Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Профессиональная социализация студентов как проблема. Профессиональная социализация

1 Президент РФ В.В.Путин в "Послании Федеральному Собранию РФ"(26 мая 2004 г.) однозначно считает, что "сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда" и при достаточном "количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране". Вполне очевидно, что истоки этих проблем связаны с далеко не оптимальным функционированием системы профессионального непрерывного образования в России, в том числе подсистемы, в которой осуществляется подготовка специалистов для потребительской кооперации. Для реализации этой проблемы мы решаем вопрос о профессиональной социализации личности в системе потребительской кооперации. Социализация это процесс становления личности. Профессиональная социализация как процесс самоопределения и вхождения личности в профессию определяется нами как процесс, включающий в себя профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональную адаптацию, развитие профессионального самосознания, профессионально- трудовую социализацию. Профессиональная среда, в которой личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, сильно влияет на профессиональное развитие и становление личности. Системный процесс профессиональной социализации, сущность которого профессиональное постепенное самоопределение и "вхождение" обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом профессиональную социализацию будем рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (структурных элементов), некоторые из которых описаны в педагогической и психологической литературе как локально-обособленные, а образовательный комплекс "лицей - колледж - вуз" как подсистему общей системы непрерывного образования и сопряжённое построение в ней педагогической работы по профессиональной оптимальной социализации обучаемых в период их профессионального образовательного становления. Профессиональная ориентация - это исходный момент профессиональной социализации. Даже впоследствии изменяя траекторию своего профессионального становления молодой человек будет явно или неявно ощущать влияние профессиональной ориентации и более уверенно, обдуманно и тщательно выбирать профессию или сферу деятельности, если она была осуществлена качественно. Так, взаимосвязано и взаимообусловлено с предыдущим этапом может продолжиться профессиональная социализация как динамический процесс становления человека в профессиональной области - важнейшей сфере общественного бытия. Вторая ступень основной школы (8 - 9-е кл.) - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии.

Полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на базе углублённого изучения отдельных учебных предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов. Учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. С целью профессионального самоопределения в школах РФ предусмотрен курс "Основы производства. Выбор профессии", а также - с 1994/95 уч. г. экспериментальные курсы типа "Человек. Труд. Профессия" (8 - 9 кл.) и "Профессиональная карьера" (10 - 11 кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в профессиональном самоопределении является дифференцированное обучение в специализированных классах и школах, а также деятельность учебно-производственных комплексов различного профиля, творческих объединений и др. Адаптивное управление требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участником педагогического процесса. В условиях реализации адаптивного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие руководителя и педагога, учителя и ученика всегда ситуативное, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо - педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих технологиях, способах их реализации и грамотное их использование. Незыблемым из классической дидактики остается то, что ученик становится субъектом учебной деятельности только при появлении цели собственной деятельности. "Процесс обучения должен быть ориентирован на выращивание этой цели" , поэтому при выборе технологий, построении своей дидактической системы учитель должен выделять одну из основных ее характеристик, например, овладение учеником гарантированными, конечными результатами учения и способами деятельности. Основным критерием в выборе технологии при формировании адаптивной образовательной среды является то, насколько она может помочь в достижении следующих целей: развитие природных задатков ученика, его способностей. Так, в комплексе " лицей- колледж-вуз" учащиеся в лицее, на 1 и 2 курсах колледжа проходят профессиональную оптимальную адаптацию, развивающую их профессиональные, творческие, организаторские способности. В результате проведенного эксперимента, усиленного психолого-педагогического влияния на адаптацию студентов в университетском комплексе лицей- колледж-вуз, у воспитанников 1-3 курсов колледжа широко развились такие профессиональные способности как коммуникативные, наблюдательность, теоретическое мышление, его интегративность, воля к победе, мобильность, предпринимательская целеустремленность. При этом истинность результатов, полученных во время проведенного нами эксперимента по Стьюденту, подтвердилась t критерием констатирующего эксперимента, что составило: коммуникативные способности +5,34, наблюдательность + 3,69,теоретическое, интегративное мышление + 1,6, воля к победе + 8,85, мобильность + 5,5, предпринимательская целеустремленность + 1,31.

Профессиональная социализация в образовательной среде кроме рассмотренных функций выполняет очень важную стратегическую задачу: закладывает основы профессиональной дальнейшей социализации человека в процессе осуществления трудовых функций. Этот во многом основывается и развивает функции профессиональной социализации, полученной в образовательной среде, и изучается такими научными областями как управление персоналом и кадровым менеджментом. Такое внимание к организации персонала, его профессиональной оптимальной дальнейшей социализации, обусловлен существенно возросшим значением персонала в рыночной экономике (человеческим фактором организаций). Так, в системе потребительской кооперации профессиональная социализация личности решается через осознанное профессиональное ее самоопределение, профессиональный выбор, посильный и перспективный в аспекте трудоустройства и дальнейшего развития ее карьеры, чему содействует ступенчатая система подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях от рабочей к средней специальной и высшей квалификации как это практикуется в Краснодарском кооперативном институте(лицей- колледж- вуз) и использование контрактной системы приёма на работу в районных потребительских союзах Краснодарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента РФ от 26 мая 2004 г.
  2. ЛЕВИТЕС Д.И. Педагогическое насилие. Народное образование. -1997. - № 10,с.64.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)

Библиографическая ссылка

Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 70-72;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8480 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В. А. КЛИМЕНКО,

доктор социологических наук, профессор,

Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Рассматривается теоретическая модель профессиональной социализации студентов с учетом ее структурно-функциональной характеристики. Анализируются основные компоненты представленной модели. Разработанная модель может выступать в качестве основы для последующей разработки системы организационно-управленческих и учебно-методических подходов в обучении и воспитании студентов в высшей школе.

Ключевые слова: профессиональная социализация, студенческая молодежь, рынок труда, структурно-функциональная модель.

Значительная роль в формировании квалифицированных специалистов в высшей школе отводится такому важному социальному процессу, как профессиональная социализация. В широком социальном контексте профессиональная социализация включает, с одной стороны, профессиональное становление и развитие личности, с другой стороны, представляет процесс социального становления индивида, усвоение им социального опыта, ценностей, норм, образцов поведения с последующим воспроизводством их в ходе своей трудовой деятельности. Поэтому для более глубокого анализа необходимо развести понятие «профессиональная социализация» на два составляющих его понятия: «профессиональное становление» и «социализация».

Профессиональное становление может быть представлено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений, выбор определенной профессионально-трудовой сферы, профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение, активное вхождение индивида в профессионально-трудовую среду и успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений, а также полную или частичную реализацию личности в самостоятельном труде, достижение ею творчества, мастерства, своего «акме» в профессиональной деятельности.

Изучение проблемы социализации индивида в отечественной науке получило два направления: социологическое и социально-психологическое. Соци-

ально-психологическое направление видит в социализации процесс усвоения индивидом в ходе онтогенеза социальных норм, ценностей культуры. Социологическое рассматривает социализацию индивида как приобретение им определенных социальных свойств для гармоничного включения в систему общественных отношений.

Исследование категории социализации с позиций социологических знаний находит отражение в работах Н. Смелзера, Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгей-ма, Т. Парсонса и др. Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» . Г. Тард в целом рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т. д. В основу этого усвоения он положил понятие «подражание», которое, по его мнению, является объяснительным принципом всей социальной жизни . Американский социолог Ф. Гиддингс также считает, что в основе функционирования социального организма лежит исключительно психическое начало. Взаимная деятельность, по его мнению, происходит через механизм внушения и подражания, посредством которых формируются общие ценности. Под влиянием общества у индивида вырабатываются групповые установки, осознание идентичности . Американский ученый Т. Парсонс представлял общество как рационально организованную и функционирующую по определенным правилам систему, главной функцией которой является ее возобновление путем биологического воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество должно выработать механизм социализации с тем, чтобы личность развила в процессе жизненного цикла адекватную мотивацию для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия . В основе процесса взаимодействия индивида и общества в концепции французского социолога Э. Дюркгейма лежит понимание двойственной природы человека. С одной стороны, он состоит из комплекса психических состояний, которые определяют его индивидуальность, с другой - он носитель идей, чувств, привычек группы, представителем которой он является. Исходя из этого, социализация подрастающего поколения в обществе должна носить целенаправленный характер . Г. Зиммель также исходит из того, что в процессе взаимодействия индивиды объединяются в общество. В ходе такого процесса происходит познание индивидом общества и приобретение им сознания обобществления .

Белорусский философ и социолог академик Е. М. Бабосов полагает, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой - процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения

за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта . В соответствии с такой трактовкой человек не просто усваивает социальный опыт, но и осознанно трансформирует его в собственные ценности, убеждения, установки, ориентации и т. п.

Теоретический анализ различных подходов к трактовке феномена социализации позволяет выделить в нем следующие четыре стороны: социализация как процесс инкультурации, т. е. трансляции культурно задаваемых ценностей, морально-этических норм и поведения; социализация как усвоение, интернализация социального опыта; социализация как адаптация (возможные результаты социализации); социализация как процесс конструирования, воспроизводства человеком усвоенного социального опыта. Социализация осуществляется в постоянном взаимодействии человека с обществом. Это непрерывный процесс становления и развития личности человека через освоение им материальной и духовной культуры, общественных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Именно посредством целенаправленного воздействия общества на личность происходит овладение ею социальными нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. В то же время на человека значительное влияние оказывает та реальная действительность, в которой постоянно он находится и воспитывается. Эта реальная действительность представляет собой конкретную социальную среду. Поэтому социализация личности осуществляется через такое взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его. В результате такого тесного взаимодействия и происходит процесс вхождения человека в социум и его приспособление (адаптация) к культурным, политическим, экономическим и другим условиям общественной жизни.

Поэтому к основным факторам, детерминирующим характер социализации, можно отнести: 1) целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова; 2) социальную среду, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; 3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление; 4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; 5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности .

Одним из важных измерений социализации выступает профессиональная социализация. В научной литературе существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, даются различные толкования этого понятия, начиная от достаточно свободного и заканчивая более строгим научным обоснованием данного феномена. Так, российский исследователь А. Г. Красноперова считает, что профессиональная социализация личности тесно связана с подготовкой человека к профессионально-трудовой деятельности и заключается «в приобщении ее к избранной или просто при-

влекшей внимание профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д.» . Данное определение, по нашему мнению, в большей степени характеризует процесс профессиональной социализации школьников. Более содержательное толкование данного социального явления, на наш взгляд, дается в работе Н. А. Перинской , которая предлагает понимать под профессиональной социализацией, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой - процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Такого же взгляда на данный социальный феномен придерживаются С. И. Кучмиева , Е. С. Студеникина , И. В. Воробьева и др. Кроме того, как подчеркивает М. В. Мигачева, профессиональная социализация представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности, создающий потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути индивида . Согласно О. В. Селиверстовой, профессиональная социализация есть целостная синергетическая система .

В целом можно выделить следующие важные аспекты профессиональной социализации. Во-первых, профессиональная социализация является составной частью социализации личности. Во-вторых, профессиональная социализация выступает неотъемлемым этапом профессионального становления и развития индивида. В-третьих, профессиональная социализация тесно связана с профессиональным обучением и воспитанием личности. В-четвертых, профессиональная социализация личности не может эффективно осуществляться без включения самой личности в различные виды профессиональной и социальной деятельности.

Рассматривая такую составную часть социализации, как профессиональная социализация, анализируя и обобщая различные подходы к пониманию сущности, содержания, факторов, механизмов ее протекания, мы приходим к обоснованному выводу о необходимости целостного, всестороннего рассмотрения такого сложного многопланового явления, каким является профессиональная социализация молодежи, студентов. Это представляется актуальным потому, что данная социально-демографическая группа является потенциальным резервом общества, это производительная сила в будущем различных отраслей экономики, сферы культуры и науки страны. Обобщая различные подходы, профессиональную социализацию студенческой молодежи следует рассматривать как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения индивидом специальных знаний, социальных и профессиональных навыков, про-

фессиональных норм, ценностей, профессиональной культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, которые создают необходимый потенциал для эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, высокой социальной и профессиональной мобильности на всем жизненном пути индивида.

Студенческая молодежь, исходя из особенностей своего психического и личностного развития, относится к такой возрастной группе, как юношество, которое начинается с 16-17 лет и заканчивается в 27-28 лет. При этом период 16-21 год является ранней юностью, с 21 года начинается и к 27-28 годам завершается поздняя юность. Этот жизненный этап индивида характерен тем, что у него наряду с другими потребностями появляются потребности в самореализации, но в будущем. Ведущим видом деятельности в психическом развитии выступает учебно-профессиональная деятельность. Как известно, «ведущий вид деятельности в психическом развитии - это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики, и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий для следующего возрастного периода (А. Н. Леонтьев). В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я-образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное».

К началу поздней юности (к 21 году) потребность в самореализации выходит на первый план. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни, достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и т. д. В этот период их переживания связаны с будущими успехами в жизни. При этом на данном возрастном этапе ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии выступает профессиональная творческая деятельность. Таким образом, рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», можно выделить следующие основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и др. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью.

Анализ результатов исследования «Профессиональная социализация студентов технических вузов» ГКПНИ «Экономика и общество», выполненного кафедрой психологии Белорусского национального технического универси-

тета, которое включало также проведение в 2008 г. социологического опроса студентов университета (опрошено 912 студентов 1-5-го курсов на 12 факультетах), позволил выявить основные этапы профессиональной социализации студенческой молодежи. Процесс профессиональной социализации студентов мы условно подразделяем на несколько последовательных этапов : 1-й этап -получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, формирование начальных представлений о будущей профессии; 2-й этап - оценка возможностей реализации целей, удовлетворения своих потребностей в данной сфере профессиональной деятельности; 3-й этап -формирование отношения к сфере профессиональной деятельности, появление интереса к профессии, получение новых знаний о ней для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности; 4-й этап - получение всесторонней необходимой информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, профессиональных функциях и задачах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также качествах, знаниях, умениях, навыках, которые позволят реализовать цели, удовлетворить потребности в данной сфере профессиональной деятельности; 5-й этап -осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в данной сфере профессиональной деятельности; 6-й этап - формирование учебной стратегии реализации целей овладения сферой профессиональной деятельности; 7-й этап - осознанная целенаправленная работа по получению необходимых знаний, формированию умений и навыков; 8-й этап - формирование и развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств и способностей; 9-й этап - формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок). Вышеизложенный анализ профессиональной социализации студентов высшей школы позволяет разработать ее теоретическую модель с учетом структурно-функциональной характеристики. В научной литературе понятие «модель» трактуется как любой образ, аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его представителя . Разработка модели профессиональной социализации студентов осуществлялась нами с учетом современного развития такой важной подсистемы национальной системы образования страны, как высшее образование, социального развития особой социальной общности - студенчества и проведенного теоретического и эмпирического анализа такого социального явления, как профессиональная социализация личности (рисунок).

Профессиональная социализация личности представляет собой, с одной стороны, процесс интеграции индивида в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия; с другой стороны, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью.

Последствия осуществления профессиональной социализации

Позитивные (успешная адаптация и интеграция в профессиональную и социальную среду)

Негативные (невключенность

в профессионально-трудовую среду -профессиональное исключение)

Субъекты профессиональной социализации студентов

Непосредственные участники Участники

Студенты - преподаватели -администрация вуза -работодатели - родители - близкие родственники - друзья, сверстники - представители СМИ - трудовой коллектив

Профессиональная социализа! ;ия студентов

Составные процессы

Профессиональное становление индивида Социальное становление личности

Формирование профессиональных намерений; - выбор профессии (специальности); - профессиональное обучение; - профессиональное самоопределение; - вхождение в профессиональнотрудовую среду Усвоение: социального опыта; - системы знаний, умений, навыков; - социальных норм, ролей; - ценностных ориентаций; - образцов поведения; - ценностей культуры

Показатели (критерии) эффективности профессиональной социализации_____________________

Освоение основной образовательной программы вуза;

Сформированность профессионально-важных качеств;

Сформированность социальноличностных качеств (система ценностных ориентаций, мотивация, профессиональная направленность, жизненные планы и т. д.);

Профессиональная идентичность

Факторы профессиональной социализации студентов

Объективные (внешние) Субъективные (внутренние)

На макроуровне На мезоуровне На индивидуальном уровне

Институциализация системы технического образования; - сформированность профессионального сообщества; - востребованность специалистов технического профиля на рынке труда; - соответствие профессиональной подготовки требованиям производства; - престиж инженерных специальностей в обществе; - уровень заработной платы специалистов - информационно-образовательная среда вуза; - профессиональная ориентация молодежи на обучение в техническом вузе; - деятельность средств массовой информации; - основные компоненты учебно-воспитатель-ного процесса вуза; - различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студенческой молодежи профессиональные диспозиции личности: - социальные и профессиональные установки; - ценностные ориентации; - профессиональная направленность

Теоретическая модель профессиональной социализации студентов

Исходя из такого подхода, профессиональная социализация обусловливается как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) факторами данного процесса. Принимая во внимание внешние (объективные) факторы профессиональной социализации студентов, можно выделить факторы макроуровня и факторы мезоуровня. К объективным факторам макроуровня следует отнести в целом институциализацию системы высшего образования страны и качество профессиональной подготовки в ней специалистов, сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность специалистов определенного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки требованиям производства, престиж специальностей в обществе, уровень заработной платы специалистов и др.

Факторами мезоуровня выступают: профессиональная ориентация абитуриентов на получение высшего образования; информационно-образовательная среда вуза; основные компоненты учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, работа во внеучебное время и другие виды деятельности студентов, а также различные факторы социально значимой среды жизнедеятельности студентов. В современных условиях значительным внешним фактором, оказывающим существенное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи, выступают также средства массовой информации.

Рассматривая профессиональную социализацию как единый процесс, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами, следует подчеркнуть, что основными субъективными (внутренними) компонентами профессионализации и социализации будущего специалиста выступают профессиональные диспозиции личности (мотивы, профессиональные и социальные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность и др.), которые формируются на индивидуальном (личностном) уровне. В качестве непосредственных участников (субъектов) профессиональной социализации студентов выступают: сами студенты; преподаватели, которые влияют на процесс профессиональной социализации студентов путем педагогического воздействия; администрация вуза, которая управляет этим процессом; работодатели, которые осуществляют непосредственно заказ на подготовку специалистов соответствующего профиля и квалификации. Помимо непосредственных участников процесса профессиональной социализации студентов значительную роль в этом процессе играют также родители, близкие родственники, друзья, учителя школ. Значимым фактором также является трудовой коллектив, который оказывает воздействие на процесс профессиональной социализации студентов в период прохождения ими производственной и преддипломной практик, во время работы студентов на предприятиях во внеучебное время, в строительных студотрядах и т. д.

Ведущая роль в процессе профессиональной социализации студентов отводится таким компонентам, как теоретическое и практическое обучение в вузе,

научно-исследовательская, спортивно-массовая, художественная, общественно-организационная, производственно-трудовая и иная деятельность студентов. Активное отношение студентов к этим социальным механизмам позволяет им раскрыть свои способности, самовыразиться, самоутвердиться, сформировать не только профессиональные, но и социальные умения и навыки, необходимые для их будущей профессионально-трудовой и социальной деятельности. Значительная роль в профессиональном и социальном становлении будущих специалистов отводится информационно-образовательной среде вуза, включающей в себя как программно-методические, организационные и технические ресурсы, так и интеллектуальный и культурный потенциал вуза. Различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студентов также оказывают существенное влияние на профессионализацию и социализацию будущих специалистов.

Не менее важным компонентом системы профессиональной социализации студентов выступает профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация как целостная система состоит из взаимодействующих компонентов: профинформации, профконсультации, профотбора и профадаптации, объединенных общностью цели и единством управления, и характеризуется системой мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В выборе определенного профессионально-трудового пути (профессии, специальности, профессиональной деятельности) значительное влияние оказывают такие профессиональные диспозиции личности, как социальные и профессиональные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность личности, которые выступают внутренними компонентами процесса профессиональной социализации студенческой молодежи. Именно через них раскрывается для личности значимость определенной профессии, они являются детерминантой выбора и освоения профессии, регулятором поведения личности в конкретной профессиональной деятельности и т. д.

В условиях формирования, инновационной экономики, высокодинамичного рынка труда основными показателями эффективности профессиональной социализации студентов является их социальная и профессиональная конкурентоспособность и мобильность. При этом социально-профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая потенциал его восстре-бованности на рынке труда, представляет собой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик. В представленной модели одним из ключевых выступает блок показателей (критериев) эффективности процесса профессиональной социализации студентов. Среди показателей эффективности основными являются: уровень освоения профессиональной образовательной программы, сформированность профессионально-важных и социально-личностных качеств (система ценностных ориентаций, социальные установки и жиз-

ненные планы), профессиональная идентичность (отождествление личности с определенной профессиональной группой, принятие их основных норм, ценностей, образцов поведения и т. п.). Последствия профессиональной социализации студентов могут быть как позитивными (успешная производственная адаптация и интеграция в профессиональную среду), так и негативными (не-включенность в профессиональную среду - профессиональное исключение) (см. рисунок).

Таким образом, в зависимости от эффективности процесса профессиональной социализации в вузе, студенческая молодежь либо интегрируется в профессионально-трудовую сферу общества, т. е. распределяется в системе профессиональных и социальных связей, утверждается в социальных структурах и самоидентифицируется с ними, либо оказывается отторгнутой, исключенной социальной группой. В целом, разработанная в рамках исследования теоретическая модель профессиональной социализации студенческой молодежи обладает определенной научной ценностью, так как позволяет наиболее системно и структурно представить изучаемое социально-психологическое явление и представляет возможности проведения дальнейших научных изысканий по данной проблематике.

Литература

1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 652 с.

2. Тард, Г. Законы подражания / Г Тард; пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2011. -

3. История теоретической социологии: в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. - М.: Канон,

1997. - Т. 1. - 496 с.

4. Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар. Ун-т бизнеса и управления, 1996. - 496 с.

5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

6. Зиммель, Г Избранное: в 2 т. / Г Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 2. - 607 с.

7. Бабосов, Е. М. Социология. Общая социологическая теория / Е. М. Бабосов. - Минск: ДизайнПРО, 1998. - 384 с.

8. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 460 с.

9. Красноперова, А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса / А. Г. Красноперова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 77-79.

10. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинская // Социологический сборник. Вып. 4 / Ин-т молодежи. - М.: Социум,

1998. - С. 36-40.

11. Кучмиева, С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. И. Кучмиева. - Волгоград: НОУ «Волгоградский институт бизнеса», 2007. - 24 с.

12. Студеникина, Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: автореф. дис. . канд. социол. наук / Е. С. Студеникина. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. - 21 с.

13. Воробьева, И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. В. Воробьева. -М.: ННОУ «Московский гуманитарный университет», 2007. - 20 с.

14. Мигачева, М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации / М. В. Мигачева // Вестн. Самарского гос. ун-та. -2007. - № 1(51). - С. 95-101.

15. Селиверстова, О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О. В. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 91-93.

16. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.

THE PROFESSIONAL SOCIALISATION OF STUDENTS: A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL

The theoretical model of students’ professional socialization with structurally functional characteristics included is examined in the article. The basic components of the introduced are analyzed. The model developed can serve as a basic one for the further development of the organization-administrative so as teaching and methodical approaches system in the high school students’ education.

Страница
11

2. Идентификация с поведением, ограниченным существующими в организации нормами и правилами. В своей повседневной деятельнос­ти каждый член организации ориентируется на установления и пра­вила, выработанные руководством организации. Адаптируясь к вы­полнению ролевых требований, он постоянно ищет свое место в сис­теме социальных организационных отношений, пытаясь не просто пассивно воспринимать существующий социальный порядок, но дей­ствовать в его пределах для достижения собственных целей. Если член организации считает (на основе собственного опыта или сведе­ний от референтных личностей) организационные нормы и правила привлекательными, заманчивыми, он начинает полагать, что данные нормы и правила значимы для него, а их выполнение нужно и важно для организации. Постепенно член организации привыкает чувство­вать себя комфортно, если в его окружении используются знакомые организационные нормы, ценности, установления и правила, и начи­нает отделять их от «других» норм, ценностей и правил, идентифицируя «свои» нормы и ценности, к которым нужно прислушиваться.

3. Интернализация культурных норм и ценностей организации - заключительный этап социализации члена организации к нормам, цен­ностям и правилам организационной корпоративной культуры. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что член организации испыты­вает доверие к существующим нормам и правилам, установленным руководством организации, согласует свое поведение с поведением других членов организации (коллег, руководителей, подчиненных). В результате социальные нормы и правила организации становятся частью личностной структуры каждого конкретного члена организа­ции и нормативное поведение начинает осуществляться бессознатель­но, автоматически, интернализованные нормы выполняются уверенно и определенно. Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением в пределах норм и правил организации.

Профессиональная социализация.

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Их обобщение приводит к выводу, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии путем чтения учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д. Она осуществляется и спонтанно во взаимодействии людей, в передаче навыков и опыта культуры, и в процессе целенаправленно организованной деятельности.

Психологическими механизмами профессиональной социализации являются: профессиональная имитация, подражание, проекция, профессиональная идентификация, упражнение в теоретическом профессиональном мышлении и поступках, отражающих профессионализм. Эти действия вызывают интериоризацию социальных норм, ценностей и других компонентов социально-профессиональной среды, перевод элементов внешней среды во внутреннее Я.

Профессиональная социализация выполняет следующие функции: расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности.

Профессиональная социализация представляет особый интерес как одна из составляющих вторичной социализации личности. Через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта, вхождение человека в мир профессиональной деятельности, осуществляется воспроизводство трудовых отношений, обновляется социально-профессиональная структура общества.

Источники стресса.

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации.

Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

Отсутствия работы или длительного ее поиска;

Конкуренции на рынке труда;

Кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

Модель стресса.

Стресс – динамическое явление; процесс, коий можно разбить на 3 стадии: 1) возрастание напряжения или мобилизация; 2) адаптация; 3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

  • Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений.
  • Использование теорий мотивации для повышения эффективности работы организации.
  • Общая характеристика мотивационного процесса. Многоаспектность мотивации.
  • Процесс возникновения и развития конфликта и его природа.
  • Стратегия управления межкультурными различиями. Преимущества культурной диверсификации.
  • Формирование глобальной корпоративной культуры. Культурная сегрегация. Создание «регионального буфера».
  • Учёт национального аспекта в организационной культуре. Исследования Г.Хофстеда и О.Стивенса. Модель Г.Лэйна и Дж.Дистефано. Модель У.Оучи организации типа Z.
  • Учёт национального фактора в международном бизнесе. Классификация отношений между материнской и дочерними компаниями.
  • Особенности формирования организационной культуры компании в условиях глобализации.
  • Традиции организации и их значение для формирования организационной культуры.
  • Определение стилей лидерства на основе «решётки лидерства».

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе (9) профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т.д. Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, переподготовку на другую специальность, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности. Эффективность процесса профессионализации определяется в литературе (9) рядом показателей: объективные показатели, которые позволяют судить о степени соответствия личности человека требованиям профессии (производительность, надежность и т.д. труда человека), и субъективные показатели, выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности (степень удовлетворенности человека трудом, отношение к себе как профессионалу и т.д.). Определить для каждого вида профессиональной деятельности адекватные ей объективные и субъективные показатели успешности профессионализации – важная задача профессионального психолога.

Профессионализация – это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям, Процесс профессионализации – это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор – по вертикали профессиограммы – состоит

в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии (см. выше). Вначале человек ставит и решает ограниченный круг профессиональных задач, то есть реализует один – два модуля профессии. Затем круг этих задач и соответственно число модулей все более расширяется. Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач. Причем движение по вертикали профессиограммы и движение по горизонтали профессиограммы может сразу идти в нескольких направлениях. Например, человек берется освоить несколько новых функциональных профессиональных задач (по вертикали) и одновременно стремится овладеть сразу несколькими ступенями, позициями, а также работает над несколькими своими профессиональными качествами. Таким образом, содержание профессионализации зависит от трактовки профессиограммы и от степени активности человека по освоению профессии.

Процесс профессионализации, хотя и имеет намеченные выше общие признаки, реально проходит всегда очень индивидуально, зависит от многих внешних условий и самое главное – от активности самого субъекта процесса профессионализации.

Обратимся к соотношению социализации и профессионализации.

Социализация – процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе (см. 4, в 2, 6) отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень (с. 338).

Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

В целом профессионализация – эта одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала – один из аспектов развития личности. Личностное пространство шире профессионального.

В литературе (6) отмечается, что «профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:

– существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;

– полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;

– частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;

– полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное (с.270).

Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон.

У взрослого человека в ходе его развития эти два процесса, два начала – социализация и профессионализация то гармонично сближаются, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социальногои профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития,

– Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Личностное самоопределение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию (соц-проф); далее в изложении мы сочетанием «соц-проф» будем обозначать влияние социализации на профессионализацию, а сочетанием «проф-соц» – влияние профессионализации на социализацию).

– Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста (соц-проф).

– Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности (проф-соц).

– По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека (проф-соц).

– Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала (соц-проф).

– Профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества. Например, отмечается, что у учителя при ориентации на учащихся развиваются диагностические способности, при ориентации на коллег – организационно-коммуникативные способности, при ориентации на администрацию – дидактические, (проф-соц).

– Вид профессии может определять личность человека. В работах (3) обобщены результаты исследований, показывающих, что участие людей в профессиональной деятельности, обладающей существенными общими признаками, может приводить к формированию у них сходных черт личности. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, характер, особенности межгруппового и внутри-группового общения, даже манера одеваться. Так, отмечает автор, у представителей науки и культуры развиты любознательность и интерес к взаимоотношениям людей. Напротив, у представителей технических профессий интерес к взаимоотношениям людей низок, а высок интерес к интеллектуальной деятельности и т.д. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Приведем положение, встреченное нами в одной из газет, которое может позабавить читателя: «Не раз уж отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными» (Никола-Себастьен де Шамфор). (проф-соц).

– Средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является безусловно главным путем самореализации личности (проф-соц), но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях (семья, хобби), здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно.

– Неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условии, что личность стремится реализовать себя в труде. Такого человека огорчают, расстраивают его неуспехи в профессии (проф-соц). Если же человек не стремится реализовать себя в профессиональной деятельности и только отбывает в ней, то неуспехи в профессии его меньше трогают. Не так уж мало людей, которые работают и даже трудятся успешно, но не для самореализации своей личности, а только для материального заработка и поддержания своего существования.

– В течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентации. Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека (соц-проф),

– В отдельных случаях пересмотр человеком своей личности или появление у личности новых потребностей может приводить к тому, что человек меняет профессию (соц-проф).

– То, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин, как протекает его профессиональное старение, как он уходит из профессиональной деятельности – все это тоже зависит от личности (соц-проф).

– В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального. Так, социализация определяет содержание и ход профессионализации человека. Вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот разрушать, деформировать.

Приведем созвучные положения в литературе (4, в 2. 6): Различают стадии социализации: дотрудовая – до начала трудовой деятельности, ранняя социализация; трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, продолжается в течение всей его трудовой жизни; послетрудовая стадия социализации, предполагающая, что пожилой возраст может вносить (с учетом специфики активности личности в этот период) важный вклад в развитие социального опыта (с.344-347).

Интересно проследить индивидуальные варианты соотношения личностного и профессионального в жизни отдельных конкретных людей.

На эффективность профессиональнрй деятельности оказывают существенное влияние два фактора; профессиональная мотивация и профессиональные способности. Рассмотрим их в двух последующих параграфах.

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.

Сущность профессиональной социализации

Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:

  1. Профессиональную ориентацию;
  2. Профессиональное самоопределение;
  3. Профессиональную адаптацию;
  4. Развитие профессионального самосознания специалиста;
  5. Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.

Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.

Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе. Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации. Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки. При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.

Замечание 1

Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.

При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение. Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство. Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.

Особенности профессиональной социализации

Замечание 2

Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом. Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.

Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста. Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.

Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:

  • Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
  • Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
  • Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
  • Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
  • Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала. Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега. Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.