Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Перечень компаний со значительной категорией риска. Что изменится в отборе кандидатов на проверки

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее - объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее - классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

13. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

14. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) - приложением к настоящим Правилам периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

16. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска или определенному классу опасности в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

18. Заявление содержит следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);

д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;

е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель. настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление) утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Данное постановление вводит новую систему проверки малого и среднего бизнеса.

Новый подход будет риск-ориентированным и направленным на повышение эффективности надзора за индивидуальными предпринимателями и организациями.

Дата начала применения Риск-ориентированного подхода

Порядок разработан, чтобы при организации госконтроля (надзора) реализовать риск-ориентированный подход.

При этом Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

В чем заключается Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Задачи риск-ориентированного подхода

Применение данного подхода направлено:
  • на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

В каких случаях применяется Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход применяется при проведении:
  1. Федерального государственного пожарного надзора;
  2. Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и Федеральным медико - билогическим агентством (ФМБА) России;
  3. Федерального государственного надзора в области связи.

к определенной категории риска или определенному классу опасности

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных Правил, либо Федеральным законом.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Как узнать к какой категории риска или класса опасности отнесли компанию

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Категории риска и классы (категории) опасности

Согласно Постановлению установлены следующие категории риска и классы (категории) опасности:

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

Значительный риск

Средний риск

плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный риск

Низкий риск

плановые проверки не проводятся

Как видно из таблицы, для каждой категории риска и классов (категорий) опасности предусмотрено проведение плановых проверок со следующей периодичностью:

  • один раз в период для 1-3 класса опасности в случае чрезвычайного высокого риска, высокого риска и значительного риска;
  • не чаще одного раза в период для 4 и 5 класса опасности в случае среднего и умеренного риска;
При этом для 6 класса опасности при низком риске плановые проверки не проводятся.

Таким образом, чаще всех (но в любом случае не более чем один раз в год) планово будут проверять компании и индивидуальных предпринимателей, для которых установлен чрезвычайно высокий риск.

Например, к чрезвычайно высокому риску в целях санитарно-эпидемиологического надзора отнесены:

  • учреждения, обеспечивающие ежегодный отдых детей (более 500 детей в смену);
  • организации, обеспечивающие организацию питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • организации, осуществляющие холодное (горячее) водоснабжение (водоотведение), обслуживающие более 100 000 человек из поверхностных источников, а также обслуживающие более 10 000 человек из подземных источников, и некоторые другие.
При этом в планы проверок вовсе не будут включать организации и индивидуальных предпринимателей с низким критерием опасности.

Это, к примеру, для целей санитарно-эпидемиологического надзора объекты торговли непродовольственными товарами.

В отношении таких объектов плановые проверки проводиться не будут.

Периодичность проведения плановых проверок в зависимости от класса риска и критерия опасности можно будет посмотреть в положениях о соответствующем государственном надзоре (Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, и др.).

То есть каждый контрольно-надзорный орган будет составлять планы проверок с учетом сроков, указанных в положении об осуществлении им надзора.

Например, в целях санитарно-эпидемиологического надзора предприятия по производству продуктов питания числом потенциальных потребителей более 20 000 человек в год будут отнесены к высокому риску, плановые проверки в отношении таких предприятий будут проводиться один раз в два года. А предприятия, отнесенные к умеренному риску (салоны красоты, химчистки и другие), смогут проверять в плановом режиме не чаще чем один раз в семь лет.

Изменение ранее присвоенных деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности

Если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с классом и критерием опасности, то можно потребовать их изменить.

Согласно пункту 17 Постановления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
  2. отказ в удовлетворении заявления.
После принятия соответствующего решения Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

В начале июля Роструд на своём официальном сайте опубликовал перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска . Данная информация огорчила многих специалистов по охране труда. По их мнению, многие предприятие попало в эти перечни незаслуженно. Например, внушительная доля учреждений здравоохранения почему-то попала в категорию значительного риска. Печаль специалистов можно понять, ведь при высоком и значительном риске проверки со стороны ГИТ будут проводиться с периодичностью в 2 и 3 года соответственно. Тогда как для последующих категорий передышка между проверками будет продолжительней.

Поразмыслив, мы решили разработать алгоритм расчета категории риска для удобства предприятий. Представляем его Вашему вниманию.


Инструкция по использованию модуля

К алгоритму прилагается и инструкция по использованию. Модуль разработан в программе MS Excel, в комментариях мы будем рады услышать Ваши отзывы.

Сама методика достаточно проста и подробно описана в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" . Вкратце поясним, что показатель риска зависит от основного вида деятельности предприятия; среднесписочной численности работников; числа тяжелых и легких несчастных случаев на производстве за предшествующий год; наличия задолженности по заработной плате и назначенных административных наказаний за нарушение обязательны требований в сфере труда за предшествующие 3 года.

При помощи модуля мы просчитали несколько экспериментальных ситуаций, определив категорию риска для всех основных видов деятельности из методики.

Исходные данные указаны в таблице 1.

Таблица 1


Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Таблица 2


Как видим, наивысшая категория риска по всем отраслям получается при расчете по варианту 3 (есть тяжелый и легкий НС за предшествующий год, имеются задолженность по зарплате и административные наказания за нарушения обязательных требований в сфере труда).

Умеренной, средней и даже низкой категории риска можно достичь лишь при отсутствии несчастных случаев на производстве и задолженностей по заработной плате за предшествующий год.

Обновление от 25.08.2017: благодаря играм разума и помощи участника портала Александра Порохина удалось отыскать ошибку, влияющую на расчет.

(работоспособность проверена в MS Excel 2010, 2016)

В 2018 году контроль деятельности предприятий на предмет соблюдения ними трудового законодательства осуществлялся на основании риск-ориентированного подхода. Согласно новой концепции Роструда, при составлении графика плановых проверок контролеры учитывают степень риска, присвоенную организации в установленном порядке. В статье разберем категории риска предприятий Роструда: сколько категорий риска предусмотрено действующим законодательством, по какому принципу Роструд относит организацию к той или иной категории, как присвоенная категория риска влияет на частоту проведения плановых проверок Роструда.

Риск ориентированный подход к проверкам Роструда

В начале 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано постановление, согласно которому сообщалось о внедрении новой концепции контрольно-надзорной политики организаций и предприятий коммерческой сферы. Согласно Постановлению №197 от 16.02.2017 года, плановые проверки субъектов хозяйствования проводятся со стороны контролирующих органов с учетом категории риска, присвоенной конкретной организации.

  • добросовестность выполнения организацией норм действующего законодательства (в частности – трудового и налогового);
  • наличие штрафов и прочих взысканий со стороны контролирующих органов;
  • наличие жалоб, поданных работниками на работодателя в органы ГИТ и суд.

Риск-ориентированный подход распространяется на контрольные функции основных государственных органов надзора, среди которых ФНС, прокуратура, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и прочие.

Риск-ориентированный подход вступил в силу и активно действует с 01.01.2018 года.

Частота проверок Роструда по категориям риска

Согласно новой концепции, с 01.01.2018 года включение организации-работодателя в плановую проверку Роструда напрямую зависит от категории риска, присвоенной такой организации.

Действующая классификация подразумевает разделение предприятий на 5 категорий риска – от высокого до низкого.

Частота проверок прямо пропорциональна уровню риска – чем выше категория риска организации, тем чаще Роструд проводит плановые проверки предприятия.

Согласно письму Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2, периодичность проведения плановых проверок Роструда в соответствие с категорией риска организации устанавливается в следующем порядке:

№ п/п Категория риска организации Частота плановых проверок Роструда
1 Категория высокого риска 1 раз в 2 года
2 Категория значительного риска 1 раз в 3 года
3 Категория среднего риска 1 раз в 5 лет
4 Категория умеренного риска 1 раз в 6 лет
5 Категория низкого риска Плановые проверки не проводятся

Подчеркнем, что риск-ориентированный подход применим исключительно при установлении периодичности плановых проверок . В 2019 году Роструд сохраняет за собой право проведения внеплановых проверок по основаниям, предусмотренных действующим законодательством (в частности – по жалобе работника). Таким образом, проведение внеплановых проверок также возможно в отношении предприятий, которым присвоена категория низкого риска.

Что учитывает Роструд при определении категории риска предприятия

Присвоение организациям той или иной категории риска осуществляется экспертами профильных надзорных служб. При определении «рисковой» категории контролирующий орган учитывает:

  • количество нарушений действующего законодательства, зафиксированного в отношении организации за отчетный период;
  • риск причинения вреда вследствие невыполнения предприятием требований трудового законодательства;
  • степень тяжести последствий допущенных организацией нарушения (учитывается вред, нанесенный не только работникам, третьим лицам, но и государству).

Мониторинг деятельности предприятия на предмет соблюдения организацией трудового законодательства ведется Рострудом постоянно. Таким образом, в случае фиксации нарушений, допущенных предприятием, надзорный орган вправе понизить категорию риска, присвоенную предприятию ранее.

Категории риска предприятий Роструда: как определить

При присвоении предприятию той или иной категории риска Роструд учитывает количество штрафных баллов, начисляемых за каждый факт нарушения организацией требований трудового законодательства.

В нормативных актах Роструда зафиксировано 73 типовых нарушений норм ТК РФ, по каждому из которых установлено количество начисляемых штрафных баллов.

Количество штрафных баллов начисляется пропорционально серьезности допущенного правонарушения и тяжести его последствий. Чем больше штрафных баллов начислено организации, тем выше категория риска ей присваивается:

  1. Организации присваивается категория высокого риска при наличии штрафных баллов от 7 до 10.
  2. Категория среднего риска предусмотрена для предприятий, которым начислено от 4 до 6 штрафных баллов.
  3. При начислении штрафных баллов от 1 до 3 организации присваивается категория низкого риска.

Ниже в таблице – перечень типовых нарушений трудового законодательства, в соответствие с которыми Роструд присваивает предприятию ту или иную категорию риска:

№ п/п Вид нарушения Статья ТК РФ, нарушенная организацией Количество штрафных баллов Категория риска предприятия
Нарушения при приеме на работу и при увольнении
1 Уклонение от заключения трудового договора ст.ст.16, 19.1, 67 10 Категория высокого риска
2 Ненадлежащее оформление трудового договора ст.67 6 Категория среднего риска
3 Заключение договора ГПХ вместо трудового соглашения ст.15 10 Категория высокого риска
4 Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора ст.ст.71, 77, 79, 80, 81, 82, 127, 180, 269, 29, 296, 327.6, 384,12 373, 83, 84, 6 Категория среднего риска
Нарушения в рамках трудовых отношений
1 Нарушение процедуры привлечения к работе сверхурочно, в выходные, праздничные дни, ночное время. ст.ст.96, 99 10 Категория высокого риска
2 Нарушение порядка утверждения

графика предоставления ежегодных отпусков

ст. 120 2 Категория низкого риска
3 Выплата заработной платы ниже МРОТ ч.3 ст.133 10 Категория высокого риска
4 Нарушение срока оплаты отпуска ч.9 ст.136 6 Категория среднего риска
5 Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания ст.193 6 Категория среднего риска
Нарушения, допущенные в отношении охраны труда
1 Допуск сотрудника к работе без прохождения обязательного инструктажа ст.ст.212, 225 10 Категория высокого риска
2 Допуск сотрудника к работе при наличии у него медицинских противопоказаний ст.212 10 Категория высокого риска
3 Несоблюдение порядка организации обязательных медосмотров сотрудников ст.212 6 Категория среднего риска
4 Непроведение СОУТ ст.212 5 Категория среднего риска
5 Нарушение порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве ст.227 4 Категория среднего риска

Отметим, что указанное количество штрафных баллов начисляется за каждое зафиксированное нарушение. Таким образом, при наличии нескольких малозначительных нарушений категория риска предприятия может быть установлена на уровне «средний риск» или «высокий риск».

Больницы встречаются чаще всех в списках организаций значительного риска!

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Данные ранжированы по регионам. Предлагаем нашим читателем ознакомиться с этими актуальными данными по ссылкам ниже:

Поиск нужного региона не совсем удобен, т.к. не все их названия расположены в алфавитном порядке. Информация представлена в табличном виде в Excel-формате. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Размещение данного рода информации в сети Интернет регламентируется Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 16.02.2017 ) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» .

Если работодателя нет в обоих перечнях, то категория риска его деятельности не выше средней. Подробнее об этом можно узнать в Роструде, подав официальный запрос. Инспекция обязана дать ответ не позднее 15 рабочих дней с даты поступления запроса.

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Показатель потенциального риска рассчитывается по методике из Приложения к вышеуказанному Постановлению. Он зависит от отраслевых показателей потенциального вреда, среднесписочной численности работников организации, данных о результатах проверок и сведений о травматизме за 3 года предшествующих текущему, а также от сведений о задолженностях по заработной плате за предшествующий год. Добавим, что если за 3 года имелся хотя бы один смертельный несчастный случай на производстве - автоматически присваивается высокая категория риска.

Данная мера не так оптимистична, как кажется. С одной стороны для предприятий с категорией риска не выше средней наступил благостный период проверок раз в 5 лет и реже. Однако, раньше предстоящая проверка раз в 3 года держала работодателя в тонусе. Теперь же накал страстей заметно снизится. А это в первую очередь скажется на попустительстве в области соблюдения требований охраны труда на предприятиях.

Судя по расчетному периоду показателей для определения потенциального риска, обновление категории риска предприятия будет осуществляться раз в 3 года. Впрочем, от внеплановых проверок в этот период работодатель, как и прежде, не застрахован.

Отдельно стоит отметить, что внушительную долю всех организаций, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, составляют больницы. И это явно не является нормой. Либо методика отнесения организаций к этой категории несовершенна, либо нужно что-то срочно менять в охране труда отечественного здравоохранения.