Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Что такое торговый сбор и кто его оплачивает. Торговый сбор или «налог на аренду

В Российской Федерации физические и юридические лица являются налогоплательщиками . За все доходы, имущество и прибыль необходимо уплачивать налоги и отчитываться перед налоговой службой. Осуществлять предпринимательскую деятельность в России непросто из-за большого количества ежемесячных отчётов, обязательных платежей и сборов.

Уплачивать торговый сбор обязаны лица, ведущие предпринимательскую торгово-промышленную деятельность на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севасополя. Сроки и размер взносов регламентирует налоговая служба. Также она пристально следит за сроками перечисления денежных средств и своевременностью постановки на учёт торговых точек.

Экономический смысл

Его размер зависит от :

  • вида осуществляемой торговой деятельности;
  • от того места, где размещена торговая точка;
  • от площади и других физических параметров.

Все правила и обязанности по уплате ТС регламентирует НК РФ, а именно, глава 33 . Введение пошлины направлено на то, чтобы предприниматели более рационально и эффективно использовали торговые площади.

Также ТС ввёлся для того, чтобы его плательщики указывали свои реальные доходы, т.к. уплата сбора значительно уменьшает размер остальных налогов. На данный момент ТС взимается в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. О введении этого вида пошлины в других городах пока ничего не сообщается.

Все, кто обязан платить ТС, должны сообщать в налоговую инспекцию в следующих случаях:

  • когда начали вести торговую деятельность и официально зарегистрировали свою организацию;
  • если произошли какие-либо изменения (изменился тип торговой точки или её площадь);
  • когда организация прекращает свою деятельность и снимается с учёта.

Встать на учёт фирма должна в срок не позднее пяти дней с даты начала ведения торговой деятельности. В случае, если указанный срок был нарушен, то на фирму будут наложен денежный штраф.

Налоговая база и ставки

При уплате ТС используется специальный повышающий коэффициент. Применяют его для изменения ставки сбора. Начальное значение этой ставки – 550 рублей за один м² торговой площади. Эта сумма неизменна, меняется только значение повышающего коэффициента.

Размер повышающей ставки составляет в 2018 году – 1,285. Применяя к базовой ставке этот коэффициент, получаем следующее значение:

550 рублей * 1,285 = 706,75 рублей – такая фиксированная максимальная ставка установлена в 2018 году.

Различаются ставки не только по виду осуществляемой торговой деятельности, но и по местоположению объекта торговли, поскольку от этого в первую очередь зависит прибыль.

Районы, которые входят в Центральный АО Москвы Южный Административный округ, а также все районы САО (кроме Молжаниновского), СВАО (кроме Северного), ВАО (кроме районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), ЮВАО (кроме района Некрасовка), ЮЗАО (кроме районов Северное Бутово и Южное Бутово), ЗАО (кроме районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), СЗАО (кроме районов Митино и Куркино) Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский АО, Молжаниновский район САО, Северный район СВАО, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский районы ВАО, Некрасовка ЮВАО, Северное Бутово и Южное Бутово ЮЗАО, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково ЗАО, Митино и Куркино СЗАО
Торговля, осуществляемая через стационарные точки без торговых залов (кроме заправок) и через нестационарные торговые точки 81 000 40 500 28 350
Торговля, осуществляемая через стационарные точки с торговыми залами (до 50 м²) 60 000 30 000 21 000
Торговля, осуществляемая через стационарные точки с торговыми залами (свыше 50 м²) 1200 за каждый м² (до 50 м²) 600 за каждый м² (до 50 м²)

50 рублей за каждый метр после 50 м²

420 за каждый м² (до 50 м²)

50 рублей за каждый метр после 50 м²

Розничная торговая деятельность (связанная с развозами и разносами) 40 500 рублей
Розничные рынки 50 рублей за каждый м² торговой площади (сумма не может превышать 550 рублей за м² с учётом повышающего коэффициента)

Размеры ставок, приведённые в таблице, указаны за один квартал. Плата за ТС производится один раз в три месяца не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

КБК для сбора, штрафа, пени

Код бюджетной классификации (КБК) – это особый номер, по числам которого можно определить уплаченный вид налогов, сборов или пошлин. Классификация едина во всех субъектах, а каждая цифра в этом номере имеет своё значение.

КБК – это своего рода гарантия того, что платёж будет принят и направлен по назначению. Благодаря ему можно проследить все перемещения средств, которые налогоплательщики уплачивают в бюджет.

КБК состоит из следующих блоков:

  1. Административный . Состоит из трёх цифр. Номер указывает на получателя средств. Адресатом может быть налоговая служба, различные ведомства и фонды. Каждая из этих организаций имеет свой номер.
  2. Доходы . Состоит из десяти цифр и содержит информацию о категории платежа.
  3. Программный . Состоит из четырёх цифр и разделяет полученные поступления по назначению.
  4. Классифицирующий . Последние три цифры, которые характеризуют вид дохода, которые получают государственные структуры (доходы от налогов или доходы от произведённых операций с активами).

ТС уплачивается по следующему номеру КБК:

Заполняя все графы нужно быть крайне внимательными, ведь при неправильно указанном номере переведённые средства не дойдут до адресата. Это может быть расценено как умышленное уклонение от уплаты и повлечёт за собой серьёзные меры наказания.

Часто возникают ситуации, что кроме основного платежа нужно оплатить пени и штрафы за несвоевременное внесение платежа или по иной причине. КБК по уплате штрафа выглядит следующим образом:

Уплата пени происходит на КБК:

Если обратить внимание, то можно заметить, что отличается только третий блок, который отвечает за назначение вносимого платежа. Все остальные цифры КБК остаются без изменений .

Расчёт сбора

Для расчёта торгового сбора существует простая формула:

Общая сумма ТС = Ставка (С) * фактическое значение физического показателя (ФЗ)

В том случае, если налог нужно начислить на торговую площадь, то формула должна включать:

  • часть торговой площади, которая арендуется;
  • места для перемещения покупателей (проходы);
  • рабочие места сотрудников;
  • места расчёта и оплаты (кассы);
  • все части торговых площадей, на которых происходит выкладка товара, обслуживание и расчёт покупателей, места проведения промо-акций.

Не все площади подлежат обложению ТС. В расчёт не берутся следующие:

  • места перемещения покупателей, которые ведут к торговой площади, но на ней не находятся (лестницы, коридоры, эскалаторы и т.д.);
  • помещения, которые не предназначены для обслуживания покупателей (подсобки, склады, административные помещения и т.д.).

Чтобы точно определить площадь торгового помещения, можно воспользоваться следующими документами :

  • договор на покупку торговой площади;
  • договор на аренду помещения, предназначенного для проведения коммерческой деятельности;
  • технический паспорт помещения;
  • планы и схемы торговых площадей.

Во всех этих документах указана точная площадь торгового помещения. Зная это значение можно с лёгкостью рассчитать размер ТС по каждой торговой площади.

Пример . Есть помещение стационарной торговли с торговыми залами, торговая площадь которого составляет 75 м². Торговое помещение находится в Центральном округе Москвы. Расчёт размера ТС будет выглядеть так:

1 200 рублей * 50 м² + 50 рублей * 25 м² = 60 000 + 1250 = 61 250 рублей.

Таким образом, сумма ТС за квартал составит 61 250 рублей.

Льготы по уплате

На данный момент существует ряд категорий торговых площадей, которые имеют льготы по уплате ТС. Освобождаются от уплаты следующие виды торговой деятельности :


От уплаты ТС освобождаются следующие организации :

  • почтовые отделения;
  • бюджетные и казённые предприятия;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Не обязаны платить ТС предприятия и предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность с помощью стационарных объектов, которые не имеют торгового зала. Также от уплаты сбора освобождены нестационарные и стационарные торговые точки, площадь которых не превышает 100 м², если соблюдаются следующие условия :

  1. При регистрации организации главным видом деятельности указали предоставление услуг парикмахера-стилиста и остальных услуг салона красоты, прачечной, химчистки, ремонта и восстановления одежды и обуви, ремонта часов и ювелирных украшений, восстановления и изготовления ключей.
  2. Площадь, которую занимает специализированное оборудование, не превышает 10% от общей площади торговой точки.

Если эти два условия одновременно выполняются, то торговая точка освобождена от уплаты ТС. От уплаты ТС освобождаются также предприниматели:

  • которые находятся на патентной системе налогообложения;
  • на ЕСХН.

Сроки оплаты и ответственность за неуплату

Плательщики ТС обязаны произвести оплату до 25 числа в том месяце, который следует за расчётным кварталом. К примеру, за I квартал 2018 года уплатить положенную сумму нужно не позднее 25 апреля 2018 года. Средства перечисляются в налоговую службу, а далее поступают в бюджет. Налоговая инспекция пристально следит за сроками оплаты ТС. За отказ от оплаты и за несвоевременную уплату предусмотрены штрафные санкции .

Меры наказания применяются не только в случае просрочки платежа или отказа от него. Если предприниматель поставил на учёт своё торговое предприятие позже предписанного законом срока или вовсе не зарегистрировался в налоговых органах, то ему также грозит денежное наказание.

Размеры возможных денежных взысканий:


Во избежание начисления штрафов необходимо в установленные сроки производить уплату ТС и следить за правильностью заполнения платёжных документов. Ошибка в одной цифре КБК грозит предпринимателю тем, что средства в счёт уплаты суммы сбора не дойдут до адресата, и возникнет просрочка платежа. Это грозит применением штрафных санкций.

Учёт при уплате налогов

Законодательством предусмотрена возможность уменьшить размер уплачиваемых налогов на сумму ТС . Предприниматель, который осуществляет торговую деятельность, может рассчитывать на уменьшение суммы НДФЛ на размер ТС. Получить данную льготу можно только в том случае, если налогоплательщик уведомил налоговую службу о том, что встал на учёт в качестве плательщика ТС.

Это правило распространяется не только на частные лица, но и на организации. На сумму ТС они могут уменьшит уплачиваемый налог на доход или налог для организаций, применяющих УСН.

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор". Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения. Отметим, что торговый сбор не мог быть введен ранее 1 июля 2015 года. Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен. Торговый сбор в соответствии с главой 33 может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
Плательщики торгового сбора Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок); торговля через объекты нестационарной торговой сети; торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; торговля со склада. К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков. Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП. Не уплачивают торговый сбор: ИП на патентной системе налогообложения; налогоплательщики на ЕСХН.
1. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
2. От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Постановка на учет в качестве плательщика сбора Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство. Место постановки на учет: по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях. В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления. Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.
Учет плательщиков сбора 1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
2. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
3. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
4. В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
5. Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой соответствующее письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
7. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются: по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.
В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Объекты налогообложения Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор. Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества. Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.
1. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
2. В целях настоящей главы используются следующие понятия:
1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Налоговый период Квартал.
1. Если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
2. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
3. В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.
Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.
Ставки торгового сбора Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь. Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети. В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца. Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237). На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.
1. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
2. В целях определения предельных ставок сбора в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.
3. Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.
4. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
5. Площадь торгового зала в целях настоящей главы определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.
6. Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Льготы по торговому сбору Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения). Порядок исчисления и уплаты сбора Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала. Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор
1. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
2. В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.


3. В целях настоящей главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.
4. В целях настоящей главы используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли:
в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
в отношении деятельности по организации розничных рынков - объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
3) деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
1. Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
2. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).
3. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
4. При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с приложением соответствующего акта.

Акты, указанные в настоящем пункте, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

Чего ждать от нового торгового сбора? Сколько и за что придется платить предпринимателям? Как снизить налоговые издержки?

С 1 июля 2015 года вступает в силу глава 33 Налогового кодекса РФ, а вместе с ней на предпринимателей ложится новое бремя по уплате торгового сбора. Торговый сбор попал в Налоговый кодекс РФ в конце прошлого года, и у бизнесменов было время морально подготовиться к этому удару.

Кто и за что будет платить?

Платить торговый сбор должны будут все организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые используют недвижимость или передвижные торговые павильоны для торговли. В муниципальных образованиях могут быть льготы для некоторых видов предпринимательской деятельности, вплоть до освобождения от уплаты сбора. Например, Закон города Москвы «О торговом сборе» освобождает от уплаты сбора торговлю через вендинговые автоматы, торговлю на ярмарках выходного дня, на розничных рынках (но не сами рынки), разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Также не будет платить сбор Почта России и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральный закон также освобождает от уплаты сбора индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по патенту, и сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

Объект сбора, согласно закону, «использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности». Простым предпринимателям из этого набора слов мало что понятно, поэтому посмотрим еще определение понятия «объект осуществления торговли» и виды торговли, в отношении которой установлен сбор.

Сбор – с каждого торгового ларька?

Итак, объект сбора – это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. Деятельность по организации розничных рынков тоже облагается сбором: объектом являются собственно розничные рынки, сбор уплачивается управляющей компанией.

Виды торговли, в отношении которой устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Такой перечень позволяет предположить, что все предприниматели, торгующие в каком-либо помещении (ларьке, палатке, магазине) или со склада, обязаны уплачивать сбор. Возникает вопрос с интернет-магазинами: они тоже должны платить торговый сбор ? Вероятно, если торговля ведется с использованием арендованных складских помещений, то должны. Если же торговые помещения находятся не в аренде, а в собственности, то получается, что предприниматель платит дважды: налог на имущество организаций и торговый сбор.

Малый бизнес уже окрестил этот налог «налогом на аренду » и вовсю подумывает о том, как обойти Налоговый кодекс. Потому что если заплатить все, что положено по закону, то жить бизнесу будет не на что.

Ставки торгового сбора в Москве

Ставки торгового сбора определяются представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ставки определяются законами этих субъектов Федерации.

Закон города Москвы «О торговом сборе» варьирует ставки торгового сбора в зависимости от удаленности района от центра города. Так, самая высокая ставка для торговых точек без торговых залов – 81 000 рублей за квартал (3 месяца) – в Центральном административном округе. Глубокие и ближние «замкадыши» (Зеленоград и Новая Москва, Митино и Бутово, и другие) заплатят 28 350 рублей. Остальные «москвичи» заплатят 40 500 рублей, столько же «стоит» разносная и развозная торговля. Арендаторы в торговых залах должны будут заплатить за помещения до 50 кв.м в ЦАО 60 000 рублей за квартал, «замкадыши» - 21 000 рублей, остальные «москвичи» 30 000 рублей. За помещения свыше 50 кв.м ставка зависит от площади торгового помещения, естественно, это выйдет дороже, чем места до 50 кв.м. Для розничных рынков ставка составляет 50 рублей за квадратный метр.

Все эти немалые суммы (от 7 тысяч рублей в месяц) предприниматели должны будут выложить наряду с другими налогами, выплатами, арендной платой и прочими издержками. Торговый сбор не зависит от размера прибыли. Особенно негативно это сказывается на тех торговых точках, прибыльность которых обусловлена сезонностью.

Бюрократические нюансы

Помимо того, что выкладывать лишние деньги непонятно за что в принципе неприятно, придется еще и пройти бюрократические процедуры. Так, плательщики сбора должны встать на учет в налоговых органах в качестве таковых. Это надо сделать в течение 5 дней после заключения договора аренды. Для тех, у кого такой договор уже действует, обязанность встать на учет возникает со дня вступления в силу закона, то есть с 1 июля 2015 года. Причем о любом изменении торгового помещения надо будет также уведомлять налоговую в течение 5 дней. 5 дней есть у налоговой для постановки на учет плательщика торгового сбора и направления ему свидетельства. Если речь идет об использовании недвижимости для торговли, то уведомление направляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости. Если используется движимое имущество, то уведомление направляется по месту нахождения организации или по месту жительства ИП.

Предприниматели сами должны рассчитать размер сбора и уплатить его до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала. То есть налоговая не пришлет квитанцию, но проконтролирует уплату торгового сбора, если предприниматель ошибется или не заплатит. В этом случае он все-таки получит от налоговой требование об уплате сбора. В целом контроль возложен на органы местного самоуправления, которые должны обо всем уведомлять налоговую.

Каких последствий ждать?

История разработки законопроекта, которым вводился торговый сбор, умалчивает о том, какие благие цели должно достигать это нововведение. Положения о торговом сборе были введены в законопроект № 527250-6 депутатскими поправками ко второму чтению. Поэтому в первоначальной пояснительной записке о нем нет ни слова. Также мы не знаем мнения Правительства РФ по поводу введения нового сбора. Имеющийся отзыв Правительства РФ не упоминает этот сбор, так как его не было в первоначальном проекте. Очевидно, Правительство РФ одобрило новый источник доходов бюджета.

Можно ожидать роста цен в розничной торговле, так как предпринимателям придется компенсировать новые расходы. Даже если по факту им удастся уменьшить налоги на сумму сбора (а это можно сделать только по результатам года), то торговцы могут повышать цены просто от страха, что на них повесили новый сбор.

Хорошая новость есть для тех, у кого совпадает место нахождения организации (место жительства ИП) и место уплаты торгового сбора. Организации и ИП, находящиеся на «упрощенке» смогут уменьшить единый налог на сумму торгового сбора. Также может быть уменьшен налог на прибыль организаций.

Однако помимо налогов на прибыль или доходы предприниматели уплачивают еще множество других обязательных платежей. Например, ИП самостоятельно уплачивает страховые и пенсионные взносы, платит за ЭКЛЗ для контрольно-кассовых машин, аренду за помещение и несет другие расходы, связанные с бизнесом. Малый бизнес, занимающийся торговлей, - это, как правило, именно ИП. В этой ситуации многие предприниматели уже собираются объединять свои торговые площади, чтобы уменьшить расходы в части торгового сбора. То есть малый бизнес уже ожидает увеличения налоговой и административной нагрузки, несмотря на заверения в том, что торговый сбор не приведет к увеличению налоговых издержек. Да иначе зачем бы государство вводило новый сбор, если бы от этого не увеличились государственные доходы. Конечно, в условиях дефицита бюджета государству нужны доходы. Но эти доходы получаются за счет малого бизнеса. С одной стороны, государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а с другой, вводит новые налоги и сборы для предпринимателей практически на ровном месте. Это демонстрирует непоследовательность государственной экономической политики.

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор".

Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен.

Плательщики торгового сбора

Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля со склада.

К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков.

Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП.

Не уплачивают торговый сбор:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • налогоплательщики на ЕСХН.

Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство.

Место постановки на учет:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях.

В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления.

Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/

Объекты налогообложения

Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор.

Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества.

Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.

Налоговый период

Ставки торгового сбора

Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь.

Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца.

Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237).

На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.

Льготы по торговому сбору

Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения).

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала.

Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.

Торговый сбор в Москве

Торговый сбор в Москве введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. Срок ввода сбора - 1 июля 2015 года. В законе установлены также ставки сбора и льготы по нему.

Ставки торгового сбора в Москве:

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:

Объект осуществления торговли

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

2) свыше 50 кв. метров, расположенные в:

1 кв. метр площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

Организация розничных рынков

1 кв. метр площади розничного рынка

Льготы по торговому сбору в Москве:

От уплаты сбора освобождены:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • использование объектов для:
    • розничной торговли с использованием торговых автоматов;
    • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
    • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков;
    • разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.