Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Новое в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. "Перерегистрация" состоялась - что дальше

Кроме регистрации, индивидуальный предприниматель в предусмотренных законом случаях должен пройти перерегистрацию своей деятельности. Это касается индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся до 1 января 2004 года. С 1 января 2005 г. они должны осуществлять свою деятельность на основании нового свидетельства. Этого требует ФЗ от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»». По общему правилу, чтобы перерегистрироваться, предпринимателю надо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства (ст.3 ФЗ от 23.06.2003 г.). В некоторых субъектах РФ (например, в г. Москва), для регистрации и перерегистрации индивидуальных предпринимателей открыты специальные налоговые инспекции. В г. Магадане перерегистрацией индивидуальных предпринимателей занимается ИМНС № 1.

На перерегистрацию предоставляются те же документы, что и при регистрации индивидуальной деятельности. Заявление, которое надо подать в налоговую инспекцию для перерегистрации, составлено по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Данное заявление состоит из 3-х частей, так же в него входят листы А и Б.

На первых 3-х листах указываются сведения о предпринимателе. Его подпись необходимо засвидетельствовать у нотариуса - для этого отводится специальная строка. В ней нотариус должен в сою очередь расписаться, поставить печать и указать свой ИНН.

В листе А перечисляются названия видов экономической деятельности, которыми предприниматель уже занимается или только собирается заняться, и их коды, согласно ОКВЭД О29-2001 (утверждены Постановлением Госстандарта России от 6.11.2001). В заявлении следует указать не менее 3-х первых цифр кода, то есть обязательно написать класс и подкласс деятельности. Видов деятельности может быть неограниченное количество. Все листы А следует пронумеровать и прошить, количество листов написать на обороте последнего из них. Данная информация должна быть заверена подписью предпринимателя или нотариуса. Проделывать все это обязывает п.4 Требований к оформлению документов используемых при государственной регистрации юридических лиц, а так же физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 439.

Лист Б заполняет инспектор. Он представляет собой расписку в получении у предпринимателя документов на регистрацию.

Способы подачи документов на перерегистрацию такие же: лично, через доверенное лицо или почтой.

Когда предприниматель прошел перерегистрацию, он получает новое свидетельство. Называется этот документ - «Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.». Налоговые инспекторы обязаны его выдать не позднее следующего рабочего дня после внесения записи о предпринимателе в Единый реестр. Запись делают в течение 5 рабочих дней после того, как приняли документы на перерегистрацию. Свидетельство индивидуальный предприниматель может получить либо лично, либо поручить это доверенному лицу, либо по почте. В новом свидетельстве указывается как старый, так и новый регистрационный номер. Однако на документах - договорах, доверенностях, счетах - фактурах и других документах - впредь нужно указывать реквизиты нового свидетельства, ведь именно оно дает право предпринимателю работать, начиная с 2005 года.

Что касается печати, то, как замечает эксперт журнала «Главбух» Е.И. Мещирякова, на федеральном уровне вопрос изготовления печатей вообще не регламентирован и законодательство не предусматривает замену печати в таком случае. Таким образом, можно сделать вывод, что при перерегистрации печать менять не требуется, хотя на ней и стоит номер старого свидетельства. В результате перерегистрации старое свидетельство теряет силу. Это означает, что на основании него гражданин уже не сможет заниматься предпринимательством. Кроме того, с 2005 года перестали действовать лицензии, которые были выданы на такое свидетельство, договоры, заключенные с предпринимателем, а так же разрешения и другие документы, полученные на старое свидетельство.

Если предприниматель не перерегистрировался, но хочет продолжать вести свой бизнес, ему придется идти в инспекцию и получать новое свидетельство. Кроме того, с начала 2005 года, он не будет иметь права вести предпринимательскую деятельность до тех пор, пока не получит новое свидетельство. Те предприниматели, которые продолжили вести предпринимательскую деятельность без нового свидетельства будут платить штрафы в размере от 500 до 2000 рублей (п.1 ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях). Так же предусмотрена и уголовная ответственность по ст.171 УК РФ, по которой предусмотрено наказание штраф до 500 000 рублей, или 5 лет лишения свободы плюс 80 000 рублей штрафа. По мнению А.Н. Гуева, следует так же отметить, что когда гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность, хотя и не имеет документов о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и уклоняется от выполнения обязательств, вытекающих из сделок с 3-ми лицами, заявляя, что он не прошел регистрацию, суд вправе применить к сделкам с его участием правила ГК, регулирующие предпринимательскую деятельность. Следует так же учесть, что за осуществление такой деятельности без регистрации, либо без лицензии (если наличие лицензии обязательно по закону) гражданин может быть привлечен к ответственности (административной или уголовной), как уже было отмечено ранее. Так же в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 разъяснено, что споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, но не прошедших государственную регистрацию, подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам.

Если предприниматель, получив свидетельство, передумал заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, он должен возместить лишь долги перед партнерами и бюджетом. Погасить задолженность перед поставщиками и покупателями требует п.4 ст.23 ГК РФ. Долги по налогам и сборам надо уплатить согласно п.3 ст.44 Налогового кодекса РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что автоматическое прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности не освобождает предпринимателя от обязательных платежей и долгов партнерам.

С 1 января 2004 года министерство по налогам и сборам осуществляет функции государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и ведение единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Государственный реестр должен быть сформирован в полном объеме до 31 декабря 2004 года включительно. Для этого все ранее зарегистрированные предприниматели и главы крестьянских фермерских хозяйств должны подать в налоговые органы по месту своего жительства заявления по форме, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации.

После внесения изменений и дополнений Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не допускает возможности государственной регистрации предпринимателя на определенный срок, вся регистрация носит бессрочный характер. В связи с этим предприниматели, имеющие "срочную" регистрацию, должны знать следующие правила. Во-первых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2005 и последующие годы не освобождает от обязанности подать заявление о себе для внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Нарушение указанной обязанности влечет за собой прекращение предпринимательской деятельности с 1 января 2005 года. Исполнение обязанности, установленной законом, влечет за собой выдачу бессрочного свидетельства о внесении записи в реестр. Во-вторых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2004 год обязаны подать о себе заявление в налоговый орган до истечения срока регистрации. В противном случае гражданин утратит статус индивидуального предпринимателя.

Наряду с предпринимателями перерегистрацию проходят и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ). В настоящее время КФХ регистрируются по правилам, установленным для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Существует два вида КФХ: КФХ - юридические лица (были созданы до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 1 января 1995 года), и КФХ - не юридические лица, созданные после 1 января 1995 года. На основании статьи 23 Гражданского кодекса РФ главы таких КФХ приобретали статус индивидуальных предпринимателей с момента государственной регистрации КФХ. На основании Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" КФХ - юридические лица могут сохранить свой статус до 2010 года. В связи с указанными особенностями правового статуса КФХ в течение 2004 года должны пройти перерегистрацию только КФХ, не являющиеся юридическими лицами. Остальные КФХ должны будут привести свой статус в соответствие с законодательством до 2010 года.

В практической работе налоговых органов очень часто возникает вопрос: могут ли зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей граждане России, не имеющие регистрации по месту жительства. На этот вопрос дан однозначный ответ: да, могут, при этом регистрация будет осуществляться по месту временного пребывания гражданина.

Нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменение паспортных данных или места жительства предпринимателя влечет необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Сведения об указанных изменениях должны быть представлены в налоговый орган в трехдневный срок. Нарушение указанного срока влечет за собой привлечение предпринимателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в сумме 5000 рублей. Санкция за нарушение установлена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протоколы об административных правонарушениях составляют налоговые органы. Предпринимателям не следует медлить с подачей заявления о внесении в реестр изменений о себе. Подача указанного заявления не сопровождается уплатой государственной пошлины.

Часто возникает вопрос: нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо. А прекращение предпринимательской деятельности на основании добровольного волеизъявления допускается и без прохождения процедуры перерегистрации. Для этого в налоговый орган достаточно будет представить только два документа: заявление о прекращении предпринимательской деятельности по форме, утвержденной постановлением правительства России, и документ об уплате государственной пошлины в размере 80 рублей.

И последний вопрос: как вновь созданным предпринимателям встать на учет в налоговом органе? В связи с введением в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 года постановка на учет как в налоговых органах, так и во внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений о государственной регистрации. При этом предпринимателю нет необходимости осуществлять постановку на учет в этих органах "собственноручно", указанную работу выполнят налоговые органы и внебюджетные фонды самостоятельно, без участия предпринимателя. Порядок взаимодействия налоговых органов в настоящее время постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 266, от 19.06.2002 г. N 438, N 439, N 440, от 16.10.2003 г. N 630", предусматривающим изменения правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, изменения форм документов, представляемых при государственной регистрации, а также правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации реорганизации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

С 1 января 2004 года вступит в силу новый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, установленный Федеральным законом от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон № 76-ФЗ). С этой же даты начнется процедура представления ранее зарегистрированными индивидуальными предпринимателями сведений о себе в налоговые органы. Таким образом, новшества, вводимые Законом № 76-ФЗ, не минуют ни тех, кто уже осуществляет предпринимательскую деятельность, ни тех, кто только планирует делать это. Комментирует нововведения наш постоянный автор М. С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Регистрация индивидуальных предпринимателей до и после 1 января 2004 года

С введением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон № 129-ФЗ) органы МНС России приобрели новую для себя функцию - осуществление государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей на тот момент оставалась вне компетенции налоговых органов, что, впрочем, воспринималось всеми как явление временное. С 1 января 2004 года институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей становится единым, а регистрационные функции передаются в исключительную компетенцию налоговых органов. Начиная с указанной даты, меняется и наименование Закона № 129-ФЗ - "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Сама процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, описанная в Законе № 129-ФЗ и вводимая в действие с 1 января 2004 года, несколько отличается от ныне действующего порядка, установленного разделом II Указа Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Указ № 1482). В связи с этим следует говорить скорее не об ужесточении требований к лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а о более точном формулировании этих требований. Во всяком случае, сравнение статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ с пунктом 6 Указа № 1482, на наш взгляд, не позволяет говорить о сколько-нибудь существенном расширении с 1 января 2004 года перечня документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Едва ли можно говорить об ущемлении прав таких лиц и в связи с незначительным (до пяти рабочих дней) увеличением с 1 января 2004 года срока государственной регистрации по сравнению со сроками, установленными пунктом 7 Указа № 1482 (в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте).

Пожалуй, наиболее существенной особенностью нового порядка является введение с 1 января 2004 года запрета на государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей отдельных категорий физических лиц (пункт 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ). К таким лицам относятся:

  • физические лица, которые уже зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • физические лица, признанные судом несостоятельными (банкротами) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся предпринимательской деятельностью (в течение года со дня принятия судебного решения);
  • физические лица, в отношении которых судом вынесено решение о прекращении в принудительном порядке их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • физические лица, лишенные права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Статья 3 Закона № 76-ФЗ: после "перерегистрации-2002" - "перерегистрация-2004"

Вторая половина 2002 года еще долго будет вспоминаться предпринимателям малоприятной процедурой, получившей наименование "перерегистрация" (см. здесь). Этот термин, будучи совершенно невнятным с точки зрения права, тем не менее, прочно закрепился среди работников налоговых органов и налогоплательщиков. К сожалению, содержание статьи 3 Закона № 76-ФЗ дает все основания для того, чтобы констатировать: в течение следующего года индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 года, предстоит пережить нечто подобное.

Строго говоря, указанную процедуру следует именовать представлением индивидуальными предпринимателями в регистрирующие (налоговые) органы определенных документов. Перечень таких документов установлен статьей 3 Закона № 76-ФЗ и, в основном, соответствует перечню документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.1 Закона № 129-ФЗ). Если не касаться весьма ограниченного круга индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами Российской Федерации, то большинство потенциальных участников "перерегистрации-2004" обязаны в течение 2004 года представить в регистрирующие (налоговые) органы по месту своего жительства следующие документы:

  • копию основного документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Представляется важным подчеркнуть, что положения статьи 3 Закона № 76-ФЗ не содержат безусловного требования о представлении в регистрирующий (налоговый) орган нотариально засвидетельствованных копий указанных документов. Индивидуальный предприниматель вправе представить и обычные копии, если одновременно с этим регистрирующему органу представляются оригиналы документов. Подобный механизм достаточно гибок. Можно сказать, что индивидуальным предпринимателям предложен выбор между непосредственным общением с нотариусом (когда нотариально засвидетельствованные копии направляются в регистрирующий (налоговый) орган по почте) и непосредственным общением с работником регистрирующего (налогового) органа (когда подлинность копий документов подтверждается обозрением оригиналов). В любом случае можно порекомендовать индивидуальным предпринимателям не откладывать в долгий ящик прохождение этой, в общем, несложной процедуры.

Правовые последствия непредставления индивидуальными предпринимателями в течение 2004 года в регистрирующие (налоговые) органы необходимых документов описаны в статье 3 Закона № 76-ФЗ и несколько отличаются от правовых последствий непрохождения юридическими лицами "перерегистрации-2002".

Прежде всего, невыполнение требований указанной статьи автоматически повлечет за собой лишение физического лица статуса индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года. Тем самым регистрирующие (налоговые) органы избавятся от "балласта" достаточно легко, без обращения к утомительным судебным процедурам. С другой стороны, такое физическое лицо (в отличие от руководителей юридических лиц) не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Последнее обстоятельство, на взгляд автора, едва ли можно приветствовать. Оно не столько позволяет недобросовестным индивидуальным предпринимателям избежать финансовых потерь, сколько свидетельствует о "забывчивости" законодателя, не позаботившегося о внесении в статью 14.25 КоАП РФ необходимых поправок, вытекающих из Закона № 76-ФЗ.

Снова о проблемах подзаконного нормотворчества

Процедура "перерегистрации-2004", описанная в статье 3 Закона № 76-ФЗ, действительно выглядит несложной. Тем не менее, на практике все может выглядеть далеко не столь гладко. Как и в случае с "перерегистрацией-2002", Правительство РФ достаточно быстро формализовало процесс передачи сведений в регистрирующие (налоговые) органы. Свидетельством тому стало принятие постановления от 16.10.2003 № 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439" (далее - Постановление № 630).

В принципе, полномочие Правительства РФ на издание подобного документа не должно вызывать сомнений. Как следует из статьи 4 Закона № 76-ФЗ, Правительству РФ поручено "издать нормативные правовые акты, которые должны обеспечить реализацию Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом вносимых в него настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей ". Однако, "обеспечивая реализацию" Закона № 129-ФЗ, Правительство РФ, на наш взгляд, несколько превысило свои полномочия.

Примером тому служит та часть Постановления № 630, которая касается внесения изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее - Постановление № 439).

Данным постановлением (с учетом изменений и дополнений) утверждена форма № Р27001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение № 21).

Трудно усомниться в том, что регистрирующие (налоговые) органы будут требовать от индивидуальных предпринимателей представления указанного документа для прохождения "перерегистрации". Между тем, как отмечено выше, статья 3 Закона № 76-ФЗ не предусматривает представления индивидуальными предпринимателями подобного документа. Что касается статьи 9 Закона № 129-ФЗ, то она наделяет Правительство РФ правом устанавливать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, но не расширять перечень таких документов.

Следует также добавить, что пункт 14 формы № Р27001 предусматривает нотариальное свидетельствование подписи заявителя, в связи с чем избежать общения с нотариусом индивидуальный предприниматель, скорее всего, не сможет.

"Перерегистрация" состоялась - что дальше?

Прохождение индивидуальным предпринимателем процедуры "перерегистрации" подтверждается выдачей формы № Р67001 "Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение № 25 к Постановлению № 439). Указанное Свидетельство должно быть выдано регистрирующим (налоговым) органом не позднее шестого дня с момента представления индивидуальным предпринимателем необходимых документов. Увы, но до внесения поправок в статью 14.25 КоАП РФ несоблюдение этого срока не влечет за собой привлечения недобросовестного должностного лица регистрирующего (налогового) органа к административной ответственности.

Весьма важным не только для индивидуальных предпринимателей, но и для их хозяйственных партнеров является вопрос о необходимости предъявления Свидетельства при заключении договоров после 1 января 2004 года. Полагаем, что необходимости в этом нет. Юридическая сила сделки, заключенной с физическим лицом, не зависит от наличия или отсутствия у этого лица статуса индивидуального предпринимателя. Отсюда же вытекает безусловное наличие у такой сделки соответствующих налоговых последствий.

Несколько более сложным выглядит вопрос о том, является ли предъявление индивидуальным предпринимателем Свидетельства обязательным для освобождения налогового агента от обязанности направлять в налоговый орган сведения о выплаченных этому предпринимателю доходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ такие сведения не представляются, если налоговому агенту предъявлены, в частности, "документы, подтверждающие...государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица" . Легко представить, что индивидуальный предприниматель, не прошедший "перерегистрацию", может предъявить налоговому агенту свое утратившее силу свидетельство о государственной регистрации. Должен ли налоговый агент, удовлетворившийся этим документом, нести налоговую ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ? Возьмемся утверждать, что нет. Согласно статьям 106 и 109 НК РФ обязательным условием налоговой ответственности является вина налогового агента. Закон обязывает его истребовать у физического лица документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а не Свидетельство, подтверждающее юридическую действительность такого документа. Тем не менее, если налоговый агент захочет обезопасить себя от противоположного (и, заметим, вполне вероятного) толкования закона со стороны налогового органа, ему следует постараться убедить (но ни в коем случае не заставлять) индивидуального предпринимателя представить копию Свидетельства формы № Р67001. Впрочем, описываемые спорные ситуации в любом случае не могут возникнуть ранее 2005 года.

Оставим в стороне проблемы соответствия Закона № 76-ФЗ и подзаконных правовых актов и сосредоточимся на проблемах индивидуальных предпринимателей, не искушенных в юридической казуистике.

В первую очередь, в течение 2004 года предпринимателю следует решить, намерен ли он продолжать предпринимательскую деятельность. Заметим, что достаточно большое количество предпринимателей озабочено проблемой правильного и простого прекращения своей деятельности. Статья 3 Закона № 76-ФЗ предоставляет им удобную возможность для решения этой проблемы - достаточно воздержаться от прохождения "перерегистрации", и с 1 января 2005 года статус индивидуального предпринимателя будет утрачен. Правда, следует помнить, что осуществление такими лицами предпринимательской деятельности после указанной даты будет являться нарушением законодательства.

Тем же, кто решит продолжать предпринимательскую деятельность после 1 января 2005 года, можно порекомендовать, не дожидаясь появления очередей у дверей нотариусов (лучше всего - в первые рабочие дни 2004 года), заполнить и представить для засвидетельствования форму № Р27001 и, возможно, копию паспорта. Выполнение этих несложных действий позволит индивидуальному предпринимателю далее не зависеть от режима работы регистрирующего органа и настроения его работников, направив копии необходимых документов по почте.

В ст.3 Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», которой определялся порядок перерегистрации, сказано, что «в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поэтому на основании того, что Вы не подавали документы на перерегистрацию, Ваша государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с 01.01.2005 г. Причем в этой ситуации законом не предусмотрена выдача свидетельства о прекращении государственной регистрации в качестве ИП. Кроме того, поскольку у Вас на 01.01.2005 г. имелась задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд, то именно по этой причине не произошло снятие с учета в ПФ, и продолжилось начисление страховых взносов.

Попробуйте подать запрос в налоговую инспекцию, чтобы выяснить точно, закрылось ли Ваше ИП. В соответствии с п.5 ст..6 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляются в течение 5 рабочих дней с даты получения такого запроса. Сведения можно получить о месте жительства, дате регистрации в качестве ИП, дате прекращения регистрации, сведения о лицензиях и т.д. Если у Вас будет документ, в котором есть дата прекращения регистрации – обращайтесь с иском в Арбитражный суд, но не на налоговую инспекцию, а на Пенсионный фонд. Только суд может признать начисления страховых взносов в Пенсионный фонд незаконными (ведь если Ваша регистрация в качестве ИП прекращена, Вы не обязаны платить страховые взносы как ИП, а Пенсионный фонд не имеет право их начислять), и отменить начисления (хотя задолженность по состоянию на 01.01.2005 г. придется все-таки платить). Как составить исковое заявление и какие приложить дополнительные документы – посоветуйтесь с адвокатом.

Если же налоговая не представит документ о прекращении регистрации с 01.01.2005 г. в связи с неподачей документов на перерегистрацию, — вот тогда можно подавать в Арбитражный суд заявление на налоговую. И закрытие Вашего ИП в настоящее время юридически недействительно, потому что оно должно было быть закрыто 01.01.2005 г.