Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Курсовая работа нормирование труда руководителя по управлению персоналом. Нетрадиционный метод нормирования численности управленческого персонала Нормирование труда в системе управления персоналом

Нормирование труда служащих -- одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления производственными объединениями и предприятиями. К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм :

· нормы времени (выработки);

· нормы обслуживания;

· нормы управляемости;

· нормативы численности.

Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы: аналитически-расчетные и аналитически-исследовательские.

Аналитически-расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей.

Аналитически-исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. С их помощью в любом подразделении могут быть установлены затраты труда, учитывающие специфические особенности работы анализируемого исполнителя или коллектива. Однако, поскольку эти методы основываются на изучении затрат времени, они, как правило, ориентируют на существующий темп работы в анализируемом подразделении.

Аналитически-расчетные методы нормирования труда могут дифференцироваться в зависимости от вида нормативных материалов. При этом нормативные материалы делятся на семь видов :

* нормативы времени -- регламентированные затраты времени на выполнение единицы нормируемого вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. В отличие от норм нормативы определяются на какой-либо вид работы, а не на конкретную работу. Кроме того, нормативы могут быть рассчитаны на несколько вариантов одного и того же вида работы, а нормы устанавливаются на строго определенные условия;

* нормативы численности -- регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях.

В качестве примера можно привести любую формулу степенной или линейной зависимости, предназначенную для расчета нормативов численности по той или иной функции. Для определения нормативной численности достаточно наличия численных значений факторов. Однако на практике для еще большего упрощения использования нормативов, как правило, разрабатываются нормативные таблицы;

* нормативы централизации работ -- регламентированное отношение численности работников заводоуправления предприятия (объединения) к общей численности служащих по функциям управления или в целом по предприятию (объединению);

* нормативы числа подчиненных (используются вместо терминов «норма» или «норматив управляемости») или обслуживаемых работников;

* регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять (обслуживать) один работник.

В качестве примера можно привести нормативы числа рабочих, подчиненных мастеру механообрабатывающего участка;

* нормативы соотношений численности различных категорий служащих -- регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование нормируемых работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Нормативы соотношений численности выражаются либо относительной величиной соотношений, либо в процентах. Они могут разрабатываться для различных категорий служащих (соотношения между инженерами и техниками, между руководителями и специалистами и т.д.). В последнее время получила широкое распространение практика установления нормированных заданий отдельным категориям служащих, в частности конструкторам и технологам;

* нормированные задания -- это установленные на основе нормативов времени объемы работ, которые должны выполнять исполнители (коллективы исполнителей) за определенный календарный отрезок времени с соблюдением установленных требований к качеству результатов труда. Нормированные задания могут устанавливаться специалистам и техническим исполнителям, в труде которых преобладают периодически повторяющиеся работы.

В условиях коллективной формы организации труда целесообразно установление коллективного нормированного задания (например, конструкторской бригаде, занятой конструированием сложной части изделия).

Аналитически-расчетные методы нормирования труда дифференцируются и в соответствии с видами применяемых нормативных материалов.

Нормирование труда по нормативам и нормам времени применяется, как правило, на простых, стабильных, повторяющихся работах (машинистки, учетчики и т.д.), а также для нормирования многих конструкторских, технологических и проектных работ. Для последних используются укрупненные нормативы времени.

Нормирование труда служащих с помощью нормативов времени имеет много общего с нормированием труда рабочих. Здесь, так же как у рабочих, рассчитываются нормы времени на отдельные повторяющиеся операции (работы), затем определяется трудоемкость всех работ как сумма произведений трудоемкости выполнения отдельных работ на их количество, а после этого -- численность служащих.

Для расчета численности служащих применяется следующая формула :

где Ч с -- среднесписочная численность служащих, чел.;

Т -- суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, нормо-часы;

Ф п -- полезный фонд времени одного работника, ч;

К вн -- планируемый процент выполнения норм;

К 3 -- оптимальный коэффициент загрузки работой служащих.

В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100%-й средний уровень их выполнения, оба коэффициента К вн и К з равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника.

Во всех других случаях К вн должен рассчитываться с учетом значения этого коэффициента за прошлый период и планируемого повышения производительности труда в результате проведения различных мероприятий и освоения работниками трудовых процессов.

Наиболее сложным вопросом расчета численности в условиях неравномерной загрузки является определение оптимального коэффициента занятости. В настоящее время этот коэффициент может быть строго рассчитан для некоторых категорий служащих. В остальных случаях он определяется с помощью экспертных оценок специалистов и данных об удельном весе потерь времени из-за неравномерности поступления заданий на выполнение работ в предшествующие периоды.

Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, децентрализации работ, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления соотношений между различными категориями служащих. Этот метод используется при наличии соответствующих нормативных материалов, разработанных в отраслевом или межотраслевом разрезе.

В настоящее время находит применение нормирование труда служащих по нормативам численности, основанное на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления. Методика расчета нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от соответствующих факторов с последующей корректировкой уровня напряженности нормативов.

На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях факторов по группе базовых предприятий путем применения методов математической статистики для данной группы предприятий строятся нормативные формулы по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид :

где а 0 - постоянный коэффициент уравнения регрессии;

Х 1 , Х 2 ,...,Х п -- значения факторов;

а 1 , а 2 ,...,а п -- коэффициенты регрессии.

Разработка нормативов численности служащих состоит из следующих этапов:

* установление перечня функций управления служащих для предприятий отрасли, определение их содержания, состава структурных подразделений и должностей по каждой функции;

* выбор базовых предприятий для расчета численности служащих;

* логический выбор факторов, влияющих на объем и трудоемкость работ по функциям управления;

* сбор данных о численности служащих и числовых значениях факторов;

* корреляционный анализ зависимостей между числовыми значениями факторов и численностью служащих по функциям;

* выбор наилучшего варианта нормативных формул, определение поправочных коэффициентов и корректировка формул;

* доработка и утверждение нормативов.

Нормативы численности служащих могут разрабатываться не только по каждой функции управления предприятием, по группам функций, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям служащих (конструкторы, технологи, нормировщики, бухгалтеры). Нормативы численности, как правило, определяются по нормативным таблицам, а данные таблиц рассчитываются на основе формул.

Нормативы централизации, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяются в случае, когда требуется распределить численность между подразделениями различного уровня подчиненности и рассчитать соотношения между отдельными категориями работников (руководителями и исполнителями, инженерами и техниками и т.п.). Такие нормативы рассчитываются по формулам. Однако нормативные соотношения и число подчиненных могут быть заданы также в виде средних величин или в виде неравенства. Так, норма числа подчиненных для старшего мастера может быть равна трем (или менее трех).

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1. Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2. Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3. Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

· нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

· предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

· соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.

4. Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.

Нормирование труда с использованием исследовательских методов применяется для работ, отличающихся спецификой организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях, а также в условиях, когда отсутствуют нормативы или достигнутый уровень организации труда выше, чем предусмотрено нормативами. Основа исследовательских методов -- изучение и анализ всех выполняемых работ на базе фотохронометражных наблюдений непосредственно в анализируемых подразделениях. Последующая обработка данных о затратах рабочего времени обычно производится путем построения фактического и рационального балансов затрат рабочего времени .

Проводя анализ результатов наблюдений, используют также и современные математические методы: линейное программирование для распределения работ между отдельными сотрудниками; теорию массового обслуживания; моделирование процесса обслуживания для учета неравномерного поступления работ.

Нормирование труда служащих с использованием исследовательских методов может применяться для корректировки нормативных значений в случаях, когда организационно-технические условия выполнения работ иные, чем предусмотрено в нормативах. Преимущество этих методов перед другими заключается в том, что они не требуют готовых норм и нормативов. Проведение наблюдений непосредственно на рабочих местах нормируемой группы служащих дает возможность учесть все специфические условия выполнения работы.

Для анализа затрат рабочего времени и нормирования труда служащих практически применимы любые методики совершенствования организации труда, при этом одной из главных задач является правильный их выбор, который зависит в первую очередь от специфики труда анализируемой категории служащих. Например, при анализе труда работников, связанных с большим объемом документооборота, целесообразно применять графические методы анализа.

Эффективность управленческого труда во многом зависит от пра-вильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:

1. руководители;

2. специалисты;

3. технические исполнители и другие служащие.

Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.

Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Следовательно, основным объектом нормирования труда управленческого персонала являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.

В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:

1. руководители предприятия и их заместители;

2. линейные руководители в цехах и на участках;

3. руководители функциональных подразделений;

4. специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;

5. специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;

6. служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятия решений обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.

Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными.

В настоящее время используют следующие методы нормирования управленческого труда:

1. метод аналогии - основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;

2. метод укрупненных нормативов численности - основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;

3. метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) - через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

Классификация норм затрат труда управленческого персонала приведена в Приложении 1.

Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).

Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5 - 6 до 8 - 10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.

Нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и т. д.

Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах - от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Н п) может быть установлена по формуле:

где k c - коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;

Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30 - 50 человек);

С р - средний разряд работы в цехе;

x - дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;

y - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.

Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости.

Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера данного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и т. д.

Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5 - 10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя (в случае, когда руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы).

Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

X, У, Z - численные значения факторов;

а, b, с - показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.

Дальнейшая детализация нормативной численности внутри каждой функции осуществляется с помощью норм управляемости: конкретизируются число структурных подразделений, которые могут быть созданы в пределах одного функционального подразделения, а также их численность.

Оптимальное соотношение работников одной специальности в каждом из этих подразделений в зависимости от их квалификационного уровня устанавливается по нормативам соотношений. Этими нормативами устанавливаются количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема работ. Например, в экономических службах соотношения между ведущими экономистами, экономистами первой и второй категории.

Существующие нормативы на конструкторские, технологические, чертежные работы, работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству, работы экономических служб и др. позволяют, используя аналитически-расчетный метод, нормировать труд значительного количества специалистов и служащих.

Для категорий работников, труд которых нельзя нормировать с помощью централизованно разработанных нормативов, применяется аналитически-исследовательский метод, в основе которого лежит разработка процедур работ. Это по существу маршрутная технология выполнения работ, содержащая перечень выполняемых операций и их последовательность, внешние и внутренние информационные связи, формы документов, использование технических средств (персональных компьютеров, графопостроителей, сканеров, принтеров и других устройств), прикладного программного обеспечения и баз данных. Путем разработки процедур проектируется рациональное содержание трудового процесса специалиста с разделением его на отдельные элементы. Это позволяет использовать для определения времени их выполнения хронометражные наблюдения и фотографию рабочего времени. Норма времени для специалиста и служащего имеет вид:

где Т пз - время на подготовительно-заключительные работы;

Т оп - оперативное время;

Т обс - время обслуживания рабочего места;

Т отд - время на отдых и личные надобности.

Затраты подготовительно-заключительного времени имеют место у специалистов, выполняющих неповторяемые творческие работы и поэтому каждый раз требующие общего осмысления, изучения необходимых литературных источников, коллективного обсуждения методик выполнения и т.д. Оперативное время не подразделяется на основное и вспомогательное.

На стабильных по содержанию сравнительно простых работах, состоящих из ограниченного количества повторяющихся операций, которые легко поддаются регламентации, устанавливаются нормы времени и выработки. Таким способом нормируется труд работников подразделений сбыта, отдельных категорий специалистов экономических служб и др. При этом могут использоваться централизованно разработанные нормативы с обязательной их проверкой с помощью методов изучения затрат рабочего времени.

Нормирование управленческого труда укрупненно осуществляется еще по нормативам трудоемкости. Обычно нормативы трудоемкости имеют многоцелевое назначение. Они используются при планировании трудоемкости работ, составлении калькуляций, определении нормативной численности работников. Эти нормативы позволяют установить трудоемкость проведения управленческих работ в целом, по отдельным этапам и видам работ. Соответственно рассчитывается по категориям и численность работников.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день существует большое разнообразие методов нормирования труда управленческого персонала. Но, так как управленческих труд является трудно нормируемым из-за многообразия выполняемых функций, существующие методики нормирования труда в сфере управления могут оказаться неэффективными, поэтому необходимо их постоянное совершенствование.

Эффективность управленческого труда во многом зависит от пра­вильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:

    руководители;

    специалисты;

    технические исполнители.

Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности пред­приятия.

Содержание труда этих категорий работников определяется сущ­ностью обособившихся функций по координации, планированию, кон­тролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэто­му основным объектом нормирования являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.

В зависимости от характера выполняемых функций управленче­ский персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:

    руководители предприятия и их заместители;

    линейные руководители в цехах и на участках;

    руководители функциональных подразделений;

    специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;

    специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;

    служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятия решений обуслов­ливают применение различных методик нормирования и видов норм.

Для высших руководителей определяющими факторами, кото­рые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).

Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5-6 до 8-10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нор­мы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.

Нормирование труда руководителей также включает регламен­тацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетите­лей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и т.д.

Для линейных руководителей при определении норм числа под­чиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Чис­ло рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широ­ких пределах - от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 чело­век. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими кон­кретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Н п) может быть установлена по формуле:

где К с - коэффициент специализации, выражающий отношение количе­ства рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними тех­нологических операций;

Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30-50 человек);

С р - средний разряд работы в цехе;

х - дробный показатель степени при значении среднего коэффици­ента специализации;

у - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.

Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управлен­ческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости.

Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера дан­ного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и усло­вий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего време­ни руководителя, распределение функциональных обязанностей в под­чиненном ему подразделении и т.д.

Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы.

Для специалистов, осуществляющих экономико-организацион­ную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рас­считать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использова­нии фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым

значением факторов;

X , У, Z - численные значения факторов;

а, b , с - показатели степени при численных значениях факторов, харак­теризующие степень влияния соответствующего фактора на чис­ленность работников по функциям управления.

На базе этой формулы составлена таблица расчетных формул для определения численности работающих в функциональных подразде­лениях предприятия (табл. 4.8).

Нормирование труда управленческого персонала

Особенностью процессов управления производством является то, что на их основе осуществляется технико-технологическая, организационная, финансовая подготовка производства, совершенствуются методы работы, организуется стимулирование труда, осуществляется управленческая деятельность и т.д.. Эту деятельность осуществляет управленческий персонал, включающий руководителей, специалистов и служащих, который создает условия для производительной работы рабочих.

Применительно к управленческому персоналу нормирование заключается в установлении меры затрат труда на выполнение заданного объема работ за определенный период. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника на выполнение единицы работы, либо через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции управления.

Задачи нормирования труда управленческого персонала:

1. Сокращение затрат времени на выполняемые работы и на этой основе уменьшение требуемой численности управленцев.

2. Рост производительности труда управленцев при выполнении работ за счет применения норм, установленных с учетом прогрессивных методов и средств труда, устранения нерациональных элементов трудового процесса.

3. Создание условий для повышения содержательности труда управленцев и для совмещения должностей за счет исключения нерациональных и излишних работ, выявляемых при нормировании.

4. Рациональное разделение труда и использование управленческих кадров за счет установления необходимых пропорций их численности по должностям и квалификации.

Для нормирования труда управленческого персонала можно использовать три метода: аналитически-расчетный, аналитически-исследовательский и суммарный.

Аналитически-расчетный метод установления норм для управленцев требует использования заранее разработанных нормативных материалов, выражающих нормативные зависимости времени или численности от влияющих факторов. Аналитически-исследовательский метод установления норм основан на непосредственном изучении затрат времени управленцев на конкретном предприятии и позволяет учесть все особенности работы, но необходимы трудоемкие исследования. Суммарный метод установления норм предполагает их определение на основе опыта человека, устанавливающего нормы, либо по учтенным данным на ранее выполненные работы, либо по суммарным наблюдениям за работой без работой без выделения ее элементов. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, но к научным относятся только аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы.

Аналитически-расчетный метод дифференцируется по видам используемых нормативных материалов.

1. Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Это основной вид трудовых нормативов для управленческого персонала. Они позволяют определить необходимую численность: по предприятию в целом, по каждой функции управления, по заводоуправлению и в цехах, в подразделениях управления цеха, по отдельным должностям.

Норматив численности выражает форму нормативной зависимости численности от влияющих факторов. Факторы и степень их влияния на численность определяются корреляционным анализом с помощью ЭВМ. В качестве таких факторов могут выступать: численность промышленно-производственного персонала предприятия, численность основных рабочих, численность рабочих-сдельщиков, стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов, годовая выработка продукции, количество структурынх подразделений на предприятии, средний разряд работ и рабочих и т.д.. Обычно нормативы численности (Чн) устанавливаются на основе линейных или степенных зависимостей:

Чн = К + аХ + вУ + … сР,

Чн = К Ха Ув … Рс,

где Х, У,Р – численные значения факторов, влияющих на нормативную численность работников;

К, а, в, с – коэффициенты корреляции.

Каждая отрасль экономики в силу своих специфических особенностей производства и управления имеет свой набор факторов, имеющих свою степень влияния на численность управленцев в данной отрасли. Поэтому набор формул нормативной зависимости численности от влияющих факторов широк.

2. Норматив централизации работ – это регламентированное отношение численности работников на одном из уровней управления к общей численности управленческого персонала по функциям управления или в целом по предприятию в определенных организационно-технических условиях. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет процентное соотношение численности управленцев по уровням управления.

3. Норматив числа подчиненных или норматив управляемости – это регламентированная численность управляемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять один руководитель. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет численность линейных руководителей.

4. Норматив обслуживания – это регламентированная численность обслуживаемых работников, которых в определенных организационно-технических условиях должен обслуживать один работник. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и определяет число работников, который должен обслуживать один специалист или служащий.

5. Норматив соотношений численности управленческого персонала – это регламентированная величина соотношений численности различных категорий управленцев, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации. Норматив устанавливается в виде формулы нормативной зависимости и используется для регулирования численности работников по должностным группам (руководители и специалисты, специалисты и служащие), внутри должностных групп (инженеры и техники, ведущие специалисты, старшие специалисты и специалисты) и т.д..

6. Норматив времени – это регламентированные затраты времени на выполнение единицы вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. Обычно норматив времени разрабатываются по двум уровням проектирования процессов труда – работам и операциям, входящим в состав работ. Норматив времени устанавливается либо в виде формулы нормативной зависимости времени от влияющих факторов, либо в виде табличных числовых значений затрат оперативного времени на выполнение операции или работы.

Таким образом, рассмотренные выше нормативы трудозатрат выражают собой ту или иную форму нормативной зависимости времени или численности от влияющих факторов. Они предназначены для многократного использования на различных предприятиях при установлении и пересмотре норм и могут быть представлены в виде формул, числовых значений в нормативных таблицах, графиков.

На основе нормативов можно установить конкретные нормы для предприятия. Но это произойдет в том случае, когда факторы примут конкретные числовые значения, характерные для данного предприятия. При этих условиях норматив превращается в норму трудозатрат. А норма труда всегда конкретна и регламентирует затраты времени или численности для вполне определенных конкретных рабочих мест или подразделений при рациональных организационно-технических условий.

Основные виды норм труда для управленческого персонала следующие.

1. Норма численности – это регламентированная численность группы работников, необходимая для полного и качественного выполнения закрепленных за ней работ в конкретных рациональных организационно-технических условиях.

Устанавливаться норма численности может либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов численности, нормативов трудоемкости (времени), нормативов централизации работ, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени. Норму численности можно определить по формуле:

Нч = Т / F1,

где Нч – норма численности работников;

Т – трудоемкость работ;

F1 – фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде.

2. Норма централизации работ – регламентированное соотношение численности централизованной части управленческого персонала ко всей его численности в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается аналитически-расчетным методом на основе нормативов централизации работ.

3. Норма соотношений численности – регламентированная величина соотношений численности различных категорий и должностных лиц управленческого персонала в конкретных организационно-технических условиях. Норма устанавливается либо аналитически-расчетным методом с применением нормативов соотношений численности, либо аналитически-исследовательским методом с построением балансов затрат рабочего времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»

на тему: Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих

Введение

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

2.2 Комплексная норма выработки и расцепка

2.3 Численность и производительность труда рабочих очистного забоя и добычного участка

2.4 Расчет затрат и себестоимости добычи угля

нормирование труд руководитель специалист служащий

Введение

Для эффективной работы любого предприятия необходим грамотно подобранный и квалифицированный управленческий персонал. От его работы в большей степени зависит успех организации.

Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности.

В данной работе разобраны основные методы нормирования труда руководителей, специалистов и служащих.

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие управленческого персонала

Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:

руководители;

специалисты;

технические исполнители.

Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.

Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Поэтому основным объектом нормирования являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.

В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:

руководители предприятия и их заместители;

линейные руководители в цехах и на участках;

руководители функциональных подразделений;

специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;

специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;

служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятия решений обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.

1.2 Нормирование труда руководителей

Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).

Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5--6 до 8--10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.

Нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и т.д.

Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах -- от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов может быть установлена по формуле

где Кс -- коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;

Наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30--50 человек);

Cр -- средний разряд работы в цехе;

х -- дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;

у -- дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.

Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости.

Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера данного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и т.д.

Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5--10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя. Например, если руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы.

1.3 Нормирование труда специалистов

Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

Где: К -- постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

X, У, Z -- численные значения факторов;

а,Ь,с -- показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.

На базе этой формулы составлена таблица расчетных формул для определения численности работающих в функциональных подразделениях предприятия

Формулы для определения нормативов численности специалистов по функциям управления для машиностроительных заводов

Общее (линейное) руководство основным производством

Численность производственных рабочих

Разработка и совершенствование конструкции изделий

Коэффициент сложности деталей

а -- число наименований оригинальных деталей

Технологическая подготовка производства

М -- число рабочих мест в основном производстве

Т -- число технологических операций в основном производстве

Обеспечение производства технологической оснасткой

Стандартизация и нормализация

Организация труда и заработной платы

Численность промышленно-производственного персонала

Ремонтное и энергетическое обслуживание

Контроль качества продукции

Оперативное управление основным производством

С -- количество самостоятельных подразделений в основном производстве

Технико-экономическое планирование

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Число наименований, типоразмеров, артикулов, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий и выпускаемой продукции

Материально-техническое снабжение и сбыт

Ро-- общая численность рабочих

П -- число поставщиков

и потребителей

Комплектование и подготовка кадров

Хозяйственное обслуживание

Пользуясь приведенными формулами, можно установить численность персонала по функциям управления лишь приблизительно. Это связано с тем, что исследования, установившие имеющиеся в формулах зависимости от ряда влияющих на численность факторов, проводились достаточно давно и не учитывают возросший в последние годы уровень компьютеризации и механизации инженерного труда, что существенным образом снизило трудоемкость выполнения технической и аналитической работы.

Дальнейшая детализация нормативной численности внутри каждой функции осуществляется с помощью норм управляемости: конкретизируются число структурных подразделений, которые могут быть созданы в пределах одного функционального подразделения, а также их численность.

Оптимальное соотношение работников одной специальности в каждом из этих подразделений в зависимости от их квалификационного уровня устанавливается по нормативам соотношений. Этими нормативами устанавливаются количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема работ. Например, в экономических службах соотношения между ведущими экономистами, экономистами первой и второй категории.

Существующие нормативы на конструкторские, технологические, чертежные работы, работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству, работы экономических служб и др. позволяют, используя аналитически-расчетный метод, нормировать труд значительного количества специалистов и служащих.

Для категорий работников, труд которых нельзя нормировать с помощью централизованно разработанных нормативов, применяется аналитически-исследовательский метод, в основе которого лежит разработка процедур работ. Это по существу маршрутная технология выполнения работ, содержащая перечень выполняемых операций и их последовательность, внешние и внутренние информационные связи, формы документов, использование технических средств (персональных компьютеров, графопостроителей, сканеров, принтеров и других устройств), прикладного программного обеспечения и баз данных. Путем разработки процедур проектируется рациональное содержание трудового процесса специалиста с разделением его на отдельные элементы. Это позволяет использовать для определения времени их выполнения хронометражные наблюдения и фотографию рабочего времени. Норма времени для специалиста и служащего имеет вид:

Затраты подготовительно-заключительного времени имеют место у специалистов, выполняющих неповторяемые творческие работы и поэтому каждый раз требующие общего осмысления, изучения необходимых литературных источников, коллективного обсуждения методик выполнения и т.д. Оперативное время не подразделяется на основное и вспомогательное.

На стабильных по содержанию сравнительно простых работах, состоящих из ограниченного количества повторяющихся операций, которые легко поддаются регламентации, устанавливаются нормы времени и выработки. Таким способом нормируется труд работников подразделений сбыта, отдельных категорий специалистов экономических служб и др. При этом могут использоваться централизованно разработанные нормативы с обязательной их проверкой с помощью методов изучения затрат рабочего времени.

2. Практическая часть

2.1 Трудоемкость работ, численность рабочих и производительность труда

Для определения численности рабочих на выемочном участке, расчета и построения графика работ в очистном забое, а также определения производительности труда рабочих и других показателей по выемочному участку необходимо установить комплексную норму выработки, а для расчета себестоимости 1 т угля по участку - комплексную расценку

Комплексная норма выработки и расцепка

Для расчета данных показателей производственный цикл добычи в очистном забое расчленяется на составляющие его рабочие процессы и операции, по каждому из которых определяются объемы работ и по действующим нормативным документам устанавливаются сменные нормы выработки на одного рабочего или агрегатные на одну машину.

Все эти данные в порядке выполнения работ совместно с промежуточными результатами расчета оформляются в виде таблицы по приведенной форме (табл. 1).

По каждому процессу цикла определяется трудоемкость работ (ТР) делением установленного объема работ данного процесса на норму выработки, взятую по нормировочнику.

Индивидуальная норма выработки на одного рабочего устанавливается делением на норму обслуживания

где - сменная добыча угля го данного очистного забоя в смену, т/см.

Трудоемкость работ по выемке угля нужно привести к одному циклу, для чего определяется коэффициент цикличности

в том числе машиниста комбайна

горнорабочих очистного забоя

Трудоемкость по другим видам работ, входящих в очистной цикл (поддержание штреков, крепление ниш, доставка материалов и др.) определяется делением объема работ по процессу на установленную по нормировочнику норму выработки на этот вид работы

При расчете комплексной нормы выработки и расценки учитываются работы по ежесуточному техническому обслуживанию и ремонту оборудования, которые выполняются в ремонтно-подготовительную смену звеном ГРОЗ и машинистом горновыемочных машин (комбайн).

Численность рабочих, занятых в ремонтную смену, определяется по "Единым нормам повременно оплачиваемых рабочих" и для выполнения расчетов может быть принята в зависимости от сложности ремонта и добычи лавы: при до 1000 т, - 5-6 чел.; 1200 -1600 т - 6-8 чел.; 1600 - 2000 т - 8-10 чел.; более 2000 т -10-12чел.

Трудоемкость работ в ремонтную смену, приведенная к одному циклу составит:

для машиниста комбайна

где - количество машинистов комбайна, входящих в ремонтную смену. При небольших объемах суточной добычи, ремонта и обслуживания - 1; при значительных объемах добычи (более 2000 т/сут) и ремонта, а также при работе двух комбайнов в очистном забое в ремонтную смену выходят два машиниста комбайна; - добыча угля за цикл., т; - условная добыча, планируемжда^ремолггные смены принимать в объеме 50 - 60 % -принятой суточной добычи).

Трудоемкость горнорабочих очистного забоя ремонтной смены (чел-смена)

где - принятое количество ГРОЗ ремонтной смены (без учета уже принятого количества машинистов комбайна)

Суммарная трудоемкость (чел-смен) всех работ на цикл

где - трудоемкость неучетных работ; принимается в размере 5 - 8 % от общей трудоемкости.

Комплексная норма выработки, т/чел.см

Для расчета комплексной расценки (руб/т) необходимо определить суммарные затраты по заработной плате на цикл, которые определяются по каждому процессу путем умножения трудоемкости данного I -го процесса на тарифную почасовую ставку соответствующего разряда.

Численность и производительность труда рабочих очистного забоя и добычного участка

Численность очистной бригады нужно определять с учетом планируемого перевыполнения норм выработки. Явочное число рабочих принимается обычно ниже полученного по нормам выработки общего числа человеко-смен с таким расчетом, чтобы нормы выработки выполнялись на 101-110.

Явочный состав очистной бригады на сутки.

где -коэффициент списочного состава

где - количество рабочих дней в году; принимается от 300 до 305 дней; , - соответственно число праздничных, выходных дней и дней отпуска; - коэффициент, учитывающий неявку на работу по уважительным причинам (= 0,95 - 0,97).

Для расчета можно брать любой календарный год. Для рабочих очистного забоя коэффициент списочного состава должен быть не менее 1.4, если при расчете его значение окажется меньше указанного следует принять его равным 1.4.

Примерное распределение звена электрослесарей по сменам: по одному - два (в зависимости от сложности и количества обслуживаемых машин и механизмов) дежурному электрослесарю в каждую добычную смену; остальные электрослесари (4-6 чел.) входят в состав ремонтных электрослесарей (в ремонтно-подготовительную смену)

Суточный явочный состав звена электрослесарей

Для обслуживания погрузочного пункта в каждую добычную смену принимается по одному машинисту подземных установок. Кроме того, в ремонтную смену может быть принято один-два (в зависимости от состояния и протяженности выработок и др.) крепильщика.

Явочный состав рабочих по выемочному участку на сутки составит:

Производительность труда ГРОЗ на смену (на выход Т/вых),

где - добыча за месяц из очистного забоя, Т.

Производительность труда рабочего добычного участка за месяц:

Расчет затрат и себестоимости добычи угля

Расчет затрат и планирование себестоимости тонны добываемого на выемочном участке угля производится по четырем элементам:

заработной плате,

материалам,

электроэнергии,

амортизации.

Себестоимость по элементу "Заработная плата"

Исходными данными для расчета месячного фонда заработной платы являются: месячный объем добычи угля; комплексная расценка 1 т угля; численность вспомогательных рабочих, их тарифные ставки; количество дней работы очистного забоя за месяц; оклады инженерно-техническим работникам участка и действующие в настоящее время системы оплаты труда рабочих.

Месячный фонд заработной платы по очистному забою включает сдельную заработную плату ГРОЗ, повременную зарплату вспомогательных рабочих, доплаты к заработной плате и оплату труда инженерно-технических работников (ИТР) участка по месячным окладам.

Прямая сдельная заработная плата.

Прямая повременная заработная плата (руб.) .

где k - количество групп рабочих одного разряда; - тарифная ставка i-гo разряда рабочих с повременной оплатой труда, руб; - явочная численность рабочих i-гo разряда; - количество выходов в месяц.

В фонде заработной платы необходимо учесть ряд существующих доплат и премий к прямой заработной плате. Это премии рабочим со сдельной оплатой труда за выполнение плана производства на 100 % в размере 40-60 % от прямой заработной платы в зависимости от количества добытого сверх плана угля; доплата за руководство бригадой (принимать по фактически нормативам шахты), доплата за руководство звеном в размере 50 % от бригадирских и доплата бригадиру электрослесарей в размере 25 % от доплаты бригадиру; доплата за работу ночное время в размере 40 % часовой тарифной ставки за каждый час ночной работы.

где - число часов работы в ночное время суток;- количество работающих в ночное время (по группам с одинаковой тарифной ставкой); - число дней с ночным режимом работы.

Доплату за работу в ночное время получают также горные мастера (учитывается в зарплате ИТР участка)

где - оклад горного мастера, руб/мес; - продолжительность рабочей смены горного мастера, час; - количество выходов за месяц.

Основная заработная плата рабочих равна сумме заработной платы, премий и доплат, которые по профессиям и разрядам рабочих заносятся в табл. 2 по приведенной форме, где суммированием получают окончательный результат по статье затрат "Заработная плата".

Месячные оклады инженерно-технических работников участка (специалистов) принимаются по штатному расписанию в соответствии с существующими положениями.

Фонд заработной платы по выемочному участку

Отчисления на социальное страхование устанавливаются в размере 34,5% от заработной платы по выемочному участку в целом

На одну тонну добычи

Список используемой литературы

Бухалков М.И., Организация и нормирование труда: учебник для ВУЗов.- М.: Инфра-М, 2007.-400с.

Генкин Б.М., Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для ВУЗов.- М.: Норма, 2005.-464

Патушо В.П., Организация, нормирования и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие.- М.: КНОРУС, 2005.-320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, состав, структура кадров предприятия. Система управления персоналом. Разделение труда руководителей, специалистов и служащих. Показатели наличия движения и использования кадров на предприятии, пути повышения производительности труда персонала.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2009

    Набор и отбор кадров руководителей и специалистов. Направления совершенствования профессионализма. Экономические методы оценки труда руководителей. Организационные методы оценки управленческой деятельности. Мотивация труда управленческого персонала.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2011

    Особенности организации и нормирования труда в животноводстве. Основные нормообразующие факторы. Оплата труда руководителей и специалистов. Нормирование транспортных работ. Формы и размеры бригад. Тарифная система оплаты труда в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2012

    Расчёт численности персонала (рабочих, руководителей, специалистов и служащих), осуществляющего управление электрическими сетями. Укрупнённый расчёт себестоимости передачи и распределения электрической энергии в проектируемой электрической сети.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Пути улучшения организация оплаты и стимулирования труда руководителей, специалистов и служащих: установление оплаты труда в зависимости от коллектива и качества трудового вклада каждого работника; интенсивное использование производственных мощностей.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Обеспеченность и текучесть кадров руководителей и специалистов, обоснование их численности и организация оплаты труда на ООО "Клен-1". Разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления и оплаты труда на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011

    Система методов оценки организации труда руководителей и специалистов. Эффективность оценки организации труда руководителей и специалистов ОАО "Сахарторг", основные направления ее оптимизации. Расчет эффективности мероприятий и прогноз их реализации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2014

    Организация личной работы руководителей организаций. Элементы системы организации труда. Организация рабочего места управленческого персонала. Особенности организации труда руководителей и специалистов органов государственного и муниципального управления.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2010

    Сущность и нормативное регулирование организации аттестации рабочих мест. Организационная характеристика ОАО "СтанкоГомель". Подготовка аттестации рабочих мест руководителей и специалистов. Мероприятия по улучшению условий труда, прогноз их реализации.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2015

    Упорядочивание деятельности рабочих кадров. Методы регламентации и нормирования труда и их характеристика. Классификация методов регламентации труда. Информационное обеспечение процессов регламентации и нормирования труда управленческого персонала.