Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Типология досуга. Вопросы классификации в индустрии развлечений

1.2 Виды и формы современного досуга, классификация видов и форм деятельности

Современные исследования досуговой деятельности имеют несколько отличные взгляды при определении видов досуговой деятельности, классификации видов и форм досуга.

Например, Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова в своем учебно-методическом пособии «Воспитательная система в детском загородном лагере» (Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с.) относят к современным видам досуга следующие: отдых, развлечение, самообразование, творчество, общение, праздник.

Схематично организация досуговой деятельности по Л. В Байбородовой, М. И. Рожкова по видам и формам может быть представлена в следующем варианте:

Схема № 1

Несколько иначе рассматриваются и классифицируются виды досуговой деятельности у А. Фоминой в ее статье «Свободное время детей: проблемы содержательного направления» (журнал для родителей и педагогов, М., 2003 г.). Она пытается рассмотреть виды досуговой деятельности с точки зрения досуговой в сфере дополнительного образования (схема №2)

Схема № 2

Виды досуговой деятельности в сфере дополнительного образования (по А. Фоминой)

Образовательная

Культурно-досуговая

Трудовая

Спортивно-реактивная

Учебно-исследовательская

Коммуникативная

Овладение опытом поведения в социально-активной деятельности

Углубление и дополнение знаний, полученных в школе

Овладение всем многообразием национальной культуры, культуры других народов, мировой культуры, театрального искусства песенного искусства, живописи, народного фольклора

Социально-значимая (бесплатная), трудовая (оплачиваемая) деятельность -- возможность апробировать себя в будущей профессии

Укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни

Повышение качества образования

Обучение культуре общения

Если сравнивать обе таблицы, то можно в них найти больше общего, чем отличного. Например, в обеих таблицах исследователи к основным видам современного досуга относят общение (схема №1) и коммуникативную деятельность (схема №2), самообразование (познание), (схема №1) и образовательную, учебно-исследовательскую деятельность (схема№2), праздник, творчество, развлечение (схема№1) и культурно-досуговую деятельность (схема№2).

Однако в первом варианте у Л.В. Байбародовой и М.И. Рожкова не выделяются трудовая и спортивно - рекреативная, игровые виды деятельности как отдельные виды, они включены в другие виды как формы досуга.

Интересный вариант классификации видов и форм досуговой деятельности молодежи предлагается в ст. «Досуг современной молодежи» (ж. «Внешкольник», №10, 2003 год) и представлен на схеме №3.

Досуговая деятельность молодежи в современных условиях: виды и формы

Общественно -- политическая

Политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовная

Воскресные школы для детей и взрослых;

Коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

Музыкальные салоны, литературные гостиные;

Творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и прочего

Досугово-коммерческая

Аукционы, шоу-представления;

Концертно -- и театрально-зрелищная деятельность;

Музыкальные марафоны;

Компьютерные классы;

Прокатная форма деятельности;

Работа кафе и видеобаров

Художественно-творческая

Коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.

Учебно-образовательная

Курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т. д.

Благотворительная

Акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

Деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы;

Восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческая

Выставки - продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т. п.);

Реставрация памятников культуры и архитектуры;

Диско-мастерские (видеозвукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).

Физкультурно-оздоровительная

Секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, бодибилдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.

Неформальная

Молодежно-досуговые формы (панки, металлисты, рокеры, фанаты и пр.);

Националистические;

Общественно-политические;

Экологические, религиозные и пр.

Субкультурная

Антисоциальные и противоправные формы: алкоголь, наркотики, суицид, проституция и пр.

В отличие от предыдущих авторов, автор включает в виды современной досуговой деятельности неформальный и субкультурный виды деятельности, которые, чаще всего, по мнению А.В. Павлинова, «испытывают дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразие предметов деятельности и могут оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека».

А.В. Павлинов предлагает разделение досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность.

Если в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества и человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, то во втором случае - жизнь человека сводится к утилитарным видам деятельности, ложным ценностям.

Иными словами, анализируя таблицу видов и форм досуговой деятельности в современных условиях, представленной на схеме №3, обращаешь внимание на «появление особой моды на те, или иные способы проведения свободного времени», сочетание прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня (А.А. Басилая).

В последнее десятилетие особенно модными видами досуга для молодежи стали такие виды как: шоу-представления, концерты с участием музыкальных кумиров, посещение кафе, видеобаров, секций по экстремальным видам спорта, бодибилдингу, культуризму, изучение компьютера и т. д.

Упал интерес у подрастающего поколения к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятий художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Некоторая часть молодежи предпочитает реализацию свободного времени в индивидуальной форме, без специального воздействия каких-либо организаторов культурного досуга, т. е. проводят его дома (чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, общение через систему интернет, прослушивание музыкальных записей).

Возрастает количество тех, кто чаще всего, использует досуг для прогулок по городским и деревенским улицам с друзьями и общение в подъездах, во дворах, для игр в азартные игры, распития спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы молодежи в условиях общности, в которой происходит освоение молодежью практически всего свободного времени.

Начинать надо, вероятно, с образования, которое формирует и закрепляет систему ценностей, в том числе досуговых.

Подключение к этому процессу других учреждений культуры, досуга, спорта, общественных организаций, органов самоуправления - будет способствовать созданию стройной системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия. Этот вывод, требующий участия всех социальных институтов в развитии личности, может быть основополагающим при рассмотрении досуга молодежи.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность...

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей...

Игра в учебной деятельности младших школьников

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого...

Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий...

Организация коллективного труда в старшей группе

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям...

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составля-ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств...

Досуга - это не просто разные варианты проведения времени обычными людьми, но настоящая тема для полноценного научного исследования, что уже не раз было доказано авторами серьезных работ. При этом внимание уделялось не только формулировке самого понятия досуга, но и выделению его структуры. Принято говорить о нескольких уровнях, отличных один от другого значимостью с точки зрения культуры, психологии, эмоционального отклика и духовной активности.

Проще не бывает

Из всех видов проведения досуга наиболее простой - отдых. Этим термином принято обозначать такое время, которое тратится на восстановление энергии, потраченной при трудовой активности. Выделяют разновидности отдыха: пассивный, активный.

Пассивный

Этим термином принято обозначать такой вид досуга, развлечение, при котором человек спокоен, утомление постепенно проходит, запасы сил восстанавливаются. Человек, планируя подобное времяпрепровождение, не преследует никаких далеких целей. Фактически позитивный досуг в пассивном отдыхе присутствует в зачаточном состоянии. Это индивидуальное проведение времени в пассивном состоянии. Для любого здорового человека пассивный отдых - залог сохранения психического и физического здоровья. Психологи говорят, что позволяет подготовиться к усложненным формам творческой активности.

Активный

К этой категории относятся такие виды и формы досуга, когда силы человека не просто восстанавливаются в прежнем объеме, но даже становятся больше. Деятельность в рамках времяпрепровождения предполагает активирование психических, физических функций организма, не задействованных в основной занятости. Человек может двигаться и наслаждаться этим процессом, его эмоции сменяют друг друга. Активный отдых - это еще и взаимодействие с приятелями, друзьями, близкими людьми.

Активный довольно сильно отличается от пассивного вида, формы досуга. Чтобы начать действия, нужно располагать некоторым минимальным запасом сил, иметь подходящую подготовку, прикладывать усилия воли. Классические способы подобного проведения времени - спорт, упражнения, связанные с психической активностью, туризм, просмотр фильмов, посещение музеев, театров, концертных площадок, чтение, контакт с друзьями.

Уровнем выше

Вторая категория современных видов досуга - развлечения. В привычном обывателю понимании этим термином обозначают такую активность в свободное от работы и прочих обязательных задач время, когда индивидуум веселится, забывает про заботы и получает всевозможное удовольствие. Развлечения по умолчанию требуют некоторого уровня активности, поэтому здесь нельзя говорить о пассивном или активном вариантах.

Отдых - это такой вид досуга, который предназначен для восстановления сил организма. Развлечения, в свою очередь, дают возможность снять психическое напряжение, переутомление, связанное с душевными, эмоциональным состоянием. Нельзя пренебрегать развлечениями или считать их, как это стало модным в последнее время в определенных кругах, пустым времяпрепровождением. Эмоциональный заряд, который получает во время такого отдыха человек, исключительно важен для адекватного восприятия повседневности. Это позволяет легче переносить стрессы, обусловленные повседневной работой, проблемами.

Третья ступень

Следующий уровень видов досуга - еще более сложный, но и более продуктивный. Это познавательная деятельность. Она базируется на активном отдыхе и предполагает регулярное внимательное исследование серьезных изданий. Необходимо посещать выставки, музеи. Если описанное ранее времяпрепровождение в первую очередь направлено на разрядку при стрессе, эмоциональном перенапряжении, то познавательная деятельность - это метод воспитания собственных чувств и путь к расширению кругозора.

Познавательный вид досуга - целенаправленная человеческая активность, которая должна быть систематической, чтобы приносить реальную пользу. Проводя время таким образом, человек тем самым расширяет свои знания и возможности, знакомится с культурными ценностями. Наиболее важно это для людей молодого возраста, так как помогает расширить свой духовный мир и стать полноценной, всесторонней, глубокой личностью.

А что дальше?

Четвертый, наиболее сложный и эффективный уровень из всех известных видов досуга - творчество. Это наиболее серьезный метод траты свободного времени. Фактически это единственная разновидность досуга, которая направлена на созидание, а не потребление. Как говорят психологи, внутри любого человека есть потребность к творчеству, но зачастую мы этого просто не может осознать. Наиболее выражено стремление к созиданию в молодом возрасте. Творчество - источник невероятного удовольствия, это средство, через которое можно развиваться, совершенствовать себя и свой дух.

Теории Маслоу

В соответствии с постулатами этого ученого все человеческие потребности можно разделить на:

  • базовые (сон, питание);
  • необходимость быть в безопасности;
  • необходимость принадлежать, любить;
  • потребность уважения к себе со стороны себя самого и других личностей;
  • потребности роста.

Человек, отдых и фундаментальные вопросы

Вне зависимости от того, какие виды досуга предпочитает человек, они в той или иной степени связаны с его личностью, сам процесс формирования которых сопряжен с поисками себя и уникальных ответов, раскрывающих суть существования и цели этого явления. Для любого человека рано или поздно становится исключительно важным выяснить, что представляет собой природа и ради чего необходимого поддерживать отношения с иными представителями социума. Через творческий процесс, представляющий собой самый сложный из возможных видов досуга, личность получает возможность отыскать для себя подходящий ответ. Конечно, нет никакого универсального и окончательного решения, но духовность - это сам процесс поиска подходящих для конкретного индивида формулировок, убедительных ответов.

Творчество: о чем идет речь?

Считается, что лучшие виды досуга для детей - именно связанные с творчеством. В то же время термин этот довольно обширный, поэтому не все сходу могут сообразить, что за активность он предполагает, а что к творчеству уже не отнесешь. В общем случае понимают:

  • техническое;
  • прикладное, декоративное;
  • художественное.

А если поподробнее?

Технические виды досуга детей и взрослых - конструирование, изобретение чего-либо нового. Сюда относится и рационализаторство. К декоративному и прикладному направлениям можно причислить кулинарию, создание своими руками каких-либо изделий, предметов, выжигание и чеканка. Даже разведение цветов в домашних условиях - это тоже творчество.

Наконец, художественное - это самое понятное для широких масс времяпрепровождение, очевидно связываемое в сознании человека с творчеством. Сюда относятся танцы и пение, фольклор и живопись, участие в Очень важный вид досуга - творчество, связанное со сценой, не менее значима и литературная деятельность.

Это любопытно

Преимущественно виды досуга и отдыха, связанные с творчеством - это любительские занятия. Довольно редко деятельность доходит до профессионального уровня, немногие способны достигнуть действительно вершин. Но даже любительский уровень - это уже немаловажная база для раскрытия собственного потенциала, выявления и развития таланта. Во многом это связано и с сильным эффектом, оказываемым на общественность результатами такой деятельности.

Мой отдых - создавать его для других

Это такой особенный досуговый подвид, который предполагает организацию коллективного времяпрепровождения. Берущий на себя за это ответственность человек тем самым обязуется придумать способы для включения в решение общей задачи всех участников ситуации. Для этого нужно уметь находить компромиссы между личными интересами: своими и окружающих. Чтобы результат был максимально эффективным, необходимо уметь увлечь всех участников времяпрепровождения организационным процессом. Результат определяется не только качеством организации, но и способностью и навыками отдыха каждого отдельного индивида, задействованного в ситуации.

Популярные в настоящее время виды досуга молодежи можно разделить на группы с учетом особенностей:

  • содержание (развлечения, познавательная деятельность);
  • время (краткие, систематические, время от времени);
  • характер (активность, пассивность);
  • направленность контактов.

А на примерах?

Организованный досуг:

  • зрелищные мероприятия, в которых зрители принимают активное участие;
  • игры, требующие подвижности участников и привлекающие наравне подготовленных, нетренированных участников;
  • оздоровительные, призванные регулировать психическую, физнагрузку, мероприятия, помогающие добиться общего баланса и улучшения самочувствия;
  • логические игровые ситуации, имитирующие частые жизненные проблемы, характерные участникам;
  • игры, позволяющие развить ловкость, реакцию и другие параметры;
  • ритуалы, церемонии, танцы, позволяющие общаться, проводить время, передавать между поколениями культурный багаж нации.

Отдых и личностные качества

Как говорят психологи, выбор в пользу конкретного досуга человек делает на основании собственного духовного богатства: связь прямая, но одновременно присутствует и обратная. Культурный - это всегда насыщенный досуг, который эффективен и сильно влияет на выбравшую подобный метод проведения времени личность.

Умение организовать правильный и интересный отдых, увлекающий всех потенциальных участников - задача не из простых. Нужно уметь подобрать подходящую форму с учетом конкретной группы, объяснить, что предполагается, увлечь участников, создать условия, в которых они могут получать впечатления, навыки, знания.

Виды семейного досуга

Сложность этого метода проведения времени в том, что дети и взрослые имеют кардинально расходящиеся интересы, представления о том, что ценно, полезно, важно, значимо. Задача старших по возрасту - подбирать такие способы проведения времени, которые будут интересны всем участником, но вместе с тем помогут развивать детей, прививать им культурные навыки. Как выше было упомянуто, лучший отдых - это творчество, через которое личность может реализовать свой потенциал. Семейный досуг должен строиться с учетом этого постулата. Если ребенок проявляет стремление творить, необходимо создавать ему для этого подходящие условия. Если такового не наблюдается, задача родителей - в игровой форме организовать досуг таким образом, чтобы постепенно подвести младшее поколение к желанию создавать что-то новое своими силами.

Классические варианты семейного отдыха:

  • совместный поход на природу;
  • можно отправиться в музей или на выставку всей семьей, выбрав такой вариант, который будет интересен взрослым и понятен детям;
  • проведение времени за настольными играми, развивающими стратегическое мышление.

Молодежный досуг

В настоящее время наибольшее внимание молодежи приковывают всевозможные объекты аудио и визуальные. В большей степени это заметно по крупным городам, но в последние годы и в небольших населенных пунктах, деревнях, где есть компьютеры, доступ ко Всемирной паутине, подобные тенденции не могут быть незамеченными. Не только молодежь, но и лица постарше не представляют свою повседневность без компьютера - средства для учебы, работы, общения, развлечения и приобретения полезных навыков.

Одновременно есть довольно многочисленный круг противников такого обилия электронной вычислительной техники в нашей повседневности. Считается, что это препятствует нормальному индивидуальному развитию личности и портит детство, корежит подростковый возраст, не позволяет в полной мере насладиться молодостью. Вместо привычных несколько десятилетий назад форм общения в наше время многие стараются выбрать интернет, где представлено много форматов взаимодействия, и не последнее место занимают игры. Иные убеждены, что время, которое подростки тратят на общение через компьютер, не позволяет им получать полноценное культурное и духовное развитие, не дает возможности читать, заниматься спортом и развиваться как творческой натуре. Бытует также мнение о том, что психологическая зависимость от компьютера - тяжелая болезнь, от которой необходимо срочно разрабатывать лекарство.

Так ли все однозначно?

Психологи обращают внимание: нельзя винить компьютер в узости развития конкретной личности. Машина - это лишь инструмент, который каждый человек использует по своему усмотрению. Настрой, с которым личность эксплуатирует попавшую ей технику, определяет результат этого процесса. Подготовленный пользователь заинтересован в получении новых знаний, и именно компьютер дает ему к этому немало возможностей. В частности, те же игры позволяют оказаться в нестандартных ситуациях, где можно принять решение и стать независимым, понять важность несения ответственности за свои поступки.

На что еще посмотреть?

Еще один популярный досуг современной молодежи связан с разнообразной музыкой. Считается, что аудио - это самый глобальный, максимально охватывающий широкую аудиторию, приспособленный к нашей цивилизации вид отдыха. В странах, достигших высокого уровня развития, даже есть институциональный комплекс, включающий в себя многочисленных творцов, фирм, производящих и реализующих их записи, организовывающих концерты. Музыкальный продукт доступен всем и каждому, и всякий человек волен выбирать наиболее подходящее для него - в том числе и то, что помогает совершенствовать собственные музыкальные вкусы, развиваться, расширять представление об эстетике.

Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время ра-боты сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.
К творчеству относятся:
- декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
- художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
- техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство).
д) Особый вид досуга - организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает ка-ждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других лю-дей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов¬ной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично разви¬вающейся природной и социальной среде и представляет собой цен¬ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности при¬сущи данному типу общественных и производственных отношений об¬щества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
Выделяют две формы досуга:
; общественная
; индивидуально-личностная.
Основные виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей (театры, музеи), занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга (игровые автоматы)
Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обраща-ются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:
; рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);
; развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);
; в-третьих, деструктивную (явления антидосуга).
КДД – это не просто организация досуга, а организация досуга в социально-значимых целях: удовлетворения и развития культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
КДД выполняет следующие функции:
; развивающая
; информационно-просветительская
; культурно-творческая
; рекреационно-оздоровительная.
При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:
- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная при-надлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.).
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжи-тельности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим.
- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.
Один из наиболее популярных видо досуга – туризм.
В зависимости от выполняемых функций в процессе воспроизводства жизненных сил человека рек-реацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре вида рекреационного времени.
Инклюзивное - в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц - психосоматическое расслабление). Это время простого комплексного восстановления сил.
Ежедневное - в конце рабочего дня. Компенсаторно-расширенное восстановление сил.
Еженедельное (уик-энд) - в конце рабочей недели. Расширенно-компенсаторное восстановление сил.
Отпускное - в конце рабочего года. Расширенное восстановление.Как мы видим, функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека различны. Только в своей взаимосвязи они образуют единое целое рекреационной деятельности.
Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии классификации рекреационной дея-тельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:
- по продолжительности (кратковременные и длительные виды рекреации);
- по месту проведения (рекреация может осуществляться на внутренней территории страны и за рубежом).
Туризм по своему содержанию совпадает с таким понятием, как длительная рекреация. В современной научной литературе под туризмом принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное или во временное занятие ради заработка.
Туризм (от латинского -- поездка) - путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха - является наиболее эффективным средством удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т. д. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, за ее пределами -- иностранный (международный) туризм. Широко распространен экскурсионный туризм. В зависимости от целей путешествий туризм подразделяется на познавательный, спортивный, природный, любительский, туризм с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т. д. В международной статистике принято считать туристическими поездки на курорты, на дачи, а также массовые краткосрочные выезды коллективов, отдельных групп и лиц в специальные зоны отдыха. В зависимости от средств передвижения и использования техники или иных видов транспорта различают водный, пешеходный, лыжный, конный, вело-, авто- и авиатуризм, горный туризм и т.д.
Формирование модели досуговых программ в туризме происходит поэтапно.
На первом этапе необходимо проанализировать особенности тура, выявить специфику, определить направленность участников путешествия, на которую рассчитана программа. При этом осуществляется также анализ известных досуговых программ с целью отбора и дальнейшей интерпретации.
На втором этапе происходит перенос известных досуговых программ или их элементов в структуру ту-ристского досуга. Задача этого этапа - адаптировать содержание программы к условиям путешествия и твор-ческим возможностям организатора. Как правило, досуговая программа на этом этапе выступает как само-стоятельная форма и как компонент традиционных туристских форм (экскурсии, похода), в которые включа-ются игровые элементы, коллективное пение, диалогическое общение и другие приемы, способствующие общению участников программы.
Третий этап предполагает введение элементов новизны в структурные звенья программы: содержание, организационно - методические условия, сценарный ход, использование технических средств.
Четвертый этап - создание новой (авторской) модели программы, когда во всех структурных звеньях есть элементы новизны. На этом этапе происходит синтез туристско-экскурсионных форм и досуговых про-грамм. Например, театрализованная экскурсия, шоу - музей с «ожившими» экспонатами. Таким образом, создается совершенно новый туристский продукт, предполагающий творческий уровень взаимодействия туристов и организаторов туризма. Создание авторских моделей досуговых программ в туризме требует иного подхода к деятельности организатора туристского досуга, сочетающего в себе профессиональные качества ведущего, режиссера, менеджера. Необходимо также тесное взаимодействие учреждений культуры и туризма для разработки и реализации культурно-досуговых программ нового качества.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Виды досуга:

● развлечения;

● праздник;

● самообразование;

● творчество.

Самый простой вид досуга– отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку (просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка). Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых , напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности (самообразование ), состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество . Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Согласно другой классификации досуг подразделяют на:

познавательный;

творческий;

зрелищно-развлекательный.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Подводя итоги следует отметить, что реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).


Похожая информация.



Рис. 4 Индустрия досуга

Отмечается большое разнообразие предприятия, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.


Рис. 5 Классификация предприятий досуга (отечественный опыт)


Рис. 6. Классификация предприятий досуга (зарубежный опыт)

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.

1. В изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений, учитывая важную роль развлечений в формировании личностных особенностей человека. Создание моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению эффективности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования на более рациональный путь.

2. Индивидуальные развлечения ряда стран превращены в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечений. Однако, коммерческая направленность развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом необходимо видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека и корыстной направленностью сознания людей вследствие предложенного им комплекса развлечений. Правовая и экономическая основа деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют развлечения наряду с другой досуговой деятельностью. Уход от действительности, расслабление человека, являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизацня личности должна правильно решаться на основе соответствующего уровня индустрии развлечений.

4. Независимо от того, процесс развлечения происходит индивидуально или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Поскольку значительную часть развлечений человек получает в узком кругу, поэтому целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщённости людей.

5. Механизм воздействия образов индустрии развлечений на человека необходимо формировать с учетом современных условий. Недостаточный уровень изученности таких проблем обусловлен множеством воздействующих факторов и изменением их во времени и связью с духовными потребностями человека. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени.

Важным фактором формирования индустрии развлечений является уровень доходов населения. Факторы, влияющие на развитие индустрии развлечений, необходимо оценивать и анализировать.

7. Сбор полной информации необходим для управления развитием индустрии развлечений. Поэтому важное значение для изучения индустрии развлечений имеет разработка методических подходов.

5. Анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений.

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей возможно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов (технического, экономического, социального).

Учитывая сложную структуру индустрии развлечений, необходимо формирование системы показателей, которые характеризуют различные аспекты: технические, экономические и социальные.

Разработаны методы анализа показателей и методики регистрации экономических и технических процессов. Менее изучены методики и подходы для сбора информации о социальных процессах.

Социологическая информация об индустрии развлечений характеризует процесс организации и управления этими предприятиями.

Планирование социологических исследований включает в себя две группы вопросов: программно - методологических и организационных.

Программно-методологические вопросы - это проведение социологических исследований для установления цели и задач, определение объекта и предмета, составление программы исследования.

Объект или предмет исследования обладает множеством свойств, из которых основные включаются в программу исследования. Изучаемые свойства могут выражаться качественно и количественно. Более сложными для анализа представляются качественные характеристики, не имеющие количественной меры (например, профессия, особенности поведения личности).

Качественные признаки могут иметь количественное выражение в виде шкалы - эталонной системы характеристик изучаемого признака.

Социологи выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, если речь идёт о положительных изменениях в любом предприятии досуга, перечисляются возможные варианты этих изменений (прогрессивное руководство, улучшение условий труда, социального климата и др.).

Порядковая шкала систематизирует характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, затрудняюсь ответить. На практике более распространена порядковая шкала.

Интервальная шкала имеет баллы соответственно каждому её делению. Разности между характеристиками исчисляются в баллах. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Существуют более сложные шкалы, которые с большей точностью и полнотой характеризуют изучаемые признаки. Все шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

К каждому конкретному методу анализа собранной информации подбирается соответствующая шкала.

При организации плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Проведение сплошного исследования, то есть всех единиц объекта, не всегда дает положительный результат. Иногда для этого нет ресурсов или не гарантируется точность оценок. Поэтому предпочитают не сплошные исследования: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений собирают различными методами:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. изучение документов;

В процессе наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект, на который он невольно может влиять, поэтому возрастает вероятность получения искажённых данных.

При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий.

Изучение документов как носителей информации об объекте осуществляют традиционным и формализованным методами.

Различные опросы в письменной и устной форме являются наиболее распространёнными методами сбора информации. Для этого необходима разработка анкеты, в которой вопросы возможны открытые (ответ в свободной форме), закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов) и полузакрытыми. Для полноты исследования объекта задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. Oт структуры анкеты, корректной формулировки вопросов, зависит точность собираемых данных. Все эти собранные данные носят условный характер.

Анализ социологической информации предусматривает два направления работ:

1. описание полученных данных в общепринятой форме, для чего существуют описательные методы статистики;

2. переход от выявленных данных к обобщениям развивает методы, которые называют статистикой выводов.

Описательная статистика чаще применима для распределения количественных или качественных признаков.

Из различных описательных техник наиболее часто используют на практике такие: построение рядов распределения, графики, таблицы и др.

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемого объекта относительно определенного признака.

Дискретному раду распределения соответствует график, называемый полигоном, интервальному - гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака, возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Контрольные вопросы

1. Назовите главные элементы рекреации.

2. В чем сущность рекреационного бизнеса?

3. В чем состоит социальная направленность развития индустрии развлечений?

4. Задачи организации досуга.

5. Назовите основные характеристики организации процесса развлечений.

6. какие факторы обуславливают выбор развлечений?

7. Перечислите виды деятельности предприятий досуга.

8. Что представляет собой индустрия досуга?

9. Приведите классификацию предприятий досуга, отечественный и зарубежный опыт.

10. В чем состоит актуальность задач изучения индустрии?

11. Каков анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений?