За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.
Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.
В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции. В случае невыполнения предписаний или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. За нарушение требований закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении госнадзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией (услугами) государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами территориальных органов Госстандарта на основании актов проверки предприятий принимают меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин, их вызвавших. В этих целях они в соответствии ПР 50.1.007 выдают нарушителям предписания и предъявляют штрафные санкции за нарушение обязательных требований стандартов, правил сертификации и неисполнение предписаний.
Предписания могут быть следующие:
- 1) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в частности требований безопасности (когда нарушения можно устранить). За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение применяют штрафы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда (далее -- МРОТ);
- 2) о приостановке реализации произведенной продукции, оказания услуг в случае их несоответствия обязательным требованиям государственных стандартов. За уклонение от исполнения применяют штраф в размере стоимости реализованной продукции (услуг) или в размере до 10 тыс. руб.;
- 3) о прекращении выпуска (когда причины вреда продукции устранить невозможно) и продажи опасных товаров. За уклонение от исполнения применяется штраф в размере до 5000 МРОТ;
- 4) об отзыве от потребителей опасных товаров. За неисполнение предписания или причинение ущерба этими товарами налагается штраф до 5000 МРОТ.
За нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) на органы по сертификации (ОС) налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Нарушение правил может выразиться в необоснованной выдаче сертификата соответствия:
при отрицательных результатах испытаний;
при недоказанности соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов (например, не соблюдена программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);
когда сертификат соответствия выдан на товары (работы, услуги), не входящие в область аккредитации ОС;
когда сертификат соответствия выдан ОС после истечения у него срока действия аттестата аккредитации, приостановления или аннулирования его.
На испытательные лаборатории (ИЛ) и центры налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при их обязательной сертификации.
Дела о наложении штрафов рассматривают с участием представителей субъекта хозяйственной деятельности, изготовителя (исполнителя, продавца), ОС, ИЛ, других заинтересованных лиц в 15-дневный срок со дня поступления акта проверки.
В Законе РФ "O сертификации продукции и услуг” указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В Законе РФ “О стандартизации” также предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:
реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД,
на соответствие которым она сертифицирована;
реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или НД, которым должна соответствовать указанная продукция; либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);
1.4. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов
В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.
ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.
Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора*.
* Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст.170.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.
Тесты для самоконтроля*
1. Цели стандартизации:
а) установление обязательных норм и требований,
в) устранение технических барьеров в международной торговле.
2. Обязательный для выполнения нормативный документ - это:
а) национальный (государственный) стандарт,
б) технический регламент,
в) стандарт предприятия.
3. Международные стандарты могут применяться в России:
а) после введения требований международного стандарта ГОСТ Р,
б) до принятия в качестве ГОСТ Р.
* Ответы см. в конце книги.
Глава 2. Организация работ по стандартизации в РФ
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
2.1. Правовые основы стандартизации и ее задачи
Основные законодательные акты. Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».
Закон «О стандартизации» регламентирует:
организацию работ по стандартизации,
информационное обеспечение работ по стандартизации,
организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,
стимулирование применения государственных стандартов,
ответственность за нарушение положений Закона «О стандартизации».
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. Принципы стандартизации следующие:
целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;
приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач :
обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
унификация конструктивных частей изделий;
разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
Основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС). В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;
ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;
ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».
Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.
Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.
Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.
Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.
Финансирование государственной стандартизации. Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положениями Закона «О стандартизации». В нем выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования.
Государственное финансирование предусмотрено для:
разработки стандартов, содержащих обязательные требования к объекту стандартизации в соответствии с законодательством России;
работ, связанных с созданием общероссийских классификаторов технико-экономической информации, публикацией информации об издании этих документов;
формирования и ведения федерального фонда государственных стандартов и Государственного реестра продукции и услуг, которые прошли сертификацию на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов;
научных работ, связанных с важными проблемами стандартизации, имеющими общегосударственное значение;
деятельности в международных организациях по стандартизации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов также выделяются Законом как важный объект для государственного финансирования.
Источниками денежных поступлений для реализации данного законодательного положения должны быть: реализация изданных (переизданных) государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; каталога сертифицированных продукции и услуг; часть сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.
Государство оказывает поддержку не только тем организациям, которые создают нормативные документы по стандартизации, но и тем субъектам хозяйственной деятельности, которые производят продукцию или предлагают услуги, маркированные знаком соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, что подтверждено посредством сертификации.
Особая экономическая поддержка предназначена для тех предприятий, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными (перспективными) требованиями стандартов.
2.2. Органы и службы по стандартизации
Государственный комитет РФ по стандартизации. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.
Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.
Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии - правопреемник упраздненного Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в отношении функций по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.
В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.
Госстандарт России выполняет следующие функции:
координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;
направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;
подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;
руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;
сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;
руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;
осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;
участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций*;
* В этом направлении своей деятельности Госстандарт РФ учитывает международные договоры и соглашения России с другими государствами.
при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;
организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России, а другие государственные органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции. Они могут создавать в своей оргструктуре необходимые службы и подразделения и назначать головные организации по стандартизации.
В оргструктуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.
Метрология , стандартизация и сертификация» обеспечивается фундаментальная подготовка... дисциплины «Метрология , стандартизация и сертификация» - об истории развития дисциплины; - о влиянии стандартизации и метрологии на...
Метрология стандартизация и сертификация (1)
Основная образовательная программаПо УР_________А.А. Патрушев «___»___________2006 г. МЕТРОЛОГИЯ , СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ (Учебная и рабочая программы, ... 1 2 3 ОПД.Ф.05 Метрология , стандартизация и сертификация Теоретические основы метрологии ; основные понятия, связанные с...
Метрология стандартизация и сертификация (8)
Учебно-методический комплекс... «Метрология , стандартизация и сертификация» относится... Метрология , стандартизация , сертификация . М.: «Логос», 2005. Кравцов А.В. Метрология и электрические измерения. М.: «Колос», 1999. Крылова Г.Д. Основы стандартизации , сертификации , метрологии ...
В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.
Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.
Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл.2.
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.
Является установленный порядок управления.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:
1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);
2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);
3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);
4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);
5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);
6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);
7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);
8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).
Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).
Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 "О применении технических регламентов".
3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:
1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;
2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;
3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;
4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);
5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.
С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:
а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);
б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);
в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);
г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);
д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);
е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).
Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19 , носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".
Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).
4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает правила:
1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);
2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;
3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;
4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).
Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.
3. Субъектами административных правонарушений являются:
1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4 , 2.5);
2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1 , 2.10).
ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 , данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).
4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см.
В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.
Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент ;
Ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует .
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.
Согласно Закону РФ "О техническом регулировании" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности . Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении . Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего материала, который был изложен в основной части, можно говорить о том, что поставленные задачи были выполнены, но тема данного реферата была раскрыта не полностью из-за сложности исследуемого объекта.
Метод и методология исследования способствовали раскрытию темы, но для более точного изучения следует увеличить количество научно-методической литературы.
Была выделена лишь часть предметов, входящих в состав темы, что привело к неполному анализу и неточному выполнению цели.
Структура реферата соответствует цели и задачам исследования.
Следует более подробно изучить объект исследования, учитывая все аспекты и характеристики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. С-Пб.: Питер, 2-ое издание, 2004-432 с.
2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 3-е издание, 1999-340 с.
3. Алексеев В. С., Белова Л. А. Метрология, стандартизация и сертификация. Шпаргалка. М.: ЛитРес, 2009-32 с. http://allformgsu.ru/