Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Выплаты медикам по диспансеризации за год. Больные души

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

2012 г. является завершающим для ФФОМС в части предоставления межбюджетных трансфертов федерального бюджета ТФОМС в рамках реализации национального проекта "Здоровье" на проведение диспансеризации детей-сирот, а также дополнительной диспансеризации работающих граждан. В этой связи необходимо своевременное освоение регионами федеральных средств, в том числе на выплату денежных средств врачам, участвующим в проведении диспансеризации. Какими нормативно-правовыми документами следует руководствоваться учреждению здравоохранения при осуществлении данных выплат? Как отразить в учете операции по начислению сумм дополнительных выплат, предназначенных для оплаты труда медиков, участвующих в проведении диспансеризации? Включаются ли данные выплаты в расчет отпускных? Об этом и многом другом мы расскажем в настоящей статье.

Разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856, определено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проводятся дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи, в частности:

  • диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • дополнительная диспансеризация работающих граждан;
  • иммунизация граждан;
  • ранняя диагностика отдельных заболеваний.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются в виде межбюджетных трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Правила предоставления средств на проведение дополнительной диспансеризации

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2011 N 93) утверждены Правила предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила N 1228).

Пунктами 2 - 3 Правил N 1228 определено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе ОМС.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с п. 4 Правил N 1228 предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Субсидии предоставляются ежемесячно исходя из численности работающих граждан в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.

Согласно п. 7 Правил N 1228 перечисление ФФОМС субсидий производится ежемесячно (до 25-го числа текущего месяца) на основании заявок ТФОМС.

ТФОМС перечисляет средства, поступившие в виде субсидий, медицинским организациям при условии, что они (п. 8 Правил N 1228):

  • используют перечисленные территориальным фондом средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • ведут реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, в порядке, установленном Приказом ФФОМС от 14.01.2011 N 9;
  • ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в ТФОМС реестры счетов в порядке и по форме, которые утверждены вышеназванным Приказом ФФОМС.

В соответствии с п. 9 Правил N 1228 территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных медицинскими организациями счетов в порядке, устанавливаемом ФФОМС, и производят их оплату ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2012 г., а также норматив затрат на ее проведение утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н (далее - Порядок N 55н). В соответствии с п. 2 этого Приказа данный норматив составляет 1418 руб.

В проведении дополнительной диспансеризации участвуют врачи-специалисты: терапевт, акушер-гинеколог, хирург, невролог, офтальмолог. Проводятся лабораторные и функциональные исследования.

На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг". Эта карта передается в кабинет (отделение) медицинской профилактики, который занимается организацией проведения дополнительной диспансеризации и в котором медицинские работники заводят на гражданина, подлежащего дополнительной диспансеризации, учетную форму 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2009 N 67н. После этого гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

Обратите внимание! Случай дополнительной диспансеризации считается законченным после прохождения гражданином объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых ему устанавливается группа состояния здоровья, даются рекомендации по профилактике и (при необходимости) дальнейшему наблюдению (п. 8 Порядка N 55н).

Расходование средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации

В соответствии с п. 3 Приказа N 55н средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими:

  • на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики);
  • на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).

Процентное соотношение распределения денежных средств между направлениями их использования (оплата труда и расходные материалы) Правилами N 1228 не установлено. Данный вопрос может решаться на местном уровне. В качестве примера приведем Положение о расходовании средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденное Постановлением главы городского округа Химки МО от 01.07.2009 N 808 (в ред. от 29.12.2011). В соответствии с данным документом средства, поступившие в учреждение здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации, распределяются в процентном соотношении:

  • в размере до 80% от полученной суммы - на оплату труда медицинских работников;
  • в размере не менее 20% от полученной суммы - на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Доплаты выплачиваются всему медицинскому персоналу, участвующему в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Для распределения средств на оплату труда, полученных на проведение дополнительной диспансеризации, в учреждении здравоохранения создается комиссия (назначается главным врачом ЛПУ). В бухгалтерию ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляются:

  • смета на использование средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, подписанная главным врачом ЛПУ;
  • протокол распределения средств на оплату труда, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
  • приказ главного врача ЛПУ о начислении выплат медицинским работникам за счет средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В то же время в Письме Минздравсоцразвития России от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" указано, что распределение средств, предусмотренных на оплату труда медицинских работников, осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании принятого локального нормативного акта, согласованного с учредителем, в соответствии с положением об оплате труда учреждения, утвержденным в порядке, установленном ТК РФ.

При этом чиновники ведомства отметили, что заведующим отделениями, главным и старшим медицинским сестрам за выполнение дополнительных обязанностей, в том числе по организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (без непосредственного оказания медицинских услуг по проведению дополнительной диспансеризации), руководитель учреждения здравоохранения может устанавливать надбавки за напряженность в труде, в связи с увеличением объемов работы из средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения. При этом Минздравсоцразвития имеет в виду, что средства будут выделены из других источников (например, за счет средств, полученных от оказания платных услуг). Данная формулировка была трактована большинством руководителей медицинских учреждений не совсем верно, и за счет средств ОМС, полученных на проведение дополнительной диспансеризации, производилась оплата труда руководителей учреждений и других работников, не участвующих в проведении диспансеризации.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ПО от 15.05.2012 N А72-5183/2011. ТФОМС признал выплаты специалистам, не участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, нецелевым использованием бюджетных средств.

Арбитры при рассмотрении спора между учреждением и фондом встали на сторону учреждения, указав следующее. Поскольку медицинские услуги, связанные с проведением диспансеризации, фактически были оказаны населению в объеме, предусмотренном государственным заданием (что не оспаривалось фондом), выделенные денежные средства были израсходованы на оплату труда лиц, принимавших участие в проведении диспансеризации (что установлено судами первой и апелляционной инстанций). Таким образом, у фонда отсутствовали основания для квалификации произведенных поликлиникой во исполнение государственного задания затрат как нецелевого расходования бюджетных средств.

Оценка добросовестности действий руководства поликлиники при распределении полученных бюджетных средств на выдачу заработной платы персоналу поликлиники, в том числе на предмет соответствия такого распределения нормам трудового законодательства, не относится к компетенции арбитражного суда.

По нашему мнению, несмотря на то что ФАС ПО встал на сторону учреждения, выплаты медработникам, не участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, являются нарушением положений Порядка N 55н и могут привести к штрафным санкциям.

К сведению. За использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств. Дополнительно к перечисленной сумме штрафа уплачиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Порядком N 55н установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 г. Он составляет 1418 руб. Расходы на проведение дополнительной диспансеризации возмещаются исходя из этого норматива, поэтому доплаты медработникам, принимающим участие в проведении диспансеризации, рассчитываются исходя из количества граждан, которым была оказана такая медицинская услуга. Помимо процентного соотношения распределения субсидии на оплату труда и приобретение расходного материала, учреждение для расчета доплаты устанавливает процентное соотношение объема работы, выполненной медицинским работником при оказании услуг по диспансеризации. Это необходимо, поскольку в рамках проведения диспансеризации гражданина осматривает ряд специалистов, а норматив затрат в размере 1418 руб. утвержден на одного человека. При распределении полученных средств ОМС следует учитывать, что в тариф на проведение дополнительной диспансеризации включены не только расходы, отражаемые по подстатье 211 "Заработная плата" и статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", но и расходы, которые относятся на подстатью 213 "Начисления на заработную плату" КОСГУ.

Обратите внимание! Медицинские организации ведут раздельный учет средств, поступивших и израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, и представляют в территориальные фонды отчетность в порядке и по формам, которые устанавливаются ФФОМС (п. 13 Правил N 1228).

Порядок отражения выплат по дополнительной диспансеризации

В бухгалтерском учете согласно Инструкциям N N 174н <1>, 183н <2> операции по получению средств в счет оплаты дополнительной диспансеризации будут отражаться следующим образом.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Содержание операции Бюджетные медицинские
учреждения
Автономные медицинские
учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит
Начисление доходов
медицинскими
учреждениями,
осуществляющими
медицинскую
деятельность
по программе ОМС
7 205 81 560 7 401 10 180 7 205 80 000 7 401 10 180
Поступление средств
на проведение
дополнительной
диспансеризации
от ТФОМС в рублях
на лицевой счет
медицинского
учреждения на
основании выписки
из лицевого счета
7 201 11 510 7 205 81 660 7 201 11 000 7 205 80 000
Начисление заработной
платы медицинским
работникам,
участвующим
в проведении
дополнительной
диспансеризации,
на основании
расчетно-платежной
ведомости
7 401 20 211 7 302 11 730 7 401 20 211 7 302 11 000
Удержание
из заработной платы
НДФЛ на основании
расчетно-платежной
ведомости
7 302 11 830 7 303 01 730 7 302 11 000 7 303 01 000
Начисление страховых
взносов
во внебюджетные фонды
на основании журнала
операций по оплате
труда
7 401 20 213 7 303 00 730 7 401 20 213 7 303 00 000
Списание на расходы
текущего финансового
года расходных
материалов,
необходимых
для проведения
дополнительной
диспансеризации,
на основании
Ведомости выдачи
материальных
ценностей на нужды
учреждения
(ф. 0504210)
7 401 202 72 7 105 31 440 7 401 20 272 7 105 31 000
Списание стоимости
недостающих видов
работ (услуг),
выполненных
(оказанных)
медицинскими
организациями,
имеющими лицензии
на выполнение
(оказание) таких
видов работ (услуг),
в соответствии
с заключенными
договорами,
на основании актов
выполненных работ
(оказанных услуг)
7 401 20 226 7 302 26 730 7 401 20 226 7 302 26 000

Пример. Бюджетное учреждение в сентябре 2012 г. получило 466 522 руб. в счет оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках проведения дополнительной диспансеризации. В учетной политике указано, что 40% полученных субсидий на дополнительную диспансеризацию направляется на приобретение расходного материала, необходимого для диспансеризации, 60% - на выплаты работникам, которые принимают участие в проведении дополнительной диспансеризации и с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Причем 75% предусмотрено на доплаты врачам, участвующим в проведении диспансеризации, а 25% - на доплаты медсестрам. Кроме того, положением по оплате труда установлено, что субсидии, направляемые на выдачу заработной платы сотрудникам, распределяются между ними исходя из количества лиц, которым были оказаны услуги по дополнительной диспансеризации. Данные услуги в сентябре 2012 г. были предоставлены 329 гражданам. Всего в диспансеризации приняли участие 20 врачей и 15 медсестер, они обслужили равное количество больных.

Рассчитаем размер доплаты врачу-терапевту Иванову А.П., который обследовал 29 человек в рамках дополнительной диспансеризации.

Сумма субсидии, направляемой на оплату труда медицинских работников, равна 279 913,2 руб. (466 522 руб. x 60%).

Размер субсидии, которая будет использована на уплату страховых взносов, - 84 533,79 руб. (279 913,2 руб. x 30,2%).

Общий размер субсидии на выплату доплат врачам с учетом норматива, установленного положением по оплате труда, составит 209 934,9 руб. (279 913,2 руб. x 75%). Сумма средств, идущая за обследование одним врачом одного гражданина, равна 31,95 руб. (209 934,9 руб. / 329 чел. / 20 врачей).

Иванову А.П. причитается доплата в размере 926,55 руб. (31,95 руб. x 29 чел.).

В бухгалтерском учете начисление и выплата Иванову А.П. доплаты будут отражены следующим образом:

Доплата за проведение диспансеризации и средний заработок

В ходе проверок, проводимых органами Росфиннадзора и контролирующими органами субъектов РФ, нередко возникают споры по поводу включения в расчет среднего заработка для оплаты отпусков больничных надбавок, выплачиваемых за счет субсидий, выделенных из бюджета ФФОМС медицинским работникам, участвующим в проведении дополнительной диспансеризации. По мнению ревизоров, данные действия медицинских учреждений неправомерны и являются нецелевым использованием целевых средств.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 02.06.2011 N А75-7231/2010, в котором на рассмотрение арбитражного суда был вынесен данный вопрос. Арбитры указали, что финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. ст. 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ. Нормы данных статей определяют, что работники имеют право на оплату отпусков, получение пособий по временной нетрудоспособности, а также на сохранение среднего заработка на период нахождения в служебной командировке в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, оплата за счет субсидий дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска, в период нахождения его в командировке, основных, ученических отпусках, отпуске по уходу за ребенком, а также в период нетрудоспособности работника в связи с болезнью, не является нецелевым использованием бюджетных средств.

В унисон с данным Постановлением Минздравсоцразвития выпустило Письмо от 01.08.2012 N 12-3/10/2-1045, в котором по вопросу участия доплаты за проведение диспансеризации, выплачиваемой медицинским работникам, в расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, отметило следующее.

Вопросы финансового обеспечения проведения мероприятий по дополнительной диспансеризации урегулированы Правилами N 1228. Согласно указанным Правилам денежные средства, выделяемые ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, расходуются медицинскими организациями среди прочего на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении (привлекаемых к проведению) диспансеризации.

Статьей 129 ТК РФ закреплено определение заработной платы, под которой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. При этом понятие "заработная плата" имеет три составляющие: оклад (должностной оклад), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно нормам ст. 139 ТК РФ и п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, в расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся надбавки медицинским работникам за проведение дополнительной диспансеризации.

Таким образом, выплаты медицинским работникам, обусловленные их участием в реализации мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, учитываются при расчете размера средней заработной платы таких работников.

Редактор журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Беспрецедентный для Среднего Урала судебный процесс идет в Нижнем Тагиле. В народе его уже окрестили "делом 10 карточек" по аналогии с пресловутыми делами сталинских времен о "трех колосках", когда людей сажали за подобранные на поле крохи, называя это борьбой с госхищениями. Впрочем, дело не столько в нем, сколько в системе надувательства в здравоохранении, которую он позволил вскрыть.

О сути процесса: на скамье подсудимых фельдшер, исполняющий обязанности участкового врача поликлиники ГБУЗ СО N 1 Нижнего Тагила, Наталья Николаева. По версии следствия, она подделала 10 карт по диспансеризации и получила за обман стимулирующую премию: по сто рублей за каждую "липу". То есть ради дополнительной тысячи рублей преступила сразу две статьи УК РФ, совершив служебный подлог и мошенничество. Более того, карты даже заполнены не ее рукой, что подтверждает почерковедческая экспертиза. Большинство документов расписаны участковой медсестрой, а одна карта, выражаясь протокольным языком, "составлена иными неустановленными лицами". Николаеву с этими бумагами роднит только именной штампик - оттиск печати медика.

Такие штампы есть у каждого врача. И как водится, Николаева хранила штамп в ящике рабочего стола. Печатью с легкостью мог воспользоваться кто угодно. К несчастью, в день допроса у следователя муж Николаевой попал в автоаварию. Чтобы быстрее вырваться из полиции, женщина, не читая, подписала все бумаги. Сейчас эти якобы "чистосердечные признания" приходится опровергать.

Однако собранные "РГ" вместе с врачом документы показывают совсем другой масштаб распила бюджетных средств. Как известно, по госпрограмме на диспансеризацию населения на Среднем Урале в 2016 году выделено более миллиарда рублей. Но не все они потрачены на здоровье людей. В поликлинике, где работает Николаева, наработана схема по штампованию фальшивых карт, которая позволяет получать дополнительные средства из Фонда обязательного медстрахования.

Схема проста. В начале каждого года заведующая поликлиникой выдает отделениям списки приписанных к медучреждению пациентов, которые в данный год имеют право на бесплатное профобследование. Пройдут ли люди реальную диспансеризацию, дело второе. Первое - это отчетная статистика. Чем больше к отчету будет предъявлено карт на прошедших диспансеризацию, тем больше денег получит клиника.

Чем больше к отчету предъявлено карт на прошедших диспансеризацию, тем больше денег получит клиника

За каждого пациента, прошедшего диспансеризацию, ТФОМС через страховые компании выплачивает поликлинике деньги. В среднем 1600 рублей за человека. И чем больше охват населения, тем больше средств получит поликлиника. Для медицинского учреждения это дополнительные деньги, и распоряжаться ими руководство клиники может по своему усмотрению. Определенную часть средств разрешается использовать на премирование сотрудников, - пояснила финансовый механизм госпрограммы пресс-секретарь ТФОМС Свердловской области Елена Денисламова.

Понятие "план диспансеризации" появляется в другом ведомстве - в областном минздраве. Как пояснили корреспонденту "РГ" в региональном центре медпрофилактики, курирующем эту программу: планы, предусматривающие обязательный процент прохождения диспансеризации, ими устанавливаются и "спускаются на места". Невыполнение сказывается не только на казне больницы, но и на премиях руководства медучреждения. Мы нашли приказ Министерства здравоохранения Свердловской области N 267-п от 7 марта 2014 года, где сказано, что "за нарушение плана диспансеризации прикрепленного населения" руководитель может лишиться премии на все 100 процентов.

Какова конкретная премия руководства медучреждения за выполнение плана в ГБУЗ N1 Нижнего Тагила, мы выяснить не смогли. В разговоре с корреспондентом "РГ" заведующая поликлиникой Марианна Дурова пояснила, что непосредственно за диспансеризацию премий не получает. "Квартальное вознаграждение зависит от многих факторов. Нужно набрать сто баллов по разным показателям работы. Из них диспансеризации касается только пять баллов", - заявила она. А вот стимулирующие выплаты для персонала клиники раскрыли без проблем. За каждую оформленную карту медицинская "бригада" (врач и участковая медсестра) получает двести рублей, и то при условии выполнения плана на 100 процентов по всей поликлинике. Если план не выполнен, то оплата на каждого члена бригады может снизиться до 50 рублей. Либо, по решению руководства, вообще отменена.

Сотрудники поликлиники N 1, где работает Николаева, в неофициальных беседах признаются, что план достигается любой ценой. "Заведующая поликлиникой Марианна Дурова постоянно выдвигает требования выполнения количественных планов по диспансеризации населения: 50 карт в месяц с участка. Было объявлено: кто не выполнит указанные нормы, получит выговор с занесением в личное дело", - говорится в имеющейся в "РГ" коллективной жалобе медработников.

Я знаю отделения, где план выполнялся на 293 процента в месяц. На участкового врача работали сразу две медсестры, и они в четыре руки заполняли карты по диспансеризации. При этом в отделении, рассчитанном на 10 участков, работало всего 5 врачей. С какой же скоростью должен работать участковый терапевт, чтобы успеть принять больных и плюс еще в три раза перевыполнить план по диспансеризации? Понятно, что эта погоня за планом дискредитирует саму госпрограмму, - уверена Николаева.

Механизм ускорения процесса штамповки карт доведен в поликлинике до совершенства. В ход идут несколько вариантов. Часть медицинских документов сдаются на регистрацию без результатов анализов, в других карточках данные вписываются с потолка - даже рост и вес человека указывается наобум. В-третьих, реальные данные добываются в дружественных ведомственных поликлиниках, к примеру, в поликлинике оборонного завода УВЗ, где работают и регулярно проходят медобследование многие жители района.

Но, как ни парадоксально, разбираться с системой по производству "липы" следователи не захотели, называя это "совсем другой историей". "Меня сразу предупредили, что объективного расследования проводить никто не собирается, систему сломать невозможно. Нужны определенные показания, чтобы быстрее закончить дело," - утверждает Николаева.

Да какая же она другая, когда раскрывает истинные масштабы подделки документов по государственной программе диспансеризации?

Кстати, несколько лет назад Росздрав проверил все медицинские учреждения страны, участвовавшие в диспансеризации. Злоупотребления были выявлены в 56 процентах поликлиник, наиболее серьезные - приписки и фальсификация документов с целью хищения средств.

Ответ от 03.04.2014 18:32

Наталья, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении переданных им полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ, в бюджете ФФОМС на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрены субвенции. Расчет размера предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС субвенций производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 и в 2013 г. включает денежные выплаты медицинским работникам, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2012 г. за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС, предусмотренные на следующие цели:
- на финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Минздравом на основании Постановлений Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228, от 31.12.2010 N 1234;
- на оплату труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110;
- на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 N 1111.

Доплаты за диспансеризацию, осуществляемые медицинским работникам, участвующим в ее проведении. Они производятся в соответствии с названными выше Постановлениями Правительства РФ N N 1228, 1234. Конкретные размеры данных выплат этими нормативными актами не установлены. Медицинские учреждения расходуют выделенные средства на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики, участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), по собственному усмотрению, то есть размер выплат, направленных на оплату труда, может быть любым. Кроме того, разрешается расходовать выделяемые средства:
- на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими такую диспансеризацию, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).
Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений скорой медицинской помощи. Они осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1111 (далее - Правила N 1111).
Размер доплат определен п. 2 Правил N 1111 и в месяц составляет: для врача - 5000 руб., для фельдшера (акушерки) - 3500 руб., для медицинской сестры - 2500 руб. (с предоставлением медицинским работникам гарантий, установленных ТК РФ).
Доплаты медицинскому персоналу в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Данные выплаты производятся согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1110 (далее - Правила N 1110).
Размеры этих дополнительных выплат установлены п. 2 Правил N 1110:
- для участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) - 10 000 руб. в месяц;
- для участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) - 5000 руб. в месяц.
Все вышеприведенные выплаты медицинским работникам производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти субъектов РФ или федеральных органов государственной власти субъектов РФ. Средства выделяются с учетом отчислений по страховым взносам во внебюджетные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, предусматриваются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. ст. 167, 183, 187 ТК РФ.
Доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Они регламентируются нормативными актами субъектов РФ. В качестве примера приведем Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2013 N 538 "О выплатах стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и качества оказываемых услуг". Данным нормативным актом по субъекту РФ утверждены:
- Методические рекомендации по оформлению в 2013 г. трудовых отношений между врачами-специалистами, специалистами со средним медицинским образованием, участвующими в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее - Методические рекомендации);
- рекомендуемые формы дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-специалистом.
Так, в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций размеры доплат составляют:
- врачам-специалистам, за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, - не менее 5000 руб.;
- специалистам со средним медицинским образованием, кроме медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности оказания амбулаторной медицинской помощи детям, - не менее 3000 руб.
При этом общий объем расходов на выплату надбавки стимулирующего характера, установленной всем категориям работников в рамках проводимых мероприятий на 2013 г., не должен превышать объема средств, выделенных учреждению здравоохранения в отчетном году на указанные цели.
Государственные учреждения здравоохранения ежемесячно анализируют выполнение дополнительного объема работы за предыдущий отчетный месяц врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием на основании дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Показателями и индикаторами деятельности, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2011 N 145н.
Анализ выполнения работ осуществляется комиссионно с обязательным ведением протокола комиссии и представлением фактических сумм выплат материального стимулирования на утверждение главному врачу медицинской организации.
За выполнение дополнительного объема работы, предусмотренного дополнительным соглашением, работодателю рекомендуется устанавливать работнику надбавку стимулирующего характера на срок до одного года, размер которой оговаривается в дополнительном соглашении и приказе об установлении надбавки. Надбавка стимулирующего характера не учитывается при исчислении надбавок и доплат, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодателю следует установить в дополнительном соглашении условие о возможности не начислять надбавку стимулирующего характера за месяцы, в которых были случаи неисполнения работником по его вине возложенного на него дополнительного объема работы.

Здравствуйте! хотелось бы уточнить, должен ли руководитель оплачивать прохождения периодического медосмотра, если сотрудник обязан проходить в текущем году диспансеризацию

тут нужно разделять 3 разных понятия- профосмотра как такового , диспансеризации граждан и периодических медосмотров работников работающих с вредными факторам и /учителя-педагоги входят в группу лиц для которых установлены обязательные периодические медосмотры/.

Дело в том что при прохождении диспансеризации и периодического медосмотра врачи составляют всевозможные отчеты разной формы хотя по факту многих из врачей которые проходит педагог как при диспансеризации так и периодическом медосмотре делают одни и те же манипуляции -осмотры но врачи пишут разные отчеты согласно Приказов Минздрава о равнозначности диспансеризации и периодического осмотра найти официальных документов не удалось: кое что разъяснено в письме-

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 29 августа 2013 г. N 14-2/10/2-6432

Пункт 3 Порядка профилактического осмотра.3. Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в 2 года .В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится .

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работники, занятые на отдельных видах работ, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обязательные периодические медицинские осмотры,

профилактическому медицинскому осмотру не подлежат .

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, представлены в приложениях к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.

т.о предусмотрено в год прохождения диспансеризации освобождение от профосмотра но- учителя даже В ГОД ПРОХОЖДЕНИЯ диспансеризации которая оплачивается за счет ОМС обязаны проходить периодический медосмотр согласно Приказа N 302н для педагогов раз в год-. данный осмотр согласно ст 213 ТК РФ оплачивается работодателем согласно п.6 Приказа № 302 Н -

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя <1>

Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя.Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации , в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняется «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информация о проведении диспансеризации и ее результаты вносятся врачом-терапевтом в паспорт здоровья, который выдается гражданину.- его личный документ

При периодическом осмотре - по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт. Данный акт утверждается председателем врачебной комиссии, заверяется печатью медицинской организации и составляется в четырех экземплярах, один из которых в течение 5 рабочих дней с даты утверждения медицинской организацией направляется работодателю (п.п. 44, 45 Порядка).

т.о образом главное отличиеДиспансеризация - добровольное дело

Периодический медосмотр - обязательная процедура для Педагога.


Вам однозначно и законно мотивировать свой отказ перед ЛПУ от прохождения педагогами Периодического медосмотра в год диспансеризации ГРАЖДАН не чем.

Трудовое законодательство не содержит такого понятия, как диспансеризация в ТК РФ есть только норма о Периодических медосмотрах ЕСЛИ РАБОТНИК Н Е пройдет обязательный медосмотр вы его обязаны отстранить от работы.

Прошлый год. Несмотря на все сложности с медицинскими кадрами в областной поликлинике, оставшиеся там участковые врачи, помимо обычного приема пациентов и выезда на дом по вызовам, старались проводить диспансеризацию.

Диспансеризация - это отдельная программа, которая является, скажем так, дополнительной работой врача и среднего медперсонала. За выполнение этой дополнительной работы они должны получать дополнительное денежное вознаграждение.

Сразу скажу, что деньги на проведение диспансеризации в регионы выделяет федеральный центр. Он же устанавливает план по проведению диспансеризации: 23,5% от общего числа застрахованных граждан региона.

Реализуя эту программу, участковые врачи помимо основной зарплаты получают за каждый законченный случай диспансеризации оплату согласно тому «Тарифному соглашению», которое заключило руководство медицинского учреждения с ТФОМС, страховыми организациями, управлением здравоохранения правительства ЕАО и профсоюзом медиков.

Я сказал: получают?.. Я ошибся. Правильно говорить: получали. За первое полугодие 2016 года - получали. С трудом, после жалоб и возмущений, но получали!

А вот за второе полугодие 2016 года никто ничего за диспансеризацию в областной поликлинике не получил.

Никто из медперсонала, который участвовал в программе диспансеризации, ничего не получил: ни участковые врачи, ни врачи узкой специализации, ни медицинский персонал среднего звена - никто! - рассказывает врач областной поликлиники Александр Полегкий. - Главный врач областной больницы Константин Гасиленко пришел в поликлинику в конце года и сообщил коллективу, что денег за диспансеризацию не будет. Мол, нам эти деньги не положены…

Это сомнительное утверждение господина Гасиленко заставило меня внимательно ознакомиться с приказами и другими документами, касающимися программы диспансеризации.

Почему сомнительное? Ну, хотя бы потому, что наличие тарифных соглашений, в которых прописана стоимость приема участкового врача, всех врачей узкой специализации, анализов и других видов исследований, говорит о том, что должна быть оплата. Тарифы устанавливаются для того, чтобы, исходя из них, устанавливать оплату.

Вот, например, лаборатория «ТАФИ-диагностика» получает своевременно и в полном объеме оплату за анализы по программе диспансеризации? А она, как и врачи, такое же звено в цепочке, по которой пациент проходит диспансеризацию.

Почему же одно звено оплачивается, а остальные звенья - нет? И еще: остальные звенья не оплачиваются согласно российскому законодательству или согласно чему-то другому?

Открываем «Тарифное соглашение» на 2017 год. Оно мало чем отличается от такого же соглашения на 2016 год. Итак, приложение № 18 «Структура расходов на единицу объема медицинской помощи в медицинских организациях на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения на 2017 год».

В первой графе проставлен возраст группы населения, во второй - заработная плата врачей за диспансеризацию, дальше - начисления (налоги), медикаменты, мягкий инвентарь. Меня заинтересовали шестая и седьмая графы: «Прочие расходы» и «Содержание».

Но начнем с первой графы, в которой указываются возрастные группы людей. Начинается графа с возрастной группы молодых людей, которым исполнился 21 год, а заканчивается возрастной группой - 99 лет. Если за диспансеризацию одного пациента в возрасте от 21 года до 36 лет заработная плата врачей составляет 27,48% от общей стоимости диспансеризации, то дальше, с увеличением возраста пациента, увеличивается размер заработной платы врачей. В среднем он составляет примерно 36% от общей стоимости диспансеризации.

По словам руководителя ТФОМС ЕАО Ольги Писаревой, структуру расходов разрабатывают медицинские учреждения. То есть, главный врач учреждения решает, какой процент от общей суммы, положенной на проведение диспансеризации одного человека, необходимо выделить на выплату заработной платы медперсоналу. Иными словами, Константин Гасиленко определил, какую зарплату платить врачам областной поликлиники за проведение диспансеризации.

В территориальном фонде обязательного медицинского страхования мне пояснили, какие расходы имеются в виду под обозначениями «Содержание» и «Прочие расходы». Первое, это, как вы уже поняли, так называемая коммуналка, то есть содержание помещения. А вот второе, оказывается, ни что иное, как оплата лабораторных услуг.

Почему они названы прочими расходами, не очень понятно, тем более, что эти прочие расходы по объему почти такие же, как и расходы на зарплату медперсоналу, а в некоторых возрастных группах они чуть ли не вдвое ее превышают.

При этом первый этап диспансеризации предполагает всего пять далеко не самых сложных и не самых дорогостоящих анализов.

Уже тот факт, что в среднем общая сумма оплаты работы участкового врача и пяти врачей узких специализаций практически равна общей сумме оплаты пяти анализов, вызывает недоумение.

Согласно Приказу Минздрава РФ, оплата за диспансеризацию производится только за так называемый законченный случай.

То есть, пациент должен получить у участкового врача направления ко всем врачам-специалистам и на сдачу анализов, пройти их все, без исключения, и вернуться к участковому врачу. Тот делает заключение, оформляет документы на законченный случай и передает на оплату.

Если, опять-таки, сопоставить суммы оплаты врачей и анализов, указанные в «Тарифном соглашении», складывается впечатление, что те, кто составлял «Тарифное соглашение», посчитали, что лаборатория, в отличие от всех без исключения врачей, должна получать деньги, независимо от того, прошел ли пациент диспансеризацию в полном объеме или ограничился только анализами.

Может быть, я не прав. А может быть, так оно и есть, и поэтому денег на оплату врачам за проведение диспансеризации просто не хватает?

В прошлом году, я, как заведующий поликлиники, обошел почти все страховые компании и выяснил, что они перечисляют деньги в медицинские учреждения за диспансеризацию в полном объеме. Более того, 60% этих денег они перечисляют в качестве предоплаты ежемесячно. А уже потом, при проверке медицинских карт, перечисляют остальные деньги, - рассказывает Александр Полегкий.

И продолжает: Я пытался выяснить в администрации областной больницы, почему за второе полугодие врачам не выплатили деньги за проведенную диспансеризацию. Мне ничего толком ответить не смогли. Стали объяснять, что страховые компании перечисляют в больницу общую сумму за посещение людьми поликлиники, и вычленить из этой суммы деньги, оплаченные за диспансеризацию, нельзя. Но это не так. В страховых компаниях ведется учет. Они могут показать, сколько денег перечислено ими конкретно за диспансеризацию. И руководство больницы об этом прекрасно знает...

Мне бы тоже хотелось знать, сколько денег было перечислено в областную больницу по программе диспансеризации. Но такую информацию можно получить в учреждении «Медицинский информационно-аналитический центр» (медстатистика).

Запрос от редакции обязательно будет туда отправлен, но на это и на получение ответа уйдет какое-то время. А пока у нас есть возможность, пользуясь имеющимися у нас документами, а также теми, которые нам предоставил ТФОМС, определить хотя бы приблизительную сумму.

Согласно данным ТФОМС, за второе полугодие 2016 года он перечислил в страховые компании, а те, в свою очередь, в медицинские учреждения области за диспансеризацию четыре миллиона двести четырнадцать тысяч триста рублей.

По данным того же ТФОМС в программе диспансеризации участвуют десять медицинских учреждений области. Это районные больницы, железнодорожная больница, детская и областная больницы.

Если исходить из объемов приписного населения, то половина, а может и больше половины этих денег идет в областную больницу. Учитывая, что в нашей многострадальной поликлинике осталось всего десять участковых врачей, да и врачей узкой специализации тоже негусто, каждый из них за диспансеризацию, проведенную во втором полугодии 2016 года, должен был получить примерно девять - десять тысяч рублей дополнительно к своей основной зарплате.

Должны были, но не получили. Думаю, что причина этого станет ясна в результате проверки, которую сегодня проводит Счетная палата Законодательного Собрания ЕАО. Во всяком случае, очень на это надеюсь и не только потому, что считаю неправильным не платить людям за выполненную работу, но еще и потому, что люди эти, в связи с таким к ним отношением, просто бегут из нашей областной поликлиники. Насколько мне известно, в 2016 году поликлиника лишилась еще четырех врачей.

Высокомерие по отношению к своим подчиненным, пренебрежение их мнением, их интересами - это то, что мы сегодня наблюдаем в действиях главного врача областной больницы. А в итоге это выливается в пренебрежение интересами населения и не очень хорошее состояние его здоровья.

Если по программе диспансеризации в прошлом году пациенты могли вне очереди попасть на прием к врачам, к которым их направляли участковые терапевты, то сегодня, как я понимаю, диспансеризация в областной поликлинике существует только на бумаге. У врачей нет ни желания, ни возможности ее проводить.

Они принимают людей, пришедших на диспансеризацию, в общей очереди, на общих основаниях. Так решил господин Гасиленко. И все эти люди, проходящие диспансеризацию, учитываются, как люди, пришедшие на обычный прием.

Это - для врачей, вернее, для того, чтобы им не оплачивать отдельно диспансеризацию.

А как обстоит дело с отчетностью и получением денег областной больницей за диспансеризацию от страховых компаний? Тех самых денег, которые должны получать врачи и медсестры? На этот вопрос тоже хотелось бы получить ответ от Счетной палаты Законодательного Собрания ЕАО.

Сергей Бурындин
«Газета на Дом», № 6,
Биробиджан.

P. S. Я предполагаю, что отсутствие оплаты медперсоналу за диспансеризацию в областной поликлинике основано на каких-то внутрибольничных локальных нормативных документах. Они могут иметь место, но не могут противоречить федеральному законодательству, приказам и другим нормативным актам Министерства здравоохранения РФ.