Бизнес план - Бухгалтерия. Договор. Жизнь и бизнес. Иностранные языки. Истории успеха

Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности. Транспортное обеспечение международных перевозок

Роль транспорта в обеспечении внешнеэкономических связей

Высокие темпы научно-технического прогресса в мире, неравномер­ность экономического и социального развития отдельных стран во вре­мени, интеграционные процессы на основе международного разделения труда способствуют быстрому росту внешней торговли во всех странах мира. Прогнозы некоторых специалистов позволяют сделать вы вод о том, что в ближайшем будущем примерно треть всей производимой в мире продукции будет предметом международного обмена.

В связи с этим возрастает роль транспорта в целом и железнодорож­ного транспорта в частности в обеспечении внешнеэкономических свя­зей. Под транспортным обеспечением понимается широкая совокупность технических, экономических, коммерческо-правовых и организацион­ных воздействий, а также форм и методов управления транспортными процессами. Транспортное обеспечение входит в сферу производства, обращения и потребления продукции. Одним из важнейших элементов в транспортном обеспечении внешней торговли является транспортное обслуживание в целях выполнения международного договора перевозки с надлежащим качеством и определенной экономической эффектив­ностью. Повышение эффективности транспортного обслуживания определяется минимизацией транспортных и экспедиторских затрат при рассмотрении различных вариантов перевозок. Качество перевозок определяется наиболее важными показателями: сроки доставки, сохран­ность грузов, грузовая масса в пути и др.

Транспортное обслуживание внешнеэкономических связей форми­руется на основе интересов заказчика транспортной перевозки и других видов услуг, входящих в систему доставки груза от склада производителя до склада потребителя. Можно выделить следующие элементы транс­портного обслуживания:

Подготовка грузов к перевозке, включая упаковку, затаривание, складские работы, оформление сопроводительной документации, по­лучение экспортных лицензий, карантинных, ветеринарно-санитарных свидетельств, сертификатов качества и др.;

Доставка грузов к магистральным видам транспорта;

Заключение договора перевозки с первым перевозчиком;

Продукции; погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления

Перемещение товара первым перевозчиком;

Таможенные и санитарно-ветеринарные операции на пограничных станциях;

Складские и перегрузочные операции при передаче товара второму перевозчику;

Заключение договора перевозки и перемещение груза вторым пере­возчиком;

Перегрузочные, складские операции и перемещение груза после­дующими перевозчиками;

Сдача груза получателю;

Розыск груза;

Ведение претензий, исков и арбитражных дел;

Страхование груза;

Транспортно-экспедиторское обслуживание и др. Транспортное обслуживание осуществляется под контролем продавца

и покупателя товара. Оно фиксируется в международных договорах купли-продажи товара в виде базиса поставки и транспортных условий.

В транспортном обеспечении можно выделить технические, техноло­гические, экономические и организационные аспекты. Под техническими аспектами понимается подбор вида перевозки, вида транспорта и типа подвижного состава, наиболее соответствующих перевозимой партии груза. При этом должны быть учтены и экономические факторы, обе­спечивающие дешевизну перевозки, сохранность продукции, стоимость подготовки товара к перевозке. Правильное решение технологических аспектов транспортного обеспечения позволяет повысить эффектив­ность международных перевозок за счет применения прогрессивных транспортно-технологических систем, включающих в себя контейнер­ные, пакетные, паромные и другие способы перемещения грузов укруп­ненными местами.

Экономические аспекты включают планирование и учет транспортной продукции, систему ценообразования и оценки экономической эффек­тивности транспортного обслуживания внешнеэкономических связей.

Под организационными аспектами понимаются, в первую очередь, рациональная структура управления внешнеторговыми перевозками и регулирование производственных процессов, включая коммерческо-правовое регулирование взаимоотношений участников транспортного процесса.

Однако, кроме непосредственных затрат на доставку и переработку груза, необходимо учитывать и другие факторы, под влиянием которых происходит процесс формирования внешнеэкономических связей. В первую очередь это государственно-политические факторы:

Обеспечение государственных интересов и обороноспособности страны;

Обеспечение взаимоотношений с государствами, через территории которых осуществляется транзитная транспортировка груза;

Торговая и транспортная политика стран и союзов, участвующих в процессе перевозки;

Поддержка престижа национальных транспортных предприятий, обеспечивающих независимость осуществления внешнеэкономической деятельности от иностранных перевозчиков и конъюнктуры транспорт­ных рынков.

Железнодорожный транспорт в системе обеспечения евроазиатских

экономических связей

Для повышения эффективности торговых связей международных орга­низаций и заинтересованных европейских и азиатских стран была сформи­рована система международных евроазиатских транспортных коридоров.

Международные транспортные коридоры (MTK) - совокупность наи­более технически оснащенных магистральных транспортных коммуника­ций, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевоз­ки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.

В условиях развития международного сотрудничества и углубления производственной кооперации дальнейшему формированию сети между­народных транспортных коридоров принадлежит центральная роль. Этому отводится особое место в решении транспортных проблем, связан­ных с расширением межгосударственных транспортно-экономических, культурных и других связей, с созданием международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечива­ющей применение единой технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.

Международные транспортные коридоры формируются с целью раз­вития и улучшения как грузового, так и пассажирского международного сообщения, но в большей степени формирование транспортных кори­доров ориентировано на развитие международной торговли.

Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены на Общеевропейских конференциях по транспорту. Они нашли отражение в создании десяти панъевропейских (Критских) транспортных коридоров, три из которых (№ 1, № 2 и № 9) проходят по территории Российской Федерации.

Для расширения и повышения качества международных перевозок на­ряду с европейскими транспортными коридорами важное значение имеет также развитие инфраструктуры транспорта евроазиатского значения, проходящей по территории России. Это международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток», связывающие европейскую и азиатскую части страны и являющиеся сухопутным мостом между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой.

Совершенствование транспортных магистралей и повышение их технического оснащения имеет целью обеспечить достаточную про­пускную способность, а также высокие качественные показатели перевозок и других оказываемых пользователям услуг. Для нормаль­ного функционирования международных транспортных коридоров обеспечивается упрощение процедур пересечения государственных границ, согласование национальных законодательств заинтересо­ванных государств в части налогообложения, таможенных пошлин и других ограничений, препятствующих расширению транспортно-экономических связей.

В последние годы наметился рост объемов международных перевозок России железнодорожным транспортом. Более двух третей всей пере­возочной работы российских железных дорог приходится на европей­скую часть России, при этом основная масса грузов перевозится здесь по магистральным направлениям, связывающим промышленно развитые центральные районы с югом России, Северо-Западным и Северным экономическими районами.

Основу большей части европейских и российских международных транспортных коридоров составляет инфраструктура железнодорожного транспорта. Осью российской части Критского коридора № 2 является железнодорожная магистраль граница с Белоруссией-Москва-Нижний Новгород. На эту магистраль приходится порядка 7 % перевозок от объема всех внешнеторговых грузов, перевозимых железнодорожным транс­портом, в том числе в торговле с дальним зарубежьем. Основной объем перевозок осуществляется между Московским регионом и странами Западной Европы.

Логическим продолжением Критского коридора № 2 является Транс­сибирская магистраль, которая обеспечивает не только внутренние и внешнеэкономические связи России, но и транзитные перевозки евро­пейских стран со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для увеличения объема транзитных перевозок в торговле стран Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона разработана Концепция государственной поддержки транзитных перевозок по Транссибирской магистрали. ведомств На ее основе Правительством РФ принят план совместных действий министерств, и транспортных организаций по раз­витию транзитных перевозок грузов по Транссибирской магистрали. В соответствии с ним в настоящее время осуществляются конкретные ме­роприятия, направленные на реализацию беспрепятственного пропуска транзитных грузов в сообщении Европа-Азия, и ведутся исследования стоимостных показателей перевозок с целью повышения их конкурен­тоспособности.

В направлении Север-Юг международные перевозки осущест­вляются по железнодорожным линиям, входящим в состав Критского коридора № 9.

Железнодорожная магистраль граница с Финляндией-Выборг-Санкт-Петербург-Тверь-Москва и дороги, являющиеся ее продол­жением от Москвы до Новороссийска через Рязань, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону и до Астрахани через Рязань, Липецк, Тамбов, Волгоград, обеспечивают связи центра европейской части России со странами Се­верной и Южной Европы, Ближнего, Среднего Востока и Закавказья. На эти магистрали приходится 14 % всех перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом.

На южном направлении наибольший объем экспортно-импортных перевозок осуществляется по дорогам, связывающим центр России с регионом Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Удельный вес внешнеторговых перевозок грузов на этом направлении составляет 8 % от общего объема экспортно-импортных грузов России, следующих по железным дорогам.

На направлении, связывающем центр России с прикаспийскими стра­нами (направление на Астрахань), перевозятся внешнеторговые грузы в основном в ближнее зарубежье. Однако это направление является весьма перспективным в обеспечении транспортно-экономических связей Рос­сии и стран Европы с Ираном со странами Индийского океана.

На железнодорожных магистралях, являющихся продолжением международных транспортных коридоров до Нижнего Новгорода и до Новороссийска, прослеживается устойчивая тенденция к росту экспортно-импортных перевозок грузов, особенно со странами дальнего зарубежья.

Сеть железных дорог европейской части России, на которой форми­руются основные товарные потоки массовых грузов (сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции), представлена мощными, в основном двухпутными направлениями, а также соеди­нительными линиями, по которым осуществляется перераспределение потоков грузов между магистралями и обеспечивается обход напряженно работающих железнодорожных участков, узлов и станций.

Железнодорожные магистрали России, входящие в состав Критских коридоров и их дополнительных направлений, имеют достаточную пропускную способность и высокое техническое оснащение, которое в основном соответствует международным требованиям.

Дальнейшее развитие сети железных дорог в связи с формированием МТК должно быть направлено на приведение технико-экономических показателей коридоров в соответствие с международными стандартами. Для этого необходимы модернизация инфраструктуры с целью повы­шения скоростей движения поездов, создание сети современных пере­грузочных терминалов для переработки контейнеров, реконструкция существующих и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование инфор­мационных и других сервисных служб.

Экономическая эффективность внешнеторговых перевозок

Высокие темпы развития внешней торговли усиливают воздействие транспортного фактора на эффективность внешнеэкономической деятельности. Транспортные услуги в цене отдельных видов товаров во внешней торговле достигают 40 % и более. Поэтому рациональное ис­пользование транспортной системы страны, внедрение прогрессивных видов перевозок способствуют сокращению транспортных затрат и по­вышению экономической эффективности внешней торговли.

Экономическая эффективность транспортного обслуживания внеш­неэкономических связей, как правило, рассчитывается при выборе направлений перевозок, видов транспорта, способа перевозки, выборе наиболее эффективных вариантов развития международных сообщений, оценке эффективности деятельности транспортных и внешнеторговых организаций.

Величина транспортной составляющей в цене экспортного или им­портного товара зависит от базиса поставки. Если товар поставляется «с завода», то транспортные затраты продавца минимальны, а покупателя - максимальны. В этом случае в экспортную цену товара включаются только затраты по его упаковке. При поставке товара на условиях «по­ставка с оплатой пошлины», наоборот, затраты продавца максимальны, а покупателя - минимальны. В данном случае в экспортную цену товара включаются затраты на упаковку, доставку до основного перевозчика, на все погрузочно-разгрузочные и перегрузочные операции в процессе доставки, оплату основного транспорта и доставку от основного транс­порта до склада предприятия, оплату таможенных сборов и пошлин, страхование груза в случае его порчи или утраты, затраты на транспортно-экспедиторское обслуживание.

В стране с устойчивой рыночной экономикой, развитой транспортной системой, работающей в условиях здоровой конкуренции между видами транспорта, экономический эффект транспортного обеспечения внешне­экономических связей предприятия отдельно не рассчитывается. Транс­портное обеспечение является одной из составляющих общей эффективно­сти внешнеэкономических связей предприятия или фирмы. В этом случае в расчеты не обязательно включать вариант перевозки с минимальными затратами на транспорт, поскольку дополнительные затраты на передви­жение товара могут окупиться за счет снижения расходов предприятия по другим элементам сферы обращения. Выбор типа подвижного состава, способа перевозки определяется предприятием на основе минимизации влияния тарифов, фрахта и других транспортных и нетранспортных рас­ходов на величину прибыли предприятия от конкретной торговой сделки при доставке товара от «двери» отправителя до «двери» получателя.

В общем виде в транспортную составляющую цены внешнеторго­вого товара необходимо включать затраты, связанные со следующими операциями:

Подготовка товара к транспортировке на складе отправителя, его упаковка и хранение;

Погрузка товара на транспортное средство первого перевозчика;

Транспортировка груза со склада отправителя в пункт передачи товара второму перевозчику;

Транспортно-экспедиторское обслуживание на первом этапе перевозки;

Аренда транспортного оборудования на первом этапе перевозки (контейнеры, средства пакетирования и др.);

Выгрузка товара в пункте перевалки;

Хранение товара в пункте перевалки;

Погрузка товара на транспортное средство второго перевозчика;

Оплата таможенных пошлин и сборов;

Страхование груза на случай его порчи или утраты;

Транспортно-экспедиторское обслуживание и другие виды услуг;

Транспортировка товара вторым перевозчиком;

Аренда транспортного оборудования на втором этапе перевозки;

Выгрузка товара из транспортного средства второго перевозчика;

хранение товара в пункте перегрузки и перегрузка на транспортное средство следующего перевозчика. Повышение эффективности и качества внешнеторговых пере­возок во многом определяется объемом внедрения прогрессивных транспортно-технологических систем (TTC) в транспортный процесс и их разнообразием.

При формировании TTC можно выделить следующие направления их развития:

Комбинирование разных видов транспорта, позволяющее ликви­дировать лишние перегрузки груза;

Разделение на стоянке основных частей транспортного средства (грузового помещения и энергетической установки с движителем), чтобы под грузовыми операциями отвлекалась только грузовая часть и расходы по ее содержанию были бы минимальными;

Укрупнение грузовых мест для повышения интенсивности грузовых операций в пунктах перевалки товара с одного вида транспорта на другой при наименьших материальных и трудовых затратах (контейнеризация, применение поддонов и др.);

Применение новых принципов перемещения с целью резкого по­вышения скоростей доставки ценных грузов.

Внедрение прогрессивных TTC требует создания специализиро­ванного подвижного состава, перегрузочных механизмов, изменений в технологических процессах, новых форм взаимоотношений между смежными видами транспорта. Однако основное звено прогрессивных TTC - комплексы специализированных технических средств.

Наиболее важной является контейнерная ТТС. Она включает в себя: специализированный флот судов-контейнеровозов различной грузовме­стимости; специализированные перегрузочные комплексы; специали­зированный железнодорожный и автомобильный подвижной состав; склады комплектации или расформирования контейнеров; устройства и сооружения для технического обслуживания, ремонта контейнеров и средств механизации; систему информационного обеспечения; парк универсальных и специальных контейнеров.

Основной экономический эффект от применения прогрессивных TTC связан с экономией затрат на упаковку и погрузочно-разгрузочные работы, с повышением сохранности грузов, ускорением доставки и - при высокой интенсивности обработки подвижного состава - с сокращением эксплуатационных расходов, инвестиций на перевозку грузов.

Экономическая эффективность прогрессивных ТТС также связана и с координацией взаимодействия отдельных видов транспорта. Это позволяет существенно сократить простои подвижного состава, более эффективно использовать перегрузочную технику, снизить затраты труда работников, занятых в этих перевозках.

Организация внешнеторговых и транзитных железнодорожных перевозок

Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопро­сы международного сотрудничества, в том числе и в области железно­дорожных перевозок, являются международные соглашения. В области железнодорожного транспорта первой организацией международного сотрудничества для советских железных дорог стала Организация со­трудничества железных дорог социалистических стран (ОСЖД). На ОСЖД были возложены вопросы развития экономических связей в области железнодорожного транспорта между социалистическими странами. Для организации и осуществления перевозок первым было заключено Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г. В на­стоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, бывшие социалистические страны Азии (Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые денонсировали СМГС, однако готовы пользо­ваться его положениями, пока с ними не подписано новое подобное соглашение. СМГС - многостороннее соглашение, заключенное на ведомственном уровне. Из характера СМГС следует, что оно регулирует взаимоотношения между железными дорогами стран - его участниц при осуществлении ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза и по крайней мере еще одна железная дорога другой страны-участницы впо­следствии также задействована в данной перевозке.

В СМГС приведены унифицированные правила перевозок грузов и пассажиров, касающиеся условий перевозок по родам грузов и странам, ограничений и дополнений к основным условиям, претензионных про­цедур и др.

Важная задача СМГС - создание единого регламента в вопросах, связанных с закл ючением международного договора перевозки, содержа­нием взаимных прав и обязанностей сторон, с результатом его невыпол­нения и урегулированием претензий, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (т.е. получателя груза). Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к железным дорогам, заключившим его, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС.

В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца. Комплект состоит из пяти листов.

1.Оригинал накладной - сопровождает отправку до станции назна­чения и выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим грузом.

2.Дорожная ведомость - сопровождает отправку до станции назна­чения и остается на дороге назначения.

3.Дубликат накладной - выдается отправителю после заключения договора перевозки.

4.Лист выдачи груза - сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения.

5.Лист уведомления о прибытии груза - сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом на­кладной и грузом.

В пути следования в перевозочные документы вносятся сведения обо всех операциях с грузом, таких как: перегрузка на пограничной станции в вагон другой колеи, проверка состояния тары, проверка состояния груза и т.п. В документах проставляется также время прохождения грузами пограничных станций. Все эти данные заверяются подписями работни­ков дороги и календарными штемпелями станции. Сопроводительные документы, касающиеся выполнения в пути таможенных, санитарных, ветеринарных и других формальностей, отправитель прикладывает к накладной, перечисляя их в соответствующей графе.

Положения СМГС предусматривают, что при перевозке грузов по документам прямого железнодорожного сообщения от станции отправ­ления на железной дороге страны отправления до пограничных станций провозная плата взимается по тарифам, принятым для внутреннего со­общения. То же установлено для перевозок грузов по железной дороге страны назначения.

При транзитном сообщении за транспортировку по железным доро­гам страны отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран - по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата по кратчайшему расстоянию между теми по­граничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие по­граничные станции по более короткому пути, и тогда плата взимается по фактическому маршруту. Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте. За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнительные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в остальных случаях - по ставкам тран­зитных тарифов. СМГС в начале 50-х гг. был принят Единый транзит­ный Транзитные тарифы - это важнейшая составная часть СМГС. Одновременно с тариф (ETT). Основная его цель - создать благоприятные условия для развития перевозок внешнеторговых грузов транзитом по железным дорогам стран - участниц СМГС. Этот документ предназначен для исчисления и оплаты стоимости транзитных перевозок грузов по всем железным дорогам стран - участниц данного соглашения для опреде­ления порядка оформления перевозок с назначением в третьи страны, не участвующие в нем.

При разработке ETT его ставки были определены на основе наи­более низких национальных тарифов, которые в тот период приме­нялись для транзитных перевозок грузов между членами СМГС. При этом предусматривалось, что, если какая-либо страна установит более низкие тарифы, соответственно меняется общий для всех них уровень транзитным тарифов. Так, в 1953 г., когда к СМГС присоединилась КНР и ее тарифы оказались ниже, ETT был пересмотрен в сторону снижения.

С тех пор на железных дорогах стран - участниц СМГС произошли существенные изменения (модернизация самих дорог и станционного хозяйства, реконструкция железнодорожных станций, появление но­вого парка вагонов), которые потребовали новых капиталовложений. Увеличились эксплуатационные расходы железных дорог. Расширилась номенклатура грузов.

Все это вызвало необходимость общего пересмотра тарифа. В резуль­тате в 1977 г. было заключено соглашение о Международном транзитном тарифе (MTT). Этот документ подписали представители социалисти­ческих стран Восточной Европы и Монголии. MTT вступил в силу с 1 октября 1977 г. В настоящий момент оба тарифа (MTT и ETT) про­должают действовать, однако при перевозках грузов между Россией, странами СНГ и восточноевропейскими странами - участниками СМГС все расчеты за транзитные железнодорожные перевозки осуществляются по ставкам MTT, но в свободно конвертируемой валюте. По СМГС провозные платежи взимаются:

За перевозку груза по железной дороге страны отправления - с от­правителя, на станции отправления;

За перевозку по железной дороге страны назначения - с получателя, на станции назначения;

За перевозку по транзитным дорогам - с отправителя или с получа­теля в зависимости от базисных условий внешнеторговых контрактов.

Помимо СМГС, Россия имеет двусторонние соглашения со странами Балтии, а также с Австрией, Югославией, Турцией, Ираном, Финляндией и Афганистаном.

Эти документы предусматривают установление прямого железно­дорожного сообщения. Каждый из них включает Соглашение об орга­низации железнодорожного сообщения и выработанные на его основе правила об условиях перевозок.

Взаимоотношения железных дорог в рамках этих соглашений регули­руются также рядом дополнительных соглашений, инструкций, прави­лами пользования вагонами, пограничными соглашениями, правилами расчетов и другими согласованными документами. В них оговариваются условия транспортировки грузов, устанавливаются нормы ответствен­ности сторон, права и обязанности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей.

Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам (CIM). Это со­глашение - одно из старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890 г. в Берне (Швейцария), и потому его часто называют Бернской конвенцией. Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и Россия. В настоящее время ее участниками выступают 33 государства, большинство из них - страны Европы (и, в частности, Восточной Европы), а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока не участвует.

Международная конвенция - это межправительственное согла­шение. В соответствии с этим документом для решения вопросов, связанных с ним, один раз в пять-шесть лет созывается специальная конференция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца - накладная CIM, реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.

Весной 1980 г. в Берне проводилась конференция по пересмотру Конвенции, на которой было принято Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF). В части, касающейся органи­зации перевозок, оно базируется на положениях ОМ, за исключением отдельных вопросов.

Поскольку Россия и страны СНГ не являются участниками COT1F, то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Поэтому они осуществляются при помощи посредников, которые занимаются переотправкой российских внешнеторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС функции посредников взяли на себя железные дороги стран - участниц СМ ГС, которые, в свою очередь, участвуют в СОТ IF. Это стра­ны Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния), вступившие как в СМГС, так и в COTIF.


очень нужно

Квалифицированный специалист-экспедитор нашей компании возьмет на себя полную ответственность за ваш груз. Он гарантирует его грамотное сопровождение до точки назначения и абсолютную сохранность.

Тот, кто работает с большими объемами грузоперевозок на большие расстояния из разных концов ближнего и дальнего зарубежья по всей территории России, сталкивается с массой проблем. Профессиональная услуга по экспедированию груза снимает их.

Как услуга, экспедирование груза, появилась на нашем рынке сравнительно недавно, но быстро стала весьма востребованной. Чему удивляться, ведь грузоперевозки – крайне ответственный процесс, который имеет стратегическое значение для нормального функционирования и развития компании. И будь то поставки продукции на централизованные склады или торговые предприятия, или транспортировка различной техники до места её применения, или поставка технологического оборудования к месту его монтажа - груз должен быть доставлен в договорной срок и в полной сохранности. В противном случае возникнут незапланированные издержки, неприятно влияющие на конечный итог всего бизнес-процесса.

Экспедирование – это не просто доставка груза из точки А в точку Б, это очень трудоемкий и весьма непростой процесс.

Консультация профессионала бесплатно!

Консультирование оказываем по всем услугам в сфере ВЭД ,
исключая вопросы, связанные с алкогольной и табачной продукцией, оружием и боеприпасами, медикаментами и нефтепродуктами

или закажите звонок с сайта

Если вы стремитесь систематизировать и оптимизировать транспортные потоки на своем предприятии и упорядочить все, что связано с логистикой, мы настоятельно рекомендуем вам воспользоваться данной услугой. Итак, в чем заключается экспедирование грузов? Квалифицированный специалист-экспедитор нашей компании в рамках отведенных заказчиком ему полномочий, берет на себя полную ответственность за ваш груз. Он гарантирует его грамотное сопровождение от места загрузки и до места назначения (выгрузки). Успех достигается благодаря непрерывному контролю на всех этапах доставки: во время погрузки экспедитор следит за аккуратностью и грамотными действиями грузчиков, дает инструкции и контролирует безупречное оформление все необходимых товаросопроводительных документов и координирует любые изменения в последующем маршруте перевозки. Экспедирование грузов в случае необходимости предполагает квалифицированную перегрузку перевозимого товара.

Немаловажное преимущество данной услуги и в том, что осуществляется страхование грузов. Это позволяет даже при экстренных и непредвиденных ситуациях свести к минимуму материальные потери вашего предприятия. Иными словами, страхование грузов предоставляет вам максимум уверенности и спокойствия за перевозимый товар.

Не полагайтесь на случай! Экспедирование грузов доверяйте только профессионалам, что избавит вас от лишней головной боли, а бизнес сделает еще более отлаженным и прибыльным.

- Как мы работаем

Этап 01

Первая встреча
Получение и анализ информации

Получение полной информации о характере груза (вес, объем, количество единиц и другие необходимые для предварительных расчетов характеристики), месте загрузки, пункта доставки.
- Анализ полученной информации и заключение договора на оказание услуг.

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных про­цессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосред­ст­венно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимате­лями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получе­ния прибыли всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различных экономических систем, включая транспорт. Государственные железные дороги очень распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, авто­мобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не соз­дает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребле­ния и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной особенностью транспорта является эффект, возникающий при пере­возке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транс­порта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продук­цией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товаро­обмене. С одной стороны транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью зарубежных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международ­ных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния – от изготовителей до потребителей.

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью догово­ров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нор­мах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обя­зательное пересечение границы, как минимум, хотя бы двух смежных стран.

Таблица 4.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

Признак классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобиль­ные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, ми­неральные удобрения, генеральные или штучные. С налив­ным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортно-технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками,

с переотправкой по одному или нескольким договорам пере­возки

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или по­купателем, заказчиком товара, перевозчиком-посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последо­вательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнетор­говой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешне­торговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспор­тировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросо­проводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций , включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отноше­ния, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и между­народными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транс­портными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.

Находясь в условиях жесткой конкуренции, любая российская компания, занимающаяся оказанием услуг, стремится найти ресурсы, которые помогут ей выдвинуться на первый план, стать лидером в своей области. Знание основ внешнеэкономической деятельности и умение применить его на практике - залог повышения статуса транспортно-логистической компании, т.к. ВЭД - это прежде всего осуществление экспортно-импортных операций, а транспортно-логистические компании не занимаются торговыми услугами. Таким образом, данный комплекс услуг является дополнительным видом деятельности подобных компаний.

Предстоящее вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию) открывает заманчивые перспективы. Осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это неотъемлемая часть функционирования сегодняшнего транспортно-логистического рынка. Попытаемся определить, что подразумевается под понятием ВЭД.

Прежде всего, это грамотное и профессиональное с юридической точки зрения составление контрактов и внутренних соглашений. В данном случае контракты - соглашения сторон о поставке товара, имеющие юридическую силу и предоставляемые таможенным органам при осуществлении соответствующего оформления. Внутренние соглашения имеют дополнительный характер и оформляются по требованию иностранных партнеров для детализации перечня услуг. Такие соглашения, как правило, не имеют юридической силы, т.е. они не являются гарантом поставки. Сегодня многие экспедиторские компании готовы оказать клиенту помощь в согласовании пунктов контракта, детально объясняя иностранному партнеру ценность каждого условия.

ВЭД также подразумевает подготовку полного пакета документов, содержащего счет-фактуру, спецификацию, упаковочный лист и все необходимые документы таможенного оформления груза на территории РФ. Часто клиенты не хотят подготавливать документы такого рода или просто не знают, как они должны выглядеть, где и какие данные необходимо указывать. Кроме того, иногда возникает путаница относительно поставляемого товара. Он может не соответствовать заказу, сделанному клиентом, например, из-за того, что при переводе прайс-листа на другой язык произошли изменения в названии товаров. Клиент может отказаться от груза, но что делать, если его заказ срочный и от поставки в срок зависит работа целой организации. Таким образом, выбор будет сделан в вашу пользу, если вы сможете обеспечить доставку груза в срок и без ошибок.

Как уже упоминалось, ВЭД подразумевает также подготовку разрешительных документов для прохождения таможенного контроля: санитарноэпидемиологического сертификата, сертификата соответствия (ГОСТ РФ), разрешения Министерства связи и др. Набор необходимых документов зависит от особенностей товара и от мер нетарифного регулирования ввоза продукции. Стоит отметить, что не все знают, как получить разрешительный документ, какую информацию предоставить и куда обращаться в итоге. Компании, в пакет услуг которых входит данный функционал, могут получить документы в достаточно короткий срок, т.к. данный механизм у них уже отработан до мельчайших деталей.

Отметим еще один важный компонент ВЭД - осуществление финансовой деятельности. Проблему получения уже «очищенного» товара (находящегося в свободном обращении) на территории РФ без осуществления отдельных денежных переводов (за товар, перевозку и терминальную обработку груза, таможенные и транспортно-экспедиторские услуги) можно достаточно легко решить на профессиональном уровне. Не все компании занимаются ВЭД, многие не имеют необходимой регистрации и ведут торговую деятельность только на территории РФ, не привязывая себя к внешнеторговым договорам купли-продажи.

Таким образом, если проанализировать все вышесказанное относительно ВЭД, то становится понятно, что практически все транспортно-логистические компании осуществляют ее и стремятся не только расширить свое активное поле, но и улучшить качество оказываемых услуг. Если у вас нет опыта в этой области, то лучше обратиться к фирмам, занимающимся аутсорсингом ВЭД.

С чего начать?

Если вы планируете осуществление экспор-тных/импортных операций, то прежде всего обратите внимание на контракт - это единственный документ, защищающий ваши права. Любой внешнеторговый контракт должен содержать стандартный набор пунктов, прописанных в любом учебнике. Обратим особое внимание на те из них, которые в идеале обсуждаются еще на стадии переговоров.

1. Предмет контракта. Прежде всего, необходимо понимать, что ваш контракт будет представлен двум инстанциям:

■коммерческому банку, обслуживающему ваши операции;

■таможенным органам РФ при осуществлении соответствующего оформления груза.

В контракте можно указать наименование товара, его количество и стоимость. Если же вы не определились, что конкретно будете ввозить/вы-возить, то можете указать лишь сферу использования товара, например, «Продукция для химической промышленности». Такой вариант довольно часто используется, а контракт в этом случае носит название рамочного. Стоимость товара по рамочному договору обычно определяется калькуляцией всех его приложений, в которых указывается характеристика товара, его количество, стоимость, также могут быть прописаны сроки поставки.

2)Условия поставки: правила INCOTERMS 2000. Они носят рекомендательный характер, т.е. вы не обязаны следовать им, но на практике на эти правила всегда делается ссылка. Данное условие также оказывает влияние на расчет таможенной стоимости ввозимого/вывозимого товара. Важно, что правила INCOTERMS 2000 регулируют не переход права собственности на товар, а ответственность за порчу или утрату груза. Осуществление перехода права собственности на товар должно быть урегулировано отдельным пунктом контракта.

3)Стоимость товара. В контракте обязательно должна фигурировать данная величина как налогооблагаемая база с указанием условия поставки товара. Если контракт - рамочный, то необходимые сведения должны содержаться в приложениях. Следует обратить внимание на то, что валюта контракта и валюта платежа могут не совпадать. В этом случае сторонам следует оговорить данное условие в отдельном пункте.

4)Гарантия. В зависимости от характера груза данный пункт контракта может быть как чрезвычайно важным, так и наоборот. В основном он имеет значение для импортеров высокотехнологичного оборудования, запасных частей, оборудования для нефтехимической, горнодобывающей промышленности и цветной металлургии. Гарантия на поставляемое оборудование должна защищать интересы обеих сторон, поэтому обычно ее срок и четкая формулировка устанавливаются на стадии переговоров и вносятся в проформу контракта уже на начальной стадии обсуждения.

5)Санкции. На данный пункт следует обратить особое внимание, а именно: в суде какой страны будут проводиться слушания в случае возникновения разногласий между вами и вашим контрагентом. Если изначально не определить это в контракте, вступят в силу правила международного арбитража.

Необходимо обратить особое внимание на то, что контракт должен быть подписан обеими сторонами. Двуязычный документ подписывается каждой стороной в русском и иностранном варианте.

Также не стоит забывать о том, что в контракт можно вносить уточнения посредством дополнительных соглашений, причем последние должны быть правильно оформлены с юридической точки зрения, вступать в силу при подписании их обеими сторонами и предшествовать осуществлению операций, уточняющихся данным соглашением.

Таким образом, внешнеторговый контракт должен быть составлен так, чтобы защитить ваши интересы и не противоречить нормам российского и международного права. Особое внимание стоит уделить разработанным Международной торгово-промышленной палатой условиям поставки INCOTERMS 2000 и методам определения таможенной стоимости товара (Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 ред. от 10.11.06 «О Таможенном тарифе, Федеральный закон РФ от 08.11.05 №144- ФЗ).

Взаимоотношения с отправителем груза

Если отправитель груза и его производитель являются одним и тем же юридическим лицом, то процесс согласования и составления контракта на поставку товара будет осуществляться аналогично вышеизложенному. В связи с упрощенной процедурой ВЭД за рубежом иностранные контрагенты, как правило, осуществляют свою деятельность на основании выставленных счетов-фактур и достаточно редко заключают между собой контракты на поставку продукции. Если груз отправляет посредник, вам следует оговорить:

■получение от производителя груза гарантий на поставку товара;

■правильность оформления сертификата происхождения и сертификата качества;

■получение копии экспортной декларации на товар, которая будет необходима в ходе таможенного оформления при ввозе товара на территорию РФ.

Если в процессе прямого контакта с производителем во время перевозки груза вы сможете решить данные вопросы, то посредник предоставит вам лишь окончательный вариант результатов переговоров. Подчеркиваем, что экспортная декларация предоставляется согласно условиям INCOTERMS 2000, за исключением EXW (франкозавод).

Таможенная стоимость товара

Ранее уже был сделан акцент на понятии таможенной стоимости товара и методов ее вычисления согласно таможенному законодательству РФ. Необходимо понимать, что любой из упомянутых методов может быть обоснован декларантом и таможенным брокером, осуществляющим процесс таможенного оформления. Согласно ст. 323, 363 ТК РФ таможенные органы вправе требовать любые документы, подтверждающие стоимость товара. Основное противоречие заключается в том, что таможенные органы должны выполнять контролирующую и фискальную функцию и исчислять таможенные платежи с реальной стоимости продукта в условиях российской действительности. Если в результате переговоров с производителем цена достигла чрезвычайно низкого уровня, вам придется документально подтвердить этот факт, причем таможенные органы отнесут вашу сделку в разряд демпинговых, т.е. будут рассматривать вопрос об исчислении таможенных платежей с полной суммы контракта. Часто цена товара сравнивается с внутренней российской стоимостью, т.к. таможенные органы не владеют базой данных всех импортеров той или иной страны в силу конфиденциальности информации. Таким образом, на практике получается замкнутый круг: каким бы ни был размер скидки, полученной вами в процессе покупки, пошлину государству вы должны заплатить с учетом среднего международного уровня цен.

Доказательством реальности стоимости является ряд документов, предоставляемых таможенным органам по требованию. При этом требование или уведомление должно иметь соответствующую форму и содержать не только ссылку на ст. 323, 363 ТК РФ, но и представлять детальное и подробное обоснование сути претензии. Несоблюдение норм также является нарушением (прежде всего со стороны уполномоченных органов) и может быть рассмотрено в судебном порядке в вашу пользу.

Проблемы в процессе

В сфере международных перевозок постоянно возникают проблемы, которые просто невозможно предугадать и которые затрагивают специфические аспекты ВЭД. Например, вы обращаетесь в экспедиторскую компанию и просите осуществить международную перевозку груза. Агент связывается с вашим отправителем и выясняет, что согласно составленному контракту вы забираете груз на условиях EXW (INCOTERMS 2000), т.е. оформляете груз в стране отправления. Проблема пустяковая, но с вашей стороны потребуется время для ее решения. Проще всего обратиться к представителям вашей логистической компании, которые могут:

■оформить экспортную декларацию (в том случае, если агент предоставляет услуги такого рода);

■оформить дополнение соглашения к вашему контракту, в котором будут оговорены или стоимость оформления, или любое другое условие поставки;

■провести экстренные переговоры с отправителем по вопросу оформления вывозимого товара на основании выставленного им счета-фактуры за услуги.

В любом из вышеперечисленных вариантов клиент получает решение данной проблемы быстро и качественно.

Еще одним наглядным примером проблем, возникающих в процессе доставки товара, является поставка на условиях DDP (INCOTERMS 2000). Многие иностранные компании, стремящиеся освоить российский рынок, заключают контракты на условиях оплаты расходов в полном объеме, связанных с доставкой груза и таможенным оформлением. Однако проблема заключается в том, что для российской таможни подобные условия поставки не характерны. В результате возникает ряд вопросов и уточнений, которые можно решить только в случае правильного оформления контракта, спецификации и счета-фактуры, в которых детализированы цена и условия поставки, а также стоимость доставки товара до границы РФ. Также необходимо быть готовым к тому, что на этапе согласования вам придется неоднократно объяснять иностранному партнеру все особенности российских реалий, чтобы получить от него документы, необходимые для въезда в Россию. Среди них те, которые отражают ваши расходы до момента оформления выпуска товара в свободное обращение на территории РФ.

Приведем еще один пример. В оформлении транспортных документов на груз перевозчиком была допущена ошибка, и вместо двух кодов ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) он указал один. Проблема, на первый взгляд, несложная. Однако это грозит пересмотром ставки таможенной пошлины на ваш товар, что в итоге может привести к финансовым убыткам.

Еще раз отметим важность обязательных знаний международных правил поставки. Обратимся к примеру. Поставка груза осуществляется на условиях CIF. При выгрузке товара с судна обнаруживаются его видимые повреждения. В результате возникает вопрос, кто именно будет нести ответственность за порчу. Все зависит от момента возникновения повреждений. Если у вас есть расписка капитана о приеме груза на судно и в ней ничего не сказано о состоянии товара, то ответственность лежит на вас. Вопрос со страховой компанией придется решать вам как импортеру груза, т.к. по условиям CIF в момент перемещения груза с судна ответственность за порчу товара переходит от Продавца к Покупателю (аналогично условию FOB).

Можно привести много примеров возможных проблем, связанных с документооборотом и таможенным оформлением. Главное, что наличие необходимых знаний у сотрудников экспедиторских компаний и творческий подход с их стороны к решению сложных задач играют ведущую роль в получении заказа на поставку и удержании клиента.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сегодня на рынке транспортно-логистических услуг больше ценится качество обслуживания, а не ценовой показатель. Для того чтобы качество предоставляемых вами услуг было соответствующим, необходимо обладать способностью предугадывать и оперативно решать любые проблемы вашего клиента. Комплекс услуг ВЭД дополнит ваш пакет и повысит конкурентоспособность вашей компании, поможет привлечь клиента, стремящегося полностью освободить себя от таможенных головоломок и решения вопросов с налоговыми органами.

Журнал Л ОГИСТИКА СЕГОДНЯ ■ 02(26)2008

Производство - это результат той или иной экономической деятельности, и чтобы ее начать необходимо наличие того, кто будет производить и того, из чего будут производить.

В экономической науке выделяют четыре фактора производства:

предпринимательство (в нашем случае предпринимательство - это оказание транспортных услуг).

Под трудом подразумевается деятельность человека, направленная на достижение какого-либо полученного результата.

Капитал - представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для перевозки материальных благ (грузов).

Земля - говорим не только о земле, но и о воде, воздухе и все прочие блага, которые природа предоставляет в пользование человека.

Предпринимательство - это особый фактор, при помощи которого происходит соединение трех перечисленных факторов.

Т.о. современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных благ и услуг, так и нематериальных.

Материальное производство (промышленность, с/х, транспорт и т.п.).

Нематериальное производство (образование, здравоохранение и т.п.).

В современном обществе очень немногие потребности могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки груза, либо для людей. Т.о. транспорт - часть экономической деятельности, связанный с увеличением степени удовлетворения потребностей людей посредством изменения географического положения людей и товара. Транспорт - это средство, при помощи которого можно перемещать все виды ресурсов во все необходимые места.

Роль транспорта во внешнеэкономической деятельности предприятия

Транспортные операции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия тесно связана с транспортным обеспечением, которое является одною из важных составляющих процесса организации доставки товаров от места их изготовления к месту потребления. В сущности оно идентично товарообороту, которое базируется на концепции логистики. Вместе с тем транспортное обеспечение целесообразно рассматривать как самостоятельный аспект системы товарооборота, который имеет свою специфику.

Под транспортным обеспечением понимают совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и составляют единственную транспортную систему, которая объединяет операции, связанные с производством и обращением продукции.

Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основное связывающее звено между продавцом и покупателем.

Особенности транспортных услуг.

Транспортные услуги имеют свои особенности.

1. Транспорт не производит новый товар или продукт, но именно благодаря перемещению их с одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление выработанных товаров. Перемещение товаров, продукции с места производства к месту потребления и является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт, его транспортные услуги.

2. Действие транспортных услуг выражается в таком полезном эффекте, который не может возникать, сохраняться и реализоваться в отрыве от транспорта. Вместе с тем производство транспортных услуг неотрывно от их потребления. Транспортные услуги удовлетворяют потребности в момент своего проявления, то есть создание таких услуг совпадает с их потреблением.

3. Транспорт занимает особенное место в международном товарообороте. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда, внешнеэкономических связей. С другой стороны - транспортная индустрия выступает на мировых рынках экспортером своей продукции, частично, транспортных услуг.

4. Транспортные услуги, которые осуществляются в сфере ЗЕД, поддаются влиянию всех факторов, которые характеризуют развитие рыночной экономики. В первую очередь, это колебание цен на нефть, спроса и предложений на товары, а, соответственно, и на их перевозку; валютного курса; степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений разных государств и много других.

Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по покупке-продаже, коммерческий эффект внешнеторгового соглашения. Нарушение транспортного процесса часто ведет к материальным потерям експортера и импортера, делает отечественные товары неконкурентноспособными.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности является объективно необходимым. Часто грузовладельцу трудно ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний законодательства отдельных стран, международных конвенций (соглашений), технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, условий их работы, рынка посреднических услуг и др.

Поэтому, при необходимости отправления груза за границу, целесообразно в первую очередь установить тесные контакты с транспортными предприятиями и организациями, которые занимаются международными перевозками. При этом важно выбрать вид транспорта, которым вы хотели бы отправить груз за границу. Здесь нужно иметь в виду; что в современном мире функционирует шесть видов транспорта:

железнодорожный

автомобильный

воздушный,

трубопроводный.

Виды транспорта разделяются на водяной (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику.

Планирование отправления груза.

Планируя отправление груза и выбор транспорта, нужно учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, вид груза. Грузы, которые перевозятся, разделяются на генеральные, массовые и специальные. К генеральным относятся разные искусственные грузы (в упаковке или без нее). За размерами они разделяются на обычных, длинномерных (больше 3 м) и негабаритных. За массой - легкие и тяжелые (с массой больше 5 тонн за одну грузовую единицу).

К массовым относятся грузы, которые представляют собой определенную структурную массу которая перевозится в большом количестве без упаковки. К ним относятся наливные (нефть и нефтепродукты, газы, животные и растительные жиры, спирты и др.), навалочные (руда, концентраты, удобрения и др.), насыпные (зерно, сахар, сырец и др.) и лесные.

К особорежимным относятся грузы, которые хранят и перевозят при соблюдении специальных правил (опасные грузы, те, что быстро портятся и др.).

При выборе средств транспортировки нужно иметь в виду, что в некоторых случаях возможность выбора отсутствует. Например, грузы, которые быстро портятся, нужно перевозить авиатранспортом. Вместе с тем авиаперевозки не допускаются при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Основную часть перевозок морским транспортом составляют перевозки массовых наливных и специфических грузов (нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна но др.). Морской транспорт широко используется и для перевозки генеральных грузов.

Во-вторых, фактор времени. Известно, что самый быстрый способ доставки груза - это авиатранспорт. Однако он дорого стоит. Поэтому используется только тогда, когда нужно доставить груз за минимальный отрезок времени (продукты, которые быстро портятся, цветы и др.) В других случаях разрабатывают хорошо спланированные программы поставок, ориентируясь на планы перевозок транспортных компаний, во избежание дорогих поспешных перевозок. Товары желательно закупать в тех странах, из которых их удобнее доставлять.

В-третьих, стоимость перевозок. Не существует каких-то конкретных правил, которые позволяют определить точный процент стоимости транспортных расходов относительно стоимости товара. Здравый смысл подсказывает, что это должен быть небольшой процент, за исключением тех случаев, когда выбор отсутствует и можно использовать лишь один доступный путь - воздушный или сухопутный. В этом случае воздушные перевозки автоматически приравниваются к сухопутным перевозкам.

Каждый покупатель хотел бы, чтобы стоимость перевозки составляла небольшой процент от стоимости товара. Однако бывают случаи, когда выбор отсутствует и нужно платить за доставку груза высокую цену. А когда есть выбор, цена будет ниже. Например, небольшие и средние по объему партии грузов можно доставлять воздухом и по суше примерно по одинаковым ценам.

В-четвертых, безопасность перевозки. Хрупкое и драгоценное оборудование лучше перевозить воздушным транспортом. Товары, которые имеют высокую степень риска, относительно кражи (запчасти автомобилей, офисное оборудование, фармацевтические товары и т.п.), как правило, доставляются морским транспортом, в основном в контейнерах, хотя это стоит дороже.

Названные обстоятельства важно учитывать при выборе вида транспорта. Однако, вид транспорта во многом зависит от того, что в первую очередь интересует грузоотправителя. Если его интересует скорость доставки груза, он выбирает между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель - минимальные расходы, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. В западных странах более выгодно использовать автомобильный транспорт.

Нужно отметить, что в Украине объемы международных перевозок постоянно растут. Однако в настоящее время транспорт еще не обеспечивает потребность грузовладельцев в перевозках. Это связано с недостатком транспортных средств, некачественной и в значительной степени изношенной материально-технической базой, неудовлетворительной подготовкой грузов к транспортировке, недостаточной ответственностью транспортных организаций за порчу грузов в дороге, за их сохранение. Не в полной мере используются потенциальные возможности транспортного комплекса по развитию экспорта транспортных услуг.

Характер международных перевозок.

Рассматривая содержание отдельных транспортных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности, они определяются характером международных перевозок и классифицируются в зависимости от ряда признаков по

предмету транспортных операций (разделяются на грузовых и пассажирских);

виду транспорта (водяной, воздушный, наземный и смешанный);

виду товара (с генеральным грузом, массовым, наливным, газообразным);

периодичности (регулярные и нерегулярные);

порядку прохождения границы (перегрузочные и не перегрузочные перевозки);

транспортно-технологической системы (контейнерные, паромные, ролкерные и др.);

виду соединения (прямой и смешанный транспорт).

В часовом разрезе выделяют три группы транспортных операций:

1) операции, предшествующие внешнеторговому соглашению;

2) операции, которые появляются в процессе ее реализации;

3) операции после завершения соглашения.

К первой относятся такие действия, как планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры рынка транспортных услуг, тарифов и условий перевозки товаров, определения транспортного фактора в цене товара, транспортные и базисные условия поставки в контракте купли-продажи.

Вторая группа операций состоит из таких действий, как подготовка товара к транспортировке, заключению договора перевозки, оформления соответствующих транспортных и товаросопроводительных документов, страхование груза и оформление страхового полиса, подготовка и оформление грузовой таможенной декларации с учетом товарной номенклатуры (ТН) ЗЕД, расчет с перевозчиками, оформление таможенных формальностей, пограничных, санитарных, ветеринарных операций, оформление необходимых документов но др.

К третьей группе относятся операции, связанные с решением споров между грузополучателем и покупателем, если такие имеют место, предъявление претензий к искам, решения их в установленном порядке.

Транспортные операции могут осуществляться в разных местах: в пунктах отправления, по пути продвижения груза, в пунктах перевалки, на пограничных пунктах и у товарополучателя. Они могут проходить как в середине страны, так и за рубежом.

Виды сообщений

В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное и прямое.

Смешанное сообщение - это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). Каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.

Прямое сообщение - это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.

В специальной литературе часто встречается термин - прямое - смешанное сообщение. По сути он является синонимом прямого сообщения. Используя его, просто хотят подчеркнуть, что груз следует хотя и с перегрузкой (как бы в смешанном сообщении), но тем не менее по единому документу, выполняющему роль договора перевозки.