быть отмечено место торговли). Также нужно предоставить оригиналы и копии регистрационных и налоговых документов, документ, удостоверяющий личность, выписку об отсутствии налоговых обязательств, заключение СЭС и пожарной инспекции (для киосков).

В течение 10 дней такое разрешение должно быть выдано просителю (паспорт торговой точки), в случае отказа – должны быть указаны причины.

Разрешение на торговлю в разных типах объектов

При продаже продуктов питания и других товаров в нестационарном объекте торговли (объекте без твердой привязки к земле – киоски, торговые автоматы и т.д.) получать разрешение на торговлю необязательно. Чтобы начать выездную или стационарную продажу, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и заключить договор аренды с собственником места торговли.

Если вы думаете, и решили организовать свой розничный рынок, вам потребуется получить разрешение на торговлю, которое оформляется в соответствии с ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 №271-ФЗ. В документах на получение разрешительных бумаг необходимо указать наименование и ИНН компании, адрес места будущей торговли, тип организуемого рынка, свои учредительные и налоговые документы. Потребуются также документы на право собственности или договор долгосрочной аренды на планируемое место торговли.

Лицензия на продажу алкоголя

Продажа крепких алкогольных напитков требует обязательного получения лицензии, иначе вас могут оштрафовать на приличную сумму. Такие процедура и ответственность регламентированы российским законодательством – законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 №171-ФЗ.

Какие документы потребуются для подачи заявления на получение лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией для юридического лица:

  1. Копии учредительных документов (в идеале – заверенных нотариально), при себе иметь оригиналы этих документов.
  2. Квитанция по оплате государственной пошлины за услугу.
  3. Документ, который подтверждает наличие уставного капитала в размере не менее 1 000 000 рублей.
  4. Свидетельство о регистрации юридического лица (копия).
  5. Свидетельство налогоплательщика (копия).

Стоимость, которая ежегодно оплачивается за лицензию на продажу алкоголя, составляет 65 000 рублей.

Что будет, если торговать без разрешения?

Если предприниматель или юридическое лицо осуществляет выездную или стационарную торговую деятельность без получения разрешения на торговлю (в случаях, когда оно необходимо), то, в соответствии с действующим законодательством РФ (КоАП РФ, статья 19.7-5-1), на него налагается штраф.

Что грозит бизнесмену за то, что он не подал заявление и не получил разрешение на торговлю:

  • За неподачу документов на получение разрешения – штраф в размере 10 000 – 20 000 рублей.
  • За наличие недостоверных данных в поданных документах – штраф в размере 20 000 – 30 000 рублей.

Сохраните статью в 2 клика:

Для организации бизнеса по розничной продаже товаров (выездной или стационарной) необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или юр.лица, встать на учет в Пенсионном Фонде и ФСС, определить тип будущей торговли и место ее осуществления, выбрать форму налогообложения, получить разрешение на торговлю. заключение СЭС и пожарной службы. Для раскрутки точки продаж нужно придумать креативную рекламу или воспользоваться таким изобретением, как – привлечение пользователей соцсетей для создания оригинальной рекламы или необычных техник продвижения.